Раздел 7 ЭКОНОМИКА
Редакторы раздела:
ИННА НИКОЛАЕВНА САННИКОВА - доктор экономических наук, профессор, зав. каф. бухучета, аудита и анализа Алтайского государственного университета (г. Барнаул)
ТАТЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА ТЕРЕНТЬЕВА - доктор экономических наук, проректор по НИР, зав. каф. бухучета и аудита (г. Владивосток)
УДК 338.46 Adarina R.T TRENDS OF USING OF FIXED ASSETS AND INVESTMENT OF PUBLIC UTILITIES. The article is devoted to defining trends in the Russian utility sector, namely the use of fixed assets, investment dynamics. By the analyzing of statistical data revealed the consequences of reforming public services.
Keys words: public utilities, using of fixed assets, fixed capital formation, investment, consequences of reform of public services.
Р.Т. Адарина, доц. каф. экономической теории и национальной экономики Горно-Алтайского
гос. университета, Горно-Алтайск, Е-mail: [email protected]
ТЕНДЕНЦИИ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ И ИНВЕСТИРОВАНИИ РЕСУРСОСНАБЖАЮЩИХ ПОДОТРАСЛЕЙ КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА*
Статья посвящена определению тенденций в коммунальном комплексе России, а именно использование основных фондов, динамика инвестиций. При помощи статистических данных выявлены последствия реформирования жилищно-коммунального комплекса.
Ключевые слова: Ресурсоснабжающие организации жилищно-коммунального хозяйства, использование основных фондов, инвестиционная деятельность, последствия реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Реформированию жилищно-коммунального хозяйства, продолжающемуся последние двадцать лет, дают не однозначную оценку: рост тарифов и уровня износа основных фондов, убыточность предприятий и другие негативные тенденции сопровождаются положительными институциональными изменениями в отрасли. Для выявления истинного положения дел, сложившихся тенденций, получения определенных фактов и их обобщения проведено данное исследование, в котором акцентировано внимание на ресурсоснабжающую подотрасль ЖКХ в части использования основных фондов и инвестиционных процессов.
Реформирование жилищно-коммунального комплекса началось в связи с переходом к рыночным механизмам хозяйствования и охватывает почти двадцатилетний период, с начала 90-х годов прошлого века и по сегодняшний день. В этот период сокращается бюджетное финансирование отрасли, осуществляются попытки внедрения конкурентного механизма, происходит передел собственности, осуществляется спецификация прав собственности всех участников рынка коммунальных услуг. Рассмотрим, как отразились процессы реформирования и модернизации на состояние основных фондов и инвестиционную активность.
Ресурсоснабжающая подотрасль ЖКХ представляет собой часть комплекса, которая производит коммунальные ресурсы (электроэнергию, газ, тепловую энергию, холодную и горячую воду), которые в дальнейшем преобразуется в коммунальные услуги (электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение).
Давая оценку сложившимся тенденциям в коммунальном хозяйстве, необходимо отметить методологическую сложность, которая заключаются в том, что в с 1 января 2003 года вместо Общероссийского классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) введен Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). До 2003 г. коммунальное хозяйство было объектом статистических наблюдений как часть жилищно-коммунального хозяйства, в которые входили такие виды подотраслей как благоустройство, внешнее благоустройство, наружное освещение, коммунальное и бытовое водоснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, гостиничное хозяйство, эксплуатация служебных зданий, добровольная пожарная охрана, хозяйственное управление коммунальным хозяйством [1].
В 2003 г. с введением Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), ресурсоснабжаю-
Таблица 1
Удельный вес основных фондов ресурсоснабжающей подотрасли ЖКХ (на начало года; по полной учетной стоимости) в экономике России, в %
в разрезе ОКОНХ в разрезе ОВКЭД
1990 г. 1995 г. 2000 г. 2001 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2010 г.
4,5 3,9 3,9 3,5 3,1 8,7 8,2 7,3
щие подотрасли вошли в раздел «Е», в который называется «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды». Понятно, что далеко не все подразделы данного раздела имеют отношение к ресурсоснабжающим подотраслям ЖКХ. В результате перехода к ОКВЭД Росстатом был произведен пересчет некоторых показателей, это стало причиной проблемы сопоставимости статических данных за период 2000-2003 гг. Например, это касается доли коммунального хозяйства в национальном богатстве страны в части основных фондов по полной учетной стоимости (таблица 1). Мы видим резкое изменение статистических данных в период с 2003 г. по 2004 г., что явно обусловлено изменением в методологии расчетов [2-4].
