К ВОПРОСУ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Дадалко В.А.
At the present stage of amplification of crisis economic events of 2008—2010 destructive function of shadow economy starts to prevail, and компенсационное influence is reduced. It once again proves, that development of scientifically proved measures of counteraction is represented to shadow economy actual and practically significant problem of maintenance of economic safety of Russia.
Экономические системы как развитых, так и развивающихся стран, демократических или тоталитарных, в большей или меньшей степени содержат в себе некоторую часть, функционирующую вне рамок законодательства.
Теневая экономика нарушает целостность социально-экономических систем, затрагивает все стадии процессов производства и перераспределения ресурсов, ослабляет доходы бюджетов на всех уровнях государственного устройства. Теневая экономическая деятельность сопровождается не только масштабным выводом ресурсов из официального оборота, но и искажением статистической, финансовой, налоговой отчетности, уменьшением уровня транспарентности экономики.
Как источник экономического законодательства государство широко использует обширный инструментарий финансового регулирования. Так, для обеспечения эффективного воздействия на субъекты экономических отношений государственная власть использует в качестве мощных финансовых регуляторов денежное обращение, внешнеэкономическую деятельность, налоговое, бюджетное регулирование и т.д. Иными словами, государство вырабатывает и реализует конкретную экономическую политику, которая целиком зависит от целей и задач, стоящих перед обществом.
В теневом обороте аккумулированы колоссальные финансовые ресурсы, которые в случае их легализации могут стать резервом выхода из кризиса и обеспечения экономической безопасности России. Значимость противодействия теневой экономике признается на государственном уровне, отмечена в посланиях Президента Российской Федерации
Д.А. Медведева Федеральному Собранию, постановлениях Правительства Российской Федерации.
Зарубежные и отечественные ученые часто акцентируют внимание на компенсационной функции теневой экономики, так как она посредством различных «серых» схем частично сглаживает отрицательные последствия непродуманных решений властей. Например, теневая экономика использует излишки рыночного предложения рабочей силы, позволяет функционировать предприятиям, находящимся под угрозой банкротства, снабжает дешевой не обязательно качественной, но востребованной продукцией потребителей с низкими доходами.
В то же время, на современном этапе усиления кризисных экономических явлений 2008—2010 гг. начинает превалировать деструктивная функция теневой экономики, а компенсационное влияние снижается. Это еще раз доказывает, что разработка научно обоснованных мер противодействия теневой экономике представляется актуальной и практически значимой задачей обеспечения экономической безопасности России.
Экономическая безопасность является составной частью системы национальной безопасности, в этой связи ей присущи такие же структурные риски и угрозы. Экономическая безопасность предусматривает не только защищенность интересов государства, но и готовность, и способность институтов государственной власти создавать эффективные механизмы защиты экономики, поддержания социально-политической стабильности в обществе. В связи с этим теневая экономика является серьезной угрозой экономической безопасности России.
Профессор Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук.
(О
OI
Z
О
о
CJ
о о о
Q.
со s
H
о
0
1
о я с о m ф VO >5
о *
о ф
У
s
s
0
1
о *
о
s
ф
ч
я *
< s
I H
о ф
со
Теневая экономика — сложное социально-экономическое явление, охватывающее всю систему общественно-экономических отношений, и прежде всего — неконтролируемый обществом сектор воспроизводства, где производство, распределение, обмен и потребление экономических благ и предпринимательских способностей скрываются от органов государственного управления. Теневая экономика — деятельность субъектов хозяйствования, которая развивается вне государственного учета и контроля.
Понимание сущности теневой экономики как общественно вредной деятельности позволяет в полном объеме выявить данный сектор, проанализировать внутренние связи и взаимообусловленность соответствующих явлений, что дает возможность обнаружить условия, причины и механизмы возникновения и распространения теневого сектора экономики. Теневая экономика имеет два основных взаимосвязанных признака: 1) противоправная деятельность в целях получения исключительно в собствен-
ных интересах неконтролируемого дохода;
2) получение дохода, который полностью или частично выведен из-под фискального контроля в целях получения дополнительных экономических выгод. Существуют различные виды деятельности, которые противостоят полезному развитию экономики, наносят вред обществу и создают теневую экономику — экономику деформирующую и общественно опасную. Выявление подобных негативных образований, их блокирование и преодоление — непременное условие полноценного развития общества. Систему структурных элементов теневой экономики отражает рис. 1.
