Научная статья на тему 'Финансовое обеспечение научных исследований и разработок в российской Федерации'

Финансовое обеспечение научных исследований и разработок в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1883
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / БЮДЖЕТ / НАУЧНЫЕ ПРОГРАММЫ / ГРАНТЫ / FINANCING SOURCE / SCIENTIFIC RESEARCH / BUDGET / SCIENTIFIC PROGRAMS / GRANTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гареева Д. Р.

В статье рассмотрены основные источники финансового обеспечения научных исследований и разработок, сложившиеся на протяжении длительного периода. Особая роль уделяется бюджетному финансированию наук, а также внебюджетным источникам финансирования науки. Проанализированы статистические данные затрат на научные исследования и разработки.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the main sources of financial security of scientific researches and development which developed throughout the long period are considered. The special role is given to the budgetary financing of sciences, and also non-budgetary sources of science funding. Statistical data of costs of scientific researches and development are analysed.

Текст научной работы на тему «Финансовое обеспечение научных исследований и разработок в российской Федерации»

ШЕСТОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД: МЕХАНИЗМЫИ ПЕРСПЕКТИВЫРАЗВИТИЯ

13-14 ноября 2015 г.

УДК 336.02

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Д. К. Гареева

Финансирование научной и научно-технической деятельности осуществляется из средств бюджетных и внебюджетных источников. Основным устойчивым источником финансирования научных исследований и разработок является бюджетное финансирование. К бюджетным источникам относятся средства бюджетов всех уровней (федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов), бюджетные ассигнования на содержание вузов и средства организаций государственного сектора.

Первое десятилетие 21 века характеризовалось ежегодным ростом бюджетного финансирования науки на 15-20%, однако в относительном выражении доля средств бюджета, выделяемых на развитие научной сферы, остается практически неизменной и составляет немногим более 2%. [5] (рис.1).

Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП России на протяжении рассматриваемого периода остается крайне низкой и составляет около 1%, тогда как в Великобритании - 1,8%, в США - 2,7%, в Японии - 3,5% [2]. Структура внутренних затрат на исследования и разработки по формам собственности демонстрирует особенности их финансирования в Российской Федерации. Так, более 70% [6] всех затрат приходится на организации государственной формы собственности.

238.58

156,44 П3,т2 22г.~8 224,98

"6,91

40,41 1",39 т4,1 89,01

199? 2000 200? 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Кис.1. Динамика бюджетного финансирования науки в 1995-2013 гг., млрд. рублей

В период преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса 20082009 гг. первоочередное внимание в экономике России уделялось реализации антикризисных мер, что отразилось и на объемах финансирования сектора исследований и разработок. С 2010 года наблюдается более выраженная положительная динамика бюджетного финансирования научных исследований.

Бюджетные ассигнования на фундаментальные исследования за 2014 год составили 122 млрд. на прикладные 316 млрд. рублей [3].

В середине 2000-х годов в целях ускорения модернизационных процессов в экономике России было сформировано более 50 федеральных целевых программ (ФЦП), ряд из которых имеет непосредственное отношение к науке, технологиям и инновациям: «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» (2007-2012 гг.); «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (2009-2013 гг.) и др.

Механизм ФЦП объединяет средства государства и предпринимательского сектора, доля которых варьируется и зависит от сферы поддерживаемой деятельности.. Доля механизма ФЦП, предполагающего распределение средств на конкурсной основе, в общем объеме финансирования сектора исследований и разработок составляет около 30%. Доля расходов на

Д. Р. Гареева

федеральные целевые программы составляет около 8% расходной части федерального бюджета, в том числе 1,7% бюджетных расходов на реализацию наукоемких программ.

В начале 1990-х годов в России в целях активизации научной деятельности стали формироваться специальные финансовые институты при участии государства: Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ). Бюджеты РГНФ и РФФИ представляют собой фиксированную долю отчислений от суммарных государственных расходов на гражданскую науку.

