Шарапов Виктор Александрович
старший научный сотрудник Гольберт Валерия Владимировна
старший научный сотрудник Эльтекова Зинаида Анатольевна
кандидат технических наук, зав. сектором управления исследованиями и разработками РИЭПП.
Тел. (495) 916-00-47, info@rieр.ru
тенденции во внебюджетном финансировании сферы науки и инноваций в россии1
На протяжении нескольких лет в России активно обсуждается проблема придания экономике страны инновационного характера и направленности. В соответствии с «Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» целью государственной политики в области развития науки и технологий является переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов [1].
В связи с этим необходимо рассмотреть тенденции, возникающие в российской экономике при финансировании и реализации проектов, связанных с исследованиями и разработками, а также инновационными проектами. Особое значение приобретает период 2000—2005 годов, когда была выработана политика в области науки и инноваций, сформулированы ее цели и задачи, пути и способы ее реализации, что нашло свое отражение в стратегических нормативных документах государственного уровня [1—3].
Рассмотрим макроэкономический показатель внутренних затрат на исследования и разработки в Российской Федерации за период 2000— 2005 годы, представленный Росстатом [4].
Таблица 1. Внутренние затраты на исследования и разработки (в млн рублей, 2000—2005 г.) [4]
Затраты на исследования и разработки 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Внутренние затраты на исследования и разработки: млн руб. в фактически действовавших ценах 76697,1 105260,7 135004,5 169862,4 196039,9 230785,2
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 07-02-00139а.
Представим анализируемые данные в графической форме на рис. 1.
ГОДЫ
внутренние затраты на исследования и разработки в фактических ценах
Рис. 1.Внутренниезатратына исследования и разработки в фактических ценах
Из графика виденнеуклонный ростзатратнаисследования ираз-работки. Этосвидетельствует о повышении заинтересованности всех участниковсферынаукии инновацийв проведении исследований и разработок .
Дляболее детального анализамакроэкономического покавателярас-смотрим внутренние затраты на исследования и разработки в процентах к ВВП, представленные в табл. 2.
Таблица2.Внутренние затраты на исследования и разработки в % к
13В П [4]
Затраты на исследования и разработки 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Финансирование фундаментальных и прикладных исс ледований в процентах к валовомувщ^треннему продукту 1,05 1,18 1,25 1,28 1,16 1,07
Показательдоли затрат наисследования иргвработкив процентах в ВВПнеимеетстабильногохарактера врассматриваемыйпериод. Диа-
пазон колебаний этого показателя составляет за рассматриваемый период 23 процентных пункта.
Динамика изменения этого показателя в графической форме приведена на рис. 2.
1,4 1,2 1
Ё 0,8 | °,б 0,4 0,2 0
♦ внутренние затраты на исследования и разработки в прцентах к ВВП
Рис. 2. Динамика изменения внутренних затрат на исследования и р&зработкивпроцентахкВВП
График наглядно демонстрирует, что, достигнув максимального зна-ченияв 1,28%в 2003 году,этотпокаватель несколькоснижалсявпосле-дующиедвагода.
Следуетотметить, что долярасходов вРоссийской Федерации на исследования и разработки 15 процентах кВВПсущественно у ступает раз-витымстранам.Нап°°мер- вСША -тот п-казатель составилв2С^0->Г9 2.70%, в 2003 г. 2.6%; ° °°°пони. в 2000 °. 2.92%, з 2003 г. 3.15%;°Гермаг нии 13 2300 г. 2.49%, в 0003 г. 2.55%.
