ня: федеральный и региональный, а также соответствующий инструментарий обеспечения финансовой безопасности на каждом из них.
Государственная стратегия финансовой безопасности России должна включать:
- Определение геофинансовых зон влияния России;
- Определение критериев и параметров финансовой системы России, отвечающих требованиям финансовой безопасности;
- Разработку механизмов и мер идентификации угроз финансовой безопасности России;
- Разработку методологии прогнозирования, выявления и предотвращения возникновения факторов, определяющих возникновение угроз финансовой безопасности;
- Формирование механизмов и мер финансово-экономической политики и институциональных преобразований.
Список использованной литературы
1. Глазьев С. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития (академическая версия доклада) // Рос. экон. журнал. - 2015. - N 5. - С.3-12.
2. Чиханчин Ю.А. Актуальные вопросы обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации // Вестник Рос. акад. наук. - 2015. - Т.85, N 12. - С.1070-1079.
3. http://www.gks.ru/ Росстат РФ
методологические основы противодействия развитию теневой экономики
Багратуни Каринэ Юрьевна
К.э.н., доцент кафедры Государственных и муниципальных финансов Финансового университета при Правительстве РФ, г. Москва
Данилина Марина Викторовна
К.э.н., доцент кафедры Анализа рисков и экономической безопасности Финансового университета при Правительстве РФ, г. Москва
АННОТАЦИЯ
В статье анализируются основные научно-теоретические подходы к исследованию причин возникновения и широкого распространения теневой деятельности в России. Формулируются предложения по совершенствованию мер противодействия развитию теневой экономики.
ABSTRACT
In article the main scientific-theoretical approaches to research of the reasons of emergence and a wide circulation of shadow activity in Russia are analyzed. Suggestions for improvement of measures of counteraction to development of shadow economy are formulated.
Ключевые слова: теневая экономика, концепции теневой экономики - кибернетическая, социологическая, правовая. Keywords: shadow economy, concepts of shadow economy - cybernetic, sociological, legal.
Теневая экономика - одна из наиболее острых проблем современной России. На данный момент в ВВП Российской Федерации весьма значительна доля теневых доходов. Она составляет по разным данным от 40% до 50% ВВП России в год. При этом в теневом секторе экономики России задействовано около 13 миллионов человек. Россия входит в "пя-
терку" стран по сумме неуплаченных налогов, и занимает лидирующую позицию по соотношению теневой экономики к легальной экономике. Именно на основании этой диаграммы можно сказать, что для большинства предпринимателей в РФ уход от налогов стал обыденным делом (рис. 1).[4]
О 100 200 300
Рисунок 1. Уровень теневой экономики в России и мире
В условиях масштабного оттока капитала и снижения темпов экономического роста возрастают риски расширения масштабов теневой экономики, сопровождающиеся ростом объемов «отмывания» (легализации) ее финансовых ресурсов. Возрастающие риски актуализируют необходимость построения глобальной системы противодействия легализации теневых доходов.
Методология исследования теневой экономики характеризуется многообразием аспектов рассмотрения ее сущностной природы нашедших отображение в различных концепциях.
В экономической концепции исследуется влияние теневой экономики на эффективную работоспособность экономической политики, рациональное распределение и эффективное использование всех экономических ресурсов, а также разрабатывают эффективные методы оценки теневой экономики.
Кибернетическая концепция рассматривает теневую экономику как самостоятельную и самоуправляемую систему, создаются экономико-математические модели оценки и управления теневой экономикой, а так же изучается закономерность развития теневого сектора и его взаимодействие с официальным экономическим сектором.
В социологической концепции теневая экономика рассматривается на примере взаимодействия социальных групп, которые различаются положением в системе теневых институтов, а так же мотивами их экономического поведе-
ния в различных ситуациях
В правовых концепциях теневая экономика рассматривается как особая форма поведения, которая является отклоняющейся от установленных правил, а так же в большинстве случаев является преступной. В рамках данной концепции основным является исследование таких форм деятельности, которые опасны для общества, а так же предупреждение и борьба с данными видами деятельности с использованием всевозможных правовых средств.
Декомпозиция методов детектирования теневых экономических отношений в структуре национального хозяйства изображена на рис. 2.[2]
Анализируя основные научно-теоретические подходы к исследованию причин возникновения и широкого распространения теневой деятельности в России следует выделить следующие подходы.
Историко-культурологический подход. С позиций данного подхода стремление к совершению сделок вне рамок закона обусловлено культурой либо отдельных слоев населения (культурой бедности - Г. Мюрдаль, Дж. Скотт, А. Олейник), либо отдельных наций (Г. Хофстед, Э. Холл, Б. Хастид). Сторонники культурологического подхода важнейшим фактором хозяйственного развития считают общественные институты; при этом акцент делается на ценностях и традициях, которые нигде не зафиксированы и даже не осознаны, однако гораздо основательней «программируют» поведение людей, чем кодексы и законы[6].
