ФИЛОСОФИЯ/PHILOSOPHY
УДК 141.3:2 DOI: 10.37482/2227-6564-V053
Иеромонах Иоанн (Булыко Иван Петрович),
кандидат богословия, аспирант кафедры теологии и истории религий Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург). Автор 25 научных публикации* ORClD: https://orcid.org/0000-0001-5182-6310
ФЕНОМЕН «AGGIORNAMENTO» И ВТОРОЙ ВАТИКАНСКИЙ СОБОР
Второй Ватиканский Собор был уникальным событием в истории Римо-католической церкви. Созванный по инициативе папы Иоанна XXIII, он должен был сделать Римо-католическую церковь более понятной для современного общества, более приближенной к людям. Главной целью Собора было так называемое ১югпатеп1:о - обновление. Феномен обновления церковной жизни состоял в том, чтобы, с одной стороны, ее модернизировать, приблизить к светскому обществу, с другой - сохранить все те традиции, на которых она веками зиждилась. Поэтому в документах собора встречается другое слово французского происхождения - ге88оигсетеп1, что означает возвращение к первоистокам на основе Священного Писания и трудов Святых Отцов Церкви. На Втором Ватиканском Соборе феномен «а§§югпатеп1:о» появился благодаря представителям такого течения в Римо-католической церкви, как «новое богословие». Представители этого течения продвигали те идеи, которые стали фундаментальными в решениях Второго Ватиканского Собора. Часто данное движение отождествляли с модернизмом, поскольку некоторые идеи представителей «нового богословия» казались очень близкими к данному направлению. Однако то, что в корне отличает их друг от друга, - это отношение к традиции. Для представителей «нового богословия» было важно возродить христианство в том варианте, в котором оно существовало изначально, поэтому они ратовали за возвращение к истокам, за экуменическое движение, за сближение с инославием и литургическое возрождение. Все эти идеи можно четко проследить и в документах Второго Ватиканского Собора. И все это характеризуется словом «обновление».
Ключевые слова: Второй Ватиканский Собор, феномен «aggiomamento», ressourcement, «новое богословие», литургическое возрождение.
Второй Ватиканский Собор был важным нию решений, которые были на нем приняты.
событием в истории Римо-католической церк- Многие представители Католической церкви
ви, выделяющимся по своей продолжительно- ждали, что этот Собор внесет ряд изменений
сти (он длился с 1963 по 1965 год) и по значе- в церковную жизнь. Однако соборные новации
* Адрес: 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48; e-mail: [email protected] Для цитирования: Иеромонах Иоанн (Булыко И.П.). Феномен «aggiornamento» и Второй Ватиканский Собор // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2020. № 5. С. 98-105. DOI: 10.37482/2227-6564-V053
VESTNIK NArFU. Philosophy
2020, no. 5, pp. 98-105
по-разному оценивались видными деятелями Римо-католической церкви: одни считали их прогрессивными, другие, будучи настроенными консервативно, считали, что этот Собор был направлен на разрушение Церкви руками либералов, пребывающих в лоне Церкви.
Однако для того чтобы понять, чем на самом деле был Второй Ватиканский Собор для Римо-католической церкви, нужно исследовать вопрос о том, какой смысл вкладывали вдохновители Собора (те, кто принимал участие в составлении основных документов Собора) в «обновление»; является ли этот термин модернистским или понятие «обновление» допускает привнесение изменений в Церковь, но при сохранении многовековой устоявшейся традиции.
Цель данного исследования заключается в раскрытии понятий, касающихся обновления в жизни Католической церкви, понимания того обновления, к которому стремился Второй Ватиканский Собор, а также в анализе специфики практической реализации реформы.
Задачи исследования таковы: раскрыть истоки возникновения и смысл понятия «обновление» на Втором Ватиканском Соборе; показать, в чем проявилось влияние того течения мысли, которое породило данное понятие на Втором Ватиканском Соборе.
В представленной работе были использованы следующие методы: во-первых, метод контент-анализа, позволивший проанализировать термины, относящиеся к понятию «обновление»; во-вторых, исторический метод, давший возможность проследить истоки феномена «обновления»; в-третьих, аналитический метод, позволивший проанализировать мнения видных иерархов, богословов, других участников Второго Ватиканского Собора.
