Научная статья на тему 'Тенденция к кризису национального государства в исламских странах мира'

Тенденция к кризису национального государства в исламских странах мира Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
159
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / ИСЛАМСКИЕ СТРАНЫ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ДЕМОГРАФИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / NATIONAL STATE / ISLAMIC COUNTRIES / GLOBALIZATION / DEMOGRAPHY / POLITICAL STABILITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Муртазалиев Муртазали Магомедович

В современном мире глобализация ведет к снижению эффективности национального государства и его институтов, а также к ослаблению идей, лежащих в основе национального государства. Однако этот процесс в исламских странах происходит неравномерно и имеет свои особенности, рассмотрению которых и посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendency towards the crisis of a national state in Islamic countries of the world

Globalization in the present day world results in lowering the efficiency of the national state and its institutions as well as in weakening of the ideas based in the core of the national state. However this process occurs unevenly in Islamic countries and has its peculiarities, which are the subject of the given article.

Текст научной работы на тему «Тенденция к кризису национального государства в исламских странах мира»

ТЕНДЕНЦИЯ К КРИЗИСУ НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В ИСЛАМСКИХ СТРАНАХ МИРА

ММ. Муртазалиев

Сегодня есть признаки того, что во многих странах, основная часть населения которых исповедует ислам, ускоряется тенденция к кризису национального государства. Данная статья посвящена изучению указанного феномена. В настоящее время в половине исламских стран (далее - И С) хроническим стал политический кризис и действия террористов, а треть национальных правительств вовсе не контролирует с итуацию в стране. События начала 2011 года в ранее стабильных Тунисе и Египте весьма заметно актуализировали интерес к региону.

По мнению многих исследователей в современном мире глобализация ведет к снижению эффективности национального государства и его институтов, а также к ослаблению идей, лежащих в основе строительства национального государства. Однако процесс этот в разных странах И С происходит неравномерно и повсюду имеет свои особенности1.

Основная часть мусульман проживает в странах, где преобладают мусульмане. Кроме того, значительная часть мусульман проживает в странах, где преобладает компактно живущее неисламское население или дисперсно расселено и интегрировано в рамки диаспор. Процессы на населенных мусульманами территориях неисламских стран имеют сходство с процессами в ИС, но не являются предметом нашего исследования.

Возрождение интереса к Исламу как способ самозащиты общества

По нашему мнению, набирающее обороты возрождение интереса к Исламу есть защитная реакция общества на избыточное мотивирующее давление общества на личность.

В XX в. экономическая и социальная структура современного общества западного типа претерпела весьма существенные и многогранные изменения. В том числе современное общество достигло наибольших успехов в мобилизации индивидуума к экономической активности. Как писал видный

российский мыслитель Александр Зиновьев, сегодня задача обеспечения мотивации личности к экономической активности осуществляется через соблазнение. Соблазнение в современном обществе многолико, оно проникло во все сферы жизни общества - от системы государственного образования до коммерческой рекламы. Бурный прогресс средств распространения информации способствует успеху соблазнения2. Несмотря на то, что современное общество достигло больших успехов в экономике, культуре, общественном развитии, у «трудовой мобилизации» посредством соблазна оказалась высокая цена. Оказалось, что она несет в себе угрозу разноплановой деструкции традиционных взаимоотношений индивидуума с обществом и государством; деструкции общества и государства.

В частности, из-за мотивирующего давления общества эволюционировал и средний индивидуум западного общества. Сегодня он мотивирован на экономический успех настолько сильно, что не желает обременять себя детьми3 Социальные стимулы к получению богатства, к успеху оказываются выше ценностей традиционного общества и природных инстинктов. Это ставит под угрозу демографическое будущее современного общества.

Кроме того, глобализация подрывает существующие парадигмы общественной мысли, такие как национализм или социализм, на которых создавались и существуют все современные государства. Это вызывает латентную, ползучую деструкцию структуры общества, а затем - и государства. О наличии этого явления во всех развитых странах со второй половины XX века говорят многие индикаторы, например, разрастание антисоциального поведения, и преступности.

