Научная статья на тему 'ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКУЛЬТЕТЫ СТРАСБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ ЭЛЬЗАСА В МЕЖВОЕННОЙ ФРАНЦИИ'

ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКУЛЬТЕТЫ СТРАСБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ ЭЛЬЗАСА В МЕЖВОЕННОЙ ФРАНЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Франция / Страсбург / университет / теология / католицизм / протестантизм / France / Strasbourg / university / theology / Catholicism / Protestantism

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Родин Илья Викторович

В статье анализируются задачи и обстоятельства воссоздания французского университета в Страсбурге в условиях возвращения Эльзаса по итогам Первой мировой войны и, в частности, работа двух теологических факультетов — католического и протестантского. Деятельность обновленного Страсбургского университета, благодаря теологическим факультетам представлявшего полный спектр программ высшего образования, и его развитие на протяжении всего межвоенного периода мыслились французской властью как важнейшая часть реализации концепции «французского Эльзаса» и в связи с этим всей национальной идеи Франции. Особенности политической роли Страсбургского университета раскрываются в статье через его характеристику как саморегулируемой системы, основанной на материалах специализированных брошюр и периодических изданий. В числе проанализированных источников присутствуют отчет об открытии университета (1919), справки об итогах конкурсов научных работ (1921, 1922), университетский сборник для иностранных студентов (1922), книга об истории протестантского высшего образования в Страсбурге (1923), обзоры немецкой прессы, выходившие в Страсбурге (начало 1920-х гг.), специальный номер газеты «Французский Эльзас» (1927) и программа занятий факультета протестантской теологии (1938). Дополнением к перечисленным материалам выступает историография межвоенной истории Страсбургского университета, представленная специальным выпуском журнала факультета католической теологии, изданным к 50-летию его перезапуска, а также ряд других статей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEOLOGICAL FACULTIES AT THE UNIVERSITY OF STRASBOURG AND THE POLITICAL ROLE OF ALSACE IN THE INTERWAR FRANCE

The article focuses on the objectives and circumstances of reestablishing the French university in Strasbourg in the context of the return of Alsace after the First World War, and, in particular, on the activities of two theological faculties, i.e. Catholic and Protestant. The reestablished University of Strasbourg had a full range of higher education programmes in France due to the theological faculties. Its activity and development during the whole interwar period were considered by the French authorities as an important part of the realisation of the concept of the “French Alsace” and, consequently, of the entire French national idea. The special features of the political role of the University of Strasbourg are described in the article through its characteristics as a self-regulated system based of special leaflets and periodical editions. The sources include the university opening report (1919), the reports on results of the academic papers’ competitions (1921, 1922), the university guide for foreign students (1922), the book dedicated to the history of protestant higher education in Strasbourg (1923), the overviews of the German press that were published in Strasbourg (early 1920s), the special issue of the newspaper “French Alsace” (1927) and the programme of courses on the faculty of Protestant theology (1938). In addition, the article uses the historiography of interwar University of Strasbourg represented by a special issue of the journal of the faculty of Catholic theology, published for the 50th anniversary of its reopening.

Текст научной работы на тему «ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКУЛЬТЕТЫ СТРАСБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ ЭЛЬЗАСА В МЕЖВОЕННОЙ ФРАНЦИИ»

Вестник ПСТГУ

Серия II: История. История Русской Православной Церкви.

Родин Илья Викторович, канд. ист. наук,

науч. сотрудник Школы философии и культурологии, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Россия, г. Москва irodin@hse.ru https://orcid.org/0000-0002-9710-3203

2024. Вып. 117. С. 117-126

Б01: 10.15382Миг112024117.117-126

Теологические факультеты Страсбургского университета и политическая роль Эльзаса в межвоенной Франции*

