Научная статья на тему 'Тенденция развития дестинаций в регионах Российской Федерации'

Тенденция развития дестинаций в регионах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
817
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / ТУРИСТКИЙ ПРОДУКТ / ПРЕДПРИЯТИЯ ТУРИНДУСТРИИ / ТУРИСТКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ / TOURIST DESTINATION / TOURIST PRODUCT / TOURISM INDUSTRY BUSINESSES / TOURIST RECREATIONAL ZONES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гарифуллина Р.С., Сафин Ф.М.

Статья посвящена анализу туристической дестинации как социально-культурного и экономического феномена. Ее содержание продиктовано необходимостью проследить генезис данного явления и охарактеризовать сегодняшнее состояние туристической дестинации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF DESTINATIONS IN THE RUSSIAN REGIONS

This article analyzes the tourist destination as a socio-cultural and economic phenomenon. Its content is dictated by the need to trace the genesis of this phenomenon and describe the current status of a tourist destination. The scientific and practical literature on the tourism industry, there is no single approach to defining the essence of a destination as an economic phenomenon that causes arising in connection with this difference in the justification of its functions, components and elements of the destination in the modern economic system. Thus, a world tourist destination refers to a specific territorial system of social, economicand political characteristics. It is these features is determineda set of quantitative and qualitative characteristics, determining the attractiveness of a particular destination for the potential tourists

Текст научной работы на тему «Тенденция развития дестинаций в регионах Российской Федерации»

УДК 338.48

Р.С.Гарифуллина, Ф.М.Сафин ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ ДЕСТИНАЦИЙ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья посвящена анализу туристической дестинации как социально-культурного и экономического феномена. Ее содержание продиктовано необходимостью проследить генезис данного явления и охарактеризовать сегодняшнее состояние туристической дестинации.

Ключевые слова: туристическая дестинация, туристкий продукт, предприятия туриндустрии, туристко-рекреационные зоны.

R.S.Garifullina, F.M. Safin. TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF DESTINATIONS IN THE RUSSIAN REGIONS

This article analyzes the tourist destination as a socio-cultural and economic phenomenon. Its content is dictated by the need to trace the genesis of this phenomenon and describe the current status of a tourist destination.

The scientific and practical literature on the tourism industry, there is no single approach to defining the essence of a destination as an economic phenomenon that causes arising in connection with this difference in the justification of its functions, components and elements of the destination in the modern economic system.

Thus, a world tourist destination refers to a specific territorial system of social, economicand political characteristics. It is these features is determineda set of quantitative and qualitative characteristics, determining the attractiveness of a particular destination for the potential tourists.

Keywords: tourist destination, tourist product, tourism industry businesses, tourist recreational zones.

Туризм - крупный развивающийся сектор мировой экономики. В современном глобализирующемся мире развитие туризма характеризуется все возрастающей динамикой. Вклад туризма в глобальный ВВП в 2014 году, по данным Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), вырос на 3%. Число занятых в отрасли увеличилось на 5% и достигло 260 млн.чел. В странах с развитой экономикой доля туризма в совокупном ВВП страны составляет до 16% [5, с. 51].

Для России, как и для многих стран мира, характерна ярко выраженная тенденция увеличения доли туристического сектора в ВВП. Уровень развития туризма в России значительно ниже, чем в развитых странах. Вклад туризма в доходную часть бюджета Российской Федерации не превышает 2%. Доля России на мировом туристском рынке России составляет не более 1,5% общего туристского потока (14,0 млн. поездок) [6, с.51].

Понятие «туристская дестинация» является относительно новым для российских практиков и теоретиков туризма.

В научной и практической литературе, касающейся сферы туризма, нет единого подхода к определению сущности дестинации как экономического явления, что обусловливает возникающие в связи с этим различия в обосновании ее функций, составляющих элементов и назначения в современной экономической системе.

Термин «дестинация» вошел в словарь туризма поначалу как слово, которое означало «место назначения». Считается, что это слово вошло в тезаурус туризма в 1840 году, когда самые первые туристы, -единомышленники организатора экскурсий за здоровый образ жизни Томаса Кука, - прочитали в его программе, что «destination» их поездки (т.е. место назначения) Ламфборо, где пройдет съезд Ассоциации трезвенников южных графств Центральной Англии. Так появилась первая туристская дестинация мира - Ламфборо, где сдиновременно собралось более пятисот туристов [3, с.33].

