Р.Е. Торгашев
ТЕНДЕНЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ВУЗА
В статье приведены результаты научно-исследовательских разработок автора по проблеме воспитания студенчества, проведенных в пяти университетах Российской Федерации в 2005-2015 гг. Автор называет причину необходимости реформирования системы управления учебно-воспитательной средой в процессе подготовки обучающихся в высшей школе. В статье раскрываются направления и тенденции управления воспитательной системой вуза.
Ключевые слова: система управления, воспитательная система, вуз, воспитательный процесс, образовательно-воспитательная микросреда, вузовская среда, студенческая молодежь.
Система управления процессом подготовки обучающихся высшей школы сегодня нуждается в поэтапном реформировании. Начинать следует с этапа подготовки на бакалавриате1.
Вопрос о реформировании учебно-воспитательной среды высшей школы возник не случайно и не вчера, так как в сложившейся ситуации образовался пробел в целенаправленном воздействии со стороны государства, его общественных институтов (семья - образовательная система - воспитательная система) на молодое поколение2.
Процесс социализации молодого поколения является личностным становлением молодежи (возрастом до 30 лет). Данный вид процесса именуют объективным и перманентным. На процесс социализации влияние оказывают новые ценности бытия и неконтролируемый поток информации, особенно со стороны Запада и СМИ3. В связи со сложившейся неконтролируемой ситуацией в обществе молодежь все чаще нарушает законы, что серьезным образом влияет на увеличение статистики правонарушений в различных сферах4.
Анализ результатов научно-исследовательских разработок проблем воспитания студенчества, проведенных в РГГУ (2008-2015), РосНОУ (2008), МГОУ (2005-2009, 2014), МПСУ (2012-2015),
© Торгашев Р.Е., 2016
НГИ (2013-2014), позволил сформулировать ряд основополагающих концептуальных выводов.
1. Сегодня воспитательный процесс как никогда определенным образом ориентирован на социализацию личности студента вуза.
2. Воспитательный процесс неразрывно связан с учебно-образовательным процессом.
3. Управление воспитательным процессом основывается на базисных компонентах:
- на личностно-культурном компоненте, когда через учебно-воспитательный процесс происходит развитие (просвещение) личности молодого человека посредством приобщения к культурным ценностям;
- на духовно-нравственном компоненте, когда происходит развитие гражданского патриотического сознания молодежи;
- на экологическом компоненте при формировании личности человека;
- на личностно-культурном компоненте, который обеспечивает полноценное развитие личности посредством приобщения к культуре социума;
- на профессиональном, этическом и семейном компонентах, посредством приобщения к социальному бытию во всех его проявлениях и т. д.
4. Воспитательный процесс должен обеспечиваться с учетом тенденций и особенностей личностных проявлений студенческой молодежи высококвалифицированными, профессионально подготовленными кадрами профессорско-преподавательского состава, имеющими богатый педагогический опыт5.
Приведем результаты исследований в области воспитательной работы, которые проводились в пяти вышеназванных вузах РФ на протяжении десятилетия (2005-2015 гг.) в рамках социокультурных ориентаций (5868 студентов - общее количество испытуемых). Они и позволили определить новые тенденции в их мотивационно-потребностной и ценностной сферах, а также особенности их взаимодействия в личностно значимой микросреде. Данное исследование позволило установить новые тенденции в структуре потребностей российского студенчества: важнейшим приоритетом здесь выступают потребности в самореализации, в хороших материальных условиях жизни, содержательном общении, познавательная мотивационно-ориентировочная потребность в социальном признании6.
Также было выявлено, что в современном обществе наблюдается потеря потребности в коллективной деятельности, что может послужить причиной развития антисоциальных принципов7.
В отличие от ряда развитых государств в РФ до настоящего времени не было создано ни одной самостоятельной научной структуры, которая могла бы обеспечивать разработку проблем студенческой молодежи и осуществлять координацию воспитательной работы в вузах на субъектном уровне, что не позволяет последовательно воплощать уже накопленный позитивный опыт воспитания, продуктивно его развивать и совершен-ствовать8.
Считаем, что улучшить сложившееся положение возможно путем создания в структуре РГГУ самостоятельного подразделения воспитательных проблем вуза, которое могло бы координировать воспитательную функцию факультетов и Управления по работе со студентами со следующими функциями9:
- научно-методической;
- учебной;
- информационно-аналитической.