Аннотация: В статье анализируются задачи и обстоятельства воссоздания французского университета в Страсбурге в условиях возвращения Эльзаса по итогам Первой мировой войны и, в частности, работа двух теологических факультетов — католического и протестантского. Деятельность обновленного Страсбургского университета, благодаря теологическим факультетам представлявшего полный спектр программ высшего образования, и его развитие на протяжении всего межвоенного периода мыслились французской властью как важнейшая часть реализации концепции «французского Эльзаса» и в связи с этим всей национальной идеи Франции. Особенности политической роли Страсбургского университета раскрываются в статье через его характеристику как саморегулируемой системы, основанной на материалах специализированных брошюр и периодических изданий. В числе проанализированных источников присутствуют отчет об открытии университета (1919), справки об итогах конкурсов научных работ (1921, 1922), университетский сборник для иностранных студентов (1922), книга об истории протестантского высшего образования в Страсбурге (1923), обзоры немецкой прессы, выходившие в Страсбурге (начало 1920-х гг.), специальный номер газеты «Французский Эльзас» (1927) и программа занятий факультета протестантской теологии (1938). Дополнением к перечисленным материалам выступает историография межвоенной истории Страсбургского университета, представленная специальным выпуском журнала факультета католической теологии, изданным к 50-летию его перезапуска, а также ряд других статей.

Ключевые слова: Франция, Страсбург, университет, теология, католицизм, протестантизм.

Текущая работа университета в разные исторические эпохи всегда была тесно связана с общественным и политическим контекстом. В свою очередь общество и структуры власти также испытывают определенное воздействие университетской корпорации. Фактически речь идет о взаимовлиянии: среди его многочис-

© Родин И. В., 2024.

* Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований

И. В. Родин

НИУ ВШЭ.

ленных примеров есть наиболее выразительные, чьи особенности позволяют выявить целые пласты в культурной и политической истории того или иного города, региона и страны.

Впечатляющей иллюстрацией данного тезиса является Страсбургский университет, расположенный в столице Эльзаса — перекрестка культур, идей, религиозных течений и политических амбиций. Способы презентации университета и подходы к учебной и научной работе в условиях его функционирования как саморегулируемой системы, в частности организация приема студентов и оценивание исследований в период воссоздания «французского университета» в Страсбурге в связи с передачей Эльзаса Франции от Германии по итогам Первой мировой войны, позволяют раскрыть своеобразие вузовской траектории, характер образа региона и направления эволюции национальной идеи.

Особое значение в этой связи имела деятельность двух подразделений Страс-бургского университета, готовивших профессионалов в сфере богословия: факультета католической теологии и факультета протестантской теологии. Именно в Страсбурге, где исторически получили распространение и католицизм, и протестантизм, высшее теологическое образование было призвано дать пример религиозного и общественного согласия. В столице Эльзаса, чей университет со времен Средних веков славился своим медицинским факультетом, до 1793 г. осуществлялось преподавание католической и протестантской теологии. После потрясений Французской революции, в 1803 г., высшее протестантское образование возродилось в формате академии и семинарии. Вплоть до потери Эльзаса Францией в ходе войны 1870—1871 гг. Страсбург был его важнейшим центром в стране. Новый католический факультет в университете был основан значительно позже, в 1902 г., и официально утвержден Святым Престолом еще спустя год — всё это происходило в эпоху немецкого Эльзаса. Одной из главных целей его учреждения была германизация региона, где продолжали оставаться сильными позиции французского католицизма1.

Исторические траектории двух теологических факультетов пересеклись в условиях возрождения французского университета в Страсбурге в 1919 г. Мероприятия в связи с этим событием отличались исключительным масштабом и проходили в течение нескольких дней. По сути, они решали задачу политического утверждения Франции в Эльзасе после поражения Германии и демонстрировали новую, привилегированную роль региональной столицы. Ключевым событием было торжественное заседание 22 ноября 1919 г., на котором помимо руководства университета присутствовали президент и маршалы Франции, а также множество зарубежных гостей — из стран-союзников по Антанте и государств, придерживавшихся нейтралитета в период войны2. Исследователь Б. Мюллер подчеркивает, что подобный размах связан также с восприятием Страсбурга как своеобразного полигона для реформирования французской университет-

1 Cm.: Perrin L. Esquisse d'une histoire de la Faculté de théologie catholique de Strasbourg // Revue des Sciences Religieuses. 2004. T. 78. Fasc. 1: La théologie dans l'Université et dans l'Église. Centenaire de la Faculté (1902-2002). P. 128-129.

2 Cm.: Inauguration de l'Université de Strasbourg (21-23 novembre 1919) // Revue internationale de l'enseignement. 1919. T. 73. P. 394-395.

ской корпорации и даже в целом европейской системы высшего образования3. Дата 22 ноября была приурочена к годовщине вступления французских войск в Страсбург через несколько дней после подписания Компьенского перемирия, завершившего Первую мировую войну.

