ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ КАРТОГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА В ГЕОИНФОРМАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ТЕРРИТОРИИ
Татьяна Сергеевна Сизикова
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, аспирант кафедры картографии и геоинформатики, тел. 8(383)361-06-35, email: hakkert@mail.ru
Елена Владимировна Комиссарова
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, доцент кафедры картографии и геоинформатики, тел. 8(383)361-06-35, e-mail: komissarova_e@mail.ru
В статье представлены результаты исследования исторических и современных этапов развития дизайна в картографии. В силу своего стремительного развития современное общество и новые информационные технологии, прогрессирующее программное и аппаратное обеспечение стимулирует проведение исследований и разработок научнометодических основ в области оформления картографического материала, а также расширяют возможности компьютерного проектирования и воплощения дизайна при создании картографических произведений, делая его возможности практически безграничными.
Ключевые слова: развития дизайна в картографии, новые информационные
технологии, программное и аппаратное обеспечение.
THE TREND OF DEVELOPING CARTOGRAPHIC DESIGNFOR PROVIDING TERRITORIES WITH GIS DATAWARE
Tatyana S. Sizikova
Post-graduate students, department of Cartography and GIS, SSGA, 10 Plakhotnogo st., Novosibirsk 630008, phone: 8 (383) 361-06-35, e-mail: hakkert@mail.ru
Elena V. Komissarova
Ph.D., Assoc.Prof., department of Cartography and GIS, SSGA, 10 Plakhotnogo st., Novosibirsk 630008, phone: 8 (383) 361-06-35, e-mail: komissarova_e@mail.ru
The results of th research in historical and modern stages of cartographic design development are considered. Due to the society impetuous development and onrush of information technologies the state-of-the art software and hardware stimulate investigations and development of the methodological basis for cartographic materials, enhancing the opportunities of computer-aided designing and implementation of a cartographic design with nearly unlimited capability.
Key words: development of cartographic design, new information technologies, software and hardware.
Сегодня интерес к дизайну в картографии проявляется больше, чем ранее (с появлением компьютерной графики). В силу своего стремительного развития современное общество и новые информационные технологии,
прогрессирующее программное и аппаратное обеспечение стимулирует проведение исследований и разработок научно-методических основ в области картографического дизайна.
В конце XX века в литературе по картографии появился термин «картографический дизайн», который обозначает «формирование (конструирование) эстетического облика карты, атласа, любого другого картографического произведения в соответствии с его функциональным назначением, тематикой, современными художественными принципами и техническими возможностями» [1]. Фактически, дизайн картографических произведений, как художественное конструирование, появился гораздо раньше, на заре цивилизации, когда появились первые картографические изображения. Как величайшее творение человеческой мысли, картографическое изображение прошло свой длинный и сложный путь развития, от примитивных рисунков первобытных людей до очень сложного, порой художественного, картинного изображения и цифровой модели реального мира.
Изучив историю развития дизайна в картографии в разные эпохи, попытаемся теперь со своей стороны провести анализ тенденции развития картографического дизайна (как формы представления информации), сопоставляя его с эволюцией содержания общегеографических карт. Первые картографические произведения начиная с древнейших времен по содержанию были общегеографическими, так как тематическое картографирование зародилось только в XVIII веке.
Дизайн картографических произведений историчен, он развивается и меняется под влиянием различных стилей и эпох. Выделим основные, характерные особенности развития дизайна в картографии по эпохам.
С появлением первых картографических изображений появился и дизайн. Форма передачи информации и оформления их были примитивными, являлись сугубо практическими и отображали только те объекты, которые были необходимы, из-за отсутствия большого объема географической картографической информации.
В период расцвета средневековой картографии формы передачи информации, отличались богатством и великолепием своего декоративного дизайна, из-за скромного географического содержания. В художественном оформлении картографических произведений того периода проявлялась личность мастера, но всегда отражался господствующий стиль эпохи, поэтому картографические произведения эпохи Возрождения принадлежали одновременно и к картографии, и к искусству. В разные периоды развития искусства и картографии менялась и роль дизайна.
