Научная статья на тему 'Теневая экономика как институциональная проблема и методы государственного влияния на ее сокращение'

Теневая экономика как институциональная проблема и методы государственного влияния на ее сокращение Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1158
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / НАЛОГОВАЯ СФЕРА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ИНСТИТУТЫ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ОПТИМИЗАЦИОННЫЕ НАЛОГОВЫЕ СХЕМЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куклина Евгения Анатольевна

В статье предлагается рассматривать теневую экономику как институциональную проблему, так как схемы уклонения от налогов являются институтами теневой экономики. Приводятся основные признаки и характеризуются виды деятельности, составляющие теневую экономику. Для решения проблемы теневой экономики рассматриваются существующие подходы к происхождению институтов. Характеризуются причины и факторы формирования теневого сектора экономики в современной России (экономические, правовые, общественно-политические). Делается вывод том, что для эффективного решения проблемы теневой экономики необходимо использовать институциональные решения, связанные с легализацией теневого капитала, не прекращая борьбу с его криминальными проявлениями. Формулируются ключевые задачи в этой области, требующие политической воли государства. Эффективность методов и способов государственного влияния на сокращение масштабов теневой экономики предлагается рассматривать в логике налоговой безопасности. Экономия на налоговых платежах достигается на основе использования оптимизационных налоговых схем при учете факторов внешней среды, классификация которых предлагается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теневая экономика как институциональная проблема и методы государственного влияния на ее сокращение»

УДК 330.11:338.2

Куклина Е. А.

Теневая экономика как институциональная проблема и методы государственного влияния на ее сокращение

В статье предлагается рассматривать теневую экономику как институциональную проблему, так как схемы уклонения от налогов являются институтами теневой экономики. Приводятся основные признаки и характеризуются виды деятельности, составляющие теневую экономику. Для решения проблемы теневой экономики рассматриваются существующие подходы к происхождению институтов. Характеризуются причины и факторы формирования теневого сектора экономики в современной России (экономические, правовые, общественно-политические). Делается вывод том, что для эффективного решения проблемы теневой экономики необходимо использовать институциональные решения, связанные с легализацией теневого капитала, не прекращая борьбу с его криминальными проявлениями. Формулируются ключевые задачи в этой области, требующие политической воли государства. Эффективность методов и способов государственного влияния на сокращение масштабов теневой экономики предлагается рассматривать в логике налоговой безопасности. Экономия на налоговых платежах достигается на основе использования оптимизационных налоговых схем при учете факторов внешней среды, классификация которых предлагается.

Ключевые слова: теневая экономика, налоговая сфера, экономические правонарушения, институты, налоговое администрирование, налоговая безопасность, налоговая политика, оптимизационные налоговые схемы, классификация факторов внешней среды.

ГРНТИ: Экономика/Экономические науки: 06.56.71 Неформальный сектор. Нелегальная экономическая деятельность.

ВАК: 08.00.05

© Куклина Е. А., 2017

Kuklina E. A.

The shadow economy as an institutional problem and methods of state influence on its reduction

In this article offers to consider the shadow economy as the institutional problem, because tax avoidance is an institute of shadow economy. Also, the main evidence and types of activities of the shadow economy are given and characterized. For the purpose of solving the problem of the shadow economy, the existing approaches to the origin of institutions are considered. The causes and factors of the formation of the shadow economy in modern Russia (economic, legal, socio-political) are described. It is concluded that to effectively solve the problem of the shadow economy, it is necessary to use institutional solutions related to the legalization of shadow capital, without stopping the fight against its criminal manifestations. Key tasks in this area are formulated that require the political will of the state. The effectiveness of methods and methods of state influence on reducing the scale of the shadow economy is proposed to be considered in the logic of tax security. Savings on tax payments are achieved on the basis of the use of tax optimization schemes, taking into account environmental factors, the classification of which is proposed.

Key words: shadow economy, tax sphere, economic offenses, institutions, tax administration, tax security, tax policy, optimization tax schemes, classification of environmental factors.

