Научная статья на тему 'Теневая экономика: причины и последствия для стран Евразийского союза'

Теневая экономика: причины и последствия для стран Евразийского союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
521
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теневая экономика: причины и последствия для стран Евразийского союза»

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ СТРАН ЕВРАЗИЙСКОГО СОЮЗА*

Г.Р. ИБРАЕВА,

руководитель компании «Барин глобал консалтинг», Кыргызстан

С.А. ФИЛИН, кандидат технических наук, Россия

Криминализация российской экономики за период «перехода к рынку» - объективная реальность. Современная экономическая преступность в России порождена следующими основными причинами.

1. Длительная нравственная деградация российского общества.

2. Наследие планового хозяйства в СССР, в котором почти любое свободное предпринимательство автоматически оказывалось криминалом.

3. Непомерные налоги, акцизы и иные фискальные отчисления от получаемых предприятиями и организациями доходов. В среднем с каждого получаемого рубля в бюджет и различные внебюджетные фонды уходило 65 - 70 коп.10 -одна из главных причин ухода в тень объемов и результатов производственной и иной деятельности в реальном секторе экономики и в осуществляемых финансовых операциях.

Нерациональная налоговая политика последнего десятилетия привела к тому, что в России до настоящего времени отсутствовало налоговое законодательство, способное обеспечить условия для мотивированного привлечения финансовых ресурсов в реальный сектор экономики (в производство, науку и образование). Предприятиям стало невыгодно иметь прибыльное производство, - по крайней мере, показывать прибыль в финансовой отчетности. По этой причине разрабатывались (в том числе с участием банков, финансовых, инвестиционных компаний и фондов) разнообразные финансовые схемы сокрытия как доходов предприятий (в том числе валютной выручки от экспорта), так и доходов персонала предприятий. Эти доходы уходили в теневую экономику и легально

* Окончание. Начало в журнале «Финансы и кредит». -2003. - № 19 (132).

10 И это, не считая, как правило, обязательной дани, выплачиваемой «за крышу» криминальному сектору, а также многочисленных взяток коррумпированным чиновникам местного и федерального подчинения.

уже не могли быть востребованы как инвестиционные ресурсы для реального сектора экономики, трансформируясь, как правило, в источники (внешние или внутренние) финансовых инвестиций. Уходя от непомерных налогов, деньги устремляются в сферу теневого оборота и в огромной своей части (до 50%) не доходят до бюджета и внебюджетных фондов, а государство, лишенное запланированных доходов в бюджет, до последнего времени усиливало фискальный пресс и тем самым подталкивало к расширению теневой экономики. Сказалась и активная роль МВФ в давлении на налоговую сферу, который в попытке обеспечить возврат выдаваемых России кредитов требует (в качестве обязательных условий финансовой помощи) сохранения или даже увеличения налогового бремени".

4. Резкое увеличение денежной массы в российских условиях до последнего времени каждый раз приводило к тому, что деньги, полученные в виде налогов или за счет эмиссии, при отсутствии экономического роста устремлялись прежде всего в межбанковский оборот, в сферу быстрого и теневого оборота, причем половина из них просто не доходила до бюджета и многих конкретных получателей.

5. Просчеты управленческого характера при переходе государства к рынку. Здесь основными причинами, обусловливающими наличие «теневой» экономики, кроме высоких налогов, являются бюрократические сложности в официальном оформлении бизнеса, возможность привлечения нелегальной дешевой рабочей силы в лице иммигрантов, недостатки нормативно-правового регулирования общественных экономических отношении пореформенного периода.

Управленческие ошибки оказали существенное влияние на «векторную» направленность стратегии экономических реформ, породили их кри-

"Так, в результате прямого вмешательства МВФ предусмотренное в бюджете на 1999 г. некоторое снижение налога на добавленную стоимость так и не было реализовано.

минальный характер. К таким наиболее существенным управленческим просчетам можно отнести следующие:

• отсутствие четкой концепции экономических реформ;

• стремительность реформирования собственности еще до создания необходимых концептуальных, психологических, правовых и иных общественных предпосылок;

• наделение широкими, почти не контролируемыми полномочиями должностных лиц, иных служащих государственного управления при приватизации собственности, иных видов экономической «реформаторской» деятельности. При этом приватизация предприятий и отказ государства от управления ими имели место в условиях неразработанности юридических рамок рыночной экономики. Несмотря на то, что в российской экономике

функционирует весьма значительный сектор теневой экономики, превосходящий соответствующие показатели как в странах с развитой рыночной экономикой, так и в восточноевропейских странах, состав и структура теневой экономики не определены законодательно12.