В то время это слово воспринималось одинаково туристами и организаторами туризма как направление маршрута. Для большинства туристов этот термин так и остался в том же первичном значении. Что же касается профессионального туризма и туристики, то в течение последующих двух столетий происходило постоянное усложнение значения данного понятия. В конце XX века термин дестинация стал официальным термином Всемирной туристской организации, которая дала следующее официальное определение: «дестинация - физическое пространство, в котором посетитель проводит время, по крайней мере, с одной ночевкой. Оно включает туристские продукты, такие как услуги и аттракции и туристские ресурсы в пределах одного дня путешествия. Это пространство имеет физические и административные границы, определяющие способ его управления, образы и перцепции, определяющие его рыночную конкурентоспособность».

Всемирная туристская организация (ЮНВТО, UNWTO) выделяет туристские дестинации как

центральный элемент в процессе формирования и реализации туристского продукта, формируемый на основе использования особенностей конкретной туристской системы. Основным элементом ту-ристской системы является территория, которая привлекает туриста, куда он совершает свою поездку и где проводит какое-то время, - туристская дестинация (согласно определению ЮНВТО) [1,с.70].

Как видим, в определении ЮНВТО используется целый ряд аргументов:

физическое пространство;

- посетитель;

- ночевка;

- туристский продукт;

- туристская услуга;

- аттракция;

- туристские ресурсы;

- доступность;

- образ;

- восприятие;

- рынок;

- конкурентоспособность.

Один из методов прояснения сущности данного понятия подразумевает рассмотрение его этимологии и области применения. В английском языке термин "дестинация" имеет несколько значений (назначение, предназначение, место назначения, цель путешествия, похода и т.д.) и не является узкоспециализированным, применяется наряду с понятием "туризм" и в других областях: при обозначении направления вылетов самолетов, при перемещении людей с различными целями и пр. Рассматривая область применения термина в английском языке, следует отметить, что он имеет ярко выраженный пространственно-территориальный характер, т.е. под дестинацией всегда понимается какое-либо определенное место, по направлению к которому осуществляется перемещение.

В старом Оксфордском словаре понятий и терминов дестинация трактуется следующим обра-зом: "Destination - the place towhich a person orthingis going" ("Дестинация - место, куда направляется человек или вещь"). Интересна временная окраска определения: используется "настоящее продолженное время" (present continues), т.е. действие по перемещению рассматривается как происходящее сейчас, и данный момент [2, с.71].

За время своего существования понятие «туристская дестинация» активно развивалось, благодаря усилиями многих исследователей, и итогом стало определение, которое дает современный Оксфордский словарь. Он толкует это понятие как «страны, регионы, города и другие территории, которые привлекают туристов, являются главными местами локализации туристской деятельности, потоков туристов и их расходов».

Таким образом, существенными признаками, характеризующими понятие "туристская дестинация", являются критерии "территориальная привязанность" и "наличие направленного на туристскую дестинацию в настоящее время туристского потока". Исходя из этого, туристская дестинация может быть определена как любая территория, по направлению к которой перемещаются туристы с намерением ее посещения в качестве цели своей поездки [8, с.89].

В зарубежной литературе данное понятие широко применяется в научных и практических целях. В отечественной науке о туризме оно находится на стадии разработки, и его трактовка российскими учеными встречается в основном в диссертационных работах и монографиях.

Дестинация - один из наиболее сложных объектов для менеджмента и маркетинга, т.к. представляет собой сложную совокупность отношений внутренних участников и внешних рынков или дестинации - конгломерат аттракции, предприятий туриндустрии, местных жителей, органов власти, каждый из которых имеет свои индивидуальные цели.

Туристская дестинация - место или территории, имеющие определенные границы, объединен-ные географически и исторически в одно туристское пространство и привлекающие туристские потоки за счет собственных аттрактивных возможностей [4, с.66].

