Теология
ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ЛИК AGGIORNAMENTO
(некоторые заметки к юбилею Обновления в Римской Католической Церкви)
Харизматическое обновление как вторая волна пятидесятнического движения свое появление на исторической сцене связывает со стремлением реформировать духовную жизнь традиционных конфессий. Отвечая определенным циклическим закономерностям религиозной атмосферы американского общества, харизматический феномен вполне вписывается в парадигму ривайвелизма. А это, в свою очередь, позволяет говорить о харизматическом движении как условно новом феномене. Со второй половины ХХ века харизматическое движение открывает свою миссию в рамках Римской Католической Церкви, сохранявшей до этого status quo по отношению к всплескам религиозного чувства. Являясь совершенно новым феноменом в рамках традиционно ориентированной Церкви, движение имело оглушительный успех, было воспринято как явление, вполне отвечающее постсоборному духу aggiornamento. В связи с юбилеем харизматического служения в Римской Католической Церкви предпринята попытка осветить вопросы, связанные с происхождением движения, а также некоторые причины, предопределившие судьбу нового движения в рамках Католической Церкви. Размышления на эту тему представлены в данной статье.
Ключевые слова: харизма, харизматическое движение, крещение Духом, Святой Дух, пятидесятники, Обновление, ривайвелизм, волна, дары Духа, духовный опыт, Второй Ватиканский Собор, папа Франциск, кардинал Лео Сюненс.
Если фразу «Pope apologizes» сегодня ввести в любую поисковую систему, можно обнаружить около 500 000 ссылок на просьбы о прощении, которое понтифики в последнее время приносят тем или иным социальным группам, отдельным лицам. Одна из таких официальных просьб была обращена к пятидесятническо-харизматическим церквам.
Когда в 2014 г., в преддверии юбилея1 харизматического движения в Католической Церкви, папа Франциск посетил итальянский город
Михаил Михайлович Смирнов — аспирант Санкт-Петербургской духовной академии ([email protected]).
1 Пятидесятилетие отмечается в 2017 г.
Казерта, в своем первосвятительском обращении к пятидесятникам он сказал: «Я прошу у вас прощения за тех, кто, называя себя католиками, не понимали, что мы братья... Святой Дух является источником разнообразия в Церкви. Он строит единство из разнообразия»2.
Также Папа засвидетельствовал и собственную метанойю: «Еще в конце 1970-х и начале 1980-х годов у меня не было времени на хариз-матов... Однажды, говоря о них, я сказал: „Эти люди путают литургическое служение с уроками самбы.." Сегодня я жалею об этом. Я думаю, что это движение делает много хорошего для Церкви в целом»3.
Такого рода перемены в отношении к пятидесятническому движению в Католической Церкви уже имели место в истории. Перелом в этом процессе произошел в середине XX в. С этого времени наместники Апостольского Престола официально признают заслуги и пользу движения.
Слова нового понтифика, произнесенные недавно, вновь подтвердили официальный статус служения харизматического обновления в Римской Католической Церкви. И это ставит перед исследователями современного религиозного пространства определенные вопросы.
В России, в отличие от западного мира, о харизматическом движении известно мало. Как предмет научного исследования данный феномен самостоятельно не рассматривался в рамках ни религиоведения,
4
ни теологии .
2 Fournier K. A. Spiritual Ecumenism: Pope Francis Visits Evangelical/Pentecostal Church in Caserta Italy // Catholic Online. Inform. Inspire. Ignite. URL: http://www.catholic.org/news/ international/europe/story.php?id=56343 (дата обращения: 20.09.2016). Полный текст послания см.: Fournier K.A. He Went to Find Brothers: Message of Pope Francis to Evangelical/ Pentecostal Brother John and the Church at Caserta // Catholic Online. Inform. Inspire. Ignite. URL: http://www.catholic.org/news/international/europe/story.php?id=56355 (дата обращения: 20.09.2016).
3 Rocca F. X. Pope Francis discovers charismatic movement a gift to the whole church // Catholic News Service. URL: http://www.catholicnews.com/services/englishnews/2013/pope-francis-discovers-charismatic-movement-a-gift-to-the-whole-church.cfm (дата обращения: 22.09.2016).
