ШЕСТОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД: МЕХАНИЗМЫИ ПЕРСПЕКТИВЫРАЗВИТИЯ
13-14 ноября 2015 г.
УДК 336.02
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Д. К. Гареева
Финансирование научной и научно-технической деятельности осуществляется из средств бюджетных и внебюджетных источников. Основным устойчивым источником финансирования научных исследований и разработок является бюджетное финансирование. К бюджетным источникам относятся средства бюджетов всех уровней (федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов), бюджетные ассигнования на содержание вузов и средства организаций государственного сектора.
Первое десятилетие 21 века характеризовалось ежегодным ростом бюджетного финансирования науки на 15-20%, однако в относительном выражении доля средств бюджета, выделяемых на развитие научной сферы, остается практически неизменной и составляет немногим более 2%. [5] (рис.1).
Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП России на протяжении рассматриваемого периода остается крайне низкой и составляет около 1%, тогда как в Великобритании - 1,8%, в США - 2,7%, в Японии - 3,5% [2]. Структура внутренних затрат на исследования и разработки по формам собственности демонстрирует особенности их финансирования в Российской Федерации. Так, более 70% [6] всех затрат приходится на организации государственной формы собственности.
238.58
156,44 П3,т2 22г.~8 224,98
"6,91
40,41 1",39 т4,1 89,01
199? 2000 200? 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Кис.1. Динамика бюджетного финансирования науки в 1995-2013 гг., млрд. рублей
В период преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса 20082009 гг. первоочередное внимание в экономике России уделялось реализации антикризисных мер, что отразилось и на объемах финансирования сектора исследований и разработок. С 2010 года наблюдается более выраженная положительная динамика бюджетного финансирования научных исследований.
Бюджетные ассигнования на фундаментальные исследования за 2014 год составили 122 млрд. на прикладные 316 млрд. рублей [3].
В середине 2000-х годов в целях ускорения модернизационных процессов в экономике России было сформировано более 50 федеральных целевых программ (ФЦП), ряд из которых имеет непосредственное отношение к науке, технологиям и инновациям: «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» (2007-2012 гг.); «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (2009-2013 гг.) и др.
Механизм ФЦП объединяет средства государства и предпринимательского сектора, доля которых варьируется и зависит от сферы поддерживаемой деятельности.. Доля механизма ФЦП, предполагающего распределение средств на конкурсной основе, в общем объеме финансирования сектора исследований и разработок составляет около 30%. Доля расходов на
Д. Р. Гареева
федеральные целевые программы составляет около 8% расходной части федерального бюджета, в том числе 1,7% бюджетных расходов на реализацию наукоемких программ.
В начале 1990-х годов в России в целях активизации научной деятельности стали формироваться специальные финансовые институты при участии государства: Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ). Бюджеты РГНФ и РФФИ представляют собой фиксированную долю отчислений от суммарных государственных расходов на гражданскую науку.
Ключевым направлением деятельности фондов является поддержка проектов в области фундаментальных исследований (более половины средств бюджетов РФФИ и РГНФ). Эти формы финансового обеспечения не являются универсальным средством в части системного воздействия, призваны к реализации точечных мер поддержки, в том числе в связи с ограниченным объемом предоставляемых грантов.
В 2014 году РФФИ выделило 9 млрд.245 млн. руб. на поддержку различных проектов [7]. Это и инициативные научные проекты, и фундаментальные исследования, проекты небольших групп ученых, научные исследования молодых ученых, международные проекты, региональные конкурсы.
В 2013 году на заседании Совета по науке и образованию В.В. Путин поручил правительству изменить механизмы финансирования науки: сделать гранты основным источником средств на фундаментальные и поисковые исследования, а также прекратить использование в этих целях ассигнований бюджета на федеральные целевые программы.
В ноябре 2013 года был создан Российский научный фонд, призванный на грантовой основе поддерживать исследования и разработки российских ученых. Потребность в создании фонда была связана с необходимостью совершенствования имеющихся механизмов финансирования в научной и научно-технической областях. В период с 2014 - 2016 гг. через фонд планируется направить почти 48 миллиардов рублей на развитие фундаментальной российской науки [1].
Также в 2013 году была запущена долгосрочная программа фундаментальных научных исследований в России. До 2020 года на её реализацию будет выделено 834 миллиарда рублей. Кроме того, по словам президента В.В. Путина, серьёзная прибавка ожидает и Российский фонд фундаментальных исследований, и Российский гуманитарный научный фонд. К 2020 году их финансовое обеспечение должно увеличиться втрое.
Роль внебюджетных источников финансирования затрат на исследования и разработки в значительной степени сужена в связи с недостаточным уровнем их стимулирования. Так, на протяжении 2000-х годов доля предпринимательского сектора в общей структуре финансирования сектора исследований и разработок практически не изменилась и составила около 20% [5]. Доля зарубежного финансирования внутренних затрат на исследования и разработки за исследуемый период сократилась и в 2009 году равнялась 6,4% (в 2000 году - 12%) [4].
Таким образом, в течение рассматриваемого периода можно отметить относительную стабильность финансовой ситуации в сфере исследований и разработок. Сложившаяся структура финансирования во многом обусловлена преобладанием организаций научной сферы, находящихся в государственной собственности (более 70%). Наряду с этим наблюдается сокращение кадрового потенциала российской науки с одновременным ухудшением его структурных показателей.
В условиях построения постиндустриального общества, экономической основой которого является научно-производственный сектор, проблемы формирования эффективного механизма финансового обеспечения деятельности сферы, обеспечивающей получение новых знаний, выходят на первый план. Приведенные данные свидетельствуют о необходимости существенного относительного и абсолютного увеличения бюджетных расходов на науку и их концентрации на перспективных направлениях развития нового технологического уклада, в рамках которых российские организации имеют конкурентные преимущества.
Достижение необходимого уровня востребованности научных разработок возможно лишь в рамках реализации политики сокращения разрыва между научным и производствен-
Финансовое обеспечение научных исследований и разработок в Российской Федерации
ным секторами посредством использования государством косвенных механизмов стимулирования бизнес-сообщества. Формирование эффективно функционирующей системы финансирования науки позволит повысить конкурентоспособность отечественной экономики и обеспечить населению высокое качество жизни.
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Министерство финансов Российской Федерации. Официальный сайт // http://www.minfin.ru/.
2. Оболенский В. Технологическое соперничество на мировом рынке// Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 7 С. 3 -12.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013:
4. Стат. сб. / Росстат. М., 2013.
5. Россия 2013: Статистический сборник/ Росстат. - М., 2013. - 62 с.
6. Россия в цифрах. 2011: Краткий стат. сборник. - М.: Росстат, 2011.
7. Россия и страны мира. 2010: Стат. сборник. - М.: Росстат, 2010.
8. Российский фонд фундаментальных исследований. Общие сведения о фонде // http://www.rfbr.ru/rffi/ru/general_information