Научная статья на тему 'Теневая экономика в аграрном секторе страны'

Теневая экономика в аграрном секторе страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1140
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теневая экономика в аграрном секторе страны»

тверждающих документов, что имел место страховой случай - 33% от всех отказов;

- событие наступило раньше начало периода ответственности страховщика - 34% от всех отказов.

Особая тема для обсуждения - это страховые тарифы, вернее их обоснованность. Тарифы в разрезе субъектов РФ не отвечают степени не благоприятности природных условий в данных субъектах, что подтверждается расчетом уравнения регрессии с использованием фиктивной переменной 2:

Г0, неблагоприятные природные условия

Z =

1, благоприятные природные условия

€ = 6,61 - 0,197; R2 = 0,013 (4)

(О (48,9) (-0,99)

Критерий Фишера ^ = 0,99 не превышает табличное значение (^ = 3 967),

^ табл(0,05;1;76)

что свидетельствует о не значимости уравнения в целом. Не значимым, как следует из уравнения (4) является и коэффициенты регрессии на 10% уровне, т.к. не превышают t б = 1,665.

табл '

Кроме того вряд ли тарифы, например для Саратовской области, являются в настоящее время актуарно обоснованные, где в 2012 г. и в 2013 гг. убыточность сельскохозяйственного

страхования с государственной поддержкой составила соответственно 7,3 и 1,3%. Совокупный объем страховой премии, полученной страховыми организациями составил соответственно 896,03 и 889,2 млн руб. При этом в 2015 г базовая величина страхового тарифа была увеличена. Увеличение тарифов было лоббировано НСА и обусловлено изменениями внесенных Федеральным законом № 424-ФЗ в закон № 260-ФЗ в части снижения величины критерия наступления страхового случая до 25%. Однако снижение условной франшизы на 5% вряд ли кардинально изменит сложившуюся негативную ситуацию с выплатами страхового возмещения и с увеличением площади под застрахованными культурами.

Таким образом, в целом можно говорить об неэффективности государственной политики в области сельскохозяйственного страхования.

Источники

1. Носов В.В., Усанов А.Ю., Котар О.К. Закон об агростраховании: новые подходы и новые проблемы // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 18(207). С. 2-8.

2. Носов, В.В., Котар О.К., Кошелева М.М. Оценка эффективности субсидирования страховой премии в сельскохозяйственном страховании // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 38(224). С. 13-23.

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ СТРАНЫ

Якубович Е.Н., к.э.н., науч. сотр., зав. отд. аспирантуры и докторантуры ФГБНУ Всероссийский институт аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова

Едва возникло государство, налагающее на своих граждан определенные обязательства и ограничения, родилась и теневая экономика -внегосударственная деятельность лиц, игнорирующих общественный договор. Теневая экономика существует в любых экономических системах с государственной организацией, однако в разных системах она имеет свою специфику.

Все дело в том, что, к сожалению, участие в распределении и перераспределении национального богатства, доходов государственного бюджета зачастую обеспечивает значительно большие выгоды экономическим агентам, нежели хозяйственная деятельность в рамках правового поля.

Сущность теневой экономики можно определить с разных точек зрения. Как правило, чаще всего используется экономико-статистический подход, определяющий теневую экономику как вид экономической деятельности,

который официально не учтен, не отражен в официальной статистике.

Возможны и другие подходы к определению сущности теневой экономики. С юридической точки зрения, теневыми можно назвать экономические процессы, идущие вразрез с правовыми нормами. С точки зрения этики, теневой называют экономическую деятельность, нарушающую общепринятые моральные нормы [4].

Госкомстат России в понятие теневой экономики включает такие виды теневой экономической деятельности, как скрытая, неформальная и нелегальная, объединяя их одним определением - «нерегистрируемая», или «ненаблюдаемая».

Функционирование теневой экономики содержит в себе потенциальную и реальную угрозу экономической безопасности государства.