О себе папа сказал, что он был одним из первых противников нового феномена: «Тогда я был провинциальным иезуитом... и я запретил иезуитам принимать участие в нем. Я также сказал, что литургическое служение должно быть Литургией, а не школой самбы». (См.: The Holy Father speaks about the 50th Anniversary of CCR During the In-flight press conference from Sweden ICCRS // International Catholic Charismatic Renewal Service. URL: http://www.iccrs.org/en/the-holy-father-speaks-about-the-50th-anniversary-of-ccr/ (дата обращения: 23.09.2016)).
4 За редким исключением: можно встретить несколько статей и диссертаций на эту тему.
Определению того, что есть харизматическое движение, каковы причины его появления в Римско-Католической Церкви и доверия к нему, в связи с актом покаяния со стороны понтифика, и будет посвящена данная статья.
«Волны новой Пятидесятницы»
Пятидесятническо-харизматическое движение, как называют его на Западе, — это «третья великая эпоха церковной истории»5. Доктор Сэм Сторм утверждает, что харизматическое движение, являющееся «наиболее быстро развивающимся сегментом христианства во всем мире»6, наследует эпохе католицизма (с 100 по 1517 г.) и эпохе Протестантской Реформации (с 1517 г.)7. Этот вывод подтвержден статистическими данными по различным направлениям, согласно которым на 2010 г. общая численность пятидесятников и харизматов составляет более 405 673 000 человек8.
Современные исследователи для определения пятидесятнического феномена употребляют термин «волны»9. Используя это определение, можно выделить в истории пятидесятническо-харизматического движения три основных этапа, или «три волны Святого Духа».
Первая «волна» началась в 1901 г., когда ученики Чарльза Пар-хема получили «крещение Духом» и заговорили на «языках». Это произошло в Соединенных Штатах, феномен получил распространение и перешел в Европу. Главной особенностью нового движения стали практики «крещения Духом», «говорения на языках». Ключевым тезисом, создавшим авторитет движению, была следующая установка: кто не говорит на языках, тот еще не крещен Духом, а значит, и не христианин. Такая формулировка, подкрепленная цитатами из Священного Писания, вызвала большой интерес в среде
5 Storms S. History of the Pentecostal-Charismatic Movements. March 4, 2009 // Персональный блог Сэма Сторма. URL: http://www.samstorms.com/all-articles/post/history-of-the-pentecostal-charismatic-movements (дата обращения: 26.09.16).
6 Там же.
7 Там же.
8 Johnson T. The Global Demographics of the Pentecostal and Charismatic Renewal // Society. 2009. November. Vol. 46. P. 480.
9 Термин вводит Питер Вагнер для различия этапов развития в рамках одного движения. См.: Wagner C.P. The Third Wave of the Holy Spirit. Ann Arbor. Servant Publications. MI. 1988. P. 4.
Протестантских Церквей, но вместе с тем выстроила и непреодолимую стену с другими христианскими деноминациями и, в частности, с традиционными Церквами. Так закончился первый этап, иногда называемый «поздним дождем»10.
Вторая «волна» была засвидетельствована новым «излиянием Духа Святого» — влияние пятидесятнических групп распространилось и на традиционные Церкви. Приблизительно около 1960 г. сначала Епископальная Церковь открыла для себя «обновленную духовною жизнь»11, затем Лютеранская Церковь в 1961 г.12, и, наконец, с 1967 г. новый опыт распространился и в среде Римской Католической Церкви13. Лейтмотивом второго этапа явилась установка на то, что Дух Святой посетил и традиционные Церкви. Это движение вскоре стало именоваться харизматическим, так как цель второй волны заключалась не в создании новых общин, но в попытке интеграции в уже существующие традиционные Церкви.
Третья «волна» получает название «неохаризматические христиа-
14
не» , но оно встречается редко, традиционно новый этап именуется «третьей волной». Ее идейным вдохновителем является Питер Вагнер. Датируется эта «волна» примерно 1980-ми годами. Главная задача третьего этапа — внедрить опыт Пятидесятницы в жизнь Церквей, которых первые две волны не затронули.
К истории термина
Термин «харизма», лежащий в основе понятия «харизматическое движение», многогранен. Внебиблейское определение термина, предлагаемое светскими справочниками, раскрывает широкий диапазон смыслов, не позволяющий, однако, уловить суть данного феномена.
