Научная статья на тему 'Импортозамещение в агропродовольственном комплексе страны: проблемы и пути их решения'

Импортозамещение в агропродовольственном комплексе страны: проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2686
864
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / АГРАРНАЯ СФЕРА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / ИМПОРТ И ЭКСПОРТ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СЫРЬЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алтухов Анатолий Иванович

Выявлены внутренние и внешние факторы, влияющие на возможности импортозамещения в агропродовольственном комплексе страны, и даны предложения по его осуществлению на основе мобилизации и рационального использования внутренних ресурсов, совершенствования организационно-экономического механизма хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Импортозамещение в агропродовольственном комплексе страны: проблемы и пути их решения»

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ КОМПЛЕКСЕ СТРАНЫ:

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

А.И. Алтухов

Аннотация. Выявлены внутренние и внешние факторы, влияющие на возможности импортозамещения в агропродовольственном комплексе страны, и даны предложения по его осуществлению на основе мобилизации и рационального использования внутренних ресурсов, совершенствования организационно -экономического механизма хозяйствования.

Ключевые слова: импортозамещение, агропродо-вольственный комплекс, аграрная сфера, государственное регулирование, агропродовольственный рынок, импорт и экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья.

Существует не так много наиболее важных и неотложных национальных проблем, которые пытается как можно быстрее и эффективнее решить практически каждое государство независимо от уровня его политического, социально-экономического развития и положения в мире. К ним прежде всего следует отнести проблему надежного снабжения населения отечественным продовольствием. В этом отношении не составляет исключения и Россия, которая располагает одним из самых крупных аграрных потенциалов в мире, но в силу разного рода внутренних и внешних причин уже много лет является крупнейшим мировым нетто-импортером продовольствия. За почти четверть века рыночных преобразований проблема надежного обеспечения населения страны продовольствием отечественного производства вобрала в себя все «болевые точки» функционирования аграрной сферы.

В современных социально-экономических условиях развитие аграрной сферы происходит под воздействием ряда возникших новых разнонаправленных факторов внутреннего и внешнего характера, что прямо или косвенно отражается на достижении продовольственной независимости страны. К основным из них следует отнести:

- членство России в ВТО и ее участие в региональных объединениях на экономическом пространстве СНГ;

- реализацию Государственной программы в условиях замедления и падения экономического роста в стране, крупномасштабного продовольственного импорта и экспортно -сырьевой модели развития национальной экономики;

- сохранение внутренних системных проблем в развитии аграрной сферы экономики и особенно сельского хозяйства;

- формирование Евразийского экономического союза в условиях резко обострившегося политического и экономического противостояния России и Запада;

- повышение конкуренции на внутреннем и мировом агропродовольственных рынках;

- расширение и укрепление присутствия на агро-продовольственном рынке крупных торговых сетей и особенно транснациональных корпораций при отсутствии в стране развитой системы упреждающих мер регулирования внутренней и внешней торговли продовольствием;

- возрастание роли государственного регулирования агропродовольственного рынка, создание развитой инфраструктуры и товаропроводящей системы, проведение эффективной государственной торгово-сбытовой политики;

- резкое падение курса рубля по отношению к иностранной валюте.

В совокупном взаимодействии эти факторы создали принципиально новую и одновременно неоднозначную социально-экономическую ситуацию в аграрной сфере, привели к возрастанию неопределенности, неустойчивости, непредсказуемости и напряженности в ее экономике, а главное - в надежном снабжении населения отечественным и экономически доступным продовольствием, в условиях сохранения его крупномасштабных импортных поставок, составивших свыше одной трети объема внутреннего потребления населением продовольствия. Она во многом не укладывается в рамки действующей национальной аграрной политики как долговременного инструмента экономического регулирования агропродо-вольственного рынка и государственной поддержки аграрной сферы, обеспечения импортозамещения и продовольственной независимости страны.

Достигнутые в аграрной сфере и особенно в ее базовой отрасли - сельском хозяйстве положительные результаты прежде всего в производстве сельскохозяйственной продукции, темпы роста которой опережали увеличение ВВП, оказались недостаточными для того, чтобы продовольственный комплекс мог достойно ответить на многие внутренние и внешние вызовы, осуществить в рациональных размерах импортозамещение. По существу проблема импортозамещения это одновременно и проблема создания необходимых условий для нормального развития аграрной сферы и в первую очередь сельского хозяйства.

