Научная статья на тему 'Пятидесятничество в XXI В. : парадигмы модернизации'

Пятидесятничество в XXI В. : парадигмы модернизации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
289
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЯТИДЕСЯТНИКИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ РЕЛИГИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ДОКТРИНЫ / ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ / МИССИОНЕРСКАЯ РАБОТА / С. КАСТЕ-ЛАНОС / Д. ЙОНГИ ЧО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кащаева М. В.

Анализируются модернизационные процессы, происходящие в харизматических общинах христиан веры евангельской пятидесятников. Автор рассматривает новации, появляющиеся в сфере вероучительной доктрины, а также, опираясь на опыт российских исследователей, характеризует модернизационные процессы религиозной деятельности харизматических общин. Пятидесятничество в России во второй половине XX в. представляло собой динамично развивающиеся объединения, различающиеся специфическими особенностями церковной жизни. Общей особенностью религиозной жизни всех пятидесятников является активная социальная деятельность и миссионерская работа. Настоящие эволюционные процессы, происходящие в пятидестничестве, связаны с изменением формы и обоснования миссионерства. Анализ док-тринальных положений основан на изучении работ современных лидеров харизматического движения: С. Кастеланоса и Д. Йонги Чо. Характеристика культовой практики опирается на вновь появляющиеся формы служений, а также интерпретацию уже известной практики «живого общения с Богом». Содержание современных модернизационных процессов, по мнению автора, позволяет говорить о новом этапе религиозной жизни российского пятидесятничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pentecostalism the XXI century: modernization paradigms

The article analyzes the modernization processes, taking place in the charismatic communities of Christians of the evangelical Pentecostals. The author examines innovations, that appear in the field of dogmatic doctrine, and characterizes the modernization processes of the religious activities of charismatic communities, based on the experience of Russian researchers. Pentecostalism in Russia in the second half of the 20th century consists of dynamically developing associations, that differ in some specific features of church life. A common feature of the religious life of all Pentecostals is active social activity and missionary work. The present evolutionary processes taking place in Pentecostalism arise from the change in the form and justification of missionary work. The analysis of doctrinal situation is based on the studies of the works of contemporary leaders of the charismatic movement: S. Castelanos and D. Jongi Cho. The character of the cult practice is based on the newly emerging forms of service, as well as on the the interpretation of the already known practice of "live communication with God." The content of modern modernization processes, according to the author, allows us to talk about a new stage in the religious life of Russian Pentecostalism.

Текст научной работы на тему «Пятидесятничество в XXI В. : парадигмы модернизации»

of the Cabinet economy in Altai: (the Second half of the XVIII — the first half of the XIX century.): Management and maintenance]. Barnaul, 1997. 258 s. (in Russian).

Spisok chinov vedomstva E.I. V. 1911. [List of ranks of the Department E.I. V. 1911] (in Russian).

Spisok chinov vedomstva Ego Imperatorskogo Velichesva 1900. Department E.I. V. 1900] (in Russian).

Spisok chinov vedomstva Ego Imperatorskogo Velichesva 1901. Department E.I. V. 1901.] (in Russian).

Spisok chinov vedomstva Ego Imperatorskogo Velichesva 1903. Department E.I. V. 1903] (in Russian).

Spisok chinov vedomstva Ego Imperatorskogo Velichesva 1904. Department E. I. V. 1904]. (in Russian).

Spisok chinov vedomstva Ego Imperatorskogo Velichesva 1908. Department E.I. V. 1908] (in Russian).

Spisok chinov vedomstva Ego Imperatorskogo Velichesva 1909. Department E.I. V. 1909] (in Russian).

Spisok chinov vedomstva Ego Imperatorskogo Velichesva 1910. Department E.I. V. 1910] (in Russian).

