Научная статья на тему 'Тенденции взаимной торговли Беларуси и России сельскохозяйственной продукцией и продовольствием'

Тенденции взаимной торговли Беларуси и России сельскохозяйственной продукцией и продовольствием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции взаимной торговли Беларуси и России сельскохозяйственной продукцией и продовольствием»

Информационную поддержку экспортеров в Республике Беларусь осуществляет Информационное республиканское унитарное предприятие «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» Министерства иностранных дел Республики Беларусь (http://ncmps. by), который оказывает экспортерам маркетинговые услуги, информационно -рекламную поддержку, осуществляет поиск деловых партнеров, проводит обучающие семинары.

Центр также обеспечивает поддержку работы национального Портала информационной поддержки экспорта (http://www. export. by), которой создан для оказания информационной поддержки белорусским экспортерам в продвижении их продукции на внешний рынок, а также рекламы экспортного потенциала производителей промышленной, интеллектуальной и сельскохозяйственной продукции.

Основная функция Портала заключается в предоставлении информации о производителях Республики Беларусь, а также зарубежных компаниях и выпускаемой ими продукции. Кроме того, на Портале размещены данные о товаропроводящих сетях предприятий, предложения о деловом сотрудничестве, перечень иностранных партнеров, заинтересованных в совместной работе с субъектами хозяйствования Беларуси.

Немаловажную роль в содействии экспорта белорусских товаров осуществляет Белорусская торгово-промышленная палата (http://www. cci. by), которая оказывает широкий комплекс услуг в области внешнеэкономической деятельности, начиная от распространения коммерческого предложения, поиска партнера и заканчивая заключением внешнеэкономического контракта.

В состав Белорусской торгово-промышленной палаты входит выставочное унитарное предприятие "БЕЛИНТЕРЭКСПО" (http:// www. belinterexpo. by), являющееся лидером в области организации Национальных выставок

(экспозиций) за рубежом, а также единственным выставочным предприятием, организующим национальные выставки зарубежных государств в Республике Беларусь.

Одним из наиболее эффективных инструментов поддержки экспорта сельскохозяйственных товаров в Республике Беларусь является «Товаропроводящая сеть (ТПС)». С 1 июля 2013 г. функции координации развития ТПС за рубежом возложены на Министерство иностранных дел Республики Беларусь, которое оказывает содействие белорусским предприятиям и организациям в данной работе через систему загранучреждений Республики Беларусь. В целом в структуре ТПС Республики Беларусь числится более 2 тыс. предприятий.

Анализ системы мер поддержки экспорта аграрной продукции в Республике Беларусь свидетельствует о том, что в последнее время осуществляется целенаправленная работа по совершенствованию его стимулирования. В частности принята Национальная программа поддержки и развития экспорта до 2020 года. Это вызвано увеличением производства основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, необходимостью роста конкурентных преимуществ страны, а также снижением зависимости от традиционных экспортных позиций и рынков.

Источники

1. Национальная программа поддержки и развития экспорта на 2016 - 2020 годы (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 01.08.2016 №604) [Электронный ресурс]. - 2017. -Режим доступа: http://www. цоусгптсгП.Ьу/ ир1оаа/аос8/ШсаН83а3й;04сЬ9с0.РВР - Дата доступа: 15.05.2017.

2. Сводный обзор о мерах и механизмах поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, применяемых в государствах-членах Евразийского экономического союза и ведущих странах-экспортерах сельскохозяйственной продукции и продовольствия. - ЕЭК, 2016 г. - 64 с.

ТЕНДЕНЦИИ ВЗАИМНОМ ТОРГОВЛИ БЕЛАРУСИ И РОССИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ

ПРОДУКЦИЕЙ И ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ

Макуценя Е. П., науч. сотр., Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси

Республика Беларусь является достаточно экспортоориентированной страной по сельскохозяйственной продукции и, особенно, по продукции животноводства, льноволокну и сахару. В целом внешнюю торговлю Беларуси сельскохозяйственной продукцией и продовольствием можно характеризовать как эффек-

тивную. Экспорт Беларуси сельскохозяйственного сырья и продовольствия за последние десять лет увеличился почти в 3 раза. Основными экспортными товарами Беларуси являются продукты животного происхождения, их доля в общих объемах экспорта аграрной продукции составляет около 60%. В 2016 г. доля про-

даж молокопродуктов была на уровне 43,8%, мяса и субпродуктов - 16,8%. Достаточно высока доля готовых продуктов из мяса и рыб (6,3%), сахара и кондитерских изделий из сахара (4,8%).

Россия традиционно является основным торгово-экономическим партнером Беларуси.

На российский продовольственный рынок Беларусь ежегодно поставляет 80-85% от общих объемов экспорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия, а в 2016 г. данный показатель составил 89,2% (табл.1).

Показатели Год

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Доля России в товарообороте Беларуси 54,2 53,6 57,3 58,4 57,1 52,7 56,4

Доля России в экспорте Беларуси 80,2 80,8 80,1 81,2 83,9 83,9 89,2

Доля России в импорте Беларуси 24,3 20,2 26,5 26,8 26,1 21,5 22,7

Таблица 1 - Доля России во внешней торговле Беларуси сельскохозяйственным сырьем и

продовольствием, %

Примечание. Таблица составлена по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь.