Наиболее остро продовольственная проблема проявилась при введении Россией отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности страны, когда под зарубежные санкции попала примерно одна пятая часть всего объема российского импорта продовольствия. Вместе с тем антисанкции во многом приобрели противоречивый характер. С одной стороны, они показали, что главной причиной создавшейся негативной ситуации с продовольственным обеспечением населения страны является несовершенство осуществляемой государственной аграрной политики и тем самым ускорили поиск новых стратегических подходов к решению проблемы продовольственной независимости, придав ей особую актуальность, а с другой - значительно обострили сложившиеся экономические риски в аграрной сфере и вызвали дополнительные трудности в надежном обеспечении населения страны отечественным продовольствием. К основным из них следует отнести:

во-первых, возрастание риска снижения государственной поддержки сельского хозяйства и реализации новых крупных инвестиционных проектов;

во-вторых, сокращение у сельскохозяйственных организаций, как основных производителей товарной сельскохозяйственной продукции в стране, собственных финансовых ресурсов для инвестиций в условиях высокой их закредитованности и снижения инвестиционной активности, неопределенности продолжительности действия зарубежных санкций;

в-третьих, сохраняющаяся высокая зависимость отдельных подотраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности от импортных поставок семян, генетического материала, новых технологий, сельскохозяйственных машин, оборудования и невозможность наладить их производство в стране в относительно короткие сроки. Это скрытая угроза для продовольственной независимости страны, которая значительно опаснее присутствия избыточного импортного продовольствия на внутреннем рынке. Не решив проблему импортозамещения в части материально-

технических ресурсов для агропромышленного производства, нельзя обеспечить и национальную продовольственную независимость;

в-четвертых, высокая зависимость импортозаме-щения от инвестиционной деятельности и наличие значительных перекосов в структуре ведения сельского хозяйства, вызывающих отставание животноводства при «однобоком» развитии зернового хозяйства и наращивании экспорта зерна, достигшего 30,2 млн т, но приведших к разрыву технологических связей между растениеводством и животноводством;

в-пятых, низкие темпы структурно-технологической модернизации сельского хозяйства, обновления его основных производственных фондов и воспроизводства природно-экономического потенциала;

в-шестых, существенную девальвацию рубля, снижение доходов населения и как следствие уменьшение внутреннего спроса на продовольствие, неуклонный рост потребительских цен на продовольствие на внутреннем рынке и ухудшение в связи с этим продовольственного обеспечения прежде всего малоимущего населения, увеличения его численности (особенно в депрессивных регионах страны). За 2014 г. в стране потребительские цены на продовольствие возросли на 15,7%. Потребление в соответствии с рациональными нормами, таких наиболее ценных продуктов как овощи, фрукты, ягоды и молочные продукты не может себе позволить 80% населения, мяса - 30%;

в-седьмых, опасность проникновения на отечественный агропродовольственный рынок контрабандной аграрной продукции через «третьи» страны, расширения реэкспорта и «серого» импорта;

в-восьмых, сохраняющееся несовершенство действующего организационно-экономического механизма. Он и его отдельные инструменты слабо ориентируют товаропроизводителей на повышение уровня производства и не гарантируют его устойчивость. Взять хотя бы систему налогообложения. Сельское хозяйство не может динамично развиваться, если оно ежегодно перечисляет государству в виде обязательных платежей сумму почти сопоставимую с объемом субсидирования, выделенным в рамках Государственной программы, равным 189 млрд. руб. Несовершенен и механизм сельскохозяйственного страхования. В 2014 г. страховые выплаты в растениеводстве получили только 10% из всех застрахованных хозяйств, а в животноводстве -1%. При этом страховые выплаты составили, соответственно, 12 и 1% к страховой премии, что недопустимо мало для динамичного развития этих важных подотраслей сельского хозяйства особенно в неблагоприятные по погодным и эпизоотическим условиям годы.