Объяснение уменьшения доли внутренних затрат на исследояания и разра—отки в период 2004—2005 гг. в процентах к валовому внутреннему продукту скореевсего состоитиз двухсоставляющих. Вя-первыХя такойрезкий рост валового внутреннегопродукта в этотпериод немог быть освоеннаукойвэквивалентномуровне в^треншкзатрат.Второй составляющей падения процентнойдоли вложенийв исследованияи разработки, по мнениюавторов, являетсяболее сложнаяпроблема,свя-заннаясокончанием определенного крупного макроэтапа научных исследований иразработокипереходом к внедрению ранее полученных результатов. Косвенно этоподтверждается тем, что график динамики внутренн их затрат на исследования и разработки в ценах 1989 г. (приведенный на рис. 3) имеет форму, аналогичную графику внутренних затрат на исследования и разработки в процентах к ВВП за тот же период.
ё
6
5 -4 -3 _______ф-4,79- _________ ^___---»-3_91-- ♦"3_32 -ф-4_62- -♦ 4,55
2 -
1
0
2000 2001 2002 2003 годы 2004 2005
♦ внутренние затраты на исследования и разработки ценах 1989 года
Рис. З.Динамика внутренних затрат на исследованияи разработки
в ценах 1989 года
Научные организации, характеризуяпроблемысвоейдеятельности, на первое место ставят недостаточность ресурсного обеспечение, пре->вде всего финансирования,оценивая его значение в сдерживаниираз-вития хозяйственной деятельностинаучныхорганизацийв ряду других факторов ]в 78 процентов. Эти данные были получены в результате проведения опросовпо практикеприменения законодательства внаучно-техническойсфере научным и организациями [5].
Внутренние затраты на исследования и разработки традиционно разделяют на бюджетное и внебюджетное финансирование. Соотношение между этими составляющими имеет большое экономическое и социальное значение.
На рис. 4изображен график, показывающий динамику и соотноше-ниебюджетного и внебюджетного финансированияисследованийираз-работок.
160000 140000 120000
[2 100000
ю
£ 80000 § 60000 8 40000 20000 0
-■=41186,2= 35526,2
■■■■
1140317,4
(-19116,1 =46104,2.
(-77492,6-17111,9"
'99199,6-■70662,8"
(-116839,8--79200^!!::
90467,8
2000
21001
2002
2003
2004
2001
- внебюджетные средства
- средства бюджета
Рис ) 4. Динамика бюджетногоивнебюджетного финансиро вания исследований и разреботок
Из графика следует вывод, что основные вложения в сектор исследований и разработок идут из федерального бюджета.
В то же время график процентного соотношения бюджетного и внебюджетного финансирования, приведенный на рис. 5, показывает, что бюджетные вложения в сектор исследований и разработок растут темпами, опережающими внебюджетные вложения.
70 60 50
X
Ё 40
и
о 30 &
20 10
-53,7" И6,3-
-56,21-43,8-
-57,4-И2,6-
^58,4" *41,6=
39,2-
2000 2001 2002 2003
годы
2004
2005
- доля бюджетных средств в затратах на исследования и разработки
- доля внебюджетных средств в затратах на исследования иразработки
0
Рис. 5. Динамика процентного соотношения бюджетного и внебюджетного финансирования исследований и разработок
Приведенныетенденции показывают, что бюджетные вложения являются локомотивом, определяющим уровеньвложенийвисследования приработки. Однако наблюдаемая тенд енциявызывает опас ения. Так, в экономически развитьш странах доля в небюджетного финансирования превышает долю бюджета.Например, в 2002 г.доля бюджета ]в США со-ставилаЗО.2%, 13 Японии 18.2%, в Германии 31.5%.
Перспективы финансированиясферы исследований и разработок и, в частности, внебюджетнойсоставляющей, являются однимизважнейших аспеетов рассмотрения восновополагающем нормативномдокументе «Стратегия развития науки и инновацийв Российско2 Федерации на пе-риоддо 2015 года» [3]. Стр атегия призванаобеспечитькомплексность и целенаправленностьусилий го сударства,частногобизнесг1 и институтов фащ ансд5 го обществ а пообеспеч ению динамичного и цел енаправлен-ного развития РоссийскойФедерации 0 0бласти наукии инноваций на периоддо 2015года и дальнейшую перспективу.В качестве первогоце-левого индикаторареализации Стратегии указан «Устойчивый рост внутренних затрат на исследования и разработки: до 2% ВВП в 2010 г.идо 2.5% в 2015 I"., при этом увеличивается доля внебюджетных средств во внутреннихзатратах на исследования и разработки:до60% в 2010г.и до 70% 13 г.».
