Научная статья на тему 'Особенности классификационных характеристик теневой экономики'

Особенности классификационных характеристик теневой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
400
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левчук В. В.

Современный период развития общества по-новому ставит задачи исследования экономических процессов, расставляя приоритеты согласно наиболее актуальным вопросам. В связи с этим, особую роль приобретает концептуальный анализ такого явления, как теневая экономика. Повышенное внимание к проблематике теневой экономики обусловлено ее разрушительным характером по отношению к открытой экономической среде, активизировавшемся в России в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности классификационных характеристик теневой экономики»

НДС, НДФЛ, налога на прибыль. Поступление средств в бюджет города было обеспечено теми же видами налогов: НДФЛ, НДС, налога на прибыль и др. В качестве примера показана задолженность по г. Ростову-на-Дону.

Рисунок 5. Структура местных налогов и сборов, %.

Непреложным условием научно-практического поиска оптимального варианта налогообложения является не только анализ предпосылок его создания, но и прогноз влияния трансформационных процессов на налоговую систему.

Рассмотрение системы налогообложения в конкретном регионе и за конкретный период дает п

и|

нам возможность оценить практические результаты работы, являющейся следствием функционирования конкретных налоговых моделей, проанализировать показатели, характеризующие развитие эко- ш номики отдельных субъектов, стратегические направления и действия участников налоговых отно- ^ шений. щ

Направления совершенствования налоговой системы, системы налогообложения отдельных территорий обусловлены стратегическими и тактическими задачами перестройки нашего общества.

Литература.

1. Письмо Министерства финансов РФ от 03.08.2005 № 03-06-02-02/57 "Об установлении и вве- ^ дении в действие местных налогов и единого налога на вмененный доход" // Справочно-правовая ® система "Гарант".

2. www.donland.ru. о --о

ЛЕВЧУК В. В.

ОСОБЕННОСТИ КЛАССИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

о а

о

<

>

о о

Современный период развития общества по-новому ставит задачи исследования экономических процессов, расставляя приоритеты согласно наиболее актуальным вопросам. В связи с этим, особую роль приобретает концептуальный анализ такого явления, как теневая экономика. Повышенное внимание к проблематике теневой экономики обусловлено ее разрушительным характером по отношению к открытой экономической среде, активизировавшемся в России в настоящее время. Несмотря на 5 многовековую историю теневого сектора экономики, его наличие практически в любой экономичес- £ кой системе, первые серьезные исследования в этом направлении появились лишь в конце 70-х гг. 20 ЕЕ в. Одной из ведущих признается работа П. Гутмана, в которой он утверждает о нецелесообразности пренебрежения неучтенной экономической деятельностью [1]. Однако, существует ряд препятствий о для целенаправленного изучения теневой экономики в целях разработки эффективной стратегии [I сдерживания. На наш взгляд, это не только ограниченная возможность получения точных данных д относительно ее масштабов, количественных оценок и т.п., но и наличие разноплановых характери- о стик сущности самого термина "теневая экономика". Например, в терминологии российского законо- О

дательства нет понятия теневая экономика и теневой капитал , что приводит порой к диаметрально противоположным трактовкам и затрудняет практическую реализацию мер уголовного, административного воздействия [2]. Безусловно, дать четкое определение теневой экономике достаточно сложно и проблематично. Во многом это связано с тем, что многие ученые, аналитики, эксперты применяют при ее анализе индивидуализировано-интуитивный подход, отталкиваясь от избранной ими тематики исследования, подчиняясь субъективным оценкам, и, так или иначе, ограничиваясь определенными приоритетами. В то же время, данный подход является закономерным - каждому историческому периоду соответствуют конкретные масштабы и темпы роста теневой экономики, доминируют те или иные причины, обостряется ее влияние на определенные сферы общественной жизни. Например, в период 80-90-х гг. активизировались усилия контролирующих и правоохранительных органов, направленные на пресечение фиктивной, спекулятивной экономики, экономики приписок. Главным образом, воздействие было направлено на ликвидацию мошенничества в торговле (обвес, обсчет, взятки, создание искусственного дефицита в корыстных целях и т.п.), поскольку данное явление достигло колоссальных масштабов и распространилось не только на микро-, но и на макроуровне управления данной сферой народного хозяйства.

Для того чтобы вывести формулировку термина, наиболее адекватного современной экономической ситуации, необходимо проанализировать существующие подходы к определению теневой экономики, а также оценить ее воздействие на открытую (официальную) экономику.