Не смотря на то, что Росстат по ряду показателей провел ретроспективный анализ и представил данные в разрезе ОК-ВЭД за период до 2003 года, все же полной сопоставимости данных по всем показателям нет. Для сглаживания перепадов в данных мы рассчитывали среднегодовые темпы прироста за два периода (1990-2003 гг. и 2004-2010 гг.), и получили результаты, которые позволяют оценить изменения в отрасли и оценить тенденции, даже с учетом перехода на новую методологию статистических наблюдений. Таким образом, выделяя два периода в деятельности ресурсоснабжающей подотрасли ЖКХ и рассчитывая среднегодовые темпы роста по показателям, мы проанализировали следующие данные:
1. Удельный вес основных фондов подотрасли в основных фондах экономики в целом.
2. Удельный вес инвестиций в подотрасли в общем объеме инвестиций.
3. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал.
4. Степень износа основных фондов.
5. Структура источников инвестиций.
6. Индекс потребительских цен на коммунальные услуги.
7. Сальдированный финансовый результат организаций коммунального комплекса.
8. Уровень заработной платы в коммунальном хозяйстве.
Первые четыре показателя позволяют отследить тенденции
связанные с использованием основных фондов и уровнем инвестирования, пятый дает представление об институциональных изменениях в инвестиционном процессе, а последние три показателя свидетельствуют об изменениях финансового характера, которые в общем являются результирующими для инвестиционного процесса.
Анализируя удельный вес основных фондов и объема инвестиций в подотрасли, мы видим, что доля основных фондов сокращается (так как темпы роста менее 100%), в то время как сам доля инвестиций наоборот гг. растет. Это объясняется, тем, что износ основных фондов настолько высок, что его выбывание опережает ввод новых мощностей и обновление за счет инвестиционных вложений (таблица 2).
Действительно, мы убеждаемся, что индекс физического объема инвестиций в основной капитал в ресурсоснабжающей подотрасли ЖКХ неизменно выше чем, в среднем по экономике на протяжении 1995-2010 гг. (таблица 3), при этом опережающие темпы наблюдаются в последние годы [2-4].
Причиной более высоких темпов роста инвестиций в подотрасли могли стать реализации федеральных, региональных и муниципальных целевых программ в ЖКХ, а также институциональные изменения в подотрасли связанные с приватизацией и акционированием унитарных предприятий. Рост физического объема инвестиций имеет хоть и не значительный, но все же положительный результат относительно износа основного капитала. Так по данным таблицы 4, мы видим, что рост степени износа основных фондов в коммунальном хозяйстве был ниже, чем в целом по экономике за 1996-2010 гг., а в период с 2004 года приобрел отрицательное значение, т.е. за последние годы наблюдается сокращение степени износа.
Все же мы вынуждены констатировать, что данная тенденция пока еще не значительна, так как, удельный вес полностью изношенного оборудования в отдельных подотраслях коммунального хозяйства по прежнему высок и имеет тенденцию к росту (таблица 5) [5, 6].
Одним из значимых факторов инвестиционной деятельности являются источники инвестирования, которые во многом зависят от институциональной структуры подотрасли. В этом плане тоже наблюдается ряд изменений. В первую очередь происходит сокращение бюджетного финансирования. Если в 1996 году на бюджетную поддержку ЖКХ направлялось 16% средств консолидированного бюджета, то в 2010 году - 6%. И это понятно, так как одним из направлением реформирования является сокращение числа государственной и муниципальной собственности в комплексе, преобразование государственный и муниципальных унитарных предприятий в хозяйственные общества. К 2008 году должен был завершиться переход на 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг населением, что так-
Таблица 2
Среднегодовые темпы роста показателей вклада ресурсоснабжающей подотрасли в экономику
Показатель за период 1990-2003 гг. (в основе расчета ОКОНХ), % за период 2004-2010 гг. (в основе расчета ОКВЭД), %
Доля в стоимости основных фондах 97,17 97,12
Доля в объеме инвестиций 109,43 107,80
Таблица 3
Среднегодовые темпы роста индекса физического объема инвестиций в основной капитал
за период 1995-2002 гг. (в основе расчета ОКОНХ), % за период 2005-2010 гг. (в основе расчета ОКВЭД), %
в целом в экономике 97,59 107,69
в ресурсоснабжающей подотрасли ЖКХ 99,59 115,42
Таблица 4