Анализу проблем сложившейся ситуации и поиску реальных механизмов ее разрешения посвящена настоящая статья.
Рассмотрим структуру финансирования исследований и разработок по источникам финансирования, предлагаемым Росстатом в следующем составе: средства бюджета, собственные средства научных организаций, средства организаций предпринимательского сектора, средства высших учебных заведений, средства бесприбыльных организаций, средства внебюджетных фондов, средства из иностранных источников. На рис. 6 приведена гистограмма затрат на исследования и разработки по источникам финансирования по данным Росстата России [4].
70 60 50 I 40
<и
а
а 30 =
20 10 0
ЕЬ
0,08 0,04
ЁИ
С2,5 0,1
■ ||76 1Ю1;
2000
2001
2002
2003
2004
2005
60,8
59,6
58,4
57,4
53,7
20,7
21,4
20,1
20,7
19,6
18,7
0,1
8,8
6
0
0,1
0,2
Ш средства бюджета В средства из иностранных источников Ш средства внебюджетных фондов ■ средства безприбыльных организаций
Ш средства организаций предпринимательского сектора Ш сбственные средства научных организаций ■ средства высших учебных заведений
Примечание: Включая бюджетные ассигнования на содержание вузов (2000,
2001, 2000 в(. — по 0,1%, 2003, 0004, Н005 гг. — по 0,2%) и срадствн оркаоааацш
государственного сектора (2000 г. — 13,4%, 2001 г. — 14,3, 200 г. — 14,0,
2003 г. — 13,9, 2004 г. — 13,4, 2005 г. —14,0%)
Рис. 6. Структура внутренних затрат на исследования и разработки по источникам финансирования
Анализ структуры в^тренних затрат на исследования и разработки по источникам финансирования позволяетсделать рядвыводов.
Bo-пepвыx,вaжнooтмeтить, что на сегодняшний де ньвРоссии на инновационном поле четыре основных источника средств,могущих оказатьвлшшиена сектор исследований и разработок. По степени знач им о стиисточникирасполагаютсяследующим обр азом:
- бюджетныесредства;
- средстваорганизаций предпринимательского сектора;
- средства изиностранных источников;
- собственныесредства научных организаций;
- средствавнебюджетныхфондов.
Во-вторых, практически не оказывают влияния на сектор исследований средства вузов и частных бе сприбыльных организаций.
Если перевестигистограмму структуры внутренних затрат на исследования иразработки в графичес^юформу (рис. 7), отчетливо виден
ряд тенденций в соотношении и динамике различных источников финансирования.
70 т-
2000 2001 2002 2003 2004 2005
годы
ф средства бюджета И средства организаций предпринимательского сектора — — средства из иностранных источников — ^ собственные средства научных организаций Ж средства внебюджетных фондов # средства высших учебных заведений X средства бесприбыльных организаций
Рис. 7. Соотношение и динамика различных источников финансирования
Первая бросающаяся в глазатенденция — неуклонный рост бюджетных затрат на исследования и разработки (впроцентномсоотношении) в ироцентахкваловому внутреннему продукгу.
Вторая заметная тенденция — сокращение вложенийв сектор иссле-работокденежных средств внебюджетныхфондов с6,5% в2000 г. д^о 1,8%в2005 году.
Третью тенденцию можно проанализировать,выделивсложившиеся соотношения междуденежными вкладывает бюд-
жет, и средствамитрехнаиболеезначимых группинвесторов,вкладыва-ющих средства в исследования и р^работки.
