Вестник ПСТГУ
Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 108. С. 152-162 БО!: 10.15382МигП2022108Л52-162
Родин Илья Викторович, канд. ист. наук,
доцент кафедры истории политических учений, Факультет политологии, ФГБОУ ВО «Государственный академический университет гуманитарных наук» Россия, г. Москва ivrodin@gaugn.ru https://orcid.org/0000-0002-9710-3203
Второй Ватиканский Собор
«_» _ *
В ЗЕРКАЛЕ ФРАНЦУЗСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ И. В. РОДИН
Аннотация: Статья посвящена анализу деятельности и решений Второго Ватиканского Собора Римско-Католической Церкви в контексте истории 1960-х гг. и восприятию этого события в работах французских авторов 1980-2010-х гг. Внимание к позициям представителей французского интеллектуального сообщества по темам сессий Собора и соответствующим документам неслучайно. Католицизм во Франции напряженно искал выход из институционального кризиса, связанного с изменившейся ролью религии в жизни граждан. В этой связи большую роль сыграл провозглашенный на Соборе перезапуск отношений Церкви и общества. Кроме того, значительное влияние на концепции Второго Ватиканского Собора оказали идеи школы «нового богословия», ядро которой составила группа французских теологов. В статье показано, что Второй Ватиканский Собор и его решения получили высокую оценку во французской публицистике. Интерес авторов к общественным, политическим, культурным и теологическим аспектам дискуссий Собора позволяет говорить об их отношении к этому событию как к одному из ключевых в современной истории. Авторы статей и комментариев раскрывали особенности главной идеи Второго Ватиканского Собора: развитие диалога Церкви и мирового сообщества должно происходить в современных условиях. Французская публицистика в течение многих десятилетий открывала новые грани документов и решений Собора, подтверждая важность этого мероприятия для католического сообщества.
Ключевые слова: Второй Ватиканский Собор, Римско-Католическая Церковь, Франция, публицистика, общество.
Второй Ватиканский Собор 1962—1965 гг. и его влияние на направления развития Римско-Католической Церкви уже более полувека привлекают внимание французских историков и публицистов. Такой интерес вызван не только преобладанием католицизма в религиозной жизни Франции, но и связью Собора с контекстом 1960-х гг., оказавшихся для страны временем принципиально важ-
© Родин И. В., 2022.
* Статья подготовлена при финансовой поддержке в рамках выполнения ГЗ (государственного задания) ГАУГН по теме «Современное информационное общество и цифровая наука: когнитивные, экономические, политические и правовые аспекты» (FZNF-2020-0014).
ных общественных и политических перемен. Большое количество научных и научно-популярных работ посвящено обстоятельствам созыва Собора, его задачам, текущей деятельности в рамках сессий, итоговым достижениям, теологической трактовке документов и воздействию на идейную жизнь Франции. В этом смысле обилие книг и статей на эту тему показывает стремление авторов раскрыть значительную роль Собора в становлении их собственной религиозной и культурной идентичности, особенно начиная с 1980-х гг., то есть с определенной исторической дистанции. Анализ этого процесса в настоящей статье на примере нескольких публикаций 1980-2010-х гг. позволяет понять, какую роль отводило Второму Ватиканскому Собору интеллектуальное сообщество во Франции. Для этого требуется рассмотреть общественную и политическую ситуацию в Европе в конце 1950-х — 1960-е гг., направления работы Собора и его итоги, а затем дать характеристику конкретным публикациям, которые появились в последующие десятилетия.