JEL classifications: О 17

Теневая экономика (теневой сектор экономики) представляет собой часть финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, которая осуществляется вне сферы официального бухгалтерского и налогового учета и контроля.

© Kuklina E. A., 2017

ЭКОНОМИКА НОВОГО МИРА: науч. журн. 2017. №1 (Вып. 5). С. 21

Принято выделять следующие три основных признака теневой экономики: искажение экономических показателей, которое формирует неверное представление об уровне и векторе социально-экономического развития государства, создавая предпосылки принятия ошибочных управленческих решений; сокращение налоговой базы, вследствие чего происходит выпадение (недодача) налогов; отрицательное влияние на устойчивость отношений между гражданами и государством.

В соответствии с современной методологией международной статистики, принятой в 1993 г. в отношении пересмотренной версии системы национальных счетов, разработанной совместно ООН, МВФ, Всемирным банком, ОЭСР и Евростатом, в теневую экономику включаются следующие виды деятельности: скрытая - законодательно разрешенная, но официально не учитываемая (полностью или частично) деятельность в рамках формализованных структур и процедур; неформальная - законодательно разрешенная, но не учитываемая деятельность неформальных структур или деятельность вне формализованных структур и отношений; нелегальная -законодательно запрещенная или не имеющая обязательного необходимого специального разрешения скрытая (формальная и неформальная) деятельность, т. е. криминальная и иная противоправная.

Теневой сектор является одной угроз современности практически для всех стран мира. Если в начале 80-х гг. ХХ в. на долю теневого сектора приходилось 5,6 % мировой экономики, то сегодня «в тени» скрыто уже более 33 % мирового ВВП или 39 трлн долл. США [7].

Как уже отмечалось, теневой сектор экономики формирует, помимо криминальной сферы получения доходов, латентная экономи-ЭКОНОМИКА НОВОГО МИРА: науч. журн. 2017. №1 (Вып. 5). С. 22

ческая деятельность с целью уклонения от уплаты налогов, в связи с чем выделена отдельная группа экономических правонарушений, классифицированная как «налоговая сфера». Необходимо отметить, что именно налоговая афера с прецедентом сокрытия налогооблагаемой базы посредством подделки или намеренного изменения документов является одним из наиболее тяжких правонарушений во многих странах мира. Для этих целей применяются различные схемы возмещения НДС по экспортным операциям, нелегальное предпринимательство, нелегальный вывоз денежных средств и т. д.

В Российской Федерации как части СССР в условиях господства общественной (общегосударственной) собственности на средства производства, землю и ресурсы при плановой организации народного хозяйства, теневой сектор экономики был незначительным и успешно подавлялся государством. По оценкам, доля теневого сектора в СССР в 1973 г. составляла 3-4 % ВВП, что было весьма характерно для стран с тоталитарными режимами. В современной России теневой бизнес стал одним из ведущих секторов национальной экономики, который наносит огромный экономический, политический и имиджевый ущерб государству, расшатывает систему национальной безопасности.

Согласно исследованиям П.М. Коловангина, причины расцвета теневой экономики в современной России и масштабов ее роста в 90-гг. ХХ в. можно объединить в три группы факторов: экономические; правовые; общественно-политические [3, с. 17-24].

Экономические факторы:

• катастрофическое разрушение системы народного хозяйства в связи с развалом СССР (ликвидация всех форм планирования, разрыв кооперационных связей, затоваривание и дефицит, платеж-

ЭКОНОМИКА НОВОГО МИРА: науч. журн. 2017. №1 (Вып. 5). С. 23

ный кризис (неплатежи, бартер, массовые хищения товарно-материальных ценностей, материальных запасов и т. д.);

• мошенническая приватизация, которая представляла, по сути, криминальный захват собственности;

• развал финансовой системы государства (запредельный дефицит бюджета, гиперинфляция, пирамида государственных заимствований, переход в расчетах на наличные денежные средства, появление денежных суррогатов, бартерный оборот и расчеты);

• аннуляция правительством РФ сберегательных накоплений граждан в государственном Сбербанке РФ, обнищание подавляющего большинства граждан на фоне баснословно несправедливого обогащения группы лиц из ближайшего окружения президента РФ Б.Н. Ельцина через залоговые аукционы;

• ликвидация государственной системы экономического и финансового администрирования и системы народного контроля;

• установление огромного налогового бремени (до 50 % ВВП).