Первоесоотнош—ие — междубюджетныки средствами исредства-ми организаций предпринимательского сектора — составляетирибли-зительно 3 1С 1 ,т.е. на 3 (три) рубля бюджетных средств организации предпринимательского сектора вкладываютв сектор исследованийи разработок 1 (оди — рубль.
Второе соотношение — междубюджетнымисредствамии средства-миизи ностранных источников — составляет приблизительно 6 к 1, т. е. на 6 (шесть) рублей бюджетныхсредств иностранцывкладываютврос-сийский секторисследованийиразработок 1 (один) рубль.
Третье соотношение — между бюджетными средствами и собственными средствами научных организаций — составляет приблизительно 6 к 1, т. е. на 6 (шесть) рублей бюджетных средств научные организации вкладывают в российский сектор исследований и разработок 1 (один) рубль.
Качественно иная картина наблюдается в финансировании технологических инноваций ворганизацияхпромышленногопроизводства.
Рассмотримзначениеразличных источниковфинансирования тех-нологиче ских инноваций в организациях промышленного производства, представленных в виде гистограммы на рис. 8.
100
90
80
70
л ь 60
К
<и Я 50
О & 40
30
20
10
0
86,1
-2,6-
0,5
~78,7
0,3-2,3-
_4,4_
0,7
14,6
0,1 1,5
2004
2005
В федеральный бюджет
■ бюджеты субъектов Российской Федерации
■ собственные средства предприятия
■ внебюджетные фонды
■ иностранные инвестиции □ прочие средства
Рис. 8. Структура затрат на технологические инновации в организациях промышленногогфоизводства поисточникам финансщзования
Государственный бюджет,являющийся основным, традицион-нымисточником ф инансированияинноваций,вэтомсекгоренеиграет основнойролии находитсянатретьем ме сте.Номожно отметитьрост заинтересованности РоссийскойФедерации исубъектов Фе-
де рациивтех н ол огическом развита и экономи ки,чтовырав илось вуве-личенииирямогофинансирования из бюджета технологических иннова-цийворганизациях промышленного производства.
Данные,приведенные нари8, 8, чтоосновныесредства
натехнологические инновации (обновлениеир оизводства) идутизсоб-ств енных средств предприятия.
На втором месте по значению из источников финансирования нахо-дятсяпрочие средства. Следует отметить,чторасшифровки того, что входит впонятие«прочиесредства»,в материалах Росстата неприводится, но, по логике, — эте^ скорее всего,финансовые средства,полу-
ченные из других финансовых инструментов (банков и т. д.), при этом вес прочих источников в финансировании технологических инноваций существенно вырос в 2005 г.
Внебюджетные фонды и иностранные инвестиции при незначительном влиянии на финансирование данного сектора к тому же показывают отрицательный рост, что еще больше снижает их влияние.
В итоге, сравнивая показатели финансирования сферы исследований и разработок и сектора технологических инноваций в организациях промышленного производства, можно сделать вывод о том, что бюджетное финансирование играет решающую роль в финансировании исследований и разработок, что показывает большую заинтересованность государства в данной сфере. Основным источником финансирования технологических инноваций являются собственные средства предприятия, что говорит о большей заинтересованности в них предприятий.
Финансовое обеспечение научной и (или) научно-технической деятельности, как определено в ст. 15 п. 1 Федерального закона от 22.08. 2004 г. № 122-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [6], основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования.
Для более полного анализа возможностей увеличения внебюджетного финансирования инновационной деятельности и привлечения дополнительных источников рассмотрим состав финансовых источников, которые могут выступить инвесторами в сфере науки и инноваций.
Финансовые средства на научную, научно-техническую и инновационную деятельность можно разделить по их происхождению на два источника: государственные средства; негосударственные средства.
