Научная статья на тему 'Тенденции в развитии агропромышленного  сектора экономики  Европейского  Союза'

Тенденции в развитии агропромышленного сектора экономики Европейского Союза Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
258
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Медовый А. Е.

В статье приводятся данные о мировом производстве продукции сельского хозяйства, о тенденциях, определяющих развитие мирового агробизнеса – трансформации организационно-правовых форм и форм хозяйствования, специализации и концентрации производства, интеграционных процессах с перерабатывающими предприятиями и предприятиями торговли. В центре внимания – вопросы экономики производства высококачественных продуктов питания, разработка и внедрение собственных корпоративных стандартов качества. Характеристики европейской модели развития сельского хозяйства могли бы служить эталоном для преобразований российского аграрного сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendencies in European Union’s agriculture sector of economy

The article provides information on world production of agriculture products, on tendencies that determine the development of world agro business – transformations of organizing legislative forms and management forms, specialization and concentration of production, processes of integration with reprocessors and trade companies. The focuses of attention are questions of high quality food products production, development and inculcation of own corporation quality standards. The description of European models of agriculture development could serve as an example for reorganization of Russian agriculture sector.

Текст научной работы на тему «Тенденции в развитии агропромышленного сектора экономики Европейского Союза»

Тенденции в развитии агропромышленного сектора экономики Европейского Союза

Медовый А.Е. (Finteh1@narod.ru)

Северо-Кавказский государственный технический университет, Пятигорский филиал

Российское сельское хозяйство в настоящее время находится на переломном этапе своего развития. Существуют различные точки зрения на его перспективы. Одни ученые считают, что Россия должна развивать свои сравнительные преимущества и включаться в мировую систему разделения труда. Другие приводят возражения, заключающиеся, главным образом, в том, что это приведет к потере продовольственной безопасности, к нарушениям экологического равновесия, и, вообще говоря, окажется невыгодным для российской экономики. В этой связи, представляется необходимым обратится к опыту в данной области наших западных соседей, что мы и делаем, публикуя обзор тенденций развития аграрного сектора в странах ЕС.

Мировое производство продовольствия за последние три десятилетия выросло более чем в два раза, причем, в целом рост производства продовольствия опережает рост населения. Наиболее высокие темпы роста производства продовольствия наблюдаются в Азии и Южной Америке. В Африке рост производства продовольствия (3,5% в год с 1960 г.) оказался ниже, чем рост населения (4,5% в год с 1960 г.). Кроме того, препятствием на этом пути стали несколько войн и природных катаклизмов, ставших причиной гуманитарных катастроф в этом регионе.

Соединенные Штаты Америки и Европейский Союз являются основными производителями продуктов питания в мире. По нескольким позициям, таким как зерновые, масличные культуры, сахарная свекла, некоторые виды фруктов, эти страны занимают более четверти объема продаж на мировых рынках. Страны ЕС производят более 10% мирового выпуска зерновых, 16% - картофеля, 44% - сахарной свеклы, 10% - цитрусовых, 12% -фруктов, 60% - вина1. Хотя в целом, в Европе продолжается рост производства продуктов питания, темпы роста снизились до 1% в год в период с 1980-1990-х2. Это в большей степени - результат единой аграрной политики (ЕАП), целью которой, помимо прочих, является сокращение излишков сельскохозяйственной продукции и усиление конкурентных позиций европейских сельских производителей на мировых рынках.

Суммарный мировой объем экспорта продукции сельского хозяйства составляет примерно 300 млрд. евро в год. Самую большую долю в мировом экспорте составляет продукция ферм США (примерно 17%), на втором месте - страны Европейского Союза (13%). Овощи и фрукты, зерновые, сахар и компоненты для его получения, клубни и срезанные цветы, декоративные растения и т.п. достигают в объеме экспорта 55 млрд.евро. Причем, по этим позициям рост экспорта достигает 5% в год, включая внутренний межстрановой обмен. А по овощам и фруктам внутренний межстрановой обмен составляет

1 В странах ЕС ежегодный выпуск вина в период 1993-1997 годов достиг величины 158 млн. гектолитров. Причем экспорт вина составил около 80% от мирового. В последнее время импорт вина в Европу из Чили, Южной Африки, США и Австралии составил три четверти от мирового уровня [5].