Папство и созыв Собора: общественные и политические аспекты
К тому моменту, когда Папа Римский Иоанн XXIII в 1959 г. объявил о начале работы по подготовке к новому Собору, со времени завершения Первого Ватиканского Собора 1869—1870 гг. прошло уже почти 90 лет. Католический мир и человечество в целом преодолело беспрецедентный по историческому накалу период от милитаристской риторики Франко-прусской войны 1870—1871 гг. до пацифистской повестки конца 1950-х гг., от апогея европейской колониальной политики до начала массового становления независимых государств в Азии и Африке, от трансформации традиционного общества в индустриальное до первых признаков формирования информационной эпохи. Если Первый Ватиканский Собор мог прямо бросить вызов светской философии модерна эпохи масс и промышленных революций, то к рубежу 1950-1960-х гг. подобная постановка вопроса в принципе рисковала остаться за кадром общественных дискуссий: на повестке дня уже находились категории постиндустриального мира, прежде всего понятия личности и свободы.
Тем своевременнее оказалось решение созвать новый Собор в быстро меняющемся мире, к движению которого Римско-Католической Церкви нужно было чутко прислушиваться. Именно идея осмысленного соответствия современности, сформулированная в итальянском понятии «а££ютатеп1о», стала главной в рамках открывшегося мероприятия. Российская историография представлена рядом важных работ по данной теме1. Исследователи убедительно показывают, что несмотря на кажущуюся «замену старого новым», провозглашенный на Соборе принцип на самом деле означал обращение к истокам христианства, прежде
1 Иеромонах Иоанн (Булыко И. П.). Феномен «аяяюгпатепЮ» и Второй Ватиканский Собор // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер. «Гуманитарные и социальные науки». 2020. № 5. С. 98—105; Давыдов О. Б. «Новое богословие» в контексте эволюции католической мысли // Христианское чтение. 2017. № 6. С. 39—51; Калиниченко Е. В., Пономарёв В. П., Поташинская Н. Н., Пучкин Д. Э., Тюшагин В. В. Ватиканский II Собор // Православная энциклопедия. Т. 7. М., 2004. С. 268—303.
всего к опыту отцов Церкви, для того чтобы вместе с преобразующимся миром двигаться в будущее. Такой подход подразумевал стремление избежать нежелательных аналогий из церковной истории: слово «реформа» не использовалось, чтобы не проводить параллель с Реформацией, которая привела к появлению протестантских течений, а кроме того, отсутствовало и понятие «модернизация», близкое феномену «модернизма», который по своей сути как раз не соответствовал сформулированным задачам Собора2.
Открывшийся в Риме в октябре 1962 г. Второй Ватиканский Собор представлял 2,9 тыс. католических иерархов со всего мира. Участников этого форума принято называть «соборными отцами», и в таком сочетании слышится отсылка к традиции отцов Церкви, столь важной для его концепции. Заседания четырех сессий Собора последовательно проходили в 1962, 1963, 1964 и 1965 гг., а его закрытие состоялось в декабре 1965 г. После смерти Иоанна XXIII в 1963 г. форум продолжал свою работу при новом папе Павле VI. В период его понтификата Собор завершил свою деятельность.
Французские историки С. Берстайн и П. Мильза выделили следующие результаты работы Второго Ватиканского Собора: признание плюрализма внутри и за пределами церковных институтов; провозглашение религиозной свободы; указание на первостепенное значение общественного достояния по сравнению с частными благами; утверждение осмысленной роли традиции в противовес слепому следованию нормам прошлого; установление принципа главенства епископов в церковном управлении; осуществление литургического преобразования с заменой латыни национальными языками и взятие курса на более активное участие верующих в церковных службах3. Кроме того, речь шла также о политических свободах и о равной роли светских деятелей наряду с церков-ными4. Таким образом, Собор осуществил коренные изменения в идейных подходах и повседневном функционировании Римско-Католической Церкви, внедрив в качестве основы ее пастырского служения практику прямого и открытого взаимодействия с современным обществом.
