УДК 378
Ivashkina T.A., senior teacher, MAI (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
ORGANIZATION OF ONLINE CONTROL IN THE CONTEXT OF DISTANCE LEARNING BY MEANS OF DIGITAL TECHNOLOGIES. The use of the latest information technologies and teaching aids, the use of Internet technologies for individual distance learning requires teachers and university administrators to use additional measures to control the truthfulness, honesty and decency of students during the preparation and writing of tests, passing tests, exams (exams), during certification. The article shows that the main digital technology used in organizing online control in the context of distance learning can be proctoring technology, which allows teachers, firstly, to control online the process of self-study, testing and passing exams by students at their location; secondly, to observe the process of independent work of a large number of students. Proctoring technologies allow the student to be anywhere in the world and take exams online. Proctoring technology supports academic mobility and helps to minimize violations on the part of students when passing the exam.
Key words: distance learning, online control, proctoring, proctoring system, video conferencing service.
Т.А. Ивашкина, ст. преп., Московский авиационный институт (МАИ), г. Москва, Е-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ОНЛАЙН-КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Применение новейших информационных технологий и средств обучения, использование интернет-технологий для индивидуального дистанционного обучения требует от преподавателей и администрации вузов использования дополнительных мер контроля правдивости, честности и порядочности студентов во время подготовки и написания ими контрольных работ, сдачи тестов, экзаменов (зачетов) во время аттестации. В статье показано, что основной цифровой технологией, используемой при организации онлайн-контроля в условиях дистанционного обучения, может стать технология прокторинга, которая позволяет преподавателям, во-первых, в режиме онлайн контролировать процесс самостоятельного обучения, тестирования и сдачи экзаменов студентами по месту их нахождения; во-вторых, наблюдать за процессом самостоятельного выполнения работ большого количества обучающихся. Технологии прокторинга дают возможность студенту находиться в любой точке мира и сдавать экзамены в режиме онлайн. Технология прокторинга поддерживает академическую мобильность и способствует сведению нарушений со стороны студентов при сдаче экзамена к минимуму.
Ключевые слова: дистанционное обучение, онлайн-контроль, прокторинг, система прокторинга, сервис видеоконференций.
Во время пандемии из-за угрозы заражения COVID-19 институты и университеты во всем мире сталкиваются с вопросами о том, как безопасно продолжать преподавать и обучать в чрезвычайных ситуациях, связанных с общественным здоровьем. Многие учреждения решили отменить все очные занятия, и преподавателей обязали перевести свои курсы в Интернет Планирование предоставления образования во время кризисных ситуаций требует творческого, креативного решения проблем, необходимо мыслить нестандартно, чтобы получить различные возможные решения, которые помогут удовлетворить новые потребности учащихся, студентов и общества. Переход к массовому (или тотальному) дистанционному обучению требует, чтобы преподаватели взяли на себя больше контроля над процессом планирования, конструирования, разработки и внедрения курсов. Ожидая быстрого развития онлайновых преподавательских и учебных мероприятий и большого количества преподавателей, которые нуждаются в помощи, команды по развитию и поддержке преподавателей и сотрудников должны найти способы удовлетворить институциональную потребность в обеспечении преемственности обучения, помогая развивать навыки работы и преподавания в интернет-среде. В то же время возникает новая проблема, присущая массовому онлайн-обучению: как организовать контроль за самостоятельной деятельностью студентов, особенно при проведении дистанционных контрольных работ, тестов, экзаменов [1 - 12].
Актуальность проблемы. Одной из главных особенностей дистанционного обучения в условиях пандемии является индивидуальное онлайн-обучение студентов по месту их физического нахождения. Понятно, что существует значительная категория студентов, которая рассматривает обучение как получение новой профессии, возможность повышения своего социального статуса, достижения желаемых жизненных целей, получения независимости, финансовой стабильности. Такие студенты серьезно подходят к приобретению необходимых для них знаний, систематически и упорно учатся, не нарушают академическую и корпоративную этику учебного заведения.
