Теневая экономика
как угроза продовольственной безопасности страны
Сафин У.З.
This article reveals the reasons, main features and peculiarities of ghost economy as the threat for national interests in the sphere of provision supply.
Либерализация хозяйственной деятельности, глубокий спад производства, усиление стихийных процессов в экономике России в 90-е гг. обусловили быстрое распространение теневых отношений в самых различных формах вплоть до криминализации значительной части производства. Положительные тенденции развития российской экономики в 2000—2007 гг. обусловили уменьшение объемов теневой экономики. Начавшийся в конце 2008 г. экономический кризис вызвал противоречивые процессы в теневом секторе экономики. С одной стороны, теневые структуры получили возможность отмывать преступно нажитые доходы, вкладывая их в ослабленные кризисом финансовые структуры, с другой — расширять теневую деятельность при ослаблении контроля со стороны государства. В положительном плане это укрепило устойчивость финансовых структур, обеспечило дополнительные рабочие места для населения. В агропромышленном комплексе (АПК) экономический кризис лишь ухудшил без того тяжелое финансовое положение сельскохозяйственных организаций, и проблемы, связанные с теневой экономикой, не уменьшились.
Теневая экономика оказывает значительное влияние на социально-экономические процессы в АПК. Она охватывает всю систему хозяйствования — от домашних хозяйств до крупных агропромышленных предприятий, проникая во все стадии воспроизводства в аграрном секторе экономики. Выступая деструктивным фактором продовольственной безопасности, теневая экономика вызывает деформацию экономических отношений, их криминализацию и тем самым наносит ущерб аграрной экономике. Сложность ситуации объясняется и тем, что коррупционная составляющая этих
процессов обрекает на еще большие потери и трудности в противодействии теневой экономике.
В научной литературе есть множество определений сущности теневой экономики, так как она имеет большое количество форм своего проявления. Анализ экономической литературы показывает, что при выяснении сущности понятия теневой экономики наметились два основных подхода: юридический и экономический. В первом случае теневая экономика — это экономика, функционирующая вне правового поля. В другом случае — это экономическая деятельность, которая из-за отсутствия отчетности или занижения ее величины не отражается в официальной статистике при определении величины валового внутреннего продукта (ВВП). Проблемность определения этого феномена состоит и в том, что одно и то же экономическое явление может быть в одном случае теневой, в другом — нормальной составляющей экономики. Ведь экономика развивается динамично, особенно в рыночных условиях.
По нашему мнению, при анализе проблем экономической безопасности два этих подхода не надо противопоставлять друг другу, а необходимо правильно установить взаимосвязи между экономикой и правом. Ведь именно в правовых нормах наиболее конкретно, полно отражаются, фиксируются экономические отношения и интересы различных слоев общества. Законодательные и другие нормативно-правовые нормы должны отражать объективные экономические условия, современные потребности и выступать юридической основой экономического развития. Если правовые акты противоречат объективной потребности, то появляется соответствующего вида теневая деятельность.
Начальник кафедры экономических дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат экономических наук, доцент.
О)
OI
Z
О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф
со
О)
Ol
Z
О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о
ш у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л *
<
S I
н
о ф
со
Проблема преодоления угроз, минимизации негативного влияния теневой экономики требует комплексного решения. В связи с этим целесообразно рассмотреть методологию системы национальных счетов (СНС), где подход к определению теневой экономики выглядит комплексно и полно.
Как известно, по СНС при расчете ВВП учитывается теневая экономическая деятельность. Методы ее оценки устанавливаются органами статистики каждого государства. Госкомстатом России определение теневой экономики и методика ее расчета закреплены в «Методологических положениях по расчету основных параметров скрытой (неформальной) экономики»1. В этом документе имеются следующие понятия.
1. «Скрытая» экономическая деятельность, включающая в себя в большинстве случаев законную экономическую деятельность, которая скрывается или преуменьшается осуществляющими ее субъектами с целью уклонения от уплаты налогов, социальных взносов либо выполнения определенных административных обязанностей или предписаний по охране труда, санитарным и другим нормам.