Государственные средства в свою очередь можно разделить на:
- бюджетные ассигнования из бюджетов разных уровней (федерального, регионального, местного), предоставляемые безвозмездно или на льготной основе, включая средства, выделяемые на федеральные целевые программы;
- внебюджетные средства, которые включают в себя часть средств внебюджетных фондов (Российский гуманитарный научный фонд, Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российский фонд технологического развития, Венчурный инновационный фонд, посевные и стартовые фонды финансовой поддержки инновационных компаний на ранних стадиях развития), центры трансферта технологий, технико-внедренческие зоны, получаемые ими из бюджета.
К негосударственным финансовым средствам инвестирования инновационных проектов относятся:
- собственные финансовые средства предприятий и организаций — прибыль, амортизационные отчисления, выделяемые вышестоящими холдинговыми или акционерными компаниями, финансово-промышленными группами на безвозмездной или льготной основе, благотворительные и иные взносы и т. д.;
- иностранные инвестиции — капитал иностранных юридических и физических лиц, предоставляемый в форме финансового или иного участия в уставном капитале совместных предприятий, а также прямых вложений денежных средств международных организаций, финансовых учреждений различных форм собственности и частных лиц в соответствии с действующим законодательством;
- заемные средства — кредиты, предоставляемые государственными и коммерческими банками, векселями и др.;
- средства фондов, средства на инновации, представляемые различными негосударственными фондами (пенсионными, паевыми, частными внебюджетными и т. д.).
Объединяющим началом всех форм и методов финансирования в сфере науки и инноваций должна стать четкая система взаимосвязи и взаимодействия всех участников инновационной деятельности.
Для более глубокого обоснования специфики финансирования в сфере науки и инноваций рассмотрим детально структуру инновационного процесса.
Инновационный процесс в сфере науки и инноваций, рассматриваемый как процесс материализации знания в нововведение, хотя и связан с созданием, освоением и распространением новшеств, их производством и потреблением, коренным образом отличается от обычного производственного процесса. Основными отличительными чертами инновационного процесса являются следующие его особенности:
• инновационный процесс содержит большее количество этапов по сравнению с производственным процессом (т. е. жизненный цикл инновационного продукта длиннее) из-за необходимости проведения предварительных исследований и разработок новшества, организации нового производства (создания нового оборудования), а также последующего формирования спроса на неизвестную продукцию, что требует дополнительных и немалых инвестиций, которые могут осилить только крупные предприниматели (концерны, фирмы);
• пути создания новшества, которое является ядром любой инновации и не может еще приносить прибыли, многочисленны и неопределенны, в результате чего основная тяжесть финансовых и трудовых затрат смещается в начало инновационного процесса;
• риск потери вложенных в создание инновации средств чрезвычайно высок из-за неопределенности и отдаленности во времени получения результатов инновационной деятельности;
• детальное планирование создания инновационного продукта затруднительно, а подчас и невозможно (если инновация представляет собой масштабный технический комплекс или социальный проект), из-за чего приобретают большое значение вариантные прогнозные оценки и разработки прогнозов;
• восприятие инновации сопряжено с сопротивлением, как в сфере сложившихся экономических отношений, так и в среде самих участников инновационного процесса, которое требует преодоления путем це-
ленаправленного распространения информации о позитивных сторонах инновации или последствиях ее потребления.
Особенности инновационного процесса требуют вовлечения в его реализацию большего количества участников разной формы собственности и видов деятельности, обуславливают специфику его финансирования и необходимость выстраивания сложных и многообразных коммуникационных потоков и отношений. При этом каждый этап процесса создания инноваций имеет свой отличительный набор методов, способов и средств реализации — исполнителей, инвестиций, информационного и материального обеспечений. Все это создает трудности при создании и продвижении новшеств, ставит барьеры на пути инновационной деятельности, заставляет отказаться в начале пути от прямого управления производством в пользу инновационного предпринимательства. Недаром государство уделяет большое внимание поддержке инновационного бизнеса и является во многих случаях инициатором и локомотивом раскрутки инновационных процессов.
