Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЕВЧЕСКОГО СТИЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛУ'

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЕВЧЕСКОГО СТИЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эстрадный вокал / формирование исполнительских навыков / индивидуальный певческий стиль / обучение вокалу / pop vocal / formation of performing skills / individual singing style / vocal training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М Л. Кац

Статья посвящена одной из важнейших сторон обучения эстрадному вокалу, а именно – процессу формирования индивидуального певческого стиля. В работе исследуются механизмы поиска собственной манеры пения, тембра и эмоциональной окраски голоса, неповторимого стиля интерпретации художественного образа песни. Гипотеза исследования состоит в том, что чем более разнообразны и сложны слуховые модели, на которые ориентируется и которые воспроизводит в процессе обучения студент-вокалист, тем эффективнее формируется индивидуальный певческий стиль. Для подтверждения гипотезы была проведена опытно-экспериментальная работа по обучению студентов-вокалистов; результаты этой работы представлены в статье. Теоретическая ценность статьи обусловливается определением специфики формирования одного из важнейших качеств эстрадного певца – индивидуального стиля пения; практическая значимость заключается в выявлении особенностей и условий формирования данного качества, которые могут быть учтены в организации и реализации образовательного процесса музыкальных колледжей и вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE FORMATION OF AN INDIVIDUAL SINGING STYLE IN THE PROCESS OF TEACHING VOCAL

The article is dedicated to one of the most important aspects of teaching pop vocal, namely, the process of forming an individual singing style. The work explores mechanisms of searching for one’s own manner of singing, timbre and emotional coloring of the voice, a unique style of interpretation of the artistic image of a song. The hypothesis of the research is that the more varied and complex the auditory models that the student-vocalist is guided by and reproduces in the learning process, the more effectively the individual singing style is formed. To confirm the hypothesis, experimental work was carried out to train student vocalists; the results of this work are presented in the article. The theoretical value of the article is determined by the definition of the specifics of the formation of one of the most important qualities of a pop singer – an individual singing style; practical significance lies in identifying the features and conditions for the formation of this quality, which can be taken into account in the organization and implementation of the educational process of music colleges and universities.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЕВЧЕСКОГО СТИЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛУ»

6. В процессе использования возможностей системы прокторинга могут возникнуть некоторые дополнительные вопросы, которые быстро решаются. Например:

- необходимо заранее ознакомить преподавателей и студентов с особенностями прокторинга, определить пороговые характеристики нарушений прокторинга, которые являются приемлемыми для зачисления результатов. Такое решение зависит от администрации учебного заведения и собственно параметров и требований конкретного экзамена или теста;

- нормы прокторинга должны быть внесены в нормативные документы учреждения;

- студенты должны быть ознакомлены с требованиями прокторинга до начала экзамена;

- важным вопросом является подготовка студентов к сдаче экзамена с использованием системы прокторинга, т.е. перед тестированием или экзаменами необходимо прохождение студентами предварительного ознакомления с системой, получение доступа к тестовым экзаменам и видеоинструкции;

Библиографический список

- во время первого тестового экзамена с привлечением системы прокторинга стоит использовать горячую линию для поддержки студентов (настройка камер, возможности использования прокторинга на отдельных устройствах).

Стоит отметить, что ни одна существующая система автоматического прокторинга не может обеспечить 100-процентную защиту от недобросовестного поведения. Основная цель таких систем, прежде всего, направлена на создание условий, в которых придумывание путей недобросовестного обучения теряет смысл, и студентам легче направить эти усилия на качественное ознакомление с лекционными, тестовыми материалами при подготовке к экзаменам.

Тем самым научная новизна статьи заключается в рассмотрении возможности внедрения возможностей системы прокторинга в отечественную образовательную практику. Теоретическая и практическая значимость связана с изучением теоретических подходов и практических механизмов организации системы прокторинга в качестве средства проведения экзаменов в дистанционном формате.

1. Witherspoon M., Maldonado N., Lacey C.H. Undergraduates and academic dishonesty. International Journal of Business and Social Science. 2012; Vol. 3 (1): 76 - 86.

