Научная статья на тему 'Тенденции управления воспитательной системой вуза'

Тенденции управления воспитательной системой вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
184
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ВУЗ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ МИКРОСРЕДА / ВУЗОВСКАЯ СРЕДА / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / CONTROL SYSTEM / EDUCATIONAL SYSTEM / UNIVERSITY / EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATIONAL MICRO ENVIRONMENT / UNIVERSITY ENVIRONMENT / STUDENT YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Торгашев Роман Евгеньевич

В статье приведены результаты научно-исследовательских разработок автора по проблеме воспитания студенчества, проведенных в пяти университетах Российской Федерации в 2005-2015 гг. Автор называет причину необходимости реформирования системы управления учебно-воспитательной средой в процессе подготовки обучающихся в высшей школе. В статье раскрываются направления и тенденции управления воспитательной системой вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends in the management of the educational system of the university

In the article the results of research by the author on the problem of upbringing students, conducted in five universities of the Russian Federation in the period 2005-2015 are presented. The author mentions the reason for the need of reforming the system of management of the educational environment in the process of training of students of higher school. The article describes trends in management of higher educational system.

Текст научной работы на тему «Тенденции управления воспитательной системой вуза»

Р.Е. Торгашев

ТЕНДЕНЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ВУЗА

В статье приведены результаты научно-исследовательских разработок автора по проблеме воспитания студенчества, проведенных в пяти университетах Российской Федерации в 2005-2015 гг. Автор называет причину необходимости реформирования системы управления учебно-воспитательной средой в процессе подготовки обучающихся в высшей школе. В статье раскрываются направления и тенденции управления воспитательной системой вуза.

Ключевые слова: система управления, воспитательная система, вуз, воспитательный процесс, образовательно-воспитательная микросреда, вузовская среда, студенческая молодежь.

Система управления процессом подготовки обучающихся высшей школы сегодня нуждается в поэтапном реформировании. Начинать следует с этапа подготовки на бакалавриате1.

Вопрос о реформировании учебно-воспитательной среды высшей школы возник не случайно и не вчера, так как в сложившейся ситуации образовался пробел в целенаправленном воздействии со стороны государства, его общественных институтов (семья - образовательная система - воспитательная система) на молодое поколение2.

Процесс социализации молодого поколения является личностным становлением молодежи (возрастом до 30 лет). Данный вид процесса именуют объективным и перманентным. На процесс социализации влияние оказывают новые ценности бытия и неконтролируемый поток информации, особенно со стороны Запада и СМИ3. В связи со сложившейся неконтролируемой ситуацией в обществе молодежь все чаще нарушает законы, что серьезным образом влияет на увеличение статистики правонарушений в различных сферах4.

Анализ результатов научно-исследовательских разработок проблем воспитания студенчества, проведенных в РГГУ (2008-2015), РосНОУ (2008), МГОУ (2005-2009, 2014), МПСУ (2012-2015),

© Торгашев Р.Е., 2016

НГИ (2013-2014), позволил сформулировать ряд основополагающих концептуальных выводов.

1. Сегодня воспитательный процесс как никогда определенным образом ориентирован на социализацию личности студента вуза.

2. Воспитательный процесс неразрывно связан с учебно-образовательным процессом.

3. Управление воспитательным процессом основывается на базисных компонентах:

- на личностно-культурном компоненте, когда через учебно-воспитательный процесс происходит развитие (просвещение) личности молодого человека посредством приобщения к культурным ценностям;

- на духовно-нравственном компоненте, когда происходит развитие гражданского патриотического сознания молодежи;

- на экологическом компоненте при формировании личности человека;

- на личностно-культурном компоненте, который обеспечивает полноценное развитие личности посредством приобщения к культуре социума;

- на профессиональном, этическом и семейном компонентах, посредством приобщения к социальному бытию во всех его проявлениях и т. д.

4. Воспитательный процесс должен обеспечиваться с учетом тенденций и особенностей личностных проявлений студенческой молодежи высококвалифицированными, профессионально подготовленными кадрами профессорско-преподавательского состава, имеющими богатый педагогический опыт5.

Приведем результаты исследований в области воспитательной работы, которые проводились в пяти вышеназванных вузах РФ на протяжении десятилетия (2005-2015 гг.) в рамках социокультурных ориентаций (5868 студентов - общее количество испытуемых). Они и позволили определить новые тенденции в их мотивационно-потребностной и ценностной сферах, а также особенности их взаимодействия в личностно значимой микросреде. Данное исследование позволило установить новые тенденции в структуре потребностей российского студенчества: важнейшим приоритетом здесь выступают потребности в самореализации, в хороших материальных условиях жизни, содержательном общении, познавательная мотивационно-ориентировочная потребность в социальном признании6.