По ряду причин Второй Ватиканский Собор имел особенное значение для французской католической общественности. Прежде всего, чётко ощущавшая кадровый и институциональный кризис галликанская Церковь возлагала большие надежды на планировавшуюся на Соборе «перезагрузку» отношений духовенства и верующих. Непрерывно сокращавшееся на протяжении 1950-х и 1960-х гг. количество рукоположений во Франции сопровождалось интенсивными идейными поисками в среде священников новых поколений: они стремились к доверительному и продуктивному диалогу со своей паствой, расширяли использование национального языка вместо латыни, зачастую отказывались от традиционного облачения в повседневной жизни. Опорой католицизма во
2 Serry H. Eglise catholique, autorité ecclésiale et politique dans les années 1960 // Mai-juin 68 / Sous la direction de D. Damamme, B. Gobille, F. Matonti, B. Pudal. P.: Les Editions de l'Atelier / Editions Ouvrières, 2008. P. 48.
3 Berstein S., Milza P. Histoire de la France au XXe siècle. T. III: 1958 à nos jours. P.: Perrin, 2009. P. 248.
4 Serry H. Op. cit. P. 49.
Франции исторически было сельское население, которое постоянно уменьшалось в рассматриваемое время, прежде всего за счет активной миграции в города. Кроме того, укреплявшиеся светские нормы жизни всё больше перемещали религиозные практики из общественного пространства в частную сферу. Всё это означало, что Римско-Католическая Церковь во Франции остро нуждалась в новых подходах и решениях.
Другой важной стороной было широкое использование в рамках деятельности Собора трудов и идей школы «нового богословия», отстаивавших важность представлений о религиозной свободе, которые в течение предшествующих десятилетий отвергались официальной Церковью. К числу главных представителей данной школы относились известные французские теологи И. Конгар, Ж. Да-ниелу, М.-Д. Шеню и А. Де Любак. Таким образом, Второй Ватиканский Собор с точки зрения теологических дискуссий отражал востребованность французской богословской мысли в католическом мире. В то же время важно отметить и существование консервативной оппозиции по отношению к школе «нового богословия» как в среде французского духовенства, так и в целом среди участников Собора. Это крыло воспринимало установку на «соответствие» Церкви современному миру как подрыв вековых традиций.
Наконец, если посмотреть на деятельность Второго Ватиканского Собора в более широкой исторической перспективе, то следует отметить, что она проходила за несколько лет до мощного общественно-политического кризиса, разразившегося во Франции в мае—июне 1968 г. Многочисленные митинги и демонстрации с требованием демократизации обстановки в университетах, на промышленных предприятиях, в аграрном секторе, в средствах массовой информации и в общественной жизни вылились в беспрецедентное по своему масштабу забастовочное движение, участие в котором приняли также многие французские католики, представители католических организаций, а также часть духовенства. В этом отношении французская общественность самим ходом происходящего была поставлена перед необходимостью дать характеристику решениям Собора и сопоставить его результаты с тем сильным запросом на идейные и политические перемены, который проявился во время событий мая—июня 1968 г.
Французские авторы о Втором Ватиканском Соборе
Научное и публицистическое сообщество во Франции на протяжении многих десятилетий работало с наследием Второго Ватиканского Собора. Среди огромного массива публикаций французских авторов о Соборе в качестве показательных примеров могут быть рассмотрены статьи, опубликованные в 1980— 2010-е гг. в трех специализированных изданиях: «Вестник Парижского Католического института»5, «Вестник этики и моральной теологии»6 и журнал «Пансе»7
5 Revue de l'Institut catholique de Paris. Издание доступно в цифровом хранилище Национальной библиотеки Франции: gallica.bnf.fr / Bibliothèque nationale de France.
6 Revue d'éthique et de théologie morale. Издание доступно в цифровом хранилище Национальной библиотеки Франции: gallica.bnf.fr / Bibliothèque nationale de France.
7 La Pensée. Издание доступно в цифровом хранилище Национальной библиотеки Франции: gallica.bnf.fr / Bibliothèque nationale de France.