2 Страны ЕС демонстрировали примерно 2,5% ежегодный рост производства продовольствия с 1960 по 1970 годы.

примерно 80%. Около 40% от общего экспорта сахара, компонентов для его получения, меда (что в общем составляет примерно 6 млрд. евро в год) приходится на долю третьих стран.

Производство сельскохозяйственной продукции (primary agriculture) уже не является важнейшим сектором экономики Европейских стран. Его доля в ВВП колеблется от менее, чем 2% в Великобритании до 12% в Греции (табл.1). В аграрном секторе ЕС -15 занято около 6,4 млн.чел, что составляет менее 8% от общей занятости. Причем, лишь немногим более 3,6 млн.чел. занято непосредственно в производстве (primary production).

Таблица 1.

Доли продукции сельского хозяйства в мировом производстве, %

Вид продукции ЕС-15 США Канада Производители, имеющие наибольшую долю в ЕС

Зерновые, в целом 9,7 16,3 2,5 Франция, Германия (> 5%)

Масличные* 7,8 15,4 3,8 Франция, Германия (^ 4%)

Картофель 16,7 7,6 1,5 Германия, Голландия (^ 6%)

Сахарная свекла 44,2 11,7 0,4 Франция, Германия (> 22%)

Цитрусовые 10,2 13,3 - Испания, Италия (> 8%)

Фрукты** 11,6 6,2 - Испания, Италия (^ 7%)

Овощи и бахчевые 8,7 5,5 0,3 Испания, Италия (> 4%)

* включая сою, оливки, подсолнечник, рапс и др. ** включая яблоки, груши, клубнику. Источник-. БЛО, 2001.

Как можно заметить по данным табл.2, доля продукции сельского хозяйства в ВВП европейских стран невысока (в среднем - не более 7%), однако сельскохозяйственное производство занимает более 40% всех земель в Европе.

Похожие тенденции демонстрируют развитые страны в других частях света. Так сельское хозяйство США производит около 2,6 % всего ВВП, причем 25% всего объема производства в 1997 году было отправлено на экспорт. Выручка от продажи всего урожая составила 109 млрд. долл., что составило примерно половину всей продукции ферм и ранчо. На защиту урожая было потрачено примерно $ 8 млрд., из которых две трети составила стоимость гербицидов и примерно 20% - стоимость пестицидов.

Таблица 2

Доли ВВП производства сельхозпродукции (%) и занятость в сельском хозяйстве (% от всех занятых в экономике) в странах ЕС-15

Страна Доля в ВВП Доля в общей занятости

Австрия 4,9 7,4

Бельгия-Люксембург 5,4 6,0

Дания 10,0 7,8

Финляндия 7,6 9,8

Франция 7,7 8,4

Германия 4,6 6,2

Греция 12,3 16,8

Ирландия 14,5 17,5

Италия 6,4 7,2

Нидерланды 8,3 8,9

Португалия 11,5 14,0

Испания 8,7 10,2

Швеция 3,9 4,5

Великобритания 6,4 5,2

В среднем 6,5 7,7

Источник: [4, c.22]

Рассматривая ситуацию в различных звеньях цепи «производство-обработка-продажа», отметим, что распределение добавленной стоимости на всех этапах примерно одинаково в странах ЕС: 30-35% от добавленной стоимости (рис.1).

Однако следует отметить более высокий уровень занятости в производстве сельскохозяйственной продукции, чем в других звеньях логистической цепи (рис.2). Соответственно, производительность в первичном секторе (около 20000 ECU на одного работника) оказывается 2,5 раза ниже, чем в секторе поставки (около 50000 ECU на одного работника).

Рис.1

Распределение занятости в звеньях логистической цепи (ЕС-15)

□ Производство (первичный сектор)

□ Переработка

□ Транспортировка, хранение и продажа

Рис.2

Специализация и концентрация производства становятся доминирующими характеристиками европейского аграрного сектора. В настоящее время в ЕС насчитывается более 7 млн. сельскохозяйственных предприятий, причем средний размер фермы - менее 20 гектаров (табл.3).