Нормативно-правовые и законодательные просчеты не обеспечили условий создания эффективного правового механизма реформирования. В России с большим опозданием сформировалась потребность отлаженного правового механизма реформ. В правовой сфере общества продолжают иметь место прежние традиции «фискального фундамента реформ»; возлагаются излишние надежды на уголовную политику; уголовно-административное право, которые носят при реформировании экономических отношении, как правило, вспомогательную (охранительную, превентивную, карательную), а отнюдь не созидательную роль.

Отмеченные предпосылки существенно влияют на состояние, структуру, динамику современной экономической преступности в России. Ликвидация этих предпосылок или смягчение их влияния на экономическую среду в России вместе с легализацией капиталов, накопленных непреступным путем, и является тем путем, который должен

12 Уголовный кодекс РФ включает специальный раздел «Преступления в сфере экономики», состоящий из трех глав:

1. Преступления против собственности. 2. Преступления в сфере экономической деятельности. 3. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Вместе с тем не до конца проработаны такие проявления экономических преступлений, как рэкет (организованное вымогательство), злоупотребление должностным положением, взяточничество, компьютерные преступления и т.д., а также целый ряд «рыночных» отраслей права: финансового, банковского, страхового, таможенного, налогового и ряда других.

трансформировать средства отечественной «серой» и теневой экономик в источник инвестиционных финансовых ресурсов.

Сформированную в 1990-е гг. в России «национальную экономическую модель» нередко называют «криминальным капитализмом», «криминально-корпоративной олигархической системой экономики» и т.п., в которой преобладают нерыночные методы конкуренции. При этом российский бизнес можно классифицировать по следующим трем основным группам.

Сверхбогатых («олигархов») не много, и на них, как правило, не распространяется общепринятое понимание действия законов. Закон - лишь инструмент в их руках или в руках их конкурентов по бизнесу или политике в борьбе за власть или материальные ресурсы. Через средства массовой информации, которыми они владеют, лоббистов в Госдуме, оказывая влияние на губернаторов, где находятся их градообразующие предприятия, эта категория предпринимателей сама проводит в жизнь законы или исключения из них, способствующие процветанию их бизнеса. Они лично знакомы со всеми первыми руководителями исполнительной власти. Организованная преступность в худшем случае может быть партнером по отдельным эпизодам бизнеса, но никак не может ничего диктовать таким «олигархам».

Уклонение от налогов и других государственных сборов производится, используя внешне законные широкомасштабные схемы (толлинг в цветной металлургии, вексельное обращение с отсрочкой платежа в энергетике и черной металлургии, занижение или завышение цен при импортно-экспортных операциях с «прокачкой» разницы через офшорные компании, получение налоговых льгот от федеральных и местных властей и т.п.).

Изменение политики правительств некоторых стран и международных организаций оказывают серьезное влияние на их бизнес. Это и принятие антидемпингового законодательства в США, касающегося российской черной металлургии; блокирование счетов в западных банках, благодаря деятельности западных конкурентов, использующих скандал вокруг BoNY; трудности с бизнесом в результате возникающих при одном правительстве (и пропадающих при следующем) уголовных дел, комплексных налоговых проверок и т.п. В какой-то мере на состояние их дел влияет конъюнктура того или иного мирового рынка, особенно мировой нефтяной рынок.

Общенациональные кризисы экономики (например, системно-экономический кризис 1998 г.) затрагивают их совсем не так, как других российских граждан. Известно, что аналитики ряда «олигархов»

просчитали возможность дефолта заранее и многие из них даже выиграли, «вынув» заранее деньги из ГКО и переведя дебиторскую задолженность в валюту, а кредиторскую - в рубли. Кроме того, с большой степенью достоверности, можно предполагать, что была утечка информации из властных структур еще до принятия решений августовского кризиса 1998 г. и большинство «олигархов» сумели вовремя избежать его негативных последствий.

«Крупный бизнес» не имеет таких возможностей влияния на федеральную власть, как «олигархи, и вынужден приспосабливаться к ней, с одной стороны, создавая точечные позиции во власти, с другой стороны, отслеживая все, что в ней происходит.