Правовые факторы:

• возникновение в первой половине 90-х гг. правового вакуума, основанного на введении в правоприменительную практику установки «разрешено все, что не запрещено», которая породила правовой беспредел в условиях, когда прежние законы уже не действуют, а новые еще только спонтанно создавались по принципу полного отторжения всей прежней системы общественных и государственных социальных отношений;

• разрушение и ослабление правоохранительной системы государства постоянными реорганизациями в целях беспрепятственного обеспечения приватизации ключевых государственных активов с нарушением интересов как самого государства, так и прав его граждан;

• формирования и легализация значительного криминального сектора;

• коррупционное использование законодательных, исполнительных и правоохранительных органов в интересах теневой экономики;

• формирование у граждан России правового нигилизма (нарушение законов стало нормой, прежде всего со стороны представителей власти и крупного бизнеса).

Общественно-политические факторы:

• разрушение идеологических основ общественной жизни;

• формирование мировоззрения вседозволенности и продажности;

• исповедование многими власть имущими двойных морально-этических стандартов по принципу «приватизация теневых и коррупционных доходов - для себя, национализация хозяйственных убытков - для народа»;

• борьба олигархических и политических кланов за реальную власть ради собственных интересов;

• обратная реакция бизнеса и большинства граждан - отношение к государству как источнику зла, проявляемое в увеличении теневого сектора экономики и коррупции, реально неприемлемых для общества, вызывающих законный протест и недовольство граждан.

Российская Федерация, согласно данным Международной ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (АССА), по итогам 2016 г. заняла 4-е место в мировом рейтинге с долей неформального сектора в 33,55 трлн р. (39,07 % ВВП), при этом уровень «теневизации» экономики России почти на 84 % выше, чем в среднем по миру [7].

По результатам анализа налогооблагаемой базы и выявления дополнительных источников дохода бюджета Санкт-Петербурга, выполненного кафедрой макроэкономического регулирования Северо-Западного института управления РАНХиГС при Президенте РФ в 2013 г., налоги, не собранные с теневой экономики, составляют 8 % ВРП или 25 % от фактической (реальной) суммы налоговых поступлений в бюджет1.

В большей степени уходу «в тень» в России подвержена сфера услуг (торговля и общественное питание; посреднические услуги) и сфера строительства (табл. 1).

Таблица 1

Доля теневых операций в разрезе отраслей и сфер деятельности, %

Отрасли и сферы деятельности Доля теневых операций, % Рейтинг

Торговля и общественное питание 66,0 1

Посреднические услуги 51,0 2

Строительство 26,0 3

Промышленность 24,0 4

Прочие отрасли 12,0 -

Наука 4,0 -

Составлено по данным [8, с. 419].

По нашему мнению, схемы уклонения от налогов являются институтами теневой экономики; таким образом, теневую экономику необходимо рассматривать как институциональную проблему.

1 Отчет о НИР по Государственному контракту от 22.08.2013 г. № 14-13/ОРГЭ. ЭКОНОМИКА НОВОГО МИРА: науч. журн. 2017. №1 (Вып. 5). С. 26

Концепция институтов стала популярной в результате усилий представителей новой институциональной экономики (НИЭ), которые позиционирует себя как группу экономистов, «разделяющих ту общественную интеллектуальную позицию, что институты важны, взаимосвязь между структурой институтов и экономическим поведением требует внимания, детерминанты институтов могут быть проанализированы с помощью экономической теории» [10].

Как научное направление НИЭ сформировалось в последние 30 лет, его признанными лидерами являются нобелевские лауреаты по экономике Р. Коуз, Д. Норт и О. Уильямсон1.

И хотя сама НИЭ фокусируется лишь на нескольких аспектах институтов (трансакционные издержки, права собственности, экономические контракты), концепция институтов в настоящее время широко используется и за рамками НИЭ практически во всех областях экономики.

