ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Ойдов Цэцэгмаа
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В МОНГОЛИИ: СТАНОВЛЕНИЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Работа представлена кафедрой экономики иупраеления социально-экономическими процессами Санкт-Петербургского университета МВД России. Научный руководитель - кандидат экономических наук, профессор М. П. Гуров
Статья посвящена исследованию проблем генезиса и институционализации теневой экономики в Монголии. Институциональное содержание теневой экономики исследуется с позиции историко-аналитического подхода с учетом эволюции политико-экономической системы, и выявляются автором некоторые особенности проявления ее в Монголии.
The article is given over to examination of the genesis problem and institutionalization of shadow economy in Mongolia. The institutional content of shadow economy is examined from the position of historical and analytical approach taking into account of politico-economical system development and discovered some features of its display in Mongolia.
С начала 1990-х гг., когда рушилась политико-экономическая система в Монголии, как и в других постсоциалистических странах, начался так называемый переходный период, охватывающий исторически непродолжительный отрезок времени - с 1990 г. до сегодняшних дней, «в течение которого завершается демонтаж административно-командной системы и формируется система основных рыночных институтов»1 .
Переходный период в Монголии протекает в сложных политико-экономических условиях. Пройдено уже, как в России, несколько этапов становления рыночной экономики.
Первый этап (1990-1993 гг.) - период глубокой депрессии. Период, иногда называемый «шоковым», характеризовался резким спадом производства, инфляцией, безработицей и обнищанием населения.
Инициирующим фактором служили деструкция и дисфункция государства, порождаемые демонтажом старой структуры и крайне непоследовательным, медленным созданием новой рыночной структуры экономики. Деструкция государства выража-
лась в дезорганизации хозяйственного механизма и разрушении экономических связей, а дисфункция - потере управления экономикой, нехватке и непрофессионализме кадров ит. п.
Однако именно в первые годы реформ были сформированы, хотя с некоторыми ошибками, погрешностями, основы рыночных институтов, проведена либерализация экономики и начат первый этап приватизации.
Катализатором депрессии производства и вообще негативных явлений в экономике явились тяжелое внешнеэкономическое и валютно-финансовое положение страны, резкое снижение экспортного и импортного потенциала, вызванные прежде всего внешнеполитическими факторами.
За короткий промежуток времени (1990-1991 гг.) уровень инфляции достиг -32%, спад производства -21%, бюджетный дефицит 31,6% ВВП, уровень абсолютного обеднения жизни населения составил 16%. В то же время реальный внутренний валовой продукт на душу населения составил в не более 80 долларов.
Теневая экономика в Монголии: становление и институциональные особенности
В этот период в Монголии разразился настоящий бум деструктивной теневой экономической деятельности, вызванный трансформационным спадом в условиях деструкции и дисфункции государства.
Второй этап (1994-1999 гг.) - период стабилизации экономики. Указанный этап характеризуется стабилизацией макроэкономических показателей, подавлением инфляции, устранением резких дисбалансов в денежно-кредитной сфере, стабилизацией курса национальной валюты.
Стабилизация экономики была достигнута в результате активной политики государства по либерализации цен, внешнеэкономической и хозяйственной деятельности, формированию налоговой системы, обеспечению нормализации денежного обращения.
Начиная с 1994 г. наблюдался рост внутреннего валового продукта на душу населения, например в 1994 г. рост составил 2,3%, в 1995 г. - 6,3%, в 1996 г. - 2,6%, в 1997 г. - 3,3%, в 1998 г. - 3,5%.
В этот же период начинают утверждаться правовые и организационные институты рыночной экономики, наблюдаются некоторые положительные результаты пер -вого этапа (ваучерной) приватизации.
Однако в эти же годы хаотические теневые явления начинают перерастать в более совершенную фазу своего существова-ния, т. е., запускается процесс дальнейший институционализации теневой экономической деятельности, а именно «...закрепление теневого экономического поведения. в те или иные организационно устойчивые формы.»2.
Третий этап (2000 г. - по настоящее время) - период экономического подъема. В результате жесткой бюджетной политики, направленной на устранение дефицита бюджета, резкое сокращение расходных статей, особенно централизованных инвестиций, бюджетных дотаций и субсидий , роста производства частного сектора, эффективного функционирования финансо-
вого рынка и благодаря благоприятному условию экспорта сырья на международном рынке стали наблюдаться признаки выздоровления экономики, роста макроэкономических показателей.