Таблица 3

Структура сельскохозяйственных предприятий ЕС-15 (классификационный признак - Е8И)

Размер фермы < 4 Ези** 4-40 Е8И >= 40 Е8И Всего ферм

Страна Количе ство(% от общ.) иАА*/т ер.ф.га Количе ство (% от общ.) иАА/те р.ф.га Количе ство(% от общ.) иАА/те р.ф.га Количе ство (тыс.) ИАА/те р. ф. га

Бельгия 17 2,0 40 11,7 43 36,4 67,2 20,6

Дания 6 6,0 54 19,6 40 78,2 63,2 42,6

Германия 31 3,5 46 18,1 23 99,1 536,1 32,1

Греция 56 1,6 44 7,3 1 30,7 821,4 4,3

Испания 55 6,7 40 23,5 5 166,8 1208,3 21,2

Франция 26 3,7 44 30,7 30 90,3 679,9 41,7

Ирландия 26 10,4 61 28,2 13 72,8 147,8 29,4

Италия 66 1,8 31 10,3 3 60,2 2315,2 6,4

Люксембург 20 4,4 40 26,5 50 76,4 3,0 42,3

Нидерланды 1 2,4 38 7,4 61 26,0 107,9 18,6

Австрия 42 10,9 53 17,4 5 48,3 210,1 16,3

Португалия 67 2,5 31 12,8 2 156,7 416,7 9,2

Финляндия 20 7,8 61 22,2 19 45,7 91,4 23,7

Швеция 37 7,6 45 31,6 18 97,0 89,6 34,7

Великобрит ания 30 18,4 39 46,2 31 149,1 233,1 69,4

ЕС-15 51 3,6 39 18,1 11 90,5 6990,8 18,4

* UAA (Utilised Agricultural Area) - используемая сельскохозяйственная территория. ** ESU (European Size Unit) - европейский экономический размер фермы3. Источник: [6].

Количество сельскохозяйственных предприятий в период с 1975 по 1995 год сократилось на 1,4 млн. В это время прекратили свое существование более 40% ферм в Бельгии, Люксембурге, Дании и Франции. Но, в это же время средний размер европейской фермы увеличился с 15 до 18 га. Отметим также, что в различных странах ЕС-15 размеры ферм заметно варьируются: от 4 га в Греции до 69 в Великобритании. Самые маленькие фермы находятся в Греции, Италии и Португалии. А в Великобритании, напротив, более трети ферм имеют размеры от 50 га и больше.

На самом деле, размеры более половины европейских ферм составляют менее 4 га, и они занимают примерно 10% аграрных территорий Европы. В небольших хозяйствах могло осуществляться только традиционное малопроизводительное, трудоинтенсивное производство.

В то же время, 10% самых крупных ферм занимают более половины. Примерно половина фермерских хозяйств ЕС производят выпуск до 5000 ECU ежегодно (это составляет менее 4 ESU). А 10% самых крупных ферм производят более 50000 ECU каждая.

За последнее время специалисты выявили следующие особенности развития сельского хозяйства стран ЕС [8, 9]. Усиливается концентрация производства в сельском хозяйстве, которое становится более специализированным. Новые технологи (сертификация семенного фонда, химических удобрений и т.п.) стали значимым фактором локализации определенных производств. Однако меры регулирования рынка некоторых продуктов (зерновые, сахарная свекла) несколько снизили эту тенденцию.

Увеличиваются посевы зерновых за счет сокращения площадей лугов и пастбищ. Так, установление в 1984 году молочных квот привело к сокращению поголовья молочного скота и создало дополнительные стимулы для выращивания некормовых культур.

В современном сельском хозяйстве Европы можно выделить две доминирующие тенденции:

S Интенсификация и специализация в районах с наиболее продуктивным сельским

хозяйством. Специализированные фермерские хозяйства составляют сегодня около 80% всех предприятий и занимают примерно такую же долю земельных территорий.

S Маргинализация и фактическое прекращение производства на менее плодородных землях, на тех предприятиях, которые оказались не способны применять эффективные технологии, ли на удаленных территориях с плохими экономическими и социальными условиями.

В европейском аграрном секторе функционируют предприятия различных типов, среди которых выделяют три [4]. К первому типу относят фермы, специализирующиеся на выращивании зерновых, масличных и белковых культур. Это почти 900 тыс. хозяйств со средним размером в 30 га. Во Франции и Великобритании более трети таких предприятий имеют размер более 40 ESU. Размер ферм обычно превышает 150 га. В других странах ЕС

3 Ферма признается равной 1 Б8И, если ее стандартная валовая прибыль за год равна 1200 ЭКЮ (в 1987г.) [1].

