Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНЫХ ДВИЖЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ТЕНДЕНЦИИ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНЫХ ДВИЖЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
143
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международные и национальные движения молодежи / конструктивные и деструктивные / стабилизирующие и дестабилизирующие факторы / тенденции молодежного движения / социальные институты / international and national youth movements / constructive and destructive / stabilizing and destabilizing factors / youth movement trends / social institutions

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — И.В. Афанасьев, А.П. Каитов

Возрождение и развитие в современной России молодежных движений обусловливает необходимость определения ведущих тенденций их создания и развития. Выявлена дифференциация движений внутри групп молодежи на конструктивные и деструктивные. Констатируется, что наряду с позитивными тенденциями развития молодежных движений проявляются и негативные, сопровождающиеся детской, подростковой и молодежной наркотизацией. Определены стабилизирующие и дестабилизирующие факторы, определяющие тренды развития молодежных движений. Особое внимание уделено анализу наркомании в молодежной среде как одному из видов девиантного поведения, требующего особого внимания и направления деятельности молодежных движений с позитивной направленностью. Обозначена роль и показана значимость социальных институтов, включая молодежные движения в профилактике девиантного поведения детей и молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEADING TRENDS IN THE CREATION AND DEVELOPMENT OF YOUTH MOVEMENTS IN MODERN RUSSIA

The revival and development of youth movements in modern Russia makes it necessary to determine the leading trends in their creation and development. A differentiation of movements within youth groups into constructive and destructive has been revealed. It is stated that along with positive trends in the development of youth movements, negative ones also appear, accompanied by child, adolescent and youth drug addiction. Stabilizing and destabilizing factors influencing and determining trends in the development of youth movements are identified. Particular attention is paid to the analysis of drug addiction among youth as one of the types of deviant behavior that requires special attention and direction of the activities of youth movements with a positive orientation. The role and significance of social institutions, including youth movements, in the prevention of deviant behavior of children and youth is outlined.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНЫХ ДВИЖЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

Библиографический список

1. Авдеева Е.Л., Танцура Т.А., Чикилева Л.С., Анюшенкова О.Н. и др. Современные тенденции в цифровом иноязычном образовании: вызовы и перспективы: монография. Москва, 2021: 346.

2. Анюшенкова О.Н. Стратегии адаптации высшего образования к цифровой экономике. Самоуправление. 2022; № 4 (132): 179-182.

3. Sietses L. White Paper Online Proctoring: Questions and answers about remote proctoring. Utrecht, 2016.

4. Sindre G., Chieumamilla A. E-exams versus paper exams: A comparative analysis of cheating-related security threats and countermeasures. 2020. References

1. Avdeeva E.L., Tancura T.A., Chikileva L.S., Anyushenkova O.N. i dr. Sovremennye tendencii v cifrovom inoyazychnom obrazovanii: vyzovy iperspektivy monografiya. Moskva, 2021: 346.

2. Anyushenkova O.N. Strategii adaptacii vysshego obrazovaniya k cifrovoj 'ekonomike. Samoupravlenie. 2022; № 4 (132): 179-182.

3. Sietses L. White Paper Online Proctoring: Questions and answers about remote proctoring. Utrecht, 2016.

4. Sindre G., Chieumamilla A. E-exams versus paper exams: A comparative analysis of cheating-related security threats and countermeasures. 2020.

Статья поступила в редакцию 14.01.24

УДК 37.013

Afanasiev IV, Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: ivafanasev@fa.ru

Kaitov A.P., Cand. of Sciences (Social Studies), senior lecturer, Moscow City University (Moscow, Russia), E-mail: Kaitovap@mgpu.ru

LEADING TRENDS IN THE CREATION AND DEVELOPMENT OF YOUTH MOVEMENTS IN MODERN RUSSIA. The revival and development of youth movements in modern Russia makes it necessary to determine the leading trends in their creation and development. A differentiation of movements within youth groups into constructive and destructive has been revealed. It is stated that along with positive trends in the development of youth movements, negative ones also appear, accompanied by child, adolescent and youth drug addiction. Stabilizing and destabilizing factors influencing and determining trends in the development of youth movements are identified. Particular attention is paid to the analysis of drug addiction among youth as one of the types of deviant behavior that requires special attention and direction of the activities of youth movements with a positive orientation. The role and significance of social institutions, including youth movements, in the prevention of deviant behavior of children and youth is outlined.