УДК 2 (27) M. В. Кащаева

Алтайский госуларственный университет, Барнаул (Россия)

ПЯТИДЕСЯТИ ИЧЕСТВО В XXI в.: ПАРАДИГМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ

Анализируются модернизационные процессы, происходящие в харизматических общинах христиан веры евангельской пятидесятников. Автор рассматривает новации, появляющиеся в сфере вероучительной доктрины, а также, опираясь на опыт российских исследователей, характеризует модернизационные процессы религиозной деятельности харизматических общин. Пятидесятничество в России во второй половине XX в. представляло собой динамично развивающиеся объединения, различающиеся специфическими особенностями церковной жизни. Общей особенностью религиозной жизни всех пятидесятников является активная социальная деятельность и миссионерская работа. Настоящие эволюционные процессы, происходящие в пятиде-стничестве, связаны с изменением формы и обоснования миссионерства. Анализ док-тринальных положений основан на изучении работ современных лидеров харизматического движения: С. Кастеланоса и Д. Йонги Чо. Характеристика культовой практики опирается на вновь появляющиеся формы служений, а также интерпретацию уже известной практики «живого общения с Богом». Содержание современных модерни-

[List of ranks of the [List of ranks of the [List of ranks of the [List of ranks of the [List of ranks of the [List of ranks of the [List of ranks of the

зационных процессов, по мнению автора, позволяет говорить о новом этапе религиозной жизни российского пятидесятничества.

Ключевые слова: пятидесятники, модернизация религии, модернизация религиозной доктрины, харизматическое движение в России, миссионерская работа, С. Касте-ланос, Д. Йонги Чо.

М. V. Kashchaeva

Altai State University, Barnaul (Russia)

PENTECOSTALISM THE XXI CENTURY: MODERNIZATION PARADIGMS

The article analyzes the modernization processes, taking place in the charismatic communities of Christians of the evangelical Pentecostals. The author examines innovations, that appear in the field of dogmatic doctrine, and characterizes the modernization processes of the religious activities of charismatic communities, based on the experience of Russian researchers. Pentecostalism in Russia in the second half of the 20th century consists of dynamically developing associations, that differ in some specific features of church life. A common feature of the religious life of all Pentecostals is active social activity and missionary work. The present evolutionary processes taking place in Pentecostalism arise from the change in the form and justification of missionary work. The analysis of doctrinal situation is based on the studies of the works of contemporary leaders of the charismatic movement: S. Castelanos and D. Jongi Cho. The character of the cult practice is based on the newly emerging forms of service, as well as on the the interpretation of the already known practice of "live communication with God." The content of modern modernization processes, according to the author, allows us to talk about a new stage in the religious life of Russian Pentecostalism.

Key words: Pentecostals, modernization of religion, modernization of religious doctrine, charismatic movement in Russia, missionary work, S. Castelanos, D. Jongi Cho.

DOI: 10.14258/nreur (2018) 2-06

В пространстве религиозной жизни каждого региона Российской Федерации ярко обозначены общины пятидесятников-харизматов ввиду их активной социальной позиции, а также возрастающей численности. Как отмечают исследователи, за последние 20 лет количество зарегистрированных общин христиан веры евангельской пятидесятников возросло с 30 до 1473 направлений [Лопаткин, 2010: 274]. Среди уже известных общин (Церковь Христа, Слово жизни, Краеугольный камень) появляются названия новых общин: Роса, РЕМА, Река течет. Нами предпринята попытка проанализировать процессы модернизации доктринальных платформ и культовых особенностей пятидесятнических харизматических общин, действующих на территории РФ в первые два десятилетия XXI в.

Классическое описание истории пятидесятничества включает в себя три волны. Первая волна в догматическом плане связана с проповедями пасторов Ч. Пархема и У. Сеймура, состоявшимися в начале XX в. Они формируют основу пятидесятни-ческого вероучения, состоящую из «Крещения Святым Духом», проявляющим себя в практике «возложения рук» и «говорения на иных языках» — глоссолалии. Вторая волна пятидесятнического движения, состоявшаяся в середине XX в., проявила себя в распространении нового исповедания среди других протестантских деноминаций. Третья волна, имевшая начало в 70-80-х гг. XX в., выражена тщательной догматической проработкой харизматических практик и расширением поля культовых практик. Так, проявлением «Крещения Святым Духом» стала не только практика глоссолалии, но проявление других Даров Святого Духа: исцеления, чу-дотворения,истолкования.