Своим возвращением в культурно-научную среду этот термин обязан немецкому социологу Максимилиану Веберу, обратившемуся для его
10 Myland D. Wesley. The Latter Rain Covenant. Evangel Publishing House. Chicago, 1910. P. 3.
11 Hassett K. M. Charismatic Renewal. The Oxford Handbook of Anglican Studies. Oxford University Press, 2016. P. 304.
12 Longman R. American Lutheranism Yesterday and Today. Lutherans Today: American Lutheran Identity in the Twenty-First Century. Grand Rapids, Michigan; Cambridge, 2003. P. 8.
13 Maurer S. A. The Spirit of Enthusiasm: A History of the Catholic Charismatic Renewal 1967-2000. University Press of America, 2010. P. 8-9.
14 Jacobsen D. The Worlds Christians. Who they are, Where they are, and How they got here. Chichester; Wiley-Blackwell; West Sussex. 2011. Р. 58.
смыслового наполнения15 к богословской мысли св. апостола Павла, в Посланиях которого данное понятие также многогранно.
Квинтэссенцию смыслов, заключенных в термине, попытался сформулировать современный библеист Джеймс Данн: «Харизма может быть понята только как особое выражение харис (харис — благодать в общем смысле), как милостивое деяние Бога через человека... для других; харизма — это воплощение благодати»16.
Термин «харизматическое движение» в религиозном мире был связан с именами двух исследователей — Х. Бридисен и Дж. Стоун — в 1963 г.17 Они вводят этот термин для обозначения «волны излияния Святого Духа» в традиционных Протестантских Церквах, что способствовало различению нового движения и его предшественников — пятидесятников начала XX века.
Сегодня «Оксфордский справочник» предлагает определение харизматического движения как феномена, сочетающего в себе две фундаментальные мысли. С одной стороны, понятие «харизматическое» возводит это движение к концепции харизмы Духа Святого св. апостола Павла. С другой стороны, термин «обновление» задает движению вектор и определяет цель существования этих харизм в Церкви18 (харизмы как средства оживления и расширения Церкви).
В Католической Церкви данный феномен определяется как движение, которое, «оставаясь в лоне Католической Церкви. [принимает] участие в церковной мессе с харизматическими молитвами, как индивидуальными, так и, главное, групповыми»19.
15 Харизма — «...качества, недоступные для обычных людей, но рассматриваются как имеющие божественное происхождение» (Weber M. On Charisma and Institution Building. Chicago: The University of Chicago Press, 1968. P. 48).
16 Dunn J. D. G. Jesus and the Spirit: A Study of The Religious and Charismatic Experience of Jesus and the First Christians as Reflected in the New Testament. Westminster (Philadelphia), 1975. P. 253-258.
17 Andrews E. D. Сhristian Theology: The Evangelism Study Tool. Basic Bible Doctrines of the Christian Faith. Cambridge (Ohio): Christian Publishing House, 2016. P.489; Steven J.H. S. Worship in the Spirit: Charimatic Worship in the Church of England. Carlisl: Paternoster Press. 2002. P. 5.
18 Hassett K.M. Charismatic Renewal. Р. 304.
19 Движение «Католическое харизматическое возрождение». Католическая энциклопедия // «Католическая Россия». URL: http://www.catholic.ru/modules.php?name=Encyclopedia &op=content&tid=132 (дата обращения: 02.10.2016).
Новый «продукт» ривайвелизма
Харизматическое движение родилось в Соединенных Штатах Америки в середине XX столетия. Для американского общества это явление условно новое, так как оно продолжает серию «возрождений», характерных для религиозной атмосферы США. Очевидно, что харизматическое движение наследует не только движению пятидесятников, но и другим религиозным обновлениям, появлявшимся на континенте. Религиозный энтузиазм, происходящий от переживания новой близости Богу, соответственный эмоциональный настрой, а также определенная харизматическая личность, открывающая людям необходимую методику достижения новой близости, — всё это объединяет ряд религиозных феноменов, которые принято относить к ривайвелизму20. Цель ривайвелиз-ма заключается в обновлении не теоретического оформления веры той или иной конфессии, но в реформировании практической христианской жизни. Проводниками таких идей выступали, к примеру, проповедники Д. Эдвардс, Ч. Финни, Д. Муди, Р. Торрей. Таковы и целые движения и Церкви — например, методизм начала XVIII в. с его духовным вдохновителем Джоном Уэсли, движение Святости (конец XIX в.).
Подчеркивая своеобразие религиозной атмосферы в США, можно обнаружить определенную закономерность, которая проявляется в циклических всплесках духовного энтузиазма, порождающего новые движения.
