Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ МОБИЛЬНОГО МАРКЕТИНГА: ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ'

ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ МОБИЛЬНОГО МАРКЕТИНГА: ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
516
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОБИЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ / ТЕНДЕНЦИИ / ТЕХНОЛОГИИ МАРКЕТИНГА / МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MOBILE MARKETING / TRENDS / MARKETING TECHNOLOGIES / MOBILE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горохова П.А.

Настоящее исследование имеет теоретико-практическую направленность. С появлением и широким распространением в середине 2000-х гг. высокотехнологичных мобильных устройств кардинально меняются подходы и понимание мобильного маркетинга. Будучи опосредованными появлением новых цифровых и информационных технологий и развиваясь под их прямым влиянием, новые тенденции мобильного маркетинга складываются и меняются в очень короткие сроки. Относительно новый маркетинговый феномен требует комплексного научного осмысления. Практический опыт в своем теоретическом преломлении находит выражение в том числе в терминах и понятиях, которые в концентрированном и в некоторых случаях абстрактном виде отражают суть прикладных явлений. В этой связи в статье для описания фундаментальных тенденций в развитии мобильного маркетинга проведен хронологический анализ трактовок понятия «мобильный маркетинг» за период с 2004 по 2020 годы. Проведенный анализ позволил установить, что содержание мобильного маркетинга в последние годы претерпело изменение не только ввиду появления новых технологических решений, но и его роли в маркетинговой деятельности компаний. Мобильный маркетинг сегодня - самостоятельное направление маркетинга, требующее такого же повышенного внимания, как и традиционные маркетинговые и рекламные стратегии. Мобильный маркетинг рассматривается как обязательный элемент маркетинговых и рекламных стратегий компаний, что определяет и тенденции в его развитии. В статье также приводятся некоторые частные тенденции развития мобильного маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF MOBILE MARKETING: FOREIGN AND RUSSIAN EXPERIENCE

This research has a theoretical and practical focus. With the advent and widespread use of high-tech mobile devices in the mid-2000s, approaches and understanding of mobile marketing are changing dramatically. Being mediated by the emergence of new digital and information technologies and developing under their direct influence, new trends in mobile marketing develop and change in a very short time. A relatively new marketing phenomenon requires a comprehensive scientific understanding. Practical experience in its theoretical refraction finds expression in terms and concepts that reflect the essence of applied phenomena in a concentrated and in some cases abstract form. In this regard, to describe the fundamental trends in the development of mobile marketing, the article provides a chronological analysis of the interpretation of the concept of "mobile marketing" for the period from 2004 to 2020. The analysis made it possible to establish that the content of mobile marketing in recent years has changed not only due to the emergence of new technological solutions, but also its role in the marketing activities of companies. Mobile marketing today is an independent area of marketing that requires the same increased attention as traditional marketing and advertising strategies. Mobile marketing is considered as a mandatory element of marketing and advertising strategies of companies, which determines the trends in its development. The article also provides some specific trends in the development of mobile marketing.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ МОБИЛЬНОГО МАРКЕТИНГА: ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ»

Тенденции в развитии мобильного маркетинга: зарубежный и россиискии опыт

о сч о сч

о ш m

X

<

m О X X

Горохова Полина Андреевна,

специалист по учебно-методической работе 1 категории, Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет), polina348@yandex.ru

Настоящее исследование имеет теоретико-практическую направленность. С появлением и широким распространением в середине 2000-х гг. высокотехнологичных мобильных устройств кардинально меняются подходы и понимание мобильного маркетинга. Будучи опосредованными появлением новых цифровых и информационных технологий и развиваясь под их прямым влиянием, новые тенденции мобильного маркетинга складываются и меняются в очень короткие сроки. Относительно новый маркетинговый феномен требует комплексного научного осмысления.

Практический опыт в своем теоретическом преломлении находит выражение в том числе в терминах и понятиях, которые в концентрированном и в некоторых случаях абстрактном виде отражают суть прикладных явлений. В этой связи в статье для описания фундаментальных тенденций в развитии мобильного маркетинга проведен хронологический анализ трактовок понятия «мобильный маркетинг» за период с 2004 по 2020 годы. Проведенный анализ позволил установить, что содержание мобильного маркетинга в последние годы претерпело изменение не только ввиду появления новых технологических решений, но и его роли в маркетинговой деятельности компаний. Мобильный маркетинг сегодня - самостоятельное направление маркетинга, требующее такого же повышенного внимания, как и традиционные маркетинговые и рекламные стратегии. Мобильный маркетинг рассматривается как обязательный элемент маркетинговых и рекламных стратегий компаний, что определяет и тенденции в его развитии.