Литература на русском языке, касающаяся темы обновления и реформации в Римо-като-лической церкви, немногочисленна. Имеется несколько энциклопедических статей, которые раскрывают этимологию слов «aggюrnomento» и «геззоигсетепЪ». Упомянем словарные статьи в «Новейшем философском словаре» [1, с. 70-71] и «Православной энциклопедии» [2, с. 234;
3, с. 128]. Также следует назвать труд митрополита Никодима (Ротова), посвященный папе Иоанну XXIII [4, с. 90].
При этом в иностранной библиографии данная тема не обойдена вниманием. Отметим труды Альбериго [5], Банкувера [6, 7], Шеню [8], Ива Конгара [9], Лонерган [10], Омелли [11]; стоит также упомянуть сборник по «Обновлению» под редакцией Габриеля Флинна [12].
Открывая Второй Ватиканский Собор 11 октября 1962 года, Иоанн XXIII заявил, что «целью Собора является обновление Церкви» и ее «разумная реорганизация», для того чтобы «Церковь могла продемонстрировать свое понимание развития мира и подключилась к этому процессу». Папа также высказал пожелание, чтобы результатом этого Собора стала «открытая миру Церковь». Задачей Собора было «не отвергать и осуждать реалии современного мира, а провести давно назревшие реформы» [13, р. 633].
Как явствует из приведенной цитаты, Собор был изначально созван для того, чтобы внести определенные изменения в жизнь Римо-католической церкви. Он был широко освещен в средствах массовой информации и научной литературе и признан Вселенскими деятелями Римо-католической церкви.
Второй Ватиканский Собор был призван показать, что Церковь готова ответить на вызовы современного ей общества, что она является не музеем антикварных ценностей, но живым организмом, имеющим свою цель и решающим свои духовные задачи [14, с. 150].
Инициатор созыва Второго Ватиканского Собора папа Иоанн XXIII прекрасно сознавал, что Церковь не может оставаться в состоянии «идеального государства» (где есть готовые ответы на все вопросы), в каком пребывала после Первого Ватиканского Собора [15, р. 261]. Папа как бы вписывал Церковь и Собор в современную эпоху, призывал не осуждать мир за его ошибки, а показать подлинное богатство Церкви, истину и милосердную любовь. Церковь не должна замыкаться в себе - она должна двигаться вперед и не отставать от времени. Собор
должен был акцентировать присутствие Церкви в мире и сделать ее благовестие доступным разуму и сердцу современного человека. Таким образом, в своих обращениях папа указывал направление, по которому должна была идти современная ему Церковь. Оно предполагало обновление, открытость внешнему миру. В его представлении, Церковь должна присутствовать во всех аспектах жизни современного мира.
Кроме того, нужно отметить, что настроение главных участников Собора, а также тех лиц, что выступали на нем консультантами, было созвучно современным вызовам. Осознание историчности момента - одна из характеристик самого Собора. Ведущие голоса Собора сознавали необходимость глубоких перемен, которые происходили на протяжении истории Церкви [16, р. 150].
Итак, ключевым словом, отображающим основную цель Второго Ватиканского Собора, является «обновление». Однако в каких понятиях выражается оно в документах Собора, в исторической и богословской литературе?
Существует два термина, которые выражают идею обновления, дискутируемую на Втором Ватиканском Соборе: во-первых, «aggiornamento» - обновление в смысле приспособления к условиям современности, модернизация; во-вторых, «ressourcement» - возвращение к истокам [17, р. 20]. Эти два слова семантически связаны с понятием перемен и реформами [18, р. 321].