Сокрытие нормальной экономической деятельности от контроля, как правило, ограничивает возможности привлечения инвестиционных ресурсов со стороны, особенно иностранных. Однако, опыт показывает, что возможна и противоположная ситуация. Так, спад в 1996-1997 гг. в легальном секторе российской экономики, по мнению некоторых экономистов, перекрыт подъемом в секторе теневой деятельности. Причем обеспечивался он путем сокрытия источника происхождения инвестиций.

Инвестиционный климат в экономике страны в значительной степени ухудшает незаконный вывоз капитала. Являясь следствием высокой криминальной активности, несовершенной экономической политики, недоверия населения и бизнеса к финансовым институтам, а также общей нестабильности, нелегальный вывоз капиталов оказывает обратное негативное воздействие на экономику, лишая ее и без того дефицитных инвестиционных ресурсов и ограничивая возможности выбора государством оптимального экономического курса. Ежегодная утечка части ВНП за рубеж негативно сказывается на экономическом развитии страны, поскольку является прямым вычетом из ресурсной базы для внутренних инвестиций.

Отток капиталов ограничивает свободу действий правительства в проведении оптимального хозяйственного курса, дестабилизируя систему макроэкономического регулирования и подрывая фискальную дисциплину, поскольку вывоз активов неизбежно порождает уклонения от налогов, взимаемых с доходов на эти активы. Сокрытые денежные средства, как правило, идут на потребление, либо вывозятся за рубеж, где тоже, в основном, идут на потребление.

Значительная часть неучтенного валютного оборота образуется и при незаконном импорте продовольствия. Кроме того, в целях уклонения от уплаты необходимых таможенных сборов и налогов, фактические объемы и цены импортируемой продукции, как правило, искажаются в сторону снижения. Неучтенные в значительных объемах товары реализуются теневыми структурами [2].

Российские участники внешнеэкономической деятельности (как государственные, так и частные) при проведении внешнеторговых операций нередко прибегают к методу существенного занижения цен на вывозимую продукцию и сырье, и, наоборот, их завышения на ввозимые товары. Получаемая в результате неучтенная валютная выручка в сумме разницы между фактическими и контрактными це-

нами, как правило, остается на счетах в зарубежных банках, иностранных партнеров, совместных или оффшорных компаний.

Широкие масштабы приобрели так называемые «толлинговые» операции, когда заключается экспортный контракт на поставку сырья, которое за границу фактически не вывозится, а перерабатывается внутри страны, но уже как зарубежное давальческое сырье, и в итоге чистый конечный продукт вывозится за пределы РФ без уплаты соответствующих налогов и пошлин. Масштабный характер приобрели операции по незаконному вывозу значительных партий морепродуктов за пределы РФ [2].

Структура современного аграрного сектора страны может рассматриваться как система легальных и теневых рынков различных факторов производства: земли, труда, производственных ресурсов, а также рынков готовой продукции.

К основным предпосылкам возникновения теневых экономических процессов в аграрном секторе можно отнести следующие явления:

- ограниченный приток свободных рыночных активов, отсутствие финансового рынка для аграрного сектора и ограниченность бюджетных средств для его поддержки;

- ожесточенная конкуренция теневых агентов рыночных отношений за право обладания земельными ресурсами существующих сельскохозяйственных организаций и предприятий, которые имеют слабый производственный потенциал;

- существование скрытого натурального оборота, с помощью которого путем нелегальных сделок осуществляется вторичное перераспределение материальных ресурсов;

- масштабы статистических искажений, одна часть из которых носит объективный характер и связана с принятой методикой учета затрат, а другая является сознательной дезинформацией с целью ухода от налогов или сокрытия хищений;

- отсутствие продуманной на длительную перспективу государственной политики в области налогообложения и кредитования сельского хозяйства [5].

Множество подходов к определению сущности теневой экономики базируются на разнообразных критериях классификации ее форм. К примеру, на макроэкономическом уровне критерий законности разделяет теневую экономику на нелегальную, скрытую, криминальную и фиктивную.

В зависимости от характера результата

выделяют теневую экономическую деятельность: производительную (вносящую реальный вклад в производство валового национального продукта) и перераспределительную (не связанную с реальным созданием экономических благ, но перераспределяющую доходы и имущество и т.д.).

