Научная статья на тему 'ТЕНДЕРНАЯ ТОРГОВЛЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ'

ТЕНДЕРНАЯ ТОРГОВЛЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление строительством / тендер / тендерные договоры купли-продажи

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баходир Алишер Углы Холматов, Проф. И.Х.Давлетов

В данной статье рассматриваются конкурсные торги в строительстве. Строительная отрасль является одним из ведущих секторов экономики страны. В настоящее время к числу актуальных проблем, с которыми сталкиваются строительные организации, относится решение вопросов проведения подрядных торгов (конкурсов) на государственные строительные заказы с учетом добросовестной конкуренции и оптимизации цены на производимую строительную продукцию и услуги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕРНАЯ ТОРГОВЛЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ»

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454

Volume 2 | Issue 5 | May, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-5-640-648

ТЕНДЕРНАЯ ТОРГОВЛЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Баходир Алишер углы Холматов

Ташкентский архитектурно-строительный институт Направление управления студентка 2 курса

Научный руководитель: проф. И.Х.Давлетов

Заведующая кафедрой Управление строительством

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются конкурсные торги в строительстве. Строительная отрасль является одним из ведущих секторов экономики страны. В настоящее время к числу актуальных проблем, с которыми сталкиваются строительные организации, относится решение вопросов проведения подрядных торгов (конкурсов) на государственные строительные заказы с учетом добросовестной конкуренции и оптимизации цены на производимую строительную продукцию и услуги.

Ключевые слова: управление строительством, тендер, тендерные договоры купли-продажи.

ВВЕДЕНИЕ

При этом каждое заинтересованное лицо имеет право быть поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна основываться на принципе добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок, для того чтобы выявить лучшие условия поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг [3].

Законодательством запрещается заказчикам, специализированным организациям и их должностным лицам, комиссиям, которые осуществляют закупки, участникам закупок, операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок совершать действия, которые ограничивают конкуренцию, в частности, число участников закупок [2].

Наибольшее число организаций обеспечены заказами в рамках одного квартала. Субъекты малого предпринимательства в строительстве в среднем обеспечены заказами на 4 месяца.

Одним из эффективных инструментов государственной политики,

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454

Volume 2 | Issue 5 | May, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-5-640-648

связанных с сохранением конкурентной среды, поддержкой отечественных товаропроизводителей, развитием определенных субъектов рынка и секторов экономики, является механизм подрядных торгов, способствующий поддержанию потенциала, в т. ч. строительных организаций, и обеспечению сбалансированного решения актуальных задач социально-экономического развития страны.

Однако, для того чтобы повысить эффективность подрядных торгов, необходимо с особым вниманием отнестись к формированию заказа, так как, по мнению экспертов, именно от этого этапа зависит 60% эффективности закупок [4]. В ходе создания заказа проводятся мероприятия, которые определяют и обосновывают закупки, их консолидацию, проводят исследования рынка поставщиков, оптимизируют закупки и поставки продукции, исходя из места и времени.

ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ

Подрядные торги характеризуют форму размещения заказов на строительство, предусматривающую на основе конкурса выбор подрядчика для выполнения работ и оказания услуг. Выбор подрядчиков — это процесс, который включает оценку, проверку и определение наличия у потенциальных подрядчиков технических и финансовых возможностей быть принятым на официальный тендер на строительные работы (услуги).

Из существующей практики заключения договоров (контрактов) строительного подряда, когда подрядчик определяется методом конкурсного отбора, можно сделать вывод, что стоимость строительства и его продолжительность при такой форме заключения строительных договоров может быть меньше на 10-25% по отношению к соответствующим среднерыночным показателям [6].

Именно экономическими соображениями, которыми руководствуются заказчики и инвесторы, когда заключают договора (контракты), можно объяснить, почему эта форма получила такое широкое распространение. Данная форма заключения контрактов является выигрышной как для заказчиков (инвесторов), получающих право выбирать себе подрядчика, более чем другие соответствующего их требованиям и собственным возможностям, так и для подрядчика, который благодаря этой форме контракта получает дополнительный стимул, позволяющий добиться повышения

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454

Volume 2 | Issue 5 | May, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-5-640-648

производительности труда в условиях конкурентной борьбы среди подрядчиков и роста качества производимой им строительной продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг.