И, наконец, третья важнейшая проблема заключается в том, что современное общество, хотя и является высокоэффективным с экономической точки зрения, но все же, не является социально-справед-

1 Станислав Макаренко. Эволюция «государства-нации»: попытка деконструкции // Космополис. № 2 (18). С. 123.

2 См.: А.А. Зиновьев. Запад. СПб, 2008.

3 Владислав Галецкий. Феномен демографической глобализации. Демоскоп Weekle. № 415- 416,22 марта - 4 апреля 2010. http:// www.demoscope.ru/wceklv/2010/0415/analit08 .php.

ливым. Поэтому для значительной части населения «мобилизация» посредством соблазна оборачивается страданиями, ибо в реальности реализовать свои силы и достигнуть рекламируемого образа жизни многие не могут. Противоречие между разрастанием несбыточных желаний и реальностью социально-несправедливого общества порождает внутриличност-ный конфликт. Индикаторами данной проблемы является рост психических и характерных физических заболеваний, а также рост наркомании, алкоголизма, уход от реальности посредством культуры...

Таким образом, совр еменный этап развития капитализма породил глубокие и трудноразрешимые внутриличностные и межличностные конфликты, а также конфликт интересов личности с интересами общества и государства. Не удивительно, что и отдельный индивидуум и общество, столкнувшись с перечисленными проблемами, ищут приемлемый выход. Пока ни один из вариантов не позволяет совместить возможности экономического прогресса, которые дает нынешняя «мобилизация через соблазн» с предотвращением демографической, социальной, государственной деструкции.

Свой выход ищут и незападные общества, втянутые в орбиту влияния современного капитализма. Ищут свой путь и многочисленные исламские страны. Пока идеи, который встречают наибольшее сочувствие в мире ислама, есть не открытие чего-то нового, но - возвращение к традиционным ценностям, зал оженным много веков назад. Т аким образом, возрождение интереса к исламу, которое наблюдается в мире, есть реакция отторжения реальности современного капитализма. Разумеется, этот путь самоценен и имеет право на существование. Однако у него есть своя цена. В частности, исламизация общества подразумевает возвращение традиционных межличностных отношений, точно регламентированных Кораном, что трудно совместимо с существованием современной многовекторной экономики и современных политических институтов.

Кризис национального государства в исламских странах

Сегодня в 28 из 48 ИС политическая система находится в неустойчивом состоянии. Центральное правительство либо вовсе не контролирует территорию страны, либо эффективность этого контроля является низкой. Применительно к ним мы говорим об имеющем место «кризисе наци о-

1 Пискунова Н. Распад государства: локальный феномен или ] 79-86.

нального государства». Б этих странах проживает основная часть населения. В табл. 1 мы привели данные о состоянии социально-политической стабильности в странах исламского мира. Основным признаком нестабильности мы считаем наличие крупного незавершенного политического конфликта.

В нескольких ИС национальное государство в лице центрального правительства не способно контролировать ситуацию на территории страны без иностранного военного участия. Речь идет об Ираке, Афганистане, Сомали, Судане, Чаде, Нигере, Нигерии, Западной Сахаре, Палестине. В этих странах в совокупности проживает около 275 млн. человек. Применительно к этим странам можно говорить о распаде национального государства.

Таким образом, мы можем констатировать наличие в значительной части исламского мира перманентного политического кризиса, выражающегося в низкой дееспособности национального государства.

На наш взгляд, можно выделить три пути, которым страны двигались к кризису национального государства.

Первую, самую многочисленную группу составляют страны, которые обрели независимость в середине XX в. под националистическими или социалистическими лозунгами. Сегодня, в условиях ослабления национализма и острого кризиса социалистической идеи, государственность здесь слабеет под натиском ислама и общемировых тенденций глобализма.