Для ухода от налогов использует менее масштабные легитимные финансовые схемы, создание сети фиктивных компаний-однодневок, получение налоговых льгот от местных властей, зависящих от градообразующих предприятий, от вливаний в местный бюджет, от инвестиций в предвыборные компании и т.п. Ощущает влияние организованных преступных группировок, но находит компромиссы благодаря сильным собственным службам безопасности.

Самый многочисленный и самый беззащитный - «средний и малый бизнес» - поле активной деятельности правоохранительных органов (так как не имеет позиций в федеральной власти и в верхних эшелонах местной), и «кормушка» для чиновников всех территориальных контролирующих органов; объект посягательства, в том числе мелкой преступности из-за грубых нарушений закона13, часто попадая в полную зависимость от криминала, поскольку не имеет средств для обеспечения собственной безопасности и не может обращаться за помощью к государству, не показывая собственных нарушений законодательства.

Для уменьшения бремени государственных налогов и сборов их бизнес либо полностью, либо частично латентен (по некоторым данным, до 40% оборота малого бизнеса России имеет латентный для государства характер). Высокая рентабельность за счет латентности, неуплаты налогов, рискованности проводимых операций «компенсируется» криминальным рэкетом и поборами чиновников. Вследствие такой «компенсации» и неэффективности деятельности правоохранительных органов владельцы предприятий среднего и малого бизнеса часто прекращают свою деятельность.

Недостатки денежного обращения и фактический его отрыв от реального сектора наносят непоправимый материальный ущерб России. Связано это с тем, что хотя часть «серых» и «теневых» доходов через финансирование «серо-

13 До недавнего времени - объект жесткого рэкета.

го» и «теневого» оборотного капитала, через выплаты неучтенной зарплаты новым наемным работникам вкладывается в развитие бизнеса, тем не менее возможности инвестиционного приложения подобных доходов объективно ограничены рамками самого неучтенного наличного оборота. Огромные денежные суммы, планирующиеся в виде налогов и других платежей для пополнения доходной части бюджета, уходят в сферу теневого оборота. Однако помимо недобора налогов, проблема заключается в том, что «серые» и «теневые» доходы, полученные от подобного бизнеса, не инвестируются, а преимущественно тратятся на потребление. В результате, с точки зрения национальной экономики, эти доходы либо «проедаются» (наглядный пример, наплыв российских туристов на международные курорты в последние годы), либо выпадают из хозяйственного оборота. Денежные средства, заработанные в теневом секторе экономики, обращаются, как правило, также в «теневом» секторе экономики и значительная их часть уходит в криминальный мир, обеспечивая его финансирование, или за рубеж. Существенная часть этих денежных средств оседает в «чулках» в виде налич-но-валютных сбережений. Таким образом, чрезмерная теневая активность консервирует нестабильное состояние российской экономики.

***

Кризисные явления в экономике Кыргызской Республики на начальном этапе переходного периода от административно-командной к рыночной экономике и несовершенство законодательной базы создали условия для оживления и разрастания теневой деятельности, которая сформировала параллельную, теневую экономику, способную дестабилизировать экономическую ситуацию в государстве. Трансформационные процессы сопровождались значительным сокращением рабочих мест и возникновением значительного количества безработных, что привело к стремительному развитию различных видов деятельности, сопровождаемых экономическими правонарушениями. Основными зонами активности «теневой» экономики являются крупные экономические и финансовые центры, свободные экономические зоны, пограничные территории, оживленные транспортные маршруты, сфера внешнеэкономической деятельности.

Этот процесс тормозит развитие производства, отвлекает инвестиционный капитал, подстегивает инфляцию, лишает госбюджет части доходов, обостряет все существующие экономические проблемы и, как следствие, становится фактором активного противодействия, происходящим в Кыргызстане преобразованиям.

Объемы теневой экономики в решающей степени зависят от общего состояния экономики страны, уровня жизни населения и исходящих от государства ограничений. В Кыргызстане объемы в «теневой» составляющей к ВВП имеют устойчивую тенденцию к повышению: 1999 г. - 12%; 2000 - 24,6%; 2001 - 25%; 2002 - 25,6%. По предварительной оценке Нацстаткома Кыргызстана, в 2003 г. ожидаемые объемы теневой экономики составят 26%ВВП14.

Примерно 15 - 30% экономически активного населения (по оценкам экспертов) занято в «теневом» секторе на более или менее регулярной основе. Приблизительно четвертая часть из них вовлечена в разного рода криминальную деятельность. Существенную долю составляют при этом «теневые» доходы.