2. «Неформальная» экономическая деятельность, осуществляемая в основном на законном основании индивидуальными производителями или так называемыми некорпоративными предприятиями, то есть предприятиями, принадлежащими отдельным лицам, домашним хозяйствам, которые часто не оформляются в установленном порядке, основаны на неформальных отношениях между участниками производства и могут (полностью или частично) производить продукты или услуги для собственного потребления. Часто неформальная деятельность бывает основана на вторичной занятости, во многих случаях ей занимаются непрофессионально. В России значительное распространение неформальное производство имеет в сельском хозяйстве, торговле, строительстве, а также в некоторых других отраслях.
3. «Нелегальная» экономическая деятельность. Она является незаконной, то есть охватывает те виды производства товаров и услуг, которые прямо запрещены существующим законодательством. В настоящее время к таким
видам деятельности относятся, например, производство и продажа наркотиков, производство и продажа в обход установленных правил оружия, проституция, контрабанда. Теневая неэкономическая (по нашему мнению, точнее будет «непроизводственная») деятельность связана с незаконным распределением доходов и активов, включает преступления против собственности (кражи, грабежи, мошенничество и т.п.), хозяйственные преступления (обман покупателей и заказчиков, нарушение правил торговли и др.), должностные преступления (злоупотребление властью или служебным положением, халатность, взяточничество и т.п.).
Этот подход, по нашему мнению, более удобен при исследовании теневого сектора в системе обеспечения экономической безопасности АПК. В сельской местности присутствуют почти все вышеперечисленные характеристики теневой экономики.
Угрозы имеют множество форм проявления негативного характера. С позиции экономической теории обычно теневая экономика рассматривается как одна из социально-деформированных форм рыночной деятельности. Тем самым теневая экономика выступает деструктивным фактором экономической безопасности, препятствуя устойчивому развитию экономики. В данном случае в основном это связано с потенциальными угрозами. Когда теневая деятельность переходит правовые рамки и наносит ущерб экономике, то она превращается в реальную угрозу.
Исходя из вышеизложенного предлагается теневую экономику в АПК определить как неконтролируемое обществом производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг и как деструктивного, незаконного характера деятельность, приносящая при определенных условиях вред, ущерб государству, обществу и его членам.
Для обеспечения продовольственной безопасности важно выяснение причин, основных черт и особенностей теневой экономики как угрозы национальным интересам в области продовольственного обеспечения. Среди них выделим следующие.
Одной из важнейших черт переходной экономики является институциона-лизация теневого сектора, которая стала устойчивым элементом экономической системы, своеобразным дополнением к легальной экономике.
Наиболее общей причиной существования теневой экономики является противоречие между постоянно растущими и изменяющимися потребностями человека и ограниченными возможностями производства. Часто стремление людей получить максимум выгоды при минимальных затратах приводит их к использованию любых способов вплоть до криминальных. Поэтому теневая экономика всегда носит корыстный характер.
Степень вмешательства государства в экономику, несовершенство законов и правовых норм являются одной из причин развития теневой экономики. Обычно при регулировании экономики государством реализуются интересы одних хозяйствующих субъектов вопреки интересам других. Тогда последние переходят к неформальным видам деятельности, то есть теневой экономике. Такая ситуация возникает из-за жестких требований лицензий, форм контроля и тяжести налогообложения.
Сегодня практически любая теневая деятельность хозяйствующих субъектов связана с уклонением от уплаты налогов и других платежей. Однако, с одной стороны, чем больше налогов собирает государство, тем лучше оно может решать социальные проблемы, активнее поддерживать обороноспособность страны. С другой стороны, мировой опыт показывает, что чем слабее налоговый прессинг на экономику, тем быстрее экономика развивается. Смягчение этого противоречия зависит от эффективной правовой политики государства.
Слабость государственной власти приводит к существенному росту транс-акционных издержек, к снижению конкурентоспособности отечественного производства. Слабое государство особенно уязвимо перед коррупцией. Это в совокупности с неразвитостью основных рыночных структур, отсутствием механизмов и правил игры на рынке, связанных с конкуренцией, рыночным ценообразованием, фондовым рынком, биржевой деятельностью, способствует развитию теневых отношений в экономике.
Теневая экономика зависит от предшествующего социально-культурного наследия государства, состояния экономики и уровня жизни населения на данный период времени.