Существует множество критериев классификации теневой экономики. Например, достаточно часто используется критерий легальности [3]. В соответствии с ним мы можем выделить следующие формы экономики:

П 1. Легальная деятельность - не запрещенная законом, осуществляемая в соответствии с установ-

ки ленными требованиями и правилами, а также виды деятельности, осуществляемые с сокрытием части

прибыли или всего предприятия от контролирующих органов. д 2. Неформальная - деятельность домашних хозяйств, т.е. производство товаров и услуг для соб-

□ ственного потребления. На наш взгляд, домашняя экономика является теневой в той части, в которой ^ объем производимых товаров и услуг превышает потребности данного домашнего хозяйства, а изли--<> шек подвергается обмену.

3. Нелегальная (здесь же скрытая, незаконная, черная, подпольная и т.п.) - осуществляемая с ® нарушением правил лицензирования, а также прямо запрещенная законом деятельность по производи ству товаров и услуг (наркотиков, оружия и т.п.). При этом подпольная деятельность ассоциируется, ф как правило, с нарушением административных процедур и подвергается воздействию соответствую-| щего законодательства, а незаконная носит криминальный характер и является объектом уголовного права.

о

о Исходя из критерия легальности, некоторые исследователи при рассмотрении нелегальной фор-

х мы теневой экономики выделяют два ее подраздела. Первый содержит некриминализованный сектор, ЕЕ включающий в себя "... любую экономическую деятельность, которая не противоречит имеющемуся о. законодательству"[4], основными причинами которой является стремление к минимизации издержек, < прежде всего, налоговых. Второй подраздел объединяет различные виды криминальной деятельнос-^ ти, при которой скрывается не часть ее, а сам факт осуществления. При этом одним из основных при-о чин ухода "в тень" является желание избежать насильственного прекращения деятельности вследствие о ее неправомерного характера.

ей О

I—

О сь

о х О

Однако, на наш взгляд, вряд ли возможно заключать в рамки нелегальной "любую экономическую деятельность, не противоречащую." (и далее по приведенной цитате), поскольку сама по себе нелегальная деятельность уже предполагает нарушение законодательства - налогового, гражданского и др. Наиболее приемлемый подход предлагают Нестеров А. и Вакурин А., рассматривающие нелегальную экономическую деятельность с точки зрения общественной опасности, и выделяющие такие ее формы, как:

- криминализованную, влекущую уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством;

- не криминализованную, но влекущую юридическую ответственность в соответствии с нормами других отраслей права;

- не криминализованную и не влекущую юридической ответственности в связи с пробелами правового регулирования [5].

В то же время, в криминальной форме теневой экономики можно продолжить детализацию и выделить еще два направления:

- незаконная (нелегальная) деятельность, например, производство и продажа оружия, наркотиков, контрабандный ввоз/вывоз товаров, проституция и т.д.;

- экономическая преступность, рассматриваемая как деятельность, не связанная с производством и представляющая собой перераспределение созданной стоимости, например, путем хищения, мошенничества, взяточничества, грабежа, рэкета, шпионажа и пр.

Экономическую преступность вряд ли можно отнести к экономике, но разумно рассматривать как разновидность теневой деятельности, поскольку ее развитие тесно с ней связано.

Если исходить из способа регулирования экономических процессов, то можно рассматривать регулируемую деятельность как формальную (открытую) экономику, а неконтролируемую, нерегулируемую, как теневую. Этот подход позволяет детализировать теневую экономику следующим образом:

A) Скрытая экономика - деятельность легального сектора, по тем или иным причинам скрываемая от официальной статистики и государственного контроля.

Б) Нелегальная экономика - юридически наказуемая деятельность, представляющая собой прямо запрещенные законом виды экономической деятельности, а также экономику приписок, спекулятивных сделок, взяточничества, мошенничества, коррупционных связей.

B) Домашняя экономика - деятельность, представленная сферой общественного необходимого труда, который не оплачивается и находится вне сферы товарного обмена, не требующая сокрытия от контроля, рассчитанная на бездействие контролирующих и правоохранительных органов.