лишь 10% подобных предприятий имеют размер более 40 ESU. Для этих ферм также наблюдается значительная дифференциация по размерам.

К второму типу хозяйств относят фермы, специализирующиеся на выращивании, овощных культур, цветов и фруктов (horticulture). Это более 200 тыс. хозяйств со средним размером менее 4 га. Однако земля в этих хозяйствах эксплуатируется более интенсивно, чем в хозяйствах первого типа. В Нидерландах, например, более чем 80 % такого рода хозяйств имеют экономический размер от 40 ESU при средней площади земельных угодий 5 га.

Третья группа сельских предприятий - виноградники. Это более 450 тыс. хозяйств в странах ЕС со средним размером 5 га, что немного превышает средний размер хозяйств второй группы, при этом почти 10% виноградников занимают площадь более 30 га. В основном эти хозяйства расположены во Франции и Италии (около трети всего винопроизводства ЕС).

В ряду недавно отмеченных тенденций в изменениях потребительского спроса выделяют возрастающие требования к качеству продуктов питания, безопасности и вариативности. Производители и продавцы продуктов отвечают на эти требования двумя способами: во-первых, они создают системы контроля качества продукции на каждом этапе производства, во-вторых, они разработали особые требования к условиям сельскохозяйственного производства, обязательные для каждого фермера, заключившего контракт о поставке продукции. Так, фермеры - участники EUREP4 - группы поставщиков свежей продукции, обязаны придерживаться процедур стандарта GAP (Good Agricultural Practices).

Вкусы и предпочтения потребителей, определяя спрос на продукты питания, очевидно влияют на условия производства - на выбор спектра производимой продукции, использование средств защиты и т.п. Причем, потребление заметно различается в странах ЕС. Так, потребление картофеля меняется от 40 кг в год на душу населения в Италии до 180 кг в Ирландии (в среднем - 77 кг). Жители южных стран континента потребляют больше хлебных изделий, вина, овощей и фруктов, чем северяне. Но различаются не только потребление продуктов питания, различны также и доли дохода, которые жители стран ЕС расходуют на еду, табак и напитки. Если жители Германии расходуют на эти продукты не более 10% своего располагаемого дохода, то граждане Португалии - более 21%. Жители южных стран ЕС в целом тратят на питание большую долю дохода, чем северяне.

Данные табл. 4 воспроизводят так называемый потребительский баланс в странах ЕС. Уровень самодостаточности представлен в процентном выражении от уровня потребления, таким образом, этот показатель превышает 100% для стран, которые производят больше, чем потребляют.

Можно заметить, уровень производства продуктов питания в целом по странам ЕС превышает уровень национального потребления. Италия, Испания, Нидерланды являются крупными экспортерами овощей, в то время, как Германия, Великобритания, Швеция, Австрия - крупными чистыми импортерами. Франция и Италия являются основными производителями фруктов. Самый высокий уровень самодостаточности (по фруктам) наблюдается во Франции, Греции, Нидерландах и Италии.

Таблица 4

Уровень

Страны Производство Импорт Экспорт Потребление самодостаточ

ности, %

4 EUREP - Euro-Retailer Produce Working Group. Протокол EUREP обеспечивает гармонизацию требований качества продуктов питания по всей Европе.

Овощи

Бельгия-Люксембург 1,504 1,158 1,365 1,173 128

Дания - - - - -

Германия 3,327 5,064 463 7,223 46

Греция 4,225 107 545 3,219 131

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Испания 10,565 355 3,308 6,346 166