При выполнении процедур, которые связаны с организацией и осуществлением подрядных торгов, возникают проблемы, которые осложняют заключение контрактов на основе конкурсного отбора. Они отличаются по своей природе, уровню сложности и способам, позволяющим их упростить или решить, а также по своему технико-экономическому содержанию [5]. К числу наиболее важных проблем, требующих решения, относится: принятие решения о проведения торгов или, иначе говоря, выбора оптимального метода, который позволяет определить начальную цену контракта; сокращение затянутых конкурсных процедур и т. д.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Решение выявленных проблем заключается в том, чтобы:

1. При принятии заказчиком решения, связанного с организацией и проведением подрядных торгов, он руководствовался бы соображениями экономической эффективности договоров, заключаемых на конкурсной основе.

2. Отказаться от привлечения большого количества как представителей заказчика, так и экспертов со стороны, за счет чего разрабатывать и внедрять в практику предварительный отбор претендентов из числа подрядчиков, которые хотят принять участие в торгах, и осуществлять оценку предложений, способствующих сокращению продолжительности процедур, связанных с проведением тендеров, и снижению влияния на результаты торгов деятельности отдельных экспертов по их лоббированию

Путем сравнения характеристик, представленных подрядчиками предложений, которые содержат свои условия и требования, происходит определение потенциального подрядчика.

Критический обзор существующей ситуации в строительном комплексе показывает, что отечественные строительные организации, которые конкурируют в процессе подрядных торгов (конкурсов), имеют низкие результативные показатели в отличие от зарубежных строительных компаний.

Это обусловлено несоответствием качества строительной продукции тем требованиям, которые выдвигают потребители; недостатками процедуры организации и проведения подрядных торгов (конкурсов) в строительстве,

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454

Volume 2 | Issue 5 | May, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-5-640-648

которые выражаются в неполном представлении своих конкурентных преимуществ;

Руководитель строительства и заказчик подготавливают критерии отбора торговых подрядчиков и, при необходимости, анкеты для предварительного квалификационного отбора. Если это необходимо и еще не сделано, готовится OJEU или другие объявления. Руководитель строительства и заказчик рассматривают списки утвержденных торговых подрядчиков, предпочтительную форму контракта, условия контракта и распределение рисков. Затем они координируют начальное совещание с командой консультантов и клиентом, чтобы согласовать программу и процедуры, которые будут приняты для тендера. Руководитель строительства дает любые необходимые инструкции, касающиеся списков утвержденных торговых подрядчиков, любой необходимой рекламы, формы контракта, условий контракта и других требований.

Подготовка тендерной документации.

На этом этапе ведущий проектировщик координирует завершение обязательных согласований и других согласований и переговоров. Менеджер по строительству получает от группы консультантов информацию, необходимую для подготовки тендерной документации, предварительной сметы и прогноза движения денежных средств по торговым контрактам, и координирует подготовку информации, предшествующей строительству. Руководитель строительства координирует рассмотрение тендерной документации и дает указания о внесении изменений, если это необходимо. Они должны подготовить отчет о распределении рисков, в котором указывается, сохраняются ли риски в договорных документах за клиентом, передаются подрядчикам, распределяются или застрахованы.

Заказчик рассматривает тендерную документацию (включая оценку предтендерной сметы по отношению к бюджету) и отчет о распределении рисков и дает указания о внесении изменений, если это необходимо.

Руководитель строительства инициирует процедуры контроля изменений тендерной документации и организует печать тендерной документации.

Выявление потенциальных участников торгов.

