Научная статья на тему 'Теневое предпринимательство и особенности его развития в России'

Теневое предпринимательство и особенности его развития в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
511
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
SHADOW ECONOMY / THE SHADOWING OF ENTREPRENEURSHIP / ILLEGAL ECONOMY / INFORMAL ECONOMY / THE THREAT OF ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Явкин Вячеслав Владимирович

В статье рассматриваются структура и масштабы теневой деятельности российского предпринимательства, исследуются причины разрастания и пути решения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теневое предпринимательство и особенности его развития в России»

УДК 336.025

Явкин Вячеслав Владимирович, студент ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени

Н.П.Огарева, г. Саранск e-mail: slavec 96@mail. ru Руководитель: Лизина О.М., к.э.н., доцент кафедры теоретической экономики и экономической безопасности, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет, Саранск, Россия

ТЕНЕВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ

Аннотация. В статье рассматриваются структура и масштабы теневой деятельности российского предпринимательства, исследуются причины разрастания и пути решения данной проблемы.

Ключевые слова: теневая экономика, криминализация экономической деятельности, угроза экономической безопасности.

Yavkin Vyacheslav Vladimirovich,

the student of the Ogarev Mordovia State University, Saransk e-mail: [email protected] Head: Lizina O. M., Ph. D., associate Professor of the Department of theoretical economy and economic security, the national research Mordovia state University,

Saransk, Russia

THE PROBLEM OF SHADOW ECONOMIC ACTIVITIES OF BUSINESSES IN RUSSIA Abstract. The article considers the structure and scope of the shadow activity of Russian entrepreneurship. The author explores the causes and ways of solving this problem.

Keywords: the shadow economy, the shadowing of entrepreneurship, the illegal economy, the informal economy, the threat of economic security.

Теневизация экономики остается на сегодняшний день одной из важнейших угроз экономической безопасности общества. Истоки данной проблемы исследовались в зарубежной экономике еще в 1960-1970 гг. XX столетия, в нашей стране о ней начали рассуждать несколько позже, ближе к 1980-м годам XX в. Анализируя различные подходы и мнения, можно рассматривать теневую экономику как совокупность экономических связей хозяйствующих субъектов по поводу производства, распределения, перераспределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, нарушающих рамки правового поля и ограничения государства. В научных кругах широкую известность получила формулировка Э. де Сото, трактовавшего теневую экономику как: «свободные от бюрократической зарегулированности конкурентные экономические отношения, которые возникли в результате промахов при построении рыночных отношений» [1,с. 17].

Под неформальной экономикой понимается деятельность, сознательно укрываемая субъектами от государства с целью минимизации издержек, в частности, за счёт ухода от налогообложения. В отличии от неформальной экономики, теневая экономика подразумевает не только сознательно, но и непреднамеренно укрываемую экономическую деятельность. Внелегальная экономика - совокупность экономических взаимодействий, совершаемых их участниками без обращения к нормам закона. При этом нормы закона могут как напрямую нарушаться, так и «обходиться» с помощью выискивания лакун в законах.

В теневом секторе в масштабах мировой экономики ежегодно создается около 8 трл. долларов добавленной стоимости. Эта сумма не отражается в бухгалтерских отчетах и официальной статистике государств и международных организаций (рис.1). Размеры глобальной теневой экономики сопоставимы с размерами экономики США, при этом по данным Всемирного банка ее масштаб

постоянно увеличивается. К 2015 г. он достиг 36,4% мирового ВВП, поэтому данное явление вызывает пристальное внимание у экспертов.

25 20 15 10 5 О

Рисунок 1 - Уровень теневой экономики стран по отношению к ВВП в 2015 году, в %

Л

2 1 3 К. 7' 1

1 1 3. 13 3 2, 1-1 2, 31 2, Н г 12 1

31 о. 31 О, 3 э В.4 3.2 3 ■ _ 5.9

В России данные структуры неформального сектора предоставляет Росстат. Так, в наибольшей степени в нашей стране неформальные трудовые отношения распространены в сельском и лесном хозяйстве, оптовой и розничной торговле и строительстве (рис. 2). Следует отметить, что в России неформальные трудовые отношения распространены менее, чем в странах с формирующимся рынком и более, чем в развитых странах [2, с.68]. Заметим, что данные Росстата свидетельствуют об увеличении доли занятых в неформальном секторе (рост в 2015 г. по сравнению с 2006 г. составил 17,7 %). На рост теневого сектора в РФ дополнительное влияние оказал кризис: с ноября 2014 года по февраль 2015 года неформальная занятость увеличилась до 17-18 с примерно 13-15 млн.человек.

Количество занятых в неформальном секторе (занятые в производстве добавленной стоимости в структурах с отсутствующей государственной регистрацией в качестве юридического лица, вне зависимости от занятости в формальном секторе) - это каждый пятый работник из количества занятого населения. С учетом, получающих зарплаты в конвертах на официальной работе, теневая занятость может достигать 40%.

