References
1. Tarrant S.P., Thiele L.P. Enhancing and promoting interdisciplinarity in higher education. Journal of Environmental Studies and Sciences. 2017; Vol. 7, № 2: 355-360.
2. Melnichuk M.V., Anyushenkova O.N., Digtyar O.Yu., Arevkina V., Zakirova E. Communicative strategy "Project Proposal " as a method of teaching a foreign language to students of business specialities. INTED 2020. INTED2020 Proceedings. 2020: 223-228.
3. Anyushenkova O.N. Kooperativnoe obuchenie kak pedagogicheskij podhod i strategiya prepodavaniya i obucheniya v vysshej shkole. Gumanitarnye nauki. VestnikFinansovogo universiteta. 2022; T. 12, № S1: 18-22.
4. Gillies R.M. Promoting academically productive student dialogue during collaborative learning. International Journal of Educational Research. 2019; Vol. 97: 200-209.
5. Agal'cova D.V., Agoshkova A.V., Anyushenkova O.N., Belogash M.A. i dr. Inostrannye yazyki v vysshej shkole: novaya real'nost': monografiya. Moskva, Obschestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu "Izdatel'stvo Prometej" 2022.
Статья поступила в редакцию 14.01.24
УДК 378.4
Anyushenkova O.N., senior teacher, Department of English Language and Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian
Federation (Moscow, Russia), E-mail: onanyushenkova@fa.ru
PREVENTION CHEATING IN ONLINE PROCTORED EXAMS IN HIGHER SCHOOLS. Cheating and attempts to fraud in exams are as old as exams themselves. However, in recent years, due to the development of innovative Internet technologies, mobile devices and the widespread use of the Internet, the conditions for conducting exams have changed significantly and completely new forms have appeared. An online proctored exam is an exam that can be taken anywhere, not just in the exam room of an educational institution. Supervision can be carried out either by a human "remote proctor" or completely without human intervention using special software, a webcam and a keyboard. The article gives an idea of online exams with proctoring, discusses in detail their advantages and disadvantages, identifies possible scenarios and technically solutions for their implementation. The author provides examples of the main types and motives for cheating and fraud in online exams, followed by conclusions about traditional and technical possibilities for cheating in online exams using a proctored system.
Key words: online proctored exams, cheating, fraud prevention, higher education, motives, scenarios, practical examples
О.Н. Анюшенкоса, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет при Правительстве РФ,
г. Москва, E-mail: onanyushenkova@fa.ru
ПРОФИЛАКТИКА ОБМАНА НА ОНЛАЙН-ЭКЗАМЕНАХ С ПРОКТОРИНГОМ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Мошенничество и попытки обмана на экзаменах так же стары, как и сами экзамены. Однако за последние годы вследствие развития инновационных интернет-технологий, мобильных устройств и широкому использованию Интернета условия проведения экзаменов существенно изменились, и появились совершенно новые формы. Онлайн-экзамен с прокторингом - это экзамен, который можно сдавать где угодно, не только в экзаменационной аудитории учебного заведения. Надзор может осуществляться как человеком - «удаленным проктором», так и полностью проходить без его участия, с помощью специального программного обеспечения, веб-камеры и клавиатуры. В данной статье дается представление об онлайн-экзаменах с прокторингом, подробно рассматриваются их преимущества и недостатки, выявляются возможные сценарии и технические решения их проведения. Автор приводит примеры основных типов и мотивов мошенничества на онлайн-экзаменах с последующими выводами о традиционных и технических возможностях обмана на он-лайн-экзаменах с применением системы прокторинга.
Ключевые слова: онлайн-экзамены c прокторингом, списывание, предотвращение мошенничества, высшее образование, мотивы, сценарии, практические примеры
Целью данной работы является освещение такой достаточно новой для российских университетов процедуры, как проведения онлайн-экзаменов с прокторингом.