Слово «aggiornamento» означает обновление, поиск новых путей осмысления и формулирования основных утверждений христианской веры как наиболее соотносящихся с Евангелием [19, р. 150]. Эта идея была озвучена 28 июня 1961 года, когда папа Иоанн XXIII обратился к Отцам Собора со словами: «Вселенский Собор обнимает своими крыльями Католической Церкви всецелое наследие Спасителя нашего Иисуса Христа. Бог желает, чтобы труд, касающийся условий Церкви и ее адаптации к новым обстоятельствам (по-итальянски aggiornamento) после двадцати веков жизни, дополнился, благодаря усилиям, которые мы
могли бы предпринять, и с помощью благодати Всемогущего Бога, другим результатом: движением вперед к объединению всего мистического войска Спасителя нашего» [13, р. 240].
1 августа 1962 года в своей речи, обращенной к паломникам из разных стран, служителям Алтаря Господня, папа сказал: «В будущем вносите свой вклад в событие Второго Вселенского Собора, который должен стать собором обновления (aggiornamento) главным образом в глубочайшем осознании Откровения и любви к Истине, в благочестивом рвении и в святости жизни» [20, р. 600].
В понимании папы «aggiornamento» - это не просто приспособление Церкви к современным условиям, но скорее стремление сделать Церковь и ее многовековую традицию понятной для современного человека таким образом, чтобы Церковь оставалась сама собой: такой, какой она была основана Господом Иисусом Христом, какой она была во времена апостолов, чтобы современные люди также были ее членами и получали вечное спасение, как и много веков назад. Для папы «aggiornamento» - это способность Церкви говорить со своей паствой на современном языке и говорить на злобу дня о тех проблемах, которые стоят перед обществом. Можно сказать, что, начав разговор об обновлении, папа руководствовался со-териологическими мотивами.
Термин «aggiornamento» использовали епископы и средства массовой информации во время Второго Ватиканского Собора для обозначения желания перемен в религии, модификации и адаптации ее к современности. Употребляя этот термин, деятели Второго Ватиканского Собора выражали свое желание идти в ногу с эпохой, но ни в коем случае не реформировать саму религию [21, р. 300]. Второй Ватиканский Собор обратил внимание на современный мир. Одной из основных своих задач он видел диалог с этим миром.
Слово «ressourcement» апеллирует к авторитетным источникам христианской веры с целью раскрытия значения истины для достойного ответа на вызовы времени на основании бога-
VESTNIK NArFU. Philosophy
2020, no. 5, pp. 98-105
того наследия Церкви. Папа Бенедикт XVI отмечает, что Второй Ватиканский Собор может быть адекватно понят не только в контексте реформы и обновления, но и в контексте непрерывности двухтысячелетней церковной традиции [22, р. 300]. Это означает, что обновление Церкви возможно лишь с учетом той богатой традиции, которая лежала в основе Церкви в течение 2 тыс. лет. Церковь должна заново открыть для себя те истоки, из которых выросли все ее вероучение, богатый духовный опыт. В понятие истоков входят Священное Писание, святоотеческая письменность, литургическая традиция.
По мнению датского богослова-реформатора Г.К. Беркувера (1903-1996), бывшего личным гостем секретариата по Христианскому единству на Втором Ватиканском Соборе, обновление должно происходить в непрерывности многовековой традиции. Оно не должно порывать с прошлым. Aggiornamento должно быть следствием, а не начальным этапом обновления. Первым шагом к обновлению должно быть единение «aggiornamento» и «ressourcement», необходимое для изучения источников христианской веры с целью совершенствования нашего понимания веры не только для того, чтобы дать адекватную оценку современной культуре, но и для того, чтобы богословие могло достойно ответить на вызовы нашего времени [7, р. 377].
Исходя из толкования значения терминов, выражающих идею обновления, можно сделать вывод, что справедливое представление об «обновлении», которое стало главной целью работы Второго Ватиканского Собора, можно составить, только если эти термины будут восприниматься как две стороны одной медали: если термин «aggiornamento» направлен к настоящему и будущему, то «ressourcement» устремлен в прошлое. Оба термина необходимы для понимания друг друга, т. к. обновление в настоящем и будущем невозможно без обращения к прошлому. К прошлому относится богатая церковная традиция, которая является основанием самой Церкви, без знания прошлого
невозможно осуществлять какие бы то ни было реформы, невозможно также увидеть, что было в прошлом неудачно и что стоит изменить в настоящем и будущем.