Подобные всплески религиозного чувства, как и их спады, обычно не касались жизни Католической Церкви. Поэтому масштабный успех харизматического движения конца 1960-х гг. был абсолютно неожиданным. И вполне закономерен вопрос, почему Римско-Католическая Церковь оказала поддержку этому движению, а с 1974 г. приняла его под свое руководство.
История появления харизматического движения как продолжения движения протестантского в самом сердце католической традиции начинается с одного незначительного события. А именно с посещения
20 Джонатан Эдвардс определяет ривайвелизм как «исключительное домостроительство Провидения», в котором люди осознают реальность Христа, своих грехов и Его спасительной благодати. Это осуществляется через действие Духа Святого, которое в момент возрождения действует в «исключительной манере», усиливающей обычное действие Духа Святого по «пробуждению» и «преобразованию» человеческого сердца. См.: Edwards J.A. Narrative of Surprising Conversions. Jonathan Edwards on Revival. The Banner of Truth Trust. Edinburgh, 1965. P. 19-20.
католиками Ральфом Кеиффером и Биллом Стори, профессорами богословия университета Дюкесн (Питтсбург, штат Пенсильвания), пятидесят-нического молитвенного собрания в 1966 г.21 Став свидетелями духовного опыта, составляющего основу всей практики пятидесятников, — «крещения Духом», эти профессора дали обет молиться о том, чтобы и их жизнь была открыта действию Духа Святого.
Однако датой рождения движения принято считать январь 1967 г., когда в том же университете состоялась несколько совместных с пятидесятниками конференций. Результатом этого общения стал духовный опыт — переживание католической студенткой Пэтти Галлахер (сейчас Мэнсфилд) «крещения Духом»22. Это событие положило начало стремительному развитию движения в рамках Католической Церкви. На следующем этапе данный опыт получает широкое распространение в университете Нотр-Дам в городе Саусбенде (штат Индиана).
К концу 1970 г. в США насчитывается около 11 тысяч католиков и 4 епископа23, принимающих участие в новом движении. Первая четверть века ознаменована новым ростом — к движению харизматического Обновления присоединились около 400 тысяч католиков по всему миру24. А в настоящее время насчитывается уже более 120 млн католиков, заявляющих о себе, что они были «крещены Духом»25.
Реакция Апостольского Престола
Стремительный рост числа приобщившихся обновленной духовной жизни не мог остаться незамеченным. И в 1969 г. папа Павел VI создает рабочую группу по вопросу исследования харизматического феномена. Решение комиссии было неоднозначным. С одной стороны, отмечались положительные плоды такого рода обновления: человек открывает в своей жизни Бога, с другой же, комиссия выразила опасения по поводу чрезмерного увлечения непосредственными духовными переживаниями,
21 Mansfield P. G. The Duquesne Weekend // Catholic Charismatic Renewal in New Orleans. URL: https://www.ccrno.org/TestimonyPGM.htm (дата обращения: 04.10.2016).
22 Там же. Maurer S.A. The Spirit of Enthusiasm. P. 27-29.
23 Бюне В. Игра с Огнем. Вторая Волна — Харизматическое движение // Портал «Отечник». Семинарская и святоотеческая библиотеки. URL: http://otechnik.narod.ru/ sektovedenie_ogon/fire02-02.html (дата обращения: 12.10.2016).
24 Там же.
25 About ICCRS. What does ICCRS do? // Портал ICCRS. URL: http://www.iccrs.org/en/about-iccrs/ (дата обращения: 12.10.2016).
которые могут привести к утрате значения Евхаристии в сознании верующих, а также к потере связи с церковной иерархией. Резюмируя исследование, богословы пришли к выводу, что «данное движение в его сегодняшнем состоянии не следует сдерживать. Подобающий присмотр будет иметь успех лишь. когда епископы. будут наблюдать за этим движением в Церкви и управлять им. Нужно отдавать себе отчет в том, что в нашей культуре существует тенденция заменять религиозное учение религиозным опытом. Конкретно же мы рекомендуем епископам ввести в это движение осмотрительных священников.»26.
Пожелания были учтены, поэтому в 1972 г. был открыт координационный центр управления Новым движением — «Международная информационная служба» (ICO — International Communications Office)27. В задачи центра входило сохранять единство между различными общинами и их непосредственным руководством со стороны иерархии. В 1990 г. организации присвоен статус «Частной ассоциации верующих христиан понтификационного права»28. А в 1993 г. появляется и новое ее название — Международные служения католического харизматического возрождения (ICCRS — International Catholic Charismatic Renewal Services)29.
