Научная статья на тему 'Анализ поведения розничных сетей в процессе импортозамещения в рамках продовольственного эмбарго'

Анализ поведения розничных сетей в процессе импортозамещения в рамках продовольственного эмбарго Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ поведения розничных сетей в процессе импортозамещения в рамках продовольственного эмбарго»

5. Рождественский В.С. Защита субъектов ожесточенной конкуренции и теневой экономики //

аграрного производства от негативных воздействий Бизнес, менеджмент и право. - 2010, № 2.

АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ РОЗНИЧНЫХ СЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РАМКАХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ЭМБАРГО

Булатова А. Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, С.-Петербург

6 августа 2014 г. Президентом России В.В. Путиным был подписан указ о введении ограничений на ввоз ряда продовольственных товаров в Российскую Федерацию из таких стран Европейского союза, США, Канады, Австралии и Норвегии. Под запрет попали мясо крупного рогатого скота, свинина, мясо птицы; обработанное мясо; продукты из мяса; рыба и морепродукты; молоко и молочная продукция; овощи/корнеплоды/клубнеплоды; фрукты и орехи; продукты на основе растительных жиров [1]. В июне 2015 г. В.В. Путин подписал указ о продлении санкций еще на один год [11].

Санкции, введенные Российской Федерацией, повлияли на многих участников рынка. К ним относятся поставщики, торговые сети, производители продовольствия в России и за рубежом, и, несомненно, потребители этих товаров. Введение санкций преследовало две цели: политическую, то есть ответная реакция на санкции против России, и экономическую - импортозамещение и поддержка российского производителя [18]. Проблему, исследуемую в данной работе, можно сформулировать как выяснение роли торговых сетей в процессе продовольственного импортоза-мещения. По ходу работы будут описаны все механизмы, используемые ритейлерами для замещения ассортимента, и проведен анализ того, как часто используется каждый из них.

Эмбаргостало беспрецедентным по своим масштабам, поэтому его последствия нельзя было предсказать однозначно. После исследования, проведенного нами зимой 2015 г. [2], было выделено несколько основных вариантов замещения ассортимента для продовольственных сетей. Их можно разделить на три категории: добросовестные, условно добросовестные и недобросовестные.

Одной из целей санкций является импор-тозамещение, переориентация на российских поставщиков. Те стратегии розничных сетей, которые направлены на достижение этой цели, мы называем добросовестными (табл. 1).Действительно, некоторые торговые сети обратили внимание на фермерские хозяйства и рыболовецкие предприятия [12]. Однако полному импортозамещению препятствует несоответствие продукции таких предприятий требованиям розничных сетей по цене, объему

поставок и т. д. Кроме того, налаживанию закупок у отечественных сельхозпроизводителей мешает нехватка логистической инфраструктуры [4, 5]. Второй «добросовестный» путь замещения ассортимента тоже связан с российскими поставщиками: некоторые торговые сети выставляют на полки товары, внешне полностью стилизованные под европейские (вплоть до названия языка на упаковке), но произведенные в России [2]. Этот маркетинговый ход позволяет не только восполнить потерянный ассортимент, но и привлечь покупателей, для которых импортные товары более привлекательны. Кроме того, стоит отметить, что на территории России существуют заводы, производящие товары под иностранными брендами (Danone, Heinz, MondelezInt. и пр.), принадлежащие собственникам из стран, попавших под санкции. Эти заводы используют при российское сырье, и сотрудничество с ними позволяет продовольственным сетям работать с компаниями, привычными потребителям, при этом не нарушая закон.

К этой же модели можно отнести производство продуктов в России по лицензии иностранных компаниям, а также контрактное производство по заказам иностранных компаний (например, «Галактика», выпускающая продукцию Valio [10, 3]). Во всех этих случаях производство осуществляется на территории России, что соответствует требованиям как эмбарго, так и импортозамещения.

«Условно добросовестные» механизмы названы так потому, что не отвечают цели им-портозамещения, однако и закон не нарушают. Они включают в себя три методики. Во-первых, это замещение ассортимента товарами, имеющими близкие по свойствам аналоги. Например, колбасы и колбасные изделия ввозить в Россию нельзя, но переработанное мясо можно: ветчина, сыровяленые продукты из говядины и свинины под запрет не попали. Они вполне могут заменить другие деликатесы и закуски, поэтому для потребителя, желающего приобрести подобные товары из стран, попавших под эмбарго, это не стало большой проблемой [2, 17].