Товарооборот сельскохозяйственной продукции и продовольствия между Республикой Беларусь и Российской Федерацией в 2016 г. составил 4,6 млрд долл. США, что в 1,3 раза больше по сравнению с 2010 г. В большей степени товарооборот между странами формируется за счет поставок белорусской продукции на рынок

России (около 80% от всего товарооборота между странами). Внешнеторговое сальдо от продаж на российский рынок сельскохозяйственной продукции и продовольствия в последние годы имеет положительное значение и максимальная его величина была в 2013-2014 гг. - 3,5-3,6 млрд долл. США (рис. 1).

Рисунок 1- Баланс торговли сельскохозяйственной продукцией и Продовольствием Беларуси с Россией.

Рисунок составлен по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь.

Из рисунка видно, что наибольшие поставки аграрной продукции из Беларуси в Россию осуществлялись в 2013-2014 гг. и составляли 4,7 млрд долл. США. Аналогичная тенденция отмечается и по ввозу в Беларусь из России сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Так, в 2013-2014 гг. импорт из России составил 1,1 -1,3 млрд долл. США, когда в среднем ежегодно ввозиться около 0,9 млрд долл. США.

Экспортные поставки Беларуси в Россию характеризуются достаточно большим перечнем продукции, однако основу составляют: молочная продукция (49%), мясо и субпродукты (18%), готовые продукты из мяса и рыбы (6%), овощи (6%), а также сахар и кондитерские изделия из сахара (4%).В целом такая

структура отражает экспортную специализацию республики по сельскохозяйственной продукции и продовольствию. Стоимость экспорта аграрной продукции Россию из Беларуси в 2016 г. составила 3688,2 млн долл. США против 2708,9 млн долл. США в 2010 г. (табл. 2).

За рассматриваемый период практически по всем позициям произошло увеличение стоимости экспортных поставок, за исключением отдельных видов продукции. Так, наибольшее увеличение стоимости экспорта наблюдалось по следующим видам продукции: плоды (в 3,6 раза), мясо птицы (в 2,6 раза), рыбные консервы (в 1,5 раза), масло животное (в 1,3 раза), сыры и творог (в 1,2 раза), готовые продукты из мяса и рыбы (в 1,2 раза). При этом значительно снизилась стоимость экспорта свинины (с 119,0 до 8,6

млн долл. США), мясных консервов и кондитерских изделий из сахара (на 30 %).Наибольший прирост физических объемов экспорта в 2016 г. относительно 2010 г. произошел по следующим видам продукции: мясу и мясопродуктам - в 1,5 раза, в том числе мясу птицы - в 3,6; молокопро-дуктам - в 1,8, в том числе масло животное - в 1,5 и сыры - в 1,6; овощи - в 7,8 раз; готовые продукты из мяса и рыбы - в 1,4 раза; сахара - в

1,5 раз. Снижение экспортных поставок в натуральном выражении наблюдалось по свинине, мясным консервам и кондитерским изделиям из сахара.

Импорт сельскохозяйственного сырья и продовольствия Беларуси из России в 2016 г. составил 913,6 млн долл. США, что в 1,3 раза больше чем в 2010 г. (табл. 3).

Наименование продукции Год

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Экспорт Беларуси в Россию - всего 2708,9 3272,0 3996,6 4705,6 4729,6 3734,2 3688,2

в том числе:

мясо и пищевые мясные продукты 663,7 838,0 973,4 953,1 845,3 654,9 677,8

из них: говядина 463,7 491,1 497,3 595,6 517,6 445,5 463,4

свинина 119,0 183,7 217,4 127,2 57,4 1,7 8,6

мясо птицы 77,3 157,2 241,9 217,0 260,6 199,3 200,2

молочная продукция и яйца 1417,9 1547,7 1729,5 2203,4 2254,2 1719,2 1788,9

из них: масло животное 246,1 275,2 285,8 345,9 339,8 267,2 319,9

сыры и творог 561,3 595,5 599,6 629,3 785,6 625,0 675,8

овощи 55,9 67,8 86,8 141,8 262,5 257,2 202,5

готовая продукция из мяса и рыбы 203,1 281,9 534,7 521,7 402,8 211,7 234,3

из них: колбасные изделия 68,0 94,3 264,4 255,2 172,1 58,2 74,4

мясные консервы 54,4 83,2 146,9 127,5 74,8 32,3 36,1

рыбные консервы 74,6 90,5 104,4 120,4 138,7 111,5 110,5

сахар и кондитерские изделия из сахара 152,8 168,8 170,8 245,2 207,6 179,9 153,1

из них: сахар 142,1 158,1 159,9 232,4 196,7 170,8 144,7

кондитерские изделия из сахара 10,7 10,0 10,8 12,2 9,6 7,7 7,8

Примечание. Таблица составлена по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь.