Опираясь на уроки зарубежного опыта и анализ экономики Кыргызстана нельзя не заметить, что определяющую роль в резком росте масштабов «теневой» экономики сыграли определенные просчеты и ошибки в проведении экономических преобразований. В сложившейся ситуации значительная часть теневой экономики может рассматриваться как компонент, компенсирующий неэффективность государственной политики, следствием которой является то, что прибыльность предпринимательской деятельности в легальном секторе экономики является недостаточной платой за риск быть предпринимателем.

По степени влияния на состояние экономики Кыргызстана факторы можно классифицировать следующим образом:

1. Вывоз капитала - ограничивает рост производства и экономики в целом.

2. Проблемы взаимной задолженности - объемы теневого капитала накапливаются во взаимных задолженностях предприятий - кредиторской и дебиторской (без освещения этой проблемы существенной уменьшение доли теневой экономики в общем объеме экономической деятельности невозможно).

3. Налоговое законодательство.

В частности, в Кыргызстане 50% приходится только на налог с прибыли плюс НДС. В рамках существующего налогового законодательства юридические и физические лица уклоняются от налогообложения различными способами: занижают объемы налогооблагаемого оборота (реализа-

14 Используемая при оперативных расчетах информационная база не позволяет с достаточной степенью точности определить параметры «теневой» экономики. Так, по данным экспертов, объемы теневой экономики в 1998 г. составляли от 12 до 30%. То есть действительные объемы криминальных проявлений в экономике могут быть значительйо выше представленных официальными органами.

ции продукции и услуг), полученный валовый доход и другие виды собственности; не оприходуют товарно-материальные ценности, ведут «двойную» бухгалтерию; не показывают в отчетах внешнеэкономическую деятельность (если она существует); осуществляют экономическую деятельность без регистрации в налоговой инспекции; представляют заниженные или «нулевые» отчеты о прибыли или умышленно показывают в них убытки); умышленно искажают содержание коммерческих договоров и бухгалтерской (финансовой) отчетности при их официальной регистрации или уклоняются от их регистрации, что наносит существенный вред экономическому развитию Кыргызстана.

Решение о взимании НДС с бюджетообразующих отраслей экономики приведет к усугублению проблемы затоваривания продукции предприятий, принявшей в настоящее время угрожающие размеры (на складах предприятий, в основном с государственной формой собственности, скопилось нереализованных товаров более чем на 1,5 млрд сомов) и усиление инфляции. Затоваривание в ближайшее время будет увеличиваться еще и потому, что Кыргызстан - единственное государство в мире, где акциз выплачивается до реализации продукции15.

Сохранение достаточно высокого уровня теневой экономики представляет все большую угрозу для социально-политического и экономического развития Кыргызстана. На системном уровне теневой сектор экономики, являясь ресурсным обеспечением коррупции, ведет к росту ее масштабов, к усилению криминализации экономических отношений, замещению государственной юстиции - криминальной, сращиванию теневой и криминальной экономик, и, как следствие, подрывает усилия государства в области развития, снижает готовность населения идти на определенные жертвы, связанные с реформами, наносит ущерб принятию рациональных государственных решений. Скрытая экономическая деятельность ведет к сокрытию доходов и налогов, следовательно к сокращению налоговой базы, что увеличивает давление на легальный сектор экономики и подталкивает его к уходу в теневой и серый секторы. То есть, получается замкнутый круг, что способствует созданию дисбаланса в развитии различных секторов экономики, монополизации отдельных секторов, снижению конкурентоспособности легальной экономики.

15 Это вынудило Правительство Кыргызстана разрешить предприятиям продавать свою продукцию ниже себестоимости.

Так как надежда на полную саморегуляцию рыночных механизмов в странах Евразийского союза оказалась несостоятельной, первоочередными задачами становится разработка и принятие эффективных и рациональных норм государственного социально-правового регулирования экономических отношений, создание институциональных условий для эффективного координирования и контроля этой работы, начиная от сбора информации, ее обработки до принятия решений на уровне глав государств Евразийского союза, правительств и парламентов этих стран. Мероприятия по мониторингу экономической безопасности в целом и теневой составляющей экономик стран Евразийского союза необходимо постоянно усиливать за счет прежде всего повышения качества методики расчета индикаторов и вовлечения в сферу анализа угроз новые присущие рыночной экономике виды деятельности.