Имеются и другие диспропорции в аграрной сфере, которые за годы рыночных преобразований лишь усилились и существенно ограничили возможности ее динамичного развития. Так, одним из значительных парадоксов в обеспечении населения страны продовольствием при сохраняющемся его крупномасштабном импорте является сокращение более чем на одну треть посевов сельскохозяйственных культур. Причин такого положения с малоэффективным использованием пашни, как национального достояния страны, множество. Среди них - это низкая доходность ведения производства, несовершенство земельных отношений и проводимой земельной политики, недостаточность государственной поддержки сельского хозяйства. При экспорте свыше 85% объема производимых минеральных удобрений страна вносит их под половину посевов на уровне африканских государств, тем самым чрезмерно истощая почвенное плодородие и живя таким образом за счет будущих поколений. Без частичного восстановления на сохранившихся пока пригодных угодьях для ведения земледелия и увеличения внесения удобрений

будет трудно решить проблему импортозамещения и нарастить экспортные ресурсы продовольствия.

Еще один высокий фактор риска, значительно обостряющий решение проблемы ускоренного импортозаме-щения в части устранения ресурсной импортозависимо-сти, связан с низкими темпами технико-технологической модернизации прежде всего сельского хозяйства из-за низкой его доходности и ухудшения условий финансового обеспечения производства. В условиях, когда темпы обновления тракторов составляют 3%, зерноуборочных комбайнов менее 5%, а доля импортных тракторов в общем их количестве превышает 65%, зерноуборочных комбайнов - 23%, невозможно быстро увеличить производство сельскохозяйственной продукции.

Нельзя откладывать и решение проблемы устойчивого развития сельских территорий, повышения общественной оценки сельскохозяйственного труда, уровень которой остается почти вдвое ниже, чем в среднем по экономике, а также улучшения демографической ситуации на селе. Они существенно ограничивают возможности импортозамещения и наращивания в последующем экспортного потенциала продовольствия. Вместе с тем в 2015 г. объем ассигнований на реализацию ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» был уменьшен на 10%.

Для России импортозамещение многие годы традиционно оставалось довольно сложной, многозатратной и труднорешаемой проблемой, поскольку слишком глубоким и относительно затяжным оказался системный кризис прежде всего в сельском хозяйстве, несмотря на то, что страна многие годы располагала значительным запасом «нефтедолларов». Так, в 2014 г. при 4,0% удельном весе сельского хозяйства в валовой добавленной стоимости, его доля в расходах консолидированного бюджета составляла лишь 1,4%. Поэтому проблема реального импортозамещения не только отраслевая и аграрная, но и макроэкономическая, и межотраслевая.

Что касается непосредственно самой аграрной сферы, то целенаправленное решение проблемы импорто-замещения как достижения одной из макроэкономических целей ее развития началось только с принятием Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в 2006 г., Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, а также с реализацией двух государственных программ. Они позволили сосредоточить внимание органов власти на самых «узких» местах развития аграрной сферы и обеспечения продовольственной независимости страны за счет увеличения государственной поддержки сельского хозяйства и более активного регулирования агропродовольственного рынка. Вместе с тем применение этих мер оказалось недостаточным, поскольку импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья возрастал более высокими темпами по сравнению с их отечественным производством. Зарубежные санкции лишь обострили важность проблемы импортозамещения, но не породили ее. В качестве их положительного момента все же следует отметить повышенное внимание со стороны государства и агробизнеса к развитию сельского хозяйства. Это дает дополнительный импульс для развития сельского хозяйства. Вместе с тем санкции довольно четко показали, что государство обязано постоянно поддерживать сельское хозяйство, а не только при возникновении разного рода форс-мажорных обстоятельств. Поэтому вне зависимости от возможного ослабления или даже снятия зарубежных санкций, которые рано или поздно закончатся, ориентация аграрной сферы на скорейшее достижение продовольственной независимости страны остается единственно верным

направлением в решении этой сложной и многоаспектной проблемы национального масштаба.

В сложившихся условиях ускоренное импортоза-мещение должно стать одним из основных направлений государственной аграрной политики. В связи с этим его следует рассматривать как решение комплексной проблемы, исходя в первую очередь из продуктового подхода. При этом импортозамещение является наиболее эффективным, если объемы производимого отечественного продовольствия достаточны для замены импорта, а его качество не хуже импортного, но более дорогого продовольствия.