Часто кризис государства в ИС есть следствие распада советского блока стран и кризиса социалистической идеологии. Многие из стран «Т ретьего мира», сегодня переживающих кризис государственности, когда-то строили социализм и входили в число социалистических развивающихся стран. С распадом СССР и Восточного блока потерпели поражение социалистическая и национально-освободительная идея, которые играли огромную роль в формировании национальных государств на территории бывших колоний. Без идеологии, моральной, военно-политической и прочей материальной поддержки национальное государство здесь оказалось слабым, не имеющим достаточно доверия населения. Кое-где национальное государство оказалось несостоятельным. Наиболее яркий пример -Сомали1.

угроза? К вопросу о кризисе в Сомали 1990-2008 гг . С.

Муртузалиев М.М. Таблица 1

Состояние политической стабильности в государствах «Мира Ислама:

№ п/п Страна (территория) Население, млн. чел. Видимые проявления кризиса государства № п/п Страна (территория) Население, млн. чел. Видимые проявления кризиса государства

1 Афганистан 31,9 Неэффективность центрального правительства, иностранное военное присутствие, действия талибов 26 Мальдивы 0,4 +

2 Албания 3,8 нет 27 Мали 12 Нападения повстанцев из племени туарег на базы военных

3 Алжир 34,7 Действия боевиков «Салафистской группы проповеди и джихада» 28 Мавритания 3,3 +

4 Азербайджан 8,9 нет 29 Марокко 33,7 нет

5 Бахрейн 0,7 нет 30 Нигер 12,9 В 2010 г. власть захвачена военной хунтой

6 Бангладеш 144,5 Бунт пограничников, напряженная политическая борьба 31 Нигерия 140 Межрелигиозные столкновения христиан и мусульман

7 Бруней 0.4 нет' 32 Оман 3,2 нет

8 Буркина Фасо 14,3 + 33 Пакистан 162,4 Теракты, действуют многочисленные экстремисты, правительство не контролирует территорию племен

9 Чад 9,8 Действия боевиков Народного фронта, вовлеченность страны в конфликт в Дарфуре 34 Катар 0,9 нет

10 Коморские острова 0,7 + 35 Саудовская Аравия 27,6 нет

11 Джибути 0,5 + 36 Сенегал 12,5 нет

12 Египет 80,3 Действия исламистской организации «братья-мусульмане», народные волнения в 2011 г. 37 Сьерра-Леоне 6,1 +

13 Эритрея 4,9 + 38 Сомали 9,1 Страна фактически распалась, действуют пираты и боевики

14 Гамбия 1,7 нет 39 Судан 39,4 Нарастающий конфликт между светской властью и фундаменталистами, война в Дарфуре,'этнический конфликт между чернокожим населением и арабами, война па юге страны, территориальные претензии к Египту

15 Гвинея 9,9 Военный переворот в конце 2008 года и массовые выступления оппозиции 40 Сирия 19,3 нет

16 Индонезия 234,7 Война в провинции Ачех 41 Таджикистан 7,5 Действия боевиков и экстремистов, бедность населения, массовый исход по экономическим причинам

17 Иран 72,6 нет 42 Тунис 10,3 нет

18 Ирак 27,5 Слабость центральной власти, иностранное военное присутствие, действия многочисленных боевиков, теракты, суннитско-шиитские столкновения' 43 Турция 71,1 Ослабление позиций националистов, мирный приход к власти исламистов, раскручивающееся дело о попытке государственного переворота, аресты лидеров националистов и военных

19 Иордания 6,1 нет 44 Туркменистан 5,1 нет

20 Казахстан 15,9 нет 45 Объединенные Арабские Эмираты 4,4 нет

21 Кувейт- 2,5 нет 46 Узбекистан 27.8 Активизация релшиозных экстремистов

22 Киргизия 5,4 Переворот в 2010 году, свержение власти Курманбека Бакиева 47 Палестина 4,0 Нестабильность, оккупация, разделен-ность

23 Ливан 3,8 + 48 Западная Сахара 0,3 +

24 Ливия 6,0 нет 49 Йемен 22.2 Межконфессиональный конфликт, выделение из состава государства христианского юга в 2011 г.