2. Arno S., Galassi A., Tommasi M., Saggino A., Vittorini P. State-of-the-Art of Commercial Proctoring Systems and Their Use in Academic Online Exams. International Journal of Distance Education Technologies. 2021; Vol. 19 (2): 41 - 62.

3. Белозубов А.В., Николаев Д.Г Система дистанционного обучения Moodle: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: СПбГУ ИТМО, 2007.

4. Saw K.G., Majid O., Ghani N.A., Atan H., Idrus R.M., Rahman Z.A., Tan K.E. The videoconferencing learning environment: Technology, interaction and learning intersect. British Journal of Educational Technology. 2008; Vol. 39 (3): 475 - 485.

5. Richardson J.C., Fox W.S., Lehman J.D. Successful videoconferencing scenarios for teacher education programs. Tech Trends. 2012; Vol. 56 (5): 17 - 24.

6. Harmon O.R., Lambrinos J. Are online exams an invitation to cheat? Journal of Economic Education. 2008; Vol. 39 (2): 116 - 125.

7. Weiner J.A., Hurtz G.M. A comparative study of online remote proctored versus onsite proctored high-stakes exams. Journal of Applied Testing Technology. 2017; Vol. 18: 13 - 20.

8. Grijalva T.C., Nowell C., Kerkvliet J. Academic honesty and online courses. College Student Journal. 2006; Vol. 40 (l): 180 - 186.

9. Milone A.S., Cortese A.M., Balestrieri R.L., Pittenger A.L. The impact of proctored online exams on the educational experience. Currents in Pharmacy Teaching & Learning. 2017; Vol. 9 (1): 108 - 114.

10. Добровинский Д.С., Ловецкий И.В., Попов М.А. Прокторинг как инструмент развития дистанционного образования. Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2018; Т. 2: 27 - 32.

11. Jung Wan Lee. Impact of Proctoring Environments on Student Performance: Online vs Offline Proctored Exams. Journal of Asian Finance, Economics and Business. 2020; Vol. 7 (8): 653 - 660.

12. Alessio H.M., Malay N., Maurer K., Bailer A.J., Rubin B. Examining the effect of proctoring on online test scores. Online Learning. 2017; Vol. 21 (1): 146 - 161. References

1. Witherspoon M., Maldonado N., Lacey C.H. Undergraduates and academic dishonesty. International Journal of Business and Social Science. 2012; Vol. 3 (1): 76 - 86.

2. Arno S., Galassi A., Tommasi M., Saggino A., Vittorini P. State-of-the-Art of Commercial Proctoring Systems and Their Use in Academic Online Exams. International Journal of Distance Education Technologies. 2021; Vol. 19 (2): 41 - 62.

3. Belozubov A.V., Nikolaev D.G. Sistema distancionnogo obucheniya Moodle: uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: SPbGU ITMO, 2007.

4. Saw K.G., Majid O., Ghani N.A., Atan H., Idrus R.M., Rahman Z.A., Tan K.E. The videoconferencing learning environment: Technology, interaction and learning intersect. British Journal of Educational Technology. 2008; Vol. 39 (3): 475 - 485.

5. Richardson J.C., Fox W.S., Lehman J.D. Successful videoconferencing scenarios for teacher education programs. Tech Trends. 2012; Vol. 56 (5): 17 - 24.

6. Harmon O.R., Lambrinos J. Are online exams an invitation to cheat? Journal of Economic Education. 2008; Vol. 39 (2): 116 - 125.

7. Weiner J.A., Hurtz G.M. A comparative study of online remote proctored versus onsite proctored high-stakes exams. Journal of Applied Testing Technology. 2017; Vol. 18: 13 - 20.

8. Grijalva T.C., Nowell C., Kerkvliet J. Academic honesty and online courses. College Student Journal. 2006; Vol. 40 (l): 180 - 186.