Основными теоретиками третьей волны принято считать Д. Уимбера и П. Вагнера, в свою очередь опиравшихся на многочисленные проповеди предшественников: Э. У Кеньона, К. Хейгина, У Бранхема, А. А. Аллена, Д. А. Макмиллана [Зудов, 2016:45]. Согласно учению теоретиков третьей волны, практика «Крещения Духом Святым» или «Крещение во Святом Духе» состоит в ощущении Святого Духа. Человек посвящен в поток Божественной радости и любви. Принятие «Даров Святого Духа» и их проявление является подтверждением «Крещения во Святом Духе».

Важной чертой харизматического богословия является факт того, что «Крещение во Святом Духе» проявляется через практику мистического духовного переживания. Данное учение нельзя связывать с теоретико-логическими обоснованиями сошествия Духа Святого в произведениях учителей и Отцов церкви вселенского периода, а также основателей Реформации. Согласно теоретическим воззрениям Д. Уимбера, чудеса и исцеления являются признаками Царства Божия. Они имеют вневременной характер и должны стать составной частью жизни каждого верующего христианина [Зудов, 2016: 44]. Другой проповедник третьего поколения П. Вагнер описывает практику «Крещения во Святом Духе» в контексте получения пророчеств. Пророчества, в свою очередь, имеют особое качество. Они не связаны с предсказаниями будущего, а являются наставлениям общеполезного характера, вдохновляемыми свыше. Пророчества служат созиданию Церкви и должны возвещать Божественное всемогущество.

В данной концептуальной парадигме особую роль имеет сила слова. Слова, по мысли П. Вагнера и его предшественников, представляют собой духовные резервуары, а не обычную вербальную практику. Слово пророчества имеет особую творческую силу, способную изменить существующую реальность. Предшественники П. Вагнера отмечали, что слова, наполненные верой, воззвали вселенную к бытию, а, значит, они могут управлять бытием. Развитием данного богословия является доктрина «Нового мышления». Согласно данной доктрине всецело уверовавшие и крещенные духом, получившие дары христиане могут сегодня иметь здоровье, успех и материальный достаток, обращаясь к силе собственной мысли, поскольку мысли имеют вполне материальное проявление, как созидательное, так и деструктивное [Зудов, 2016: 49]. Преображению человека в парадигме харизматического пятидесятнического богословия содействует вера, также являющаяся Божественной преобразующей силой.

Таким образом, к началу XXI в. в богословии харизматического пятидесятничества преобладали идеи всеобщего преображения и воцерковления посредством «Креще-

ния во Святом Духе», получения различных даров от Святого Духа. Практика глоссолалии стала не единственной практикой, подтверждающей избранность. Другие практики пророчества, истолкования, исцеления, чудотворения обретаемые силой слова и веры становятся проявлением Божественного спасения и преображения. В настоящее время существуют харизматические пятидесятнические общины, где глоссолалия не является общей практикой [Амбарцумов, 2016: 71].

Модернизаторскими особенностями харизматических общин являются особенности культового служения. Отсутствие иерархического принципа служения, характерное для всех пятидесятников, сочетается с особенностью культовой практики. Так, в харизматической церкви «Роса» во время молитвы может звучать самая различная музыка — от игры на барабанах до классических оперных партий. По мнению её пастора Павла, неважно, в какой форме будет происходить служение, важно, чтобы оно проходило в «Духе и истине». В данной общине видом миссионерского служения являются театральные постановки, происходящие в театре «Nota Вепе», где молодежным пастором является режиссер театра Сергей Колешня [Филатова, 2011: 543].

