Научная статья на тему 'К вопросу о дизайне карт для использования в инновационных методах обучения (на примере исторических карт для высшей школы)'

К вопросу о дизайне карт для использования в инновационных методах обучения (на примере исторических карт для высшей школы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
330
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБРАЗОВАНИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИЗАЙН УЧЕБНЫХ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / INNOVATIVE METHODS OF EDUCATION / UP-TO-DATE TECHNOLOGIES / DESIGN OF TRAINING CARTOGRAPHIC SUPPLIES FOR HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сизикова Татьяна Сергеевна

В статье поставлен вопрос о необходимости разработки и создания нового вида картографических произведений для инновационных методов обучения (на примере исторических карт для высшей школы). С учетом мировых тенденций применения инновационных технологий в современном образовании и новых информационных методов обучения, необходимо дать другое представление о дизайне картографических произведений. Дизайн таких картографических произведений должен базироваться на последних научных методологических достижениях и возможностях современных технологий и компьютерных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сизикова Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAP DESIGN IN INNOVATIVE METHODS OF TEACHING (ON THE BASIS OF HISTORIC MAPS)

The article focuses on the requirement of a new type of cartographic supplies design and development for innovative teaching (training) methods on the basis of historic maps for high schools. Taking into account new information teaching methods and the world’s trends of using innovation technologies in today’s education, it’s necessary to design new cartographic supplies (products). Design of such cartographic supplies must be based on the latest scientific methodological achievements and up-to-date technologies and software application.

Текст научной работы на тему «К вопросу о дизайне карт для использования в инновационных методах обучения (на примере исторических карт для высшей школы)»

К ВОПРОСУ О ДИЗАЙНЕ КАРТ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИЧЕСКИХ КАРТ ДЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ)

Татьяна Сергеевна Сизикова

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, аспирант кафедры картографии и геоинформатики СГГА, тел. 8(383)361-06-35, e-mail: [email protected]

В статье поставлен вопрос о необходимости разработки и создания нового вида картографических произведений для инновационных методов обучения (на примере исторических карт для высшей школы). С учетом мировых тенденций применения инновационных технологий в современном образовании и новых информационных методов обучения, необходимо дать другое представление о дизайне картографических произведений. Дизайн таких картографических произведений должен базироваться на последних научных методологических достижениях и возможностях современных технологий и компьютерных программ.

Ключевые слова: инновационные методы образования, современные технологии, дизайн учебных картографических произведений для высшей школы.

MAP DESIGN IN INNOVATIVE METHODS OF TEACHING (ON THE BASIS OF HISTORIC MAPS)

Tatyana S. Sizikova

Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo Str., postgraduate student, department of cartography and geoinformatics, tel. 8(383)361-06-35, e-mail: [email protected]

The article focuses on the requirement of a new type of cartographic supplies design and development for innovative teaching (training) methods on the basis of historic maps for high schools. Taking into account new information teaching methods and the world’s trends of using innovation technologies in today’s education, it’s necessary to design new cartographic supplies (products). Design of such cartographic supplies must be based on the latest scientific methodological achievements and up-to-date technologies and software application.

Key words: innovative methods of education, up-to-date technologies, design of training cartographic supplies for high school.

В настоящее время многие страны мира стремятся модернизировать систему образования на основе широкого использования инновационных технологий, которые сегодня предлагают новые перспективы и поразительные возможности для обучения. Поэтому с новым информационным этапом развития общества, накоплением информации, развитием компьютерной техники и технологий, возникает необходимость обновления картографических произведений для высшей школы с использованием инновационных методов обучения (на примере исторических карт по дисциплине «Отечественная история») [1, 2, 3].

Из этого следует, что на данном этапе развития картографирования огромное значение имеет современное картографическое обеспечение высшей школы, органически вписанное в образовательную систему и соответствующее современному состоянию технических и программных средств, применяемых для совершенствования преподавания, а также для использования их в практике научных исследований [4, 5].

Из традиционной картографии известно, что картографические произведения для высшей школы являются научно-справочными и должны базироваться на последних научных методологических достижениях, возможностях современных технологий, в частности, средствах мультимедиа и интерактивности

в современном образовании [6]. Инновационные методы обучения в высшей школе (рис. 1) можно разделить на три глобальных блока, тесно связанных между собой.