Менеджер по строительству и заказчик составляют длинный список подходящих торговых подрядчиков и выдают анкеты для предварительного квалификационного отбора. Руководитель строительства получает заполненные

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454

Volume 2 | Issue 5 | May, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-5-640-648

анкеты предварительного квалификационного отбора и проводит финансовые проверки потенциальных участников торгов (в идеале контракт не должен превышать 20% годового оборота потенциальных участников торгов). Менеджер по строительству координирует консультации с потенциальными участниками тендера и готовит краткий список участников тендера, который должен представить для комментариев или утверждения клиентом. Заказчик принимает или изменяет первоначальный краткий список участников тендера, и, при необходимости, руководитель строительства организует предварительные собеседования с первоначальным кратким списком участников тендера. Руководитель строительства согласовывает любые поправки к первоначальному короткому списку участников торгов и согласовывает с заказчиком окончательный короткий список участников торгов. При необходимости, после замечаний, полученных в ходе предтендерных собеседований, руководитель строительства поручает внести изменения в тендерную документацию.

Определение предпочтительного участника(ов) тендера.

Менеджер по строительству сопоставляет тендерную документацию по каждому из торговых контрактов и организует отправку и возврат от участников тендера. Руководитель строительства собирает запросы от участников торгов и согласовывает ответы, которые должны быть направлены всем участникам торгов. При необходимости руководитель строительства организует для участников тендера собеседования и/или выезды на объекты в середине тендера. Если запросы участников тендера или обсуждения во время собеседований в середине тендера приводят к значительным разъяснениям или изменениям тендерной документации, руководитель строительства может рекомендовать клиенту продлить период тендера.

Заказчик получает тендеры. Они могут следовать формальной процедуре открытия и регистрации тендеров. Менеджер по строительству координирует оценку тендеров. Это может включать дополнительные интервью. Заказчик получает тендерные оценки от руководителя строительства и поручает руководителю строительства вступить в переговоры с предпочтительным(и) участником(ами). Резервный участник может быть сохранен в случае, если переговоры с предпочтительным участником не увенчались успехом. Вступление в переговоры с предпочтительным участником торгов.

Менеджер по строительству координирует переговоры с выбранным(и)

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454

Volume 2 | Issue 5 | May, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-5-640-648

участником(ами) тендера. В любых переговорах крайне важно, чтобы лица, стоящие за столом переговоров, либо имели полномочия полностью согласовать условия, либо с самого начала ясно давали понять пределы своих полномочий. Это может означать повторное совещание с нужными людьми, уполномоченными принимать решения. Руководитель строительства координирует подготовку тендерного отчета. Заказчик рассматривает тендерный отчет и инструктирует руководителя строительства о необходимости внесения изменений в тендерную документацию. В случае получения указаний руководитель строительства координирует корректировки тендерной документации и запрашивает пересмотренную тендерную заявку у предпочитаемого(ых) участника(ов).

Назначение торгового подрядчика.

Менеджер по строительству сопоставляет договорные документы и организует печать (захват) и изготовление двух экземпляров, один для клиента и один для торгового подрядчика. Это может произойти на специально созванной встрече для подписания. В качестве альтернативы клиент может оставить себе один исполненный контракт с выдачей заверенных копий торговому подрядчику, что позволит избежать возможных ошибок при подготовке двух контрактов к исполнению. От торгового подрядчика может потребоваться предоставить: залог исполнения, гарантии, подтверждение страхового покрытия и так далее.

Руководитель строительства организует выдачу копий контрактной документации (или соответствующих частей) группе консультантов. Руководитель строительства сообщает другим участникам тендера, что они потерпели неудачу. Торговые контракты не могут быть выставлены на торги на одном и том же этапе, поэтому этот процесс может повторяться несколько раз в ходе проекта.

Для того, чтобы определить поставщиков (подрядчиков, исполнителей), используются разного вида конкурсы — открытые, с ограниченным участием, двухэтапные, закрытые с ограниченным участием, закрытые двухэтапные, а также аукционы — закрытые и электронные и такие инструменты, как запрос котировок и предложений. Все эти виды конкурсов, аукционов,запросы котировок и предложений проводятся в электронной форме.

Этап тендера представляет собой процесс выбора и назначения торговых подрядчиков. Тендер включает в себя ряд торговых контрактов, заключенных

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454

Volume 2 | Issue 5 | May, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-5-640-648

клиентом, но управляемых руководителем строительства. Торговые контракты не могут быть выставлены на торги на одном и том же этапе, поэтому этот процесс может повторяться несколько раз в ходе проекта.