При платной форме обучения почти во всех ведущих зарубежных университетах и колледжах вопросов со студенческим мошенничеством, обманом, плагиатом и другими формами нечестного поведения во время учебного процесса практически не возникает [1]. Другое дело - бюджетная форма обучения, когда студенты учатся почти бесплатно за счет налогов граждан той страны, где они находятся. Иногда у администрации вузов, где учатся такие студенты, возникает необходимость проверки их отношения к учебному процессу, их реальных знаний и выполнения требований кодекса академической добропорядочности и корпоративной этики. Особенно это важно при онлайн-обучении. С началом пандемии COVID-19 и вынужденным внедрением в систему высшего образования онлайн-обучения повысилась роль дистанционного самостоятельного образования, возросло количество деловых, научных и учебно-методических вебинаров, но и появились проблемы с нарушением студентами принципов добропорядочности и академической этики. Вузы начали фиксировать случаи списывания и обмана студентами преподавателей во время самостоятельного написания контрольных работ, тестирования и сдачи экзаменов, а также предоставления некоторыми успешными студентами платных услуг своим
нерадивым товарищам [2]. Это прямо противоречит нормам морали, этики и имеет признаки плагиата, взяточничества и коррупции.
В виртуальном высшем образовании возникла потребность в эффективном контроле самостоятельных действий студентов во время проверки, анализа и оценки их остаточных знаний. Также необходимым стало контролировать самостоятельность работы студентов во время тестирований. В связи с вышесказанным целью и ведущими задачами статьи является анализ возможностей организации онлайн-контроля в условиях дистанционного обучения средствами цифровых технологий, что позволяет преподавателям в режиме онлайн контролировать процесс тестирования студентов и сдачи ими экзаменов по месту нахождения, а также наблюдать за процессом самостоятельного выполнения работ большого количества студентов с использованием функции прокторинга.
На первом этапе проведения исследования были отобраны источники информации, необходимые для реализации цели исследования. Данные для этого были взяты из обзора вторичных источников. Источниковая база исследования была представлена двумя массивами литературы:
- первый массив составляют статьи, коллективные монографии, направленные на изучение проблем организации массового дистанционного обучения;
- второй массив составляют статьи, направленные на анализ сущности онлайн-контроля в условиях дистанционного обучения средствами цифровых технологий прокторинга.
На втором этапе исследования был проведен анализ литературных источников.
Анализ источниковой базы исследования осуществлялся с применением методов теоретического обобщения, сравнительного анализа, анализа и синтеза.
Регулярный формат расширенного дистанционного обучения, как правило, базируется на формировании независимого асинхронного обучения на специальной образовательной платформе Moodle.
Платформа Moodle - это система управления учебным контентом (LCMS -Learning Content Management Systems), c помощью которой можно создавать электронные учебные курсы и проводить как аудиторное (очное) обучение, так и обучение на расстоянии (заочное/дистанционное), это объединение педагогов, администраторов и студентов в одну безопасную интегрированную учебную среду с персонализированными данными [3]. Она представляет собой не просто сеть для общения преподавателей и студентов, а формирует целостную детализированную учебную систему с четко выстроенной структурой учебного процесса. Она содержит много возможностей, что является основой для предоставления студенту качественных образовательных услуг:
1. В системе каждый преподаватель предлагает со своего курса детализированный учебно-методический комплекс (учебники, интернет-ресурсы, заранее подготовленные видеолекции, дополнительные материалы), необходимый для глубокого и детального изучения дисциплины студентом.
2. Система обеспечивает возможность одновременного информирования большого числа студентов, зарегистрированных на определенный курс (мгновенная рассылка информации).
3. Информация, предоставляемая в Moodle, доступна каждому авторизованному студенту в любой момент времени и из любой точки планеты, где поддерживается Интернет.
4. Каждый студент имеет собственный аккаунт с электронным журналом, где отображаются текущие результаты.
5. Общение между преподавателями и студентами может происходить с помощью средств Moodle.
6. Студенты имеют возможность записываться на предметы, не посещая университет Таким образом, университет поощряет возможность принятия студентами независимого решения в выборе предметов на определенный учебный семестр и, со своей стороны, выполняет важную функцию: обеспечивает реализацию важного критерия в образовании - предоставление предметов на выбор студента.