Харизматическое движение в Римской Католической Церкви имеет еще одну важную веху в истории. Епископат, как и особо видные богословы этого времени, взяв движение под свое руководство, не оставили его в рамках одной лишь практической реализации, но попытались оформить новое движение в теоретической перспективе. Так, в 1974 г. группой ведущих богословов был подготовлен ряд документов, ставших фундаментальной основой движения обновления, под общим названием «Малинские документы. Теологические и ду-шепастырские указания, касающиеся харизматического обновления в Католической Церкви»30.
26 Бюне В. Игра с Огнем.
27 About ICCRS. The humble beginnings of ICCRS // Портал ICCRS. URL: http://www.kcrs. org/en/about-iccrs/#Brian_Smith (дата обращения: 12.10.2016).
28 Бюне В. Игра с Огнем.
29 About ICCRS.
30 Theological and pastoral orientations the Catholic Charismatic renewal. Prepared at Malines. World of Life. Belgium. 1974.
Участие в создании документов приняли: Ив Конгар, кардинал Йозеф Ратцингер, кардинал Лео Сюненс, папский проповедник отец Раньеро Канталамесса и другие.
Причины и предпосылки
Последователи харизматического движения свое появление в Католической Церкви связывают с пророческой молитвой наместника Апостольского Престола папы Иоанна XXIII, произнесенной им в день Пятидесятницы: «О если бы с нынешней христианской семьей могло произойти то же, что и с апостолами в Иерусалиме после Вознесения Христа. О если бы достойный прославления Божий Дух услышал горячее желание всех и принял молитву. <...> Обнови в нашем веке Твои чудеса, как при новом сошествии Святого Духа»31.
Удивительный эффект лавинообразного распространения нового харизматического феномена в традиционно ориентированной церковной среде возможно обосновать, наверное, лишь тем, что почва для обновления была подготовлена заранее.
Причины появления харизматического обновления в Католической Церкви можно условно разделить на внутренние и внешние.
Внутренние причины следует искать в самом масштабном событии религиозной жизни XX в., каким является Второй Ватиканский собор (1962-1965). Его идеи, документы привели к радикальным переменам в учении и практике Церкви. Проблема самообновления Церкви как основного принципа собора была выражена в концепции aggiornamento32 как вектора развития Церкви под руководством Святого Духа, что принято воспринимать как «новую Пятидесятницу»33.
Как достижение был отмечен и тот факт, что Церковь сделала шаг навстречу мирянам. Это выразилось в попытке совершить своего рода «демократизацию Церкви»34. Например, документ Lumen Gentium принципиально описывает церковный авторитет в категориях служения,
31 O'ConnorE.D. The Pentecostal Movement in the Catholic Church. Ave Maria Press, 1975. P. 287-288.
32 «Обновление — необходимость Церкви ответить на запросы времени, вот курс, определяющий деятельность собора, по мнению папы Иоанна XXIII. Это обновление есть обновление диалога между Церковью и миром, форм и символов, его наполняющих. Концепцию aggiornamento нельзя понимать как руководство к реформам дисциплинарным или доктринальным, напротив есть обращение к традиции с целью возрождения христианской жизни и Церкви». См.: История II Ватиканского Собора. М.: Библейско-Бо-гословский Институт св. апостола Андрея, 2009. Т. 5: Собор — поворотный момент в истории Церкви. С. 728-730.
33 Maurer S.A. The Spirit of Enthusiasm. P. 3.
34 The Legacy of Vatican II. NJ: Paulist Press, 2015. P. 214.
а не господства35. Стремление дать мирянам больше возможности проявить себя в богослужебной жизни и жизни Церкви нашло отражение в декрете Apostolicam actuositatem. Все это предоставляет возможность существованию харизматического движения как движения мирян в рамках Церкви.
В Lumen Gentium поднимается вопрос и о возможностях пророческого служения в Церкви сегодня как одной из главных харизм. Слова, указывающие на значение пророчества «Святой народ Божий участвует также в пророческом служении Христа, распространяя живое свидетельство о Нем, особенно через жизнь веры и любви, и принося Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих Его имя»36, воспринимаются последователями движения непосредственно как указание на особенное харизматическое прославление — глоссолалию — «плод уст». В документе подчеркивается важность и других харизматических даров для жизни Церкви, отмечается возможность их существования и сегодня, как во времена апостольские. Однако суждение об их подлинности остается в руках тех, «кто предстоит в Церкви и чья особая задача — не угашать Духа»37.