Как нам представляется, для решения проблемы теневой экономики как институциональной проблемы, необходимо рассмотреть существующие подходы к происхождению институтов, которые соответствуют нескольким точкам зрения.

В соответствии с первой точкой зрения (регуляционный подход), институты целенаправленно создаются правительствами; согласно второй - они являются результатом игрового равновесия, компромисса сторон (эволюционный подход). Активным сторонником эволюционного подхода является Дуглас Норт, который утверждает, что институты появляются потому, что взаимодействие людей в условиях неполной информации и несовершенного прогно-

1 Ярким российским представителем НИЭ является профессор А.А. Аузан -декан экономического факультета, заведующий кафедрой прикладной институциональной экономики МГУ им. М.В. Ломоносова [9].

за требует существования правил поведения, определяющих возможности отдельного человека [6].

Мы разделяем точку зрения В. Курзенева и В. Матвеенко, которые считают, что в большинстве случаев институты являются результатом как целенаправленного выбора, так и компромисса одновременно, поэтому имеют адаптивный элемент. Так, например, законодательство является результатом целенаправленной проектной деятельности законодателей, однако, поскольку сами законодатели отстаивают интересы противодействующих групп, законодательство в той или иной степени выступает результатом компромисса [5].

Для эффективного решения проблемы теневой экономики как институциональной проблемы необходимо использовать институциональные решения («клин клином выбивают»), связанные с легализацией теневого капитала, не прекращая при этом борьбу с его криминальными проявлениями.

Ключевыми задачами в этой области, требующими, безусловно, серьезной политической воли государства, являются: демократизация всех сторон социально-экономических отношений; создание комфортных правовых условий для производителей; реформа налоговой системы; изменение денежной и валютной политики; реальная ответственность органов исполнительной власти перед парламентом.

Можно полностью согласиться с мнением авторов [1], что преодоление негативных эффектов воздействия теневой экономики на легальную экономику можно достигнуть путем гармонизации государственных, общественных и частных интересов, площадок и процедур для их согласования.

По нашему мнению, эффективность методов и способов государственного влияния на сокращение масштабов теневой экономики следует рассматривать в логике налоговой безопасности, которая приобретает особую актуальность в условиях реформирования налоговой системы Российской Федерации.

Одним из основных методов обеспечения налоговой безопасности является налоговое администрирование как «совокупность организационных действий уполномоченных государственных органов по управлению налоговыми отношениями и налоговым производством в целях формировании новой эффективной налоговой среды, обеспечивающей удовлетворение потребностей государства по устойчивому наполнению бюджетной системы налоговыми платежами, созданию благоприятных налоговых условий для юридических и физических лиц, воспитанию налоговой культуры и самодисциплины налогоплательщиков» [2, с. 48].

Экономию на налоговых платежах необходимо выстраивать путем использования оптимизационных налоговых схем, то есть, чтобы сделать работу предприятия более эффективной, снизить налоговую нагрузку и риски функционирования предприятия, следует формировать эффективную налоговую политику и, прежде всего, юридически грамотно заключать договоры с контрагентами.

Неотъемлемой частью формирования налоговой политики юридического лица является необходимость учета факторов внешней среды [4], классификация которых представлена на рисунке.

Рисунок. Классификация факторов внешней среды, влияющих на формирование налоговой политики хозяйствующего субъекта

Основные выводы

1. Теневая экономика должна рассматриваться как институциональная проблема, так как схемы уклонения от налогов являются институтами теневой экономики.

2. Для эффективного решения проблемы теневой экономики необходимо использовать институциональные решения, связанные

с легализацией теневого капитала, не прекращая борьбу с его криминальными проявлениями.

3. Эффективность методов и способов государственного влияния на сокращение масштабов теневой экономики необходимо рассматривать в логике налоговой безопасности.

4. При разработке налоговой политики предприятия, неотъемлемой частью которой является необходимость учета факторов внешней среды, экономию на налоговых платежах необходимо выстраивать путем использования оптимизационных налоговых схем.

