Научная статья на тему 'Тенденция развития межбюджетных отношений в России и адаптация зарубежного опыта'

Тенденция развития межбюджетных отношений в России и адаптация зарубежного опыта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / БЮДЖЕТ / СУБСИДИИ / СУБВЕНЦИИ / ПОЛНОМОЧИЯ / ПРИНЦИПЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / НОРМАТИВЫ / ДОХОДЫ / ПРОБЛЕМЫ / ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джамалудинова Мадина Юнускадиевна

В статье проводится характеристика межбюджетных отношений в Российской Федерации. Рассмотрены проблемы внутреннего строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой. В настоящее время формирование межбюджетных отношений как системы не закончено. Целью статьи является построение оптимальной и эффективной системы межбюджетных отношений в Российской Федерации. Предлагается ряд рекомендаций, направленный на совершенствование межбюджетных отношений на современном этапе. Общими предпосылками для дальнейшего их совершенствования должны стать: минимизация политических рисков и политическая консолидация, предполагающие достижение общественного согласия по вопросам распределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы и регионами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденция развития межбюджетных отношений в России и адаптация зарубежного опыта»

УДК 336.14:342.24

Джамалудинова Мадина Юнускадиевна

кандидат экономических наук,

доцент кафедры государственного и муниципального управления, Дагестанский государственный университет. madina0880@mail.ru Madina U. Djamaludinova

Ph. D., associate Professor of Department State and municipal management .

Dagestan State University

madina0880@mail.ru

Тенденция развития межбюджетных отношений в России и адаптация зарубежного опыта

The tendency of development of intergovernmental relations in Russia and adaptation of foreign experience

Аннотация. В статье проводится характеристика межбюджетных отношений в Российской Федерации. Рассмотрены проблемы внутреннего строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой. В настоящее время формирование межбюджетных отношений как системы не закончено. Целью статьи является построение оптимальной и эффективной системы межбюджетных отношений в Российской Федерации. Предлагается ряд рекомендаций, направленный на совершенствование межбюджетных отношений на современном этапе. Общими предпосылками для дальнейшего их совершенствования должны стать: минимизация политических рисков и политическая консолидация, предполагающие достижение общественного согласия по вопросам распределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы и регионами.

Ключевые слова: межбюджетные отношения,

самостоятельность, бюджет, субсидии, субвенции, полномочия, принципы, эффективность, нормативы, доходы, проблемы, децентрализация, совершенствование.

Abstract. The article characterizes interbudgetary relations in the Russian Federation. The problems of the internal structure of the state, its division into constituent parts (territories) and the principles of their mutual relations are considered. At present, the formation of interbudgetary relations as a system is not completed. The aim of the article is to construct an optimal and effective system of interbudgetary relations in the Russian Federation. A number of recommendations are proposed, aimed at improving intergovernmental fiscal relations at the present stage. Common preconditions for their further

improvement should be: the minimization of political risks and political consolidation, involving the achievement of public consensus on the allocation offinancial resources between the levels of the budget system and regions.

Keywords: interbudgetary relations, independence, budget, subsidies, subventions, powers, principles, efficiency, standards, revenues, problems, decentralization, improvement.

Становление России как федерации в корне изменили основы функционирования бюджетной системы и взаимоотношений между разноуровневыми органами власти страны. В этой связи возник вопрос о построении оптимальной и эффективной системы межбюджетных отношений в Российской Федерации. Весьма своеобразное разделение властных полномочий Конституцией Российской Федерации оставляет большие возможности ее составным субъектам для собственной трактовки ее положений. Эти и другие федеральные проблемы в полной мере относятся к Российской Федерации». В этой связи обобщение и анализ мировой практики в области межбюджетных отношений позволит сформулировать предложения для обеспечения экономического и социального благополучия в России. [4, с.11]

В условиях замедления экономической динамики в Российской Федерации особое значение приобретает поиск резервов, использование которых позволит стране вернуться к более высоким темпам роста. К числу наиболее важных резервов такого рода следует отнести не до конца используемый потенциал российских территорий. В свою очередь, одной из ключевых причин данного процесса являются сильные бюджетные диспропорции как между разными территориями одного уровня управления, так и между разными уровнями государственной вертикали. Складывается ситуация, когда важнейшая государственная задача достижения сбалансированности территориальных бюджетов решается главным образом за счёт вторичного перераспределения бюджетных ресурсов. Это свидетельствует о необходимости определённой корректировки приоритетов в регулировании межбюджетных отношений [2, с.34]. Хотя в последние годы были проведены серьёзные реформы бюджетной системы, негативные тенденции в сфере территориальных финансов сохраняются.