(«Мысль»). К 1980-м гг. сформировалась определенная историческая дистанция по отношению к эпохе Собора, что позволяло авторам учитывать накопившийся опыт общественного осмысления прошедшего мероприятия.
В выпуске «Вестника Парижского Католического института» за октябрь-декабрь 1984 г. представлены материалы коллоквиума, проведенного в январе того же года в институте на тему социального служения Церкви8. В их числе — предисловие, написанное вице-председателем коллоквиума Д. Можене9, в котором он кратко раскрыл широкий исторический контекст вопроса, и две статьи, посвященные роли Второго Ватиканского Собора в осмыслении и реализации данного направления в общих условиях эпохи. Статья О. де Диншена затрагивает вопросы инноваций, привнесенных Собором в церковную и общественную жизнь10. В статье Л. де Воселя рассматривается эволюция социальной проблематики в деятельности католических организаций во Франции11. Оба этих текста являются очень показательными с точки зрения отношения французских исследователей к Второму Ватиканскому Собору и к общественным последствиям его решений.
В предисловии к материалам коллоквиума Д. Можене обратил внимание на терминологическую сторону вопроса о социальном служении Церкви. По его словам, словосочетание «социальная доктрина Церкви», столь характерное для христианской мысли, в то же время оставляло пространство для дискуссий: именно Второй Ватиканский Собор избегал использования понятий, отсылающих к представлению об интеллектуальной, социальной или политической системе. В противном случае подобные выражения могли ассоциироваться со светскими теориями, такими как либерализм или даже марксизм, поэтому в теологических комментариях стали встречаться другие формулировки: «социальное наставление», «социальная мысль» и «социальное слово» Церкви12. Такое пояснение со стороны автора предисловия прямо указывает на ту роль, которую отводили Собору французские католические мыслители в контексте его влияния на общественную жизнь вне самой Церкви.
Данная тема получила развитие в статье О. де Диншена. По его словам, обстановка новой эпохи и атмосфера Второго Ватиканского Собора трансформировали саму систему коммуникации Церкви и общества. В силу произошедшей институциональной децентрализации, пастырское слово Церкви теперь несли в качестве полноценных участников, наряду с Папой Римским, представители Синода, собраний епископов, а в некоторых случаях отдельные епископы или экуменические группы. Но изменились и адресаты этих посланий: папа Иоанн XXIII впервые обратился не только к католикам, но ко «всем людям доброй воли», что, несомненно, расширяло церковную аудиторию. А в условиях роста
8 Actes du Colloque de la Section A. Diversité et Cohérence des Discours de l'Eglise en Matière Sociale. 25, 26 et 27 janvier 1984 // Revue de l'Institut catholique de Paris. N°12. Octobre-décembre 1984.
9 Maugenest D. Présentation // Ibid.
10 De Dinechin O. Les innovations de Vatican II: Gaudium et spes, vingt ans après // Ibid.
11 De Vaucelles L. Le problème de la pertinence sociale du christianisme: l'Action catholique et la doctrine sociale en France entre 1960 et 1970 // Ibid.
12 Maugenest D. Op. cit. P. 5.
активности прессы, радио и телевидения и в целом скорости распространения информации процесс коммуникации Церкви и общества стал значительно более интенсивным. Ко всему прочему, социальные и политические вопросы повестки дня в заявлениях Церкви, некогда транслировавшиеся по отдельности, отныне оказывались тесно связанными, поскольку к периоду 1950-1960-х гг. государства активно использовали принципы социальной политики13.
Автор статьи подчеркнул, что столь серьезные перемены получили во французской католической среде неоднозначную оценку. «Словно народ Израилев, освобожденный из египетского плена, Церковь оказалась в некой пустыне, и понятие "кризис" подразумевало для нее, к концу понтификата Павла VI, эту серию противоречий. Для одних этот собор означал лишь разрушение Церкви, для других призыв перерос в уже свершившуюся мечту, и суровый характер настоящего стал невыносимым. Церковь во вчерашнем мире и Церковь в мире завтрашнем рисовали два идеальных образа, вскоре оказавшихся на двух разных знаменах. Для многих дар освобождения канул в Лету»14, — писал О. де Диншен.