Нередко модернизаторскими тенденции проявляются в организации служений. Традиционными видами служений харизматического пятидесятничества являются служения в отношении нарко- и алкозависимых, служения в отношении лиц без определенного места жительства, трудных подростков и другие социальные служения. Однако в последние время круг социальных задач пополнился новым, не вполне обычным видом служения. Этико-религиозная доктрина пятидесятников харизма-тов вполне традиционна в отношении ценностей семьи и брака. Одна из харизматических общин «Слово Жизни» организовала «Служение ЛГБТ». Целью данного служения, по мысли пастора А. Горнового, является помощь в признании порока и обращении к Богу с просьбой о помощи в преодолении болезненно порочных наклонностей [Амбарцумов, 2016: 73].

Как показано нами в начале статьи, пятидесятнические харизматические церкви являются самыми быстрорастущими деноминациями. Данный факт не всеми лидерами харизматических общин расценивается как положительный. По мнению пастора Д. Йонги Чо, возглавляющего общины Сеула (Южная Корея), основной проблемой современного общества является проблема деперсонализации, лишение её индивидуальности. Для харизматического движения эта проблема выражается в том, что только небольшой процент пришедших на собрание принимает в нем участие. Начальный энтузиазм новообращенных постепенно снижается, они становятся всего лишь «воскресными христианами». Таким образом, под угрозу ставится основной аспект вероучения — крещение и пребывание в Святом Духе. Модернизаторским элементом Д. Йонги Чо является принцип организации харизматических общин. Большое воскресное собрание в его общинах заменено практикой общения малых домашних ячеечных групп [Йонги Чо, 2016]. Лучшей формой евангелизации, по мнению Д. Йонги Чо, является общение небольшого числа верующих-единомышленников. Они создают друг для друга не только пространство молящихся, но и оказывают необходимую социальную помощь. Новый опыт миссионерской работы, предлагаемый Д. Йонги Чо, связан с собиранием малой группы миссионером, окончившим Библейскую школу и получившим практику служения в Центральной Полноевангельской церкви. Подобная организация обусловлена также снижением материальных затрат. Миссионеру, создающему новую ячейку, церковь помогает около года, затем общины переходят на самофинансирование.

Немало новаций содержит проповедь Д. Йонги Чо в богословии. Богословие пасторов новой волны по сути и отношению к христианской ортодоксии является радикальным. В проповеди Д. Йонги Чо «Дух Святой — мой старший партнер» говорится о том, что Дух Святой обладает личностными характеристиками. Он обладает знанием, эмоциями, чувствами, волей и рассуждением. Эти качества, столь созвучные человеческой природе, необходимы Свитому Духу для того, чтобы сообщить план Бога для нас [Йонги Чо, 2016].

В 1986 г. пастор другой харизматической общины «Международная харизматическая миссия» С. Кастелланос познакомился с практикой Д. Йонги Чо. Переняв модель в качестве примера, он организовал малые группы по географическому принципу. В практике С. Кастелланоса рост общин происходил гораздо медленнее, чем предполагалось. Поэтому он несколько видоизменил форму организации общин, оставив в основании идейный принцип корейской модели. В его ячеечной системе наименьшей единицей является группа, состоящая из 12 человек, как когда-то Иисус Христос общался с 12 апостолами [Кастелланос, 2015:49].

Причины модернизаторских процессов, побудивших пятидесятнические харизматические общины к пересмотру вероучения и принципов организации, понятны: во-первых, это стремление общин к религиозному оживлению; во-вторых, стремление усилить мистические ожидания во время молитвы, отойти от сухой известной схемы и привлечь как можно большее количество верующих молодого возраста. В российском конфессиональном пространстве существует харизматическое пятидесятни-ческое движение «Река течет». Оно было создано представителями ветви «Краеугольный камень» с целью обретения практики «ощущения нового помазания». Во время общинной молитвы её члены должны научиться ощущать прохождение живительной божественной энергии через тело [Александрова, 2015: 244]. Станут ли подобные мо-дернизаторские тенденции началом новой четвертой волны в харизматическом пяти-десятничестве? Время покажет.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Александрова Н. Н. Процесс возникновения новых форм религиозных практик у пя-тидесятников-харизматов // Социология религии в обществе позднего модерна. Белгород : Изд-во «Белгород», 2015. С. 243-246.

