Научная статья на тему 'Современная интерактивная карта для учебных целей и ее место в классификации электронно-цифровых карт'

Современная интерактивная карта для учебных целей и ее место в классификации электронно-цифровых карт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
835
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ КАРТА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНТЕРАКТИВНАЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ВИД / КАРТОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / LEARNING MAP / THE EDUCATIONAL PROCESS / INTERACTIVE / CLASSIFICATION / A SPECIALIZED KIND OF MAPS / CARTOGRAPHIC APPLICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молокина Татьяна Сергеевна, Колесников Алексей Александрович, Комиссарова Елена Владимировна

Статья посвящена современной карте для учебных целей и определено её место в классификации электронно-цифровых карт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Молокина Татьяна Сергеевна, Колесников Алексей Александрович, Комиссарова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN INTERACTIVE MAP FOR EDUCATIONAL PURPOSES AND ITS PLACE IN THE CLASSIFICATION OF ELECTRONIC-DIGITAL MAPS

The article is described modern map for educational purposes and defined its place in the classification of electronic digital maps.

Текст научной работы на тему «Современная интерактивная карта для учебных целей и ее место в классификации электронно-цифровых карт»

УДК 528.926:004

СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ И ЕЕ МЕСТО В КЛАССИФИКАЦИИ ЭЛЕКТРОННО-ЦИФРОВЫХ КАРТ

Татьяна Сергеевна Молокина

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, аспирантка кафедры картографии и геоинформатики, тел. (923)785-93-09, e-mail: [email protected]

Алексей Александрович Колесников

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры картографии и геоинформатики, тел. (913)725-09-28, e-mail: [email protected]

Елена Владимировна Комиссарова

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, доцент кафедры картографии и геоинформатики, тел. (913)710-85-60, e-mail: [email protected]

Статья посвящена современной карте для учебных целей и определено её место в классификации электронно-цифровых карт.

Ключевые слова: учебная карта, образовательный процесс, интерактивная, классификация, специализированный вид, картографическое произведение.

MODERN INTERACTIVE MAP FOR EDUCATIONAL PURPOSES AND ITS PLACE IN THE CLASSIFICATION OF ELECTRONIC-DIGITAL MAPS

Tatyana S. Molokina

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., graduate student of department of cartography and geoinformatics, tel. (923)785-93-09, e-mail: [email protected]

Alexey A. Kolesnikov

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Senior lecturer, Department of Cartography and Geoinformatics, tel. (913)725-09-28, e-mail: [email protected]

Elena V. Komissarova

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Assoc. Prof., Department of Cartography and Geoinformatics, tel. (913)710-85-60, e-mail: [email protected]

The article is described modern map for educational purposes and defined its place in the classification of electronic digital maps.

Key words: learning map, the educational process, interactive, classification, a specialized kind of maps, cartographic application.

Глобальные перемены в образовании, связанные с присоединением нашей страны к Болонскому процессу, широкое использование компьютерных технологий в учебном процессе требуют новых решений, обеспечивающих глубокое усвоение учащимися большего объема материала за меньшие сроки. При этом необходимо учитывать, что в связи с расширением информационного пространства, происходит изменение форм восприятия учебного материала современными учащимися, в том числе и картографического.

В последние годы создаются и используются многочисленные картографические обучающие сервисы и программы, однако они в большинстве случаев ориентированы на среднюю школу и не соответствуют требованиям высшего образования. В тоже время, образовательный процесс в вузах оказывается наименее обеспеченным картографическими материалами, органически включенными в образовательную систему и отвечающими требованиям современного состояния технических и программных средств, благодаря которым стали возможны сложные интерактивные процессы взаимодействия между пользователями и картографическими произведениями.

Необходимость обеспечения образовательного процесса современными картографическими материалами дает новый импульс в проведении исследований и разработок в области создания и использования учебных картографических произведений.