Рисунок 2. Декомпозиция методов детектирования теневых экономических отношений в структуре национального хозяйства
Подход к объяснению возникновения теневых рынков с позиции транзакционных издержек. Транзакционный подход основан на сравнительном анализе транзакционных издержек осуществления легальных сделок и теневых. В процессе экономической деятельности анализ транзакционных издержек осуществляют сами хозяйствующие субъекты, и от этого зависит, будут ли они действовать в рамках закона либо вне его рамок.
Впервые положения транзакционного подхода были сформулированы зарубежными исследователями, однако теперь они широко используются и отечественными экономистами. В отечественной интерпретации положения тран-закционного подхода к объяснению причин теневизации экономики выглядят следующим образом: предпочтение действиям вне рамок закона отдаётся в том случае, когда «соблюдение законов связано с издержками большими, чем выгоды, которые оно приносит».
Институциональный подход основан на том, что институциональная среда, определяющая особенности взаимоотношений власти и бизнеса, играет решающую роль при появлении и распространении теневой деятельности. Рассматриваемый подход даёт понимание того, какая именно институциональная среда стимулирует теневые процессы в экономике. Ключевым элементом институциональной среды выступает характер властных отношений, складывающихся между экономическими субъектами и государством. Сторонники институционального подхода считают, что модель навязанных властных отношений, проявляющаяся в регулярном вмешательстве государства в экономику, - одно из наиболее серьезных институциональных ограничений [7].
Такая модель имеет множество проявлений. Например, одним из таких проявлений можно считать регулярное изъ-
ятие части дохода экономического субъекта чиновниками разного уровня власти. Если число подобных получателей рентных доходов велико, такие поборы в пользу чиновников подрывают и резко ослабляют стимулы частных предпринимателей к расширению инвестиций, перестройке производства и использованию новых технологий. В такой ситуации усиливаются стимулы экономических субъектов к осуществлению операций на теневых рынках с целью сокрытия доходов. Таким образом, принуждение со стороны государства, доверие к которому по этой причине критически низко, становится главным детерминантом теневого экономического поведения.
Показательно, что навязанные властные отношения стимулируют экономических агентов к установлению контактов с представителями государства, которые обеспечивают привилегированное положение одних экономических субъектов по сравнению с другими и частично преобразовывают навязанные властные отношения. Отсюда вытекает такое явление, как коррупция, которая, в свою очередь, паразитирует на экономической деятельности и способствует развитию теневой деятельности.
Применение подхода основанного на экономическом анализе преступного поведения, является логическим продолжением институционального подхода к объяснению причин возникновения теневой экономики. Родоначальником данного подхода к объяснению природы преступности, в том числе и экономической, является американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике Г. Беккер.
Г. Беккер говорил, что сущность подхода с точки зрения экономики к преступности очень проста. Данный подход состоит в том, что люди самостоятельно принимают решения о том, совершать им преступления или нет, попросту срав-
нивая выгоды от преступления и издержки от совершения противоправного деяния[1].
В настоящее время наблюдается рост экономической направленности преступлений (доля более 60%), а также на-
блюдается рост доли преступлений, которые совершены в крупных и особо крупных размерах (доля 20%). Соотношение легальной и теневой экономики для России изображено на рис. 3.[3]
Рисунок 3. Соотношение легальной и теневой экономики
С позиции экономического анализа преступности это свидетельствует об увеличении выгод совершения преступлений экономической направленности для преступников. В то же время, издержки совершения преступлений экономической направленности относительно невелики, особенно, это касается вероятности понести наказание за совершенное преступление сожалению, по статистике вероятность привлечения к ответственности преступников за совершение экономических преступлений остается достаточно низкой.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что ценность экономического подхода к изучению природы экономической преступности заключается в понимании тех мер, которые необходимо предпринимать государству с целью изменения соотношения выгод и издержек совершения преступлений. Целенаправленное воздействие должно быть направлено в большей степени на возрастание издержек совершения преступления, в том числе на вероятность привлечения преступника к ответственности. Однако можно воздействовать и на снижение выгод совершения преступления.
Следовательно, нужно определить не столько объемы «теневой доли в ВВП страны, сколько критическую черту тенизации трансформационной экономики, за которой может наступить коллапс экономики и потеря государственности [5].
Среди конкретных антитеневых мер в экономической составляющей можно предложить следующие: разработка специальных НДС-счетов, позволяющих исключить возможности использования схем по уклонению от уплаты НДС, и внедрение электронных счетов-фактур, что исключает возможность фиктивных сделок. С целью улучшения таможенного регулирования целесообразны соглашения с другими государствами по предварительному электронному информированию между таможенными службами государств по всем видам товаров и транспортных средств.
Необходимо развивать систему безналичных платежей, с помощью обязательной установки РОЗ-терминалов в
торговле и обслуживании, расширения обязательного использования контрольно-кассовых машин с З1М - картами. Необходима разработка мер по снижению объемов обналичивания.
Для этого требуется обязательное уведомление при осуществлении крупных платежей в наличном порядке клиентами коммерческих банков, установление лимита по снятию наличных денег со счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Необходим обязательный поэтапный перевод торговых рынков на современный формат .