Франция - - - - -

Ирландия 267 177 80 329 81

Италия 13,845 1,432 3,993 10,010 138

Нидерланды 3,840 1,382 3,719 1,447 265

Австрия 499 436 82 728 69

Португалия 1,986 169 744 1,244 160

Финляндия 247 112 8 315 78

Швеция 255 513 61 558 46

Великобритания 3,138 2,954 331 5,660 55

Свежие с эрукты

Бельгия-Люксембург 302 347 332 279 108

Дания - - - - -

Германия 788 727 49 1,308 60

Греция 322 15 55 185 174

Испания - - - - -

Франция 2,089 218 936 1,144 183

Ирландия 10 46 5 47 21

Италия 1,885 85 607 1,263 149

Нидерланды 535 509 439 331 162

Австрия 163 42 28 158 103

Португалия 231 67 13 270 86

Финляндия 2 71 8 - -

Швеция 17 115 7 114 15

Великобритания 227 613 66 771 29

Картос эель

Бельгия-Люксембург 2,806 1,001 1,873 982 286

Дания 1,455 240 116 300 485

Германия 12,473 1,355 1,495 6,011 208

Греция 920 240 25 985 93

Испания 3,710 539 185 3,355 111

Франция 6,249 1,208 1,147 3,372 185

Ирландия 733 221 25 647 113

Италия 1,909 876 294 2,191 87

Нидерланды 8,182 1,673 3,824 1,322 619

Австрия 769 52 9 450 171

Португалия 1,326 298 30 1,371 97

Финляндия 766 36 25 395 194

Швеция 1,326 179 33 739 179

Великобритания 7,225 1,095 336 6,306 115

Источник: Eurostat, 2001.

В соответствии с законом Энгеля, рост доходов приводит к уменьшению доли расходов на питание. Это, в свою очередь, приводит к тому, что потребители становятся более «разборчивыми» в еде. Так, можно заметить, что потребление мучных и макаронных изделий в Европе снижается, а расходы на овощи и фрукты увеличиваются. Потребители предъявляют все более высокие требования к качеству и разнообразию продуктов питания.

Проблемы загрязнения окружающей среды и безопасности продуктов питания стали одними из наиболее актуальных проблем социального плана. Причем, в большинстве случаев эти проблемы взаимосвязаны. Потребители начинают негативно относится к практике применения химических удобрений и требуют использования только органических средств защиты растений.

Учет такого рода факторов становится важнейшим элементом маркетинговой политики всех крупных европейских продавцов продуктов питания. В современных стандартах производства продуктов высокого качества сведено к минимуму использование химических средств защиты растений и удобрений. Компания Campbell Soup Company (US) разработала собственный стандарт качества - IPM (Integrated Pest Management) и вывела серию томатов, не требующих использования химических средств защиты [2].

Реализация такого рода политики требует, чтобы не только производители продукции, продавцы, но и поставщики сырья использовали соответствующие технологии, обеспечивающие безопасность конечного продукта. Однако компенсация всех дополнительных затрат происходит только в конце продуктовой цепочки, когда конечная продукция попадает на стол потребителя. Следовательно, необходима особая система организации отношений между партнерами: пропорциональное разделение затрат, контрактное земледелие, вертикальная интеграция и т.п.

Процессы концентрации торговых предприятий в Европе усилились в 1990-х. Однако показатели концентрации по различным странам ЕС оказываются разными (табл.5).

Таблица 5

Показатели концентрации С5 на рынках продуктов питания

Страна С5 (%)

Норвегия 92

Швеция 84

Финляндия 84

Люксембург 75

Дания 72

Бельгия 67

Португалия 67

Швейцария 62

Германия 61

Франция 58

Австрия 57

Великобритания 51

Ирландия 51

Нидерланды 50

Испания 47

Греция 33

Италия 15

Источник: [2].

Данные 1995 г., приведенные в табл. 5, свидетельствуют, что в северных странах концентрация выше, чем в южных. И этот процесс продолжается. Так, более свежие данные говорят об увеличении рыночной доли оптовых продавцов в Нидерландах в 1999 г - до 84% для 4-х наиболее крупных компаний [3].

В качестве основных причин объединений продавцов эксперты называют усиление переговорных их позиций в отношениях с производителями, необходимость выработки единой стратегии маркетинга и производства, экономия на масштабах. Это также является причиной растущей интернационализации продуктового бизнеса.

Наиболее крупные оптовики находятся во Франции, Германии, Великобритании. В табл. 6 перечислены 10 самых больших торгово-производящих компаний по данным на 1996 год.

Таблица 6

Крупнейшие оптовые продавцы продуктов питания в Европе (1999 г.)

Компания Страна Объем продаж в Европе, $ млрд

Intermarché Франция 26,3

Rewe Германия 25,0

Aldi Германия 22,8

Metro/Makro Германия 22,4

Promodès Франция 21,1

Edeka/AVA Германия 20,7

Auchan Франция 20,3

Tesco Великобритания 16,9

Sainsbury Великобритания 14,7

Carrefour Франция 14,4

Источник: [3, с.26].

