Научная статья на тему 'Методика подготовки картографических материалов для использования в мультимедийных приложениях, ориентированных на отображение динамики исторических событий'

Методика подготовки картографических материалов для использования в мультимедийных приложениях, ориентированных на отображение динамики исторических событий Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
499
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Лисицкий Д. В., Колоткин М. Н., Комиссарова Е. В., Ракунов В. А., Колесников А. А.

Методы использования традиционных картографических материалов в мультимедийных атласах на данный момент могут быть очень разнообразны вследствие большого количества форматов растровых и векторных данных и различий программного обеспечения. В статье рассматривается методика подготовки картографических материалов: сканирование бумажных оригиналов, конвертация, очистка и импорт растровых изображений, подготовка векторных данных ГИС, издательских систем различных форматов для их дальнейшего использования в программном обеспечении Adobe Flash. Также кратко описаны этапы подготовки имеющейся информации для последующего использования расстановка материалов в хронологическом порядке с учетом связей объектов и явлений, переработка условных знаков и легенды карты, создание временной шкалы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Лисицкий Д. В., Колоткин М. Н., Комиссарова Е. В., Ракунов В. А., Колесников А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUES FOR CREATING CARTOGRAPHIC MATERIALS FOR MULTIMEDIA APPLICATIONS AIMED AT HISTORICAL EVENTS REPRESENTATION

The number of the techniques for applying traditional cartographic materials in multimedia atlases is great due to the variety of raster and vector data formats and software. The paper presents techniques for creating and applying cartographic materials in Adobe Flash software: paper originals scanning, conversion, raster image cleaning and import, preparation of GIS vector data and different formats of publishing systems for import. A brief description of the received information preparation stages is given. It may be used in e-form for arranging the materials in chronological order, their linking, revision of conventional signs and the map legend.

Текст научной работы на тему «Методика подготовки картографических материалов для использования в мультимедийных приложениях, ориентированных на отображение динамики исторических событий»

УДК 528.926:004

Д.В. Лисицкий, М.Н. Колоткин, Е.В. Комиссарова, В.А. Ракунов,

А.А. Колесников, Т.С. Сизикова СГГА, Новосибирск

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРИЛОЖЕНИЯХ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ОТОБРАЖЕНИЕ ДИНАМИКИ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ

Методы использования традиционных картографических материалов в мультимедийных атласах на данный момент могут быть очень разнообразны вследствие большого количества форматов растровых и векторных данных и различий программного обеспечения.

В статье рассматривается методика подготовки картографических материалов: сканирование бумажных оригиналов, конвертация, очистка и импорт растровых изображений, подготовка векторных данных ГИС, издательских систем различных форматов для их дальнейшего использования в программном обеспечении Adobe Flash. Также кратко описаны этапы подготовки имеющейся информации для последующего использования -расстановка материалов в хронологическом порядке с учетом связей объектов и явлений, переработка условных знаков и легенды карты, создание временной шкалы.

D. V Lisitsky, M.N. Kolotkin, Ye. V Komissarova, V.A. Rakunov, A.A. Kolesnikov,

T.S. Sizikova SSGA, Novosibirsk

TECHNIQUES FOR CREATING CARTOGRAPHIC MATERIALS FOR MULTIMEDIA APPLICATIONS AIMED AT HISTORICAL EVENTS REPRESENTATION

The number of the techniques for applying traditional cartographic materials in multimedia atlases is great due to the variety of raster and vector data formats and software.

The paper presents techniques for creating and applying cartographic materials in Adobe Flash software: paper originals scanning, conversion, raster image cleaning and import, preparation of GIS vector data and different formats of publishing systems for import. A brief description of the received information preparation stages is given. It may be used in e-form for arranging the materials in chronological order, their linking, revision of conventional signs and the map legend.

Исследования выполнены при финансовой поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» (ГК № 02.740.11.0735).

Использование мультимедийных методов в сочетании с картографическими революционизируют исторические исследования, позволяют подчеркнуть многомерность и образность исторических событий.

Для историка главная проблема в работе заключалась в сложности и трудоемкости согласованности показа динамики исторических процессов, например, связь между явлениями и процессами необходимо проанализировать как в течение времени, так и в пределах конкретного временного отрезка. Новая волна интереса историков вызвана появлением компьютерных технологий и методов, в том числе и мультимедийных, которые дополняют геоинформационную и картографическую информацию информацией в других формах (видео, звук, анимация, ссылки к Интернет-ресурсам). Они позволили радикально изменить работу историков с картографическим изображением.

Привлечение средств мультимедиа, в частности анимации для решения задач исторического исследования позволяет расширить возможности использования исторических карт. Возможность визуализации результатов исторического исследования позволяет обеспечивать публикации высоко информационных картографических произведений с помощью гиперссылок, которые дают возможность историку осуществить важнейший системный принцип - «движение от общего к частному», гибкий и оперативный поиск, визуализацию картографической информации с использованием этих ссылок, при активации которых быстро выводить необходимую информацию на экран монитора.

Основным материалом для создания мультимедийных картографических произведений обычно являются традиционные картографические материалы в виде бумажных оригиналов, диапозитивов, растровых изображений, векторных карт и т.п. Поскольку большинство программ работы с анимацией представляют собой варианты векторных редакторов, то при импорте в них картографических данных возникает ряд проблем.

Обработка растров зависит от самого изображения, растры хорошего качества обычно используются как подложка без векторизации, что позволяет значительно сократить трудозатраты. Требования к качеству растров предъявляют исходя из назначения картографического произведения, его аудитории, актуальности, значимости, присутствию инструментов интерактивного просмотра. Очистку растров от ”мусора” осуществляют либо в специализированном программном обеспечении (EasyTrace, SpotLight), либо графических редакторах (Photoshop, GIMP). Стилизацию изображений также обычно предварительно производят в графических редакторах.