Ключевым направлением деятельности фондов является поддержка проектов в области фундаментальных исследований (более половины средств бюджетов РФФИ и РГНФ). Эти формы финансового обеспечения не являются универсальным средством в части системного воздействия, призваны к реализации точечных мер поддержки, в том числе в связи с ограниченным объемом предоставляемых грантов.

В 2014 году РФФИ выделило 9 млрд.245 млн. руб. на поддержку различных проектов [7]. Это и инициативные научные проекты, и фундаментальные исследования, проекты небольших групп ученых, научные исследования молодых ученых, международные проекты, региональные конкурсы.

В 2013 году на заседании Совета по науке и образованию В.В. Путин поручил правительству изменить механизмы финансирования науки: сделать гранты основным источником средств на фундаментальные и поисковые исследования, а также прекратить использование в этих целях ассигнований бюджета на федеральные целевые программы.

В ноябре 2013 года был создан Российский научный фонд, призванный на грантовой основе поддерживать исследования и разработки российских ученых. Потребность в создании фонда была связана с необходимостью совершенствования имеющихся механизмов финансирования в научной и научно-технической областях. В период с 2014 - 2016 гг. через фонд планируется направить почти 48 миллиардов рублей на развитие фундаментальной российской науки [1].

Также в 2013 году была запущена долгосрочная программа фундаментальных научных исследований в России. До 2020 года на её реализацию будет выделено 834 миллиарда рублей. Кроме того, по словам президента В.В. Путина, серьёзная прибавка ожидает и Российский фонд фундаментальных исследований, и Российский гуманитарный научный фонд. К 2020 году их финансовое обеспечение должно увеличиться втрое.

Роль внебюджетных источников финансирования затрат на исследования и разработки в значительной степени сужена в связи с недостаточным уровнем их стимулирования. Так, на протяжении 2000-х годов доля предпринимательского сектора в общей структуре финансирования сектора исследований и разработок практически не изменилась и составила около 20% [5]. Доля зарубежного финансирования внутренних затрат на исследования и разработки за исследуемый период сократилась и в 2009 году равнялась 6,4% (в 2000 году - 12%) [4].

Таким образом, в течение рассматриваемого периода можно отметить относительную стабильность финансовой ситуации в сфере исследований и разработок. Сложившаяся структура финансирования во многом обусловлена преобладанием организаций научной сферы, находящихся в государственной собственности (более 70%). Наряду с этим наблюдается сокращение кадрового потенциала российской науки с одновременным ухудшением его структурных показателей.

В условиях построения постиндустриального общества, экономической основой которого является научно-производственный сектор, проблемы формирования эффективного механизма финансового обеспечения деятельности сферы, обеспечивающей получение новых знаний, выходят на первый план. Приведенные данные свидетельствуют о необходимости существенного относительного и абсолютного увеличения бюджетных расходов на науку и их концентрации на перспективных направлениях развития нового технологического уклада, в рамках которых российские организации имеют конкурентные преимущества.

Достижение необходимого уровня востребованности научных разработок возможно лишь в рамках реализации политики сокращения разрыва между научным и производствен-

Финансовое обеспечение научных исследований и разработок в Российской Федерации

ным секторами посредством использования государством косвенных механизмов стимулирования бизнес-сообщества. Формирование эффективно функционирующей системы финансирования науки позволит повысить конкурентоспособность отечественной экономики и обеспечить населению высокое качество жизни.

ЛИТЕРАТУРЫ

1. Министерство финансов Российской Федерации. Официальный сайт // http://www.minfin.ru/.

2. Оболенский В. Технологическое соперничество на мировом рынке// Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 7 С. 3 -12.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013:

4. Стат. сб. / Росстат. М., 2013.

5. Россия 2013: Статистический сборник/ Росстат. - М., 2013. - 62 с.

6. Россия в цифрах. 2011: Краткий стат. сборник. - М.: Росстат, 2011.

7. Россия и страны мира. 2010: Стат. сборник. - М.: Росстат, 2010.

8. Российский фонд фундаментальных исследований. Общие сведения о фонде // http://www.rfbr.ru/rffi/ru/general_information

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.