Однако с тех пор тенденции к объединению ничуть не ослабли. Так, в 1999-и году произошло слияние: компания «Promodès» была приобретена «Carrefour», в результате их общий оборот составил 47 млрд. евро. Причем, процесс выходит за национальные рамки. Крупные компании - владельцы сетей супермаркетов из Франции, Великобритании, Германии и Нидерландов, приобретают торговые фирмы и создают совместные предприятия в Восточной Европе, на Иберийском полуострове, в Северной и Южной Америке. Наглядные примеры такой экспансии компаний Ашан, Метро и др. мы наблюдаем сегодня и в России. Уже в 1998 году компания Метро обеспечивала 32% своего оборота за пределами Германии, а Carrefour/ Promodès - более 40% за пределами Франции.

Помимо названных, можно привести примеры, когда национальные компании создают международные закупочные организации, такие как EMD (11% европейского рынка продуктов питания), AMS (10%), Eurogroup (5%), NAF (5%), Agenor (4%). Подобные альянсы позволяют оптовикам преодолевать препятствия в переговорах с продавцами

сельскохозяйственной продукции, такие как разницы в ценах на один и тот же вид продукции в разных странах.

Это, в свою очередь, побудило к объединению фирмы, занятые переработкой продукции по всей производственной цепочке, и в конце концов - самих фермеров. Повышение качества и эффективности достигается теперь за счет использования логистики и систем контроллинга на каждом этапе процесса производства, транспортировки, хранения и реализации продукции. Это приводит к тому, что стандарты качества, установленные однажды в одной стране, теперь применяются на всем континенте. Так, экспансия компаний-владельцев сетей супермаркетов из Великобритании, Нидерландов и Франции в Южную и Восточную Европу расширяет территорию действия стандартов качества свежей продукции. Не выдерживая конкуренции по ценам для данного стандарта качества, оптовики из Германии вынуждены переключаться на поставки охлажденной продукции.

Наиболее концентрированным эксперты признают рынок сахара, в то время как наименьшая концентрация наблюдается в производстве фруктов и овощей. Тем не менее, даже такая отрасль, как производство и переработка овощей состоит из нескольких мультинациональных компаний: Unilever (UK/NL), Bonduelle (Fr) и т.п.

Добиваясь качества и безопасности продуктов питания, оптовики придают особое значение поддержанию престижа индивидуальных торговых марок поставщиков (товары с личным клеймом - private labels). Как видно из данных табл.7, первое место в этой области принадлежит Великобритании, в Испании, Италии это движение находится в зачаточном состоянии.

Таблица 7

Доли рынка продуктов питания с личным клеймом

Страна Доля от общего объема продаж (%)

Великобритания 55

Швейцария 35

Бельгия 25

Германия 20

Нидерланды 15

Франция 15

Италия 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: [2, с.44].

Если в прежние годы личное клеймо на продуктах питания ставилось с целью предложить более дешевую альтернативу продуктам, произведенным крупными предприятиями, то сегодня это - показатель качества и это нередко является эффективным средством повышения доходов интегрированных компаний. Хотя и поныне продукция с личным клеймом продается несколько дешевле продуктов высшей категории (A - brands), но уже нисколько не уступает им по качеству, а порой и превосходит. Такая крупная оптовая реализационная компания, как Aldi, всю свою продукции продает как товары с личным клеймом. При этом, Aldi распространяет свое влияние на Нидерланды, Бельгию, Францию, Великобританию, где супермаркеты также стали прибегать к стратегии ценовых скидок на продукцию с личным клеймом.

Другой важной тенденцией в развитии системы торговли продуктами питания стало расширение спектра продукции овощеводства и фруктов. В 1997 году во Франции доля продаваемых в супермаркетах свежих овощей и фруктов достигла почти 70% (табл.8).

Таблица 8

Продажи свежих овощей и фруктов в 1997 году (% от общего объема продаж)

Страна Супермар кеты Специализиро ванные Рынки и др.

магазины

Нидерланды 64 16 20

Франция 69 7 23

Великобритания * 62 31 7

Германия 65 20 15

Бельгия 64 13 23

* - доля домохозяйств, выбравших этот способ покупок.