Список литературы

1. Бауэр В.П., Побываев С.А., Селиванов А.И., Старовойтов В.Г. Теневая экономика: методы оценки влияния и сокращение масштабов посредством гармонизации взаимодействия государства и бизнеса // Безопасность бизнеса. -№ 5. - 2016. - С. 3-9.

2. Ефремова Т.А. Научные подходы к сущности, качеству и результативности налогового администрирования // Налоги и налогообложение. -№ 46(184). - 2013. - С. 44-52.

3. Коловагин П.М. Теневая экономика и противодействие коррупции: учебное пособие для сотрудников МВД России. - СПб.: ООО «Написано пером», 2013. - 295 с.

4. Куклина Е.А., Бедрик А.И. К вопросу обеспечения налоговой безопасности и управлению налоговыми рисками предприятия: материалы IX Международной научно-практической конференции «Государство и бизнес. Современные проблемы экономики» 19-21 апреля 2017 г. - Том 3. - СПб. -2017. - С. 35-40.

5. Курзенев В., Матвеенко В. Экономический рост. - СПб.: Питер, 2018. -608 с.

6. Норт Дуглас. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / пер. с англ. А.Н. Нестеренко; предисл. и науч. ред. Б.З. Мильнера. - М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. - 180 с.

7. Россия вошла в пятерку стран с крупнейшей теневой экономикой. -[Электронный ресурс]. - ЫКЬ: http://www.rbc.ru/economics/30/06/2017/ 595649079а79470е968е7Ы

8. Теневая экономика: учеб. пособие / Н.Д. Эришвили [и др.]; под ред. Н.Д. Эришвили. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 488 с.

9. Экономика всего. Как институты определяют нашу жизнь / под ред. А.А. Аузана. - М.: Инфра-М, 2010. - 416 с.

10. Richter R. The new institutional economics - its start, its meaning, its prospects. The European Business Organization Law Review, v. 6, n. 2, p. 161-200, 2005.

References

1. Baujer V.P., Pobyvaev S.A., Selivanov A.I., Starovojtov V.G. Tenevaja jekonomika: metody ocenki vlijanija i sokrashhenie masshtabov posredstvom garmo-nizacii vzaimodejstvija gosudarstva i biznesa. Bezopasnost' biznesa, № 5, 2016, рр. 3-9.

2. Efremova T.A. Nauchnye podhody k sushhnosti, kachestvu i rezul'tativnosti nalogovogo administrirovanija. Nalogi i nalogooblozhenie, 2013, № 46 (184), рр. 44-52.

3. Kolovagin P.M. Tenevaja jekonomika i protivodejstvie korrupcii: uchebnoe posobie dlja sotrudnikov MVD Rossii. St. Petersburg: OOO «Napisano perom» Publ., 2013, 295 р.

4. Kuklina E.A., Bedrik A.I. K voprosu obespechenija nalogovoj bezopasnosti i upravleniju nalogovymi riskami predprijatija. Мaterialy IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Gosudarstvo i biznes. Sovremennye problemy jekonomiki» 19-21 aprelja 2017 g. Tom 3. St. Petersburg, 2017, рр. 35-40.

5. Kurzenev V., Matveenko V. Jekonomicheskij rost. St. Petersburg: Piter Publ., 2018, 608 р.

6. Nort Duglas. Instituty, institucional'nye izmenenija i funkcionirovanie jekonomiki. Moscow: Fond jekonomicheskoj knigi «Nachala» Publ., 1997, 180 р.

7. Rossija voshla v pjaterku stran s krupnejshej tenevoj jekonomikoj. URL: http://www.rbc.ru/economics/30/06/2017/595649079a79470e968e7bff

8. Jerishvili N.D. [i dr.]. Tenevaja jekonomika: ucheb. posobie. Moscow: JuNITI-DANA Publ., 2007, 488 р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Jekonomika vsego. Kak instituty opredeljajut nashu zhizn'. Moscow: Infra-M Publ., 2010, 416 р.

10. Richter R. The new institutional economics - its start, its meaning, its prospects. The European Business Organization Law Review, v.6, n. 2, p. 161-200, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.