Среднегодовые темпы роста степени износа основных фондов
за период 1996-2002 гг. (в основе расчета ОКОНХ), % за период 2004-2010 гг. (в основе расчета ОКВЭД), %
в целом в экономике 102,83 101,33
в ресурсоснабжающей подотрасли ЖКХ 100,53 98,60
Таблица 5
Удельный вес полностью изношенного оборудования, %
Виды деятельности 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
производство и распределение газообразного топлива 7,4 8,9 11,6 13,3 14,3
производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) 9 9,1 11,3 14,5 14,4
сбор, очистка и распределение воды 22,1 22,6 21,8 22,3 23,2
100 -і 80 -
| 60 І 40
В
20 -0
10,5 13,3
43,4
49,3
38,8 327
17І І8,0
13,
14,£
41,2 38,2 38,9 ^
75,8 71,9 17,7 20,8 19,8
17,0
41,1 41,0 41,3 35^
54,1
29,
Привлеченные
внебюджетные
источники
16,8 ■ Привлеченные
бюджетные источники
I
1998 1999 2000 2001 2005 2006 2007 2008 2009
і Собственные источники
по ОКОНХ -коммунальное хозяйство
по ОКВЭД - производство и распределение электроэнергии
Рис. 1. Структура источников инвестиций в ресурсоснабжающие подотрасли ЖКХ
же привело к сокращению бюджетного финансирования. Справедливости ради следует констатировать, что не во всех регионах и муниципальных образованиях удалось совершить переход на полную уплату услуг потребителями, главным препятствием этому является низкий платежеспособный спрос населения. Изменения в структуре оплаты услуг, а также приоритеты современной бюджетной политики привели к трансформации структуры источников инвестиций в коммунальном хозяйстве. Наглядно это демонстрируют показатели на рис. 1.
Налицо рост собственных и привлеченных источников и сокращение бюджетных. Изменение структуры источников инвестирования, безусловно, свидетельствует о результативности институциональных преобразований, но, вместе с тем, пока не приводит к тем эффектам, ради которых проводились реформы. Целевыми индикаторами реформирования и модернизации ЖКХ являются увеличение уровня жизни населения, доступность услуг для них, финансовое оздоровление предприятий и т.д.
Что касается реальных доходов населения и доступности услуг, то мы наблюдаем больше отрицательных тенденций, чем положительных. Так на протяжении последних лет, начиная с 1999 года, индекс потребительских цен на коммунальные услуги опережал индекс потребительских цен в целом по экономике (см. рис. 2).
Среднегодовые темпы прироста цен на отдельные коммунальные услуги в период 1998-2010 гг. колебался от 16,3% до 17%. Для сравнения: за этот же период цены в экономике в целом росли с приростом 14,8%; за период 1998-2009 гг. в целом по экономике цены выросли в 8,61 раз, а за коммунальные услуги в 21,58 раз.
Таким образом, вклад роста цен на коммунальные услуги в динамику реальных доходов россиян носил отрицательный ха-
рактер. Также рост тарифов на коммунальные услуги не способствовал их экономической доступности для населения.
Логично было бы предположить, что рост тарифов должен стать положительным фактором финансового положения организаций коммунального комплекса. Их убыточность имеет множество причин, это и наследие планового механизма хозяйствования, государственное регулирование цен, низкая платежеспособность спроса, высокий износ оборудования и пр. В целом наши предположения подтверждаются, мы видим тренд к сокращению отрицательного финансового результата организаций коммунального хозяйства, лишь в 2009 г. консолидированный финансовый результат стал положительной величиной (см. рис. 3) [5-7]. Длительность периода убыточности предприятий еще долго будет негативно влиять на экономику подотрасли, так как в течение не прибыльного периода они имели ограниченные возможности инвестировать.
Ставка на самоокупаемость и самофинансирование через поиск эффективных собственников организаций коммунального хозяйства пока не приносит значительных успехов. Подтверждением этому служит еще один важный показатель в отрасли
- это уровень заработной платы занятых в подотрасли.
Нами проведен сравнительный анализ динамики отношения номинальной заработной платы в экономике к номинальной заработной плате занятых по видам экономической деятельности (ВЭД). Это сделано для того, чтобы сравнить, как менялась номинальная заработная плата в подотрасли в сравнении со среднероссийским значением. Величина заработной платы отражает не только производительность труда и созданную добавленную стоимость на 1 работника, но и востребованность в квалифицированных работниках и механизм их удержания на производстве.