Актуальность данной работы заключается в том, что, поскольку обширные исследования мошенничества на онлайн-экзаменах по-прежнему в значительной степени отсутствуют, многие экзаменаторы очень не уверенны в практике прок-торинга, и понятно, что онлайн-экзамены с применением подобной технологии подвергаются очень критичному анализу.
Теоретическая и практическая значимость итогов работы состоит в том, что в данной статье автором очерчен весь спектр проблем, связанных в проведением онлайн-экзаменов с применением системы прокторинга, а также предложена апробированная пошаговая методика проведения подобных экзаменов в высшей школе.
В качестве методологии исследования автором представлена разработанная поэтапная методика проведения онлайн-экзаменов с прокторингом на основе опыта Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Новизна работы состоит в том, что ее результаты могут способствовать дальнейшему изучению и практическому применению онлайн-экзаменов с прок-торингом в высшем образовании.
Онлайн-экзамены с прокторингом
В последние годы наметилась четкая глобальная тенденция от экзаменов лицом к лицу в лекционной аудитории к онлайн-экзаменам, особенно онлайн-эк-заменам с применением прокторинга. Для этого существует множество причин: с одной стороны, многие образовательные учреждения перевели часть своего обучения в формат Интернет, и теперь им также необходимо перевести систему оценивания в онлайн [1, с. 227]. В то же время у студентов и преподавателей теперь есть необходимые технические возможности и устройства для сдачи электронных экзаменов дома. Пандемия COVID-19 и связанные с ней ограничения на проведение очных экзаменов в аудиториях учебных заведений также оказали решающее влияние на использование онлайн-курсов и онлайн-экзаменов [2, с. 181].
Разница между типичными онлайн-экзаменами, проводимыми на университетской платформе обучения, и онлайн-экзаменами с прокторингом заключается в дополнительном контроле во время экзамена. Это может быть либо человеческий, либо автоматизированный прокторинг с помощью программного обеспе-
чения. Экзамены с прокторингом, в определении Ситсеса (2016), понимаются как «... форма цифровой оценки, которая позволяет сдавать экзамен из любого места. Программное обеспечение для онлайн-прокторинга обещает позволить студентам и участникам курсов сдавать экзамены где угодно (например, дома) безопасным и надежным способом. Программное обеспечение для мониторинга, видеоизображения и возможность контролировать экран учащихся должны предотвратить их мошенничество» [3, с. 8].
Преимущества и недостатки онлайн-экзаменов с прокторингом
Дополнительный онлайн-прокторинг имеет ряд преимуществ перед обычным онлайн-экзаменом. Например, он может проводиться за пределами экзаменационного зала учебного заведения и при этом контролироваться. Многие участники считают, что экзамен дома более удобен для пользователя, и образовательные учреждения получают дополнительные финансовые преимущества, поскольку инфраструктура не требуется.
С точки зрения безопасности онлайн-экзамены с прокторингом обеспечивают большую защиту от мошенничества, чем онлайн-экзамены без какого-либо контроля либо под наблюдением одного экзаменатора на несколько экзаменующих. Исследования показывают, что безопасность онлайн-экзаменов с прокторингом такая же, как и экзаменов в лекционных аудиториях. Однако онлайн-экза-мен с прокторингом - это технически сложное мероприятие, которое не всегда можно легко реализовать на каждом компьютере или мобильном устройстве. Противники онлайн-экзаменов с прокторингом также критикуют обязательную регистрацию персональных данных и инвазивное вторжение в частную жизнь экзаменуемых.
Обман и академическая нечестность
Обманное поведение не является чем-то новым или изолированным для любой страны. Обман существовал почти в каждом человеческом обществе. В литературе термин «обман» в академическом контексте ассоциируется с академической нечестностью. Академическая нечестность может включать в себя различные виды поведения, такие как мошенничество на экзаменах, покупка работ, написанных другими, чрезмерное использование ссылок, плагиат, ложь о содержании статей, фальшивые рекомендации, манипулирование персоналом, задействованным в процессе проверки, и это лишь некоторые из них.