Определение межбюджетных отношений в России на законодательном уровне трактует их как «отношения между органами государственной власти и местного самоуправления». Бюджетный кодекс определил также основные принципы межбюджетных отношений («распределение и закрепление расходов бюджетов по уровням бюджетной системы, равенство бюджетных прав субъектов и муниципальных образований, выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности» и другие)

Для выполнения своих функций органам власти субъектов РФ и местного самоуправления необходимы финансовые ресурсы. Источником финансовых средств является экономическая деятельность. Органы власти осуществляют собственную экономическую деятельность в незначительных масштабах и не могут рассчитывать на высокие доходы по этому каналу поступления средств. Поэтому установлен порядок, по которому основную часть доходов они получают за счет поступлений налогов и перечислений из вышестоящих бюджетов [1, с.13].

Анализируя мировой опыт развития бюджетного федерализма, можно заметить, что разграничение бюджетных полномочий в значительной мере зависит от поставленных перед государством стратегических и тактических задач. В этой связи для нашей страны может быть полезен зарубежный опыт по разграничению федеральных и региональных расходных обязательств в области жилищного строительства, коммунального хозяйства, образования и здравоохранения, так как эти направления являются приоритетными национальными проектами и их решение требует активной поддержки и взаимодействия всех уровней власти [5, с.8].

Обобщая изложенное, отмечу, что в зарубежных странах большое внимание уделяется выравниванию региональных различий посредством использования налогов и трансфертов. При этом во всех странах имеются свои особенности, зависящие от уровня экономического и социального развития, политической обстановки, традиций и т.п.

Литература:

1. Дудаев Т.А. Мировой опыт функционирования системы межбюджетных отношений // Бизнес и общество : электронный журн. 2017. № 3 (15). URL: http://busines-society.ru/2017/num-3-15/1_dudaev.pdf. (дата обращения: 24.11.2017).

2. Лавров А. М. Проблемы становления и развития бюджетного федерализма в России // Становление рыночной экономики в России: сб. науч. проектов. — М., 2016. — Вып. 10. — С. 8 — 39.

3. Ондар Д.С. Методологические аспекты анализа межбюджетных трансфертов субъектам РФ // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(41). URL: https://sibac.info/archive/economy/4(41).pdf (дата обращения: 25.11.2017)

4. Раднаева В. Х. Становление и развитие межбюджетных отношений в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2017. — №21. — С. 233-237.

5. Официальный сайт министерства финансов РФ. Электронный ресурс: www.minfin.ru

Literature:

1. Dudayev TA World experience of functioning of the system of interbudgetary relations // Business and society: electronic journal. 2017. No. 3

(15). URL: http://busines-society.ru/2017/num-3-15/1_dudaev.pdf. (date of circulation: 24.11.2017).

2. Lavrov AM Problems of formation and development of budgetary federalism in Russia // The formation of a market economy in Russia: Sat. sci. projects. - M, 2016. - Issue. 10. - P. 8 - 39.

3. Ondar D.S. Methodological Aspects of the Analysis of Intergovernmental Fiscal Transfers to the Subjects of the Russian Federation // Scientific community of students of the XXI century. Economics: collection of articles. Art. by mat. XLI Intern. stud. scientific-practical. Conf. No. 4 (41). URL: https://sibac.info/archive/economy/4(41).pdf (reference date: 25/11/2017)

4. Radnaeva V. Kh. Formation and development of interbudgetary relations in the Russian Federation // Young Scientist. - 2017. - №21. - P. 233237.

5. Official site of the Ministry of Finance of the Russian Federation. Electronic resource: www.minfin.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.