Воля к диалогу Церкви и общества, продемонстрированная Вторым Ватиканским Собором, по словам автора статьи, была принципиальным и по сути поворотным решением, поскольку такой способ коммуникации означал умение внимательно слушать мнение собеседника и, что особенно важно, подразумевал возможность общества задавать Церкви вопросы15. Согласившись на диалог, Церковь должна была узнать общество и понять его язык. С этой целью Собор провозгласил необходимость установления связи между церковным и общественным пространством. «Короче говоря, Церковь желает отказаться от представления себя в роли некого "контробщества", противопоставленного современному миру, что было частым явлением в ее истории и суровым следствием социальных инноваций, призванных защищать людей в периоды политического хаоса. Скорее, она хочет начать служить современному обществу на благо людей»16, — подчеркнул автор статьи. Рассуждая на эту тему, О. де Диншен заметил, что такой подход быстро приводит к проблеме власти, что делает решение вопроса более сложным.
Представленный ряд категорий — общество, политика, власть — неизбежно затрагивает также проблему соотношения коллективного и индивидуального в церковной и в целом религиозной жизни, одну из центральных для эпохи 19501960-х гг., ставшей периодом стремительного усиления светских тенденций во Франции. Задается таким вопросом и О. де Диншен, отмечая, что становление религии в качестве частного дела конкретного человека и перемещение христианских исканий в пространство «клубов для избранных» многими гражданами ставилось под сомнение, в том числе потому, что в этих обстоятельствах Церкви как институту сложнее выполнять одну из своих главных миссий: обращать внимание на случаи несправедливости в обществе. Характерно, что в качестве
13 De Dinechin O. Op. cit. P. 35-37.
14 Ibid. P. 38.
15 Ibid. P. 39.
16 Ibid. P. 40.
защитника общественной роли Церкви автор статьи упоминает одного из представителей протестующих «людей 68-го года»17.
Политический климат эпохи и контекст широкого общественного движения мая-июня 1968 г. стали объектом исследования Л. де Воселя в статье о французских молодежных католических организациях. Характерно, что тема 1968 г. и католических активистов была поднята в рамках работы упомянутого коллоквиума. Л. де Восель писал о непростом пути католических объединений, таких как «Студенческая христианская молодежь» и «Сельское движение христианской молодежи»18. С одной стороны, серьезным вызовом для них стало снижение числа французских граждан, активно участвующих в католической жизни. С другой стороны, данные организации сталкивались зачастую с теми же проблемами, что и их светские коллеги, прежде всего с жесткой иерархией, ограничивавшей их свободу.
Следует отметить, что наследие Второго Ватиканского Собора вызывало большой интерес у французских публицистов также и с сугубо теологической точки зрения. В этом отношении нужно упомянуть статью Ф. Бордена, опубликованную в «Вестнике этики и моральной теологии» в декабре 2001 г.19 В ней автор рассматривал использование конкретных смысловых конструкций из Св. Писания в одном из ключевых соборных документов — пастырской конституции о Церкви в современном мире — Gaudium et spes. Этот же документ находился в центре внимания О. де Диншена в его статье об инновациях Второго Ватиканского Собора. Можно утверждать, что для французских авторов было важно представить максимально развернутую и многостороннюю трактовку материалов Собора. Показателен в этом отношении специальный номер историко-философского журнала «Пансе» за июль—сентябрь 2012 г., полностью посвященный Второму Ватиканскому Собору и опубликованный к 50-летию с момента его созыва.