Таблица 3 - Динамика стоимости импорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия в Беларусь из России, млн долл. США

Наименование продукции Год

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Импорт Беларуси из России - всего 714,5 667,3 978,3 1120,2 1270,0 960,3 913,6

в том числе:

рыба и ракообразные 37,7 42,3 64,1 86,7 97,3 54,4 55,8

молочная продукция, яйца, мед 30,2 26,8 39,2 59,4 65,1 38,6 33,4

масличные семена и плоды 10,5 16,9 27,7 23,2 25,2 27,8 27,4

жиры и масла растительного и животного происхождения 51,7 67,2 100,2 96,6 94,2 85,0 94,2

готовая продукция из мяса и рыбы 22,4 25,2 32,9 44,5 49,8 31,4 30,7

какао и продукты из него 44,2 33,5 54,2 90,1 98,2 64,2 66,9

готовые продукты из зерна 92,0 67,2 79,8 122,2 134,1 108,9 103,9

продукты переработки овощей и фруктов 48,0 25,9 41,0 66,7 71,3 58,3 48,2

Таблица 2 - Динамика стоимости экспорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия

из Беларуси в Россию, млн долл. США

разные пищевые продукты 90,3 73,7 89,6 122,4 143,8 111,3 118,6

алкогольные и безалкогольные напитки 78,2 64,9 80,4 94,0 74,7 47,3 44,3

остатки и отходы пищевой промышленности 23,7 32,9 58,8 60,1 134,2 109,1 106,5

Примечание. Таблица составлена по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь.

Наибольший рост импорта произошел по такой продукции как: остатки и отходы пищевой промышленности (в 4,5 раза), масличные семена и плоды (в 2,6 раза), жиры и масла животного или растительного происхождения (в 1,8 раза), рыба и ракообразные (в 1,5 раза), какао и продукты из него (в 1,5 раза).

В 2016 г. в структуре импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия в Беларусь из России наибольший удельный вес занимали разные пищевые продукты (13,0%), остатки и отходы пищевой промышленности (11,7%), готовые продукты из зерна (11,4%), жиры и масла животного или растительного происхождения (10,3%), какао и продукты из него (7,3%), рыба и ракообразные (6,1%).

В натуральном выражении объемы, ввозимые в Республику Беларусь из Российской Федерации сельскохозяйственного сырья и продовольствия в 2016 г. по сравнению с 2010 г. в большей степени увеличились по таким видам продукции: остатков и отходов пищевой промышленности (в 7,1 раза), масличных семян и плодов (в 4,2 раза), разных пищевых продуктов (в 3,6 раза), жиров и масел животного или растительного происхождения (в 2,4 раза). В два раза увеличился ввоз рыбы и ракообразных, какао и продуктов из него.

Таким образом, основным торговым партнером Беларуси в торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием является Россия. На ее долю приходятся более половины товарооборота, свыше 85% экспорта и около 20% импорта. Проведенные исследования позволяют утверждать, что для Беларуси в перспективе Россия будет главным партнером в торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием. Так как в рамках Союзного государства создаются преференциальные преимущества во взаимной торговле, разработаны и реализуется мероприятия, обеспечивающие достижение сбалансированности внутренних продовольственных рынков и развитие внутрирегиональной торговли.

Источники

1. Внешняя торговля Республики Беларусь: стат. сборник. - Минск: Нац. стат. комитет Республики Беларусь, 2016. - 321 с.

2. Сельское хозяйство Республики Беларусь: стат. сборник. - Минск: Нац. стат. комитет Республики Беларусь, 2016. - 230 с.

3. Статистический ежегодник Республики Беларусь: стат. сборник. - Минск: Нац. стат. комитет Республики Беларусь, 2016. - 518 с.

СМАРТ-ЭКОНОМИКА И АКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ АПК БЕЛАРУСИ

Жудро М.К., д.э.н., проф. Белорусского государственного экономического университета, Жудро Н.В, к.э.н., доц. Белорусского национального технического университета

Выполненные исследования свидетельствуют о том, что значительным тормозом ускорения технологического развития выступает, во-первых, институциональная и социально-экономическая инерция, связанная с длительными сроками новеллизации профессиональных компетенций, которые требуют определенного времени для их адаптации в условиях Smart-экономики или умной экономики. При этом: понятие «рабочие руки» постепенно уходит в прошлое [1].

Во-вторых, Smart-экономика создает доступ к множеству альтернативных точек зрения, авторских и сканированных (заимствованных) инноваций, которые формируют бизнес-среду глобальной, прозрачной и публич-

ной. Она более не ограничена стандартным перечнем институтов и позволяет пользователю больше самостоятельно выбирать, какой из миллионов альтернативных ресурсов и их комбинаций, расположенных в Интернете, ему отдать предпочтение. При этом доступ к такому рода ресурсам бесплатный.

В этой связи следует, констатировать, что сформулированное и изложенное выше методологическое положение в полном объеме относится и к перспективному развитию агробизнеса. Поэтому в условиях Smart-экономики функциональная и институционально-производственная структура АПК должна базироваться на принципах Общегосударственного классификатора видов экономической дея-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.