Если же растровая карта по качеству не удовлетворяет требованиям, то производят ее векторизацию. Этот процесс осуществляется либо в самой программе создания анимации, либо используется другое программное, позволяющие осуществить векторизацию более быстро и качественно.

Adobe Flash позволяет импортировать векторную информацию из файлов, созданных в Illustrator и FreeHand. Если нужно загрузить данные из CorelDraw, то информацию переносят с помощью файлов формата swf. Перенести данные из ГИС обычно возможно только через формат dxf, если импорт напрямую не работает или дает неудовлетворительные результаты, то файлы dxf загружают в какую-либо издательскую программу и уже из нее сохраняют файлы пригодные для Flash.

Трехмерные изображения в мультимедийных картографических произведениях обычно представлены в виде заранее подготовленных видеороликов. Использование 3D движков, созданных для Flash, обычно ограничивается интерактивным осмотром трехмерного объекта.

Легенда для мультимедийной карты с одной стороны должна отображать все виды условных знаков имеющихся на карте, а с другой должна быть достаточно компактной и простой для восприятия, поскольку обычно такие карты используются неспециалистами.

Обычно программы, предназначенные для создания мультимедийных роликов или презентаций не способны работать с картографическими проекциями, отображать координаты, рассчитывать масштаб отображения и для отображения этих параметров приходиться производить вычисления по формулам, в качестве исходных данных, опираясь, как правило, на пиксели.

При создании мультимедийных картографических произведений необходимо учитывать способ распространения. От него зависят итоговые объемы, которых необходимо придерживаться, чтобы пользователь мог без длительного ожидания осуществлять просмотр, если производиться распространение через интернет, либо чтобы объем информации помещался на наиболее распространенные носители, если производится тиражирование. Также при просмотре продукта через интернет крупные произведения обычно разделяют на части, которые подгружаются по мере надобности, тем самым уменьшая объем передаваемых данных, поскольку разным пользователям могут понадобиться разные блоки и загружать сразу все элементы часто нецелесообразно. Наиболее просто выделить для загрузки отдельные карты, элементы описания, фотографии и видеоролики, более сложными решениями является разделение большой карты на набор небольших элементов (тайлов), которые динамически подгружаются при перемещении точки просмотра или изменении масштаба.

В мультимедийных произведениях способом организации и связи массивов данных является гиперфайловый принцип. Поэтому при создании обычнее предварительно составляют структурную схему, на которой указаны все карты, их взаимодействие, выделены интерактивные объекты на них, указаны связи между элементами карты и мультимедийными объектами, описана структура главного и вспомогательных меню, наличие библиотеки объектов, поисковой системы.

Если представлено несколько карт одной территории, отображающей различные временные периоды, то логичным является применение временной

шкалы, позволяющей наглядно отобразить развитие во времени и произвести визуальную оценку изменений. Шкалу разбивают на отдельные отрезки, обычно отображающие одинаковые временные интервалы, также на ней могут быть нанесены метки ключевых событий, которые позволяют перейти к фрагменту нужной карты.

Использование слоев позволяет лучше проанализировать состояние местности путем наложения нескольких карт на одну и ту же территорию.

Отображение динамики исторических событий с помощью анимации позволяют усиливать информационную ценность условных знаков как средства передачи информации и особенности их восприятия пользователями карты, при этом расширяя объем информации об объектах или явлениях с помощью гиперссылок на такие источники информации как видеосюжет, звуковое сопровождение и др. [1-5].

В Сибирской государственной геодезической академии на кафедре картографии и геоинформатики в сотрудничестве с кафедрой гуманитарных наук под руководством профессоров, доктора технических наук Лисицкого Д.В. и доктора исторических наук Колоткина М.Н. ведутся научноисследовательские работы по теме: «Создание серии исторических карт на территорию Новосибирской области с применением мультимедийных методов».

Выполненные научные исследования позволяют нам осознать огромные возможности применения мультимедийных картографических методов при отображении динамики исторических событий в историко-картографических исследованиях, создают основу для становления и дальнейшего развития мультимедийной картографии, в частности анимационного картографирования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Лисицкий, Д. В. Эволюция историко-картографического метода исследования исторических процессов в связи с применением мультимедийных методов [Текст] / Д.В. Лисицкий, М.Н. Колоткин, Е.В. Комиссарова, В.А. Ракунов, А.А. Колесников, А.В. Фишер // ГЕО-Сибирь - 2008: сб. материалов IV Междунар. науч. конгр., Новосибирск, 22-24 апр. 2008 г.- Новосибирск: СГГА,2008.- Т. 1, ч. 1. - С. 118- 121.

2. Берлянт, А.М. Картографический словарь [Текст] / В.М. Берлянт. - М: Научный мир, 2005.- 424 с.

3. Берлянт А.М. Картография: учебник / А.М. Берлянт.- 2 -е издание, исправленное и дополненное. - М.:КДУ, 2010. - 328 с.: ил. табл.;[16а]: цв. ил.

4. Востокова, А.В. Оформление карт. Компьютерный дизайн [Текст]: учебник / А.В. Востокова, С.М. Кошель, А.А. Ушакова; под ред. А.В. Востоковой. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 288 с.

5. Геоинформатика: в 2 кн. [Текст] / 1:учебник для студ. Высш. Учеб. заведений / Е.Г. Капралов, А.В. Кошкарев, В.С. Тикунов и др.; под ред. В.С. Тикунова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 384 с.

© Д.В. Лисицкий, М.Н. Колоткин, Е.В. Комиссарова, В.А. Ракунов, А.А.

Колесников, Т.С. Сизикова, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.