Key words: international and national youth movements, constructive and destructive, stabilizing and destabilizing factors, youth movement trends, social institutions

И.В. Афанасьев, канд. юрид. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: ivafanasev@fa.ru

А.П. Каитое. канд. соц. наук, доц., Московский городской педагогический университет, г. Москва, E-mail: Kaitovap@mgpu.ru

ТЕНДЕНЦИИ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНЫХ ДВИЖЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Возрождение и развитие в современной России молодежных движений обусловливает необходимость определения ведущих тенденций их создания и развития. Выявлена дифференциация движений внутри групп молодежи на конструктивные и деструктивные. Констатируется, что наряду с позитивными тенденциями развития молодежных движений проявляются и негативные, сопровождающиеся детской, подростковой и молодежной наркотизацией. Определены стабилизирующие и дестабилизирующие факторы, определяющие тренды развития молодежных движений. Особое внимание уделено анализу наркомании в молодежной среде как одному из видов девиантного поведения, требующего особого внимания и направления деятельности молодежных движений с позитивной направленностью. Обозначена роль и показана значимость социальных институтов, включая молодежные движения в профилактике девиантного поведения детей и молодежи.

Ключевые слова: международные и национальные движения молодежи, конструктивные и деструктивные, стабилизирующие и дестабилизирующие факторы, тенденции молодежного движения, социальные институты

Федеральный закон № 261-ФЗ от 14.07.22 «О российском движении детей и молодежи» провозгласил необходимость «выработки единой политики воспитания детей и молодёжи в образовательных организациях, объединениях, движениях, сообществах и клубах...» [1, с. 10]. 20 июля 2022 года в Артеке состоялось учредительное собрание лидеров двадцати шести детских и молодежных объединений. Участники собрания обсудили организационные механизмы, социальные технологии и содержательные направления развития деятельности организации. В декабре 2022 года состоялся первый съезд российского движения детей и молодежи, который определил его название, программу направлений деятельности, миссию и ценности, основные формы и методы деятельности. В работе съезда участвовали 1,5 тысячи представителей всех 89 регионов страны: из каждого региона в столицу прибыли по 16 делегатов: 13 детей, два педагога-наставника и председатель. Сам факт переголосования названия движения свидетельствует о необходимости определения ведущих тенденций, социальных технологий их создания и развития. Признавая молодежь основным стратегическим ресурсом страны, обеспечивающим ее развитие в будущем, необходимо создавать условия для эффективного и результативного включения ее в общественные процессы, в том числе посредством основания и развития молодежных движений.

Нормативно-правовая основа молодежной политики, разработка и реализация программ подготовки лидеров молодежных движений базируется на принципах и нормах международного права, Конституции РФ, Федеральных законах (ФЗ) например, на ФЗ «О российском движении детей и молодежи» от 14 июля 2022 № 261-ФЗ; Указах Президента Российской Федерации, например о создании Российского движения школьников (29 октября 2015 г № 536); распоряжениях Правительства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актах, включая муниципальные правовые акты, регулирующие отношения в сфере молодежной политики.

Сегодня молодежные движения объединяют более 3,3 млн членов, из них более 2,9 млн детей, 93 тыс. родителей, 252 тыс. педагогов, которые доброволь-

но присоединились к движению, участвуют в проектах и растут вместе с движением.

Анализ практики молодежных движений за рубежом, в котором представлены две крупные группы - международные и национальные движения, позволяет определить тенденцию разделения движений внутри групп на конструктивные и деструктивные (разрушающие личность). В результате анализа практики молодежного движения в России, рассматривая ее как сложную систему, существующую на различных уровнях при политической, социально ориентированной или религиозной направленности, можно выделить имеющиеся тенденции, направленные на разделение молодежных движений на конструктивные и деструктивные по типу представленных диад, например, космополитические - националистические; экстремистские - пацифистские и др. Порой деструктивное выражение молодежной субкультуры может принимать делинквентный характер, когда группы молодежи совершают поступки, которые приносят ущерб обществу и считаются правонарушениями. Поэтому необходимость выявления ведущих тенденций создания и развития молодежных движений как массового общественно значимого объединения участников, преследующих социальные, политические и иные общественно полезные цели, разделяемые участниками движения, определяет актуальность данного исследования.