В период Великих географических открытий XV-XVII вв., наряду со стремлением к украшению, появилась и тенденция к значительному увеличению содержания картографического изображения, удовлетворению интересов расширяющихся сфер использования картографических произведений, а также к тиражированию. Поэтому интерес к декоративному оформлению резко снизился. Большинство картографических произведений этого периода свидетельствуют о чисто техническом подходе к их разработке и
о пренебрежении эстетической стороной дела, о недооценке значения формы для передачи и восприятия содержания [2].
К. А. Салищев в это время утверждал, что картограф не может быть безразличным к мастерству графики, но все же на вопрос о принадлежности картографии к искусству дает определенно отрицательный ответ.
С начала прошлого века и до наших дней, содержание мелкомасштабных общегеографических карт меняется, но не столь существенно, как ранее.
Во второй половине XX века с появлением новой техники и компьютерных технологий в картографии стремительно развивается научно-технический прогресс, который подчиняется общей тенденции, по мнению Берлянта А.М.: «больше, быстрее, нагляднее» [3].
Таким образом, на смену декоративным формам отображения информации пришли другие формы, то есть технические условные знаки, цензы, нормы и утвердился определений шаблон в оформлении общегеографических карт. Картографическое изображение становится все точнее, внедряются более современные и надежные методы съемок, происходит специализация отраслей науки, все больше отделяя карту от искусства. В результате декоративные формы отображения содержания на картографических произведениях исчезают и к началу XX века произведения мировой картографии приняли по форме отображения современный вид научно-справочных изданий [4].
С 60-х годов XX века начинается новый этап эволюционного развития цивилизации - информационный взрыв общества, в котором появляется новая информация, открытия и знания умножаются в едином информационном пространстве. Происходит увеличение роли информационных технологий в жизни общества; нарастает информатизация общества с использованием сети Интернет, обеспечивающей эффективное информационное взаимодействие людей и их доступ к мировым информационным ресурсам. Человечество переживает стадию информационной революции: общественная потребность в средствах передачи и отображения информации вызывает к жизни новые технологии. В обществе начинается процесс компьютеризации - широкого применения компьютерной техники, затронувший все сферы человеческой деятельности. В конце 80-х гг. развитие технических и программных средств привело к появлению в России понятий «мультимедиа», «мультимедиатехнология», «мультимедиа-произведения». Еще 10 лет назад с этими понятиями могли быть связаны только примитивные попиксельные анимации, простейший синтезированный звук, видеофрагменты очень низкого качества, при этом все было, как правило, не связано между собой, не представляло единый продукт. В наши дни это понятие преобразуется в единые концептуальные проекты, объединяющие все варианты мультимедийных информационных технологий, помогающих отобразить практически все стороны реального мира. Сейчас это бурно развивающаяся информационная технология, проникающая во все сферы человеческой деятельности, в том числе и картографию. Именно мультимедийные средства расширили объем воспринимаемой картографической информации, включающий новые формы: видео, звук, анимация, 3Б модели и ссылки к Интернет и другим ресурсам.
В нашей стране появились следующие мультимедиа-продукты:
- Мультимедийные картографические произведения (атласы, энциклопедии);
- Справочно-картографические ГИС, включающие в себя цифровые векторные карты с базами данных и дополнительный мультимедийный справочный материал в сочетании с поисковыми средствами;
- Картографические информационно-обучающие системы, включающие в себя цифровые векторные карты с базами данных и дополнительный мультимедийный справочный материал в сочетании с поисковыми средствами
[5].
Появление в последнее время таких мультимедийных продуктов, как «История Государства Российского», «Мультимедийный атлас мира»,
«Интерактивный атлас Древнего мира» «Мультимедийный атлас Солнечной системы», мультимедийные и электронные атласы регионов РФ и т.д. является свидетельством возрастающего интереса современного общества к визуальному отображению окружающего нас мира через современные средства мультимедиа.
На данном этапе развития в картографии происходит своеобразный очередной виток возврата к художественному оформлению картографических произведений. В силу своего стремительного развития современное общество и новая компьютерная техника стимулируют необходимость переосмысления традиционного оформления картографических произведений и разработок научно-методических основ в области картографического дизайна, связанных в первую очередь с новейшими разработками в программном обеспечении и мультимедиа технологиях. Эти тенденции в первую очередь затрагивают картографические произведения для широкого круга пользователей, как в печатном виде, так и в электронном. Современные средства дизайна позволяют улучшить картографические произведения с точки зрения их восприятия пользователями. Говоря о картографических произведениях для специалистов, нельзя совсем сбрасывать со счетов понятие дизайна, поскольку им так же необходимы удобство работы, простое восприятие, понимание на интуитивном уровне картографической информации. Но поскольку областей применения специализированных картографических произведений очень много и требования к ним могут существенно разниться, то в статье мы будем описывать принципы дизайна картографических произведений различных по назначению для широкого круга пользователей.