Среди теологических предпосылок понимания обновления на Втором Ватиканском Соборе необходимо отметить движение «новое богословие». К данному движению принадлежали такие участники Собора, как Ив Конгар, Карл Раннер, Анри де Любак, Жан Даниелю, Эдвард Стейн-бек. Все они в той или иной мере участвовали в Соборе. Многие из них, например Ив Конгар, Анри де Любак, принимали участие в составлении важных документов Собора. И поэтому можно говорить об их влиянии на ход Собора.
Изначально это движение называлось «ressourcement» - «возвращение к истокам». Именно так определяли себя его представители, которые задавали ему тон и стремились к возвращению католического богословия, к изначальной чистоте мысли. Это движение было вызвано потребностью в осмыслении первооснов христианского богословия, что содержатся не только в источниках христианской веры (Писании, творениях Святых Отцов, Литургии), но и в духовном опыте христианского общества. Парадокс состоял в том, что представители данного течения видели новизну в возвращении к самым древним истокам веры. Помимо этого, указанное движение призывало к открытости, к диалогу с современным миром на основе богословия. Его представители проявляли интерес к библейской экзегезе, искусству, литературе и мистицизму.
Участники движения предложили свое видение реформы богословия на основе следующих основных принципов.
1. Принцип связи богословия с историей, который вводит в богословский дискурс категорию времени. Этот принцип лежит в основе богословских взлядов таких представителей Доминиканской школы Ле Сольшуар, как Ив Конгар и Мари-Доминик Шеню.
2. Акцент на положительном, или изъяснительном, богословии (positive theology), на богословии индуктивном, которое основано
на источниках христианства - Библии, творениях Святых Отцов и Литургии. Положительное богословие должно иметь такие же права, как и спекулятивное (speculative theology), под которым понимается богословие дедуктивное. Данный метод будет характерен для А. Гардей-ля, М.-Д. Шеню и И. Конгара.
3. Принцип «ressourcement» - «возрождение». Этим принципом мотивировано обращение сторонников нового движения к источникам христианской веры и духовности. Представители «нового богословия» (Лионская иезуитская школа Фурье: А. де Любак, Ж. Даниэлю) поднимали вопросы об источниках богословской истины, о богословской методологии, об отношении богословского и небогословского знания, религиозного и нерелигиозного опыта. «К истокам!» [23, р. 145] - таков был главный девиз приверженцев данного богословского направления. Как было указано выше, они стремились основывать свои богословские воззрения на святоотеческой литературе. Существовала уверенность в том, что «богословие Фомы Аквинского ни в коей мере не противоречит святоотеческой традиции, но уточняет и раскрывает ее» [16, р. 504]. По мнению представителей течения, ключом к современному богословскому знанию является творческое осмысление прошлого, а первым шагом к возрождению - открытие богатого двухтысячелетнего наследия Церкви, возвращение к истокам христианской традиции.
Любовь представителей «нового богословия» к патристике не привела их к отрицанию средневекового богословия, особенно богословия Фомы Аквинского. По их мнению, Фома не вводил новый метод богословия, который бы радикально отличался от патристического богословия. Будучи апологетами Фомы Аквинского, представители «нового богословия» возвращали его богословским взглядам исходный смысл. Сверяя богословие Фомы Аквинского с данными Божественного Откровения и святоотеческого наследия, они стремились осмыслить богословие Фомы таковым, каково оно было у самого Фомы Аквинского, вне зависимости от последующих его интерпретаций.
4. Критика неосхоластицизма, замкнувшего томистское учение в тесные рамки более поздних комментаторов и школьных руководств по богословию. По мнению представителей данного движения, неосхоластика была формой философской метафизики.
Мы видим, что взгляды представителей «нового богословия» и основная идея Собора во многом перекликаются. Как и участники Собора, данное течение ратует за возвращение к христианским истокам. Осознавая важность традиции, они видят в перспективе возможность оживления церковной жизни на основе богатого опыта Церкви.
Кроме того, мышление и представителей «нового богословия», и участников Собора направлено на анализ исторического пути Церкви. Только прослеживая все ошибки и достижения в истории Церкви, можно что-то изменить к лучшему.
