Научная статья на тему 'Transformation of institutional structure of shadow economy in Russia'

Transformation of institutional structure of shadow economy in Russia Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ФАКТОРЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ / АНТИТЕНЕВАЯ ПОЛИТИКА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / АНТИТЕНЕВАЯ КУЛЬТУРА / SHADOW ECONOMY / FACTORS OF SHADOW ECONOMY / ANTI-SHADOW POLICY / INSTITUTIONAL PLANNING / ANTI-SHADOW CULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Yuneva Ye.A.

The paper studies optimization of the factors of shadow economy. The author examines key criteria and principles of the shadow economy, reveals the need for institutional planning in order to optimize the shadow economy, and identifies key principles of implementing anti-shadow policy based on institutional planning. The paper emphasizes that to achieve real progress in optimization of the shadow economy is possible only when formal regulation is based on a system of informal norms of business ethics and punishment for breaking business rules. The importance of cultural issues in the conduct of anti-shadow policy is stressed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Transformation of institutional structure of shadow economy in Russia»

Таким образом, факторы развития венчурных инвестиций инновационных компаний можно классифицировать на две группы: общеэкономические, включающие геополитическое положение страны и ее природно-ре-сурсный потенциал, уровень развития фондового рынка, благоприятный налоговый режим, внешнеэкономические риски, и региональные, включающие степень развития инновационной инфраструктуры на мезоуровне, наличие государственной финансовой поддержки на мезоуровне, высокий уровень доходности регионального бюджета.

В соответствии с этими факторами были выделены направления развития венчурных инвестиций: разработка законодательства, регулирующего венчурную деятельность; решение вопросов стандартизации и унификации фондовых инструментов; развитие инновационной инфраструктуры; налоговые льготы для инновационных компаний; развитие международного сотрудничества; развитие государственной финансовой поддержки на мезоуровне; развитие инновационной инфраструктуры на мезоуровне; повышение доходности регионального бюджета.

В соответствии с классификацией инновационных компаний в зависимости от стадии развития мы выделили этапы развития: посевной, начальный, ранний, роста, выхода. Объемы и источники венчурного инве-

стирования зависят от этапа развития инновационной компании и осуществляются поэтапно. Поэтапное инвестирование позволяет добиться некоторой защиты от разводнения прибыли на акцию - это процесс снижения прибыли на акцию, вызванный последующими раундами венчурного инвестирования, в результате которых доли первоначальных инвесторов снижаются. Методами защиты прибыли от разводнения являются методы взвешенного среднего и полного храповика.

1. Бабайцева И.К. Формирование наукоемкой структуры производства в системе факторов восстановительного экономического роста // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 3 (42). С. 16-18.

2. Гусарова Л.Ф., Гусаров Ю.В. Модернизация управления в информационной экономике // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. № 2 (36). С. 12-15.

3. Родионов И.Н., Никконен А. Выбор источников венчурного капитала // Венчурный капитал и прямые инвестиции в инновационной экономике. иР1_: www.ruventure.ru.

4. СытникА.А. Необходимость венчурного инвестирования в инновационном развитии экономики России / А.А. Сытник, Д.А. Колотырин // Информационная безопасность регионов. 2014. № 3 (16). С. 114-121.

^(fisjr zhenyauneva'flyandex.ru Евгения Андреевна Юнева,

аспирантка кафедры общей экономической теории, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 330.1 ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

основные направления преобразования институциональной структуры теневой экономики россии

Статья посвящена оптимизации факторов теневой экономики. Выделяются основные критерии и принципы теневой экономики. Обосновывается необходимость институционального планирования с целью оптимизации теневой экономики. Обозначаются необходимые принципы реализации антитеневой политики, построенной на институциональном планировании. При этом подчеркивается, что добиться реальных успехов в оптимизации теневой экономики возможно лишь тогда, когда формальные запреты опираются на систему неформальных норм деловой этики и запретов на нарушение правил хозяйственной деятельности. Акцентируется важность вопросов культуры в проведении антитеневой политики.

Ключевые слова: теневая экономика, факторы теневой экономики, антитеневая политика, институциональное планирование, антитеневая культура.

Ye.A. Yuneva

transformation of institutional structure of shadow economy in russia

The paper studies optimization of the factors of shadow economy. The author examines key criteria and principles of the shadow economy, reveals the need for institutional planning in order to optimize the shadow economy, and identifies key principles of implementing anti-shadow policy based on institutional planning. The paper emphasizes that to achieve real progress in optimization of the shadow economy is possible only when formal regulation is based on a system of informal norms of business ethics and punishment for breaking business rules. The importance of cultural issues in the conduct of anti-shadow policy is stressed.

Keywords: shadow economy, factors of shadow economy, anti-shadow policy, institutional planning, anti-shadow culture.