Во-вторых, некоторые товары могут поступать в Россию через другие страны, под

запрет не попавшие: после введения санкций поставки рыбы из Норвегии в Беларусь увеличились в три раза [14, 9]. Аналогичная ситуация складывалась с фруктами, привезенными из Сербии [13]: в большинстве исследуемых сетей были обнаружены яблоки из этой страны. Однако на эти поставки был наложен запрет, вступивший в силу 1 мая 2015 года. Этот запрет был связан с реэкспортом товаров из Польши, которая снабжала нас яблоками на протяжении долгого времени. Второй причиной для этого запрета стали массовые подделки фитосанитарных сертификатов [16].

Наконец, третья «условно добросовестная» стратегия поведения заключается в том, чтобы находить поставщиков из стран, не попавших под эмбарго. По данным РБК, после введения эмбарго поставки мяса в Россию нарастили Казахстан, Монголия и Новая Зеландия, поставки рыбы - Чили, Индия и Корея, поставки молочных товаров - Казахстан и Швейцария, поставки овощей - Китай, Турция и Индия. Беларусь увеличила поставки товаров в Россию во всех категориях [8, 15].Эти дан-

ные говорят о том, что замену запрещенным товарам найти можно, хотя это и не значит, что она будет достойного качества и в необходимом количестве.

Третья категория - «недобросовестные механизмы» - включает в себя продажу товаров, ввезенных из стран, попавших под эмбарго, незаконно. Стоит отметить, что продавать эти товары закон не запрещает, и максимальная ответственность, которую могут понести ритейлеры -это изъятие партии товаров [7, 6] Поэтому вопрос о том, стоит ли искать поставщиков, готовых незаконно ввезти эти товары, руководство каждой из сетей решает самостоятельно. Исследование показало, что в каждом из исследуемых магазинов были обнаружены товары, попавшие под эмбарго. Поскольку выявление страны-производителя происходило по ценнику и по этикетке на товаре (или по одному из возможных вариантов), необходимо помнить, что надписи на ценниках не могут быть абсолютно достоверным источником информации: эти страны могли быть написаны на ценниках ради привлечения клиентов [2, 17].

Таблица 1 - Примеры поведения торговых сетей в процессе импортозамещения

Соблюдение эмбарго Несоблюдение эмбарго

Содействие импорто-замещению Добросовестное поведение (напр., закупка у российских фермеров) Частично добросовестное поведение. (напр., ввоз продукции, необходимой для импортозамещения; данные примеры не рассматриваются в работе, поскольку не отвечают целям исследования)

Отказ от содействия импортозамещению Частично добросовестное поведение (напр., продажа товаров, реэкспортируемых из запрещенных стран в разрешенные) Недобросовестное поведение. (напр., ввоз и продажа санкционной продукции)

Таблица 2 - Сравнительный анализ замещения продуктов

Категория товаров/ Вид методики Добросовестные методики Условно добросовестные методики Недобросовестные методики

Замещение отечественными поставщиками Замещение российскими псевдоаналогами Замещение переработанными или аналогичными товарами из тех же стран Продажа запрещенных товаров, ввезенных через другую страну Замещение иностранными поставщиками из других государств Продажа продукции из стран, попавших под эмбарго

Мясо, мясные субпродукты и колбасы Да Нет Да (мясные нарезки) Нет Да (Уругвай, Беларусь, Молдова) Да

Рыба и морепродукты Да Нет Да Да (морепродукты через Беларусь) Да (восточные страны) Да

Молоко и молочные продукты Да Да (сыры в упаковке, стилизованной под европейскую) Да (безлактоз-ные молоко и сыры) Нет Да (Швейцария, Беларусь, Уругвай, Аргентина) Да

Овощи Да Нет Нет Нет Да Да

Фрукты Да Нет Нет Да (польские яблоки через Сербию) Да Да

В табл. 1 можно ознакомиться подробнее с конкретными методиками действий торговых сетей в зависимости от их решения о содействии импортозамещению и уровня законности их действий.

Табл. 2 показывает, что на момент проведения исследования для каждой категории товаров использовался хотя бы один из видов каждой методики.

Анализ всех вариантов замещения ассортиментов торговыми сетями показывает, что основная неполитическая цель, которую ставило правительство, вводя санкции, на данный момент не может быть достигнута. Несомненно, ритейлеры действуют в рамках добросовестных методик, но не всегда. Часто можно закупить товар дешевле и качественнее за рубежом, найти поставщиков, работающих с реэкспортом через Беларусь или даже выставить на полки товары, ввезенные из Евросоюза, США и др. (в некоторых случаях для ритейле-ров это фактически единственный экономически оправданный вариант поведения - речь идет о магазинах, ведущих торговлю в Калининградской области [17]).