В статье также приводятся некоторые частные тенденции развития мобильного маркетинга.

Ключевые слова: мобильный маркетинг, тенденции, технологии маркетинга, мобильные технологии

Повсеместное развитие цифровых технологий, информатизация практически всех сфер жизнедеятельности человека - уже не отдаленная перспектива, а современная реальность. Цифровизация и обязательно сопутствующая ей информатизация кардинально изменили устройство маркетинговых отношений. Одна из основных тенденций современного маркетинга - рост затрат его субъектов на повышение качества коммуникаций с потребителем через высокотехнологичные мобильные устройства.

Мобильные устройства сегодня - главный источник для выхода в сеть Интернет. Только за последние шесть лет доля посетителей сети Интернет, пользующихся мобильными устройствами, выросла более чем в два раза, составив к 2019 году 66 % (рисунок 1).

70,5 «Л »,1

40.5 Щ

20,0 то 0,0

tó.ü

«0 _

JJ.9

41,4

ми

2013

ш

юг

2019

Рисунок 1 - Использование мобильных устройств для выхода в Интернет (в % от общего количества домашних хозяйств, пользующихся сетью Интернет), 2014 - 2019 гг., % Источник: составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики [3]

Передовая роль мобильных устройств в процессах цифровизации общества объясняется множеством причин: широким распространением финансово доступных инновационных высокотехнологичных решений среди населения; объединением в современном мобильном устройстве ключевых функций, позволяющих решить существенную часть задач человека; интеграцией мобильных технологий с различными сторонами жизнедеятельности и другими причинами. Только за период с 2014 года по 2019 год в России было реализовано около 168,9 млн смартфонов - то есть количество, превышающее численность граждан страны [12,17].

Очевидно, что рост научного интереса к мобильному маркетингу произошел в последние годы, что наглядно иллюстрируется графиком, построенным на основе онлайн сервиса Google Books Ngram Viewer (определяет частотность языковых единиц на основе анализа печатных источников, собранных в Google Books). На рисунке 2 приведена динамика упоминаний английского термина «mobile marketing» в печатной литературе, собранной на ресурсе Google Books за период с 1990 по 2019 годы.

Рисунок 2 - Частность упоминания понятия «mobile

marketing» в иностранной литературе

Источник: на основе данных Google Books Ngram Viewer [21]

Относительно недолгое время становления и развития современного мобильного маркетинга тем не менее сопровождается периодическим изменением тенденций, появлением новых трендов, сопутствующих использованию мобильных маркетинговых технологий. О том, что в практике мобильного маркетинга наблюдаются периодически обновляющиеся тенденции, говорят хотя бы «глубинные» изменения трактовок понятия «мобильный маркетинг» с годами. В том числе наблюдается усложнение понятий, дополнение их новыми сущностными характеристиками, возникшими именно как результат новых процессов и тенденций в практике мобильного маркетинга (таблица 1).

Таблица 1

Хронологический анализ понятия «мобильный маркетинг»

Год Автор (-ы), источник Трактовка понятия Комментарий, характеризующий особенности тенденций и их влияние на понимание мобильного маркетинга

2004 Ю. Пип-ченко [10] Эффективный способ привлечения клиентов и управления продажами на основе мобильных технологий. Уже на данном этапе в состав инструментов мобильного маркетинга, что влияло на понимание его содержания включаются такие как мобильные промо-акции, применение возможностей некоторых мобильных приложений.

2005 З. Таджева [15] Инструмент маркетинга, основанный на использовании мобильных технологий. Период, в рамках которого дается понимание мобильного маркетинга связан с появлением мобильных устройств с относительно более высоким качеством трансляции для владельца медиа-данных, использованием иных технологий в мобильных устройствах (электронной почты, интернет-браузеров и др.). У субъектов маркетинговой деятельности появ-пяется понимание потенциальной эффективности данного инструмента.