Развитие теневых экономических отношений в сельском хозяйстве предопределяет деформацию рыночной структуры путем снижения эффективности рыночного механизма, развития недобросовестной конкуренции. Более высокая доходность сельскохозяйственных организаций и предприятий, имеющих теневую экономическую деятельность по сравнению с другими субъектами аграрного сектора, имеющими прозрачную экономику, производящими аналогичную продукцию, еще более обогащает «теневиков», поскольку наблюдается перераспределение спроса населения в сторону более дешевых товаров и услуг. Убыток официальных предпринимателей в этом случае оказывает влияние на развитие национальной экономики (недополученная прибыль, отсутствие средств на инвестирование сельскохозяйственного производства, сокращение налогооблагаемой базы вследствие сокращения продаж, прекращение деятельности сельскохозяйственных организаций и предприятий по причине воздействия на них агентов ожесточенной конкуренции и т.д.) [5].

Ситуация в аграрном секторе страны, входящем в социально-экономическую структуру РФ, свидетельствует о том, что сельское хозяйство России остается в состоянии системного кризиса, уровень производственно-хозяйственной деятельности российских сельскохозяйственных организаций и предприятий не позволяет им быть конкурентоспособными по отношению к аналогичным хозяйствующим субъектам в аграрной сфере зарубежных стран. Этот кризис имеет несколько отличительных особенностей:

- технологическая деградация, финансовое неблагополучие сельскохозяйственных организаций и предприятий, ускоряющие их банкротство;

- выведение из сельскохозяйственного оборота или перевод в категорию несельскохозяйственных земель значительных пахотных площадей во многих регионах страны;

- ослабление инновационной компоненты аграрной политики государства и недостаточная государственная поддержка сельского хозяйства;

- нарастающее отставание социального развития села, сокращение рабочих мест по причине ликвидации сельскохозяйственных предприятий.

Особо негативным моментом следует считать процесс активного проникновения частного капитала в село. Дело в том, что наряду с вложением средств в аграрную сферу идет агрессивный захват земли у крестьян. Так и не став юридически собственниками земельных долей, они, где добровольно, а где под давлением, расстаются с правом собственности на землю, закрепленным за ними ранее выданными свидетельствами.

Земли сельскохозяйственного назначения активно переоформляются в земли общего пользования (селитебные территории), и на них производится строительство коттеджей вместе с другими объектами коммерческой недвижимости. Выкуп земель в сельской местности, безусловно, будет продолжаться и дальше. Землей стали интересоваться гипер-моллы, девелоперские компании, предприятия торговли, которые могут располагаться вдоль автомобильных трасс. В основном это московские, санкт-петербургские и иностранные компании в лице московских представителей.

Меры по ограничению масштабов ожесточенной конкуренции и теневой экономической деятельности в сельском хозяйстве должны рассматриваться в комплексе с изменениями в социально-экономической и аграрной политике, с поднятием престижа труда и честных заработков, с совершенствованием налоговой системы и обеспечения режима наибольшего благоприятствования для производственной деятельности сельскохозяйственных организаций и предприятий. А пока, по информации Госкомстата, доля теневой экономики в общем объеме произведенного ВВП составляет в последние годы более 20%, причем в сельском хозяйстве на долю теневой экономической деятельности приходится свыше 70% производства [5].

Источники

1. Авдийский В. И., Дадалко В. А. Теневая экономика и безопасность государства: Учеб. пособие. 2-е изд., доп. М.: Инфра-М. - 2012. - 496 с.

2. Гончаров В.Д., Селина М.В., Якубович Е.Н. Экономическая безопасность России: Учебное пособие. - М.: МГУТУ им. К.Г. Разумовского, ИНЭК, 2013. - 191 с.

3. Дадалко В. А., Михалко Е. Р. Продовольственная безопасность: мировое сообщество, сельское хозяйство, экономическая экспансия. Минск: ИВЦ Минфина, 2011. - 704 с.

4. Латов Ю.В. Экономика вне закона. Очерки по теории и истории теневой экономики. - М.: МОНФ, 2001. - С. 10.

5. Рождественский В.С. Защита субъектов ожесточенной конкуренции и теневой экономики //

аграрного производства от негативных воздействий Бизнес, менеджмент и право. - 2010, № 2.

АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ РОЗНИЧНЫХ СЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РАМКАХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ЭМБАРГО

Булатова А. Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, С.-Петербург

6 августа 2014 г. Президентом России В.В. Путиным был подписан указ о введении ограничений на ввоз ряда продовольственных товаров в Российскую Федерацию из таких стран Европейского союза, США, Канады, Австралии и Норвегии. Под запрет попали мясо крупного рогатого скота, свинина, мясо птицы; обработанное мясо; продукты из мяса; рыба и морепродукты; молоко и молочная продукция; овощи/корнеплоды/клубнеплоды; фрукты и орехи; продукты на основе растительных жиров [1]. В июне 2015 г. В.В. Путин подписал указ о продлении санкций еще на один год [11].

Санкции, введенные Российской Федерацией, повлияли на многих участников рынка. К ним относятся поставщики, торговые сети, производители продовольствия в России и за рубежом, и, несомненно, потребители этих товаров. Введение санкций преследовало две цели: политическую, то есть ответная реакция на санкции против России, и экономическую - импортозамещение и поддержка российского производителя [18]. Проблему, исследуемую в данной работе, можно сформулировать как выяснение роли торговых сетей в процессе продовольственного импортоза-мещения. По ходу работы будут описаны все механизмы, используемые ритейлерами для замещения ассортимента, и проведен анализ того, как часто используется каждый из них.

Эмбаргостало беспрецедентным по своим масштабам, поэтому его последствия нельзя было предсказать однозначно. После исследования, проведенного нами зимой 2015 г. [2], было выделено несколько основных вариантов замещения ассортимента для продовольственных сетей. Их можно разделить на три категории: добросовестные, условно добросовестные и недобросовестные.

Одной из целей санкций является импор-тозамещение, переориентация на российских поставщиков. Те стратегии розничных сетей, которые направлены на достижение этой цели, мы называем добросовестными (табл. 1).Действительно, некоторые торговые сети обратили внимание на фермерские хозяйства и рыболовецкие предприятия [12]. Однако полному импортозамещению препятствует несоответствие продукции таких предприятий требованиям розничных сетей по цене, объему

поставок и т. д. Кроме того, налаживанию закупок у отечественных сельхозпроизводителей мешает нехватка логистической инфраструктуры [4, 5]. Второй «добросовестный» путь замещения ассортимента тоже связан с российскими поставщиками: некоторые торговые сети выставляют на полки товары, внешне полностью стилизованные под европейские (вплоть до названия языка на упаковке), но произведенные в России [2]. Этот маркетинговый ход позволяет не только восполнить потерянный ассортимент, но и привлечь покупателей, для которых импортные товары более привлекательны. Кроме того, стоит отметить, что на территории России существуют заводы, производящие товары под иностранными брендами (Danone, Heinz, MondelezInt. и пр.), принадлежащие собственникам из стран, попавших под санкции. Эти заводы используют при российское сырье, и сотрудничество с ними позволяет продовольственным сетям работать с компаниями, привычными потребителям, при этом не нарушая закон.

К этой же модели можно отнести производство продуктов в России по лицензии иностранных компаниям, а также контрактное производство по заказам иностранных компаний (например, «Галактика», выпускающая продукцию Valio [10, 3]). Во всех этих случаях производство осуществляется на территории России, что соответствует требованиям как эмбарго, так и импортозамещения.

«Условно добросовестные» механизмы названы так потому, что не отвечают цели им-портозамещения, однако и закон не нарушают. Они включают в себя три методики. Во-первых, это замещение ассортимента товарами, имеющими близкие по свойствам аналоги. Например, колбасы и колбасные изделия ввозить в Россию нельзя, но переработанное мясо можно: ветчина, сыровяленые продукты из говядины и свинины под запрет не попали. Они вполне могут заменить другие деликатесы и закуски, поэтому для потребителя, желающего приобрести подобные товары из стран, попавших под эмбарго, это не стало большой проблемой [2, 17].

Во-вторых, некоторые товары могут поступать в Россию через другие страны, под

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.