Для полноценного импортозамещения необходимы, во-первых, более жестко администрировать эмбарго (хотя это, несомненно, приведет к дальнейшему росту цен и может ухудшить доступность продуктов питания [17]), а с другой стороны - создавать условия для развития отечественных производств и формирования необходимой товаропроводящей инфраструктуры [4, 5, 12, 18].

Источники

1. О мерах по реализации Указа Президента России «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»: постановление правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 года №778 [Электронный ресурс] URL: http://government.ru/docs/14195/ (дата обращения: 01.07.2015).

2. Булатова А.А. Стратегии розничных сетей в условиях продовольственных санкций: анализ вариантов замещения ассортимента // Региональные агросистемы: экономика и социология. - 2015. - №3. - С. 14

3. Волынец-Руссет Э. Я.. Проблемы импортозамещения промышленной и сельскохозяйственной продукции в РФ // Всероссийский экономический вестник. - 2015. - №5. - с. 19-27.

4. Котляров И.Д. Интеграция в рыбной отрасли как инструмент обеспечения ее развития // Вестник Тихоокеанского государственного

экономического университета.- 2013. - № 1. -С. 48-56..

5. Котляров И.Д. Сельский маркетинг: нетрадиционные модели сбыта продуктов питания // Маркетинг и маркетинговые исследования. -2012. - №6. - С. 484-491.

6. Арбитраж Санкт-Петербурга разрешил продавать «санкционные продукты». [Электронный ресурс] / РИАНОВОСТИ. - 2015. - 7 июля. -М. : МИА «Россия сегодня». - URL: http://ria.ru/ecommy/20150707/1118567379.html (дата обращения: 18.07.2015).

7. Генпрокуратура нашла запрещенную к ввозу продукцию в «Азбуке вкуса», «Седьмом континенте» и «Зеленом перекрестке». [Электронный ресурс] / Известия. - 2014. - 29 декабря. -М. : Газета Известия. - URL: http://izvestia. ru/news/581397 (дата обращения: 16.07.2015).

8. Жаворонкова И., Мязина Е., Сункина В. К чему привели контрсанкции на импорт продуктов. [Электронный ресурс] / И. Жаворонкова, Е. Мязина, В. Сункина // РБК.- 2014. - 13 ноября. - М. РосБизнесКонсалтинг, 1999. - URL: http://top.rbc.ru/business/13/11/2014/54620f3bcbb 20f24ada8f173 (дата обращения: 15.07.2015).

9. Ищенко Н.Норвегия восстановила поставки лосося в Россию. [Электронный ресурс] / Н. Ищенко // Ведомости.- 2014. - 17 сентября. -М. : Электронное периодическое издание «Ведомости», 1999. - URL: http://vedomosti.ru/ companies/news/33540861/norvegiya-uvelichila-postavki-svezhego-lososya-v-belorussiyu (дата обращения: 16.02.2015).

10. Молоко с ограничениями. [Электронный ресурс] / Коммерсанта. - 2014. - 18 ноября. - М. :Комерсантъ. - URL: http://www.kommersant.ru/ doc/2612888 (дата обращения: 11.07.2015).

11. Мурадян А., Кузьмина Ю., Ясакова Е. Владимир Путин подписал закон о продлении продовольственного эмбарго. [Элеконный ресурс] / А. Муда-рян, Ю. Кузьмина, Е. Ясакова // Вечерняя Москва. - 2015. - 24 июня. - М. : Редакция газеты «Вечерняя Москва». - URL: http://vm.ru/news/-2015/06/24/vladimir-putin-pod-pisal-zakon-o-prodlenii-prodovolstvennogo-embargo-290123 .htm (дата обращения: 15.07.2014).

12. Романюк Р., Полякова И., Грибанов Е. Самим вырастить, сохранить и съесть. [Электронный ресурс] / Р. Романюк, И. Полякова, Е. Грибанов // Эксперт Online. - 2014. - 08 сентября. - М. : Группа «Эксперт», 1995. - URL: http://ex-pert.ru/northwest/2014/37/samim-vyirastit-sohranit-i-s_est/ (дата обращения: 07.07.2015).

13. Россия покупает больше яблок из Сербии [Электронный ресурс] / FreshMarket. - 2014. - 5 сентября. - Варшава Fresh-Market.pl, 2009. -URL: http://freshmarket.ru/products/fruits/ apple/ossija pokupajet

bolj szaj e_j ablok_iz_sj erbii,p1395924842 (дата обращения: 15.07.2015).