Также было выявлено, что в современном обществе наблюдается потеря потребности в коллективной деятельности, что может послужить причиной развития антисоциальных принципов7.

В отличие от ряда развитых государств в РФ до настоящего времени не было создано ни одной самостоятельной научной структуры, которая могла бы обеспечивать разработку проблем студенческой молодежи и осуществлять координацию воспитательной работы в вузах на субъектном уровне, что не позволяет последовательно воплощать уже накопленный позитивный опыт воспитания, продуктивно его развивать и совершен-ствовать8.

Считаем, что улучшить сложившееся положение возможно путем создания в структуре РГГУ самостоятельного подразделения воспитательных проблем вуза, которое могло бы координировать воспитательную функцию факультетов и Управления по работе со студентами со следующими функциями9:

- научно-методической;

- учебной;

- информационно-аналитической.

Научно-методическая функция должна включать комплексно-технологическое обеспечение воспитательного процесса. Необходимо разработать банк специальных технологий воспитательной работы, с возможностью их систематизации и внедрения в вузы страны. Научно-методическая функция должна включать научно-технологическую разработку программ социологической и психологической диагностики. Также необходимо разработать критерии эффективности воспитательной образовательной среды вуза. Критерии должны отвечать ФГОС последнего поколения.

Учебной функции отведена роль по разработке учебно-планирующей документации по воспитательным аспектам психолого-педагогической переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров высшей школы.

Информационно-аналитической функции отведена не менее важная роль: курировать пропаганду концептуальных идей, актуальных направлений и технологий воспитательной работы со студентами путем проведения различных научно-практических конференций (международных, всероссийских, региональных), семинаров, круглых столов, форумов, экспо-выставок, ярмарок, а также рецензирования и подготовки к печати публикаций по проблемам воспитания в высшей школе10.

Представленная гуманистическая парадигма в системе управления подготовкой обучающихся, в нашем понимании, призвана обозначить следующие позиции:

- в основе социума ставить личность, которая бы отвечала предъявляемым требованиям социума и в совокупности представляла уникальное, неповторимое многогранное явление;

- позволять студентам развивать личность и не препятствовать саморазвитию и самореализации без ущерба для микросоциума (вузовской среды);

- система целеполагания должна стать ключевой и стремиться к реализации всех поставленных целей и усиливать потребности и мотивы личности для активизации творческой, учебной и научно-исследовательской деятельности;

- отношения формирующейся личности с социальным окружением должны строиться на основе партнерского взаимодействия, диалога, для совершенствования саморазвития.

В ходе проведенного анализа структуры микросреды взаимодействия студенческой молодежи (учебно-воспитательной и научной вузовской среды), были выявлены ее определенные доминирующие подструктуры, в число которых вошли: академическая группа вуза, преподаватели, родительская семья и дружеская компания11.

Для полноценного функционирования управления образовательно-воспитательной вузовской микросредой целесообразно следующее:

1) конструирование теоретической модели управления развитием личности в контексте ее важнейших социально значимых и социально востребованных качеств и свойств;

2) создание учебно-экспериментальной площадки (базы) для реализации функционирования модели;

3) обеспечение распознавания проблемы и поиск инструментария ее решения;

4) подбор критериев профессионального становления будущего специалиста;

5) обеспечение социологического и социально-психологического мониторинга личностного состояния и социальных ориента-ций учащейся молодежи на каждом этапе подготовки в процессе обучения в вузе;

6) возрождение работы с молодежными лидерами - как с наиболее одаренными представителями молодежи (их выявление и отбор, организация деятельности школ лидерства).

Основной акцент в воспитательной работе следует сделать на коррекцию и развитие таких личностных качеств студенческой молодежи, как:

- нравственность (ответственность, тактичность, уровни воспитания, образования);

- гражданственность, коллективизм и труд (чувство долга, патриотизм, ответственность, сплоченность).

Для введения в эксплуатацию представленной модели необходимо:

- разработать правовое поле деятельности данного управления с учетом нормативно-правового обеспечения образовательной среды;

- разработать банк данных по наиболее продуктивным направлениям передовых учебных технологий воспитательной работы в вузе;

- адаптировать информационное обеспечение вузов страны;

- создать научно-методический центр по разработке проблем воспитания студенческой молодежи с применением НИРС. В данном центре необходимо разрабатывать методики и технологии специальных конференций, семинаров, круглых столов, выездных заседаний по обмену опытом воспитательной работы;

- создать Федеральный координационный совет по проблемам воспитания учащейся молодежи, основной состав которого должен быть представлен руководителями соответствующих воспитательных структур вузов РФ12. Сегодня в РФ ни один вуз, как государственный, так и негосударственный, не обходится без отделов (управлений) по воспитательной работе. В поле их деятельности находится работа студгородков, спортклубов, студклубов, студенческих молодежных организаций и т. д. Принципиально новым направлением стало создание на базе отделов (управлений) воспитательной работы социологических и социально-психологических служб, позволяющих профессионально исследовать проблемы студенческой молодежи и содействовать их разрешению13.