Целью данной статьи является обоснование тенденций, раскрывающих факторы создания молодежных движений, дифференциация их на позитивные, заслуживающие поддержки и закрепления в массовой практике, и негативные, требующие определенных мер, в том числе превентивных, по снижению их деструктивного влияния на молодежь.

Достижение сформулированной цели предполагает решение следующих конкретных задач:

- выявить ведущие тенденции создания молодежных движений и осуществить их классификацию;

- определить позитивные и негативные тенденций развития молодежных движений и сформулировать их основные признаки;

- охарактеризовать позитивные, стабилизирующие и дестабилизирующие факторы влияющие и определяющие тренды развития молодежных движений;

- обозначить роль и значимость социальных институтов, включая молодежные движения в профилактике девиантного поведения детей и молодежи.

Научная новизна работы заключается в рассмотрении экстраполяционных конструктивных и непрерывно эволюционирующих форм молодежного движения в современный социум, возможностей и особенностей возрождения существовавших ранее движений, имевших в свое время статус мощной позитивной политической силы; анализе зарождающихся новых практик общественной молодежной активности, отвечающих вызовам российской действительности.

Теоретическая значимость материалов статьи заключается в том, что в ней уточнены имеющиеся представления о системе молодежного движения как о целеустремленном, целостном образовании, состоящим из взаимосвязанных элементов, каждый из которых и совокупность которых неразрывно связаны с внешней средой и приобретающую тем самым интегративные качества и признаки формирования гражданского самосознания и гражданской позиции составляющих ее субъектов (молодого поколения) посредством включения их в общественно значимую деятельность.

Практическая значимость состоит в том, что материалы исследования могут быть полезными и непосредственно использованы для разработки программ подготовки лидеров молодежных движений; востребованы и в качестве содержательно-методического обобщения и создания на этой основе прогностических моделей развития молодежных движений, которые в дальнейшем послужат практическим инструментарием реализации подобных программ.

Научная аргументация представленных в статье результатов основана на использовании ключевых элементов описательного, сущностно-содержательно-го, ретроспективного и сравнительно-сопоставительного методов исследования.

В современной России одной из первых (1991 г) была создана Федерация молодежных организаций под названием «Юная Россия» под председательством А.Ю. Тюлюбаева, которая предъявила заинтересованной общественности ряд уникальных для того времени программ («Возрождение», «Сохраним Россию для себя и себя для России!», «Я Сам», и многие другие) воспитания молодежи.

Через четыре года (1995 г) было создано и эффективно заработало общероссийское общественное движение «Детские и молодёжные социальные инициативы». К его первостепенным задачам относилась пропаганда здорового образа жизни, социальная поддержка детей в трудной жизненной ситуации, гражданское и патриотическое воспитание. Эта организация объединяла молодых людей с активной жизненной позицией, неравнодушных к проблемам окружающих их людей.

Социальным или, точнее, воспитательным «продуктом» деятельности данного объединения можно считать прирост в социальном и духовно-нравственном развитии личности молодого человека через активную социально значимую деятельность, которая строилась посредством реализации таких программ, как «Школа гражданского общества»; «Юное поколение выбирает книгу»; «Диалог индивидуальностей». Эти программы были нацелены на решение задач, направленных на привлечение молодёжи к участию в формировании российского гражданского общества, развитию в них необходимых для этого качеств личности; воспитание нравственно здоровой молодежи через использование книги как инструментария личностного развития; создание подлинно эффективного волонтерского движения, своеобразного кураторства детей из неблагополучных и неполных семей или детского дома.

В начале XXI века начался новый этап развития молодежного движения, который можно охарактеризовать как этап государственного регулирования молодёжного движения. Это регулирование характеризовалось следующими чертами: возвращение к образцам прошлого, например, к организациям по типу пионерских; регулирование напрямую через молодежные объединения, примером которых может служить «Идущие вместе» и «Молодёжное единство»; выстраиванием социально-молодежной партнерской бизнес-модели. Так появился проект «Новая цивилизация».