Обман на экзамене можно определить как преднамеренное действие, при котором студент принимает сознательное решение участвовать в академическом мошенничестве, используя несправедливое преимущество, приводящее к искажению оценки его способностей и знаний, что зачастую сопровождается риском обнаружения и наказания. Еще один часто встречающийся в литературе термин - «электронное мошенничество» (e-Cheating). Под ним понимаются любые формы мошенничества, которые включают использование технологических устройств, поэтому не ограничиваются форматом онлайн-экзамена.
Стимулы к мошенничеству и частота мошенничества
Понимание стимулов и причин списывания учащимися особенно важно, учитывая тенденции, которые показывают, что списывание и обман на экзаменах широко распространен и продолжает расти. На протяжении многих лет проводились исследования, пытающиеся выявить аргументы, лежащие в основе мошеннического поведения. На основе многочисленных исследований мотивов и стимулов к обману были выявлены и суммированы некоторые аргументы, представленные разными авторами, которые можно классифицировать по таким подгруппам, как моральные, социальные и экономические стимулы.
Некоторые аргументы в пользу списывания, такие как давление, награда за победу, экономические и социальные стимулы, касаются студенческой среды, тогда как другие стимулы, такие как коррупция, теории девиации, носят, скорее, моральный характер. Однако многие исследователи полагают, что необходимо переориентировать исследования на отношения и личностные качества студентов, поскольку они считаются «неконтролируемыми переменными».
Результаты исследований убедительно свидетельствуют об увеличении мошеннического поведения на протяжении десятилетий, а также о пользе прок-торинга говорит разница в частоте мошенничества при разных форматах проведения экзаменов, таких как традиционный формат (иногда также называемый очным (face-to-face (F2F)) и формат онлайн-курса.
Тактика мошенничества на экзамене
Несмотря на огромное количество исследований мошенничества, существует не так много точных классификаций мошеннического поведения. С другой стороны, в Интернете можно найти множество сборников тактик мошенничества (Cheating Tactics (CT)), сделанных самими студентами. Эти сборники подразумевают, что, хотя некоторые тактики обмана адаптированы к конкретным форматам экзаменов, существует также ядро, которое в основном не зависит от формата. Многие из конкретных тактик можно представить с помощью классификации Син-дре и Чиумамилла, которые выделяют следующие тактики мошенничества [4]:
1. Выдача себя за другое лицо.
2. Использование вспомогательных средств, запрещенных на экзамене.
3. Плагиат.
4. Помощь/сотрудничество.
5. Нарушение времени.
6. Инспектор/проверяющий-обманщик.
Общим фактором между вышеупомянутыми тактиками является то, что попытка мошенничества происходит во время самого экзамена, в отличие от других тактик мошенничества, таких как кража ответов, задержка сдачи экзамена под ложным предлогом, подмена ответов из хранилища файлов во время/до проверки экзамена.
Сценарии и технические решения для онлайн-экзаменов с прокто-рингом
Онлайн-экзамены с прокторингом могут поддерживать различные сценарии проведения. Однако есть три основных типичных варианта технических решений для подобных экзаменов:
- Live Proctoring (когда экзаменуемый контролируется человеком-проктором),
- Record & Review (когда экзамен и видео экзаменуемого автоматически записываются и позже просматриваются человеком),
- Automatic Proctoring, автоматический прокторинг (когда весь процесс экзамена полностью автоматически поддерживается программным обеспечением).
Процесс проведения онлайн-экзаменов c прокторингом
Организация и процесс проведения экзаменов с прокторингом в большинстве случаев состоит из шести структурированных этапов и варьируется от подготовки к экзамену и выполнения необходимых технических и организационных процедур до проведения демонстрационного, а затем и настоящего экзамена. После завершения результаты оцениваются, а полученные данные архивируются. Рассмотрим все этапы подробнее.