25 Малайзия 24,8 нет

Итого, И С в которых имеет место кризис общее число стран 28

общее население 1117.6

Итого, ИС, в которых нет кризиса общее число стран 20

общее население 259,8

1 Данные на 2008 г.

Однако под влиянием глобализма происходит и ослабление государства в «несоциалистических» развивающихся странах. Кризис охватывает и те национальные государства, которые ориентировались на Запад. Примером могут служить события 2011 года в Тунисе и Египте.

Вторую группу кризисных стран составляют те, где в постколониальную эпоху национальное государство так и не сформировалось (Палестина, Западная Сахара).

Третью группу кризисных стран составляют те, в которых политический кризис был спровоцирован вмешательством внешних сил. Внешние силы сумели нарушить существовавшее государственное устройство, но, несмотря на прилагаемые усилия, не смогли реконструировать его. Приведенные ими к власти политики лишь имитируют наличие государства, но реально стабильность держится лишь на иностранной военной силе. Т ак было с Афганистаном, в котором СССР смог установить дружественный режим, но после вывода советских войск сам этот режим оказался нежизнеспособным. Т ак было с Афганистаном после ввода войск НА ТО, которые с трудом удерживают контроль над частью территории страны. Такова же ситуация в Ираке.

Социалисты и националисты пытались конструировать общество, единое и ответственное за судьбу своих членов. При всех различиях их общественный идеал иногда именуют «солидарным обществом». Как мы говорили, время правления социалистов и националистов в ИС уходит в прошлое. Националистические или социалистические правительства, которые стояли у истоков создания национальных государств в середине прошлого века уходят , уступая место «либералам» или «умеренным исламистам».

Объективно численность населения многих И С превышает экономические возможности большинства из них удовлетворить потребительские запросы населения. Результатом разрыва потребностей и возможностей является перманентный политический кризис, который, в свою очередь, мешает развитию экономики. Либерализм, пришедший на смену социализму и национализму, не дает ответов на вопрос о том, что делать странам «Третьего мира» со слабой экономикой и многократно возросшим населением.

Вначале поражение СССР и, шире, идей социализма, в «Холодной войне» привело к крушению политических режимов в социалистически-ориенти-

1 Пискунова Н. Распад государства: локальный феномен или

С. 80.

рованных развивающихся стран. Большинство этих стран Запад не смог интегрировать в свою орбиту . Наиболее влиятельной политической силой в этих странах стали исламские фундаменталисты; легитимность же светских органов власти резко упала. Это был первый «тревожный звонок». Вначале это казалось закономерным итогом крушения «исторически ошибочных» догматов коммунизма. Однако в 2011 году политический кризис обозначился в тех И С, которые традиционно входили в орбиту влияния Запада и где у власти находились националисты. Очевидно, что речь идет о системном кризисе секулярного государства в исламских странах.

Успехи любого общества в государственном строительстве и строительстве экономики зависят , прежде всего, от успехов в социализации (т .е. привитии навыка социально-полезного поведения) среднестатистическому гражданину и успехов в конструировании из собственных граждан сложную и эффективную социальную иерархию, соответствующую исторической задаче.

Однако ислам ускоряет деструкцию национального государства и в мусульманских странах и в мусульманских регионах неисламских стран. Причина, видимо, в том, что в постулатах религии задана собственная социализация личности и собственная социальная структура общества, которые имеют мало общего с типом личности и социальной структурой, необходимых для институтов национального государства и экономики. С этим связана, в том числе основная проблема кризиса национального государства в ИС: «за распадом государства стоит дефицит легитимности правления...»1.