Одним из сегодняшних и позитивных примеров общественно-государственного движения молодежи является «Движение первых». Функционирование «Движения первых» основано на разработанной Концепции программы воспитательной работы. В ней определена миссия «Движения первых», которая состоит в следующем: государство обязуется предоставить подрастающему поколению возможности для реализации собственных инициатив. Содержание программы «Движение первых» в полной мере учитывает индивидуальные особенности каждого участника движения, особенности участников, имеющих ограниченные возможности здоровья, а также детей, воспитывающихся без родителей, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Следует особо отметить, что работа по программе «Движение первых» основывается на лучших традициях, выработанных за всю историю отечественной педагогики.

Рассматривая содержание программы, необходимо обозначить её основные задачи. Прежде всего, это формирование внутренней устойчивой и позитивной позиции личности по отношению к себе, к миру, окружающим людям и природе; формирование гражданской идентичности; умения определяться в мно-

гообразии ценностей; развитие личности, знающей и соблюдающей свои права и обязанности, то есть социально активной и ответственной, умеющей оказать помощь как себе, так и другому человеку.

Воспитательная работа в рамках «Движения первых» строится с учётом следующих подходов:

- субьектно-деятельностного - ребенок сам активный субъект деятельности; он действует, творит, развивается только в собственной деятельности;

- - экосистемный - ребенок действует и живет на основе принципов взаимосвязи и сотрудничества;

- социокультурный - создание условий социокультурной деятельности;

- личностно ориентированный - учёт особенностей личности каждого участника движения;

- средовый - включение участников движения в социальную реальность, где главное со-творчество, содружество, событийность, сообщение.

Программа воспитательной работы «Движение» первых» строится на ряде принципов, важнейшими из которых выступают принцип добровольности, социальной направленности воспитания, самоуправления и самодеятельности. Основными направлениями деятельности участников «Движения первых» являются трудовая деятельность, волонтёрство, экология, спорт, наука, туризм, медиа коммуникация, технологии.

Обобщение сказанного позволяет обозначить основные тенденции создания современных молодежных движений и условно классифицировать и ие-рархизировать их в следующие группы:

1. Тенденция (tendentia - направление развития какого-либо явления, мысли, идеи) ведущей роли государства в сфере создания и развития молодежного движения (государственно-общественное регулирование деятельности молодежных движений: правовое, экономическое, стратегическое). При этом взаимодействие молодежных движений и государственных образовательных структур строится на принципах партнерства, уважения, взаимообогащения, гуманизации [2, с. 27].

2. Тенденция централизации молодежных движений (структурирование по уровням: общероссийскому, межрегиональному, региональному и местному) с одновременной тенденцией их дифференциации по различным параметрам: социальные и национальные; многопрофильные и однопрофильные; вузовские и вневузовские; школьные и внешкольные и др.

3. Создание молодежных движений, когда инициатива идет от самой молодежной общественности и от общественно-государственных структур) [3, с. 22].

В качестве позитивных тенденций развития молодежных движений выделяются молодежные движения ориентированные, например, на творчески одаренных детей, группы, входящие в зону риска [3, с. 21]. К такого рода тенденциям следует отнести молодежные движения, направленные на всестороннее воспитание молодежи, ее социальную адаптацию [4, с. 93]; пропаганду здорового образа жизни; содействие трудоустройству молодежи.

Негативные тенденции жизнедеятельности молодежных движений могут быть выражены как тенденция на отделение молодежных движений от системы образования в некоторых регионах; тенденция на ослабление внимания общественности к молодежным движениям; «тенденция на ослабление включенности части молодежных движений в реальную жизнь, их уход в виртуально-игровой мир» [3, с. 21]; тенденция расширения границ девиантного поведения.

Снижение деструктивного влияния негативных тенденций развития молодежных движений требуют комплексного подхода со стороны системы образования, направленного на разработку методического инструментария для выявления и анализа признаков деструктивных молодежных движений, подменяющих понимание традиционных ценностей; разработку методического инструментария для выявления и анализа сленга молодежи как выражения субкультуры молодежных движений; организацию опытно-экспериментальной работы по апробации новых практик создания и развития молодежных движений в современной школе.