Транспорт и связ 8,8

Образование; 0,6

Операции с недвижимым имуществом, ар< и предоставле]

услуг; 3,7

розничная торге

бытовых издел! предметов личн

Финансовая деятельность; С

автотранспортн

рестораны; 2,8

Гостиницы и

мотоциклов.

Оптовая и

средств,

ремонт

пользования; 33,1

Рисунок 2 - Структура занятых в неформальном секторе по видам экономической

деятельности в РФ в 2015 г., в %

По объему производства доля неформального сектора также имеет тенденцию к росту. По прогнозу экспертов НИУ ВШЭ объем теневой экономики по мере развития кризиса может вырасти до 20-22% с нынешних 15-

Одна из причин роста теневого сектора - сокращение числа малых предприятий. В последние годы прекратили работу 600 тыс. индивидуальных предпринимателей по всей стране (в 2013 г., по данным Росстата, в России было 5,4 млн индивидуальных предпринимателей). Есть вероятность, что примерно 250-300 тыс. индивидуальных предпринимателей могут сняться с регистрации при сохранении прежних условий жесткой денежно-кредитной и фискальной политики. Подтверждают результаты опроса «Опоры России» данные 500 региональных компаний.

В качестве причины резкого роста теневого сектора в 2015-2016 гг. эксперты ВШЭ рассматривают «запретительный» уровень ключевой ставки. Это делает убыточными инвестиции и «планово убыточным реальный сектор, консервируя сырьевую зависимость экономики». По данным опроса Института

17% [3].

Гайдара, инвестиционные планы компаний достигли худшего уровня с октября 2009 г. Предположительно, дефицит финансов для инвестиций будет прогрессировать. Так с лета 2014 г. прекратился рост денежной массы, а к концу года произошло сокращение на 12%, таким образом из экономики были изъяты 3,5 трлн руб., или 5% ВВП. В 2015 г. денежная масса с учетом инфляции сжалась на 20-35%, это создало дополнительный дефицит рублевой денежной массы в размере 7-11 трлн руб. (изъятие из экономики ресурса в размере 10-13% ВВП). По данным «Опоры», представители малого бизнеса весьма негативно отзываются о налоговой политике, указывая на рост налогов и других обязательных платежей (30% опрошенных компаний). 17% компаний заявили о просрочке задолженности перед поставщиками, 10% опрошенных компаний имеют задолженность по налогам, 12% - по аренде. По данным опроса (58% респондентов) в качестве основной причины роста задолженности перед поставщиками указывается интенсивный рост цен. Нужно заметить, что на формирование теневых финансовых потоков фирм на современном этапе развития России большое влияние оказывает государственный сектор, которым вытесняется бизнес [4, с. 41].

В связи с этим значительная часть выручки принадлежит компаниям, находящимся под контролем государства, либо само государство имеет значительную долю участия. Рейтинг РБК «500 Крупнейшие компании России» свидетельствует о том, что из 500 компаний - 393 находятся в частном владении, 88 государственных, 18 компаний с государственным участием и одна иностранная компания [5]. Так, при достаточно незначительной доле компаний с государственным участием их выручка составляет 43,7% общей выручки компаний рейтинга. На долю компаний крупного бизнеса, находящихся под контролем государства, в 2015 г. приходилось 40%, на долю частных компаний - 47%, а на компании с иностранным участием 13%. Из этого следует, что наблюдается экспансия государственного участия в бизнесе [6, с. 32], это исходит из количественного параметра (количество компаний) и из объема выручки.

Для противодействия теневой экономике государство разрабатывает специальные регулирующие меры, к примеру, такие, как радикально-либеральная и репрессивная стратегии [7]. Репрессивная стратегия основывается на усилении охраны прав, соблюдении правовых норм и неприемлемости применения в борьбе с теневыми экономическими проявления либеральных морально-этических принципов. Радикально-либеральная стратегия предполагает использование комплекса политических, социально-экономических и правовых мер, в целях легализации теневой экономической деятельности, не связанной с криминальным бизнесом и соответствующей либеральным морально-этическим принципам общества.