Рис.2. Индекс потребительских цен в целом по экономике и на коммунальные услуги (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах) [7].
ГОДЫ
Рис. 3. Сальдированный финансовый результат организаций коммунального хозяйства, миллионов рублей
Таблица 6
Отношение номинальной заработной платы занятых по ОКВЭД Раздел Е «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» к номинальной заработной плате в целом по экономике
1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010
1,67 1,42 1,24 1,21 1,15 1,10 1,16 1,15
Деятельность, включенная в раздел «Е - Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», в которую включена деятельность ресурсоснабжающих подотраслей ЖКХ с позиций привлекательности оплаты труда занимает неплохие позиции, так как рассчитанный коэффициент выше 1. В отличие от сельского хозяйства, здравоохранения, образования, торговли, труд в ресурсоснабжающей подотрасли оплачивается выше, чем удовлетворительно. Хотя и ниже чем в финансовой деятельности, добывающей промышленности, государственном управлении, транспорте и т.д. Вместе с тем наблюдается явная тенденция сокращение рассчитанного коэффициента. Так если в 1995 году номинальная зарплата по разделу «Е» превышала среднероссийское значение на 67%, то за 15 прошедших лет, она превышает на 15%. Стоит добавить, что это сокращение происходит на фоне рост дифференциации величин номинальных заработных плат по видам экономической деятельности.
Также достаточно показательным является сама динамика соотношений номинальных заработных плат. Поясним, например самая маленькая заработная плата выплачивается в сель-
ском хозяйстве, но за ряд лет ситуация в этом плане практически не изменилась. В то время как сокращение коэффициента номинальной заработной платы в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды было самым значительным (см. рис. 4).
Относительное падение заработной платы отражает негативные финансовые и экономические процессы в подотрасли, которые с являются и наследием планового хозяйства, и результатов современной реформы, отражением сложностей функционирования локальных естественных монополий, неэффективной системой государственного и муниципального регулирования.
Подводя итог анализу экономических, финансовых, производственно-технологических тенденций ресурсоснабжающей подотрасли ЖКХ можно сделать следующие выводы:
- не смотря на процессы реформирования в коммунальном комплексе, которые привели и к институциональным изменениям, принципам финансирования, роста инвестиций продолжаются негативные процессы, выражающиеся в росте тарифов, износе оборудования, убыточности многих организаций;
Производство и распределение.. Рыболовство, рыбоводство Предоставление прочих.. Строительство Транспорт и связь Добыча полезных ископаемых Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство Гостшшцы и рестораны Обрабатывающие производства Образование Здравоохранение и предоставление.. Государственное управление и обеспечение.. Оптовая и розничная торговля; ремонт.. Операции с недвижимым имуществом,..
Финансовая деятельность
0,69 і 0,7
2
0,78 і 0,8 I 0,8 ■ 0
1 2 84 і 0,93
■ 0,93
■ о
95
■ 1,03
■ 1,03
1,10 ■ ] ,16
і 1,39
1,50
0,60 0,70 0,80 0,90 1,00 1,10 1,20 1,30 1,40 1,50 1,60
Рис. 4. Отношение коэффициента номинальных заработных плат в 2010 году к значению 1995 года
- комфортность жилищных условий населения растет, но ввиду роста тарифов коммунальное хозяйство не становится факторов конкурентоспособности территории.
* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 13-06-98046 «Статистическая оценка институциональных изменений в коммунальном комплексе России 2000-2010 гг.»
влечения квалифицированных специалистов;
Библиографический список
1. Общероссийский классификатор «Отрасли народного хозяйства», утвержденный 1 января 1976 г. (в ред. № 24/2000, утв. Госстандартом РФ 15.02.2000).
2. Российский статистический ежегодник. 2012: Стат.сб./Росстат. - М., 2012.
3. Российский статистический ежегодник. 2005: Стат.сб./Росстат. - М., 2005.
4. Российский статистический ежегодник: Стат.сб./Госкомстат России. - М., 2001.
5. Промышленность России. 2010: Стат.сб./ Росстат. - М., 2010.
6. Промышленность России. 2005: Стат.сб./ Росстат. - М., 2006.
7. Жилищное хозяйство и бытовое обслуживание населения в России. 2010: Стат.сб./Росстат. - М., 2010.
Bibliography
1. Obtherossiyjskiyj klassifikator «Otrasli narodnogo khozyayjstva», utverzhdennihyj 1 yanvarya 1976 g. (v red. № 24/2000, utv. Gosstandartom RF 15.02.2000).