Однако речь не идет о полном замещении продовольственного импорта. В одних случаях это касается импорта продовольственных товаров тропического происхождения, которые нецелесообразно производить в стране из-за отсутствия необходимых природных условий. В других случаях по отдельным товарным группам следует иметь более широкий ассортимент пищевых продуктов для удовлетворения потребительского спроса населения и повышения конкурентоспособности на внутреннем агропродовольственном рынке.

Однако нужна не корректировка методов и механизмов осуществляемой аграрной политики, а разработка качественно иной ее модели, стратегическим направлением которой является прежде всего последовательная интенсификация сельского хозяйства и коренное улучшение жизни на селе, способные обеспечить

надежное снабжение населения страны продовольствием отечественного производства, осуществить в рациональных размерах ускоренное импортозамещение. Пока же при наличии системных проблем в развитии прежде всего сельского хозяйства Россия не выбирает даже минимальный объем разрешенной ВТО поддержки аграрной сферы, что лишает ее определенного маневра по применению отдельных мер «желтой корзины».

Со стороны ВТО нет жестких ограничений в бюджетном финансировании отечественного сельского хозяйства, есть только недостаток бюджетных средств у государства. Выделенные в 2013-2015 гг. средства на поддержку отрасли - это самый минимальный объем, необходимый лишь для удержания достигнутого уровня агропромышленного производства. Таким образом, проблемы импортозамещения и обеспечения продовольственной независимости - это преимущественно внутренние проблемы страны.

Как видно из данных таблицы 1, в 2014 г. пороговые значения Доктрины продовольственной безопасности были превышены по зерну, маслу растительному, сахару и картофелю. Оказались не достигнутыми по молочно-мясным продуктам, вследствие чего их дефицит покрывался за счет крупномасштабных импортных поставок.

Наибольшее напряжение с обеспечением импортоза-мещения на агропродовольственном рынке складывается с производством продукции скотоводства (таблица 2).

Таблица 1 - Удельный вес сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия отечественного

производства в общем объеме ресурсов (с учетом переходящих запасов) в Российской Федерации, %

Виды сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Годы Целевой показатель Государственной программы в 2014 г. Пороговые значения Доктрины (не менее)

2010 2011 2012 2013 2014

Зерно 99,4 99,3 98,8 98,4 98,9 99,5 95,0

Масло растительное 76,6 78,0 83,6 81,3 84,4 83,0 80,0

Сахар (произведенный из свеклы) 57,6 62,4 77,9 84,6 82,0 79,3 80,0

Картофель 96,3 95,3 96,8 97,5 97,4 98,2 95,0

Молоко и молокопродукты 79,7 79,9 78,9 76,5 78,3 81,0 90,0

Мясо и мясопродукты 71,4 73,4 74,8 77,5 81,5 78,9 85,0

Таблица 2 - Уровень самообеспечения основными видами сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Российской Федерации, %

Виды продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья Годы Параметры Государственной программы*-1

2008 2009 2010 2011 2012 2013

Первая товарная группа

Зерно 148,2 134,9 93,4 135,9 108,2 140,4 99,7

Картофель 100,0 102,0 75,9 113,0 97,5 99,4 98,7

Овощи и бахчевые 86,8 87,3 80,5 93,2 88,7 88,2 -

Сахар 106,0 95,6 85,3 124,6 92,9 88,0 93,2

Растительное масло 69,0 80,9 76,6 78,0 83,6 81,1 87,7

Яйца 98,9 98,8 98,3 98,0 98,0 98,0 -

Мясо птицы 67,0 73,3 80,0 88,4 90,0 91,2 -

Рыба и рыбопродукты 164,6 160,0 116,0 117,0 114,0 115,0 -

Вторая товарная группа

Свинина 69,0 71,5 73,4 74,0 76,2 77,7 -

Третья товарная группа

Молоко и молокопродукты 83,2 82,9 80,5 81,5 80,2 77,5 90,2

Мясо и мясопродукты 66,6 70,6 72,2 74,0 76,1 78,5 88,3

Говядина 69,0 66,3 66,8 66,9 67,6 71,2 -

*) Удельный вес отечественной сельскохозяйственной про переходящих запасов) в 2020 г., %.