Вопросы государственной экономической политики в сфере противодействия теневой экономике являются чрезвычайно сложными и спорными, что приводит к возникновению диаметрально противоположных мнений и практических подходов к их разрешению: от усиления карательных мер (репрессивный подход) до значительной либерализации экономических отношений и соответствующего законодательства (радикально-либеральный подход). Поэтому не вызывает сомнений, что эффективная государственная экономическая политика по отношению к теневому сектору экономики возможна лишь при соблюдении баланса административных и экономических мер.

При этом при разработке антитеневой политики необходимо руководствоваться следующими постулатами:

• Теневая экономика помимо того, что имеет ряд негативных факторов, является смягчающим средством при кризисе, возникающем в обществе при несбалансированности, и в условиях, когда институты не выполняют возложенные на них функции.

• Государство является единственным институтом, способным организовать целостный комплекс мер по противодействию теневой деятельности и контролированию их выполнения. Но вместе с тем в проводимой антитеневой государственной политике мы предполагаем участие и содействие неправительственных и общественных организаций, а также профсоюзов и отдельных граждан. Государственное воздействие на теневую экономику должно базироваться на комплексе мер, постоянно адаптируемых и совершенствующихся по сравнении с применяемыми до настоящего времени точечными мерами. Корректировка экономического курса нацеливает и на корректировку правовой системы. Реализация экономических реформ требует приведения в действие всех заинтересованных сил, в том числе и тех, которые работают в тени.

• Основным приоритетом при построении стратегии государственного воздействия на теневую экономику является сбалансированность между располагаемыми государством материальными, правовыми возможностями и структурными ресурсами и выделением основных целевых направлений противодействия теневому сектору. Приоритет предупредительных мер по сравнению с мерами правоохранительными, в изменении всего комплекса причин, вызывающих экономическую преступность, - от внедрения эффективной экономической концепции общества до экономической защиты конкретной фирмы, конкретного юридического и физического лица.

• Обоснованным параметром должен стать удельный вес теневой экономики, не превышающий 10% валового внутреннего продукта.

Преобразование институционального климата в российской экономике необходимо осуществлять, на наш взгляд, в первую очередь через систему институционального планирования с целью определения дальнейшей траектории развития. Как известно, институциональную динамику предопределяет зависимость, независимость или частичная зависимость от прошлого. К сожалению, внешние обстоятельства, провоцирующие институциональные изменения, значительно обгоняют возможности агентов и институтов. Как следствие - дисфункции в развитии и взаимодействии с новым институтом и возникновение теневой экономики.

Появление нового института, в том числе посредством заимствования или коррекции старого, сопровождающееся перераспределением структуры времени, вызывает определенную совокупность реакций. Данные реакции можно охарактеризовать посредством ряда критериев: установки целей, определения области приложения усилий, функциональными разнообразиями, издержками действия институтов и агентов, возникающими при введении новых институтов, временем функционирования института и временем его изменения, замещением, упразднением или коррекцией, устойчивостью к внешним изменениям или устойчивостью к мутациям в самопроизвольном порядке.

Из данных критериев при институциональном планировании необходимо выбрать те, которые определяют эффективность института. Таким образом, институциональное планирование будет представлять собой некий алгоритм, обоснованную последовательность управления институтами. Институциональное планирование должно быть как стержень государственного планирования, но в то же время его необходимо осуществлять на различных уровнях, вплоть до уровня отдельно взятой фирмы или домохозяйства. Разумеется, на каждом уровне с определенной спецификой и значимостью. Например, законопроект, принимаемый на федеральном уровне, в каждом регионе может работать по-разному. И в каком-то регионе неэффективность нового института провоцирует теневую экономику, а в другом эффективность этого же института существенно снижает уровень теневой экономики. При этом институты могут иметь совершенно различную силу. К тому же установить зависимость или независимость институтов от траектории предшествующего развития можно только по конкретным условиям и для конкретного института. Учитывая тот факт, что все институты находятся в неком институциональном пространстве, нельзя говорить об абсолютной независимости от предшествующего развития, даже если происходят революционные изменения.

Одним из основополагающих вопросов в институциональном планировании является оценка затрат, и зачастую невозможно оценить все затраты. Но затраты возникают и при взаимодействии институтов друг с другом и с агентами, так как никогда не известно, будут ли следовать данному институту агенты и будет ли он таким образом выполнять свои функции. И функционально-стоимостный анализ бывает при институциональном планировании не уместен из-за сложности и многофакторности. Сложность предсказания влияния нового института на экономику вызывает необходимость рассмотрения неких добавочных критериев (необходимость контроля за работой института, скорость внедрения в экономику или этапность его врастания).

Сложность институционального планирования состоит и в том, что алгоритм, применяемый к одному объекту, может совершенно не работать на другом объекте экономики, будь то фирма или регион. К тому же, как уже было сказано, абсолютной степени независимости от прошлого быть не может, но может быть разная степень зависимости.

При осуществлении институционального планирования необходимо принимать во внимание тот режим, ту траекторию, которые задаются для общественной системы. И тогда первостепенное значение имеют издержки

относительно данной траектории, издержки имитаций и коррекций при перенесении институтов из другой среды, адаптационные возможности агентов и адекватность их реакций. И таким образом, выясненные мотивы, предпочтения и возможные реакции агентов выступают наиболее приоритетными рамками институционального планирования.