Например, в России всегда существовала традиция противостояния граждан государству. Поэтому обман ими госу-
дарства в той или иной форме не всегда является предметом морального осуждения со стороны людей.
В СССР в условиях командно-административного управления экономикой, общественной собственности на средства производства теневой доход складывался из заведомо искаженного планирования, так называемых потерь, завышения всевозможных затрат, приписок, финансирования несуществующих проектов и т.д. В результате этого образовывался фиктивный капитал, что давало широкие возможности для нарушений. Эта практика используется и в настоящее время.
В аграрном секторе экономики теневая его составляющая развивается по тем же обстоятельствам, что и в других отраслях, но в то же время имеет свои особенности. Например, двойственный характер сельскохозяйственного производства в личных подсобных хозяйствах населения (ЛПХ). В хозяйствах населения сельскохозяйственная продукция производится для личного потребления (натуральное хозяйство) и продажи излишков продовольствия на рынке. По методологии СНС производство сельскохозяйственной продукции в хозяйствах населения классифицируется как теневая (неформальная) деятельность. Однако согласно Федеральному закону РФ № 112-ФЗ от 7 июля 2003 г. «О личном подсобном хозяйстве» (п. 4 ст. 2, п. 2 ст. 3) эта деятельность не подлежит обязательной регистрации и ущерб государству из-за неуплаты налогов от рыночного товарооборота не наносится.
В последние годы хозяйства населения стали активными участниками рыночного оборота, производя свыше 50 % основных видов продовольствия. Этот сектор аграрной экономики стал одним из определяющих факторов, обеспечивающих физическую и экономическую доступность продуктов питания населению, то есть продовольственной безопасности. Если ЛПХ регистрировать в качестве индивидуальных предпринимателей или крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 5 ст. 4 Федерального закона № 112-ФЗ от 7 июля 2003 г. «О личном подсобном хозяйстве»), то они должны выплачивать налоги. Однако нормативов, критериев для перевода ЛПХ в эти формы хозяйствования не было. Есть только ограничение размеров земельных участков, которое устанавливается нормативными правовыми актами органов местного
о> 01
г •
о
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
О)
Ol
Z
О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л *
<
S I
н
о ф
со
самоуправления. Так, согласно Закону РБ № 230-3 от 7 ноября 2005 г. «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» максимальный размер общей площади земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства не может превышать 3 га. В этих условиях деятельность ЛПХ не является умышленно скрываемой от учета и к теневой незаконной деятельности не относится. Таким образом, ЛПХ занимает привилегированное положение по сравнению с другими рыночными агентами.
В сельской местности неформальная экономическая деятельность охватывает также первичную переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, строительство и ремонт частных домов и другие услуги, что является одним из источников денежных доходов сельских жителей.
Вторая особенность связана с ошибочным представлением, что в сельском хозяйстве масштабы теневой экономики, правонарушений и преступлений снижаются. Наоборот, они увеличиваются при активных преобразованиях форм собственности, слабом контроле за использованием средств финансовой поддержки со стороны государства.
Третьей особенностью развития теневых проявлений в сельском хозяйстве является использование в управлении экономикой умышленно искаженной статистической информации. Так, в статистических органах объем сельскохозяйственной продукции в хозяйствах населения определяется расчетным путем на основе выборочного обследования домашних хозяйств с использованием информации похозяйственных книг, которые ведутся органами местного самоуправления поселений. Ведение похозяйс-твенных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. Здесь часть экономической деятельности из-за неполного охвата обследуемых домашних хозяйств или ошибок опрошенных может не учитываться. Может быть и наоборот, то есть экономическая деятельность увеличивается отражением в статистической отчетности несуществующей деятельности (приписки). Участниками таких незаконных действий становятся государственные служащие, цель которых, приукрашивая экономическое положение в регионе, сохранить свои должности, властные полномочия. Совершение этих дейс-
твий характеризует корыстное использование, то есть получение определенных материальных благ должностными лицами. Так проявляется коррупционная составляющая теневой экономики, которую сложно признать как уголовно-правовое деяние. Несуществующая, виртуальная экономическая деятельность приводит к нарушению структуры воспроизводства в АПК: в статистике производство сельскохозяйственной продукции в ЛПХ существенно «увеличивается», соответственно возрастает валовой продукт сельского хозяйства. В то же время продукция ЛПХ в малом количестве попадает в рыночный оборот, использование мощностей предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, снижается, и потребление населения продуктами питания собственного производства уменьшается. Приукрашивание отчетности, истинного положения в экономике приводит к ошибочным управленческим решениям по развитию аграрной экономики.