В условиях пандемии к системе Moodle добавляется цифровой инструмент, выполняющий функции проведения видеоконференций, онлайн-встреч в синхронном режиме. Сервис видеоконференций выступает платформой, где проходят занятия как для малых групп (1-5 человек), так и для больших аудиторий на одной общем площадке в реальном времени [4].
Интересной является практика использования сервисов видеоконференций во время проведения контрольных работ, когда студенты сдают экзамены в реальном времени непосредственно преподавателю. Для этого используются два технических средства:
1) транслирующее (компьютер или ноутбук), необходимое для вывода на экран монитора автоматически сформированного для студента билета в рамках действия учебной платформы Moodle;
2) воспринимающее (например, мобильный телефон, подключенный к Интернету с возможностью присоединения к видеоконференции) - транслирует в прямом эфире все действия, экран и лицо студента [5].
При этих обстоятельствах стоит учитывать, что угол наклона между обоими гаджетами так же, как между мобильным телефоном и студентом, должен составлять приблизительно 45 градусов, что обеспечит возможность одновременной трансляции как экрана монитора компьютера, так и лица, которое сдает экзамен.
Использование этих средств является основным условием участия в дистанционном учебном процессе, однако не всегда удовлетворяет правилам академической добропорядочности при сдаче экзаменов.
В двадцатых годах ХХ1 века соблюдение правил академической этики становится прерогативой построения высококвалифицированного образовательного пространства. Для этого разрабатываются и внедряются новые технологии, которые приводят к уменьшению количества процессов, которые противоречат принципам академической добропорядочности, особенно в условиях дистанционного обучения.
Изучение зарубежного опыта [6; 7] свидетельствует, что лучшим решением может стать использование именно функции прокторинга, которая помогает организациям дистанционно контролировать тестирование участников во время онлайн-экзаменов. Решения по прокторингу позволяют администраторам образовательной платформы создать безопасную среду для проведения экзаменов преподавателями, сдерживая и предупреждая случаи академической недобропорядочности со стороны студентов [8].
Технологии прокторинга дают возможность студенту находиться в любой точке мира и сдавать экзамены в режиме онлайн. Технология прокторинга поддерживает академическую добродетель, ведь студенты, чувствуя отслеживание их действий искусственным способом, стараются избегать лишних нарушений во время сдачи экзаменов.
Важность прокторинга начала приобретать значительное развитие во время расширения дистанционного обучения, увеличения количества студентов на дистанционной форме обучения. Особое значение указанные технологии получили во время пандемии COVID-19, когда возникла необходимость в проверке глубины изученного материала студентами, особенно на специализированных компонентах образовательных программ в условиях самостоятельного освоения некоторых материалов.
Основные инструменты, которые при этом используются, - проверка личности участника экзамена, блокировка дополнительных веб-браузеров, отслеживания поведения студента. Такие программы позволяют студентам сдавать экзамены дома, используя собственные компьютеры. Среди лучших мировых прокторинговых платформ известны Talview, Disamina, RPNow [9], среди отечественных - Examus, ProctorEdu, ITMOproctor [10].
Проведение контролируемого самостоятельного обучения или проктор-инга предусматривает дистанционный доступ к курсам, задачам экзаменов или тестов с ноутбуков или персональных компьютеров, оборудованных веб-камерами. Система с помощью алгоритмов компьютерного зрения (computer vision) и распознавания поведенческих паттернов анализирует поведение пользователя [9].
Для использования цифровых технологий прокторинга, таких как системы прокторинга, каждый студент должен был быть подключен к Интернету и использовать компьютер с камерой. Камера фиксирует движения студента и выдает результаты нелегальных действий. В целом для проведения исследования каждый студент использует два гаджеты (один - стационарный компьютер с подключением к Moodle и с настроенной технологией прокторинга, второй - для видеоконфе-
ренции, где преподаватель предоставляет консультации относительно условий проведения экзамена) [10].
Для успешной реализации контроля также необходима дополнительная консультация по настройке технологий, а во время проведения экзаменов должна функционировать «горячая линия» для оказания скорой помощи при возникновении технических проблем.