9. Milone A.S., Cortese A.M., Balestrieri R.L., Pittenger A.L. The impact of proctored online exams on the educational experience. Currents in Pharmacy Teaching & Learning. 2017; Vol. 9 (1): 108 - 114.

10. Dobrovinskij D.S., Loveckij I.V., Popov M.A. Proktoring kak instrument razvitiya distancionnogo obrazovaniya. Nauchno-tehnicheskoe i 'ekonomicheskoe sotrudnichestvo stran ATR v XXI veke. 2018; T. 2: 27 - 32.

11. Jung Wan Lee. Impact of Proctoring Environments on Student Performance: Online vs Offline Proctored Exams. Journal of Asian Finance, Economics and Business. 2020; Vol. 7 (8): 653 - 660.

12. Alessio H.M., Malay N., Maurer K., Bailer A.J., Rubin B. Examining the effect of proctoring on online test scores. Online Learning. 2017; Vol. 21 (1): 146 - 161.

Статья поступила в редакцию 04.11.21

УДК 375

Katz M.L., teacher, Faculty of Arts, Russian State Social University (Moscow, Russia), E-mail: mkatz@mail.ru

THE SPECIFICS OF THE FORMATION OF AN INDIVIDUAL SINGING STYLE IN THE PROCESS OF TEACHING VOCAL. The article is dedicated to one of the most important aspects of teaching pop vocal, namely, the process of forming an individual singing style. The work explores mechanisms of searching for one's own manner of singing, timbre and emotional coloring of the voice, a unique style of interpretation of the artistic image of a song. The hypothesis of the research is that the more varied and complex the auditory models that the student-vocalist is guided by and reproduces in the learning process, the more effectively the individual singing style is formed. To confirm the hypothesis, experimental work was carried out to train student vocalists; the results of this work are presented in the article. The theoretical value of the article is determined by the definition of the specifics of the formation of one of the most important qualities of a pop singer - an individual singing style; practical significance lies in identifying the features and conditions for the formation of this quality, which can be taken into account in the organization and implementation of the educational process of music colleges and universities.

Key words: pop vocal, formation of performing skills, individual singing style, vocal training.

М.Л. Кац, преп., Российский государственный социальный университет, г. Москва, E-mail: mkatz@mail.ru

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЕВЧЕСКОГО СТИЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛУ

Статья посвящена одной из важнейших сторон обучения эстрадному вокалу, а именно - процессу формирования индивидуального певческого стиля. В работе исследуются механизмы поиска собственной манеры пения, тембра и эмоциональной окраски голоса, неповторимого стиля интерпретации художественного образа песни. Гипотеза исследования состоит в том, что чем более разнообразны и сложны слуховые модели, на которые ориентируется

и которые воспроизводит в процессе обучения студент-вокалист, тем эффективнее формируется индивидуальный певческий стиль. Для подтверждения гипотезы была проведена опытно-экспериментальная работа по обучению студентов-вокалистов; результаты этой работы представлены в статье. Теоретическая ценность статьи обусловливается определением специфики формирования одного из важнейших качеств эстрадного певца - индивидуального стиля пения; практическая значимость заключается в выявлении особенностей и условий формирования данного качества, которые могут быть учтены в организации и реализации образовательного процесса музыкальных колледжей и вузов.

Ключевые слова: эстрадный вокал, формирование исполнительских навыков, индивидуальный певческий стиль, обучение вокалу.

Актуальность исследования обусловлена наличием малоизученных сторон обучения эстрадному вокалу, а именно - процесса формирования индивидуального певческого стиля. Высокий уровень конкуренции эстрадных артистов, происходящие изменения в области исполнительского искусства и повышение требований к профессиональной подготовке певцов заставляют более серьезно изучить механизмы, лежащие в основе обучения пению. Поэтому целью работы стал анализ механизмов и условий, благодаря которым студент-вокалист в процессе обучения в колледже и вузе приобретает «собственный голос» - индивидуальный исполнительский стиль. Для достижения цели была проведена опытно-экспериментальная работа с учащимися эстрадного вокального отделения музыкального колледжа. Задачи исследования включали в себя анализ учебно-творческой деятельности студентов-вокалистов, педагогическое наблюдение процесса формирования исполнительских навыков и индивидуального певческого стиля учащихся-вокалистов в ходе освоения разного репертуара.