Таким образом, под мировой туристской дестинацией понимается конкретная территориаль-ная система, имеющая социальные, экономические и политические особенности. Именно этими особенностями определяется совокупность количественных и качественных характеристик, определяющих привлекательность конкретной дестинации для потенциальных

туристов

Согласно Н.Лейпнеру, есть два географически и экономически не связанных между собой региона: первый, где проживают «потенциальные туристы» (регион генерации туристов) и второй - туристская дестинация, где находится «объект туризма», ради знакомства с которым (познания нового) они временно покидают место постоянного проживания.

Каждой дестинации свойственны свои собственные черты, но все же можно выделить и общие, сущностные характеристики туристской дестинации [7, с.127].

1. Дестинация представляет собой совокупность следующих компонентов: атгракции, туристские услуги и инфраструктура, доступность, человеческие ресурсы, имидж и цена.

2. Дестинация представляет собой культурную ценность: посетители должны считать ее привлекательной и заслуживающей времени и денег, потраченных на путешествие. Таким образом, важно поддерживать отличие условий дестинации от обычных, «домашних» условий с помощью хорошего дизайна и управления, чтобы избежать разработки «унифицированного туристского ландшафта». В связи с этим целесообразно рассматривать туриста как «со-создателя» (cocreator) туристского продукта и туристского опыта и предоставить ему возможность быть в роли как потребителя, так и производителя туристских услуг.

3. Неразделимость процесса производства и потребления дестинации как турпродукта. Туристский продукт потребляется там, где он непосредственно производится, и чтобы его испытать, туристы должны физически присутствовать в дестинации. Должна существовать система, позволяющая туристу «купить» дестинацию - туроператоры, турагенты, туристско-информационные центры, туристско-информационный портал и пр. Следует отметить, что процессы производства и потребления туристского продукта совпадают не только в пространстве, но и во времени, т.е. дестинации не могут быть запасены впрок (номера в гостиницах, театральные билеты и т.д. не могут быть отложены в «межсезонье» для последующей их продажи во время, например, театрального сезона). Таким образом, сезонность дестинации является наиболее важной проблемой, т.к. снижает ее доходность и делает неэффективной с точки зрения использования основных средств дестинации. Для сезонной дестинации пик сезона (3-4 месяца) должен принести основной вклад в покрытие постоянных издержек, которые подлежат оплате в течение года.

4. Услугами и удобствами дестинации пользуются не только туристы, но и другие люди: местные жители и работники данной дестинации. Таким образом, предприятия дестинации не могут быть ориентированы только на местных жителей или только на туристов, они должны учитывать интересы и тех и других. Это связано с тем, что во время своего пребывания в дестинации туристы наравне с местным населением пользуются объектами местной инфраструктуры: предприятиями бытового обслуживания, общественного питания, инженерно-инфраструктурным комплексом и пр. При этом ресурсы дестинации, формирующие туристский интерес и ориентированные в большей степени на туристов, не отдаляются от социума дестинации и посещаются не только туристами, но и местными жителями. Кроме того, население территории включается в процесс создания туристского продукта.

5. Взаимодополнение различных элементов дестинации, пакетирование туристских услуг, комплексность туристского продукта. Важно, чтобы качество каждого из элементов дестинации и предоставляемых в ней услуг были в достаточной степени равноценными - непроработанная экскурсионная программа может существенно испортить впечатление от всего отдыха в целом. Поэтому следует уделить особое внимание четкому взаимодействию между всеми туристскими предприятиями дестинации.

6. У территории, считающейся туристской дестинацией, должна быть соответствующая организационная структура (государственная, общественная или государственно-частная), отвечающая за менеджмент и продвижение дестинации.

Маркетинг дестинации - деятельность, направленная на формирование лучших условий для развития рекреационных потребностей туристов, меняющая не только их мотивацию, но также и всю его систему духовных ориентиров и ценностей человека.

Развитие туристской дестинации это СЛОЖНЫЙ поэтапный процесс от определения территории как потенциальной туристской дестинации до ее становления как таковой, зависящий от различных факторов внутренней и внешней среды.

В России идет процесс формирования ряда региональных и локальных дестинаций, который особенно усилился после принятия Федерального закона «Об особых экономических

зонах в Российской Федерации» и выделением особых экономических зон туристско-рекреационного типа.

Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа, по существу, те же дестинаций, которые образуются в целях создания привлекательного инвестиционного образа территории, совместного комплексного использования туристско-рекреационных ресурсов и повышения конкурентоспособности местного туристского продукта.

Таким образом, под мировой туристской дестинацией понимается конкретная территориальная система, имеющая социальные, экономические и политические особенности. Именно этими особенностями определяется совокупность количественных и качественных характеристик, определяющих привлекательность конкретной дестинации для потенциальных туристов. В России идет процесс формирования ряда региональных и локальных дестинаций.

Литература

1. Бандурин А.В., Шилин А.Н. Направления развития Москвы как мировой туристкой дестинации // Туризм: право и экономика, 2012, №1,-70с.

2. Бандурин А.В., Шилин А.Н. Направления развития Москвы как мировой туристкой дестинации // Туризм: право и экономика, 2012, №1,-71с.

3. Бутко И.И. Туризм. Транспортные туры и круизы: учебное пособие/ И.И. Бутко - М: «Феникс», 2010. -33с.

4. Гарифуллина Р.С., Хисматуллин М.М. Стратегия развития сферы туризма и гостеприимства в республике Татарстан // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика, -2014,-№ 1(33), - 90-94с.

5. Дубиничева Л.В., Орлова В.С. Туристкая дестинация как пример межмуниципального сотрудничества. // Проблемы развития территории. 2010. Вып.5(51), июль-сентябрь.- 66с.

6. Дудецкий Д.Ю. Концепция развития туристкой дестинации пути повышеня ее конкурентоспособности (на примере Пермского края) // Экономика регионов, №1/2014.- 51с.

7. Дудецкий Д.Ю. Концепция развития туристкой дестинации пути повышеня ее конкурентоспособности (на примере Пермского края) // Экономика регионов, №1/2014.- 51с.

8. Кирьянова Л.Г. «Туристкая дестинация» как комплексный концепт и ключевой элемент туристкой системы / Л.Г Кирьянова. // Известия Томского политехнического университета.- 2012.-Т.4.- №6.- 127с.

9. Машкович Е.А. Оценка понятия туристкая дестинация в контексте современной туристики // Известия ИГЭА.№6(56),2009.- 89с.

1. Bandurin A.V., Shilin A.N. Napravlenija razvitija Moskvy kak mirovoj turistkoj destinacii // Turizm: pravo i jekonomika, 2012, №1,- 70s.

2. Bandurin A.V., Shilin A.N. Napravlenija razvitija Moskvy kak mirovoj turistkoj destinacii // Turizm: pravo i jekonomika, 2012, №1,- 71s.

3. Butko I.I. Turizm. Transportnye tury i kruizy: uchebnoe posobie/ I.I. Butko - M: «Feniks», 2010. -33s.

4. Garifullina R.S., Hismatullin M.M. Strategija razvitija sfery turizma i gostepriimstva v respublike Tatarstan // Vestnik Povolzhskogo gosudarstvennogo universiteta servisa. Serija: Jekonomika, -2014,-№ 1(33), - 90-94s.

5. Dubinicheva L.V., Orlova V.S. Turistkaja destinacija kak primer mezhmunicipal'nogo sotrudnichestva. // Problemy razvitija territorii. 2010. Vyp.5(51), ijul'-sentjabr'.- 66s.

6. Dudeckij D.Ju. Koncepcija razvitija turistkoj destinacii puti povyshenja ee konkurentosposobnosti (na primere Permskogo kraja) // Jekonomika regionov, №1/2014.- 51s.

7. Dudeckij D.Ju. Koncepcija razvitija turistkoj destinacii puti povyshenja ee konkurentosposobnosti (na primere Permskogo kraja) // Jekonomika regionov, №1/2014.- 51s.

8. Kir'janova L.G. «Turistkaja destinacija» kak kompleksnyj koncept i kljuchevoj jelement turistkoj sistemy / L.G Kir'janova. // Izvestija Tomskogo politehnicheskogo universiteta.- 2012.-T.4.- №6.- 127s.

9. Mashkovich E.A. Ocenka ponjatija turistkaja destinacija v kontekste sovremennoj turistiki // Izvestija IGJeA.№6(56),2009.- 89s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.