На рис. 9 представлена поэтапная структура инновационного процесса, включающая девять этапов, которые выделены авторами исходя из особенностей их реализации.
Результатом реализации этапов 1, 3 и 4 (исследований и разработок) является создание новшества, интеллектуального продукта, в котором должен быть заключен инновационный потенциал.
Фундаментальные исследования (этап 1) могут и не являться первым этапом инновационного процесса, так как иногда ранее накопленных знаний о закономерностях и принципах окружающего мира вполне достаточно для создания новшества, тем более что не все фундаментальные открытия обязательно смогут найти практическое применение. Поэтому этап 1 всегда финансируется государством из бюджета. Главное, чтобы нашелся кто-то, у кого появится идея практического применения фундаментальных открытий. В отечественной практике такого независимого профессионального института генераторов идей (также как и заказчиков инноваций) не существует. Такие институты, исходя из стратегических инновационных приоритетов государства, анализа внутренних потребностей в инновациях, выявления рыночных ниш для инновационной продукции, прогноза развития мирового рынка в перспективе и т. п. предварительных исследований, должны были бы определять потребность в новшестве, формировать заказ на его создание и организовывать поиск его потребителей. Пока что в основном функции этапа 2б берет на себя целенаправленно государство, базируясь на предложениях (зачастую конъюнктурных) отдельных представителей научного сообщества. Также заказчиками разработки новшеств выступают иногда крупные фирмы, когда они теряют конкурентное преимущество на рынке, а также частные инвесторы. Генерация идеи (этап 2а) конкретного новшества проводится в настоящее время спонтанно самими исследователями и разработчиками, в основном использующим в качестве наглядного примера зарубежные достижения.
Рис. 9. Схема инновационного процесса
В процессе прикладных исследований (этап 3) ищутся пути и подходы к решению практических проблем, предъявляемых различными сферами общественной жизни, на основе использования результатов фундаментальных исследований. Именно на этом этапе определяются возможные способы преодоления ограниченности ресурсов и зарождается инновационный потенциал, который можно оценить с экономической точки зрения. В процессе разработок (этап 4) идея приобретает образное воплощение, конкретную форму с требуемыми техническими характеристиками. Прикладные исследования и разработки проводятся преимущественно за счет бюджетных средств (для реализации национальной инновационной стратегии и крупных масштабных проектов) и собственных средств предприятий, особенно в случае технологических инноваций, когда требуется модернизация производства и создание нового оборудования. В отдельных случаях к финансированию прикладных исследований и разработок привлекаются средства специализированных финансовых институтов (банков, финансовых групп и компаний, фондов и т. д.).
Этапы 5 и 6 связаны с применением новшества в производстве (переводом его в нововведение), подготовкой производства к нововведению, созданием опытных мощностей, изготовлением и опробованием установочной партии (серии) продукции на рынке. Реализуя эти этапы, предприниматель осуществляет вложение собственных, привлеченных или заемных финансовых средств. Прибыль при освоении новшества в производстве невелика, поэтому инвестор, вкладывая в новое производство средства, вправе претендовать на долю собственника результатов нововведений. Риск того, что новая продукция не будет воспринята рынком, значителен, и потому государство поддерживает малые предприятия, предоставляя им определенные преференции: компенсации повышенных затрат периода освоения принципиально новой техники и технологий, налоговые и таможенные льготы, льготные кредиты, систему страхования инновационных рисков и т. п.