Пение как сложный процесс, сопряженный с множеством психосоматических механизмов, требует учета многих аспектов в ходе обучения студентов. Примечательны в этом плане исследования зарубежных ученых, осуществивших сравнительный анализ процессов формирования голосовой коммуникации у птиц и обучения пению студентов, которые позволяют сделать следующие выводы: когда птицы имитируют простые сигналы, они просто повторяют их без изменений, однако когда вступают в перекличку друг с другом или поют вместе, то производят очень сложные дуэты, очень точно рассчитанные по динамике, тембру, темпу, характеру напевов и их координации [1; 2; 3].

Еще одна особенность обучения птиц пению состоит в том, что чем больше особей в стае, тем индивидуальнее голос и напев каждой птицы, поскольку высокая конкуренция особей заставляет их искать средства выделения в стае себе подобных. Индивидуальный напев птицы рождается в процессе рекомбинации единиц исходной - общей - для вида модели. Эти особенности характерны и для людей, а многие механизмы обучения пению птиц помогают по-новому взглянуть на образование и развитие студентов-вокалистов.

Процесс обучения эстрадному вокалу включает в себя формирование голосового аппарата, развитие исполнительских навыков, освоение учебного и концертного репертуара, а также становление собственного стиля пения и сценического выступления [4]. Исполнение студентами вокальных сочинений в процессе освоения учебного репертуара представляет собой неизменный или новый вариант песни, сложившийся в результате слухового восприятия образцов и опыта учебно-творческой деятельности. Слуховое восприятие формирует память о характере звучания, который студент-вокалист стремится воспроизвести и соотнести со своим исполнением [5]. В памяти студента возникает своего рода слуховая модель, которая, однако, корректируется с расширением опыта учебно-творческой и исполнительской деятельности. В зависимости от широты опыта практического применения получаемых вокально-исполнительских навыков студенты занимаются репродуктивной или продуктивной деятельностью.

Первый вид деятельности является формой контекстного освоения вокально-исполнительских навыков, в процессе которого модель воспроизводится в новом контексте и запечатлевается в опыте учебно-творческой деятельности [4]. Такой контекст создают обстоятельства и условия исполнения, факторы личного и внеличного характера. Таким образом, репродуктивная вокально-исполнительская деятельность представляет собой копирование слуховых моделей с той или иной степенью точности и незначительное ее изменение.

Второй вид деятельности - продуктивный - подразумевает создание собственной модели вокального исполнения, которая формируется у учащегося в процессе познания сути явления - самого процесса пения. Поэтому будущему певцу необходимо в первую очередь овладеть собственным певческим аппаратом и механизмами звукоизвлечения.

Процесс обучения студентов вокалу, вовлекающий различные познавательные навыки и механизмы восприятия, происходит одновременно в двух направлениях:

1) использование имеющегося опыта слухового восприятия и применение освоенных навыков;

2) овладение певческим аппаратом и приобретение нового опыта и навыков исполнительской деятельности.

Первое позволяет учащемуся копировать модель, сформированную в процессе слухового восприятия, второе - создавать собственную модель вокального исполнения. Причем копировать учащиеся могут достаточно сложные и разные образцы, однако не всегда способны развить собственную манеру исполнения [6].

Индивидуальный вокально-певческий стиль формируется в процессе поиска способов копирования модели, которая изменяется под влиянием многих факторов - уровня развития музыкальных способностей, навыков и умений, степени овладения вокально-исполнительскими приемами. Меняя слуховую модель,

учащийся развивает музыкальные способности, приобретает новые навыки и умения, осваивает вокально-исполнительские приемы, но главное - овладевает своим певческим аппаратом, что и обусловливает формирование собственного певческого стиля и манеры звукоизвлечения. Педагогический опыт позволяет утверждать, что чем более разнообразны и сложны слуховые модели, на которые ориентируется и которые воспроизводит в процессе обучения студент-вокалист, тем эффективнее формируется индивидуальный певческий стиль.