И представители «нового богословия», и участники Собора в своем понимании «обновления» стремились к синтезу «aggiornamento» и «ressourcement». Только так понимая «обновление», можно, с одной стороны, сохранить и приумножить многовековое наследие Церкви, с другой - сделать Церковь более понятной для современного человека. В этом и состоит миссионерская задача Церкви, утверждали представители «нового богословия».
Также нужно отметить, что как представители «нового богословия», так и участники Собора, говоря об «обновлении», не подходили к этому вопросу формально. Для каждого из них было важно увидеть в планируемых переменах стремление оживить Церковь.
Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что:
- идея обновления стала главной целью Второго Ватиканского Собора;
- понятие обновления предполагает, с одной стороны, открытость миру и диалог с ним, с другой - сохранение основы предшествующей традиции;
- понимание сути обновления Отцами Собора было сформировано под влиянием французского течения «нового богословия».
VESTNIK NArFU. Philosophy
2G2G, no. 5, pp. 98-1G5
Особо подчеркнем, что «новое богословие» ни в коем случае не тождественно понятию «католический модернизм», хотя имеет с ним некоторые внешние сходства.
«Обновление» сыграло большую роль в Католической церкви. Оно во многом содействовало тому, чтобы Церковь стала ближе современному обществу, и обращало внимание на проблемы,
которые ставит перед людьми современная реальность. Поэтому можно сказать, что здоровое обновление в Церкви необходимо. Но важно помнить, что следует сохранять традицию, на которой зиждется сама Церковь [24, с. 305]. Поэтому важно исторически подходить к понятиям реформы и традиции. Это мы хорошо видим на примере Римо-католической церкви.
Список литературы
1. Можейко М.А. Аджорнаменто II Новейшая философская энциклопедия. M.: Просвещение, 2G14. Т. I. С. 7G-71.
2. Калиниченко Е.В., Пономарев В.П., Пучкин Д.Э., Тюшагин В.В. Второй Ватиканский Собор II Православная энциклопедия. Т. VII. Варшавская епархия - Веротерпимость. M.: Церков.-науч. центр «Православ. энцикл.», 2GG4. С. 268-3G3.
3. Поташинская Н.Н. Aggiornamento II Православная энциклопедия. M.: Церков.-науч. центр «Православ. энцикл.», 2GG4. Т. I. 659 с.
4. Никодим (Ротов), митр. Иоанн XXIII, Папа Римский II Богословские труды: c6. 2G. M.: Изд. Mоск. Патриархии, 1978. С. 83-24G.
5. Alberigo G. L'amore alla Chiesa - dalla riforma all'aggiornamento II Con tutte le tue forze: I nodi della fede cristiana oggi. Roma: Marietti, 1993. P. 169-194.
6. Berkouwer G.C. Retrospective of the Council. N. Y.: Cambridge University Press, 1968. 567 p.
7. Berkouwer G.C. The Second Vatican Council and the New Catholicism. Grand Rapids: Eerdmans, 1965. 264 p.
8. ChenuM.-D. Position de la théologie II Rev. Sci. Philos. Théol. 1935. Vol. 24, № 2. P. 232-257.
9. Congar Y. Vraie et fausse réforme dans l'Église. Paris: Éditions du Cerf, 195G. 648 p.
1G. Lonergan B.J.F. The Transition from a Classicist World-View to Historical-Mindedness II A Second Collection: Papers I ed. by W.F.J. Ryan, B.J. Tyrrell. Toronto: University of Toronto Press, 1996. P. 1-1G.
11. O'MalleyJ.W. What Happened at Vatican II. Cambridge: Harvard University Press, 2GG8. 38G p.
12. Ressourcement: A Movement for Renewal in Twentieth-Century Catholic Theology I ed. by G. Flynn, P.D. Murray. N. Y.: Oxford University Press, 2G12. 583 p.
13. Discours de Jean XXIII lors de l'ouverture du concile Vatican II Rome, le 11 octobre 1962 II Acta et Documenta Concilio Oecumenico Vaticano II Apparando, series II (praeparatoria): in 11 t. Città del Vaticano 1964-1995. Vol. I-IV P. 234-25G.