Необходимо также принятие ряда мер, непосредственно касающихся снижения доли «теневой» экономики в странах Евразийского союза, что должно выражаться в соответствующих законодательных актах и совершенствовании деятельности государственных органов, прежде всего фискальных.

Несмотря на усилия правоохранительных органов, направленных на установление и возмещение ущерба, наносимого экономикам стран Евразийского союза, проблема ограничения и сокращения доли теневого сектора не может быть решена только этими структурами. Для выведения товарных рынков из нынешнего «серого» равновесия, правительствам стран Евразийского союза необходимо будет использовать не только традиционные полицейские методы борьбы с теневой экономикой и коррупцией, что неизбежно повлечет дополнительные расходы, но и экономические методы. То есть, система мер борьбы с теневой экономикой должна носить комплексный характер, включая в себя меры принудительного и стимулирующего характера, рассчитанные на краткосрочный и долгосрочный периоды. Кроме того, в настоящее время субъекты экономики, как правило, не ожидают высокой степени давления и соответствующих репрессий со стороны государства, так как количество «административных обязательств» государства далеко превзошло его возможности.

В краткосрочном периоде могут эффективно применяться меры принудительного характера. Так, подпольное производство, контрабанда, обычные типы уклонения от налогов достаточно легко выявляются при комплексности контроля и ответственности со стороны таможенных, налоговых и правоохранительных органов. Но использование

одних принудительных мер может привести к тому, что очень скоро найдутся пути для функционирования скрытой экономики в новом качестве.

В долгосрочном периоде внимание следует акцентировать на необходимости разработки в отношении теневой экономики соответствующих государственных программ и программы Евразийского союза в целом, содержащих реальный план действий преимущественно экономического, социального и правового характера. Мероприятия программ по борьбе с теневой экономикой должны основываться на следующих принципах: недопустимость и невозможность возврата к административно-распределительной системе и монополии государственной собственности;

безусловный приоритет интересов отечественных производителей и производителей из стран Евразийского союза; необходимость привлечения всех заинтересованных лиц и субъектов экономики к обузданию теневой составляющей экономики, включая мощный предпринимательский потенциал непосредственно в самом теневом секторе экономики16.

Актуальным и своевременным в условиях заметного снижения инвестиционной активности становится также проблема задействования на нужды экономического роста стран Евразийского союза значительных объемов «теневого» капитала, уходящего за рубеж или перекачиваемого в спекулятивно-финансовую сферу этих стран.

Обеспечение комфортных, безопасных и стабильных условий для легального использования «теневого» капитала, не носящего криминального характера в производственном и других секторах экономики стран Евразийского союза, является одной из первоочередных задач данной программы, что позволяет существенно сократить «теневой» капитал, значительно укрепить инвестиционный капитал каждой из стран и Евразийского союза.

Бороться с «теневой» экономикой необходимо преимущественно экономическими методами,

16 Здесь следует учитывать, что многие предприниматели стран Евразийского союза под бременем непомерного налогового пресса, вследствие административного произвола в виде коррупции и бесконечных проверок исполнительных органов, дезориентированные часто меняющимися «правилами экономического поведения», зачастую вынужденно переходят в разряд «теневиков», и их нельзя отождествлять с сугубо криминальными элементами теневой экономики и применять к ним одинаковые меры. Например министерством государственных доходов Казахстана в 2000 г. было инициировано приостановление налоговых проверок субъектов малого бизнеса, что имело положительные результаты: ежеквартально количество субъектов малого бизнеса увеличивалось в среднем на 10%, а налоговые платежи - на 30%.

которые должны включать следующие меры по сокращению сектора теневой экономики.

1. Либерализация и упрощение системы налогообложения при повышении ее стабильности, снижение налогового бремени'7.

2. Амнистия теневых капиталов. Необходимо признать право неотъемлемой собственности всех субъектов экономики - резидентов соответствующих стран Евразийского союза на капиталы (кроме полученных за счет уголовных преступлений и запрещенных видов деятельности), которыми они обладают к дате завершения амнистии18. При этом механизм легализации теневых капиталов должен предусматривать прежде всего возможность эффективного и безопасного вложения инвестиций в легальный сектор экономики и расширение платежеспособного спроса населения для ускорения успешной реализации созданных продуктов и услуг. Необходимо гласное целевое перераспределение средств, полученное при пресечении деятельности группировок теневой, и прежде всего криминальной экономики, на финансирование государственных программ развития приоритетных отраслей экономики, инфраструктуры, социальной сферы.