Научно-методическая функция должна включать комплексно-технологическое обеспечение воспитательного процесса. Необходимо разработать банк специальных технологий воспитательной работы, с возможностью их систематизации и внедрения в вузы страны. Научно-методическая функция должна включать научно-технологическую разработку программ социологической и психологической диагностики. Также необходимо разработать критерии эффективности воспитательной образовательной среды вуза. Критерии должны отвечать ФГОС последнего поколения.
Учебной функции отведена роль по разработке учебно-планирующей документации по воспитательным аспектам психолого-педагогической переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров высшей школы.
Информационно-аналитической функции отведена не менее важная роль: курировать пропаганду концептуальных идей, актуальных направлений и технологий воспитательной работы со студентами путем проведения различных научно-практических конференций (международных, всероссийских, региональных), семинаров, круглых столов, форумов, экспо-выставок, ярмарок, а также рецензирования и подготовки к печати публикаций по проблемам воспитания в высшей школе10.
Представленная гуманистическая парадигма в системе управления подготовкой обучающихся, в нашем понимании, призвана обозначить следующие позиции:
- в основе социума ставить личность, которая бы отвечала предъявляемым требованиям социума и в совокупности представляла уникальное, неповторимое многогранное явление;
- позволять студентам развивать личность и не препятствовать саморазвитию и самореализации без ущерба для микросоциума (вузовской среды);
- система целеполагания должна стать ключевой и стремиться к реализации всех поставленных целей и усиливать потребности и мотивы личности для активизации творческой, учебной и научно-исследовательской деятельности;
- отношения формирующейся личности с социальным окружением должны строиться на основе партнерского взаимодействия, диалога, для совершенствования саморазвития.
В ходе проведенного анализа структуры микросреды взаимодействия студенческой молодежи (учебно-воспитательной и научной вузовской среды), были выявлены ее определенные доминирующие подструктуры, в число которых вошли: академическая группа вуза, преподаватели, родительская семья и дружеская компания11.
Для полноценного функционирования управления образовательно-воспитательной вузовской микросредой целесообразно следующее:
1) конструирование теоретической модели управления развитием личности в контексте ее важнейших социально значимых и социально востребованных качеств и свойств;
2) создание учебно-экспериментальной площадки (базы) для реализации функционирования модели;
3) обеспечение распознавания проблемы и поиск инструментария ее решения;
4) подбор критериев профессионального становления будущего специалиста;
5) обеспечение социологического и социально-психологического мониторинга личностного состояния и социальных ориента-ций учащейся молодежи на каждом этапе подготовки в процессе обучения в вузе;
6) возрождение работы с молодежными лидерами - как с наиболее одаренными представителями молодежи (их выявление и отбор, организация деятельности школ лидерства).
Основной акцент в воспитательной работе следует сделать на коррекцию и развитие таких личностных качеств студенческой молодежи, как:
- нравственность (ответственность, тактичность, уровни воспитания, образования);
- гражданственность, коллективизм и труд (чувство долга, патриотизм, ответственность, сплоченность).
Для введения в эксплуатацию представленной модели необходимо:
- разработать правовое поле деятельности данного управления с учетом нормативно-правового обеспечения образовательной среды;
- разработать банк данных по наиболее продуктивным направлениям передовых учебных технологий воспитательной работы в вузе;
- адаптировать информационное обеспечение вузов страны;
- создать научно-методический центр по разработке проблем воспитания студенческой молодежи с применением НИРС. В данном центре необходимо разрабатывать методики и технологии специальных конференций, семинаров, круглых столов, выездных заседаний по обмену опытом воспитательной работы;
- создать Федеральный координационный совет по проблемам воспитания учащейся молодежи, основной состав которого должен быть представлен руководителями соответствующих воспитательных структур вузов РФ12. Сегодня в РФ ни один вуз, как государственный, так и негосударственный, не обходится без отделов (управлений) по воспитательной работе. В поле их деятельности находится работа студгородков, спортклубов, студклубов, студенческих молодежных организаций и т. д. Принципиально новым направлением стало создание на базе отделов (управлений) воспитательной работы социологических и социально-психологических служб, позволяющих профессионально исследовать проблемы студенческой молодежи и содействовать их разрешению13.