Для искренне верующих мусульман (не обязательно «радикально» настроенных) исламская концепция политического сообщества базируется на религии2. Многие даже мусульмане требуют деструкции национального государства, как построенного на неисламских ценностях. И, прежде всего, деструкции тех национальных государств, которые населены мусульманами. Т олько на обломках этих национальных государств может быть построено «исламское государство», которого требует Коран и которого пока нет в современном мире. И если радикальные исламисты выступают за деструкцию государства, построенного на неисламских ценностях с последующим созданием исламского государства, то «умеренные» говорят о необязательности наци-

|ьная угроза? К вопросу о кризисе в Сомали 1990-2008 гг .

онального государства для И С: «Большинство мусульман полагает, что возрождение былого величия мусульман и исламской цивилизации напрямую зависит от факта возрождения исламского государства именно в его централизованном виде. Достаточно ознакомиться хотя бы с политическими программами тех или иных движений и партий, выступающих за возрождение Халифата»1.

Проблема в том, что практически любое государство, даже населенное только мусульманами, сегодня построено на неисламских принципах. А с точки зрения Ислама, деструкция государства, основанного на неисламских ценностях - допустима или, даже, желательна.

Конец эпохи «национального романтизма» вИС

Даже в тех случаях, когда в ИС национальное государство было разрушено внешними силами, кризис всегда имел глубокие внутренние причины. Основная из этих причин - неглубокие корни национализма в сознании населения ИС, и, значит , неглубокие корни национального государства местной политической практике. Корни национализма, без которого невозможна борьба за национальное единство, в мире ислама неглубоки и, как правило, привнесены извне, с иностранным образованием и светским мышлением.

Радикальные исламские группировки, влияние которых растет, вообще не признают легитимность национальных государств и правительств. Но не только они. Для многих других мусульман легитимность национальных государств является спорной, а значит, за нее нет смысла сражаться.

Публицист, основатель «Радио Ислам» марокканец Ахмед Рами так характеризует эту дилемму: «Нельзя называть сегодняшние арабские государства национальными государствами. Есть только одна исламская нация, а именно так называемая "УММА". Лояльность правоверного мусульманина относится гораздо скорее к этому идеальному государству, которое ещё не было создано, чем к существующему в действительности государству . Согласно Корану, мусульманин обязан быть верен государству только при условии, что оно - законная политическая организация, которая основывается на настоящих исламских принципах. В противном случае преобладает угнетение ("зульм"), оправды-

вая восстание, т .е. революцию. Исламские и арабские государства безнадёжно расколоты в настоящее время. Исходящая из религиозного исповедания сила ведёт к тому, что временный, и в основном незаконный, характер этих государств видится в ещё более ярком свете. Эта сила ослабляет лояльность правоверных по отношению к ним. Все правящие в сегодняшнем арабском мире режимы незаконны, но лицемерными средствами всякого рода

пытаются придать себе внешний вид исламской за-

2

конности... » .

В исламском мире национальная идея никогда не была особенно сильной. Напротив, гораздо более сильным, чем в Европе было религиозное сознание. Если растущее религиозное создание размывает национальное государство изнутри, то извне его подрывает набирающий обороты процесс глобализации.

В середине XX века крушение колониальной системы в ИС сопровождалось формированием национального государства со всеми атрибутами: национальной бюрократии, вооруженных сил, полиции, законодательств, систем судопроизводства и т .д. Чаще всего во главе национально-освободительной борьбы, а затем, после получения свободы, во главе государства вставали люди, получившие западное образование, находящиеся под идейно-политическим влиянием социалистической или националистической идеологии. 31 страна из 48 стран Мира Ислама получили независимость в период распада колониальной системы в конце 1940 - начале 1970-х г.г Эту эпоху создания национальных государств можно охарактеризовать как время «национального романтизма», когда идеи национального государства, прежде чуждые большинству населения, всколыхнули «Третий мир» и вынудили колониальные дер-

3

жавы отказаться от прав на колонии .

В ИС национальное государство, как правило, является исторически новой, привнесенной извне формой правления. История его пока непродолжительна, а кризис становится все более заметен, несмотря на усилия западных стран, в первую очередь США, по сдерживанию его экономическими, политическими и военными мерами.

