УДК 338:91
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА КАК ФАКТОР НЕСТАБИЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
н. С. ЧЕРНЕЦОВА
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского
кафедра экономической теории
В статье обосновываются дестабилизирующие социально-экономическую систему последствия теневой экономики, исследуются различные подходы к анализу ее сущности. На основе экономического подхода прослеживается взаимосвязь между экономическими интересами хозяйствующих субъектов теневыми экономическими отношениями и теневой экономикой.
Один из важнейших факторов нестабильности российской экономической системы на рубеже веков -масштабное проявление теневой экономики. Как свидетельствует практика, в странах со стабильной экономической ситуацией масштаб теневой экономики не превышает 10 % ВВП, в то время как в странах с формирующейся рыночной экономикой, четко выраженными кризисными явлениями, с замедленным процессом институциональных преобразований он превышает 50 %. По мнению экспертов, в 2006 г. в нашей стране ее доля в ВВП достигала 25-40 %, что свидетельствует о наличии серьезной угрозы для экономической безопасности России.
Исследование показывает, что теневая экономика является результатом коэволюции системы экономических интересов хозяйствующих субъектов и условий их реализации. Она возникла с появлением государства, которое наряду с правами граждан ввело для них определенные ограничения. Стремление к максимизации выгоды при минимальных затратах, составляющее основу формирования и реализации экономических интересов и проявляющееся в принципе рациональности поведения хозяйствующего субъекта, делают сферу теневой экономики привлекательной для хозяйствующих субъектов.
Практика показывает, что теневая экономика существует в любых экономических системах - рыночной, командно-административной, смешанной, выступая фактором экономической нестабильности.
Дестабилизирующее начало теневой экономики проявляется через:
• дезорганизующее влияние на производственный процесс, снижение его эффективности, она препятствует нормальному функционированию экономических организаций: хищения ресурсов и готовой продукции на рабочих местах или по мере их продвижения приводят к увеличению издержек производства, росту цен, сокращению объема продаж, объема прибыли и падению нормы прибыли, т. е. к снижению эффективности;
• рост дифференциации населения по имуществу и доходу; расширяющейся неравномерности социально-экономического развития регионов и показателей уровня жизни местного населения, к ухудшению психологического климата в обществе. По различным оценкам, в настоящее время в России децильный коэффициент (отношение уровня доходов 10 % самых богатых граждан к доходам 10 % самых бедных) со-
ставляет 14-26 [15, 54], в Москве он достигает 40 [14, 8-10] при пороговом значении, равном 10. По мнению Р. Гринберга, директора Института экономики РАН, 15 % населения присваивают 57 % всех доходов в стране, а 85 % россиян получают 43 % совокупных доходов [4, 8];
• рост общественных издержек. Обмен на основе теневого механизма связан с дополнительными издержками. Осуществляя экономию на одном типе издержек, хозяйствующие субъекты, действующие в теневой экономике, вынуждены нести другие издержки, которые являются «ценой теневой деятельности». Цена теневой деятельности складывается из нескольких элементов, основными среди которых являются:
- издержки, вызванные уклонением от правовых санкций: оплата услуг налоговых и иных финансовых консультантов, потерянная выгода в результате ограничения рекламы в целях сокрытия размеров производства, издержки на ведение «двойной» бухгалтерии и потери, возникающие в связи с трудностями такого учета и контроля на предприятии;
- издержки, порожденные «развращением» предприятия дешевым трудом. Уклонение от выплаты подоходного налога, обязательных платежей в фонд социального страхования и пенсионный фонд позволяет предприятию экономить на оплате труда, но при этом снижаются стимулы к замещению труда капиталом, техническому перевооружению, росту производительности труда работников;
- издержки, связанные с отсутствием законодательно зафиксированных прав собственности и возникновением «омертвленного капитала», который нельзя использовать в качестве залога, инвестировать в него, свободно продать, а иногда и просто передать по наследству [5, 121]. Например, нельзя продать самовольно захваченный участок земли. Установленное подобным образом право собственности защищается социальными санкциями, а не официально зафиксированным титулом права собственности [5, 123];
- издержки теневых процедур разрешения конфликтов (семейно-родственные и мафиозные механизмы разрешения конфликтов экономических интересов). В отличие от субъектов, действующих в рамках институциональной экономики, субъекты теневой экономики не могут обратиться к государству за защитой нарушенных прав собственности. Во многих странах существует особый порядок защиты в рамках теневой экономики. Например, в России этот процесс получил
название «крышевание». Обращение за услугами к выполняющей функции судебных и силовых структур мафии обусловлено необходимостью выплаты своего рода налога. В Италии этот налог даже получил особое название - pizzo. Величина этого налога рассчитывается либо в процентах к обороту предприятия, либо как эквивалент оказанных мафией услуг по защите бизнеса и разрешению конфликтов. Причем в отличие от государства мафия становится способной проводить политику дискриминирующего монополиста, устанавливая для каждого пользователя своих услуг особую величину «налога».