До недавнего времени к числу антитеневых мер относилась политика эффективной интеграции теневого и легального капитала, амнистии теневых капиталов и легализации теневых доходов. Но, как показало время, эти меры пока нельзя назвать эффективными. Данный институт пока не работает. И здесь также необходимы меры институционального характера.
В числе мер информационной составляющей необходимо:
- сформировать базу данных экономической и деловой информации. Основными сферами, подлежащими максимальному информационному контролю, должны быть: финансово-кредитная сфера, сфера внешнеэкономической деятельности, приватизация, налогообложение, предпринимательство и коммерческая деятельность, сфера принятия решений и управления экономическими процессами;
- создать систему информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов и законодательной власти, которая должна учитывать противоречия интересов разных социальных групп;
- Внедрить систему независимых экспертов. В нее войдут специалисты с различных отраслей экономики, сотрудники органов контроля и другие лица, заинтересованные в процессе. Основной задачей будет анализ и оценка разрабатываемых проектов законодательных актов, а так же прогноз последствий для экономической сферы после их введения, прогнозирование и устранение возможных небла-
гоприятных последствий и наконец проверка соответствия с определенными жизненно-важными экономическими интересами и законодательной базой.
Список литературы:
1. Аблаев И.М./ Тень и краски Российской экономи-ки//ЭКО,2015-№2.- 137 с.
2. Ахмедуев А. Ш., Абдулаева З. З. Методы оценки и состояние теневой экономики // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2014. № 4. - 321 с.
3. Ахмедуев А. Ш. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона / А. Ш.Ахмедуев,
А. А. Рабаданова; РАН; Дагестан. научн. центр; Ин-т соц.-э-кон. исследований. М.: Экономика, 2013. - 307 с.
4. Николаенко С., Лиссоволик Я., Мак Фаркар Р. Теневая экономика в российских регионах. М.: Дело, 2013. - 199 с.
5. Пономаренко A. Теневой бизнес в цифрах. URL: http://www.forbes.ru/ekommika-columnMast/65945-tenevoi-biznes-v-tsifrah (дата обращения 15.11.2015 г.)
6. Пескова Д. Теоретические подходы к исследованию и оценке теневой экономики // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2013. № 2. - 327 с
7. Чапля В. В. Источники и методы формирования теневого капитала // Вестник экономической безопасности МВД России. 2014. № 5. - 135 с.
государственный долг как неотъемлемая часть
внешнеэкономических связей республики
Банченко Владимир Андреевич
соискатель, кафедра менеджмента внешнеэкономической деятельности Донецкий Государственный университет управления, г. Донецк
АННОТАЦИЯ
Целью данной статьи является изучение понятия государственного долга и механизмов его управления, обобщение положительных моментов в вопросах регулирования государственной задолженности ведущими странами мира. Результатом данной работы является выявление наиболее эффективных методов управления государственным долгом и повышение эффективности использования заимствованных средств.
ABSTRACT
The aim of this paper is to study the concept of public debt and its management mechanisms, summarizing the positive aspects in matters of public debt management, the leading countries of the world. The result of this work is to identify the most effective public debt management and more efficient use of borrowed funds.
Ключевые слова: государственный долг, метод и механизм управления государственным долгом, политика в сфере управления государственным долгом, стратегия внешних и внутренних заимствований.
Keywords: public debt, and the method of public debt management mechanism in the field of public debt management policy, strategy of external and internal borrowing.
Становление нового государства всегда был сложным процессом. Постоянное политическое и экономическое давление, а так же военная агрессия со стороны Украины осложнили Донецкой Народной Республике этот процесс многократно. В послевоенный период республике будут срочно нужны финансовые вливания для быстрого восстановления промышленности. В сложившихся обстоятельствах наилучшим источником будут внешние займы.
После проведения референдума о независимости, постоянные процессы реформирования экономики стали неотъемлемой составляющей республики. Но обеспечение ее постепенного роста нуждается, прежде всего, в привлечении значительного объема дополнительных ресурсов. Недостаток средств всегда приводит к поиску альтернативных источников, которыми часто выступают внутренние и внешние заимствования, а их эффективное использование требует разработки соответствующих государственных механизмов управления ими.
Государственный долг является органической составляющей финансовых систем подавляющего большинства стран мира, действенным институтом в механизме макроэкономического регулирования и инструментом реализации экономической стратегии государства.
Государственный долг является предметом исследования и дискуссий многих ученых, управление государственным долгом рассматривается как с точки зрения важности для финансовой политики государства, так и с точки зрения перспектив формирования и развития национальной экономики.
В первую очередь нужно дать определение государственного долга. Государственный долг - это результат привлечения государством внешних и внутренних заимствований от других государств, фондов или юридических лиц, которые были использованы на покрытие дефицита бюджета и поддержку экономики в трудные времена и которые государство гарантированно, в установленный срок, возвращает кредиторам вместе с процентами.
При использовании займов крайне важно иметь четкие и действенные механизмы и методы управления государственным долгом, а главное его погашения. От характера решения долговой проблемы зависит бюджетная дееспособность государства, состояние его валютных резервов, а следовательно стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Поэтому вопросы совершенствования и разработки методов и механизмов управления государственным долгом