1. Подготовка всего тестового сценария проведения онлайн-экза-мена с прокторингом:
- определение формы экзамена;
- подготовка темы экзамена;
- знакомство студентов и проверяющего персонала с инструментами прокторинга в LMS;
- планирование расписания;
- подготовка информации о защите персональных данных участников.
2. Проведение демоэкзамена:
- определение необходимых инструментов прокторинга;
- уточнение, необходимости запасного или альтернативного теста;
- размещение демонстрационного/пробного экзамена с примерами всех типов вопросов.
3. Подготовка тестовых вопросов для настоящего экзамена с прок-торингом:
- уточнение типов вопросов и содержания настоящего экзамена;
- определение общих условий проведения экзамена (время и т. д.);
- апробация реального сценария экзамена с разными пользователями непосредственно в LMS.
4. Проведение реального экзамена:
- активирование настоящего экзамена;
- проверка технической доступности и возможности экзаменующихся справиться с вопросами;
- получение первого впечатления о произошедших случаях мошенничества сразу после окончания первых тестов.
5. Последующие результаты экзамена:
- оценка настоящего экзамена;
- просмотр оценок прокторинга и выявление мошенничества;
- предоставление оценок за экзамен экзаменуемым.
6. Закрытие:
- удаление данных прокторинга;
- архивирование теста и результатов.
Процедуры контроля экзамена
Хорошая система контроля над проведением онлайн-экзаменов должна как выявлять факт мошенничества со стороны студентов, так и препятствовать ему. В ответ на необходимость сокращения масштабов мошенничества среди студентов за прошедшие годы появился разнообразный набор процедур экзаменационного контроля (ПЭК) (exam control procedures (ECP)), которые могут помочь уменьшить количество мошенничества в любом формате экзамена.
Как и в случае с тактикой мошенничества, онлайн-форумы и сборники «лучших практик» для безопасной экзаменационной среды можно найти в Интернете. Их можно разделить на две категории: процедуры для разработки экзамена (например, рандомизированные экзаменационные вопросы, использование разнообразного формата теста или частое изменение элементов экзамена) и процедуры экзаменационного контроля для экзаменационной среды (например, обеспечение безопасности помещения/компьютера, проверка на плагиат, использование инструментов биометрической идентификации и прокторинг).
В конкретном случае онлайн-экзамена с прокторингом ПЭК должны учитывать особую задачу, заключающуюся, во-первых, в содействии поддержанию целостности процесса тестирования во время процесса идентификации, гарантируя, что личность сдающего экзамен соответствует личности студента, утверждающего, что именно тот студент сдает экзамен. Во-вторых, не допустить использования неподходящих вспомогательных средств, таких как книги, заметки или доступ к веб-сайтам во время теста.
Наконец, хотя введение четко установленных кодексов чести и четких инструкций (т. е. определение конкретных правил экзамена) не является ПЭК как таковым, оно также выступает важным фактором в снижении уровня мошенничества среди студентов.
Дизайн-экзамен с прокторингом
В Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации в этом учебном году на дистанционных отделениях экзамены впервые проводились с помощью автоматизированного программного обеспечения для проктор-инга, а доступ к нему был предоставлен студентам через платформу Moodle. Данное программное обеспечение имеет широкий спектр различных настроек прокторинга. Настройки экзамена отвечают за идентификацию и мониторинг экзаменуемого с помощью Интернета, аудио и записи экрана, а также других функций; в то время как другие настройки программы выделяют выбранное подозрительное поведение и генерируют его процент для каждого студента во время проведения экзамена.
Что касается содержания, то экзамены состояли из нескольких частей, основанных на разных темах и охватывавших всю программу курса с использованием различных типов вопросов (множественный выбор, вопросы «верно - неверно» и тип эссе), рандомизации вопросов и создании ограничения по времени.
Попытки мошенничества, произошедшие во время экзаменов, можно классифицировать по трем категориям: неразрешенные вспомогательные средства, сотрудничество с другими людьми во время экзамена. Все выявленные случаи академической недобросовестности тщательно расследовались для принятия мер недопущения подобного в будущем.