___ Персональные

компьютеры

Планшеты, смартфоны,

— и другие мобильные устройства

- Наличие Интернета

Лекционные замятия

Преподаватель

Группа

Интерактивная доска Мультимедийные карт, произведения

Современные аппаратные и программные средства

Очное общение

Элементы

воспитания

Эмоциональное

представление

материала

Интерактивная -доска

Персональные

компьютеры

Дополнительные средства (колонки, проектор и т.п.) “

Дистаициоииос общение (Интернет) Индивидуальность подхода

Координирование Консультирование

Руководство

Помощь

Проверка знаний, лабораторных и курсовых работ

Студент С=0 Студент

1

- Преподаватель

Группа Группа

Самообучение (мобильное обучение)

Самоконтроль знаний и информации

Самопроверка

Подготовка к семинарам и тестам

Семинары и практические занятия

_ Студент

Преподаватель

1

Группа Группа

Пульты

голосования

Обсуждения

3

о. с

со

Іі* т х її

2 5І

ш о §

1

2 о

Рис. 1. Схема применения инновационных методов в образовательном процессе

Важнейшим блоком обучения всегда по праву являлись лекционные занятия. Для целей наглядности на лекционных занятиях использовались печатные плакаты (схемы, карты и т. д.), телевизор, видео- и аудиомагнитофоны, проекторы для просмотра пленки и т. д., для установления и запуска которых требовалось время [7]. С появлением инновационных технологий стал возможным показ лекционного материала в единой компьютерной среде, выполненной при помощи программных средств, для демонстрации которого используются компьютер, интерактивная доска, система звука, проектор. К достоинствам такой системы относятся: быстрота и

удобная организация проведения лекции за счет отсутствия необходимости поиска информации для показа, установки техники, перемотки и т. д. [8].

Еще одним из важнейших блоков является процесс общения преподавателя и студента, а также самостоятельного обучения. С появлением и распространением сети Интернет стала возможной организация легкого общения студентов с преподавателем при помощи электронной почты.

С появлением инновационных технологий стало возможным использование на семинарах и практических занятиях пультов голосования для определения процентного соотношения мнений студентов различных групп по каким-либо вопросам или задачам, поставленным преподавателем для обсуждения. Стало возможным использование компьютерной системы тестирования, построенной при помощи программных средств. Такие системы имеют ряд преимуществ: одинаковое время для всех студентов,

запрограммированное таким образом, что программа завершает тест по его истечении; быстрая автоматическая проверка с выведением результата на экран и т. д.

Использование инновационных методов в обучении приводит к качественным изменениям в области образования, что, в свою очередь, стимулирует необходимость разработки нового вида учебных картографических произведений и методики применения карт в образовательном процессе с использованием инновационных методов обучения

[9, 10, 11, 12].

Таким образом, проводимые исследования в области разработки дизайна картографических произведений для инновационного метода обучения (на примере исторических карт для высшей школы) являются актуальными и своевременными, так как внедрение новых технологий в создание картографических произведений такого вида открывает новые возможности и идеи переосмысления в их оформлении и использовании [13].

В связи с этим, необходимо решение следующих задач:

- исследование и оценка возможностей применения современных редакторов компьютерной графики в картографии и компьютерных методов создания картографических произведений для использования в инновационных методах обучения;

- разработка теоретически обоснованных основных требований к дизайну картографических произведений образовательного назначения, используемых в высшей школе, с учетом современных требований к высшему профессиональному образованию;

- разработка научно-методических основ дизайна при создании учебных картографических произведений для использования в инновационных методах обучения в высшей школе;

- разработка технологической схемы создания учебных картографических произведений для использования в инновационных методах обучения в высшей школе;

- разработка проекта дизайна создания учебных картографических произведений для использования в инновационных методах обучения в высшей школе.

Для анализа и дальнейших разработок в области дизайна учебных картографических произведений нами были выбраны исторические произведения для изучения дисциплины «Отечественная история». Выбор был обусловлен следующими причинами:

- исторические карты, как никакой другой вид карт, имеют большой объем информации о динамике процессов и явлений, что позволяет в полной мере реализовать оформительские возможности и принципы современного дизайна, а также средств мультимедиа и анимации на картографических произведениях;

- исторические карты могут позволить отобразить максимальное разнообразие стилистических вариантов оформления;

- при разработке данного вида карт возникает острая необходимость решения вопросов большой информативности с сохранением максимальной наглядности и читаемости картографических произведений;

- для дисциплины «Отечественная история» особенно важны инновационные технологии, позволяющие отображать большой массив иллюстративной информации в единой картографической среде без потери времени на поиск необходимых фрагментов видео, рисунков, графиков и т. д.

Таким образом, совокупность инновационных методов обучения с применением современных технологий картографического дизайна при создании исторических картографических произведений для высшей школы будет способствовать повышению интереса учащихся не только к определенному картографическому произведению или историческому событию и процессу, но и к истории в общем, даст возможность «погрузиться» в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, будет содействовать становлению объемных и ярких представлений о прошлом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Применение мультимедийных карт в интерактивном режиме для лекционного курса по дисциплине «Отечественная история» / Д.В. Лисицкий, Е.В. Комиссарова, В.А. Ракунов, А.А. Колесников, П.Ю. // Актуальные вопросы модернизации высшего образования : сб. материалов региональной науч.-методич. конф. - Новосибирск: СГГА, 2010. - С. 76-78.