Серьезную озабоченность вызывает негативная тенденция, связанная с расширением границ девиантного поведения в части молодежного наркотизма, которая характеризуется довольно быстрой динамикой количества лиц, осуществляющих немедицинское употребление наркотиков и психоактивных веществ [4, с. 95-96], а также чрезмерное употребление алкоголя, слабоалкогольных и так называемых «энергетических» напитков. Изучает подобные процессы наркотизации специальная отрасль социологии - девиантология, которая при профилактике девиантного поведения, связанного, например, с применением наркотиков подростками и молодежью, указывает на необходимость иметь точную информацию о самом процессе и его губительных последствиях. В ее рамках исследуется дестабилизирующее влияние средств массовой информации, социальных медиа (интернет-сообществ) на девиантность детей, подростков и молодежи, которое зачастую обусловлено дефицитом родительского внимания и недостаточностью профессиональной психологической помощи, в том числе в рамках образовательных организаций. Стабилизирующее воздействие на проявления подростковой девиантности у детей и молодежи оказывают сами подростковые или молодежные группы, смешанные по полу. Такие группы в значительной степени представлены в образовательных организациях, и они способствуют удержанию девиантности в социально приемлемых рамках.

Специалисты считают, что результативным процесс первичной профилактики девиаций детей и молодежи может быть только в случае комплексного

взаимодействия всех социальных институтов, включая молодежные движения. В основе такой интеграции лежит общественно-социальный контроль, направленный на социализацию детей и молодежи как одного из важнейших факторов предупреждения девиантного поведения. Следствием такого подхода является повышение социальной активности молодого поколения [5, с. 51].

Обобщая сказанное, можно утверждать, что становление и развитие молодёжных движений пойдет по пути развития социально-партнерских инициатив со стороны самого молодого поколения с одновременной его демократизацией. Неотъемлемым условием такого развития является общественно-государственная поддержка, где главным субъектом выступает молодое поколение. Социаль-

Библиографический список

ные институты в лице молодежных движений выполняют важнейшую социально значимую функцию - объединительную, это еще раз свидетельствует об их конструктивной деятельности.

Все это позволит усилить роль и значение молодежи в решении современных социально-экономических и социально-политических проблем государства, в том числе такой важной социальной проблемы, как эффективное противодействие всевозможным негативным процессам, возникающим как реакция на низкий уровень социализации молодого поколения. Повысить это уровень способна только совместная деятельность институтов образования и молодежных движений.

1. Богуславский М.В. Общероссийское движение детей и молодежи: гражданско-патриотические ценности. Наука. Управление. Образование. РФ. 2022; № 3 (7): 8-15.

2. Геворкян Е.Н., Резаков РГ. Правовые аспекты поиска новых смыслов развития научной элиты. Legal Bulletin. 2021; Т. 6, № 4: 21-31.

3. Канунников К.С. Концепции европейской государственной молодежной политики: тенденции и основные направления. Молодой ученый. 2011; № 12 (35): 19-22.

4. Каитов А.П., Журавлева Л.А. Профилактика наркотизации молодежи: цели и стратегия. Актуальные проблемы социологии, молодежи, культуры и образования: материалы Международной конференции. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2010; Т. 2: 90-96.

5. Каитов А.П. Социальная проблема наркомании. Вестник Государственного университета управления. 2010; № 11: 50-52.

References

1. Boguslavskij M.V. Obscherossijskoe dvizhenie detej i molodezhi: grazhdansko-patrioticheskie cennosti. Nauka. Upravlenie. Obrazovanie. RF. 2022; № 3 (7): 8-15.

2. Gevorkyan E.N., Rezakov R.G. Pravovye aspekty poiska novyh smyslov razvitiya nauchnoj elity. Legal Bulletin. 2021; T. 6, № 4: 21-31.

3. Kanunnikov K.S. Koncepcii evropejskoj gosudarstvennoj molodezhnoj politiki: tendencii i osnovnye napravleniya. Molodoj uchenyj. 2011; № 12 (35): 19-22.

4. Kaitov A.P., Zhuravleva L.A. Profilaktika narkotizacii molodezhi: celi i strategiya. Aktual'nye problemy sociologii, molodezhi, kultury i obrazovaniya: materialy Mezhdunarodnoj konferencii. Ekaterinburg: UGTU-UPI, 2010; T. 2: 90-96.