На основе проведенных исследований возможных тактик мошенничества и практического использования онлайн-экзамена с применением системы проктор-инга были сделаны следующие выводы:
- во-первых, онлайн-экзамены с прокторингом, по-видимому, уязвимы для различных тактик обмана. Они могут варьироваться от довольно сложных технических тактик мошенничества, например, неразрешенного сотрудничества экзаменуемых через локальную сеть) до более «традиционных», таких как использование скрытых шпаргалок;
- во-вторых, полученные знания могут стать первым шагом к снятию беспокойства по поводу достоверности онлайн-экзаменов с прокторингом и смещению фокуса исследований на разработку более продвинутых процедур контроля экзаменов, что позволит и студентам, и преподавателям извлечь выгоду из возможностей экзаменов такого типа.
Библиографический список
1. Авдеева Е.Л., Танцура Т.А., Чикилева Л.С., Анюшенкова О.Н. и др. Современные тенденции в цифровом иноязычном образовании: вызовы и перспективы: монография. Москва, 2021: 346.
2. Анюшенкова О.Н. Стратегии адаптации высшего образования к цифровой экономике. Самоуправление. 2022; № 4 (132): 179-182.
3. Sietses L. White Paper Online Proctoring: Questions and answers about remote proctoring. Utrecht, 2016.
4. Sindre G., Chieumamilla A. E-exams versus paper exams: A comparative analysis of cheating-related security threats and countermeasures. 2020. References
1. Avdeeva E.L., Tancura T.A., Chikileva L.S., Anyushenkova O.N. i dr. Sovremennye tendencii v cifrovom inoyazychnom obrazovanii: vyzovy iperspektivy monografiya. Moskva, 2021: 346.
2. Anyushenkova O.N. Strategii adaptacii vysshego obrazovaniya k cifrovoj 'ekonomike. Samoupravlenie. 2022; № 4 (132): 179-182.
3. Sietses L. White Paper Online Proctoring: Questions and answers about remote proctoring. Utrecht, 2016.
4. Sindre G., Chieumamilla A. E-exams versus paper exams: A comparative analysis of cheating-related security threats and countermeasures. 2020.
Статья поступила в редакцию 14.01.24
УДК 37.013
Afanasiev IV, Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: ivafanasev@fa.ru
Kaitov A.P., Cand. of Sciences (Social Studies), senior lecturer, Moscow City University (Moscow, Russia), E-mail: Kaitovap@mgpu.ru
LEADING TRENDS IN THE CREATION AND DEVELOPMENT OF YOUTH MOVEMENTS IN MODERN RUSSIA. The revival and development of youth movements in modern Russia makes it necessary to determine the leading trends in their creation and development. A differentiation of movements within youth groups into constructive and destructive has been revealed. It is stated that along with positive trends in the development of youth movements, negative ones also appear, accompanied by child, adolescent and youth drug addiction. Stabilizing and destabilizing factors influencing and determining trends in the development of youth movements are identified. Particular attention is paid to the analysis of drug addiction among youth as one of the types of deviant behavior that requires special attention and direction of the activities of youth movements with a positive orientation. The role and significance of social institutions, including youth movements, in the prevention of deviant behavior of children and youth is outlined.
Key words: international and national youth movements, constructive and destructive, stabilizing and destabilizing factors, youth movement trends, social institutions
И.В. Афанасьев, канд. юрид. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: ivafanasev@fa.ru
А.П. Каитое. канд. соц. наук, доц., Московский городской педагогический университет, г. Москва, E-mail: Kaitovap@mgpu.ru
ТЕНДЕНЦИИ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНЫХ ДВИЖЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Возрождение и развитие в современной России молодежных движений обусловливает необходимость определения ведущих тенденций их создания и развития. Выявлена дифференциация движений внутри групп молодежи на конструктивные и деструктивные. Констатируется, что наряду с позитивными тенденциями развития молодежных движений проявляются и негативные, сопровождающиеся детской, подростковой и молодежной наркотизацией. Определены стабилизирующие и дестабилизирующие факторы, определяющие тренды развития молодежных движений. Особое внимание уделено анализу наркомании в молодежной среде как одному из видов девиантного поведения, требующего особого внимания и направления деятельности молодежных движений с позитивной направленностью. Обозначена роль и показана значимость социальных институтов, включая молодежные движения в профилактике девиантного поведения детей и молодежи.