Для распространения новшества необходимо формирование рынка инноваций, потребительского спроса (этап 7), в процессе которого осуществляется поиск потребителей, информационное обеспечение возможной конкурентной среды, реклама потребительских свойств новой продукции. В процессе формирования спроса на инновационную продукцию преодолевается порог недоверчивости потенциального покупателя к новой технике и технологиям путем демонстрации возможностей их использования, рекламы технических, технологических и коммерческих характеристик. Этим делом занимаются частные фирмы, которые имеют определенный доход с заключенных сделок и от предоставления в аренду площадей для демонстрации инноваций. Государство способствует распространению инноваций путем выделения определенных средств на проведение специализированных выставок и ярмарок инновационной продукции, организации совещаний и конференций с участием потенциальных потребителей.
На этапе диффузии (этап 8) уже однажды освоенные в производстве новшества начинают использоваться другими производителями в новых условиях. В результате диффузии резко возрастает как число производителей, так и потребителей инноваций, а также меняются их качественные характеристики. Цель предпринимателя в процессе распространения инноваций состоит в максимизации собственного капитала и удовлетворения интересов собственников (акционеров). На этот этап развития и роста приходится наибольший объем инвестиций. Возможность расширения и поддержания конкурентного преимущества наиболее привлекательна для инвестора в силу быстрой окупаемости вложений. Однако инвестор, как правило, наиболее заинтересован в продвижении готового инновационного продукта, чем в более рискованных проектах продвижения новой технологии.
На этапе потребления (этап 9) наконец-то устанавливается эффективность конкретного инновационного процесса. Потребитель голосует (или не голосует) рублем за то, что инновационная продукция обрела свою нишу на рынке и что ее потребительские свойства сопоставимы с назначенной ценой.
Самым инициативным и активным участником инновационного процесса является государство, которое вырабатывает и реализует стратегию инновационного прорыва, определяет правовое поле научно-технической и предпринимательской деятельности, осуществляет прямую (путем вложения бюджетных средств) и косвенную (путем предоставления преференций) поддержку создания и распространения инноваций, способствует организации инновационной инфраструктуры.
Анализ данных государственной статистики результатов инновационной деятельности, приведенный выше, показал ведущую роль государства в финансировании инновационных процессов. Однако государственная статистика не дает возможности определить поэтапно степень участия в инновационном процессе всех его субъектов. Ранее было отмечено, что основная тяжесть финансовых затрат смещается в начало инновационного процесса, в наиболее рискованную его часть, где практически все вложения осуществляет государство. Отсюда вполне возможен такой большой перекос в объемах вложения в создание и распространение инноваций бюджетных средств и частного капитала.
Исходными принципами, на основе которых строится система финансирования сферы науки и инноваций, должны выступать:
1) четкая целевая ориентация системы — содействие переходу экономики на инновационный путь развития;
2) множественность источников финансирования и их правовое равноправие;
3) юридическая обоснованность используемых форм и методов инвестирования;
4) соответствие специфики инновационной сферы деятельности (высокий риск, долгосрочность вложений и сложность работы с интеллектуальным продуктом) используемым экономическим механизмам инвестирования;
5) наличие встроенного механизма развития, предполагающего возможность адаптации и модернизации финансовой системы в изменяющихся условиях.
Фундаментом системы финансирования сферы науки и инноваций является, безусловно, правовая база. За последнее время в этом направлении сделан ряд важных шагов: приняты поправки к Федеральному закону о науке и государственной научно-технической политике, принят Федеральный закон от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ, Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть четвертая).
В то же время ощущается настоятельная потребность в законе об инвестициях, в котором должны найти отражение особенности инвестирования в инновационную деятельность.
Литература
1. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утверждены Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г.).
2. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утверждены письмом Правительства Российской Федерации 5 августа 2005 г., № 2473п-7).
3. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике 15 февраля 2006 г., № 1).
4. Российский статистический ежегодник. 2006 год. М.: ИИЦ «Статистика России», 2006.
5. Данилина Т.И., Эльтекова З.А., Плахтина О.П., Козлова В.Л. Эффективность законодательных актов в научно-технической сфере // Наука и промышленность России. 2003. № 4—5.
6. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 года, № 127-ФЗ.