В новых условиях одним из главных факторов развития теневого сектора экономики является коррупция. Она присутствует как составляющая во всех вышеперечисленных чертах, признаках теневой экономики. Изучаемый феномен имеет глубокие социальные корни и факторы, определяющие его современное масштабное разрастание. Коррупция постоянно меняется, приспосабливается к новой обстановке.
В сельских районах по ряду причин зависимость хозяйствующих субъектов от административно-управленческих структур традиционно сильнее, чем в городе. Соответственно коррупционные связи имеют благоприятную почву для своего развития. Особенно это проявилось в ходе реализации национального проекта «Развитие АПК». Возможности для коррупции со стороны чиновников появились в связи с утверждением списков крупных заемщиков для получения льготных кредитов в министерствах сельского хозяйства, а также при «решении» ими проблем залога за счет средств муниципального бюджета или выдачи фиктивных документов. Сбор документов и принятие решений по субсидиям осуществляются на уровне районных администраций и республиканских органов управления, что создает благоприятную коррупционную среду.
По направлению национального проекта «Обеспечение доступным жильем
молодых специалистов (или их семей) на селе» районная администрация должна была решать кадровый вопрос и закрепить молодежь на селе. При предоставлении льготного жилья для молодых специалистов нормативных документов, определяющих, кому именно выдавать жилье, не было. Районным чиновникам была предоставлена «возможность» на свое усмотрение распределять эти льготы, что является очевидным коррупционным потенциалом.
Особую угрозу экономической и продовольственной безопасности представляют коррупционные преступления, которые определены в УК РФ. По ним можно конкретно определить качество общественной вредности коррупционного деяния, объем ущерба экономике и степень угрозы безопасности страны. Так, например, по данным УБЭП МВД Республики Башкортостан, за последние три года количество должностных преступлений возросло в 4,4 раза.
Содержание современной теневой экономики меняется в сторону повышения ее организации. Как отмечает А. Ха-бибулин, она имеет системный характер, что обусловлено не только ее всепроникающим характером, но и институциональным оформлением криминальных интересов и созданием специализированных механизмов, активно воспроизводящих эту часть экономики. Именно теневая экономика является питательной средой и экономической основой организованной преступности экономической направленности 2.
Одной из основных угроз продовольственной безопасности является экономическая преступность в АПК. В 2007— 2009 гг. криминальная напряженность в аграрной сфере экономики Республики Башкортостан более всего была связана с ростом тяжких видов преступлений (24 %), должностных преступлений (в 4,4 раза) и криминальных банкротств (в 2,3 раза). Следует отметить, что серьезную угрозу интересам государства представляют хищения бюджетных средств. Так, в 2008 г. в структуре выявленных преступлений органами внутренних дел Республики Башкортостан удельный вес хищений бюджетных средств, в том числе по приоритетному национальному проекту (ПНП) «Развитие АПК», составил 37 %, а установленная сумма нанесенного ущерба по оконченным уголовным делам — 3,3 млн руб.
Динамика раскрытых экономических преступлений не может в полном
объеме отражать реального состояния преступности. Высокая латентность, слабая раскрываемость экономических преступлений в АПК обусловлены тем, что ни руководители организаций, ни население не обращаются в правоохранительные органы. Есть и другие причины: несовершенство определения наличия признаков криминального банкротства, высокая зараженность земельных отношений коррупцией и т.п. Такие преступления, как криминальное банкротство, часто осуществляются под контролем руководителей организаций и собственников, а также юристов, экономистов-профессионалов. После ликвидации Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству определением признаков банкротства занимаются арбитражные управляющие. Однако хотя они и независимые, но уязвимы со стороны кредиторов и других лиц, заинтересованных в банкротстве.