Грамотное институциональное планирование позволяет снизить конфликты экономических интересов, приводящие к развитию теневой экономики. Данные противоречия возникают в разных плоскостях и уровнях.

Но в отсутствии институционального планирования реальный институциональный климат предопределяет разные условия мотивации и деятельности. Например, рациональный интерес частного индивида (группы специальных интересов) порождает нерациональный результат - отсутствие необходимого блага для потребления (коллективного^. Потребность и интерес в обладании коллективным благом не переходит в мотивацию к действиям по его созданию. Единственным «источником силы», способным принудить к рациональным действиям, является такой нерациональный фактор, как мораль: этические ценности, религиозные нормы, традиции и обычаи и т.п. Провалы «невидимой руки» и ограниченность действия «видимой руки» власти компенсируются действием «внутренней руки», которая направляет частное поведение к общественным целям. Таким образом, политика государства, построенная на институциональном планировании, должна базироваться на следующих принципах:

• Реализация трехстороннего взаимодействия - государства, бизнеса и общества, - позволяющего не допустить возникновения распределительных сговоров, резко снижающих эффективность экономической политики.

• Повышение эффективности функционирования государственного сектора и смягчение эффекта неблагоприятного отбора в государственном аппарате за счет привлечения бизнеса и общества к мониторингу исполнения государственных функций, создания стандартов оказания услуг и налаживания обратной связи через независимые общественные институты. При осуществлении государственной политики необходимо опираться на принцип соблюдения интересов всех групп, вовлеченных в процессы институциональных преобразований.

• Институциональные преобразования должны сочетаться со снижением общего уровня трансакционных издержек, в том числе путем легализации существующих прав собственности.

На наш взгляд, добиться реальных успехов в сдерживании теневой экономики удается лишь тогда, когда формальные запреты опираются на систему неформальных норм деловой этики и запретов на нарушения правил хозяйственной деятельности.

Таким образом, сложившийся традиционализм с учетом институционального планирования необходимо использовать в конструктивном направлении для снижения степени теневизации.

Характеризуя российскую экономическую культуру, можно сформулировать две группы противоречий: первая объективно вызвана воздействием внешних факторов по отношению к экономической культуре российского общества (глобализационных, демографических, экологических, макроэкономических, духовных и т.д.);

вторая группа включает противоречия внутриинституци-онального характера (в значительной степени субъективные), обусловленные особенностями современного состояния собственно самой экономической культуры.

Согласно исследованиям «Евробарометра» реальность такова, что, как правило, заявляют люди одни ценности, а живут по другим. Игра по правилам в России имеет особые очертания: не нарушать закон - это правильно, но и дать взятку чиновнику - тоже правильно. У нас все дружат с правилами, но периодически так или иначе их нарушают.

Таким образом, закономерно встает вопрос об эффективном соотношении формальных и неформальных институтов. Институциональные ловушки выступают в качестве адаптационных стратегий поведения экономических агентов в условиях модернизации институциональной структуры пространственно-временного континуума. Подобная трактовка институциональных ловушек представляется возможной в силу того, что они обусловливают устойчивость поведенческих моделей, обеспечивающих эффективную реализацию экономических интересов своих носителей в условиях изменения факторов внешней среды. Во взаимодействии институциональных структур теневой экономики можно выделить три группы институциональных ловушек: институциональные ловушки, возникающие как форма реализации противоречий между группами формальных институтов; институциональные ловушки, возникающие как форма реализации противоречий между формальными и неформальными институтами; институциональные ловушки, возникающие как форма реализации противоречий между неформальными институтами.

Неформальные институты способствуют закреплению неэффективных норм поведения экономических агентов (бюрократическая ловушка, ловушка неэффективного собственника, уклонение от уплаты налогов, бартерная ловушка, имитация инновационной деятельности и др.). Исследование роли экономической менталь-ности в процессе институционального взаимодействия позволило выделить группу институциональных ловушек экономической ментальности, к которым относятся ловушка инерционной ментальности, социальный популизм, ловушка необразованности. Наличие ловушек экономической ментальности выступает одной из причин возникновения теневой экономики. Появление таких ловушек можно отследить с помощью матрицы институциональных изменений формальных и неформальных институтов. Основными параметрами в данной модели будут являться скорость развития института и его направление (таблица).

Сложность выбора пути реформирования российской экономики заключается в том, что, в то время как российская экономическая культура больше тяготеет к восточному типу, более привлекательными и престижными для России традиционно остаются западные модели. Еще долгие годы российские экономические реформы неизбежно будут наталкиваться на «налог прошлого» в массовом сознании. Он заключается в резком противоборстве старого и нового, противоречии между радикальным отторжением старого и стремлением к максимальному его удержанию как чего-то стабильного, стойкого и привычного. Но при этом на уровне отдельно взятых фирм уже сегодня можно наблюдать ростки новой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.