2006 М.О. Солоц-кая [14] Продвижение товаров, услуг, компаний, событий с использованием службы коротких сообщений (Short Message Service, SMS) и других типов мобильной связи (мобильного интернета, Понятие мобильного маркетинга сводится лишь к одному из инструментов, которые сегодня относятся к архаичным - смс-оповеще-ниям.

Год Автор (-ы), источник Трактовка понятия Комментарий, характеризующий особенности тенденций и их влияние на понимание мобильного маркетинга

широковещательной службы) среди владельцев сотовых телефонов.

2007 Н.С. Валь-кова [1] Представляет собой новую медиасреду, основным отличием которой является использование в качестве устройств для приема/передачи информации мобильных аппаратов, в основном телефонов (также КПК, ноутбуков). Рассматривается как новая медиасреда, особенности которой определяются использованием мобильных устройств в качестве средств приема и передачи данных.

2007 Р. Ретти, У.Р. Гранд-колас, Б. Дикинс [11] Деятельность по передаче рекламных объявлений на мобильные устройства - SMS-ре-клама, рассылаемая на мобильные телефоны и реклама, загружаемая с мобильных интернет-сайтов. Период относится к переходному, для которого характерно увеличение популярности новых мобильных технологий. Вместе с тем, в некоторых подходах превалирует понимание мобильного маркетинга в узком смысле только как технологии передачи рекламных сообщений посредством SMS.

2008 П.Ю. Невоструев [7] Совокупность маркетинговых принципов и мероприятий, основанных на использовании средств и технологий мобильной связи, которые используются при проведении маркетинговых исследований и коммуникационных мероприятий и связаны с удовлетворением потребностей потребителей в информации о товаре и компании, а также потребностей компаний-субъектов рынка в информации о рынке и клиентах. Подчеркивается не только операционная, но и аналитическая роль мобильного маркетинга. Мобильный маркетинг содержит не только инструментарий воздействия на потребителя, но и является источником для проведения маркетинговых исследований. Наблюдение и обобщение информации о потребительском поведении на основе технологий мобильного маркетинга - одна из основных тенденций последних пет. Кроме этого, указывается одно из ключевых предназначений мобильного маркетинга для потребителя - удовлетворение его потребностей в информации.

2009 С.С. Черну-хин [16] Маркетинговый инструмент, предполагающий использование средств беспроводной связи в качестве канала коммуникации между компанией и конечным пользователем. Мобильный маркетинг рассматривается узко -только как маркетинговый инструмент, но не самостоятельный вид маркетинга.

2010 A.B. Нико-норова [8] Маркетинг, осуществляемый на основе SMS-, MMS-рассылок, мобильных игр, передачи данных через технологию Bluetooth, использование GPS-нави-гации. Наблюдается расширение понимания мобильного маркетинга, что связано с соответствующим увеличением круга используемых в мобильных коммуникациях технологий.

2011 С.А. Момы-нова [6] Маркетинг, основанный на специфических решениях и технологиях: SMS, MMS. JAVA, WAP, IVR, Bluetooth. Дальнейшее расширение инструментария и технологических решений мобильного маркетинга.

2012 А.Л. Край-нов [4] Маркетинг, основанный на технологических решениях: SMS, MMS. JAVA, WAP, IVR, Подчеркиваются технические аспекты мобильного маркетинга.

X X

О

го А

JZ

X

го m

о

м о

M

о

о ш m х

<

m о x

X

Год Автор (-ы), источник Трактовка понятия Комментарий, характеризующий особенности тенденций и их влияние на понимание мобильного маркетинга

Bluetooth, игры и программы, реклама во время звонка.

2013 Н.В. Грыже-нец, Н.С. Полусма-кова [2] Комплекс маркетинговых мероприятий, направленных на продвижение товара или услуги с помощью средств мобильной связи. Переход к более широкому пониманию мобильного маркетинга.

2014 Р. Стром, М. Вендел, Дж. Бреди-кан [22] Один из новых способов создания ценности для потребителей и продавцов на основе исследования и разработки управленческих концепций и инструментов. Мобильный маркетинг включается в число инструментов формирования бренда компании, создания ее ценности и позиционирования.

2015 Н.А. Сквор-цова, В.И. Макаренко [13] Канал личного влияния на потребителя, обеспечивающий непосредственное, интерактивное и адресное воздействие на него в любое время. Содержание мобильного маркетинга рассматривается через призму его преимуществ: спонтанности, интерактивности, непосредственности, адресности воздействия.