3. Перечисленные меры будут действенны лишь при параллельном кардинальном общем улучшении макроэкономических условий и инвестиционного климата в каждой из стран Евразийского союза и, как следствие, в Евразийском союзе в целом.

4. Активные мероприятия по преодолению коррупции в органах государственной власти на всех уровнях экономики. Меры должны включать освобождение субъектов экономики от ответственности за дачу взяток в прежние периоды в случае оказания помощи в раскрытии фактов коррупции среди госслужащих.

В условиях стран Евразийского союза наиболее эффектным путем сокращения масштабов коррупции является дальнейшая либерализация, ограничение возможностей вмешательства чиновников в хозяйственные процессы, сокращение сфер администрирования и регулирования. Там

17 Например, эффект от снижения подоходного налога в России до 13% превзошел все ожидания - налоговые сборы в I квартале 2001 г. выросли в два раза. Учитывая положительный опыт, Россия пошла на снижение социального налога и налога на доходы, снижен налог на прибыль до 23%. Не менее 50% товарооборота «челночного» бизнеса Кыргызстана проходит через Казахстан, что способствовало введению там с 1 июля 2001 г. уровня НДС в 16%.

18 Например, парламентом Казахстана был принят закон «Об амнистии граждан Республики Казахстан в связи с легализацией денег», призванный привлечь в страну денежные средства, без уплаты налогов, штрафов и других платежей, в том числе сформированные вследствие теневой (скрытой) деятельности.

же, где они необходимы, должны быть разработаны предельно простые и прозрачные процедуры исполнения административных функций, а также контроля над их исполнителями. Необходимо последовательно устранять неопределенность и противоречивость в законодательстве, оставляющие возможности разных толкований и связанных с ними злоупотреблений. Основные направления борьбы с коррупцией в краткосрочном плане следующие: сокращение числа лицензируемых видов деятельности;

перестройка системы государственных закупок на исключительно конкурсной основе; активное сотрудничество правоохранительных и судебных органов стран Евразийского союза; анализ административного законодательства для выявления противоречий и потенциальных конфликтов интересов разных ведомств; целесообразно введение в законодательном порядке запрета на профессии в отношении руководителей и сотрудников органов власти, уличенных в коррупции. 5. Меры по выводу малого предпринимательства из «серой» экономики должны включать также и традиционные направления: финансовая поддержка; создание эффективных финансово-кредитных механизмов; снятие административных барьеров; формирование условий для интенсивного развития производственной и инновационной деятельности и др.

Здесь следует учитывать и то, что в последние годы вследствие достаточно острой ценовой конкуренции доходность операций малого и среднего «серого» бизнеса заметно снизилась. Поэтому рост налоговых поступлений от этого сектора экономики может сопровождаться ростом цен, так как фирмы будут стремиться заложить в них свои дополнительные издержки, связанные с уплатой налогов и социальных отчислений. Данная тенденция прежде всего будет характерна для потребительского рынка, где наиболее распространены расчеты неучтенными наличными. Одновременно с учетом сокращения числа занятых в этом секторе вероятен также рост числа безработных в крупных городах и определенное повышение социальной напряженности.

Минимизировать негативные эффекты в этой сфере можно в том случае, если меры по пресечению ухода от налогов будут дополнены мероприятиями по борьбе с коррупцией среди чиновников на всех уровнях, поскольку сегодня для малого и среднего частного бизнеса суммы взяток подчас оказываются вполне сопоставимыми с суммами неуплаченных налогов. Необходимость же платить и взятки, и налоги одновременно будет приводить к сворачиванию деловой активности в частном бизнесе.

6. Ориентация организационно-экономического механизма преодоления теневой деятельности на товарных рынках, прежде всего на решение проблем товарного рынка, контролируемого государством или связанного функционированием рынка госсектора (рынка госзакупок). В сочетании с организованными товарными рынками и соответствующей контрольной системой функционирование организационно-экономического механизма может охватывать практически весь значимый объем товарных обменов и финансовых потоков, что, несомненно, будет способствовать сокращению теневой деятельности и повышению прозрачности товарных рынков.