Следует отметить, что к неучитываемой (неофициальной) экономике относятся все легально разрешенные виды экономической деятельности, в рамках которых имеют место неучитываемые официальной статистикой производство услуг, товаров, сокрытие этой деятельности от налогообложения.
Неучитываемая экономика
Неформальная (некриминальная) экономика
С \ Теневая экономика
г
Скрытая экономика
с \
Фиктивная
экономика
\ /
с \
Параллельная
экономика
ч У
Нелегальная (криминальная) экономика
Организованная преступность
Криминальный бизнес
Г \
Некриминальная
(серая) экономика
Криминальная (черная) экономика
J ч.
Возвращаемая в легальную экономику
Не возвращаемая в легальную экономику
Рис. 1. Структурные элементы теневой экономики
Фиктивная экономика — это приписки, хищения, спекулятивные сделки, взяточничество и всякого рода мошенничества, связанные с получением и передачей денег. Под параллельной экономикой понимаются запрещенные законом виды экономической деятельности.
Любая деятельность в сфере теневой экономики является преступной, но не каждая подпадает под нормы существующего законодательства.
Характерные особенности криминальной (черной) экономики:
> субъекты — традиционный криминал, мафия, олигархи, коррумпированное чиновничество;
> характер деятельности — преднамеренная противозаконная деятельность, направленная на личное обогащение;
> методы недобросовестной конкуренции — сговоры на рынке, подкуп государственных служащих, физическое воздействие на конкурентов, неуплата налогов;
> характер деятельности — преступная, антисоциальная деятельность.
> отношение населения — преимущественно негативное.
Характерные особенности некриминальной (серой) экономики:
> субъекты — мелкие и средние предприниматели, самозанятые, домашние хозяйства;
> характер деятельности — вынужденная, связанная с выживанием;
> методы недобросовестной конкуренции — преимущественно неуплата налогов;
> характер деятельности — внелегальная, не несущая серьезной угрозы обществу.
> отношение населения — преимущественно толерантное.
Из-за недостаточной защиты жизни и имущества граждан со стороны государства на этапе формирования рыночных отношений предприниматели вследствие монополизации основных производственных сфер, строго централизованного фондирования сырья, материалов и оборудования были вынуждены сами обеспечить условия своей деятельности, опираясь на негосударственные структуры. Это привело к криминализации экономических отношений, так как субъектами являлись представители административно-управленческого аппарата различных звеньев народного хозяйства, выступающие в роли держателей и потребителей фондов. Неформальные отношения между предпринимателями и
госслужащими привели к экономической деятельности, должностным преступлениям, коррупции, созданию механизма воздействия на государственный аппарат и на экономическую политику в целом.
Понятие «черной» экономики зачастую отождествляется с понятием экономики организованной преступности. Следует отметить, что «черная» теневая и криминальная экономика обособлена от «серой» и «белой», в то же время, на уровне корпоративного бизнеса наблюдается их взаимное проникновение. Теневая экономика тесно переплетена с легальным и реальным сектором экономики и является ее составной частью. В своей деятельности она также пользуется услугами государства, его материально-общественными факторами, рабочей силой и т.д., не вступая при этом в экономические отношения с государством как субъектом хозяйствования.
Теневая экономика охватывает все стадии общественного воспроизводства. Причем на каждой стадии происходит увеличение объема теневой экономики: на стадии реализации возникают теневые доходы, на стадии их использования возникают неофициальные финансовые потоки. В связи с этим по данным вторичной информации, объем теневой экономики, формирующийся на стадии использования доходов, в несколько раз выше оценок, приводимых статистическими службами государства.
Организованная преступность является, по существу, особой отраслью бизнеса — экономической деятельностью профессиональных преступников, направленной на удовлетворение считающихся антиобщественными остродефицитных потребностей рядовых граждан. Организованная преступная группа интерпретирована как система неформальных отношений и контрактов, которые минимизируют транзакционные издержки преступной деятельности (рис. 2).