Торги обычно организуются по следующей схеме: принятие заказчиком решения о форме, в которой будет проводиться конкурс; издание соответствующего распорядительного документа; определение конкретных условий конкурса; определение сроков выполнения работ; определение критериев, по которым оцениваются предложения исполнителей; участие в работе комиссии; организация подготовки конкурсной документации; обеспечение процедуры вскрытия конвертов. По окончании конкурса заказчиком проводится утверждение и доведение до сведения участников итоговых результатов конкурса в срок, предусмотренный конкурсной документацией, заключается контракт с победителем конкурса, о чем извещаются все участники конкурса. Существует запрет на осуществление координации деятельности участников, принимающих участие в конкурсе, который касается организаторов конкурса и всех членов конкурсной комиссии. Им также запрещается входить в одну группу лиц с тем или иным участником конкурса. Не допускается создание преимущественных условий для одного или для группы участников конкурса, в частности, за счет предоставления доступа к конфиденциальной информации или же сокращения размера обеспечения заявки от участника, представляемой для участия в конкурсе.

Организация, выигравшая подряд, заключает договор (контракт) с заказчиком, которым предусматриваются общая стоимость работ, порядок произведения платежей, сроки завершения работ, порядок урегулирования возникающих споров и т.д.

При необходимости могут включаться и другие разделы.

При условии, что конкурс проводится без предоставления участниками альтернативных предложений, имеющих отношение к графику платежей, срокам выполнения контракта, а также уровню затрат при эксплуатации, экономическая оценка заключается лишь в экспертизе цены предмета конкурса, которая предложена претендентами, сравнении ее с той начальной ценой (предполагаемой стоимостью на рынке), рассчитанной устроителями конкурса, и ценовыми предложениями других участвующих в конкурсе претендентов.

Когда закупка и определение поставщиков или же подрядчиков (исполнителей) осуществляется путем организации конкурсов, возможно

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 5 | May, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-5-640-648

выделение лотов, кроме тех случаев, когда речь идет о запросах котировок и предложений и разного рода закрытых электронных процедурах.

Данный случай предусматривает указание в документации о закупке отдельной строкой объекта закупки, обоснованной начальной цены контракта и в случае установления заказчиком требования обеспечения предварительной заявки на участие в закупке — ее размера, а также сроков и других условий, предусмотренных договором поставки товара, выполнения работ (услуг) и в каком размере предусмотрено обеспечение выполнения контракта.

Для участия в закупке и заключения контракта участником закупки подается заявка по отдельному конкретному лоту.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведение в строительстве подрядных торгов, проводимых на конкурсной основе, получает все большее распространение, как форма, устраивающая заказчиков и инвесторов по чисто экономическим соображениям, поскольку заказчики (инвесторы) благодаря данной форме организации подрядных торгов приобретают право выбора надежного партнераподрядчика, который больше всего соответствует их требованиям и потенциалу, в то же время подрядчики обретают стимул, который позволяет повысить производительность труда и одновременно улучшить качество произведенной строительной продукции, выполненных работ и оказанных услуг.

REFERENCES

1. Андреев, Л. В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд : правовое регулирование. — М. : Волтерс Клувер, 2012.

2. Ботоева, Г. И. Государственный заказ : состояние и проблемы развития // Известия ИГЭА. 2009. № 5 (67). С. 28.

3. Бриленок, А. А. Управление закупками // Методы менеджмента качества. 2011. № 3. С.38-43; № 4. С. 17, 24.

4. Сатюков, А. А. Размещение государственного и муниципального заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме // Право и политика. 2011. № 10. С. 16-44.

5. Смотрицкая, И., Черных, С. От государственного заказа к общественным закупкам // Общество и экономика. 2012. № 9. С. 53.

Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)

ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 5 | May, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |

www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-5-640-648

6. Сухадольский, Г. А. Тендеры : вопросы и ответы. — М. : Вершина, 2011.

7. Яковлев, А. А. Система госзакупок в России : на пороге третьей реформы // Общественные науки и современность. 2012. № 5. С. 54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.