Для подтверждения данной гипотезы в течение осени - зимы 2020 и зимы -весны 2021 года был проведен педагогический эксперимент с участием более 22-х студентов эстрадного отделения музыкального колледжа. Учащиеся были разделены на две группы: участники эксперимента, осваивавшие знакомый репертуар, известные «хиты» 1990-х и 2000-х (11 человек) и студенты, учившие неизвестные им ранее песни (11 человек). В ходе обучения применялись демонстрационный и аудиовизуальный методы: учащиеся первой группы предварительно знакомились с песнями по живому показу педагогом или по аудиовидео-записи исполнения профессиональным певцом, тогда как представители второй осваивали песни преимущественно самостоятельно и с помощью педагога, показывавшего отдельные исполнительские приемы. В процессе практической работы велось педагогическое наблюдение, касающееся степени проявления индивидуальности певца в исполнении песни. Насколько же сохранялись студентами почти неизменными или отличались от слуховой модели исполнения песен, насколько индивидуальной была их манера пения?

В первой группе учащихся исполнение было преимущественно подобным слуховой модели: около 60% студентов полностью копировало образец песни, исполненной педагогом или прослушанной ими в аудиовидеозаписи (7 человек), тогда как лишь 40% проявило инициативу и внесло незначительные изменения в оригинал, свидетельствовавшие об индивидуальной трактовке песни (4 человека). Отклонения от слуховой модели касались отдельных приемов исполнения, штрихов, тембровой окраски звучания голоса, характера подачи и эмоциональной окраски звука. Во второй группе студентов-вокалистов, которые учили неизвестные им ранее песни без слуховых образцов, в гораздо большей мере проявилась индивидуальная певческая манера (80% - 9 человек), признаками которой стали характерная манера подачи голоса, соответствующая словам и музыке песни эмоциональная окраска, специально подобранные штрихи, найденный тембр голоса и сложившийся музыкальный образ. Остальные 20% студентов (2 человека) слабо справились с выучиванием песни, поэтому педагогу пришлось показывать им отдельные исполнительские приемы и штрихи, необходимые в исполнении данных песен.

В ходе эксперимента также были выявлены следующие особенности. Среди студентов выделялись те, которые воспроизводили модель почти мгновенно, и те, которые испытывали трудности с освоением классического репертуара. Первые при этом обладали хорошо развитым слухом, вторые отличались средним и низким уровнем, что позволяет сделать вывод о значимости навыка слухового восприятия, развитого музыкального слуха и памяти в процессе формирования вокально-исполнительских навыков. Однако важно отметить, что воспринятая на слух модель - не единственный источник, обеспечивающий процесс обучения вокалу. Было выявлено, что его эффективность обусловливают и другие факторы: характер межличностной коммуникации (взаимопонимание между педагогом и студентом), увлеченность и заинтересованность студента учебно-творческой работы, высокая познавательная активность, возможность расширения опыта практической исполнительской деятельности.

Также было выявлено, что более эффективно традиционный репертуар осваивался студентами при условии живого показа педагогом разучиваемой песни в сравнении со знакомством с материалом по аудио- и видеозаписи. Демонстрационный метод явно играл важную роль в процессе обучения. Более того, в группе студентов, учивших песенные «хиты», которым педагог показывал на примере своего исполнения, как должна звучать композиция, учащиеся в большей степени копировали слуховую модель песни. А участники второй группы, осваивавшие не известные им ранее песни, которым педагог показывал лишь отдельные исполнительские приемы, быстрее находили необходимые приемы исполнения, тембровые краски голоса, удобные позиции гортани и правильно распределяли дыхание, чтобы справиться с техническими трудностями и воплотить сложившуюся у них художественно-образную концепцию песни.