Очевидно, ориентация на продажи свежих продуктов с личным клеймом является рискованным предприятием для продавца, так как качество продукции может быть разным в разные времена года, и снижение качества даже однажды может дискредитировать супермаркет. С целью обеспечения имиджа своей торговой марки, а также выполнения запросов рынка крупные интегрированные компании разрабатывают и добиваются строго исполнения требований стандартов качества во всех звеньях производственной цепи. В частности, это относится к требованию минимизации объемов химических удобрений и пестицидов при выращивании сельскохозяйственных культур. Так, в соответствии в Актом о безопасности пищевых продуктов (Food Safety Act, 1990), английские продавцы обязаны гарантировать, что товары с их маркой не принесут вреда здоровью покупателей. Это заставляет крупных оптовиков строже подходить в отбору своих поставщиков, что, помимо прочего, приводит к ограничению их количества.

Кроме того, необходимость обеспечивать круглогодичные поставки свежих продуктов в свои супермаркеты заставляет оптовиков организовывать их производства в различных климатических зонах по всему миру. При этом, в различных климатических зонах и в различных странах, фермеры, тем не менее, придерживаются одних и тех же стандартов качества и безопасности сельскохозяйственной продукции. Значение программ ICM (Integrated Crop Management) становится исключительным, как для потребителей, так и для производителей сельскохозяйственной продукции. Стремление к дифференциации продукции, как составляющая ICM, становится также инновационной стратегией крупных компаний - реализаторов.

Меры аграрной политики в последнее десятилетие претерпевают трансформацию от мер поддержки цен и сокращения предложения к прямым выплатам. Это прямые затраты на стабилизацию рынков, целевые затраты на воссоздание экологических систем, на развитие сельской инфраструктуры, на согласование мер аграрной политики ЕС. Политическая программа Agenda 2000 в ряду прочих целей декларировала сохранение «умеренного» (безопасного) сельского хозяйства и лесных угодий как части сельской экономики. Таким образом формируется своеобразная европейская аграрная модель с явно выраженной многофункциональной природой европейского сельского хозяйства. Частью этой модели стал рыночно-ориентированный сектор, в котором фермеры интенсифицируют производство, используя положительный эффект масштаба и подчиняясь требованиям внешних ограничений. Альтернативный сектор европейского сельского хозяйства осваивает другая группа фермеров, перед которыми общество ставит задачу сохранить традиционные виды сельскохозяйственной деятельности и обеспечить производство нерыночных услуг.

Следует отметить, что в соответствии со вновь разработанным стандартом GAP, основу которого составили принципы ICM/IPM5, отбор кандидатов для работы в альтернативном секторе проводится достаточно строго.

Данный сектор в настоящее время находится в активной фазе своего развития, характеризующейся слияниями, вертикальным интегрированием и интернационализацией. Очевидно, это служит ответом на соответствующие запросы потребителей, заинтересованных в получении более безопасных продуктов, произведенных в экологически чистых условиях.

Нам бы хотелось отметить в качестве заключения, что названные в данной статье характеристики европейской аграрной модели могли бы служить неким пробным эталоном для преобразований российского аграрного сектора в дополнение к американской модели, идеи которой, похоже, доминировали до недавнего времени в замыслах российских реформаторов.

Литература

1. Серова Е.В. Аграрная экономика: учебник для студентов экономических вузов и специальностей. - М.: ГУ-ВШЭ, 1999.

2. Anderson R.M. The Campbell Soup Company: Looking Beyond the Field. In: Prophyta, June 1999, pp. 72-74.

3. Baas H.J.A, van Potten A.J., Zwanenberg A.C.M. The World of Food Retailing: Developments and Strategies. Rabobank International, Utrecht, 1998.

4. Brouwer F.M., Bijman W.J.J. Dynamics in crop protection, agriculture and the food chain in Europe/ The Hague, Agricultural Economics Research Institute (LEI), 2001, Report 3.01.08.

5. European Commission and Eurostat, Agriculture, environment, rural development: Facts and figures - A challenge for agriculture. DG VI, DG XI and Eurostat, Brussels, 1999.

6. OECD, Vertical co-ordination in the fruit and vegetable sector: implications for existing market institutions and policy instruments. OECD, Directorate for Food, Agriculture and Fisheries, Paris, 1997.

Интернет-ресурсы:

7. www.fao.org - FAO - Food and Agriculture Organisation of the United Nations.

8. www.eurostat.org.

5 IPM (Integrated Pest Management) - комплексная система защиты растений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.