Хотя Франция оставалась парламентской республикой, должность президента имела существенное значение в политической системе. В связи с этим, среди выступлений на упомянутом торжественном заседании следует выделить речь президента Раймона Пуанкаре. Заявив о принципиально важной роли возвращения Эльзаса Франции в историческом контексте, он подробно остановился на презентации возрожденного Страсбургского университета и его характеристике как выдающегося образовательного и научного учреждения. В частности, он перечислил все факультеты, в том числе теологические, и кратко описал их направления деятельности. Столь серьезное внимание к деталям в программной речи, носившей политический характер и формировавшей положительный образ французского Страсбургского университета в противовес его немецкому аналогу, означает стремление показать реальную заинтересованность работой всех подразделений университета и, как следствие, сформировать у слушателей представление об исключительности данного высшего учебного заведения.

«Факультет протестантской теологии, факультет католической теологии и Высшая школа фармацевтики завершают этот гармоничный университетский ансамбль, который отныне достоин Эльзаса и Франции, и которому мы сможем придать еще больше величия и красоты»4, — подчеркнул Пуанкаре, подытожив представление факультетов.

В этой связи, являясь своеобразной «визитной карточкой» Страсбургского университета, католический и протестантский факультеты активно работали над привлекательным и востребованным у абитуриентов образом. В изданной в 1922 г. информационной брошюре об университете, подготовленной для иностранных студентов, теологические факультеты шли первыми в списке и получили эффектную и подробную характеристику5. Так, в разделе о факультете католической теологии специально подчеркивалось, что он открыт абсолютно для всех желающих, безотносительно не только имеющегося у будущего студента образования, но и степени его воцерковленности. По запросу на имя декана каждый интересующийся мог получить подробную информацию об учебном плане и особенностях подготовки.

«Факультет католической теологии ставит перед собой двойную цель: дать молодым студентам, планирующим церковное служение, полное образование в различных направлениях богословских исследований и открыть для тех, кто уже получил эту первичную подготовку, научные работы и методы»6, — заявлялось в соответствующей главе брошюры.

3 См.: Müller B. L'université de Strasbourg dans l'immédiat après-guerre (1919-1925). Lieu ou moment de reconfiguration des sciences sociales? // Revue d'histoire des sciences humaines. 2018. № 33. P. 211-240.

4 Inauguration de l'Université de Strasbourg... P. 415.

5 См.: La Faculté de Théologie Catholique. La Faculté de Théologie Protestante // L'Université de Strasbourg. Renseignements destinés aux étudiants étrangers. Strasbourg, 1922.

6 Ibid. P. 7.

В рамках открытия возрожденного французского университета на факультете католической теологии было почти вдвое увеличено число профессоров: с 8 до 15 человек. Авторы текста подчеркивали, что речь идет исключительно о ведущих и широко известных специалистах в сфере высшего теологического образования. Отдельный акцент был сделан на возможности студентов пользоваться обширной университетской библиотекой, особенно богатой специализированной теологической литературой. Кроме того, в структуре факультета работал Институт канонического права, характеризовавшийся как площадка для учебной и научной работы как религиозных, так и светских студентов. Учащихся факультета католической теологии также приглашали в общину, окормлявшую-ся непосредственно епископом Страсбурга. Статистические данные свидетельствуют о постепенном увеличении числа студентов факультета в межвоенный период. Данная динамика в начале 1920-х гг. связывается с волнами демобилизации после окончания войны, а позднее — с формированием устойчивого интереса к теологическому образованию в интеллектуальной среде как в самом Эльзасе, так и за его пределами7.

Косвенным подтверждением отводившейся факультету католической теологии особой общественной роли служит сам процесс его воссоздания. Несмотря на то что Страсбургский университет, сохранивший все существовавшие направления подготовки, был торжественно открыт как французский в 1919 г., юридическое подтверждение дипломов факультета католической теологии со стороны Римско-католической Церкви потребовало еще нескольких лет дипломатической работы. Следует подчеркнуть, что свою неоднозначную позицию по вопросу воссоздания факультета папское окружение считало нужным обсуждать с руководством Католического института в Париже, фактически противопоставляя его страсбургскому факультету8. Иными словами, французский католический факультет в Страсбурге утверждался в сложной борьбе светских и церковных групп влияния. В итоге, он получил уникальный правовой статус, отличный от конкордата 1802 г., регулировавшего взаимоотношения Святого Престола с Францией в целом. В связи с этим, итоговые положения о Страс-бургском университете были зафиксированы в двух специальных декретах мая 1924 г. за подписью Президента Республики9.