2016 Б. Берман [19] Обязательный элемент рекламных стратегий современных компаний. Отмечается возросшая роль мобильного маркетинга - в условиях увеличения уровня конкуренции его использования становится обязательным условием эффективной маркетинговой деятельности.

2017 М.А. Оган-нисян' А.А. Мокрушин [9] Эффективный способ коммуникации потребителя и рекламодателя. Мобильный маркетинг отождествляется с традиционными элементами комплекса маркетинга.

2018 О.М. Шерст-нева [18] Любые способы взаимодействия с клиентом или целевой аудиторией, через мобильное устройство (телефон, смартфон, планшет)

2019 С. Эзе, В. Чинеду_эзе, А. Белло, Т. Нваньи, Ф. Асаму [20] Инструмент стимулирования сбыта, повышения эффективности продаж. Мобильный маркетинг отождествляется с традиционными элементами комплекса маркетинга.

2020 С. Тонг, Х. Луо, Б. Ху [23] Новый вид маркетинг, требующий структуризации решений в рамках традиционной модели маркетинга-микс: создания мобильного продукта, определения цены на мобильный продукт, мобильного продвижения, мобильного размещения и мобильного прогнозирования. Полная трансформация понимания термина «мобильный маркетинг» - в самостоятельное направление маркетинга.

Понятийное поле мобильного маркетинга не ограничено только приведенными выше подходами. Тем не менее из проведенного анализа следует, что содержание мобильного маркетинга в последние годы претерпело изменение не только ввиду появления новых технологических решений, но и его роли в маркетинговой деятельности компаний. Мобильный маркетинг сегодня - самостоятельное направление маркетинга, требующее такого же повышенного внимания, как и традиционные маркетинговые и рекламные стратегии. Мобильный маркетинг рассматривается как обязательный элемент

маркетинговых и рекламных стратегии компании, что определяет и тенденции в его развитии.

В последние годы обозначились и частные тенденции в развитии мобильного маркетинга, что следует из опыта российских и зарубежных субъектов маркетинговой деятельности. Например, одной из тенденций становится использование возможностей искусственного интеллекта во взаимодействии с пользователями мобильных устройств и мобильных программ.

Использование искусственного интеллекта в мобильном маркетинге создает качественно новые возможности анализа поведения потребителей, шаблонов поиска. Кроме этого, появляется возможность использования больших данных социальных сетей, сообщений в блогах как аналитической основы построения алгоритмов поиска клиентами продукции компаний. Ожидается более широкое использование возможностей искусственного интеллекта в следующих направлениях:

- чатах обслуживания клиентов;

- рекомендациях по продукту;

- создании контента;

- индивидуализации электронных коммуникаций;

- алгоритмизация рекламной деятельности (например, автоматизация закупки рекламы) и др. [5].

Потенциалом обладает ресурс мобильных мессен-джеров, крупнейшие из которых пока не расширили встроенные возможности продвижения. Самые популярные мессенджеры генерируют ежедневно несколько десятков миллиардов сообщений. Таким образом, в данной области сосредоточен существенный коммерческий и маркетинговый потенциал.

Инновационные методы поиска на крупнейших ресурсах также создают новые возможности для субъектов маркетинговой деятельности. В частности, выделяются визуальный поиск (путем загрузки фотографий, рисунков), голосовой поиск. Например, компания Pinterest внедрила инструмент визуального поиска Lens, позволяющего фотографировать объекты изучения мест их продаж. Таким образом, камера мобильного устройства получает новую, поисковую функцию.

Технологии дополненной реальности - другой тренд, влияющий на развитие мобильного маркетинга. В рамках данной тренда можно выделить соответствующие весьма популярные мобильные приложения, позволяющие пользователям вносить виртуальные коррективы в свои внешние данные. Дополненная реальность используется и в деятельности некоторых компаний. К примеру, компания IKEA внедрила приложение IKEA Place, позволяющее на основе фотографий комнаты создать ее дизайн, включив в интерьер продукцию компании.

Прогнозная аналитика - тенденция, основанная на скоринге потенциальных клиентов, их категоризации и персонализации сообщений для них. Среди наиболее ярких примеров прогнозной аналитики зарубежных компаний - опыт Amazon - на продажи продукции как результата прогнозной аналитики приходится 30 % от всего объема продаж.