На страницах этого выпуска Второй Ватиканский Собор предстает как одно из главных событий в мировой истории XX в. Авторы статей, опубликованных в этом номере, дают подробную характеристику самых разных сторон подготовки, проведения и итогов Собора и размышляют о глубине восприятия принятых на нем решений французским и мировым католическим сообществом. «Евангелие не изменилось; но мы стали лучше его понимать», — цитирует один из авторов, историк А. Казанова, высказывание папы Иоанна XXIII из его обращения 1963 г.20 Эта фраза становится выразительной иллюстрацией идеи о неразрывной связи прошлого и будущего, традиций и современности, провозглашенной Вторым Ватиканским Собором. В этой связи А. Казанова рассуждает о прочтении соборных решений и сформировавшегося под их влиянием опыта коммуникации Церкви и граждан спустя два десятилетия, в эпоху «информационной
17 De Dinechin O. Op. cit. P. 41-42.
18 De Vaucelles L. Op. cit. P. 59-60, 64, 71.
19 Bordeyne P. L'usage de l'Ecriture Sainte en Gaudium et spes, un accès au discernement théologique et moral de la Constitution pastorale du Concile Vatican II // Revue d'éthique et de théologie morale. N°291. Décembre 2001.
20 Casanova A. Jean XXIII, et les enjeux de l'ouverture du Concile // La Pensée. N°371. Juillet-septembre 2012. P. 7.
революции», в полную силу развернувшейся к 1980-м гг., и приходит к выводу об их неизменной востребованности в обществе21.
«Искать приметы времени, эти знаки современности — значит понимать, что собор, несмотря на слишком многие предшествовавшие ему тексты, воспринимает окружающий мир как собеседника, достойного, по крайней мере, достаточного доверия, чтобы вступить с ним в диалог»22, — подчеркнул в своей статье другой автор, архиепископ Пуатье А. Руэ. Автор подробно останавливается на темах, ставших предметом обсуждения в рамках сессий Собора, обращая внимание на их социальное и политическое значение для всего мира. С его точки зрения, логика открытого общения Церкви с гражданами, ставшая одним из главных принципов Собора, выступила во многом основой современного общества.
Французский социолог и историк Э. Пула в статье о Втором Ватиканском Соборе, изменениях в Римско-Католической Церкви и глобальных общественных процессах в современном мире отстаивает тезис об утверждении принципиально важного «культурного разрыва», означающего неизбежную революцию во всех сферах жизни общества, в том числе в религиозной. По мнению автора, этот процесс подразумевает три аспекта: «освобождение индивидуальности, понимание мира и контроль над обществом»23. Показательно, что так или иначе в этой статье тема Собора постоянно перекликается с представлениями об обществе как универсальной системе и с проблематикой соотношения в ней коллективного и частного. Подводя итог, Э. Пула подчеркнул, что Второй Ватиканский Собор был воспринят в католической среде как событие, подарившее миру надежду24.
В рассматриваемом специальном номере были также опубликованы отрывки из дневника, который вел в 1960-е гг. французский теолог И. Конгар, один из главных представителей школы «нового богословия», оказавший большое влияние на работу Второго Ватиканского Собора25. Составители выпуска тем самым напомнили о той особой роли, которую сыграли французские мыслители во время работы Собора.
Заключение
Французская публицистика разных лет с неизменным вниманием и почтением относилась ко Второму Ватиканскому Собору. В работах французских авторов, опубликованных в 1980—2010-е гг., Собор представлен как важнейшая веха в истории церковной и общественной жизни. Отсутствие явной критики, за исключением консервативных французских авторов, чьи публикации остались за рамками нашего исследования, однако, не создает впечатления «хвалебных заготовок». Учитывая, что, по большому счету, интеллектуальная элита Франции могла лишь приветствовать смелые решения Собора, отразившие демо-