Отдельным и показательным направлением деятельности факультета католической теологии в новых политических условиях являлась публикация специализированного периодического издания — «Журнала религиозных наук» (Revue des sciences religieuses), в котором были представлены статьи по различным аспектам богословия, а также материалы по текущей учебной и научной ра-

7 Cm.: Nédoncelle M. Entre les deux guerres... // Revue des Sciences Religieuses. 1969. T. 43. Fasc. 3-4: Mémorial du cinquantenaire de la Faculté de théologie catholique, 1919-1969 (I). P. 273275.

8 Cm.: Perrin L. Op. cit. P. 130-131.

9 Cm.: Hauret Ch. La Faculté française de théologie catholique (1919) // Revue des Sciences Religieuses. 1969. T. 43. Fasc. 3-4: Mémorial du cinquantenaire de la Faculté de théologie catholique, 1919-1969 (I). P. 264-268.

боте факультета. Аналогичный научный журнал издавал факультет протестантской теологии10.

В числе публикаций «Журнала религиозных наук» большой интерес представляют справки об итогах конкурса теологических исследований, который факультет проводил на ежегодной основе11. Они были посвящены подробной оценке отправленных на конкурс работ и обоснованию выбора победителя, получавшего премию в размере одной тысячи франков, или его отсутствия. Как следует из данных справок, оценивание исследований производилось не только на основе главного критерия — степени раскрытия темы, но и в соответствии с уровнем творческого погружения авторов в нее. Авторы могли присылать на конкурс работы, написанные как на французском, так и на немецком языке.

В 1969 г., в честь 50-летия факультета католической теологии, было опубликовано два специальных выпуска данного журнала. В них присутствовал целый ряд статей по истории католического теологического образования в Страсбург-ском университете, написанных сотрудниками и руководителями факультета разных лет.

Особым образом в отдельной главе брошюры 1922 г. для будущих иностранных студентов Страсбургского университета был представлен факультет протестантской теологии, имевший более длительный непрерывный период работы: в отличие от католического образования, приостановленного в ходе Французской революции, школа протестантского богословия после потрясений возродилась. Соответственно, для протестантского факультета, начиная с 1919 г., было особенно актуальным обращение к исторической повестке французского Эльзаса XIX в. В этой связи, логичной являлась публикация в 1923 г. крупного труда, написанного доктором теологии и пастором церкви Святого Николая Ш. Т. Жерольдом, где подробно освещалась деятельность Протестантской академии и семинарии в Страсбурге в 1803—1872 гг.12 Как отмечает исследователь Л. Пер-рэн, французской власти в ее логике обновления теологического образования в Страсбургском университете даже проще было развивать протестантское богословие, несмотря на укоренение католических традиций, поскольку для нее было большим риском «наблюдать за подготовкой лютеранских пасторов Эльзаса в Германии»13. Важно подчеркнуть, что программа читаемых дисциплин на факультете протестантской теологии в 1938/1939 учебном году убедительно показывает, насколько фундаментальное и многостороннее богословское образование получали его студенты14.

10 См.: Mollat G. Les débuts de la Faculté française // Revue des Sciences Religieuses. 1969. T. 43. Fasc. 3-4: Mémorial du cinquantenaire de la Faculté de théologie catholique, 1919-1969 (I). P. 270.

11 См.: Résultat du concours annuel // Revue des Sciences Religieuses. 1921. T. 1. Fasc. 2; Résultat du concours de l'année 1921-1922 // Revue des Sciences Religieuses. 1922. T. 2. Fasc. 3.

12 См.: Gérold Ch. Th. La Faculté de théologie et le Séminaire protestant de Strasbourg (18031872). Une page de l'Histoire de l'Alsace. Strasbourg; P., 1923.

13 Perrin L. Op. cit. P. 131.

14 République Française. Université de Strasbourg. Faculté de théologie protestante. Programme des cours de l'année scolaire 1938-1939. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b10225264k. r=Universit%C3%A9%20de%20Strasbourg%20Facult%C3%A9%20de%20th%C3%A9ologie%20 protestante?rk=21459;2 (дата обращения: 27.02.2024).