• ухудшение состояния госбюджета из-за выплаты «черных» зарплат, уклонение от уплаты налогов и др. Неисполнение бюджета приводит к недофинансированию важнейших статей государственного бюджета; к приостановке реализации социальных программ, задержке выплаты заработной платы, пенсий, пособий. В результате уклонения от налогообложения государство недополучает огромные денежные средства, образуется сверхнормативный дефицит госбюджета, который оказывает негативное влияние на экономическую ситуацию. Стремление к его ликвидации приводит к усилению налогового бремени для законопослушных предприятий. В результате этого процесса новые предприятия также начинают уходить в «тень».
• негативное воздействие на денежно-кредитную сферу, на инвестиционный процесс. Это проявляется в деформации структуры платежного оборота, стимулировании инфляции, деформации кредитных отношений и увеличении инвестиционных рисков, нанесении ущерба кредитным институтам, инвесторам, вкладчикам, акционерам, обществу в целом. Отсутствие достоверной экономической информации сдерживает активность инвесторов, готовых вложить средства в строительство новых и развитие действующих предприятий. Дестабилизирующее влияние оказывается также оттоком капитала;
• формирование искаженной деловой этики и квазисоциальных норм. Хозяйствующие субъекты перестают различать границы законности, у них начинает отсутствовать даже «внутренний барьер по отношению к теневой деятельности» [7, 58], а теневая деятельность становится «неотъемлемой частью жизни, общепризнанной нормой» [13, 26].
Реализация потребности в преодолении негативных последствий теневой экономики и сокращении ее масштабов возможна благодаря активизации как теоретических разработок проблем формирования и функционирования теневой экономики, так и практических действий, направленных на сокращение ее масштабов.
Анализ теневой экономики в отечественной и зарубежной научной литературе базируется, как правило, на правовых и статистических, а не экономических подходах. В отечественной экономической литературе подходы к анализу сущности теневой экономики различаются, в первую очередь, по основному критерию отнесения к ней различных видов экономической деятельности. Ряд авторов использует учетно-статисти-
ческий подход, характеризующий отсутствие фиксации результатов деятельности хозяйствующих субъектов официальными статистическими органами. В этом случае теневая экономика представляется как совокупность отношений между хозяйствующими субъектами по поводу производства, распределения, перераспределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, результаты которых по тем или иным причинам не учитываются официальной статистикой и не включаются в валовой внутренний продукт [1, 4].
Используя методологию системы национальных счетов ООН, указанный подход определяет понятие теневой экономики, исходя из основной цели национального счетоводства - максимально точного учета всех видов экономической деятельности, обеспечивающих реальный вклад в производство ВВП.
Содержание теневой экономики, по мнению исследователей, использующих данный подход, составляет не запрещенная законом, легальная хозяйственная деятельность, которая осуществляется частично или полностью неофициально с целью уклонения от налогов и без использования формальных правил хозяйственной жизни, например трудового законодательства.
Безусловно, учетно-статистический подход, основанный на методологии СНС, может дать положительный результат при выявлении производительных сегментов теневой экономики, оценки их масштабов, формировании направлений экономической и правовой политики. Вместе с тем при данном подходе сужается сфера теневой экономики, в нее не включается незарегистрированная и нелегальная деятельность. Криминальная экономика (производство и распространение наркотиков, оружия и др.) полностью исключена не только из официальной экономической жизни, считается несовместимой с ней, разрушающей ее, что вполне обосновано, поскольку она связана с прямым нарушением законов и посягательством на легальные права собственности, но и из теневой экономики. Представляется, что данный подход нуждается в корректировке, дополнении иными подходами, в большей степени способными отразить экономическую сущность и перераспределительный характер теневой экономики.
Иное мнение выражают исследователи, использующие при анализе сущности теневой экономики критерий соблюдения правовых норм. На основе данного критерия выделяют формально-правовой и криминологический подходы.