Также технологии прокторинга должны быть настроены на отслеживание обработки информации для самостоятельной работы, лекционного материала, проверки уровня их усвоения и вывода корреляции с полученными результатами при проверке знаний. В исследовании [11] отмечено, что внимание студентов сосредоточивается на графиках и рисунках, изучение теоретического материала проходит поверхностно, если не предоставляются современные видео- или аудиозаписи.
Технологии прокторинга помогают преподавателям обнаружить наименее изученные студентами материалы и сконцентрировать внимание во время следующей встречи на той части, которая была наименее освоена.
Особенностью системы прокторинга является то, что ее основная задача - не идентификация личности, а работа исключительно с движениями пользователя во время сдачи экзамена. В случае потери фиксации лица в пределах разрешенной траектории (когда пользователь отворачивается) система выдает предупреждающее сообщение.
Система прокторинга, ориентируясь на первоочередные визуальные ориентиры в калибровке, в дальнейшем обращает внимание на нарушения, возникающие во время сдачи теста:
1) отведение взгляда в сторону, где может находиться дополнительная литература;
2) покидание рабочего места во время теста;
3) перемещение лица в комнате;
4) закрывание лица руками или посторонними предметами и другие несвойственные действия во время экзамена [7].
Основным инструментом, использующимся для процедуры прокторинга, является камера студента. Для всех попыток выполнения студентами тестов записываются видео с их веб-камер. Таким образом можно отслеживать действия студентов на протяжении сдачи экзамена.
В результате использования системы прокторинга преподаватель получает данные в сводном отчете о поведении студентов, необходимые для принятия решения о зачислении результатов. Преподаватель может на основе комплекса признаков (время работы, количество фактических нарушений, количество эпизодов подозрительного поведения) составить комплексное представление обо всем процессе выполнения задания.
Исследования [12] подтверждают, что при использовании системы прокторинга оценивание становится более объективным и делает невозможным возникновение субъективных оценок, которые могут значительно повлиять на конечный результат.
Таким образом, совокупность информационных технологий, программы Moodle, видеоконференций, прокторинга является идеальной системой для предотвращения возникновения ситуаций нарушения академической добропорядочности и послужит хорошим началом для воспитания честной молодежи, которая незнакома со списыванием, обманом, недобросовестным выполнением заданий и тестов. Разработка новых подходов в организации онлайн-кон-троля в условиях дистанционного обучения средствами цифровых технологий прокторинга позволяет преподавателям, во-первых, в режиме онлайн контролировать процесс самостоятельного обучения, тестирования и сдачи экзаменов студентами по месту их нахождения; во-вторых, наблюдать за процессом самостоятельного выполнения работ большого количества студентов (слушателей) с использованием функции прокторинга. Также использование системы проктор-инга существенно улучшает самостоятельную работу студентов в онлайн-ре-жиме, способствует их добросовестному обучению, академической добропорядочности и проявлению корпоративной этики. Одним из важных аспектов новейшего онлайн-образования является необходимость гарантировать, что результаты онлайн-обучения студентов и стандарты качества образования не будут скомпрометированы. Вузы должны будут привлекать все заинтересованные стороны и консультироваться с ними в тонком балансе инженерно-технических возможностей, финансовых затрат и общественного здравоохранения, которые переплетаются с задачами образования, созданием знаний и служением обществу.
Подводя итоги, следует сделать акцент на таких элементах:
1. Система прокторинга является инновационной в высшей школе и может кардинально изменить подходы к сдаче экзаменов.
2. Инструменты и средства, которые применяются в системе прокторинга, способствуют улучшению показателей добропорядочности.
3. Система прокторинга предоставляет возможность автоматизировать сдачу экзаменов и потоковые сессии.
4. После каждого экзамена есть видеозаписи с указанными нарушениями в определенное время, что облегчает предоставление аргументаций во время апелляции результатов экзамена.
5. Преподавателю нет необходимости присутствовать во время сдачи экзамена.