Амбарцумов И. В. Пятидесятники и харизматы — радикальные наследники Реформации // Инновационные механизмы решения проблем научного развития: сб. статей Международной научно-практической конференции. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. — 239 с.

Зудов Ю. В. Пятидесятничество в XX веке: возникновение и эволюция // Азбука веры: православная энциклопедия. М., 2016. 160 с.

Йонги Чо Д. Дух Святой — мой старший партнер [Электронный ресурс]. — URL: http://kingdomjc.com/Books/Cho/00.htm/ (дата обращения: 19.02.2018).

Йонги Чо Д. Успех домашних ячеечных групп [Электронный ресурс]. — URL: http:// kingdomjc.com/Books/Chol/07.htm/ (дата обращения: 19.02.2018).

Кастелланос С. Мечтай и ты завоюешь мир. М.: Библейский центр «Посольство Иисуса», 2015. 160 с.

Лопаткин P.A. Религиозная ситуация в России и место в ней протестантизма // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2010. №4. С. 273-277.

Филатова В. Русские харизматики из церкви «Роса»: Церковь творческого поиска // Религия и российское многообразие. М.; СПб.: Летний сад, 2011. 688 с.

REFERENCES

Aleksandrova N. N. Protsess vozniknoveniia novykh form religioznykh praktik u piatidesiatnikov kharizmatov. [The process of emergence of new forms of religious practices in Pentecost charismatic]. Sotsiologiia religii v obshchestve pozdnego moderna [Sociology of religion in the society of late modernity]. Belgorod: Izdatelskii dom "Belgorod", 2015. S. 243-246 (in Russian).

Ambartsumov I. V. Piatidesiatniki i kharizmaty — radikal'nye nasledniki Reformatsii. Innovatsionnye mekhanizmy resheniia problem nauchnogo razvitiia Sb. statei mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. [Pentecostals and charismatics, the radical heirs of the reformation. Innovative mechanisms for the resolution of problems of scientific development. Digest of articlesof the international scientific-practical conference.]. Ufa : MTsII OMEGA SAINS, 2016. 239 s. (in Russian).

Zudov Iu. V. Piatidesiatnichestvo v XX veke vozniknovenie i evoliutsiia [Pentecostalism in the twentieth century origins and evolution]. M.: Pravoslavnaia entsiklopediia Azbuka very, 2016. 160 s. (in Russian).

Iongi Cho D. Uspekh domashnikh iacheechnykh grupp [The Success of home cell groups]. Available at: http://kingdomjc.com/Books/Chol/07.htm/ (accessed February 19, 2018) (in Russian).

Iongi Cho D. Dukh Sviatoi — moi starshii partner [The Holy Spirit — my senior partner]. Available at: http://kingdomjc.com/Books/Cho/00.htm/ (accessed February 19, 2018) (in Russian).

Kastellanos S. Mechtai i ty zavoiuesh' mir [Dream and you conquer the world]. M. : Bibleiskii tsentr "Posol'stvo Iisusa", 2015,160 s. (in Russian).

Lopatkin R. A. Religioznaia situatsiia v Rossii i mesto v nei protestantizma [The Religious situation in Russia and place in it Protestantism]. Gosudarstvo, religiia, tserkov v Rossii i za rubezhom. [State, religion, Church in Russia and abroad]. 2010. №4. S. 273-277 (in Russian).

Filatova V. Russkie kharizmatiki iz tserkvi Rosa': Tserkov' tvorcheskogo poiska. [Russian charismatic of the Church of Rosa': Church of creative search]. Religiia i rossiiskoe mnogoobrazie. [Religion and Russian diversity]. M.; SPb.: Letnii sad, 2011. 688 s. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.