5. Kaitov A.P. Social'naya problema narkomanii. Vestnik Gosudarstvennogo universiteta upravleniya. 2010; № 11: 50-52.

Статья поступила в редакцию 16.01.24

УДК 37 (1174)

Block O.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia), E-mail: o.blokh2011@yandex.ru

PROTOTORIAL CONCEPT AS AN ANTIPODE OF CREATIVE DEVELOPMENT OF STUDYING INSTRUMENTALISTS IN INSTITUTIONS OF PROFESSIONAL MUSIC EDUCATION. The article substantiates the relevance of problems associated with the "proto-concept", which personifies the antipode of the creative development of students in the instrumental classes of professional music education institutions. The phenomenon under study is classified as a musical-performing and pedagogical phenomenon, the structure of which consists of three main components: (1) lack of creative activity, independent activity of the student, (2) the authoritarianism of the teacher and, as a consequence, the loss of creativity of students, (3) destruction of subject-subject relationships in the classroom; students are not motivated, they have an extremely low level of interest / passion / need for the musical educational process, as well as conscious, ideological and emotional performance. A technology for professional music education is demonstrated that is "capable of resisting" prototypical concepts in instrumentalist classes. It is stated that the study of the prototorial concept as a pedagogical and musical-performing phenomenon represents a perspective, a resource for the modern professional educational process in instrumental classes.

Key words: "prototorial concept", class of instrumentalists studying, institutions of professional music education, antipode of creative development, musical work

О.А. Блок, д-р пед. наук, проф., Московский государственный институт культуры, г. Химки, E-mail: o.blokh2011@yandex.ru

ПРОТОРИТЕЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ КАК АНТИПОД ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ-ИНСТРУМЕНТАЛИСТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье получает обоснование актуальность заявленной проблематики, связанной с «проторительной концепцией», олицетворяющей антипод творческого развития обучающихся в классах инструменталистов учреждений профессионального музыкального образования. Получает классификацию исследуемый феномен как музыкально-исполнительское и педагогическое явление, структура которого состоит из трех основных компонентов: первый - (отсутствие творческой активности, самостоятельной деятельности студента), второй - (авторитарность педагога и как следствие - потеря творческого начала обучающихся), третий - (разрушение субъект-субъектных отношений в классе; подопечные не мотивированы, у них крайне низкий уровень заинтересованности /увлеченности/, потребности в музыкально-образовательном процессе, а также осознанного, идейно-эмоционального исполнения). Демонстрируется технология профессионального музыкального образования, «способная противостоять» проторительным концепциям в классах инструменталистов. Констатируется то, что изучение проторительной концепции как педагогического и музыкально-исполнительского явления представляет перспективу, ресурс современного профессионально-образовательного процесса в классах инструменталистов.

Ключевые слова: «проторительная концепция», класс обучающихся инструменталистов, учреждения профессионального музыкального образования, антипод творческого развития, музыкальное произведение

Творческое развитие обучающихся-инструменталистов представляет парадигму современного профессионального музыкального образования. Творчество как образовательная модель, методологический принцип, основополагающее педагогическое условие, «субстанция», пронизывающая векторы музыкальной деятельности, во многом определяет характер и качество подготовки будущих высококвалифицированных исполнителей-педагогов, просветителей, носителей отечественной музыкальной культуры. Данный феномен можно рассматривать на когнитивном (восприятие, запоминание, обработка, реализация информации), психолого-педагогическом (получение опыта воспитания, обучения, направленных внутрь и во вне) и музыкально-исполнительском (освоение искусства игры на инструменте, интерпретации) уровнях. Многие исследователи предлагают раскрывать его функциональность, операциональный, личностный ракурс. Отдельные ученые считают должным обратить внимание на совокупность физиоло-

гического, технического, психологического и художественно-деятельного начала в изучении горизонтов творчества. Ряд исполнителей, музыковедов стремятся проанализировать и выявить оптимальные подходы к формированию исполнительских концепций, глубокому пониманию стилей, жанров, направлений, поиску конкретных приемов, штриховой палитры, артикуляционной, интонационной подачи, а также подбору исполнительских действий-движений, включая их форму, характер, содержание. Некоторые педагоги инструментально-исполнительских классов бьют тревогу о необходимости получения научного знания, обеспечивающего стабильность в отношении целостного профессионально-творческого развития подопечных.

Сегодня «проторительные концепции» представляют настоящий антипод творческого развития обучающихся-инструменталистов, «зачеркивают» многие усилия, прилагаемые к осуществлению целостной подготовки будущих высо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.