В рамках формально-правового подхода в качестве вспомогательных используются критерии уклонения от официальной регистрации, государственного контроля. Данный подход используют Д. Макаров, С. Д. Головнин, определяющие теневую экономику как «фактически не контролируемое обществом производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей и услуг» [3, 41]. Разновидностью данного подхода является трансакционная концепция - концепция незарегистрированных государством сделок, согласно которой «теневая эконо-
мика представляет собой определенную аномалию, ее конституционный признак - отсутствие регистрации сделок - однозначно выражает выпадение из принятых рамок правового и административного регулирования» [12, 79]. По нашему мнению, данный подход необоснованно ограничивает сферу теневой экономики лишь сделками, которые не зарегистрированы государством.
Основными признаками теневой экономики при данном подходе являются уклонение от официальной регистрации коммерческих договоров или сознательное искажение их содержания при регистрации. Подобная формулировка является недостаточно корректной. Во-первых, непонятно, относятся ли домашние хозяйства, которые не регистрируются официальными органами, к теневой экономике. В-вторых, в данном определении юридический аспект выходит на передний план [8, 65], сужая сферу теневой экономики, скрывая ее экономическую сущность.
Основу криминологического подхода составляет критерий опасности экономической деятельности для общества. Критерий общественной опасности имеет существенный конструктивный потенциал, поскольку позволяет рассматривать исследуемый объект в некоторой изоляции от действующей системы правового регулирования. Однако определение степени такого вреда, выявление нетрудовых доходов и их источников невозможно без использования нормативно-правовой базы.
Следует отметить, что противопоставлять рассмотренные подходы не следует. Во-первых, в современном обществе любая деятельность хозяйствующих субъектов имеет экономическую и юридическую составляющие, противопоставление их друг другу с методологической точки зрения неверно. Во-вторых, использование разнообразных критериев позволяет раскрыть различные аспекты сущности теневой экономики, выявить всевозможные ее формы, проанализировать ее структуру. Более того, все указанные подходы представляют собой различные аспекты методологии институционализма, в рамках которого исследуются структурные условия предпринимательства, анализ правовых институтов и неформальных социальных норм. Безусловно, институциональный подход позволяет расширить поле исследования, расширить представление о причинах и факторах теневой экономики.
Вместе с тем следует учитывать, что в экономическом анализе правовые отношения играют очень важную роль, но не могут быть определяющими. Так, К. Маркс вполне справедливо заметил, что «общество основывается не на законе. Это - фантазия юристов. Наоборот, закон должен основываться на обществе, он должен быть выражением его общих, вытекающих из данного материального способа производства интересов и потребностей...» [10, 259]. К этому же выводу пришел Ф. Энгельс: «...юрист воображает, что оперирует априорными положениями, а это всего лишь отражения экономических отношений» [9, 418]. С данными положениями классиков трудно не согласиться.
Применение методов экономического анализа, на наш взгляд, позволит преодолеть логическую проти-
воречивость понятий, используемых в теории теневой экономики. Экономический подход дает возможность рассматривать теневую экономику не как исключительный результат нарушения правовых отношений, а как составляющую часть рыночного хозяйства, как результат специфики коэволюции системы экономических интересов хозяйствующих субъектов и условий их реализации. Поскольку экономические интересы являются подвижными, мобильными элементами, их система развивается более быстрыми темпами, чем социально-экономические институты, обеспечивающие реализацию интересов. В результате происходит усиление противоречия между сложившейся, консервативной институциональной системой и системой интересов.
В результате того, что экономический интерес не реализуется в рамках существующей официальной системы или реализуется не в полной мере, экономические субъекты начинают искать выход из сложившейся ситуации. Решение проблемы они видят либо в разрушении системы, либо в реализации интересов за ее пределами.
Разрушить систему очень трудно, т. к. для этого необходимо совпадение нереализованных интересов большого числа экономических субъектов. Чаще используется другой способ - реализация интересов в теневой экономике посредством вступления в теневые экономические отношения.
Заслуживает внимания точка зрения ряда авторов, согласно которой критерием отнесения экономических отношений к теневым является их институциональное оформление [2, 18; 6, 9; 11, 22-23; 16, 488]. Данный подход позволяет выделить институционально оформленные экономические отношения, осуществляемые в соответствии с общественными нормами и традициями, законодательно-нормативными актами государства, и теневые экономические отношения, осуществляемые вопреки законодательно-нормативным актам государства, общественным нормам и традициям.
нереализованные в рамках общественно-признанных экономических отношений интересы образуют теневую подсистему интересов, формируют теневые экономические отношения.