Особо отметим, что ислам отводит большую

4

роль традиционным родоплеменным отношениям . В ИС кланы являются реальной силой, ослабляющей эффективность национального государства.

1 Абд уль-Ваххаб Аффенди Исламская политическая мысль и концепция гражданства. http://www .islam.ru/prcssclub/analitika/ citizen.

2 Руслан Курахви.. http://www.islam.ru/prcssclub/analitika/isgocd/

3 Ахмед Рами. Жизнь за свободу. http: //www.rami.tv/russia/rami/Vi-.htm.

4 В.Енгибарян, ЮЖ. Краснов. Этнос в современном мире. К уда ведет этническое развитие человечества? // Право и управление. XXI век. № 2, 2008.

Именно они выступают политическим противником националистов и социалистов, а в случае разрушения национального государства становятся

»1

главной политическом силои

Экономическое отставание ИС и демографическое давление

Национальное государство в мире является основным инициатором развития экономики и движущей силой ее прогресса. Соответственно, слабость национального государства означает слабость экономики. А распад национального государства может означать полный крах национальной экономики2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Далеко не всем И С создание национальных государств принесло мир и процветание. Экономическое развитие нередко отставало от демографического роста, что усугубляло политическую напряженность. Большинство ИС довольно бедны. Доля исламских стран в мировом ВВП составляет в пересчете по паритетам покупательной способности (ППС) национальных валют в 2,5 раза ниже их доли в мировом населении. Бедность провоцирует обострение социально-политической нестабильности, а политическая борьба продолжает разрушать неокрепшие национальные государства.

Напротив, там, где национальное государство в ИС было относительно устойчиво, более успешно развивалась и экономика. В «Мире Ислама» Иран -образец успешного развития экономики. В период стабильного развития хорошо развивались Т урция, Египет3.

Таблица 2

Макроэкономические показатели исламских стран4

В середине XX в. в ИС начался демографический взрыв. С 1950 по 1999 гг . численность населения Мира Ислама увеличилась с 330 млн. человек до 1,5 млрд. чел. Скорее всего, демографический взрыв был связан с формированием национальных государств, ростом экономики и благосостояния общества. И сегодня ИС неизменно оказываются среди лидеров демографического роста

Таблица 3

«Демографический взрыв» в ИС в XX веке (млн. чел.З

Страна или территория Население Страна или территория Население

1900 2007 1900 2007

Афганистан 3,7 31, ) Мальдивы 0,05 0,4

Албания 0,8 ' 3,8 Мали 2,7 12 .0

Алжир 4.7 34, и Мавритания 0,5 3,3

Азербайджан 1,7 8,6 Марокко 3,8 33,8

Бахрейн 0.07 О,' Нигер 1.5 12.9

Бангладеш 29 15С А Нигерия 15,6 135,0

Бруней 0,02 0,4 Оман 0.2 3,2

Буркина Фасо 2,2 14,3 Пакистан 19,7 164,7

Чад 0,7 9, 9 Катар 0,01 0,9

Коморские острова 0,1 0,7 Саудовская Аравия 1,5 27 ,6

Джибути 0,04 0,5 Сенегал г2к ,5

Египет 10,2 80,3 Сьерра-Леоне нет данных 6,1

Эритрея 0,3 4,9 Сомали 0,3 9,1

Гамбия 0,9 1688 Судан 5,6 39,4

Гвинея 1,4 9,9 Сирия 0.9 1£ з

Индонезия 42.7 234,7 Таджикистан 1,0 7,

Иран 9,8 65, ТУНИС 1,9 10.3

Ирак 2,0 27,5 Турция 11,9 71,1

Иордания 0.5 6,0 Туркменистан 0,9 5,1

Казахстан 4,9 15,3 ОАЭ 0,08 4,4

Кувейт 0,05 2,! Узбекистан 4.2 27,3

Киргизия 1.3 5.3 Палестина 0,5 4,0

Ливан 0,6 3,8 Ливия 0,4 6,0

Малайзия 3,2 24,8 Йемен 2,4 22,2

До начала XX в. население в ИС росло гораздо медленнее, чем в странах Запада и в мире в целом. В начале XX столетия мусульман в мире было примерно 180-210 млн. человек (при среднегодовых темпах прироста около 0,7 %). В первой половине XX в. темпы роста населения в исламских странах были примерно равны общемировым. Численность населения ИС составляла в 1950 г. 330-350 млн. человек.