Число зарегистрированных преступлений по виду «взяточничество» ежегодно увеличивается, и составляет в 2000 г. — 7,0 тыс., в 2001 г. - 7,9 тыс., в 2002 г. и 2003 г. по 7,3 тыс., в 2004 г. - 8,9 тыс., в 2005 г. -9,8 тыс., в 2006 г. - 11,1 тыс., в 2007 г. -11,6 тыс., в 2008 г. - 12,5 тыс. преступлений. Для сравнения, в 1990 г. было зарегистрировано 2,7 тыс. преступлений по виду «взяточничество», в 1995 г - 4,7 тыс. Таким образом, в 2008 г. по сравнению с 1990 г. количество зарегистрированных преступлений в области коррупции, связанных с взяточничеством увеличилось в 4,6 раза.
(О 01
г •
о
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
Рис. 2. Система неформальных отношений организованной преступности
Однако даже эти цифры не отражают реальную ситуацию. В России взяточничество как явление приняло огромные масштабы, бизнес без взяток в стране практически не развивается; коррупция, ее масштабы и социальные последствия (как система отношений, основанных на противоправной деятельности должностных лиц) являются препятствием на пути социально-экономического развития государства и успешного выполнения стратегических национальных программ.
Масштабы теневой экономики в государстве зависят от состояния развития экономики, государственных институтов и способности общества контролировать производство, распределение, обмен и потребление экономических благ, использование предпринимательских способностей.
Масштабы теневая экономики в России огромны: по официальным данным ее удельный вес в ВВП составляет 25— 50 %. Речь идет уже не об отдельном теневом секторе, а о теневой составляющей в деятельности очень многих российских предприятий. Отличительной чертой теневых процессов явилось и то, что они не ограничились экономикой, а проникли практически во все сферы общественной
жизни. Такие масштабы теневой деятельности не позволяют государству нормально развиваться и создают угрозу не только экономической безопасности, но и существованию российской государственности. Кроме того, само государство вовлечено в теневую деятельность, что проявляется в широкомасштабной коррумпированности государственного аппарата и формировании олигархических групп в результате слияния власти и капитала.
Наибольший ущерб, наносимый теневой экономической деятельностью экономике России наблюдается в таких сферах, как бюджетная и социальная, остальная доля ущерба распределяется среди прочих сфер с долей каждой не более 10 % (рис. 3).
Структура ущерба от теневой экономической деятельности в России объясняется масштабным уклонением от налогов, недофинансированием социальной сферы. Расчеты показали, что ущерб, наносимый бюджетной сфере, составляет более 16 % налогов, собираемых в стране.
Для противодействия теневой криминальной деятельности необходима существенная корректировка существующей теории и практики реформирования экономики и общественных структур при соблюдении идеи развития рынка.
□ бюджетная
□ финнсовая
□ производственная и торговая
□ экология
□ социальная
□ инвестиционная Ш трансакционная
Рис. 3. Ущерб от теневой экономической деятельности в России, 2008 г.
Общий ущерб, характеризующий масштабы деятельности теневой экономики (и), предлагается определять посредством суммирования ущербов, наносимых по ее компонентам (1):
и = X и^.
I = 1
(1)
Ущерб по компонентам и^ складывается из элементов иу следующим образом (2):
и = £ Щу
(2)
у = 1
где кI — число элементов ущерба для компонента /.
Ущерб по компонентам формализуется в результате учета статистических показателей. Например, в отношении формулы (1) ущерб по производственному и торговому компоненту состоит из следующих элементов: ущерба от недобросовестной конкуренции, неправомерного ограничения свободы торговли, нарушения лицензионных прав. В отношении формулы (2) ущерб от недобросовестной конкуренции характеризуется количеством различных правонарушений антимонопольного законодательства, нарушений порядка ценообразования, нарушений, связанных с препятствованием предпринимательской деятельности, принуждением к совершению сделки или к отказу от ее совершения, ложной рекламой.
Одним из главных факторов неблагоприятного инвестиционного климата в России, препятствующих притоку иностранных инвестиций в отечественную экономику, является отмывание денежных средств, полученных путем совершения преступлений в экономической сфере.
Движение нелегально полученных средств идет во многом аналогично движению легально полученных средств. Доходы могут быть использованы многими путями, в зависимости от краткосрочных и долгосрочных планов и предпочтений собственников. Движение нелегальных доходов происходит в циклической форме: некоторые расходуются на немедленное потребление; другие возвращаются обратно в бизнес. Легализация доходов является жизненно важной составляющей любой преступной деятельности, важным звеном криминального экономического цикла.