В последние годы в его развитии возросла вероятность проявления рисков стагнации производства и усиления давления крупномасштабного импорта на внутренний рынок, замедления импортозамещения по мясу крупного рогатого скота и молочным продуктам. Учитывая низкую доходность производства молока и

сцип и продовольствия в общем объеме их ресурсов (с учетом

почти повсеместную убыточность говядины, не представляется возможным значительно увеличить их производство как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе. Одновременно по зерну, растительному маслу, сахару, мясу свиней и птицы, яйцам можно нарастить товарные ресурсы для экспорта, тем самым

резко уменьшить разрыв между импортом и экспортом продовольствия, который в 2014 г. составлял 21,8 млрд долл. и существенно превышал его экспорт.

Вместе с тем ускоренное импортозамещение может произойти только за счет увеличения объемов производства конкурентоспособной отечественной продукции, особенно по тем ее базовым видам, для наращивания производства которых страна располагает необходимыми условиями. В первую очередь это относится к мясо-молочным продуктам, а также к ликвидации или ослаблению многолетней ловушки, в которую попала страна с их импортом и экспортом зерна.

В современных условиях и в перспективе основой обеспечения продовольственной независимости страны является наращивание производства зерна, которое должно стать базой развития животноводства, ускоренного импортозамещения его продукции. В 2013 г. импорт мясо-молочных продуктов составил 7,7 млрд долл. В стоимостном выражении он в 1,6 раза превысил экспорт зерна, который составил 19,0 млн т, то есть объем импорта мясо-молочных продуктов в зерновом эквиваленте в 19,9 млн т почти соответствовал объему экспорта зерна. Эти данные свидетельствуют о реальной возможности импортозамещения на рынке мясомолочной продукции, реализовать которую можно преимущественно за счет внутренних ресурсов.

Продовольствие не бывает дешевым, но государство должно делать все необходимое, чтобы оно было качественным, относительно экономически доступным для населения страны, а главное было бы отечественным и в необходимом количестве. При наличии крупномасштабного импорта не должно быть никаких иллюзий относительно того, что только за один или два года можно значительно увеличить производство отечественной сельскохозяйственной продукции, тем самым кардинальным образом улучшить продовольственное обеспечение населения, существенно сократить запредельный импорт. Этого невозможно достичь не только из-за особенностей ведения сельского хозяйства, но и освоения дополнительных инвестиций, потребность в которых к тому же отрасль постоянно испытывала и она не ощутит заметных подвижек в ее финансировании и в текущем году, Так, согласно Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, предоставлено дополнительных средств из федерального бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства 50 млрд. руб., что на 8 млрд. руб. больше, чем было выделено дополнительно на его развитие в 2014 г. Это лишний раз подтверждает тот факт, что когда сельское хозяйство остро нуждается в государственной поддержке, то она откладывается государством, или переносится на более поздний период. При такой ситуации и несовершенном организационно-экономическом механизме решение проблемы импор-тозамещения во многом перекладывается на усилия сельскохозяйственных товаропроизводителей, многие из которых находятся в глубокой и неуклонно растущей долговой яме.

Чтобы импортозамещение в аграрной сфере не свелось преимущественно к диверсификации крупномасштабного импорта, которая привела пока только к удорожанию продовольствия и снижению его качества, необходимо:

во-первых, разработать более совершенную государственную аграрную политику, в максимальной степени ориентирующую аграрную сферу экономики на достижение продовольственной независимости страны;

во-вторых, принять комплексную программу по импортозамещению по основным видам продовольствия, как неотъемлемую часть новой государственной аграрной политики;

в-третьих, укрепить макроэкономическую стабильность, направленную прежде всего на противодействие разного рода внутренним и внешним экономическим рискам, угрожающим надежному обеспечению населения страны отечественным продовольствием. Для этого, в частности, предстоит:

- осуществить корректировку кредитно-денежной политики государства путем перехода от преимущественно сдерживающей к стимулирующей экономической политике, используя более эффективные механизмы и меры по ее реализации, сориентировав эту политику не на поддержание низкой инфляции в стране, а в основном на обеспечение стабильного экономического роста и расширение деловой активности хозяйствующих субъектов агропродовольственного рынка;

- ликвидировать или существенно смягчить диспропорции в развитии аграрных кредитно-финансовых отношений, устранив сложившийся дисбаланс между привлеченными краткосрочными и инвестиционными кредитами, когда последние во многом определяя возможности развития аграрной сферы, имеют неуклонную тенденцию к сокращению из-за значительного роста стоимости кредитных ресурсов и их недоступности для многих товаропроизводителей;