Использование возможностей геотаргентинга - значимая тенденция, оказывающая влияние на мобильный маркетинг. Особенной популярностью данный инструмент пользуется в деятельности компаний, представляющих отрасли, где важно преобразовать посетителя ресурса в «реального» клиента.

Прогрессивные приложения - или web-сайты, работающие как обычные приложения - другая важная тен-

денция в развитии мобильного маркетинга. Такие приложения дополняют стандартную навигацию по сайту функционалом и возможностями мобильных приложений и мобильных устройств - относительно быстрым временем загрузки, работой в автономном режиме.

Таким образом, частные тенденции мобильного маркетинга определяются распространением технологий анализа больших данных, возможностями искусственного интеллекта, дополненной реальности и других технологий. В ближайшие годы следует ожидать динамичного роста затрат на мобильный маркетинг, появления новых технологий, позволяющих задействовать весь спектр преимуществ мобильных устройств.

Литература

1. Валькова Н.С. Мобильный маркетинг: механика эффективных кампаний / Н.С. Валькова // Реклама: теория и практика. - 2007. - № 2. - С. 136-143.

2. Грыженец Н.В. Мобильный маркетинг как средство продвижения / Н.В. Грыженец, Н.С. Полусмакова // Вестник Евразийской академии административных наук. - 2013. - № 3 (24). - С. 95-101.

3. Итоги выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей / Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/business/it/fed_na bl-croc/index.html (дата обращения: 10.10.2020).

4. Крайнов А.Л. Мобильный маркетинг как перспективное направление бизнеса / А.Л. Крайнов // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2012. -№ 5-6. - С. 101113.

5. Лузгина А. 22 тренда digital-маркетинга, которые нельзя игнорировать в 2020 году / А. Лузгина // VC. URL: https://vc.ru/iTiarketing/84084-22-trenda-digital-iTiarketmga-kotorye-nelzya-ignorirovat-v-2020-godu (дата обращения: 14.10.2020).

6. Момынова С.А. Мобильный маркетинг в сфере услуг сотовой связи / С.А. Момынова // Вестник Казахской академии транспорта и коммуникаций им. М. Ты-нышпаева. - 2011. - № 4 (71). - С. 112-116.

7. Невоструев П.Ю. Совершенствование технологии маркетинговых исследований на рынке музыкального радиовещания на основе использования инструментов мобильного маркетинга : дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Невоструев Петр Юрьевич. Москва, 2008. 124 с.

8. Никонорова А.В. Использование мобильного маркетинга как средства стимулирования сбыта / А.В. Никонорова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2010. - № 4. - С. 18-22.

9. Оганнисян М.А. Проблемы и перспективы развития рынка мобильного маркетинга в России / М.А. Оганнисян, А.А. Мокрушин // Проблемы и перспективы социально-экономического развития регионов Юга России: сборник научных трудов по материалам III Всероссийской научно-практической конференции. Под научной редакцией А.А. Тамова. - 2017. - С. 99-101.

10. Пипченко Ю. Мобильный маркетинг как средство управления продажами / Ю. Пипченко // Управление продажами. - 2004. - № 4. - С. 2-5.

11. Ретти Р. Реклама на основе SMS-сообщений: уровни отклика потребителей и брендинговые эффекты / Р. Ретти, У.Р. Грандколас, Б. Дикинс // Реклама: теория и практика. - 2007. - № 6. - С. 418-428.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Российский рынок смартфонов: итоги 2019 года и тренды рынка / Shopolog. URL: https://www.shopolog.ru/news/rossiyskiy-rynok-smartfonov-itogi-2019-goda-i-trendy-rynka/ (дата обращения: 12.10.2020)

13. Скворцова Н.А., Макаренко В.И. Мобильный маркетинг как инструмент стимулирования сбыта // Экономическая среда. - 2015. - № 3 (13). - С. 54-62.

14. Солоцкая М.О. Современные тенденции на рынке маркетинговых коммуникаций и потенциал мобильного маркетинга / М.О. Солоцкая // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2006. - № 5. - С. 430445.

15. Таджева З. Мобильный маркетинг / З. Таджева // Маркетинговые коммуникации. - 2005. - № 4. - С. 2-8.