Ключевые слова: международные и национальные движения молодежи, конструктивные и деструктивные, стабилизирующие и дестабилизирующие факторы, тенденции молодежного движения, социальные институты
Федеральный закон № 261-ФЗ от 14.07.22 «О российском движении детей и молодежи» провозгласил необходимость «выработки единой политики воспитания детей и молодёжи в образовательных организациях, объединениях, движениях, сообществах и клубах...» [1, с. 10]. 20 июля 2022 года в Артеке состоялось учредительное собрание лидеров двадцати шести детских и молодежных объединений. Участники собрания обсудили организационные механизмы, социальные технологии и содержательные направления развития деятельности организации. В декабре 2022 года состоялся первый съезд российского движения детей и молодежи, который определил его название, программу направлений деятельности, миссию и ценности, основные формы и методы деятельности. В работе съезда участвовали 1,5 тысячи представителей всех 89 регионов страны: из каждого региона в столицу прибыли по 16 делегатов: 13 детей, два педагога-наставника и председатель. Сам факт переголосования названия движения свидетельствует о необходимости определения ведущих тенденций, социальных технологий их создания и развития. Признавая молодежь основным стратегическим ресурсом страны, обеспечивающим ее развитие в будущем, необходимо создавать условия для эффективного и результативного включения ее в общественные процессы, в том числе посредством основания и развития молодежных движений.
Нормативно-правовая основа молодежной политики, разработка и реализация программ подготовки лидеров молодежных движений базируется на принципах и нормах международного права, Конституции РФ, Федеральных законах (ФЗ) например, на ФЗ «О российском движении детей и молодежи» от 14 июля 2022 № 261-ФЗ; Указах Президента Российской Федерации, например о создании Российского движения школьников (29 октября 2015 г № 536); распоряжениях Правительства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актах, включая муниципальные правовые акты, регулирующие отношения в сфере молодежной политики.
Сегодня молодежные движения объединяют более 3,3 млн членов, из них более 2,9 млн детей, 93 тыс. родителей, 252 тыс. педагогов, которые доброволь-
но присоединились к движению, участвуют в проектах и растут вместе с движением.
Анализ практики молодежных движений за рубежом, в котором представлены две крупные группы - международные и национальные движения, позволяет определить тенденцию разделения движений внутри групп на конструктивные и деструктивные (разрушающие личность). В результате анализа практики молодежного движения в России, рассматривая ее как сложную систему, существующую на различных уровнях при политической, социально ориентированной или религиозной направленности, можно выделить имеющиеся тенденции, направленные на разделение молодежных движений на конструктивные и деструктивные по типу представленных диад, например, космополитические - националистические; экстремистские - пацифистские и др. Порой деструктивное выражение молодежной субкультуры может принимать делинквентный характер, когда группы молодежи совершают поступки, которые приносят ущерб обществу и считаются правонарушениями. Поэтому необходимость выявления ведущих тенденций создания и развития молодежных движений как массового общественно значимого объединения участников, преследующих социальные, политические и иные общественно полезные цели, разделяемые участниками движения, определяет актуальность данного исследования.
Целью данной статьи является обоснование тенденций, раскрывающих факторы создания молодежных движений, дифференциация их на позитивные, заслуживающие поддержки и закрепления в массовой практике, и негативные, требующие определенных мер, в том числе превентивных, по снижению их деструктивного влияния на молодежь.
Достижение сформулированной цели предполагает решение следующих конкретных задач:
- выявить ведущие тенденции создания молодежных движений и осуществить их классификацию;