.чел , 8 ь й долг(на млрд. долл. ш 5

а я л м ,е 3 =3 4 3 о о а. 9-о >> 2?о н 2 ¡.8 » £ ч 2 § 3 к * §

и Э = 5

5 аз а 3 11

8 "ГО

Итого мир 6518 48244,9 7439 10218 2742 974,3

ИС 1325,4 2723.6 2060 5500 688.2 25,3 51,7

Удельный вес ИСв мировом

20,3 5,6- 8,3

25,1

5,3

1 httD://www.soldieI^in^.гu/waг/somali/voina-v-somaH.php.

2 См.; С.Ю. Чапчиков. Обеспечение экономической безопасности в структуре функций современного государства. // Право и управление. XXI век. 2008. № 2.

3 См.; Мамедова Н.М. Тридцатилетний опыт социально-экономического развития Ирана в условиях исламской государственности (1979-2009 годы) // Мировое и национальное хозяйство. Ш 1 (12) 2010.

4 Россия и страны мира. Статистический сборник. М.,2010.

5 Россия и страны мира. Статистический сборник...

Демографический взрыв в ИС связан с экономическими успехами западного общества, создавшего мощную дифференцированную экономику; существенно снизившего стоимость продовольствия, и, соответственно, повысившего его доступность; обеспечившего массовую занятость. Запад также выработал успешные идеологии нового типа, мобилизующие и объединяющие общество ради достижения масштабных целей: национализм и социализма. В XX в. во взаимной борьбе Запад и СССР начали передачу технологий,оборудования, капиталов своим союзникам из числа стран «Т ретьего мира». Это объективно способствовало росту экономических возможностей развивающихся стран. Возникало ощущение, что прогресс будет вечным. Важной предпосылкой демографического взрыва в исламском мире стало становление «солидарного общества». На фоне экономического роста ослабели традиционные регуляторы рождаемости.

Теперь же демографическое давление станет важнейшим фактором внутренней жизни исламских стран, если стоимость продовольствия вновь начнет расти. В частности, подорожание продуктов питания стало одной из важнейших причиной беспорядков, имевших место в начале 2011 г . в Тунисе и Египте1.

«Дополняющая производящая культура» дляИС

Ислам оказывает огромное влияние на деятельность, умонастроения, взгляды, систему ценностей населения ИС, населения «исламских» регионов неисламских стран и диаспор мусульман, проживающих дисперсно в развитых странах мира. Вместе с тем, положения ислама регламентируют далеко не все вопросы, касающиеся жизни населения. В частности, исламом никак не регламентированы основы строительства современных государств, экономик, систем секулярного образования и прогрессивного социального устройства общества. А это - крайне важные стороны жизни, необходимое условие процветания (выживания) населения.

Учитывая, что построенное на светских принципах государство, экономика, система образования и светские социальные институты в ИС равно существуют, мы объединяем их условным термином понятие «дополняющая производящая куль тура» (ДПК) для исламских стран. В данном понятии сло-

во «дополняющая» подчеркивает привнесенный, более поздний, чем принятие ислама характер ДПК; а слово «производящая» указывает на важнейшую роль ДПК в обеспечении существования населения ИС. ДПК является базовым условием существования общества и государства указанных стран и регионов.