На современном этапе от картографической продукции требуется не только повышение качества изображения, но и максимум наглядности и информативности. Эту задачу может решить компьютерное моделирование дизайна картографических произведений при помощи геоинформационных методов и современных компьютерных технологий, а так же сети Интернет, что делает безграничными возможности дизайна. На данном этапе традиционные картографические произведения могут быть дополнены различными видами анимации, виртуальной реальностью, интерактивностью. А также могут быть усовершенствованы способы отображения тематической информации при
помощи графических редакторов и других современных программных средств, позволяющих обеспечивать художественное оформление картографических произведений для повышения интереса развивающегося общества к картографическим продуктам, для улучшения восприятия большого количества отображаемой информации и для повышения эстетического уровня.
Сегодня картографический дизайн - это комплексная проектнохудожественная деятельность, интегрирующая традиционные и современные теоретические и технические знания, инженерное и художественное мышление. Особая важность для картографического дизайна - это использование наряду с инженерно-техническими и естественнонаучными знаниями средств гуманитарных дисциплин - психологии, семиотики, культурологии и др. Все эти знания объединяются в процессе проектно-художественного моделирования картографического произведения, опирающегося на образное, художественное мышление. Ориентированный на широкие слои потребителей, дизайн позволяет проектировать картографическое произведение максимально эффективно используя рабочую область экрана, рационально организуя при этом расположение главных и второстепенных элементов.
Современный дизайн, как специализированных картографических произведений, так и произведений для широкого круга пользователей, имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать. Оценивать дизайн современных картографических произведений необходимо по другим критериям, нежели традиционные печатные издания, так как огромное влияние на восприятие в данном случае оказывают параметры монитора пользователя, которые влияют на размер отображаемых шрифтов, на цветовую передачу, на яркость и насыщенность.
Таким образом, с появлением мультимедийных средств, в картографическом изображении изменилась содержательная сущность, условные обозначения, способы отображения, возможность использования картографической информации, информативность и особенность восприятия пользователями содержания карты [5-6].
Перед картографами стоит очень важная задача по решению новых вопросов, связанных с оформлением современных картографических произведений, с разработками научно-методических основ в области картографического дизайна, основанных на новейших технических и программных средствах, мультимедийных технологиях.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Геоинформатика. Толковый словарь основных терминов [Текст]/ под ред. А.М. Берлянта и А.В. Кошкарева.-М.: ГИС-Ассоциация, 1999. - 204 с.
2. Баранов Ю.Б., Берлянт А.М., Капралов Е.Г. и др. Геоинформатика. Толковый словарь основных терминов [Текст]/ - М.: ГИС-Ассоциация, 1999.-204с.
3. Берлянт, А.М. Картографический словарь [Текст]/ В.М. Берлянт. - М.:Научный мир, 2005. - 424 с.
4. Комиссарова, Е.В. Исследование и разработка дизайна мультимедийных учебных карт и атласов (на примере географического атласа для средней школы) [Текст]: диссертация на соискание ученой степени к.т.н./ Е.В. Комиссарова - Новосибирск: СГГА, 2003. - 175с.
5. Лисицкий, Д.В. Сущность мультимедийной картографии [Текст]/ Д.В. Лисицкий, Е.В. Комиссарова, Е.С. Утробина, А. А. Колесников, Т.С. Сизикова// ГЕО-Сибирь - 2011: сб. материалов VII Междунар. науч. конгр., Новосибирск, 19-29 апр. 2011г. - Новосибирск: СГГА, 2011.- Т.1, ч. 1. - С. 31-36.
6. Основы геоинформатики [Текст] в 2 кн.: учеб. Пособие для студ. вузов /Е.Г.Капралов, А.В. Кошкарев, В.С. Тикунов и др.; под ред. В.С. Тикунова. - М.: Академия, 2004. - 352с.
© Т.С. Сизикова, Е.В. Комиссарова, 2012