К сожалению, в связи с тем, что на протяжении последнего десятилетия в большинстве вузов отсутствовали официальные группы РФСМ и студпрофсоюзы, в настоящее время уровень профессионализма в воспитательной работе оставляет желать лучшего. И это касается не только сотрудников отделов воспитательной работы, лидеров молодежных организаций, но и готовности профессорско-преподавательского состава к реализации воспитательной функции, а также деятельности социологической, психологической и социально-педагогической служб вуза.

Сегодня мы наблюдаем не только застой профессиональной работы учебно-воспитательного звена вуза, но и утраченность инструментария и технологии его применения в становлении и развитии личности будущих специалистов, особенно менеджеров, экономистов, юристов, педагогов. Об этом свидетельствуют данные, полученные из отделов выпуска студентов, в которые поступает информация о выпускниках. Эта статистическая

информация, пусть и во многом противоречивая, показывает, что 68% выпускников асоциализированы и у многих отсутвуют мотивы. При этом превалируют мотивы личностные, имеются трудности в работе с коллективом, особенно на руководящих должностях.

В ходе исследования нами было установлено, что серьезные проблемы существуют и в организации работы вузовских психологов. Связано это в основном с тем, что вузовские психологи зачастую используют диагностические методики, в основном советские и западные, и чрезмерно увлекаются лабораторными игротехниками, подменяющими работу по актуализации реальной системы жизнедеятельности студентов, созданию в вузе активной социокультурной среды14.

Сегодня встает вопрос еще и о том, что воспитательная работа должна иметь количественные и качественные индикаторы и критерии, которые должны отражать достоверные результаты воспитательной деятельности.

Нельзя пренебрегать качеством разработки критериев эффективности воспитания. От качества будет зависеть весь набор инструментария оценки достоверности и желаемой результативности. При отсутствии таковых невозможно объективно оценить уровень постановки воспитательной работы в конкретном вузе, что приведет к случайным, порой не соответствующим истинному положению дел, заключениям. Отсюда вытекает ряд сложностей, которые будут связаны с профессиональной подготовкой всех участников учебно-воспитательного процесса, непременно приведут к негативным последствиям для него, для успеваемости студентов и их дальнейшего социального адаптивного поведения.

Профессиональная подготовка всех участников воспитательного процесса должна обеспечиваться через образовательные каналы вузовского обучения и последипломной переподготовки и повышения квалификации, на следующих основных уровнях: федеральном, региональном, местном, межвузовском, внутривузовском, а также в режиме самоподготовки.

На пути выхода из сложившейся ситуации встает новая задача - задача разработки системного подхода к профессионально-педагогической подготовке каждого работника сферы воспитания, начиная от преподавателей и заканчивая комендантами общежитий, нацеленной на их непрерывный профессиональный рост и совершенствование.

Примечания

1 Торгашев Р.Е. Интернационализация российского высшего социально-гуманитарного образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2012. № 6. С. 3-7.

2 Торгашев Р.Е. Система управления маркетингом в образовательном учреждении: структурные элементы и тенденции развития // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2015. № 3. С. 137-145.

3 Торгашев Р.Е. Интернационализация...

4 Торгашев Р.Е. Там же.

5 Торгашев Р.Е. Анализ и характеристика стилей управления образовательными системами // Вестник РГГУ. 2013. № 6 (107). Серия «Управление». С. 51-60.

6 Торгашев Р.Е. Методика оценки качества географической подготовки студентов с использованием средств информационно-коммуникационных технологий: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2010.

7 Торгашев Р.Е. Система управления.

8 Торгашев Р.Е. Исследование социально-экономического прогнозирования и планирования. М.: МГОУ, 2013.

9 Торгашев Р.Е. Управление качеством оценивания профессионального образования, его способы и характеристики: Сб. науч. тр. СПб., 2013. С. 100-104.

10 Торгашев Р.Е. Исследовательская компетенция студентов в системе совершенствования экономического роста страны // Социальное государство: Вызовы XXI века: Труды Междунар. науч. конф. Москва, 17 марта 2013 г. М.: РГГУ, 2013. С. 232-237.

11 Торгашев Р.Е. Методика оценки качества.

12 Торгашев Р.Е. Управление качеством оценивания.

13 Торгашев Р.Е. Система управления.

14 Торгашев Р.Е. Формирование исследовательской деятельности у будущих специалистов как базовая компонента управленческих решений в интегрированных системах процессного управления // Вестник РГГУ. 2014. № 3. Серия «Управление». С. 66-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.