Очевидно, что приведенные нами выше формы теневой экономики различаются по объему вреда, причиняемого экономической сфере. В соответствии с этим можно рассматривать "легкую", "среднюю" и "тяжелую" степень теневизации экономики [6]. Первые две степени, включающие, на наш взгляд, скрытую и домашнюю экономики, хотя и не контролируются государственными органами, но

находятся в пределах легальности или признаются большинством населения как допустимые. После- □

дняя, тяжелая степень, предполагающая развитие нелегальной, криминальной экономики, связана с ^ прямым нарушением законов как национальных, так и международных, и представляет собой угрозу жизни и здоровью человечества. Можно также выделить формы "теневизации"[7]: ^

1. Пассивная форма, когда осуществляется находящаяся под запретом, но не регламенти- а рованная законодательством деятельность. ®

2. Конкурентная форма, проявляющаяся при попытках предпринимателей максимизировать о прибыль путем сокращения трансакционных издержек на регистрацию, лицензирование и т.п., а также ®

СО

путем налогоуклонения. |

3. Коррупционная форма, заключающаяся в получении определенных привилегий хозяй- ^ ствующими субъектами не в обход норм и правил экономической деятельности, а при заключении о неформальных договоров с чиновниками. ^

Зачастую теневую экономику рассматривают как различные виды деятельности, направленные ^

на формирование или удовлетворение деструктивных потребностей, культивирующих в человеке ^

различные пороки (производство и продажа оружия, наркотиков и др.). Данный подход оставляет для ^

изучения только нелегальный сектор теневой экономики, что значительно сужает объект исследова- о

ния. о

Таким образом, мы видим, что при использовании различных подходов к выявлению сущности о теневой экономики, можно столкнуться с проблемой определения состава форм деятельности. Например, если отталкиваться от дефинирования теневой экономики как деятельности, противоречащей действующему законодательству, можно выделить следующие ее формы:

- нелегальная деятельность, осуществляемая без получения соответствующих лицензий, разре- ;= шений; ^

- скрытая деятельность, т.е. производство товаров и услуг с сокрытием части прибыли или объе- £ мов товарооборота с целью ухода от налогов; >|

- криминальная деятельность, предполагающая производство и реализацию прямо запрещенных о законом товаров и услуг, мошеннические операции с материальными и денежными ресурсами, шан- ^ таж, шпионаж, коррупция; ^

- фиктивная деятельность, или так называемая экономика приписок, предполагающая завыше- о ние реальных показателей производства. О

При данном подходе, на наш взгляд, неформальная (домашняя) экономика, традиционно рассматриваемая как одна из форм теневой деятельности, под данное определение не подпадает, поскольку осуществляется не в нарушение законодательства, а ввиду нерегулируемости данной сферы экономической активности.

Можно также классифицировать формы теневой экономики по мотивам сокрытия экономическими субъектами хозяйственных операций и степени контроля со стороны органов статистики. С этой точки зрения теневая экономика делится на следующие сегменты:

1. По мотивационным установкам экономических субъектов:

а) теневая деятельность, направленная на получение сверхприбыли, осуществляемая преднамеренно, сознательно укрываемая хозяйствующими агентами от статистических и налоговых органов и наносящая существенный вред экономике и социальному развитию;

б) теневая деятельность, как вынужденная в связи с несовершенством экономической среды, целью которой является поддержание минимального уровня прибыли. Такая незаконная, скрытая экономическая активность несет скорее экономический вред, но в определенной мере сглаживает разрыв между социальными слоями. Эту форму теневой экономики Э. де Сото называет "вынужденной, внелегальной"[8].

2. По охвату деятельности статистическим учетом:

а) учтенная экономика - экономическая деятельность, не отражаемая в отчетности самих экономических агентов, но учитываемая статистикой в результате специальных дополнительных расчетов;

б) неучтенная экономика - экономическая деятельность, выпадающая и из отчетов, и из оконча-П тельных статистических данных;

□I

'Т. в) потерянная экономика - экономическая деятельность, не попадающая в отчеты в результате

неполного охвата обследуемых единиц наблюдения, неосведомленности и непроизвольных ошибок п экономических агентов.

□ В связи с этим, если использовать определение теневой экономики как совокупности не учиты-

^ ваемых официальной статистикой и не контролируемых обществом производства, обмена, распреде-

-<> ления материальных ресурсов, денежных средств и иных благ, то, на наш взгляд, можно рассматри-

а вать только такие формы, как:

® - скрытая экономика;

§ - неформальная (домашняя);

ф - криминальная.

со

| В этом случае, нелегальная деятельности не включена ввиду того, что ее продукция может реализоваться открыто, но само производство товаров и услуг происходит без соблюдения установлено ных законом требований. Фиктивная экономика, т.е. приписки к данным бухгалтерского учета и от-Ёе четности или их искажение, представляет собой информацию, доступную органам статистки и конт-£ роля, следовательно, под данное определение не совсем подходит.