2. В.А. Ракунов. Метод визуализации данных в преподавании дисциплин гуманитарного цикла // Единое информационно-образовательное пространство - основа инновационного развития вуза : сб. материалов региональной науч. -методич. конф. -Новосибирск: СГГА. - 2011. - С. 77 - 78.

3. Надыров И.О. Использование трехмерных моделей местности в учебном процессе // ГЕО-Сибирь-2011. VII Междунар. науч. конгр. : сб. материалов в 6 т. (Новосибирск, 19-29 апреля 2011 г.). - Новосибирск: СГГА, 2011. Т. 1, ч. 2.- С. 53-58.

4. Методика подготовки картографических материалов для использования в мультимедийных приложениях, ориентированных на отображение динамики исторических событий / Д.В. Лисицкий, М.Н. Колоткин, Е.В. Комиссарова, В.А. Ракунов, А.А. Колесников,

Т.С. Сизикова // ГЕ0-Сибирь-2011. VII Междунар. науч. конгр. : сб. материалов в 6 т. (Новосибирск, 19-29 апреля 2011 г.). - Новосибирск: СГГА, 2011. Т. 1, ч. 1. - С. 37-40.

5. Касьянова Е.Л., Утробина Е.С. Применение обучающегося программного

оборудования SMART для проведения занятий по дисциплинам специальности «Картография» // Единое информационно-образовательное пространство - основа инновационного развития вуза : сб. материалов региональной науч.-методич. конф.

(Новосибирск, 24 февраля 2011 г.). - Новосибирск: СГГА, 2011. - С. 109-111.

6. Надыров И.О. Описание концепции интерактивной карты // Вестник СГГА. - 2011. -Вып. 1(14). - С. 62-68.

7. Сущность мультимедийной картографии / Д.В. Лисицкий, Е.В. Комиссарова, Е.С. Утробина, А.А. Колесников, Т.С. Сизикова // ГЕО-Сибирь-2011. VII Междунар. науч. конгр. : сб. материалов в 6 т. (Новосибирск, 19-29 апреля 2011 г.). - Новосибирск: СГГА, 2011. Т. 1, ч. 2.- С. 31-36.

8. Лисицкий Д.В. Методика проведения лекционных занятий на базе мультимедийного проектора и диалоговой доски // Вестник СГГА. - 2011. - Вып. 1(14). - С.147-152.

9. Общие технологические схемы создания географического мультимедийного атласа и географической мультимедийной карты / Д.В. Лисицкий, Е.В. Комиссарова, Е.С. Утробина, А.А. Колесников, Т.С. Сизикова // ГЕО-Сибирь-2011. VII Междунар. науч. конгр. : сб. материалов в 6 т. (Новосибирск, 19-29 апреля 2011 г.). - Новосибирск: СГГА, 2011. Т. 1, ч. 1.

С. 41-44.

10. Проектирование интерфейса мультимедийного блока инструментальной справочно-аналитической ГИС / Д.В. Лисицкий, Е.С. Утробина, Е.В. Комиссарова, А.А. Колесников // ГЕО-Сибирь-2011. VII Междунар. науч. конгр. : сб. материалов в 6 т. (Новосибирск,

19-29 апреля 2011 г.). - Новосибирск: СГГА, 2011. Т. 1, ч. 1. - С. 205-209.

11. Применение современных мультимедийных технологий для отображения динамики исторических процессов (на примере мультимедийного атласа Новониколаевск-Новосибирск) / Д.В. Лисицкий, Е.В. Комиссарова, А.А. Колесников, Т.С. Сизикова // «ИнтерКарто-ИнтерГИС17».Устойчивое развитие территорий: теория ГИС и практический опыт (14-15 декабря 2011 г.). - Белокуриха, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Лисицкий Д.В., Кацко С.Ю. Влияние современных технических средств на

возможности работы с геопространственными данными пользователей с минимальным уровнем ГИС-подготовки // Инновационные технологии сбора и обработки геопространственных данных для управления природными ресурсами : материалы

междунар. конф. (Усть-Каменогорск, 3-7 сент. 2010 г.). - Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2010. -С. 51-59.

13. Изучение 3D Studio MAX для создания 3-мерных моделей местности по данным MapInfo / Д.В. Лисицкий, Е.В. Комиссарова, П.Ю. Бугаков, А.А. Колесников // Актуальные вопросы модернизации высшего образования : сб. материалов региональной науч.-методич. конф. (Новосибирск, 11-12 февраля 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2010. - С. 71-73.

© Т.С. Сизикова, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.