С завершением второго этапа приватизации и формированием новой структуры, в экономике Монголии стал преобладать частный сектор производства. Если в 1989 г. частный сектор занимал 3,3% экономики Монголии, то в 2002 г. уже 74,5%, явно превосходя государственный сектор3. Вместе с тем доля частного сектора в ВВП постоянно росла.
Наряду со стабилизацией и подъемом экономики с конца 1990-х гг. наблюдается тенденция превращения теневой экономической деятельности в «структурированную, самовоспроизводящуюся социальную систему»4.
Согласно некоторым исследованиям, теневая экономическая деятельность переросла в сектор, сопоставимый с официальной экономикой, одним словом, функционирует параллельная экономика.
Институционализация теневой экономики в Монголии, на наш взгляд, имеет ряд особенности:
• В монгольской экономике с давних времен преобладало сельское хозяйство, а именно скотоводческий его сектор. В начале 1990-х гг. роспуском сельскохозяйственных объединений по всей стране и процессами приватизации в сельском хозяйстве скотоводческая отрасль была полностью переведена в частный сектор экономики. Формированием частного скотоводческого сектора и ликвидацией государ -ственного механизма управления скотоводческим хозяйством преобладающая часть скотоводческого хозяйства страны ушла в теневой сектор экономики.
Кочевое скотоводчество по своей при -роде очень капризное хозяйство, имеющее большую зависимость от климатических условий. Из-за засух, случившихся в 19941995 и 2000-2001 гг., и огромного количе-
ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ства падежа скота многие сотни семей скотоводов остались без средств к существованию. Это и другие обстоятельства подтолкнули их покинуть родные места. Миграция сельских жителей в большие населенные центры, в первую очередь в столицу, усугубляла социально-экономическое положение в стране. Самыми негативными последствиями, причиненными внутренней миграцией, оказались деструктуризация экономики и всплеск теневой экономической деятельности.
• Ориентированная на социалистическую интеграцию монгольская экономика состояла из несбалансированной, нерационально сочетающей основные отрасли и подотрасли структуры. После роспуска СЭВ деформированная структура экономи-ки не могла нормально функционировать, осуществлять воспроизводство и обеспечить товарами, услугами, удовлетворять спросы и потребности населения. Именно несбалансированность различных секторов, отсутствие некоторых подотраслей экономики создавали почву для расцвета теневой экономической деятельности.
• Новые международные отношения, резкий переход к политике открытых дверей при одновременном снижении иммиграционного контроля сделали монгольскую территорию более свободной для въезда различных категорий иммигрантов, в том числе нелегальных. В настоящее время общее количество официально регистрированных иммигрантов5 составляет более 20 000 человек из более 70 стран мира6. На этой почве процветает коррупция в правоохранительных, паспортно-визовых и иммиграционных органах.
• Кочевое сознание монголов получило новый импульс, новый оттенок глоба-лизационными процессами. Трудоспособная часть населения стала выезжать из страны на заработки. Большое распространение получило явление брачного контракта с иностранцами. Теневые деньги, как известно, не лучшим образом влияют на финансовую систему в целом, на ценообразование, на официальный курс валют в частности.
• Как известно, теневые явления имеют свою эволюционную закономерность за -рождения, развития и гибели, протекаемых в определенные промежутки времени. Наши исследования показали, что складывающаяся ситуация теневого экономического или криминогенного характера в России с опозданием 3-5 лет повторяется в Монголии. Конечно, не в плане масштабности, а по сути. Данное обстоятельство, видимо, связано с закономерностями развития системных явлений. Одинаковые социально-экономические системы в похожих условиях порождают одинаковые явления.
Борьба с теневыми явлениями в сфере экономики - задача долговременная и сложная. Очень важно формирование механизмов, позволяющих наносить точные и эффективные удары на долгосрочной основе. Осознание всей сложности решения данной задачи, разработка и претворение в жизнь долговременной стратегии на основе объективного изучения современного состояния теневой экономики, причин ее возникновения и опыта противодействия ей в других странах изменят ситуацию с теневой экономикой в Монголии в лучшую сторону.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Экономика: Учебник / Под ред. А. И. Архипова, А. Н. Нестеренко, А. К. Большакова. М., 2001. С. 492.
2 Косалс Л. Я., Рыбкина Р. В. Становление институтов теневой экономики в постсоветской России // Социологические исследования. 2002. № 4. С. 13.
3 Mongolia in market system. Statistical yearbook. UB. 2004. P. 7. 4Косалс Л. Я., Рыбкина Р. В. Указ. соч. С.13.
5 Immigrate-въезд граждан в страну
6Энхбаатар Г. Иммигранты из КНР выходят из-под контроля // Народное право. 2005. № 218.