а При разработке макроэкономической политики эффективным представляется классификация

< теневой экономики с точки зрения ее места в структуре валового внутреннего продукта. Отталкива-

о о

ясь от оценки доли теневой экономики в структуре ВВП, необходимо выделить производительный и распределительный сектора. К производительной сфере относится деятельность, вносящая вклад в о производство валового внутреннего продукта:

а) скрытое производство в легальной экономике; законная деятельность, скрываемая или при-£ уменьшаемая производителями в целях уклонения от уплаты налогов или выполнения других обяза-£ тельств; легальные виды деятельности, осуществляемые нелегально, например, без лицензии или

специального разрешения; ^ б) неформальная деятельность предприятий, работающих для собственных нужд, то есть домаш-

ен них хозяйств; деятельность предприятий с неформальной занятостью (временные бригады строителей и т.п.);

5 в) нелегальная экономическая деятельность, представляющая собой запрещенные законом про-

® изводство и распространение товаров и услуг, на которые имеется эффективный рыночный спрос Л (производство и распространение наркотиков, проституция, контрабанда и т.п.). ^ Распределительный сектор содержит экономические преступления хозяйственных субъектов,

скрытое от учета перераспределение теневых доходов, а также деятельность, направленную на полу-

о

чение необоснованных выгод и льгот субъектами хозяйствования на основе организованных коррупционных связей.

Некоторые исследователи предлагают обобщить различные формы теневой экономики, классифицированные с использованием таких критериев, как субъектный состав, сектор функционирования и сущность теневой экономической деятельности, уровень вреда, причиняемого экономике, легальность доходов и расходов, в виде следующей таблицы [9]: Таблица. Система теневой экономики.

Фирмы ПНПй! МКОШМйНКН! С^тш ность итннчюсаооп ДеЖ1Ш1Ы1КТИ Уровень ил Пик Гм 1 ■ ЖТйшпОйь рПС.\-П..||М1. И ЛДОВДЛП Уровень дола харшпгр у'питие и прошаодегве ВВП

мефпр^шиш ■I ш'миСмкч'^кмш ЖПНрЫНКП, НЦрыуЛНрт см и и М0Ш№«НКй) Дся гелшпеп донадших хизайпн, цклнрнпий с ИС'фирИСЛМПТЙ шин кчтьи'. робатакнщия ДЛЯ «Нкткнньгс НУЖ.1 М|| ШП: ii v РОМ1ii. - винные рншмиикп. {няраАстшив н ГФСПСИЖВиЫ легальный р ГНЖ*Д1. ГII <М11.11.11 ис ¡цнкщы ЛЁГКИЙ пдатоктбвнный : с клир

1 кикплммн |сир41Н, гдйшш, нплрп 1К1И-К1Н||» И | Д/сятсяыюсть сэ*Вьегго& 11.-1 ¡1.11.шмч1 ойл ири. ¡.КрЫНШЧЛ итг риХ1ИМ?1МЛ флри учен СрСЗНИН уровень хисн И г гн".' ими к и. Пр^Д1фйПН чить- 1Н к высяюогшчиш ыые ПДОфВДПО II ^ 1Ы. СМ~Ш1НЫЁ с леггелыта ьк" теневых структур леныьные р к яцд и iic.lt! и,1Ы1 ыс лил или Срглиии иршпшзда пешшй бёктйр'

КрНЫИНВПЬННЯ |1П!.11111.11,1и.'4. 'К'ршл. «крышреышп мшпмнкаЭ Деятсяыюль в IIи. 1121 ¡1.11.IIОМ СИП ЩЖ, пряны йнрчшкннал ШКШиШ! нелегальнее рост :1 Мигели гол ыши ЛДЮШЫ Тяжелый НриНМЮЛС! НШПГЫЙ ржгтрелел нтшы й сектор

нбеломрянняюмл» |ф|1пиг||1ги жи мимика. ■я'иНГ-ч НИ|| Пр^НИСОК) Дсятслытстъ лСизкнкХлмыл .1Ни ЛрГШЛП Н.'НКТН^ пин ¡явлении ни НСПО 11. ШИПННС служебник пол ii им о'шй ВЛНПНШ ШС.1ЯК ЦЫСШМН УртВСвЬ Кйрй Ч1Ш|НН«11Ш 11 ф^. к 1 а1||11Ь- III Оюрикрэтин. прадос^ринягепь пых оргашж. бвнкс«, крутым кпрсмрациН нелегалы ми иия.сшы 1нжслый рвспрглс.иг ВДВЫ Н ИИЧр