Жителям ИС нужно трудиться, питаться, растить семьи - для чего сегодня неизбежным является создание современной экономики и современного национального государства. Ислам здесь не может помочь и тогда на помощь приходят общественные идеи, знания, технологии, все вместе и составляющие ДПК. Конечная цель ислама - сам ислам, успехи и доминирование данной религии и в миропонимании конкретного индивида и в масштабе общества. Ислам хорошо подходит для разрушения существовавшего политического и социального устройства, но не всегда может быть приспособлен для строительства нового. Обычно в исламских странах ДПК и ислам сосуществуют, ограничиваясь своей сферой преимущественной компетенции, а возникающие противоречия не приводят к политическим конфликтам в обществе.

Однако в новой и новейшей истории исламской части мира хорошо известны случаи, когда единство исламской и «дополняющей» куль тур нарушалось. В итоге возникал политический кризис, когда населению исламских стран предстояло выбирать между исламом и современной цивилизацией, обещающей быстрый экономический и социальный прогресс. Вследствие идейно-политического размежевания вспыхивали даже ожесточенные вооруженные конфликты. Чаще всего интересы преимущественного развития ДПК представляли националисты и социалисты, а их противниками выступали разнообразные политические течения, которые принято объединять термином «исламисты». Националисты часто объявляют исламистов в неспособности преодолеть отсталость, добиться экономического и социального прогресса. Исламисты обвиняют националистов в потакании иностранным интересам и нарушении норм ислама.

ВИС имеет место широкий спектр внутренних противоречий: от внутриличностных, до противоречий между крупными социальными группами. Поэтому в исламском мире общество часто разобщено, а государственная власть слаба. В Новое время ИС

См.: Еворг Мирзаян. От фараонов к имамам.. «Эксперт» №5 (739); Ьйр:/Л'vwwxpert.ru/expert/201 1/05/оИагаопоу-к-гтатат/.

часто оказывались относительно легкой добычей для колонизаторов. Более того, значительная часть населения принимала колонизаторов без сопротивления в силу необходимости, осознаваемой большинством населения, в налаживании хозяйственной жизни.

Мы почти ничего не знаем о том, может ли исламский мир создать экономику , которая была бы «очищена» от влияний Запада и развивалась бы по законам шариата. Иными словами, мы почти ничего не знаем о том, может ли исламский мир создать построенную на незападных принципах экономику, способную обеспечить население в 1,5 млрд. человек. Авторитетных светских исследований по влиянию Ислама на экономику немного. Но, возможно, существующая сегодня экономика может быть разрушена вслед за кризисом национального государства.

В начале статьи мы отметили, что исламизация есть реакция общества на пороки мотивирующего давления современного общества. Ислам довольно успешно разрушает социальную структуру иного, неисламского общества: национального, социалистического, либерального и т .д. толка. Исторически отличительной чертой ИС является слабость перерабатывающей промышленности. По-видимому , межличностные отношения и социальная структура, которую формирует ислам, сложно сочетает-

ся с теми, что нужны для ее развития. За столетия промышленной революции и экономического бума на Западе, мусульманский Восток так и не стал центром приложения социальных технологий и капита-лов1. А вот гораздо более отдаленные Дальний Восток и Индия впитывают их, превращаясь в мировых экономических лидеров.

Но негативные экономические последствия разрушения промышленности в Исламе вряд ли могут считаться серьезной утерей. Коран не обещает последователям запредельного материального изобилия и, даже, призывает к умеренности в погоне за материальными благами. По Корану богатство является причиной, по которой им обладающий будет подвергаться в Судный День более длительному отчету, а его ответственность многократно увеличивается. (Коран, «Поэты»: 88-89). Кроме того, Коран требует от верующих «свои» налоги (закят) ограничивает их трудовую активность, например, требованием строго поста и выводит из состава трудовых ресурсов женскую половину общества.

Таким образом, мы констатируем наличие в ИС некоторых специфических условий, которые могут объективно способствовать расширению кризиса национального государства и связанной с ним экономики.

©Муртазалиев М.М.

См.: СВ. Жданов. Исламская этика бизнеса // Мировое и национальное хозяйство. № 4 (15) 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.