Сам Страсбург создавал открытую среду для воцерковленных студентов католической и протестантской веры: в городе действовало шесть католических приходов, семь протестантских приходов лютеранского толка, а также три протестантские церкви кальвинистского толка15.

Привлечение иностранных студентов в целом в Страсбургский университет и, в частности, на оба теологических факультета, судя по характеру подачи информации в упомянутой специальной брошюре, должно было активно содействовать трансляции образа французского Эльзаса в европейской интеллектуальной среде. В этом отношении любопытно, как подготовлен раздел брошюры об архитектурных памятниках региона16. Прежде всего необходимо отметить большое внимание, которое А. Аллэ, автор данной статьи, уделил его церковному строительству. Он подробно рассказал о многочисленных выдающихся церквях и соборах Эльзаса, подчеркивая их художественные преимущества. В их характеристике отмечается и существенное немецкое влияние, а кроме того, собственный культурный почерк региона, но особенно — воздействие французских традиций. Читателя убеждают в том, что именно вместе с Францией исторически происходило становление и развитие культурного наследия Эльзаса.

«При виде Страсбургского кафедрального собора Гёте заявил, что готическая архитектура — "немецкая архитектура". Данное мнение было законом на протяжении значительной части XIX века. Сейчас легенда разрушена: все знают, что готическая архитектура появилась в регионе Иль-де-Франс и оттуда распространилась по всей Европе»17, — пишет автор статьи, подчеркивая преимущественно французский облик Эльзаса.

Роль Страсбургского университета в целом в конструировании образа Франции после Первой мировой войны раскрывается еще одним важным источником — специальным выпуском газеты «Французский Эльзас», посвященным становлению и развитию вуза в новых внутренних и внешних реалиях18. В статьях этого номера идет речь об обстоятельствах воссоздания французского университета в Страсбурге, о сочетании французских и немецких культурных традиций, о достижениях вуза в сфере гуманитарного образования и, что особенно важно в международном аспекте, об учебе иностранных студентов, в частности русских и югославов.

К примеру, в открывающей выпуск статье «Страсбургский университет и французская университетская жизнь», ее автор Ф. Бальденспергер цитирует свою «страсбургскую формулу» из публикации 1920 г.: «сильная местная традиция, немецкий инструментарий, французское вдохновение», отмечая, что инструментарий был усовершенствован, вдохновение — приумножено, а местная традиция позволяет рассчитывать на то, что столица Эльзаса снова станет «перекрестком» в сфере образования и культуры19. Данную мысль развивает дру-

15 См.: Renseignements universitaires et extra-universitaires. Cultes // L'Université de Strasbourg... P. 47-48.

16 См.: Hallays A. Les monuments d'Alsace // L'Université de Strasbourg.

17 Ibid. P. 55.

18 См.: L'Alsace française. Revue hebdomadaire d'action nationale. 1927. № 47.

19 См.: Baldensperger F. L'Université de Strasbourg et la vie universitaire française // L'Alsace française. P. 928.

гой автор, Ш. Шмидт, в статье о страсбургском профессоре истории Ж. Паризе, цитируя его фразу о том, что «немецкий Эльзас» позволил Германии провести Реформацию, а «французский Эльзас» дал возможность Франции осуществить Революцию, и, таким образом, регион причастен к двум важнейшим вехам в истории Нового времени20.

Будущее Страсбурга как важного университетского центра представлено в прямой связи с будущим всей Франции в публикации доктора Ф. Доленже, посвященной Обществу друзей Страсбургского университета21. Деятельность данного фонда имела большое значение для развития университета, в частности для повышения его статуса в системе французского высшего образования. Достаточно сказать, что председателем Общества был президент Франции Рай-мон Пуанкаре. Автор статьи приводит высказывание будущего вице-президента фонда А. Аллэ (упомянутого ранее как автора статьи о достопримечательностях Эльзаса в брошюре об университете), в котором он объясняет концепцию создания данной структуры, предложенную покойным общественным деятелем П. Бюше: «Он считал необходимым связать с процветанием этого Университета не только Эльзас, но и всю Францию. Так у него родилась идея Общества друзей Университета»22. По словам А. Аллэ, в рамках подготовки данного проекта, вдохновитель фонда в решающие годы Первой мировой войны изучал опыт существующих аналогичных организаций во французских университетах. К моменту торжественного открытия воссозданного французского университета в Страсбурге в ноябре 1919 г. Общество уже было создано. Свой итоговый облик оно приобрело в 1920 г., когда был утвержден состав его правления. Количество участников быстро превысило 400 человек, причем к деятельности фонда активно подключились и представители союзников Франции, прежде всего Соединенных Штатов Америки.