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

П

01

г

со □

□ си

Вышеизложенные характеристики не являются исчерпывающими, но дают возможность объединить их в две группы, позволяющие представить иной подход к определению теневой экономики, основанный на исследовании последствий теневой деятельности. Любое общественное явление можно рассматривать с точки зрения его дихотомичности. Таким образом, воздействие теневого сектора на национальную экономику можно оценить как деструктивное и конструктивное. Утверждение о негативной роли теневой экономики в жизни общества не нуждается в конкретизации. Определенная конструктивность деятельности теневых экономических субъектов заключается в том, что они активно используют агрессивные методы конкурентной борьбы, обеспечивая высокие темпы экономического роста страны в противодействие социальному прогрессу. Тем самым они реализуют следующие функции:

- способствуют перекачке ресурсов из формального сектора в теневой и обратно, нейтрализуя конъюнктурные перепады;

- в условиях кризиса определенным образом воздействуют на социальную стабильность, обеспечивая необходимый уровень доходов населения при неформальной занятости;

- опосредованно стимулируют экономический рост, поскольку теневые доходы реализуются в формальном секторе, обеспечивая рост совокупного спроса [10].

Практически все исследователи, анализирующие проблему теневой экономики и ее роли в экономической жизни общества, останавливаются на отдельных положительных итогах теневой экономической деятельности [11] и отмечают, что при формировании определенных условий, "теневая экономика может играть и позитивную роль, компенсируя негативное влияние тех или иных диспропорций, сложившихся в экономике и обществе. В частности, опыт трансформирующихся государств показывает, что в периоды социальных и экономических кризисов теневая экономика зачастую выполняет конструктивные функции: снижает глубину трансформационного спада, нивелирует резко обозначившуюся дифференциацию доходов, снижает уровень безработицы, играет для экономичес-

о

I—

ф

I—

а

ф

>

о о

а

о

<

>

о

о о

о

ей

о

I—

о сь

них агентов роль своеобразного оптимизирующего механизма хозяйственной деятельности в условиях незрелой рыночной инфраструктуры" [12]. Зачастую предприниматели, на вопрос о возможности успешной деятельности без нарушений действующего законодательства отвечают отрицательно, что танже позволяет судить о наличии некоторой нонструнтивности теневых отношений.

Вышеперечисленные формы теневой энономини проявляются в разнообразных по содержанию видах энономичесной деятельности. Поснольну теневая энономина вознинает и развивается тольно на основе формальной (отнрытой) энономини и полное ее исноренение означает гибель отнрытой (что, по мнению многих авторов, связано с диалентичесним единством этих двух форм) [13], можно сделать следующий вывод. Основные виды теневой антивности - это деятельность в сфере производства благ, их распределения, обмена и потребления нан внутри национального государства, тан и за его пределами. Это и снрытое производство, и незанонное производство, сбыт и потребление нарнотичес-них и психотропных средств, и производство и сбыт нонтрафантной продунции, нелегальная миграция населения и занятость, мошенничесние перераспределения финансового напитала и т.п. Таним образом, в теневую сферу энономичесних отношений вовленаются следующие элементы официальной энономини:

- основной напитал, т.е. средства производства и ресурсы;

- финансовый напитал и ценные бумаги;

- личный напитал энономичесних субъентов, т.е. материальные блага, находящиеся в частной и личной собственности);

- человечесние ресурсы, т.е. труд и предпринимательсная антивность.

Энономичесние субъенты, осуществляя хозяйственные операции с целью снижения налогообла-П гаемой базы, ограничения ноннуренции, получения льгот, привилегий путем норрупционных связей,

□I ,

'Т. незанонного присвоения материальных благ, ухода от лицензирования и иных форм государственного нонтроля и т.п., вовленаются в теневую сферу деятельности. Таним образом, можно предположить,

д что теневые операции, по сути, являются формальными, но реализуемыми в частных, норыстных ин-

□ тересах, а не в общественных интересах, и, следовательно, являются незанонными и выступают в сле-

^ дующих формах:

-<> а) хозяйственные операции (технологичесние, производственные, трудовые, марнетинговые,

а сбытовые, операции по материально-техничесному обеспечению, торговые и ряд других);

ф б) финансовые операции (расчетные, нредитные, фондовые, валютные, страховые);

§ в) учетные операции, связанные с осуществлением бухгалтерсного, управленчесного, статисти-

ф чесного учета энономичесной деятельности.