Рассмотрим конкретные примеры. Студентка из первой группы (Анастасия В., поклонница творчества Полины Гагариной) разучивала песню из репертуара певицы «Ты не целуй», слова которой отражают основной характер композиции: «Ты не целуй мои воспоминания, не обещай надежды без любви, моих ночных обид щемящее мерцание. Ты не терзай, не береди души... Слезами за окном забарабанил дождь. Я не услышу слов любви, мой телефон молчит, ко мне ты не придёшь. За годы чувств благодарю, за радость наших встреч. Улыбкой горь-

кой озарю, ты создан для любви, ты лучший из людей!». Студентка стремилась исполнить песню П. Гагариной на столь же высоком уровне, поэтому копировала интонации певицы, воссоздавала настроение, воплощаемое артисткой на сцене (в процессе освоения песни учащаяся прослушала аудиозапись оригинала). Однако когда педагог показывал отдельные приемы и фразы, разумеется, в другой, собственной манере студентка начала менять интонации некоторых песенных фраз, ища выразительные интонации и нащупывая свой стиль интерпретации. В целом же работа завершилась максимально близким оригиналу вариантом исполнения песни П. Гагариной.

Другой пример. Студент из второй группы Максим П. учил малоизвестную песню Л. Чернышовой «Танцуй со мной» («Едва услышу ритма стук, едва коснется сердца звук...»), мелодия которой не столь выразительна в сравнении со многими другими. Казалось бы, где здесь развернуться в поиске индивидуальной манеры пения? Однако поскольку ярких, неповторимых образцов исполнения этой композиции не было, учащемуся пришлось самому искать соответствующий стиль интерпретации и собственную манеру пения. В ходе творческой дискуссии педагог и студент проанализировали текст песни, охарактеризовали образ «героя», приглашавшего потанцевать с ним, обсудили несколько вариантов настроения, с которым можно было исполнить песню. Далее студент сам выбирал вариант интерпретации и самостоятельно учил композицию. В результате в его исполнении песня приобрела легкий оттенок свинга, а в герое песни была подчеркнута игривость, энергия и подвижность.

Библиографический список

Проведенный педагогический эксперимент позволил доказать гипотезу исследования о том, что чем более разнообразны и сложны слуховые модели, на которые ориентируются и которые воспроизводят в процессе обучения студенты-вокалисты, тем эффективнее формируются индивидуальные певческие стили будущих артистов эстрады. Научная новизна статьи состоит в выявлении механизмов формирования индивидуального певческого стиля, к которым можно отнести следующие:

1. Исполняя вокальные сочинения в процессе освоения учебного репертуара, студенты представляют неизменный или новый вариант песни, сложившийся в результате слухового восприятия образцов и опыта учебно-творческой деятельности.

2. Копируя слуховые модели с той или иной степенью точности и незначительно изменяя в процессе репродуктивной вокально-исполнительской деятельности, студенты в меньшей степени формируют собственную манеру исполнения песни.

3. Создание собственной модели вокального исполнения способствует развитию индивидуального певческого стиля у будущего эстрадного артиста.

Теоретическая ценность работы обусловливается определением специфики формирования одного из важнейших качеств эстрадного певца - индивидуального стиля пения. Практическая значимость заключается в выявлении особенностей и условий формирования данного качества, которые могут быть учтены в организации и реализации образовательного процесса музыкальных колледжей и вузов.

1. Dingess K.A., Slater P.J.B. Antiphonal four-part synchronized chorusing in a Neotropical wren. Biology Letters. 2006; № 2 (1): 1 - 4.

2. Rivera-Caceres K.D., Quiros-Guerrero E., Araya-Salas M., Searcy W.A. Neotropical wrens learn new duet rules as adults. Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences. 2016; № 283: 18 - 27.

3. Rivera-Caceres K.D., Quiros-Guerrero E., Araya-Salas M., Templeton C.N., Searcy W.A. Early development of vocal interaction rules in a duetting songbird. Royal Society Open Science. 2018; № 5 (2): 171 - 791.