Можно определить следующие важнейшие цели деятельности по легализации преступных доходов:
> сокрытие следов происхождения доходов, полученных из нелегальных источников.
> создание видимости законности получения доходов;
> сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующие сам процесс отмывания;
(О
Ol
Z
О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л *
<
S I
н
о ф
со
Рис. 4. Источники получения преступных доходов для последующей легализации
> уклонение от уплаты налогов;
> обеспечение удобного и оперативного доступа к денежные средствам, полученным из нелегальных источников. Создание условий для безопасного и комфортного потребления;
> создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес. Источники получения преступных
доходов для последующей легализации, группированные в зависимости от сферы направленности капитала, представлены на рис. 4.
Проведенное автором исследование показало, что легализация доходов теневой экономики может рассматриваться в контексте легальной экономики сквозь призму формирования теневого капитала, который нелегально вывозится за рубеж, где легализуется в виде приобретения недвижимости, инвестиций в иностранную экономику, создания предпри-
ятий, а затем легально возвращается в Россию в форме инвестиций (рис. 5).
При этом основной объем доходов в противоправной экономической деятельности формируется за счет «серой» экономика, а криминальный теневой капитал составляет в общей массе теневых доходов незначительную часть.
Анализ следственной и судебной практики свидетельствует, что отличительной особенностью легализации теневых доходов является то, что преступление данного типа не совершается неожиданно. Оно всегда с той или иной долей тщательности готовится правонарушителем с применением определенных способов на различных стадиях подготовки и совершения преступления. Процесс легализации теневых доходов невозможен без предварительной подготовки, изучения и оценки обстановки, создания условий, облегчающих ввод денежных средств или иного имущества в ле-
Рис. 5. Принципиальная схема легализации теневых доходов
гальный оборот. Пути и способы совершения преступления многочисленны: при изменении законодательства и социально-экономической обстановки в стране меняются и способы отмывания преступных средств. Нередко новые механизмы легали-
зации разрабатывают специалисты в области налогового и банковского права, финансовые консультанты и юристы, то есть лица, имеющие специальное образование.
Главной целью легализации является представление дохода от противоправной
(О 01
г •
о
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о п ш ю
О *
О ф
у
2
0
1
о *
о
2
ф
Ч
Я *
<
I I-
О ф
со
(О
Ol
Z
О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л *
<
S I
н
о ф
со
деятельности в качестве легального, с тем чтобы иметь возможность использовать теневые деньги и имущество по своему усмотрению, не вызывая подозрения у правоохранительных органов и не раскрывая подлинного источника их происхождения. Для достижения данной цели криминальное сообщество совершает активные действия: оформление фальшивых счетов для оплаты, ведение двойной бухгалтерии, создание в необходимых случаях фиктивных фирм или использование фирм-посредников, размещение денежных средств на чужих счетах. К другим целям легализации можно отнести также сокрытие источников происхождения доходов, полученных нелегальным путем; сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующих сам процесс легализации; уклонение от уплаты налогов; создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес.
На рис. 6 приведено краткое системное изложение наиболее распространенных законных и незаконных способов легализации теневых доходов.
Один из основных способов, применяемых преступными организациями в целях финансирования террористических акций и отмывания средств, полученных преступным путем это злоупотребление в ходе деятельности некоммерческих организаций. Некоммерческие и благотворительные организации затрагивают почти все аспекты жизнедеятельности — образование, спорт, культуру, искусство и пр. Злоупотребления в ходе деятельности таких организаций, в целях отмывания денег могут носить очень разнообразный характер. Одна из возможностей используемых преступниками — это организация некоммерческих организаций в благотворительных целях для отмывания денег и финансирования преступной группировки. Некоммерческие и благотворительные организации могут осуществлять финансирование криминальных структур, при этом физические лица или организации, выступающие в качестве спонсоров, могут не догадываться об этом.
Теневая экономика присуща всем общественным формациям и играет значительную роль не только в межсистемных, но и во внутрисистемных сдвигах. Между появлением спроса на новый институт и образованием соответствующего легального института проходит более или менее значительный временной период, в тече-
ние которого функционируют институты теневой экономики. В качестве примера инновационной функции теневых отношений, объединенной с созданием новых организационных структур внутри той же самой социально-экономической системы, можно привести институциональную коррупцию эпохи перехода от капитализма свободной конкуренции к олигополистическому капитализму.