В работах [1, 2] впервые было сформулировано определение современной карты для учебных целей, где показана её сущность и особенности. Дальнейшая работа в данной научно-практической области на основе выполненного формального анализа и сравнения, позволяет нам уточнить сущность определения нового вида учебной карты.

Учебная многофункциональная карта (УМК) - это интерактивная и мультимедийная электронно-цифровая карта по конкретной дисциплине, дающая возможность в автоматизированном режиме создавать, использовать и редактировать тематико-картографические шаблоны, которые сгруппированы по темам дисциплины и видам обучения. При этом под тематико-картографическим шаблоном предлагаем понимать картографическое изображение с набором характеристик отображения картографической информации в зависимости от выбранного пользователем режима, которые задаются программой по умолчанию. Процесс редактирования тематико-картографических шаблонов может быть осуществлен всеми пользователями системы, с учетом ограничений в зависимости от типа пользователя, при помощи специальных инструментов и классификатора условных знаков.

В работах [3-7] весьма полно приведены классификации традиционных учебных и электронно-цифровых картографических произведений по основным признакам, однако, в этих работах нет термина «учебной многофункциональной карты» или «интерактивной карты».

Применение средств, позволяющих динамически регулировать содержание карт в зависимости от выбранного режима, при создании учебных картографических произведений дает возможность превращать их в новый вид

картографического произведения, с качественно новыми возможностями, а также позволяет пользователю создавать тематико-картографические шаблоны, соответствующие поставленным целям. К вопросу создания картографических произведений с использованием подобных средств обратились сравнительно недавно, и опыт их создания и использования находятся в стадии развития.

Наряду с традиционными и электронными учебными картографическими произведениями, представляемыми в аналоговой или электронной формах, появился и принципиально новый вид учебных картографических произведений - УМК.

В связи с этим возникает необходимость научного обобщения опыта и внесение в общую классификацию электронно-цифровых картографических произведений УМК.

На основе проведенного анализа существующих классификаций традиционных (печатных) и электронно-цифровых учебных карт по основным признакам, учитывая особенности УМК, автором предложена общая классификация электронно-цифровых карт с добавлением класса, отвечающего основанию по величине экрана, представляющего карту (рис. 1).

Рис. 1. Место УМК в классификации электронно-цифровых карт

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Молокина Т. С. Многофункциональная учебно-ориентированная карта (МУОК) -новый вид картографического произведения для высшей школы // Геодезия и картография. -2014. - № 9 - С. 16-20.

2. Многофункциональная учебно-ориентированная карта (МУОК) - новый вид картографического обеспечения обучения в высшей школе / Г. А. Уставич, Т. С. Молокина, А. А. Колесников, Е. В. Комиссарова // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2014. - № 4/1. -С. 78-84.

3. Картоведение: учебник для вузов / А. М. Берлянт, А. В. Востокова, В. И. Кравцова и др.; под ред. А. М. Берлянта. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 477 с.

4. Билич Ю. С., Васмут А. С. Проектирование и составление карт: учебник для вузов. -М.: Недра, 1984. - 364 с.

5. Салищев К. А. Картография: учебник. - М.: МГУ, 1982. - 198 с.

6. Лисицкий Д. В., Комисарова Е. В., Писарев В. С. Общая классификация электронных картографических произведений // Геоинформационное картографирование сбалансированного территориального развития: материалы VIII науч. конф. по темат. картографии. -Иркутск: Ин-т географии им. В. Б. Сочавы, 2006. - Т. 1. - С. 32-34.

7. Комиссарова Е. В. Географические мультимедийные атласы и их классификация // Тр. междунар. научно-техн. конф. «Соврем. проблемы геодезии и оптики». - Новосибирск: СГГА, 2003. - С. 102-103.

8. Лисицкий Д. В. Перспективы развития картографии: от системы «Цифровая земля» к системе виртуальной геореальности // Вестник СГГА. - Новосибирск, 2013. - Вып. 2 (22). -С. 8-16.

© Т. С. Молокина, А. А. Колесников, Е. В. Комиссарова, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.