14. Майка Ю. Социальное учение католической церкви: опыт исторического анализа. Рим; Люблин: Изд-во Св. Креста, 1994. 48G c.
15. Rouquette R. L'actualité religieuse: L'encyclique Ad Petri Cathedram - Problèmes pastoraux de Versailles II Études. 1959. T. 3G2. P. 26G-265.
16. Vander R. Bilan du la théologie de XXe sciècle. Paris: Casterman, 1997. T. II. 547 р.
17. O'Malley J.W. Catholic Church History: One Hundred Years of the Discipline II Cathol. Hist. Rev. 2G15. Vol. 1G1, № 2. P. 1-26.
18. Chenaux P. Le temps de Vatican II: Une introduction à l'histoire du Concile. Paris: Desclée de Brouwer, 2G12. 228 p.
19. Bergin L. Propheticum Lavacrum. Rome: Pontifical Gregorian University, 1999. 276 p.
2G. Neuvecelle J. Jean XXIII: Une vie. Paris: Editions Bernard Grasset, 1968. 79G р.
21. Coomaraswamy R.P. The Destruction of the Christian Tradition. Bloomington: World Wisdom, 2GG6. 439 p.
22. Nichols A. From Hermes to Benedict XVI: Faith and Reason in Modern Catholic Thought. Leominster: Gracewing, 2GG9. 254 р.
23. Garrigou-LagrangeR. La nouvelle théologie où va-t-elle? II Angelicum. 1946. Vol. 23, № 3I4. Р. 126-145.
24. Лебедев В.Ю., Прилуцкий А.М. Семиотика религиозных коммуникативных систем: дискурсы смыслов: моногр. M.; Берлин: Директ-Mедиа, 2G15. 38G с.
References
1. Mozheyko M.A. Aggiornamento. Noveyshaya filosofskaya entsiklopediya [The Latest Encyclopaedia of Philosophy]. Moscow, 2014, vol. 1, pp. 70-71.
2. Kalinichenko E.V., Ponomarev VP., Puchkin D.E., Tyushagin V.V Vtoroy Vatikanskiy Sobor [The Second Vatican Council]. Pravoslavnaya entsiklopediya. T. VII. Varshavskaya eparkhiya - Veroterpimost' [Orthodox Encyclopaedia. Vol. 7. Warsaw Diocese - Religious Toleration]. Moscow, 2004, pp. 268-303.
3. Potashinskaya N.N. Aggiornamento. Pravoslavnaya entsiklopediya [Orthodox Encyclopaedia]. Moscow, 2004. Vol. 1. 659 p.
4. Metropolitan Nikodim (Rotov). Ioann XXIII, Papa Rimskiy [Pope John XXIII]. Bogoslovskie trudy [Theological Works]. Moscow, 1978, pp. 83-240.
5. Alberigo G. L'amore alla Chiesa - dalla riforma all'aggiornamento. Con tutte le tue forze: I nodi della fede cristiana oggi. Rome, 1993, pp. 169-194.
6. Berkouwer G.C. Retrospective of the Council. New York, 1968. 567 p.
7. Berkouwer G.C. The Second Vatican Council and the New Catholicism. Grand Rapids, 1965. 264 p.
8. Chenu M.-D. Position de la théologie. Rev. Sci. Philos. Théol., 1935, vol. 24, no. 2, pp. 232-257.
9. Congar Y. Vraie et fausse réforme dans l'Église. Paris, 1950. 648 p.
10. Lonergan B.J.F. The Transition from a Classicist World-View to Historical-Mindedness. Ryan W.F.J., Tyrrell B.J. (eds.).
A Second Collection: Papers. Toronto, 1996, pp. 1-10.
11. O'Malley J.W. What Happened at Vatican II. Cambridge, 2008. 380 p.
12. Flynn G., Murray P.D. (eds.). Ressourcement: A Movementfor Renewal in Twentieth-Century Catholic Theology. New York, 2012. 583 p.