4. Казакова И.С., Переверзева М.В. Профильная направленность музыкальных дисциплин и ее значение в формировании ключевых компетенций специалистов в сфере культуры и искусств. Ученые записки РГСУ. 2019; Т. 18, № 1 (150): 92 - 99.

5. Илларионова Н.Н. Музыкальный вкус как искусство личностно-творческой интерпретации произведений эстрадного вокального жанра. Человеческий капитал. 2013; № 8 (56): 38 - 40.

6. Сернова Т.В. Индивидуальный исполнительский стиль певца (к проблеме исследования). Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: тезисы V Международной научно-практической конференции. Тамбов: Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С.В. Рахманинова, 2009: 112 - 114.

References

1. Dingess K.A., Slater P.J.B. Antiphonal four-part synchronized chorusing in a Neotropical wren. Biology Letters. 2006; № 2 (1): 1 - 4.

2. Rivera-Caceres K.D., Quiros-Guerrero E., Araya-Salas M., Searcy W.A. Neotropical wrens learn new duet rules as adults. Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences. 2016; № 283: 18 - 27.

3. Rivera-Caceres K.D., Quiros-Guerrero E., Araya-Salas M., Templeton C.N., Searcy W.A. Early development of vocal interaction rules in a duetting songbird. Royal Society Open Science. 2018; № 5 (2): 171 - 791.

4. Kazakova I.S., Pereverzeva M.V. Profil'naya napravlennost' muzykal'nyh disciplin i ee znachenie v formirovanii klyuchevyh kompetencij specialistov v sfere kul'tury i iskusstv. UchenyezapiskiRGSU. 2019; T. 18, № 1 (150): 92 - 99.

5. Illarionova N.N. Muzykal'nyj vkus kak iskusstvo lichnostno-tvorcheskoj interpretacii proizvedenij 'estradnogo vokal'nogo zhanra. Chelovecheskij kapital. 2013; № 8 (56): 38 - 40.

6. Sernova T.V. Individual'nyj ispolnitel'skij stil' pevca (k probleme issledovaniya). Muzyka v sovremennom mire: nauka, pedagogika, ispolnitel'stvo: tezisy V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tambov: Tambovskij gosudarstvennyj muzykal'no-pedagogicheskij institut imeni S.V. Rahmaninova, 2009: 112 - 114.

Статья поступила в реакцию 04.11.21

УДК 378

Nikolaeva M.V., teacher, Department of English and Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation

(Moscow, Russia), E-mail: nikvi@inbox.ru

PASS THE EXAM WITHOUT TAKING IT, PROS AND CONS. The assessment of students' knowledge is an important structural component of the learning process. It should be carried out as objectively and correctly as possible. The article pays special attention to the issue of understanding the fact that the assessment of a student's knowledge is one of the most important elements of the educational process, on which the very success of learning largely depends. It is thanks to the assessment that the so-called "feedback' is carried out between the teacher and the student. A lot has changed with the transition to the Bologna system of education. Entrance exams have been replaced by a Single State Exam, student attendance and work are controlled not only by teachers, but also by a grade-rating system. But, despite the innovations, there are still unique moments for the Russian education system that are not familiar to students of foreign universities. The relevance of the assessment problem is primarily due to the fact that the scope of the assessment application is steadily expanding. At the same time, the possibilities of a positive impact of evaluation criteria on the educational and pedagogical process are growing.

Key words: end-of-term test, exam, grade-rating system, education quality, aegrotat, desire to study, activeness, pass the exam without taking it, evaluation criteria, feedback.

М.В. Николаева, преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета

при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: nikvi@inbox.ru

«АВТОМАТ»: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ

Оценка знаний студентов является одним из наиболее важных структурных компонентов процесса обучения и должна осуществляться максимально объективно и корректно. Особое внимание в статье уделено вопросу понимания того факта, что оценка знаний студента - это одна из основных составляющих учебного процесса, от которой во многом зависит сам успех обучения. Именно благодаря оценке осуществляется так называемая "обратная связь" между преподавателем и обучающимся. С переходом на Болонскую систему обучения изменилось многое. На место вступительных экзаменов пришёл

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.