14. Рынок рыбы в России: кто заменит Норвегию. [Электронный ресурс] / Вести. Экономика. -2014. - 15 августа. - М. : Вести.т, 2011. - URL: http://vestifinance.ru/articles/45852 (дата обращения: 10.07.2015).

15. Слободян Е. Как изменился импорт продуктов, попавших под санкции? [Электронный ресурс] / Е. Слободян // АиФ. - 2015. - 26 февраля. - М. : Аргументы и Факты. - URL: http://www .aif.ru/ dontknows/ infographics/kak izmenilsia import_ produktov_v_Rossiiu (дата обращения: 16.07.2015).

16. Слободян Е. Почему Россия запретила ввоз сербских яблок и американского арахиса? [Электронный ресурс] / Е. Слободян // АиФ. - 2015. - 30 апреля. - М. : Аргументы и Факты. - URL: http://www.aif.ru/dontknows/actual/ pochemu_

rossiya_zapretila_vvoz_serbskih_yabtokjL_amerikan skogo_arahisa (дата обращения: 16.07.2015).

17. Тихонов С. Эмбарго с отсрочкой исполнения. [Электронный ресурс] / С. Тихонов // Эксперт Online. - 2014. - 22 декабря. - М. : Группа «Эксперт», 1995. - URL: http://expert.ru/ expert/ 2015/01/embargo-s-otsrochkoj-ispol-neniya/ (дата обращения: 06.07.2015).

18. Голубятникова М. В., Курбанов А. X Состояние и проблемы обеспечения продовольственной безопасности России в современных геополитических условиях // Региональные агросистемы: экономика и социология. - 2015. - № 1. - С. 6.

ОТРАСЛЬ ОВОЩЕВОДСТВА В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

Голубева А. А., к.э.н., доц., ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный аграрный

университет имени Н.И. Вавилова»

Проводимая нашей страной политика импортозамещения затронула все сферы экономики. Не остался в стороне и аграрный сектор. Являясь неотъемлемой его частью, отрасль овощеводства отражает все основные процессы, происходящие в сельском хозяйстве страны. Рассмотрим на ее примере основные проблемы аграрного сектора и перспективы его развития в рамках реализации программы импортозамещения.

Несмотря на активную поддержку со стороны государства, отрасль продолжает развиваться медленными темпами. Валовой сбор овощей в хозяйствах всех категорий в 2014 г. составил 15,4 млн.т или 104,8% к 2013 г. (14,7 млн.т), 113,6% к среднему показателю за 20082012 гг. (13 6 млн т).

С 2000 г. увеличилась средняя урожайность овощей за счет внедрения инновационных технологий выращивания и интенсивного земледелия. Так, например, урожайность картофеля возросла с 10,4 до 14,7 т/га, моркови столовой — с 17,13 до 23,1 т/га, капусты — с 19,2 до 29 т/га. Однако эти показатели все еще далеки от мировых.

Основным производителем овощей являются хозяйства населения - 10,8 млн.т (70%). К сожалению, произведенная продукция не всегда соответствует требуемым стандартам. В сельскохозяйственных организациях в 2014 г. произведено 2,5 млн т овощей или 104,9% к уровню 2013 г. (2,4 млн т). Удельный вес сельскохозяйственных организаций в общем объеме валового сбора составил 16,3%.

Производство овощей защищенного грунта в 2014 г. в сельскохозяйственных орга-

низациях по предварительным данным составило 640,0 тыс. т или 104,1% к уровню 2013 г. (615,0 тыс.т), в том числе в зимних теплицах -574,0 тыс. т или 108,7% к уровню 2013 г. (528,0 тыс.т). Средняя урожайность тепличных овощей в зимних теплицах составила 29,8кг/м2 или 106,4% к уровню 2013 г.

14 317,2 тыс. тс

1 14 696.01 | 14 626,01 I 14 689,41

Q хозяйства населения

Рисунок 1 - Валовой сбор овощей в хозяйствах всех категорий [5]

3000,0 2500,0 2000,0 1500,0 1000,0 500,0

2 730,5

2463,0

2 5 50,3

2532,2

2666,2

1577,3 ■

615,0

640,0 ■

2010 г. 2011г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

■ Площадь теплиц, га I Валовой сбор, тыс. тонн

Рисунок 2 - Производство овощей защищенного грунта в сельскохозяйственных организациях Российской Федерации за последние 5 лет [5]

В балансе ресурсов и использования овощей и продовольственных бахчевых в 2014 г. потребление составило 18,5 млн.т или 110 кг на человека в год. Рекомендуемая норма потребления овощей составляет 120-140 кг на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.