>

На рисунне 1 представлена нлассифинация видов теневой энономичесной деятельности, построенная на основе нритерия участия в струнтуре ВВП. о В то же время, неформальная энономина, представленная деятельностью домашних хозяйств, не

Ее внлючена в производственный сентор (предпринимательсная деятельность), поснольну в данной нлас-

£ сифинации мы учитываем и степень регистрируемости теневых отношений. Операции перераспреде-

о

а лительного сентора хотя в чистом виде не учитываются по причине незанонности, но предстают в

< различных донументах учета и отчетности под видом занонных, т.е. в снрытой форме.

^ Теневая предпринимательсная деятельность может проявляться в трех основных формах:

з - нан снрытая, но легальная деятельность;

о - нелегальная и нриминальная деятельность.

ЕЕ При этом снрытую, а танже нелегальную (в своей производительной части) энономичесную деятельность, предполагающую уход от нонтроля, учета, можно нлассифицировать в зависимости от

£ объента, находящегося в "тени":

- "теневое" предприятие, т.е. целенаправленная энономичесная деятельность, имеющая органи-

^ зационную форму, осуществляемая на регулярной основе, но официально не зарегистрированная;

® - "теневые" сделни, т.е. сонрытие отдельных хозяйственных операций от учета и нонтроля, про-

>| водимых на предприятиях, фуннционирующих на занонной основе;

5 - "теневой" труд, т.е. использование рабочей силы без оформления трудовых договоров, либо

® рабочей силы, находящейся на территории государства нелегально;

Л - "теневые" доходы, нан доходы, формирующиеся в процессе сонрытия всей или части прибыли

^ с целью ухода от налогов и мансимизации личной выгоды.

о

Рис. 1. Основные виды теневой энономичесной деятельности

о о сь

Энономичесние преступления, являющиеся составной частью нелегальной формы теневой эно-номини, относятся н перераспределительному сентору, поснольну они не содержат производственного процесса, а занлючаются в перераспределении (или прямом незанонном присвоении) уже созданных материальных благ.

В начестве особой формы теневой энономини выделена норрупция. Данная позиция обусловлена тем обстоятельством, что норрупционные отношения выступают одновременно формой теневой энономини, причиной роста ее масштабов, а танже харантеризуются прямым воздействием на осталь-

о

о

х

О

ные формы теневой энономини.

Традиционно под норрупцией понимают использование лицами, уполномоченными на выполнение государственных фуннций или приравненных н ним, своего статуса и связанных с ним возможностей для непредусмотренного занонами получения материальных, иных благ и преимуществ, а тан-же противоправное предоставление ими этих благ и преимуществ физичесним и юридичесним лицам. Неноторые формы норрупционных отношений содержатся в Уголовном ноденсе РФ в главе 30 "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления"[14] и представляют собой:

- злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, присвоение полномочий другого должностного лица в личных интересах, вленущие нарушение занонных прав и интересов граждан и организаций;

- получение взятни за совершение действий, предусмотренных служебными полномочиями, за незанонные действия или бездействие в пользу лица, давшего взятну;

- служебный подлог, т.е. внесение должностным лицом, в официальные донументы заведомо ложных сведений, исправлений, иснажающих действительное содержание, совершенное в норыстных, личных целях.

Для того, чтобы определить причину, по ноторой норрупцию относят н одной из форм теневой энономини, необходимо выявить ее влияние на развитие энономичесних отношений. Коррупция всегда предполагает взаимосвязь двух сторон - государства и бизнеса (или домашнего хозяйства). В случае отсутствия одной из них норрупционные отношения невозможны. Коррумпированные чиновнини антивно воздействуют на деятельность энономичесних субъентов, что и определяет сущность данной П натегории. В связи с этим можно рассматривать норрупцию с точни зрения направленности незанон-

□I

ных отношений:

- административная норрупция, связанная с обычным вымогательством;

д - захват государства, т.е. стремление предпринимателей управлять властными решениями в свою

□ пользу, понупна результатов решений;

^ - захват бизнеса, представляющий собой неофициальное, незанонное установление чиновнина-

-<> ми нонтроля над фирмами.

Все три направления норрупционных отношений взаимосвязаны между собой. Например, рос-сийсний нриминальный бизнес антивно ассимилируется во властные струнтуры, получает возможность нонтролировать процесс государственного и муниципального управления, направлять его в соответствии со своими частными интересами. В то же время подобная ассимиляция возможна по той причине, что представители властных струнтур допуснают ее в целях получения выгоды при осуществлении нонтроль за деятельностью теневых струнтур [15]. 0

о В начестве целей предпринимателей при организации норрупционных связей с властью можно

Ее выделить:

ЕЕ - стремление н получению приоритетов в приобретении и распоряжении объентами собствен-

ен

а ности, при распределении государственных заназов вне ноннурса; о

< - пользование незанонными льготами предпринимательсной деятельности;

^ - возможность необоснованного занижения налогооблагаемой базы;

о - получение нвот на реализацию сырьевых ресурсов и т.п.