6. В процессе использования возможностей системы прокторинга могут возникнуть некоторые дополнительные вопросы, которые быстро решаются. Например:
- необходимо заранее ознакомить преподавателей и студентов с особенностями прокторинга, определить пороговые характеристики нарушений прокторинга, которые являются приемлемыми для зачисления результатов. Такое решение зависит от администрации учебного заведения и собственно параметров и требований конкретного экзамена или теста;
- нормы прокторинга должны быть внесены в нормативные документы учреждения;
- студенты должны быть ознакомлены с требованиями прокторинга до начала экзамена;
- важным вопросом является подготовка студентов к сдаче экзамена с использованием системы прокторинга, т.е. перед тестированием или экзаменами необходимо прохождение студентами предварительного ознакомления с системой, получение доступа к тестовым экзаменам и видеоинструкции;
Библиографический список
- во время первого тестового экзамена с привлечением системы прокторинга стоит использовать горячую линию для поддержки студентов (настройка камер, возможности использования прокторинга на отдельных устройствах).
Стоит отметить, что ни одна существующая система автоматического прокторинга не может обеспечить 100-процентную защиту от недобросовестного поведения. Основная цель таких систем, прежде всего, направлена на создание условий, в которых придумывание путей недобросовестного обучения теряет смысл, и студентам легче направить эти усилия на качественное ознакомление с лекционными, тестовыми материалами при подготовке к экзаменам.
Тем самым научная новизна статьи заключается в рассмотрении возможности внедрения возможностей системы прокторинга в отечественную образовательную практику. Теоретическая и практическая значимость связана с изучением теоретических подходов и практических механизмов организации системы прокторинга в качестве средства проведения экзаменов в дистанционном формате.
1. Witherspoon M., Maldonado N., Lacey C.H. Undergraduates and academic dishonesty. International Journal of Business and Social Science. 2012; Vol. 3 (1): 76 - 86.
2. Arno S., Galassi A., Tommasi M., Saggino A., Vittorini P. State-of-the-Art of Commercial Proctoring Systems and Their Use in Academic Online Exams. International Journal of Distance Education Technologies. 2021; Vol. 19 (2): 41 - 62.
3. Белозубов А.В., Николаев Д.Г Система дистанционного обучения Moodle: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: СПбГУ ИТМО, 2007.
4. Saw K.G., Majid O., Ghani N.A., Atan H., Idrus R.M., Rahman Z.A., Tan K.E. The videoconferencing learning environment: Technology, interaction and learning intersect. British Journal of Educational Technology. 2008; Vol. 39 (3): 475 - 485.
5. Richardson J.C., Fox W.S., Lehman J.D. Successful videoconferencing scenarios for teacher education programs. Tech Trends. 2012; Vol. 56 (5): 17 - 24.
6. Harmon O.R., Lambrinos J. Are online exams an invitation to cheat? Journal of Economic Education. 2008; Vol. 39 (2): 116 - 125.
7. Weiner J.A., Hurtz G.M. A comparative study of online remote proctored versus onsite proctored high-stakes exams. Journal of Applied Testing Technology. 2017; Vol. 18: 13 - 20.
8. Grijalva T.C., Nowell C., Kerkvliet J. Academic honesty and online courses. College Student Journal. 2006; Vol. 40 (l): 180 - 186.
9. Milone A.S., Cortese A.M., Balestrieri R.L., Pittenger A.L. The impact of proctored online exams on the educational experience. Currents in Pharmacy Teaching & Learning. 2017; Vol. 9 (1): 108 - 114.
10. Добровинский Д.С., Ловецкий И.В., Попов М.А. Прокторинг как инструмент развития дистанционного образования. Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2018; Т. 2: 27 - 32.
11. Jung Wan Lee. Impact of Proctoring Environments on Student Performance: Online vs Offline Proctored Exams. Journal of Asian Finance, Economics and Business. 2020; Vol. 7 (8): 653 - 660.
12. Alessio H.M., Malay N., Maurer K., Bailer A.J., Rubin B. Examining the effect of proctoring on online test scores. Online Learning. 2017; Vol. 21 (1): 146 - 161. References
1. Witherspoon M., Maldonado N., Lacey C.H. Undergraduates and academic dishonesty. International Journal of Business and Social Science. 2012; Vol. 3 (1): 76 - 86.