21 Casanova A. Op. cit. P. 19.
22 Rouet A. Quand un Concile dialogue avec le monde II Ibid. P. 25.
23 Poulat E. Vatican II, une révolution douce II Ibid. P. 55.
24 Ibid. P. 61.
25 Congar Y. Le jour où la Curie perdit le contrôle du Concile II Ibid.
кратизацию общества в 1960-е гг., проанализированные нами статьи содержат внимательный и беспристрастный анализ исторического контекста и итоговых документов. Почему так происходит? Оттого ли, что так отчетливо видно, как Собор побуждает авторов рассмотренных публикаций к непрерывной умственной работе? Может быть, потому, что христианская мысль открывает, вслед за Собором, новые и новые горизонты? Во всяком случае именно такое эмоциональное впечатление оставляет рассмотренная французская публицистика, а это позволяет говорить о решении тех задач, которые она перед собой ставила.
Список литературы
Давыдов Олег Б. «Новое богословие» в контексте эволюции католической мысли // Христианское чтение. 2017. № 6. С. 39—51. Иеромонах Иоанн (Булыко Иван П.). Феномен «aggiornamento» и Второй Ватиканский Собор // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер. «Гуманитарные и социальные науки». 2020. № 5. С. 98—105. Калиниченко Е. В., Пономарёв В. П., Поташинская Н. Н., Пучкин Д. Э., Тюшагин В. В.
Ватиканский II Собор // Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 7. С. 268—303. Berstein Serge, Milza Pierre. Histoire de la France au XXe siècle. T. III. 1958 à nos jours. P.: Perrin, 2009.
Bordeyne Philippe. L'usage de l'Ecriture Sainte en Gaudium et spes, un accès au discernement théologique et moral de la Constitution pastorale du Concile Vatican II // Revue d'éthique et de théologie morale. N°291. Décembre 2001. P. 67-107. Casanova Antoine. Jean XXIII, et les enjeux de l'ouverture du Concile // La Pensée. N°371.
Juillet-septembre 2012. P. 7-19. Congar Yves. Le jour où la Curie perdit le contrôle du Concile // La Pensée. N°371. Juillet-
septembre 2012. P. 165-174. De Dinechin Olivier. Les innovations de Vatican II: Gaudium et spes, vingt ans après // Revue de
l'Institut catholique de Paris. N°12. Octobre-décembre 1984. P. 35-48. De Vaucelles Louis. Le problème de la pertinence sociale du christianisme: l'Action catholique et la doctrine sociale en France entre 1960 et 1970 // Revue de l'Institut catholique de Paris. N°12. Octobre-décembre 1984. P. 57-73. Maugenest Denis. Présentation // Revue de l'Institut catholique de Paris. N°12. Octobre-décembre 1984. P. 5-7.
Poulat Emile. Vatican II, une révolution douce // La Pensée. N°371. Juillet-septembre 2012. P. 53-61.
Rouet Albert. Quand un Concile dialogue avec le monde // La Pensée. N°371. Juillet-septembre 2012. P. 21-30.
Serry Hervé. Eglise catholique, autorité ecclésiale et politique dans les années 1960 // Mai-juin 68 / Sous la direction de D. Damamme, B. Gobille, F. Matonti, B. Pudal. P.: Les Editions de l'Atelier / Editions Ouvrières, 2008. P. 47-61.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2022. Vol. 108. P. 152-162 DOI: 10.15382/sturII2022108.152-162
Ilya Rodin,
Candidate of Sciences in History, Associate Professor, Department of History of Political Theories, Faculty of Political Science, State Academic University for the Humanities Moscow, Russia ivrodin@gaugn.ru https://orcid.org/0000-0002-9710-3203
Second Vatican Council as Reflected by French Essayists*
I. Rodin
Abstract: The article analyses the activities and resolutions of the Second Vatican Council of the Roman Catholic Church in the historical context of the 1960s and its presentation in studies of the French authors from 1980s till 2010s. The attention is paid to the opinions of representatives of the French intellectual community about the topics of sessions of the council and the relevant documents. Catholicism in France was seeking ways for overcoming the institutional crisis which was due to changes in the role of religion in society. In this regard, a significant role was played by the restart of relations between the church and society proclaimed at the Council. Besides, it was the ideas of the school of the "new theology" that had a considerable influence on conceptions of the 2nd Vatican Council; the core of this school was made up of a group of French theologians. The article demonstrates that the 2nd Vatican Council and its resolutions gained positive evaluation in French essayism. The interest of authors in social, political, cultural, and theological issues raised at the Council allows one to state that they regarded this event as one of the most prominent in contemporary history. They kept revealing the main appeal of the 2nd Vatican Council that the development of the dialogue between the church and international society should take place in modern conditions. French journalists and essayists for many decades had been discussing the new sides of the documents and statutes of the Council, confirming the importance of this event for the Catholic society.