2. Rossiyjskiyj statisticheskiyj ezhegodnik. 2012: Stat.sb./Rosstat. - M., 2012.
3. Rossiyjskiyj statisticheskiyj ezhegodnik. 2005: Stat.sb./Rosstat. - M., 2005.
4. Rossiyjskiyj statisticheskiyj ezhegodnik: Stat.sb./Goskomstat Rossii. - M., 2001.
5. Promihshlennostj Rossii. 2010: Stat.sb./ Rosstat. - M., 2010.
6. Promihshlennostj Rossii. 2005: Stat.sb./ Rosstat. - M., 2006.
7. Zhilithnoe khozyayjstvo i bihtovoe obsluzhivanie naseleniya v Rossii. 2010: Stat.sb./Rosstat. - M., 2010.
Статья поступила в редакцию 06.06.13
- рост тарифов отражает объективные процессы развития затратных механизмов, и отсутствия эффективных способов хозяйствования;
- происходят структурные сдвиги в потреблении коммунальных ресурсов, а именно сокращение водопотребления при росте потребления газа и электроэнергии;
- при относительной стабильности численности занятых в отрасли и даже некотором его росте, наблюдается относительное сокращение заработной платы, что создает проблему при-
УДК 338.43; 338.246.8
Adarina R.T., Sarbashev E.B. DIVERSIFICATION OF RURAL ECONOMY AS FACTOR DEVELOPMENTS OF RURAL TERRITORIES. Annotation: In article diversification of economy of the village as the effective mechanism of its development is considered. The common and distinctive features of diversification in business and in a territorial economic subsystem are specified. Opportunities and restrictions of use of this mechanism, the villages caused by objective signs as social and territorial community are presented. The concrete directions of diversification of rural economy are offered, the special role of local governments in realization of strategy of diversification in the village is emphasized.
Keys words: economy of rural territories, diversification, synergetic effect, rural tourism.
Р.Т. Адарина, доц. каф. экономической теории и национальной экономики Горно-Алтайского гос. университета, Е-mail: [email protected]; Э.Б. Сарбашев, первый заместитель главы администрации МО «Шебалинский район» Республики Алтай, с. Шебалино, Е-mail: [email protected]
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ СЕЛЬСКОЙ ЭКОНОМИКИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ*
В статье рассмотрена диверсификация экономики села как эффективный механизм ее развития. Указаны общие и отличительные черты диверсификации в бизнесе и в территориальной экономической подсистеме. Представлены возможности и ограничения использования этого механизма, обусловленные объективными признаками села как социально-территориальной общности. Предложены конкретные направления диверсификации сельской экономики, подчеркнута особая роль органов местного самоуправления в реализации стратегии диверсификации на селе.
Ключевые слова: экономика сельских территорий, диверсификация, синергетический эффект, сельский туризм.
Термин «диверсификация» используется, как правило, в отношении организации, и представляет собой направление развития, при котором реализуется стратегия выхода на новые рынки сбыта с точки зрения товарного ассортимента, географии, клиентского сегмента. Предприятия используют диверсификацию, когда необходимо добиться эффективного управления рисками, увеличить объемы продаж, прибыли. Для этих целей оно создает новое направление производственно-сбытовой деятельности, формируя еще одну производственную структуру, либо поглощает существующие предприятия, создает интегрированные структуры и т.д.
В отношении территорий понятие «диверсификации» стало использоваться в рамках развития территориального маркетинга [1, с. 28]. Актуальность территориального маркетинга возникла в связи с изменением модели регионального и муниципального взаимодействия. В условиях рыночной экономики эти
взаимодействия строятся по принципу конкуренции за инвесторов, рабочую силу, бюджетные средства. Когда город, село, регион, муниципальный район соревнуются за привлечение редких ресурсов, они используют различные рыночные стратегии, в том числе диверсификацию. Острая необходимость в развитии различных отраслей в территориальной экономической системе появилась, когда наибольший экономический упадок и отток человеческих ресурсов затронул города с моноэкономи-ческой структурой. Диверсификация экономики территории направлена на развитие различных отраслей и уход от узкой специализации. В отличие от диверсификации производства диверсификация экономики региона (муниципального образования):
- касается совокупности бизнес-структур, работающих на одной территории;
- требует государственного регулирования экономических, финансовых, организационных отношений участвующих в изменении отраслевой структуры;