Среди мер нейтрализации теневого предпринимательства первое место занимает стратегия легализации теневой экономики, под которой понимается узаконение ее функционирования в соответствии с действующими законодательными нормами; официальное разрешение ранее запрещенной законодательством чьей-либо деятельности. Существует менее известная стратегия элиминирования, наиболее отвечающая условиям Российской Федерации. Элиминирование - процесс целенаправленного регулирования государства на основе сбалансированного использования методов, как легализации, так и противодействия теневым экономическим отношениям. При реализации данной стратегии государство главной целью ставит создание условий, при которых развитие теневых экономических отношений невыгодно самим предпринимателям и государству [9]. Разумеется, полностью устранить теневую экономику и теневые экономические отношения сложно (по экспертным оценкам, пороговое значение удельного веса теневой экономики в будущем не должно превышать 10% ВВП). Кроме перечисленных мер, государственная программа по легализации деятельности теневых предпринимателей должна предусматривать внесение изменений в законодательную базу, которыми бы устанавливались необходимые меры ответственности для криминальных элементов и теневых предпринимателей, разработку и реализацию системы репатриации капиталов отечественных

предпринимателей (в т. ч. и проживающих за рубежом) в целях инвестирования в экономику России; усиление общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля.

Очевидно, к разработке государственной программы по легализации теневых доходов необходимо привлечь научных и практических работников всех систем экономической и правовой направленности. Успешное достижение поставленной цели невозможно без выполнения следующих условий [7]:

1) прозрачности и разъяснения принятия экономически значимых решений (о приватизации, акционировании, проведении аукционов и т.д.) государственными должностными лицами. При несоблюдении этого принципа активизируется развитие коррупции и криминализации финансовой системы государства;

2) усиления контроля за социально-экономическими и политическими процессами, финансовыми и товарными потоками (бюджетными, банковскими, валютными и др.). Вероятно, в среднесрочной перспективе это даст существенные результаты;

3) закрепления реально действующих форм коррупции в уголовном законодательстве. Речь идет, к примеру, о коррупционном лоббизме, фаворитизме, протекционизме, предоставлении конфиденциальной информации, практике перехода государственных чиновников на должности почетных президентов корпораций и частных фирм, инвестировании коммерческих структур за счет бюджета, переводе государственного имущества в акционерные общества, обучении детей за рубежом за счет спонсоров и т.д.;

4) наличия финансового контроля за доходами и имуществом должностных лиц и членов их семей, что уже давно практикуется в мировой практике;

5) практической реализации конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (п. 1 ст. 19 Конституции РФ), предполагающей

принятие законов об уточнении депутатской неприкосновенности, ответственности должностных лиц категории «А» (в т. ч. и руководителей субъектов Федерации) за нарушения законов и о ликвидации необоснованных привилегий.

Важнейшей проблемой воздействия государства на теневую экономику является проблема легализации капитала. Для решения этой проблемы многими экспертами предлагается сокращение налогооблагаемой базы, реконструирование налоговой задолженности в отношении малого и среднего бизнеса, увеличение налогового бремени в сфере производства по отношению к сфере личного потребления.

В условиях сокращения масштабов теневой деятельности Президентом РФ утвержден «Национальный план борьбы с коррупцией», обязывающий чиновников и их родственников декларировать свой доход и имущество. Разработан и принят пакет антикоррупционных федеральных законов, введены антикоррупционные стандарты, передан ряд функций государственных органов саморегулируемым организациям, сокращена численность государственных и муниципальных служащих и многое другое. [9]

Таким образом, мы можем сделать вывод, что проблема теневизации экономики является актуальной проблемой, требующей детализированного исследования и понимания сути, поскольку есть вероятность ее развития и нет слаженного механизма и серьезных мер для ее предупреждения, ограничения и уничтожения.

Библиографический список

1. Сото, Э. де. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире / Э. де Сото. М. : Catallaxy, 1995. - 215 с.

2. Рыбасова М.В., Савина А.Б. Анализ масштабов развития теневой экономики в России // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам III междунар. науч.-практ. конф. — № 1(3). — М., Изд. «МЦНО», 2017. - С. 66-73.

3. Теневой сектор экономики России вырос на 3 млн человек. // РБК: [Электронный ресурс]: http://www.rbc.ru/economics/26/02/2015/54ef19049a79 47453eeb6428

4. Как не потерять компанию и не попасть в руки мошенников? // http://bgoal.ru/blog/articles/kak-ne-poteryat-kompaniyu-i-ne-popast-v-ruki-moshennikov.html (дата обращения 04.05.2017)

5. Крупнейшие компании России. РБК-500 // Электронный ресурс: http: //www.rbc.ru/rbc500

6. Баранчеев М.О. Теневые схемы российской экономики // Научные труды SWORLD. - 2014. - № 4. - С. 28-35.

7. Савин В. А. Некоторые аспекты экономической безопасности России. // Международный бизнес России. - 1995. - №9. - С. 14.

8. Шевердяев А.А. Гармонизация промышленной и торговой политикив системе противодействия теневой экономике // Дисс. .. .канд.экон.наук. -Ставрополь, 2016. - 167 с.

9. Лизина О.М. Влияние институциональных преобразований на теневую составляющую национальной экономики // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономи-ка, наука, технологии. № 5-4 (46), 2017. С. 76 - 77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.