Очевидно, однако, что подобные меры могут сделать ситуацию рациональной и для государства, и для налогоплательщиков, но дадут позитивный эффект только в случае комплексного решения проблемы теневой деятельности на товарных рынках по следующим направлениям формирования цивилизованного, прозрачного рынка:

стимулирование прозрачного, законопослушного, эффективного и социально ответственного поведения субъектов экономики; введение в правоприменительную практику должна означать неизбежность экономических, а в предусмотренных законом случаях и других санкций против субъектов теневой деятельности, по отношению к новым неплательщикам и создание стимулов, противодействующих уводу деловой активности в «тень». Практика показывает, что во многих случаях неотвратимость наказания - более действенная угроза, чем степень тяжести возможного наказания; создание условий, при которых теневая деятельность станет экономически невыгодной, убыточной;

оценка теневой деятельности как экономической, социальной и нравственной угрозы для общества и государства, а решение этой проблемы - как одна из целей стратегии экономической безопасности каждой из стран Евразийского союза и, как следствие, Евразийского союза в целом;

обеспечение для большинства предприятий условий возможности платить налоги (как минимум, в размере текущих платежей) и осуществлять легальные инвестиции. При этом перечисленные меры должны затронуть разные регионы, разные сферы экономики и сферы разной политической ориентации. Подобные меры в равной степени должны реа-лизовываться как для крупного бизнеса, активно использующего для уклонения от уплаты налогов сделки с аффилированными посреднически-

ми структурами, невозврат экспортной выручки, различные депозитно-страховые схемы и т.д., так и для малых и средних предприятий, которые для ухода от налогов преимущественно используют неучтенный наличный оборот.

7. Еще один существенный блок мер связан с изменением мотивации наемных работников в части их выбора между «белой» и «черной» зарплатой. Сегодня, не видя никакой связи между текущими социальными отчислениями (привязанными к «белой» зарплате) и своими будущими доходами, а также социальными гарантиями, работники соглашаются получать «черные» доходы, если они хоть немного превышают официальную «белую» зарплату за аналогичную работу. В результате единственным ограничением на уход в «тень» для предприятий малого и среднего бизнеса оказываются только санкции налоговой полиции, в то время как противостоять данной тенденции должен экономический интерес значительной части работников, предпочитающих получать «белую» зарплату. Добиться изменения мотивации работников можно только в случае явной персонализации социальных отчислений, когда они будут рассматриваться не как простой побор со стороны государства, а как будущие доходы самих работников.

8. Повышение активности силовых структур, направленной против прямого ухода от налогов, и доведение до частного бизнеса идеи, что это не разовая кампания. Речь должна идти о системе регулярных мер, предусматривающих, в частности, создание системы контроля важнейших факторов, представляющих собой угрозу экономической безопасности государства. Теневая экономика, несомненно, такой угрозой является. При этом учет такой системой контроля прав и ответственности собственника должен основываться на требованиях Европейской организации высших контрольных органов (ЕВРОСАИ).

В рамках таких регулярных мер необходимо сформировать специальную контрольную систему, ориентированную на активно-наступательное противодействие теневым процессам на рынке госсектора и связанных с ним коммерческих структур. Такая система должна опираться прежде всего на принципы и методологию ЕВРОСАИ, на соблюдение законов рыночной экономики и прав частных производителей19.

19 Третий конгресс ЕВРОСАИ определил, что в компетенцию органов государственного контроля на проведение аудита входят не только предприятия, являющиеся госсобственностью, но и частные предприятия, связанные с деятельностью государства, а именно: 1) выполняют установленные законом госзадачи; 2) привлечены к участию в государственном материально-техническом снабжении; 3) используют в своей дея-тельностигоссобственность; 4) пользуются государственными субсидиями, пособиями, дотациями, кредитами и т.п.

Теневая деятельность на товарных рынках является системным понятием: экономическим, социально-экономическим, экономико-правовым и экономико-психологическим феноменом, относящимся не только к собственно к экономике, но и к обществу в целом. Это в свою очередь означает необходимость использования комплексных мер для ее профилактики. В совокупности все эти меры должны привести к легализации части теневого сектора экономики, повышению его подконтрольности, обеспечению занятых в нем минимальными социальными гарантиями, стимулированию инвестирования в малое предпринимательство, ускорению его последующего развития и экономики каждой из стран Евразийского союза.