16. Чернухин С.С. О современных коммуникациях в маркетинге / С.С. Чернухин // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2009. - № 18. - С. 202210.

17. Число абонентских устройств подвижной радиотелефонной (сотовой) связи на 1000 человек населения по субъектам Российской Федерации / Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/14478?print=1 (дата обращения: 02.09.2020).

18. Шерстнева О.М. Мобильный маркетинг как основной вид коммуникации с потребителем / О.М. Шерстнева // Материалы докладов 51-ой Международной научно-технической конференции преподавателей и студентов: сборник научных материалов. В 2-х томах. - 2018. - С. 281-283.

19. Berman, B. (2016). Planning and implementing effective mobile marketing programs. Business Horizons, 59(4), 431-439. https://doi.org/10.1016/j.bushor.2016.03.006

20. Eze, S. C., Chinedu-Eze, V. C., Bello, A. O., Inegbedion, H., Nwanji, T., & Asamu, F. (2019). Mobile marketing technology adoption in service SMEs: a multi-perspective framework. Journal of Science and Technology Policy Management, 10(3), 569-596. https://doi.org/10.1108/JSTPM-11-2018-0105

21. Mobile marketing // Google Books Ngram Viewer. URL:

https://books.google.com/ngrams/graph?content=mobile+ marketing&year_start=1990&year_end=2019&corpus=26& smoothing=3 (дата обращения: 14.10.2020).

22. Ström, R., Vendel, M., & Bredican, J. (2014). Mobile marketing: A literature review on its value for consumers and retailers. Journal of Retailing and Consumer Services, 21(6), 1001-1012. https://doi.org/10.1016/jJretconser.2013.12.003

23. Tong, S., Luo, X., & Xu, B. (2020). Personalized mobile marketing strategies. Journal of the Academy of Marketing Science, 48(1), 64-78. https://doi.org/10.1007/s11747-019-00693-3

Trends in the development of mobile marketing: foreign and

russian experience Gorokhova P.A.

St.Petersburg State Technological Institute This research has a theoretical and practical focus. With the advent and widespread use of high-tech mobile devices in the mid-2000s, approaches and understanding of mobile marketing are changing dramatically. Being mediated by the emergence of new digital and information technologies and developing under their direct influence, new trends in mobile marketing develop and change in a very short time. A relatively new marketing

X X О го А С.

X

го m

о

to о м о

requires a comprehensive scientific 10

o

CS

o

CS

phenomenon understanding.

Practical experience in its theoretical refraction finds expression in terms and concepts that reflect the essence of applied phenomena in a concentrated and in some cases abstract form. In this regard, to describe the fundamental trends in the development of mobile marketing, the article provides a chronological analysis of the interpretation of the concept of "mobile marketing" for the period from 2004 to 2020. The analysis made it possible to establish that the content of mobile marketing in recent years has changed not only due to the emergence of new technological solutions, but also its role in the marketing activities of companies. Mobile marketing today is an independent area of marketing that requires the same increased attention as traditional marketing and advertising strategies. Mobile marketing is considered as a mandatory element of marketing and advertising strategies of companies, which determines the trends in its development.

The article also provides some specific trends in the development of mobile marketing.

Keywords: mobile marketing, trends, marketing technologies, mobile technologies

References

1. Valkova NS Mobile Marketing: Mechanics of Effective Campaigns. Valkova // Advertising: theory and practice. - 2007. - No. 2. - S. 136-143.

2. Gryzhenets N.V. Mobile marketing as a means of promotion /

N.V. Gryzhenets, N.S. Polusmakova // Bulletin of the Eurasian Academy of Administrative Sciences. - 2013. - No. 3 (24). - S. 95-101.

3. Results of selective federal statistical observation on the use of

information technologies and information and telecommunication networks by the population / Federal State Statistics Service. URL:

https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/business/it/fed_nabl-croc/index.html (date of access: 10/10/2020).

4. Krainov A.L. Mobile marketing as a promising business area /

A.L. Krainov // Economy: yesterday, today, tomorrow. - 2012. -№ 5-6. - S. 101-113.

5. Luzgina A. 22 digital marketing trends that cannot be ignored in

2020 / A. Luzgina // VC. URL: https://vc.ru/marketing/84084-22-trenda-digital-marketinga-kotorye-nelzya-ignorirovat-v-2020-godu (date accessed: 10/14/2020).