К сожалению, в связи с тем, что на протяжении последнего десятилетия в большинстве вузов отсутствовали официальные группы РФСМ и студпрофсоюзы, в настоящее время уровень профессионализма в воспитательной работе оставляет желать лучшего. И это касается не только сотрудников отделов воспитательной работы, лидеров молодежных организаций, но и готовности профессорско-преподавательского состава к реализации воспитательной функции, а также деятельности социологической, психологической и социально-педагогической служб вуза.
Сегодня мы наблюдаем не только застой профессиональной работы учебно-воспитательного звена вуза, но и утраченность инструментария и технологии его применения в становлении и развитии личности будущих специалистов, особенно менеджеров, экономистов, юристов, педагогов. Об этом свидетельствуют данные, полученные из отделов выпуска студентов, в которые поступает информация о выпускниках. Эта статистическая
информация, пусть и во многом противоречивая, показывает, что 68% выпускников асоциализированы и у многих отсутвуют мотивы. При этом превалируют мотивы личностные, имеются трудности в работе с коллективом, особенно на руководящих должностях.
В ходе исследования нами было установлено, что серьезные проблемы существуют и в организации работы вузовских психологов. Связано это в основном с тем, что вузовские психологи зачастую используют диагностические методики, в основном советские и западные, и чрезмерно увлекаются лабораторными игротехниками, подменяющими работу по актуализации реальной системы жизнедеятельности студентов, созданию в вузе активной социокультурной среды14.
Сегодня встает вопрос еще и о том, что воспитательная работа должна иметь количественные и качественные индикаторы и критерии, которые должны отражать достоверные результаты воспитательной деятельности.
Нельзя пренебрегать качеством разработки критериев эффективности воспитания. От качества будет зависеть весь набор инструментария оценки достоверности и желаемой результативности. При отсутствии таковых невозможно объективно оценить уровень постановки воспитательной работы в конкретном вузе, что приведет к случайным, порой не соответствующим истинному положению дел, заключениям. Отсюда вытекает ряд сложностей, которые будут связаны с профессиональной подготовкой всех участников учебно-воспитательного процесса, непременно приведут к негативным последствиям для него, для успеваемости студентов и их дальнейшего социального адаптивного поведения.
Профессиональная подготовка всех участников воспитательного процесса должна обеспечиваться через образовательные каналы вузовского обучения и последипломной переподготовки и повышения квалификации, на следующих основных уровнях: федеральном, региональном, местном, межвузовском, внутривузовском, а также в режиме самоподготовки.
На пути выхода из сложившейся ситуации встает новая задача - задача разработки системного подхода к профессионально-педагогической подготовке каждого работника сферы воспитания, начиная от преподавателей и заканчивая комендантами общежитий, нацеленной на их непрерывный профессиональный рост и совершенствование.
Примечания
1 Торгашев Р.Е. Интернационализация российского высшего социально-гуманитарного образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2012. № 6. С. 3-7.
2 Торгашев Р.Е. Система управления маркетингом в образовательном учреждении: структурные элементы и тенденции развития // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2015. № 3. С. 137-145.
3 Торгашев Р.Е. Интернационализация...
4 Торгашев Р.Е. Там же.
5 Торгашев Р.Е. Анализ и характеристика стилей управления образовательными системами // Вестник РГГУ. 2013. № 6 (107). Серия «Управление». С. 51-60.
6 Торгашев Р.Е. Методика оценки качества географической подготовки студентов с использованием средств информационно-коммуникационных технологий: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2010.
7 Торгашев Р.Е. Система управления.
8 Торгашев Р.Е. Исследование социально-экономического прогнозирования и планирования. М.: МГОУ, 2013.
9 Торгашев Р.Е. Управление качеством оценивания профессионального образования, его способы и характеристики: Сб. науч. тр. СПб., 2013. С. 100-104.
10 Торгашев Р.Е. Исследовательская компетенция студентов в системе совершенствования экономического роста страны // Социальное государство: Вызовы XXI века: Труды Междунар. науч. конф. Москва, 17 марта 2013 г. М.: РГГУ, 2013. С. 232-237.
11 Торгашев Р.Е. Методика оценки качества.
12 Торгашев Р.Е. Управление качеством оценивания.
13 Торгашев Р.Е. Система управления.
14 Торгашев Р.Е. Формирование исследовательской деятельности у будущих специалистов как базовая компонента управленческих решений в интегрированных системах процессного управления // Вестник РГГУ. 2014. № 3. Серия «Управление». С. 66-74.