2. Arno S., Galassi A., Tommasi M., Saggino A., Vittorini P. State-of-the-Art of Commercial Proctoring Systems and Their Use in Academic Online Exams. International Journal of Distance Education Technologies. 2021; Vol. 19 (2): 41 - 62.
3. Belozubov A.V., Nikolaev D.G. Sistema distancionnogo obucheniya Moodle: uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: SPbGU ITMO, 2007.
4. Saw K.G., Majid O., Ghani N.A., Atan H., Idrus R.M., Rahman Z.A., Tan K.E. The videoconferencing learning environment: Technology, interaction and learning intersect. British Journal of Educational Technology. 2008; Vol. 39 (3): 475 - 485.
5. Richardson J.C., Fox W.S., Lehman J.D. Successful videoconferencing scenarios for teacher education programs. Tech Trends. 2012; Vol. 56 (5): 17 - 24.
6. Harmon O.R., Lambrinos J. Are online exams an invitation to cheat? Journal of Economic Education. 2008; Vol. 39 (2): 116 - 125.
7. Weiner J.A., Hurtz G.M. A comparative study of online remote proctored versus onsite proctored high-stakes exams. Journal of Applied Testing Technology. 2017; Vol. 18: 13 - 20.
8. Grijalva T.C., Nowell C., Kerkvliet J. Academic honesty and online courses. College Student Journal. 2006; Vol. 40 (l): 180 - 186.
9. Milone A.S., Cortese A.M., Balestrieri R.L., Pittenger A.L. The impact of proctored online exams on the educational experience. Currents in Pharmacy Teaching & Learning. 2017; Vol. 9 (1): 108 - 114.
10. Dobrovinskij D.S., Loveckij I.V., Popov M.A. Proktoring kak instrument razvitiya distancionnogo obrazovaniya. Nauchno-tehnicheskoe i 'ekonomicheskoe sotrudnichestvo stran ATR v XXI veke. 2018; T. 2: 27 - 32.
11. Jung Wan Lee. Impact of Proctoring Environments on Student Performance: Online vs Offline Proctored Exams. Journal of Asian Finance, Economics and Business. 2020; Vol. 7 (8): 653 - 660.
12. Alessio H.M., Malay N., Maurer K., Bailer A.J., Rubin B. Examining the effect of proctoring on online test scores. Online Learning. 2017; Vol. 21 (1): 146 - 161.
Статья поступила в редакцию 04.11.21
УДК 375
Katz M.L., teacher, Faculty of Arts, Russian State Social University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
THE SPECIFICS OF THE FORMATION OF AN INDIVIDUAL SINGING STYLE IN THE PROCESS OF TEACHING VOCAL. The article is dedicated to one of the most important aspects of teaching pop vocal, namely, the process of forming an individual singing style. The work explores mechanisms of searching for one's own manner of singing, timbre and emotional coloring of the voice, a unique style of interpretation of the artistic image of a song. The hypothesis of the research is that the more varied and complex the auditory models that the student-vocalist is guided by and reproduces in the learning process, the more effectively the individual singing style is formed. To confirm the hypothesis, experimental work was carried out to train student vocalists; the results of this work are presented in the article. The theoretical value of the article is determined by the definition of the specifics of the formation of one of the most important qualities of a pop singer - an individual singing style; practical significance lies in identifying the features and conditions for the formation of this quality, which can be taken into account in the organization and implementation of the educational process of music colleges and universities.
Key words: pop vocal, formation of performing skills, individual singing style, vocal training.
МЛ Кац, преп., Российский государственный социальный университет, г. Москва, E-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЕВЧЕСКОГО СТИЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛУ
Статья посвящена одной из важнейших сторон обучения эстрадному вокалу, а именно - процессу формирования индивидуального певческого стиля. В работе исследуются механизмы поиска собственной манеры пения, тембра и эмоциональной окраски голоса, неповторимого стиля интерпретации художественного образа песни. Гипотеза исследования состоит в том, что чем более разнообразны и сложны слуховые модели, на которые ориентируется