о Представители властных струнтур получают возможность:

- нонтролировать порядон регистрации и лицензирования предпринимательсной деятельности в норыстных целях;

£ - создавать иснусственный дефицит административных услуг в бытовой сфере;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- усиливать административные барьеры бизнесу для побуждения его представителей н неофи-^ циальным выплатам;

® - регулировать предпринимательсную деятельность, принимая в ней носвенное участие через

>| подставных лиц, и, соответственно, получать доход и т.п.

В Граждансном ноденсе РФ ст. 575 "Запрещение дарения" уназывается предел, в нотором определенные лица, в т.ч. государственные и муниципальные служащие могут получать подарни "... в связи Л с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей"[16]. Он равен § пяти минимальным размерам оплаты труда. Однано, вознинает занономерный вопрос: нан часто чи-<т) новнин может получать тание подарни? Если наждый раз за выполнение установленных занонодатель-

о

ей О

I—

О

о ф

ством должностных обязанностей будут приниматься подарни, то целесообразно в издержни предпри-нимательсной деятельности внлючить таную статью расходов, поснольну звеньев в государственных и муниципальных струнтурах достаточно много и минимальные затраты на наждом из них снладыва-ются в нрупные суммы.

Коррупция нан форма теневой энономини харантеризуется специфичесной взаимосвязью с остальными формами (неформальной, нелегальной, снрытой), ноторая проявляется в уровне воздействия на их развитие. Например, в процессе сонрытия части оборота (снрытая энономина), предприниматель отталнивается от предполагаемой возможности быть наназанным и, если уровень норрупции в данном территориальном образовании высон, он рассчитывает на "лояльность" нонтролирующих органов. В то же время нелегальная, нриминальная деятельность и ее развитие напрямую зависит от "сотрудничества" с государственными струнтурами. В случае тотального нонтроля за производством и распространением незанонно произведенной продунции и услуг, неподнупности чиновнинов, уровень нриминализации в теневом сенторе значительно снижается, и наоборот.

Взаимодействие норрупции и домашних хозяйств определяется термином "бытовая норрупция", ноторый означает препятствия, создаваемые чиновнинами при обращении граждан с определенными просьбами в органы государственной и муниципальной власти. Здесь же имеет место и прямое вымогательство за возможность изложить свою просьбу, за процесс ее решения и ноннретный результат (нан правило, зависит от ноличества денежного вознаграждения, полученного чиновнином-вымога-телем).

Если рассматривать норрупцию нан вид теневой деятельности, то речь должна идти о деятельности государственных и муниципальных служащих, а танже должностных лиц нонтрольных и правоохранительных органов. Представители предпринимательства не занимаются норрупционной деятельностью, а являются ее участнинами вынужденно, поснольну по наним-либо причинам должны вести свой бизнес (или его часть) в "тени", либо подвергаются незанонному давлению со стороны чиновни-

СО

нов. □ Таним образом, нан форма теневой энономини, норрупция представляет собой взаимоотношения О субъентов бизнеса и власти, участвующих в теневой сфере. Кан вид деятельности норрупция является инициативой тольно носителей властных фуннций, дающих им возможность манипулировать эно- ^ номичесними процессами. а Если исходить из определения теневой энономини нан энономичесной деятельности, то норруп- ®

ция под это определение не подпадает, поснольну деятельность чиновнинов и предпринимателей в о

а

процессе их взаимоотношений не является энономичесной, а тольно прямо или носвенно затрагивает ®

СО

энономичесную сферу. |

В то же время, учитывая важность норрупции нан фантора воздействия на уровень развития ^

энономини, при формулировне термина "теневая энономина", необходимо внлючать и незанонные о

отношения бизнеса и власти. Манроэнономичесний подход н исследованию сущности теневой эноно- ^

мини дал возможность сформулировать определение теневой энономини с учетом норрупции. Тене- ^

вая энономина - это энономичесная деятельность, осуществляемая за рамнами государственного нон- ^

троля, направленная на получение доходов и осуществление расходов нан занонными, тан и незанон- ^

ными способами, а танже с помощью неформальных связей с представителями государственных струн- о

тур. Понимание сущности теневой энономини нан объента исследования, процессов, происходящих в 0

теневой сфере, причин ее роста, а танже механизма взаимодействия с официальной средой, приведет о н принятию рациональных и обоснованных решений при реализации манроэнономичесной политини государства.