Часто процедуры банкротства используются для недружественных поглощений сельскохозяйственных организаций рейдерами, покупки по низким ценам основных производственных фондов и продажи их по высоким ценам как строительные материалы ликвидаторами. Они носят условно легальный характер, так как исполнители вовлекают в преступный процесс с помощью взяток руководителей сельских администраций, арбитражных управляющих, оценщиков. Приобретенные земли обычно используются под жилое строительство. Спросом у рейдеров пользуются пригородные зоны или участки, близколежащие к транспортным сетям. Таким образом, происходит вывод земель из сельскохозяйственного оборота.
Условия изъятия земель законодательно закреплены в Земельном кодексе РФ. Ав Республике Башкортостан Законом РБ «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» и другими правовыми актами. Однако при ненадлежащем контроле коррупция развивается при выделении земельных участков под жилищное строительство населению по решению правительств регионов об изменении категории земель сельскохозяйственного назначения.
Причины и условия развития теневых земельных отношений следующие. Во-первых, по Федеральному закону № 101-ФЗ от 24 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» при разделе общей собственности земельный участок оценивается по рыночной цене
о> 01
г •
о
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
О)
Ol
Z
О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
(п. 4 ст. 10 в редакции Федерального закона № 87-ФЗ от 18 июля 2005 г.). В настоящее время рынок земель сельскохозяйственного назначения не развит, и поэтому нет реальной рыночной цены земли. Потому при купле-продаже земельных участков используются заниженные расчетные кадастровые цены. Во-вторых, слабая информированность покупателей и продавцов о сделках с землей сельскохозяйственного назначения. В-третьих, непрозрачность, дублирование процедур практики регистрации земельных сделок приводят к необоснованным, часто незаконным, трансакционным издержкам. В результате собственники земельных долей — сельские жители, фермеры с низким уровнем доходов, слабые в финансовом отношении сельскохозяйственные организации — из-за невозможности оплатить эти издержки отказываются от своей собственности при предложении о продаже, пользуются нелегальными, незаконными способами.
Теневая экономика в сельском хозяйстве в совокупности с развитием коррупции постепенно порождает организованную преступность. Так, по данным МВД Республики Башкортостан, количество преступлений экономической направленности, совершенных в группе, не снижается, а, наоборот, имеет тенденцию к увеличению. В год таких преступлений выявляется стабильно не менее 22. При этом происходит их воспроизводство на более высоком организационном уровне в тесной связи с коррупцией в управленческих структурах, что позволяет отметить тенденцию формирования в аграрном секторе экономики организованной преступности экономической направленности, которая, расширяя свою сферу де-
ятельности, выходит за пределы региона и проникает в криминальные финансовые структуры российского масштаба.
Таким образом, развитие организованной экономической преступности в сельской местности связано с криминальным банкротством сельскохозяйственных организаций, легализацией доходов, полученных преступным путем, незаконным оборотом наркотиков, неуплатой налогов, нецелевым использованием бюджетных средств и т.п.
Рост теневой экономики, в том числе криминальной, наносит не только существенный ущерб собственникам, но приводит также к нарушению интересов честно работающих предпринимателей, законопослушных организаций, препятствует установлению цивилизованного рынка. Из-за неконтролируемости реализации сельскохозяйственной продукции личными подсобными хозяйствами населения какая-то ее часть заполняет криминальные каналы экономики, укрепляя организованную преступность и коррупцию. В настоящее время теневая криминальная экономика в АПК становится реальной угрозой продовольственной, экономической и национальной безопасности страны.
В связи с этим правоохранительным органам при анализе и прогнозе криминогенной обстановки в АПК необходимо обратить внимание на теневую экономику, создающую условия для развития экономических и налоговых преступлений. Исходя их этого, важным фактором продовольственной и экономической безопасности аграрного сектора экономики является противодействие теневым процессам, прежде всего, криминального характера.
Литература и примечания
1. Методологические положения по расчету основных параметров скрытой (неформальной) экономики: утв. Постановлением Госкомстата России № 7 от 31 января 1998 г.
2. Хабибулин А.Г. О научно обоснованных подходах к системе борьбы с организованной преступностью экономической направленности в современных условиях. М., 2009. С. 9.
2 Ф d
я *
<
*
S I
н
о ф
со