- совершенствовать финансово-кредитный механизм в направлении перехода преимущественно на проектное финансирование крупных инвестиционных проектов в аграрной сфере, одновременно сохранив субсидирование процентных ставок по краткосрочным и инвестиционным кредитам для предприятий малого и среднего агробизнеса, но внося определенные коррективы в действующий механизм их доведения до каждого конкретного товаропроизводителя;

- увеличить государственную поддержку сельского хозяйства, списать часть финансовых долгов, образовавшихся не по вине сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также обеспечить относительный паритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, предоставить сельскому хозяйству «щадящие» кредиты, действующие, например, в экономически развитых странах, где их уровень не превышает 3%.

Импортозамещение является необходимым условием достижения продовольственной независимости страны и одновременно одной из стратегических задач развития аграрной сферы, решение которых возможно за счет:

- стимулирования развития тех отраслей, подотраслей и производств АПК, в удовлетворении конкурентоспособной продукции которых страна располагает всеми необходимыми ресурсами;

- осуществления экономического и законодательного обеспечения защиты внутреннего агропродоволь-ственного рынка, а также рационализации внешней торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием;

- системной технико-технологической модернизации прежде всего сельского хозяйства, инновационно-инвестиционного развития отдельных его подотраслей в сочетании с проведением внятной протекционистской аграрной политики и социальным преобразованием села;

- коренных изменений в бюджетной политике страны в части осуществления корректировки Государственной программы путем выделения дополнительных финансовых ресурсов на ускоренное импортозамеще-ние хотя бы в объеме не менее 568 млрд. руб., или 94,7 млрд. руб. в расчете на год, как это определено Мин-сельхозом России;

- формирования рациональной системы государственной поддержки аграрной сферы и государственного регулирования агропродовольственного рынка с уче-

том требований ВТО и участия России в региональных объединениях на экономическом пространстве СНГ.

Для проведения более ускоренного импортозаме-щения, а не импортозаменения и перераспределения импортных потоков продовольствия между новыми странами-экспортерами необходимо решить проблему повышения доходности прежде всего непосредственно самих сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет:

- увеличения их удельного веса в розничной цене продовольствия, который не превышает 30%, в первую очередь путем стимулирования развития сельской кооперации, устранения излишних посредников, совершенствования проведения товарных и закупочных интервенций и применения других эффективных экономических механизмов для ликвидации резких колебаний цен на основные виды продукции на внутреннем агропродовольственном рынке;

- ограничения неуклонного роста цен на материально-технические ресурсы и тарифы для сельского хозяйства, которые в значительной мере зависят от решений федерального правительства, а также повышения эффективности использования ресурсного потенциала участников агропродовольственного рынка;

- государственного регулирования размещения производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции, стимулирования формирования их специализированных зон и территориальных продуктовых кластеров;

- повышения уровня гарантированной государственной поддержки сельского хозяйства, примерно сопоставимого с экономически развитыми странами, его предсказуемость и стабильность как минимум на предстоящие три года.

Чтобы достичь пороговых значений Доктрины и параметров Государственной программы, необходимо почти удвоить государственную поддержку сельского хозяйства. Только тогда рациональное использование огромного аграрного потенциала может снять практически все вопросы надежного обеспечения населения отечественным продовольствием. Но для этого необходимо, чтобы государственная аграрная политика не была ущербной. Ведь именно от успехов или неудач развития аграрной сферы в плане обеспечения населения отечественным продовольствием можно во многом судить и об успехах или неудачах страны. Только решив проблему продовольственной независимости, сельское хозяйство перестанет быть заложником большой политики, возможно обеспечить национальную безопасность, поднять престиж страны в мире.

Список использованных источников

1 Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2013 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2014. - 344 с.

2 Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2012. - 204 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Алтухов А.И. Развитие зернопродуктового подкомплекса России. - Краснодар: КубГАУ : ЭДВИ, 2014. - 662 с.

Информация об авторе

Алтухов Анатолий Иванович, доктор экономических наук, профессор, академик РАН, заведующий отделом территориально-отраслевого разделения труда в АПК ФГБНУ «ВНИИЭСХ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.