Согласно пункту 12, миряне наделяются особой ролью в деле домостроительства Святого Духа, получают от Него дары для служения общине, что также послужило основанием принятия движения под руководство Католической Церкви.
Принципиальными для существования движения в рамках Церкви являются слова собора о том, что «.Святой Дух освящает Народ Божий, ведет его и украшает добродетелями не только посредством таинств и служений, но „разделяя каждому особо, как Ему угодно". Свои дары. Он придает им способность и готовность к принятию различных дел или служений, полезных для обновления и дальнейшего созидания Церкви <.> Эти благодатные дары — как изряднейшие, так и более простые и шире распространенные — в первую очередь приспособлены к нуждам Церкви»38.
Стремясь приобщить мирян к церковному служению, конституция Presbyterorum ordinis вновь подтверждает мысль о необходимости поощрять инициативы и действия со стороны мирян в деле служения Церкви. Пункт 9 с отчетливой настойчивостью призывает духовенство
35 Maurer S.A. The Spirit of Enthusiasm. P. 38.
36 Lumen gentium. Документы II Ватиканского собора. М.: Паолине, 1998. С. 75.
37 Lumen gentium. С. 76.
38 Lumen gentium. Р. 75.
«с радостью признавать и усердно поощрять» различные харизмы, которые получают миряне, «предоставлять им свободу и простор действия»39. Вместе с тем собор обязывает исследовать духов как причину появления этих харизм и оставляет эту обязанность в прерогативе священства40.
Соборные установки, прочитанные в духе последователей движения, позволяют им найти необходимое основание для существования Обновления внутри Церкви. Эту мысль выразил первый из обновленных католиков так: «Церковь ясно говорит мне через Документы II Ватиканского Собора, что мой опыт Святого Духа был истинным, несмотря
41
на то, что определенные люди смотрели на меня косо» .
Ключевой фигурой, курирующей развитие данного направления в Церкви, стал кардинал Лео Сюненс. Именно благодаря ему и его сторонникам на соборе поднимается вопрос о харизмах и об отношении к ним в современной Церкви, и это происходит задолго до возникновения движения харизматического обновления.
Говоря о внешних причинах, предопределивших принятие харизматического движения, можно выделить некоторые из них: пятиде-сятническое влияние, природу самого движения, его экуменический потенциал, положение Церкви и общества США с их общественными потрясениями 1960-1970-хгг., проблемой индивидуализма42, «движения самосовершенствования»43.
Как отмечалось выше, первая «волна Духа Святого», определяя начало христианской жизни «библейским доказательством», то есть получением харизмы (как правило, харизмы глоссолалии) как свидетельства Крещения, установила непреодолимую конфронтацию между теми, кто пережил «новую Пятидесятницу», и остальными. Это позволило пятидесятникам смотреть сверху вниз на все остальные христианские Церкви, исключило возможность установления какого-либо диалога с окружающим миром.
Вопреки сложившейся парадигме отношений, именно в среде этого движения появились люди, посчитавшие необходимым поделиться опытом «крещения Духом» и допустившие возможность
39 Presbyterorum ordinis. Документы II Ватиканского собора. М.: Паолине, 1998. С. 357.
40 Там же.
41 Maurer S.A. The Spirit of Enthusiasm. P. 39.
42 Fracchia C. A. Second Spring. The Coming of Age of US Catholicism. San Francisco, 1980. Р. 137.
43 Neitz M. J. Charisma and Community. New Brunswick, 1987. P. 227-245.
его в традиционных Церквах. Таким человеком явился Дэвид де Плесси — пятидесятнический проповедник. Начиная с 1951г. он принимает активное участие во всемирных съездах пятидесятников, после выходит и на уровень ВСЦ, где в 1954 г. произносит проповедь о новом духовном опыте44. Знакомство с представителем Епископальной Церкви Дэнисом Беннетом позволяет де Плесси открыть возможность приобщения к опыту «крещения Духом» и традиционным Церквам45. Согласно де Плесси, он уговаривал Беннета остаться в своей Церкви — и тем самым заложить новый принцип отношений: для получения «крещения Духом» совсем не обязательно уходить в раскол. Этот тренд стал началом «второй волны».