на наш взгляд, теневые экономические отношения - это отношения между хозяйствующими субъектами по поводу присвоения дополнительного дохода за счет снижения трансакционных расходов, осуществляемых за рамками институционально оформленной деятельности. Они могут осуществляться во всех сферах и на всех уровнях общественного воспроизводства. Субъектами теневых экономических отношений могут быть любые хозяйствующие субъекты: домохозяйства, коллективы фирм, предприятий, индивидуальные предприниматели, а также чиновники, принимающие управленческие решения.
Теневые экономические отношения могут возникать двояким образом. Во-первых, они формируются на основе теневых экономических интересов, например в получении легких сверхдоходов от производства
и реализации наркотических средств. Теневой экономический интерес представляет собой свойство экономического субъекта, выражающее целевую направленность экономической деятельности на повышение степени удовлетворения присущих ему потребностей за счет использования находящихся в его распоряжении ресурсов вне институционально оформленной
деятельности. Во-вторых, это отношения, возникшие на базе общественно значимых интересов, но не реализованных в процессе легитимной деятельности, поэтому ушедшие в «тень». В зависимости от способа формирования теневые экономические отношения подразделяются на криминальные и условно легальные (см. схему 1).
Схема 1.
Процесс реализации экономического интереса
Нередко классификация экономических отношений по признаку легитимности затрудняется. Приходится констатировать, что при недостаточно отработанной нормативно-правовой базе или запаздыванием с приведением ее в соответствие с новыми экономическими явлениями в разряд нелегитимных, теневых отношений попадают общественно-признанные экономические отношения. Как показывает практика, в ряде случаев законы вступают в противоречия друг с другом или с подзаконными нормативными актами и даже с Конституцией. Более того, подобная ситуация негативно сказывается на развитии социально-экономической системы в целом.
Таким образом, механизм образования теневых экономических отношений предопределяет их неоднозначную роль. Часть из них имеет явно негативный характер, базируется на отвлечении ресурсов от общественно значимого производства, поэтому становится тормозом на пути его развития (самогоноварение, производство и сбыт наркотических средств, игровой
бизнес и др.). Другая часть теневых экономических отношений играет позитивную роль, компенсируя негативные результаты воздействия нормативно-правовой системы на экономику. например, мелкий теневой бизнес в США не просто позволил выжить основной массе населения в трудные годы «Великой депрессии» 1929-33 гг., но скорректировать структуру экономики, обеспечить возможность выхода из затяжного кризиса.
Вместе с тем даже в случае положительного эффекта функционирования отдельных теневых экономических отношений, их негативное воздействие на функционирование социально-экономической системы полностью не ликвидируется вследствие формирования общественной среды игнорирования законодательно-правовой базы государства. Более того, теневые экономические отношения порождают устойчивое явление - теневую экономику.
Таким образом, по нашему мнению, под теневой экономикой следует понимать составную часть рыночной экономики, представляющую собой совокупность
теневых экономических отношений, сформировавшихся на основе теневых экономических интересов и интересов, не противоречащих общенациональным интересам и социально-экономическим институтам, но не реализованных в рамках официальной экономики, и теневых институтов.
Анализ причин теневой экономики показывает, что все они тем или иным образом исходят из противоречивости системы экономических интересов. Следовательно, истинной причиной теневой экономики является противоречивость системы экономических интересов. Причем наиболее общую причину появления теневой экономики следует искать в основном противоречии экономики - между растущими и изменяющимися потребностями человека и ограниченными возможностями производства. С одной стороны, это противоречие заставляет людей совершенствовать процесс производства, с другой сто-
роны, оно же побуждает их искать любые способы, вплоть до криминальных, для удовлетворения своих потребностей.
Таким образом, теневые экономические отношения являются неотъемлемой частью любой социально-экономической системы. Они оказывают неоднозначное влияние на социально-экономическую систему: с одной стороны, базируясь на отвлечении ресурсов от общественно значимого производства, они становятся тормозом на пути ее развития, а с другой, они компенсируют негативные результаты воздействия нормативно-правовой системы. В этой связи роль государства сводится к ограничению теневых процессов и контролю над причинами и факторами их возникновения и развития. С этой целью необходимо создать эффективные механизмы согласования экономических интересов хозяйствующих субъектов, институционального оформления условно легальных экономических.
Процесс формирования теневой экономики
Схема 2.
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бокун Н., Кулибаба И. Теневая экономика: методы анализа // Вопросы статистики. 1997. № 7. С. 4.