Keywords: Second Vatican Council, Roman Catholic Church, France, essayistic texts, society.
* The study has been funded in the framework of the state assignment to the State Academic University for the Humanities within the project "Contemporary information society: cognitive, economic, political, and legal aspects".
References
Berstein S., Milza P. (2009) Histoire de la France au XXe siècle. T. III. 1958 à nos jours. Paris.
Bordeyne Ph. (2001) "L'usage de l'Ecriture Sainte en Gaudium et spes, un accès au discernement théologique et moral de la Constitution pastorale du Concile Vatican II". Revue d'éthique et de théologie morale. N°291. Décembre 2001, pp. 67-107.
Casanova A. (2012) "Jean XXIII, et les enjeux de l'ouverture du Concile". La Pensée. N°371. Juillet-septembre 2012, pp. 7-19.
Congar Y. (2012) "Le jour où la Curie perdit le contrôle du Concile". La Pensée. N°371. Juillet-septembre 2012, pp. 165-174.
Davydov O. (2017) ""Novoe bogoslovie" v kontekste evolutsii katolicheskoi mysli" ["New theology" in the context of evolution of the Catholic thought]. Khristianskoe chtenie, 2017, vol. 6, pp. 39-51 (in Russian).
Dinechin O. de (1984) "Les innovations de Vatican II: Gaudium et spes, vingt ans après". Revue de l'Institut catholique de Paris. N°12. Octobre-décembre 1984, pp. 35-48.
Ioann (Bulyko I.), hieromonk (2020) "Fenomen "aggiornamento" i Vtoroi Vatikanskii Sobor" [The phenomenon of "aggiornamento" and the 2nd Vatican Council]. VestnikSevernogo (Ark-ticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2020, vol. 5, pp. 98-105 (in Russian).
Kalinichenko E., Ponomarev V., Potashinskaia N., Puchkin D., Tiushagin V. (2004) "Vatikanskii II Sobor" [2nd Council of Vatican], in Pravoslavnaya entsiklopediia [Orthodox encyclopaedia], vol. 7. Moscow, pp. 268-303 (in Russian).
Maugenest D. (1984) "Présentation". Revue de l'Institut catholique de Paris. N°12. Octobre-décembre 1984, pp. 5-7.
Poulat E. (2012) "Vatican II, une révolution douce". La Pensée. N°371. Juillet-septembre 2012, pp. 53-61.
Rouet A. (2012) "Quand un Concile dialogue avec le monde". La Pensée. N°371. Juillet-septembre 2012, pp. 21-30.
Serry H. (2008) "Eglise catholique, autorité ecclésiale et politique dans les années 1960", in D. Damamme, B. Gobille, F. Matonti, B. Pudal (eds) Mai-juin 68. Paris, pp. 47-61.
Vaucelles L. de (1984) "Le problème de la pertinence sociale du christianisme: l'Action catholique et la doctrine sociale en France entre 1960 et 1970". Revue de l'Institut catholique de Paris. N°12. Octobre-décembre 1984, pp. 57-73.
Статья поступила в редакцию 01.03.2022
The article was submitted 01.03.2022