Еще одной внешней причиной, определившей судьбу харизматического движения, является способность его последователей к диалогу с уже сложившимися традициями. Кардинал Сюненс раскрывает особенности природы движения: «Является ли обновление своего рода инъекцией новой крови в Тело Христа, как что-то поступающее извне? Нет. не могут существовать две церкви: институциональная и харизматическая, есть только одна Церковь»46.
Процесс интеграции нового движения в тело Церкви осуществляется по принципу, определенному кардиналом Сюненсом: движение по своей сущности не есть что-то новое в отношении к Церкви — «чувство преемственности» — определяющее начало обновления. Осуществляя диалог с Церковью, богословы движения обнаруживают появление тех или иных харизматических даров, экстатических состояний, свойственных движению в истории самой Католической Церкви. Так обнаруживаются связи с мистической традицией Средневековья47, где, помимо очевидных даров пророчества и исцелений, являются нормой и внешние проявления: экстатические состояния, свидетельствующие о близости к Богу48. Все это позволяет последователям обновления не чувствовать себя чужими или обновленцами в традиционной Церкви.
44 Бюне В. Игра с Огнем.
45 Hassett K.M. Charismatic Renewal. The Oxford Handbook. P. 304-305.
46 Maurer S.A. The Spirit of Enthusiasm. P. 40.
47 То есть с традицией таких святых, как, например, Бернард Клервоский, Хильдегард Бингенская, Гертруда Хельфитская, Бригитта Шведская. См.: CartledgeM.J. Encountering the Spirit: The Charismatic Tradition. NY: Orbis Books, 2006. P. 39-41.
48 Например, житие Екатерины Сиенской свидетельствует о многократных экстатических переживаниях.
Данная открытость движения, способность устанавливать диалог с уже существующей традицией проистекает из стремления различать теоретическое и практическое наполнение христианской жизни, всецело сосредотачиваясь на последнем, что также способствовало принятию движения.
Источники и литература
1. About ICCRS. The humble beginnings of ICCRS // Портал ICCRS. URL: http:// www.iccrs.org/en/about-iccrs/#Brian_Smith (дата обращения: 12.10.2016).
2. About ICCRS. What does ICCRS do? // Портал ICCRS. URL: http://www.iccrs. org/en/about-iccrs/ (дата обращения: 12.10.2016).
3. Andrews E. D. ^ris^n Theology: The Evangelism Study Tool. Basic Bible Doctrines of the Christian Faith. Cambridge (Ohio): Christian Publishing House, 2016.
4. Cartledge M. J. Encountering the Spirit: The Charismatic Tradition. NY: Orbis Books, 2006.
5. Dunn J. D. G. Jesus and the Spirit: A Study of The Religious and Charismatic Experience of Jesus and the First Christians as Reflected in the New Testament. Westminster (Philadelphia), 1975.
6. Edwards J. A Narrative of Surprising Conversions. Jonathan Edwards on Revival. The Banner of Truth Trust. Edinburgh, 1965.
7. Fournier K. A. He Went to Find Brothers: Message of Pope Francis to Evangelical/ Pentecostal Brother John and the Church at Caserta // Catholic Online. Inform. Inspire. Ignite. URL: http://www.catholic.org/news/international/europe/story.php?id=56355 (дата обращения: 20.09.2016).
8. Fournier K. A. Spiritual Ecumenism: Pope Francis Visits Evangelical/Pentecostal Church in Caserta Italy // Catholic Online. Inform. Inspire. Ignite. URL: http:// www.catholic.org/news/international/europe/story.php?id=56343 (дата обращения: 20.09.2016).
9. Fracchia C.A. Second Spring. The Coming of Age of US Catholicism. San Francisco, 1980.
10. HassettK.M. Charismatic Renewal. The Oxford Handbook of Anglican Studies / ed. Chapman M. D., Clarke S., Percy M. Oxford University Press, 2016.
11. Jacobsen D. The Worlds Christians. Who they are, Where they are, and How they got here. Chichester; Wiley-Blackwell; West Sussex, 2011.
12. Johnson T The Global Demographics of the Pentecostal and Charismatic Renewal // Society. 2009. November. Vol. 46.
13. Longman R. American Lutheranism Yesterday and Today. Lutherans Today: American Lutheran Identity in the Twenty-First Century / ed. by Cimino R. Grand Rapids (Michigan); Cambridge, 2003.