Однако с научной и экономической точек зрения следует признать, что в современных условиях стран Евразийского союза полное искоренение экономической преступности является не только нереальным, но нереальным является также и доведение теневой экономики до приемлемого по мировым стандартам уровня (6 - 15%). Попытки же форсированной насильственной легализации теневой экономики могут вызвать банкротство предпринимателей, работавших ранее в теневом секторе экономики, или их массовое бегство за рубеж, и, как следствие, уменьшение национального богатства и инвестиционного потенциала в каждой из стран Евразийского союза и Евразийского союза в целом, необходимых для обеспечения их будущего экономического роста. В частности, усиление платежной и хозяйственной дисциплины может вести к ускорению «вымывания» средств из реального сектора экономики. Если, например, мероприятия по легализации теневых капиталов будут приводить к изъятию последних из оборота, они должны компенсироваться государственными инвестициями в легальный сектор экономики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абалкин Л.И. Неплатежи: «зри в корень» // Экономика и жизнь. - 1998. - № 42.

2. Васягин В. Обуздание теневого сектора / РИСК: Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция». -М.:№ 1.-С. 38 - 42.

3. Волкодав Ю.П., Олейников Е.А., Филин С.А., Пирогов М.В. Коллективная монография «Инвестиционная политика современной России» / Под ред. акад. Е.А. Олейникова. - М.: Рос. экон. акад., 2001. - 410 с.

4. Давыдов Ю.Н. «К злату проклятая страсть»: шикарная жизнь и творческая способность // Москва. -1997.-№5.-С. 116.

5. Клепач А. Долговая экономика: монетарный, воспроизводственный и властный аспекты // Вопросы экономики. - 1997. - № 4. - С. 54.

6. Макаров В.Л., Клейнер Г.Б. Бартер в экономике переходного периода // Экономика и математические методы. - 1997, том 33, № 2. - С. 26.

7. Малахов С. Трансакционные издержки в российской экономике // Вопросы экономики. - 1997. -№ 7. - С. 84.

8. Мартиянов С.Ю. Экономическая безопасность России: оценка ситуации. / Инвестиции и экономическая безопасность (доклады на научной конференции 8 февраля 2000 года) / Под ред. Е.А. Олейникова и И.Г. Шилина М.: Рос. экон. акад., 2000. - С. 10 - 18.

9. Оствальд Е.В. Проблема просроченной задолженности в контексте обеспечения экономической безопасности предприятий / Инвестиции и экономическая безопасность (доклады на научной конференции 8 февраля 2000 года) / Под ред. Е.А. Олейникова и И.Г. Шилина М.: Рос. экон. акад., 2000. - С. 10 - 18.

10. Охотников H.H. Проблема неплатежей - поиск решений преодоления / Сборник научных трудов (вып. 3) / Под ред. Е.А. Олейникова М.: Рос. экон. акад., 1998. - С. 68 - 73.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Рывкина Р. Какой капитализм возникает в России?

»

/ Мировая экономика и международные отношения. - 1997. - № 5. - С. 80.

12. Шмелев Н. Кончай воровать / Газ. Панинтер, № 17, октябрь, 1997.

13. Шмелев Н. Неплатежи - проблема номер один российской экономики / Вопросы экономики. - 1997. - № 4. - С. 32.

14. Шмелев Н. Указ. соч., с. 26.

15. Яковлев А, Воронцова О. Методические подходы к оценке величины неучтенного наличного оборота // Вопросы экономики. - 1997. - № 9. - С. 118.

16. Nonpayments Cycle in Rassia Suffocates Ecjnjmic Growth - Proposal of Word Bank Economists, Transition, December 1999.

17. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России. 1996 - 2002 гг.

18. Новая газета. 2 - 4 июня 2003.

19. Варнавский В.В., Норбу В.Я. Факторы нестабильности, влияющие на инвестиционный климат и выбор приоритетов экономической политики /Под ред. д.т.н., проф. Е.А. Олейникова и д.э.н., проф. И.Г. Шилина. Инвестиции, инновации и экономическая безопасность. Труды секции «Инвестиции и экономическая безопасность» (вып. 7). М.: Рос. экон. акад. - С. 49 - 59.2003, 342 с.

20. Олейников Е.А., Филин С.А., Ибрс ева Г. Р. Теневая экономика в Кыргызской республике: причины и последствия / Под. ред. д.т.н., проф. Е.А. Олейникова и д.э.н., проф. И.Г. Шилина. Инвестиции, инновации и экономическая безопасность. Труды секции «Инвестиции и экономическая безопасность» (выпуск 7). М.: Рос. экон. акад. С. 13-30. 2003, 342 с.

21. ARD/Checchi. Проект поддержки административных реформ. 2002.

22. Исследования взаимоотношений государства и бизнеса. Проет ПРООН в Кыргызской Республики. 2002.

23. Госкомстаткомитет при Правителстве КР.2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.