В сфере противодействия теневой экономики в социально-экономической системе всегда будут существовать противоречия, потому что предпосылки роста и развития теневой экономики заложены в самой системе. Это означает, что рост масштабов теневой экономики зависит от способа разрешения противоречий существования системы, которые при определенных условиях могут трансформироваться в деструктивные, разрушающие ее целостность.
Взаимосвязь теневой экономики и существования социально - экономичес -кой системы можно определить следующим образом: «деструктивные противоречия экономической системы ^ факторы теневой экономики ^ теневая экономическая система ^ восстановление целостности экономической системы ^ разрушение теневой системы». Данная последовательность отражает источник, причину возникновения теневой экономики (деструктивные системные противоречия), так и формирует направление противодействия теневой экономики (восстановление целостности системы). Таким образом, теневая экономика — это система производственных отношений, выражающих деструктивные противоречия, которые разрушают целостность экономической безопасности государства.
Вышеизложенное свидетельствует о необходимости осуществления решительной государственной политики противодействия теневой экономики. 1. Механизмы государственного воздействия на теневую экономику должны найти отражение в долгосрочной государственной Стратегии противодействия теневой экономики и коррупции России. В первую очередь, нужно сформулировать главную цель противодействия теневой экономики и определить реальный уровень, до которого можно минимизировать теневую экономику, чтобы данная задача должна быть выполнимой.
Рис. 6. Способы легализации теневых доходов
2
Ф
■а
Я <
I
н
о ф
(О
Ol
Z
О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л *
<
S I
н
о ф
со
Рис. 7. Механизм противодействия легализации теневых доходов
3.
Индикатором может выступать удельный вес теневой экономики, не превышающий 10 % ВВП. Такое значе- 4. ние индикатора может быть обосновано следующими аргументами: во-первых, зарубежный опыт эффективного функционирования рыночной экономики доказывает допустимость такого уровня теневой деятельности; во-вторых, российская экономическая история свидетельствует, что гипертрофированные масштабы теневой экономики - следствие развития рыночных отношений и недостаточно эффективно проведенной приватизации государственной собственности. 5. Нужно руководствоваться дифференцированным подходом к теневой экономике, так как ее субъекты представляют разные социальные группы и преследуют различные цели. Однако необходимо определить взвешенное соотношение между экономическими и администра-
тивными методами государственного воздействия на теневую экономику. Значительная часть теневых доходов при осмысленном подходе способна стать реальной силой, укрепляющей отечественное производство. При этом следует отметить, что меры косвенного характера (совершенствование налогового и трудового законодательства, системы социальной зашиты, подготовки и переподготовки кадров) могут стать более эффективными по сравнению с прямым административным воздействием (разного рода запреты, усиление наказаний). Необходимо прямое государственное вмешательство, строгая реализация принципа диктатуры закона в качестве мер противодействия умышленным нарушениях законодательства хозяйствующими субъектами, коррупции государственных служащих и теневой активности олигархов.
6. Укрепление вертикали власти остается актуальной проблемой. Процессы сращивания государственной власти с представителями бизнеса, а порой и откровенно криминальными элементами активно протекают на региональном уровне. Необходимы значительные изменения в структуре государственного управления. Институциональные реформы должны охватывать оптимизацию структуры органов государственного управления и правоохранительных органов, формирование системы эффективного государственного контроля в экономической сфере, административную реформу корпуса государственных служащих.
7. Следует отказаться от абсолютизации значения силы и правового характера государства в решении проблемы теневой экономики, так как посред-
ством разнообразных нелегальных схем существуют способы обойти Законы. Кроме того, существуют различные «серые» схемы ведения хозяйственной деятельности. 8. Проблема сокращения масштабов теневой экономики должна решаться путем создания правовых экономических условий по сокращению теневой экономики и взаимодействия с институтами гражданского общества — профсоюзами, организациями предпринимателей, творческими ассоциациями, средствами массовой информации. Таким образом, российское государство посредством управленческого воздействия и последовательной комплексной политики может существенно повлиять на сокращение объема теневой деятельность и укрепление экономической безопасности государства.
(0 01
г •
о
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со