13. Discours de Jean XXIII lors de l'ouverture du concile Vatican II Rome, le 11 octobre 1962. Acta et documenta Concilio oecumenico Vaticano II apparando. Series II (praeparatoria). Vatican City, 1964-1995. Vol. 1-4, pp. 234-250.
14. Mayka Yu. Sotsial'noe uchenie katolicheskoy tserkvi: opyt istoricheskogo analiza [Social Doctrine of the Catholic Church: A Historical Analysis]. Rome, 1994. 480 p.
15. Rouquette R. L'Actualité religieuse: L'encyclique Ad Petri Cathedram - Problèmes pastoraux de Versailles. Études, 1959, vol. 302, pp. 260-265.
16. Vander R. Bilan de la théologie du XXe siècle. Paris, 1997. Vol. 2. 547 p.
17. O'Malley J.W. Catholic Church History: One Hundred Years of the Discipline. Cathol. Hist. Rev., 2015, vol. 101, no. 2, pp. 1-26.
18. Chenaux P. Le temps de Vatican II. Une introduction à l'histoire du Concile. Paris, 2012. 228 p.
19. Bergin L. Propheticum Lavacrum. Rome, 1999. 276 p.
20. Neuvecelle J. Jean XXIII: Une vie. Paris, 1968. 790 p.
21. Coomaraswamy R.P. The Destruction of the Christian Tradition. Bloomington, 2006. 439 p.
22. Nichols A. From Hermes to Benedict XVI: Faith and Reason in Modern Catholic Thought. Leominster, 2009. 254 p.
23. Garrigou-Lagrange R. La nouvelle théologie où va-t-elle? Angelicum, 1946, vol. 23, no. 3/4, pp. 126-145.
24. Lebedev V.Yu., Prilutskiy A.M. Semiotika religioznykh kommunikativnykh sistem: diskursy smyslov [Semiotics of Religious Communicative Systems: Discourses of Meanings]. Moscow, 2015. 380 p.
DOI: 10.37482/2227-6564-V053
Hiermonk Ioann (Ivan. P. Bulyko)
The Herzen State Pedagogical University of Russia; nab. reki Moyki 48, St. Petersburg, 191186, Russian Federation; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5182-6310 e-mail: [email protected]
THE AGGIORNAMENTO PHENOMENON AND THE SECOND VATICAN COUNCIL
The Second Vatican Council was a unique event in the history of the Roman Catholic Church. Initiated by Pope John XXIII, it was intended to make the Roman Catholic Church more open to the contemporary society and bring it closer to the people. The principal aim of the council was the
For citation: Hieromonk Ioann (Bulyko I.P.). The Aggiornamento Phenomenon and the Second Vatican Council.
Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2020, no. 5, pp. 98-105. DOI: 10.37482/2227-6564-V053
VESTNIK NArFU. Philosophy
2020, no. 5, pp. 98-105
so called aggiornamento (updating). The phenomenon of updating the ecclesiastical life consisted in the following: on the one hand, modernization of the life of the Church and closer relations with the secular world; on the other hand, preserving all the traditions upon which the ecclesiastical life was founded. Hence in the Council's documents we find another, French word ressourcement meaning 'return to the origins' based on the Holy Scripture and the works of the Church Fathers. The aggiornamento phenomenon emerged during the Second Vatican Council due to the movement within the Catholic Church called nouvelle theologie (French for "new theology"). Its representatives advanced the ideas that became fundamental in the Council's decisions. The nouvelle theologie was often associated with modernism as some of the ideas of its representatives seemed to be very similar to those of modernism. However, what made the greatest difference between the two movements was their attitude towards the tradition. For the nouvelle theologie it was very important to revive Christianity in its initial version, hence their striving for returning to the sources, for the oecumenical movement, for better relations with non-Catholics and for liturgical renewal. All these ideas can be traced in the documents of the Second Vatican Council, and all this is characterized by the word aggiornamento.
Keywords: Second Vatican Council, aggiornamento phenomenon, ressourcement, new theology, liturgical renewal.
Поступила: 24.04.2020 Принята: 05.10.2020
Received: 24 April 2020 Accepted: 5 October 2020