В данном выпуске газеты также присутствовали отдельные статьи о работе таких структур Страсбургского университета, как факультет филологии и Германский институт, который, как отмечалось, продолжал выдающиеся традиции французской германистики. Как и ранее, подобная формулировка подразумевала отсутствие антинемецкой риторики. Логика создания культурного пространства «французского Эльзаса» в общественном сознании предполагала, прежде всего, акцент на положительном влиянии Франции на регион, а не формирование отрицательного образа Германии, которая скорее, в этом контексте, была представлена как страна, допустившая исторические ошибки.

Можно сказать, что после завершения Первой мировой войны противостояние Франции и Германии в каком-то смысле переместилось в сферу высшего образования: перед организаторами воссоздания французского университета в Страсбурге находился пример немецкого университета в столице Эльзаса, построенного в короткие сроки в 1870-е гг. в виде нового самодостаточного городского квартала и подчинявшегося напрямую центральной имперской власти

20 См.: Schmidt Ch. Georges Pariset // L'Alsace française. P. 929.

21 См.: Dollinger F. La Société des Amis de l'Université de Strasbourg // L'Alsace française. P. 930-932.

22 Ibid. P. 930.

в Берлине. Логика демонстрации того, как регион развивается после восстановления исторической справедливости, подразумевала задачу создать еще более привлекательные условия для работы сферы высшего образования. За первый год работы воссозданного французского Страсбургского университета в нем было организовано 107 профессорских кафедр и открыто 74 вакансии доцентов23. Любопытно, что ставка на столицу Эльзаса как на образовательный центр дала, например, такой существенный результат, как становление новой научной школы мирового уровня в сфере изучения истории, в связи с началом публикации в январе 1929 г. журнала «Анналы экономической и социальной истории» М. Блоком и Л. Февром.

В политическом плане идея культурного противостояния Франции и Германии, вероятно, виделась идеологам французского Эльзаса заслуживающей более значительной фиксации в общественном поле: об этом свидетельствует публикация под руководством профессора Страсбургского университета Э. Вермея специализированного издания, основанного уже упомянутым П. Бюше, — «Бюллетеня немецкой прессы» (Bulletin de la Presse allemande), в котором размещались обзоры статей на чувствительные послевоенные темы в газетах и журналах Германии, в том числе связанные с богословским высшим образованием. К примеру, в одном из номеров там был напечатан подробный пересказ немецкой статьи о сложностях набора студентов на факультеты протестантской и католической теологии Страсбургского университета в немецкую эпоху, связываемых как с отличиями в религиозной карте Франции и Германии вообще, так и с конфессиональной принадлежностью эльзасских предпринимателей (!) в частно-сти24. В другом выпуске был представлен критический обзор немецкой статьи о радикальных немецких теологах, стремившихся утвердить идеи национализма через искажение роли евреев в библейской истории25. В целом «Бюллетень немецкой прессы» производит впечатление издания, занимавшегося «мягкой» пропагандой идеи о том, что будущее Эльзаса должно быть связано исключительно с Францией.

Таким образом, концепция возрожденного французского Страсбургского университета как центрального элемента послевоенной жизни возвращенного Франции Эльзаса подразумевала новый этап в истории региона и страны. Находившийся под пристальным вниманием власти, университет был призван транслировать средствами образования и культуры идею французской исторической преемственности, опирающейся на опыт многовекового развития Эльзаса. Значительная роль в этой работе была отведена факультетам католической и протестантской теологии, которые отражали хрупкий баланс между сложным немецким прошлым и новым французским будущим. В этом смысле деятельность Страсбургского университета в межвоенный период становилась выразительным примером адаптации саморегулируемого сообщества к текущим внутренним и внешним политическим реалиям. Университет в целом и его теоло-

23 Cm.: Müller B. Op. cit. P. 211-240.

24 Cm.: Bulletin de la Presse allemande. № 230. 10 octobre 1922.

25 Cm.: Bulletin de la Presse allemande. № 195. 11 septembre 1923.

гические факультеты в частности оказывались в основе образа всей межвоенной Франции, искавшей равновесия в национальной идее.