14. Lumen gentium. Документы II Ватиканского собора. М.: Паолине, 1998.
15. Mansfield P. G. The Duquesne Weekend // Catholic Charismatic Renewal in New Orleans. URL: https://www.ccrno.org/TestimonyPGM.htm (дата обращения: 04.10.2016).
16. MaurerS.A. The Spirit of Enthusiasm: A History of the Catholic Charismatic Renewal 1967-2000. University Press of America, 2010.
17. Myland D. Wesley. The Latter Rain Covenant. Evangel Publishing House. Chicago, 1910.
18. Neitz M.J. Charisma and Community. New Brunswick, 1987.
19. O'Connor E. D. The Pentecostal Movement in the Catholic Church. Ave Maria Press, 1975.
20. Presbyterorum ordinis. Документы II Ватиканского собора. М.: Паолине, 1998.
21. RoccaF.X. Pope Francis discovers charismatic movement a gift to the whole church // Catholic News Service. URL: http://www.catholicnews.com/ services/englishnews/2013/pope-francis-discovers-charismatic-movement-a-gift-to-the-whole-church.cfm (дата обращения: 22.09.2016).
22. Steven J. H. S. Worship in the Spirit: Charimatic Worship in the Church of England. Carlisle: Paternoster Press, 2002.
23. Storms S. History of the Pentecostal-Charismatic Movements. March 4, 2009 // Персональный блог Сэма Сторма. URL: http://www.samstorms.com/all-articles/ post/history-of-the-pentecostal-charismatic-movements (дата обращения: 26.09.16).
24. The Holy Father speaks about the 50th Anniversary of CCR During the Inflight press conference from Sweden // ICCRS. International Catholic Charismatic Renewal Service. URL: http://www.iccrs.org/en/the-holy-father-speaks-about-the-50th-anniversary-of-ccr/ // (дата обращения: 23.09.2016).
25. The Legacy of Vatican II / ed. by M. Faggioli, A. Vicini. NJ: Paulist Press, 2015.
26. Theological and pastoral orientations the Catholic Charismatic renewal. Prepared at Malines. World of Life. Belgium. 1974.
27. Wagner C. P. The Third Wave of the Holy Spirit. Ann Arbor. Servant Publications. MI. 1988.
28. Weber M. On Charisma and Institution Building / ed. Eisenstadt SN. Chicago: The University of Chicago Press, 1968.
29. Бюне В. Игра с Огнем. Вторая Волна — Харизматическое движение // Портал «Отечник». Семинарская и святоотеческая библиотеки. URL: http://otechnik.narod. ru/sektovedenie_ogon/fire02-02.html (дата обращения: 12.10.2016).
30. Движение «Католическое харизматическое возрождение». Католическая энциклопедия // «Католическая Россия». URL: http://www.catholic.ru/modules.php ?name=Encyclopedia&op=content&tid=132 (дата обращения: 02.10.2016).
31. История II Ватиканского Собора. М.: Библейско-Богословский Институт св. апостола Андрея, 2009. Т. 5: Собор — поворотный момент в истории Церкви / общ. ред. Дж. Альбериго, А. Бодров, А. Зубов.
Mikhail Smirnov. The Charismatic Movement as the Face of Aggiornamento: Some Notes for the Anniversary of the Renewal in the Roman Catholic Church.
The charismatic renewal as the second wave of the Pentecostal Movement is connected with a desire to reform the spiritual life of traditional religious confessions. The charismatic phenomenon appears as part of certain cyclic patterns in the religious atmosphere of American society, and is fully part of the paradigm of Revivalism. Thus we can speak of the Charismatic Movement as a relatively new phenomenon. In the second part of the 20th century, the Charismatic Movement began its mission in the Roman Catholic Church, which had, until then, maintained the status quo in its evaluation of outbursts of religious feeling. Since this was a completely new phenomenon within a traditionally oriented Church, the Movement achieved an impressive success, and was thus seen as something within the bounds of the postVatican II spirit of aggiornamento. In connection with the jubilee of the Charismatic Movement in the Roman Catholic Church, the author of this article attempts to answer some questions about its origin and the causes of its subsequent fate within the Roman Catholic Church.
Keywords: charisma, Charismatic Movement, Baptism by the Spirit, Holy Spirit, Pentecostalism, Renewal, Revivalism, wave, gifts of the Spirit, spiritual experience, Second Vatican Council, Pope Francis, Cardinal Leo Suenens.
Mikhail Mikhailovich Smirnov — Graduate Student at St. Petersburg Theological Academy ([email protected]).