6. Momynova S.A. Mobile marketing in the field of cellular communication services / S.A. Momynov // Bulletin of the Kazakh Academy of Transport and Communications. M. Tynyshpaeva. - 2011. - No. 4 (71 ). - S. 112-116.

7. Nevostruev P.Yu. Improving the technology of marketing research in the music broadcasting market based on the use of mobile marketing tools: dis. ... Cand. econom. Sciences: 08.00.05 / Nevostruev Petr Yurevich. Moscow, 2008.124 p.

8. Nikonorova A.V. The use of mobile marketing as a means of

stimulating sales / A.V. Nikonorova // Marketing in Russia and abroad. - 2010. - No. 4. - S. 18-22.

9. Hovhannisyan M.A. Problems and Prospects for the Development of the Mobile Marketing Market in Russia / M.A. Hovhannisyan, A.A. Mokrushin // Problems and prospects of socio-economic development of the regions of the South of Russia: a collection of scientific papers based on the materials of the III All-Russian scientific and practical conference. Edited by A.A. Tamova. - 2017 .-- S. 99-101.

Pipchenko Y. Mobile marketing as a means of sales management / Y. Pipchenko // Sales management. - 2004. - No.

4. - S. 2-5.

11. Retty R. Advertising based on SMS messages: consumer response levels and branding effects / R. Retty, W.R. Grandkolas, B. Deakins // Advertising: theory and practice. -2007. - No. 6. - S. 418-428.

12. Russian smartphone market: results of 2019 and market trends / Shopolog. URL: https://www.shopolog.ru/news/rossiyskiy-rynok-smartfonov-itogi-2019-goda-i-trendy-rynka/ (date accessed: 10/12/2020)

13. Skvortsova N.A., Makarenko V.I. Mobile marketing as a sales promotion tool // Economic environment. - 2015. - No. 3 (13). -

5. 54-62.

14. Solotskaya M.O. Modern trends in the marketing communications market and the potential of mobile marketing / M.O. Solotskaya // Marketing and marketing research. - 2006. -No. 5. - S. 430-445.

15. Tadzheva Z. Mobile marketing / Z. Tadzheva // Marketing communications. - 2005. - No. 4. - S. 2-8.

16. Chernukhin S.S. About modern communications in marketing / S.S. Chernukhin // Bulletin of the RSUH. Series: Economics. Control. Right. - 2009. - No. 18. - S. 202-210.

17. The number of subscriber devices of mobile radiotelephone (cellular) communication per 1000 population in the constituent entities of the Russian Federation / Federal State Statistics Service. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/14478?print=1 (date of access: 02.09.2020).

18. Sherstneva O.M. Mobile marketing as the main type of communication with the consumer / O.M. Sherstneva // Materials of reports of the 51st International scientific and technical conference of teachers and students: a collection of scientific materials. In 2 volumes. - 2018 .-- S. 281-283.

19. Berman, B. (2016). Planning and implementing effective mobile marketing programs. Business Horizons, 59 (4), 431-439. https://doi.org/10.1016/j.bushor.2016.03.006

20. Eze, S. C., Chinedu-Eze, V. C., Bello, A. O., Inegbedion, H., Nwanji, T., & Asamu, F. (2019). Mobile marketing technology adoption in service SMEs: a multi-perspective framework. Journal of Science and Technology Policy Management, 10 (3), 569-596. https://doi.org/10.1108/JSTPM-11-2018-0105

21. Mobile marketing // Google Books Ngram Viewer. URL: https://books.google.com/ngrams/graph?content=mobile+mark eting&year_start=1990&year_end=2019&corpus=26&smoothi ng=3 (date accessed: 10/14/2020).

22. Ström, R., Vendel, M., & Bredican, J. (2014). Mobile marketing: A literature review on its value for consumers and retailers. Journal of Retailing and Consumer Services, 21 (6), 1001-1012. https://doi.org/10.1016/jjretconser.2013.12.003

23. Tong, S., Luo, X., & Xu, B. (2020). Personalized mobile marketing strategies. Journal of the Academy of Marketing Science, 48 (1), 64-78. https://doi.org/10.1007/s11747-019-00693-3

O m m x

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.