Список литературы

Gérold Ch. Th. La Faculté de théologie et le Séminaire protestant de Strasbourg (1803-1872).

Une page de l'Histoire de l'Alsace. Strasbourg; P., 1923. Hauret Ch. La Faculté française de théologie catholique ( 1919) // Revue des Sciences Religieuses. 1969. T. 43. Fasc. 3-4: Mémorial du cinquantenaire de la Faculté de théologie catholique, 1919-1969 (I). P. 264-268. Mollat G. Les débuts de la Faculté française // Revue des Sciences Religieuses. 1969. T. 43. Fasc. 3-4: Mémorial du cinquantenaire de la Faculté de théologie catholique, 1919-1969 (I). P. 269-272.

Müller B. L'université de Strasbourg dans l'immédiat après-guerre (1919-1925). Lieu ou moment de reconfiguration des sciences sociales? // Revue d'histoire des sciences humaines. 2018. № 33. P. 211-240.

Nédoncelle M. Entre les deux guerres... // Revue des Sciences Religieuses. 1969. T. 43. Fasc. 3-4: Mémorial du cinquantenaire de la Faculté de théologie catholique, 1919-1969 (I). P. 273279.

Perrin L. Esquisse d'une histoire de la Faculté de théologie catholique de Strasbourg // Revue des Sciences Religieuses. 2004. T. 78. Fasc. 1: La théologie dans l'Université et dans l'Église. Centenaire de la Faculté (1902-2002). P. 125-136.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2024. Vol. 117. P. 117-126 DOI: 10.15382/sturII2024117.117-126

Ilya Rodin,

Candidate of Sciences in History, Researcher,

School of Philosophy and Cultural Studies, National Research University Higher School of Economics Moscow, Russia irodin@hse.ru ORCID: 0000-0002-9710-3203

Theological Faculties at the University of Strasbourg and the Political Role of Alsace in the Interwar France*

I. Rodin

Abstract: The article focuses on the objectives and circumstances of reestablishing the French university in Strasbourg in the context of the return of Alsace after the First World War, and, in particular, on the activities of two theological faculties, i.e. Catholic and Protestant. The reestablished University of Strasbourg had a full range of higher

* The study has been carried out as part of the Programme for Fundamental Research at the National Research University Higher School of Economics (HSE University).

education programmes in France due to the theological faculties. Its activity and development during the whole interwar period were considered by the French authorities as an important part of the realisation of the concept of the "French Alsace" and, consequently, of the entire French national idea. The special features of the political role of the University of Strasbourg are described in the article through its characteristics as a self-regulated system based of special leaflets and periodical editions. The sources include the university opening report (1919), the reports on results of the academic papers' competitions (1921, 1922), the university guide for foreign students (1922), the book dedicated to the history of protestant higher education in Strasbourg (1923), the overviews of the German press that were published in Strasbourg (early 1920s), the special issue of the newspaper "French Alsace" (1927) and the programme of courses on the faculty of Protestant theology (1938). In addition, the article uses the historiography of interwar University of Strasbourg represented by a special issue of the journal of the faculty of Catholic theology, published for the 50th anniversary of its reopening.

Keywords: France, Strasbourg, university, theology, Catholicism, Protestantism.

Referencies

Hauret Ch. (1969) "La Faculté française de théologie catholique (1919)". Revue des Sciences Religieuses, 1969, vol. 43, no. 3-4, pp. 264-268.

Mollat G. (1969) "Les débuts de la Faculté française". Revue des Sciences Religieuses, 1969, vol. 43, no. 3-4, pp. 269-272.

Müller B. (2018) "L'université de Strasbourg dans l'immédiat après-guerre (1919-1925). Lieu ou moment de reconfiguration des sciences sociales?". Revue d'histoire des sciences humaines, 2018, vol. 33, pp. 211-240.

Nédoncelle M. (1969) "Entre les deux guerres.". Revue des Sciences Religieuses, 1969, vol. 43, no. 3-4, pp. 273-279.

Perrin L. (2004) "Esquisse d'une histoire de la Faculté de théologie catholique de Strasbourg". Revue des Sciences Religieuses, 2004, vol. 78, no. 1, pp. 125-136.

Статья поступила в редакцию 31.10.2023

The article was submitted 31.10.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.