Литература

1.Гутман П. Подпольная экономика. М.: Экономика, 1977. с. 242.

2.См. подробнее: Герасимов П.А. Теневой сектор в современной российской экономике//Финан-сы и кредит. 2004. № 17(155). С. 59.

3.Корягина Т. Теневая экономика в СССР // Вопросы экономики. - 1990. № 3. С. 111.

4.Вяткин В.В. Экономическая преступность в финансовой сфере России на этапе трансформации (международный опыт противодействия). Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2000. с. 8. о

5. Нестеров А., Вакурин А. Криминализация экономики и проблемы безопасности//Вопро- о

о

сы экономики.-1995.- №1,- с.135.

6.Косалс Л. Теневая экономика как особенность российского капитализма//Вопросы экономики.-1998.-№10,- с. 61.

7.См., например: Авдашева С., Колбасова А., Кузьминов Я. и др. Исследование трансакционных издержек и барьеров входа на рынки в российской экономике: Оценка возможностей интернализации трансакционных издержек и их вывод из сферы теневой экономики. М.: Высшая школа экономики, 1998; Долгопятова Т. и др. Неформальный сектор в российской экономике. М.: Институт стратегического анализа и развития предпринимательства, 1998; Радаев В. Формирование новых российских рынков: Трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М.: Центр политических технологий (при поддержке CIPE), 1998.

8.См., например: Э. де Сото Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. М.: Catallaxy, 1995.

9.Некрасов В.Н., Головко М.В. Особенности государственного воздействия на теневые процессы национальной экономики в условиях глобализации. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2005. с. 20.

10.Enste D., Schneider F. Increasing Shadow Economies all over the World-Fiction or Reality?//IZA Discussion Paper.1998. №26. Р.35.

11.См., например: Голованов Н.М., Перекислов В.Е., Фадеев В.А. Теневая экономика и легализации преступных доходов. Спб: Питер, 2003; Некрасов В.Н., Головко М.В. Особенности государственного воздействия на теневые процессы национальной экономики в условиях глобализации. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2005; Артемьева Н.А. Развитие подходов к дефинированию теневой экономической активности в современной экономической науке/Современная глобализация и Россия. -Ростов-на-Дону, 2004; Исправников В.О., Куликов В.В. Теневая экономика в России: иной путь и треП тья сила. М., 1997; Косалс Л. Теневая экономика как особенность российского капитализма//Вопросы

QI

Z экономики.1998. №10 и др.

12.Вяткин В.В. Экономическая преступность в финансовой сфере России на этапе трансформа-g ции (международный опыт противодействия). Автореферат на соискание ученой степени кандидата 0экономических наук. М., 2000. с. 11.

^ 13.Голованов Н.М., Перекислов В.Е., Фадеев В.А. Теневая экономика и легализации преступных

<î> доходов. Спб: Питер, 2003. с. 27.

14.Уголовный кодекс РФ от 13.06.96 №63-03/ Сборник кодексов РФ. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. с. 390-392.

15.См., например: Вакурин А.В. Коррупционные факторы в сфере государственного управления российской экономикой/Россия и мировой опыт противодействия коррупции. М., 2000. с. 107.

^ 16.Гражданский кодекс от 30.11.94 № 51-Ф3/Сборник кодексов РФ. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

^ с. 72._

о -

§ ТКАЧЕВА О.А.

X

CD

g МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ПРОБЛЕМЫ И

§■ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ <

> _

о -

О О

g Региональный характер малого предпринимательства в современной России является одной из

о важнейших специфических особенностей, качественно отличающий его от зарубежного. Во всех регионах России малые предприятия на 75-90% используют местные ресурсы (трудовые, материально-технические, природные) и на 70-90% удовлетворяют потребности местного рынка с ареалом охвата | от одного до трех-четырех административных районов [4, с. 59]. Малое предпринимательство в усло-о виях трансформации экономического потенциала России в период реформ сыграло системообразую-m щую роль в создании региональной и местной экономики. При этом становление и развитие различ-5 ных форм предпринимательства во многом следствие специфических особенностей регионов. Одной ф из общих характеристик развития малого бизнеса в масштабах региона, федерального округа, страны s является количество субъектов малого предпринимательства. Распределение малых предприятий по о федеральным округам показано на рисунке 1.

9 При этом в регионах со сравнительно благоприятным экономическим положением, а также в

крупнейших городах наблюдается реальная конкуренция малых предприятий и индивидуальных пред-

о

CL

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.