2. Вахрушев А.С. Теневая экономика в системе социально-экономических отношений в обществе: Дисс...канд. экон. наук. М., 2006. С. 18.
3. Головнин С. Д. О классификации явлений теневой экономики // Вестник Московского государственного института. Сер. Экономика. 1990. № 1. С. 40-47.
4. Гринберг Р. Миражи процветания // Аргументы и факты. 2007. № 4. С. 8
5. Де Сото Э. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. М: Gatallaxy, 1995. С. 121.
6. Игнатенко Э. И. Формирование теневых экономических отношений в системе общественного воспроизводства в современных условиях хозяйствования: Дисс. ... канд. экон. наук. Москва, 2002. С. 9.
7. Клямкин И., Тимофеев Л. Теневая Россия. М.: РГГУ, 2000. С. 58.
8. Крылов А. А. О теневой экономике без эмоций // Социалистический труд. 1990. № 2. С. 65.
9. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 37. С. 418.
10. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 6. С. 259.
11. Неформальный сектор в российской экономике // Приложение к журналу «Предпринимательство в России». М., 1998. С. 22-23.
12. Ореховский П. А. Статистические показатели и теневая экономика // Российский экономический журнал. 1996. № 4. С. 77-83.
13. Радаев В. Экономика прячется в тень // Коммерсант Дейли. 21.11.2000. С. 26.
14. Рейтинг наших миллиардеров как энциклопедия русской жизни // Улица Московская. 2007. № 17. С. 8-10.
15. Статистический бюллетень. М.: Госкомстат России. 2004. № 9 (108). С. 54.
16. Экономическая безопасность, производство, финансы, банки / под ред. В. К. Сенчагова. М.: Финстатинформ, 1998. С. 488.
БРЕНД КАК ОЦЕНКА И ЭМОЦИЯ
И. А. ЮРАСОВ
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра менеджмента и экономических теорий
За последние десятилетия стремительно вырос интерес к процессу брендинга, к проблемам архитектуры бренда и к общим вопросам, связанным с этой тематикой. Классическими являются утверждения, что бренд представляет собой имидж товара или услуги, миф о них и т. д. Не оспаривая основные теоретико-методологические принципы современного маркетинга, касающегося этой проблемы, мы попытаемся установить основы создания мифа о товаре или услуги.
Так известно, существует одна из многочисленных трактовок мифа как особой формы дополнительного значения, которое наслаивается на основные товарные характеристики. Эти дополнительные значения, или, как еще называют, коннотации, создаются в процессе аксеологической (оценочной) деятельности.
Итак, в основе любого бренда лежит оценочная деятельность окружающей реальности, следующим этапом которой является порождение положительных или отрицательных эмоций. Таким образом, бренд возникает в ходе эмоционально-оценочной деятельности индивида в обществе.
В модальную рамку оценки входят четыре компонента:
- субъект;
- предмет оценки (или объект оценки);
- характер оценок;
- основание оценок.
Под субъектом некоторой оценки понимается лицо или группа лиц, приписывающие ценность некоторому предмету путем выражения оценки. Субъект является чрезвычайно важным компонентом в струк-
туре аксеологической деятельности. С проблемой субъекта связаны проблемы релятивизации и переменность (ограниченность во времени) оценок. По теории релятивизации истинности оценок суждение субъекта «Х», согласно которому нечто является хорошим, и суждение субъекта «У», согласно которому нечто является плохим, могут быть одновременно истинными. Таким образом, личностные особенности субъекта не дают повода делать выводы об относительности самой оценки.
Оценки могут изменяться не только в зависимости от индивидуальных особенностей субъектов, но и от человека к человеку в зависимости от течения времени и духовного и интеллектуального развития личности. «Вещь, оцениваемая некоторым субъектом положительно, может стать через некоторое время безразличной для него или даже оцениваемой отрицательно; порицаемое может со временем представляться достойным похвалы». Характеристика субъекта брендинга составляется мотивационной деятельностью индивида. Семантика субъекта оценки в процессе превращения товарной марки в бренд является моти-вационная сфера индивида или группы лиц, основного сегмента, для которого создается бренд.
Существует большое количество теорий мотивации. Автор полагает, что основой формирования семантики мотивационной сферы сегмента явлются теория В. И. Герчикова. Согласно этой модели нет людей с одной и той же мотивацией! Одних мотивируют деньги, высокие заработки, финансовый успех, материальное благополучие других - социальный престиж,