DOI 10.36622/^т2021Л7.3.004 УДК 004.4
РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ОНЛАЙН НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
С.А. Коваленко, Н.И. Гребенникова, В.А. Малиновкин, П.С. Скочко Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж, Россия
Аннотация: использование новейших технических разработок на базе созданных электронных платформ позволяет организовать качественное онлайн-образование. Сформулированы требования к разрабатываемой платформе обучения, такие как возможность создавать и редактировать курсы, возможность прикреплять методические материалы разных расширений и медиафайлы к курсу, возможность создавать и редактировать лекции / тесты в рамках курса, возможность проведения видеоконференций в рамках курса, возможность просмотра полной статистики результатов тестирования по курсу для преподавателей и её выгрузка, возможность двунаправленного общения преподавателя с обучающимися через чат. Созданное приложение реализует компетентностный подход. Включает рассмотрение структурной схемы курса. Сущность «Курс» может состоять из секций, которые, в свою очередь, могут состоять из подсекций (лекции, тесты, видеоконференция). Курс включает в себя всю информацию секций для обучения в рамках определенных компетенций. Представлена схема управления правами со стороны преподавателя. Рассмотрены жизненный цикл курса, интерфейс его создания и алгоритм прохождения курса, что дает полное представление о функциональных возможностях и особенностях работы программного обеспечения на созданной электронной платформе
Ключевые слова: электронная платформа, лекция, тест, видеоконференция, компетенция, курс, прокторинг
Введение
В настоящее время большое внимание уделяется хранению различного рода информации с предоставлением быстрого доступа к ней. Это может быть хранение не только отдельных файлов данных, но и взаимосвязанных структур, содержащих системы и подсистемы, управление которых становится нетривиальной задачей. В настоящее время актуальны проблемы, связанные с хранением обучающего материала, который используют не только для очного, но и для дистанционного обучения [1], а также с управлением процесса обучения и отчётностью проведённой работы.
Ранее авторами был проведен сравнительный анализ функциональных возможностей популярных платформ для систем управления обучением. В публикации рассматривались следующие платформы [2]: Moodle [3], iSpring Learn [4], Google Classroom [5]. В ходе анализа были выделены преимущества и недостатки платформ. Среди недостатков особо выделяются:
- отсутствие встроенного редактора курса;
- отсутствие встроенного модуля конфе-ренцсвязи;
- отсутствие быстрой развёртки системы.
На основании этих выводов были сформулированы требования к разрабатываемой платформе. Необходимо учесть, что курс направлен на формирование компетенций, поэтому требуется реализовать компетентностный подход [5] и обеспечить возможность:
- создавать и редактировать курсы;
- прикреплять методические материалы разных расширений курсу;
- создавать и редактировать лекции / тесты в рамках курса;
- создавать тесты разных уровней: для лекции, темы (секции), курса и компетенции;
- проведения видеоконференций в рамках курса;
- просмотра полной статистики результатов тестирования / курса для преподавателей и её выгрузка;
- просмотра урезанной (не полной) версии статистики результатов тестирования / курса для студентов и её выгрузка;
- двунаправленного общения преподавателя с учениками через чат.
Ключевой сущностью в рамках данной платформы является сущность «Курс», структурная схема которого представлена на рис. 1.
© Коваленко С.А., Гребенникова Н.И., Малиновкин В.А., Скочко П.С., 2021
Рис. 1. Структурная схема курса
Сущность «Курс» агрегирует информацию для обучения в рамках определенных компетенций. Сущность «Секция» представляет собой тему изучаемой компетенции/предмета, что позволяет представить изучаемый материал структурированно. В случае необходимости доступ к материалам следующей секции может быть ограничен и получен только при изучении и прохождении всех тестов предыдущей секции. В случае, если необходимости разделять материал курса на темы нет, то следует размещать все материалы в рамках одной секции.
Сущность «Лекция» представляет собой набор текстовых и медиа материалов во встроенном редакторе.
«Видеоконференция» - событие с указанной датой, в рамках проведения конференции преподаватель может:
- демонстрировать экран, а также управлять доступом к этой функции у пользователей;
- ограничивать доступ на отправку сообщений и дополнительных файлов в чатах;
- наделять пользователей правами модератора (управление доступами для пользователей в чате);
- в рамках проведения видеоконференции включить запись экрана. После её окончания и обработки видеозапись будет доступна вместе с чатом и материалами, отправленными в ходе проведения видеосвязи.
Сущность «Тест» представляет собой набор вопросов, формируемых автоматически
на основе компетенций той сущности, для которой тест был сформирован. Изначально для компетенции формируется список вопросов, ответы на которые могут быть представлены в виде выбора вариантов, выбора нескольких вариантов, ввода ответа. Схема формирования теста представлена на рис. 2.
Рис. 2. Схема формирования теста
При создании курса выбираются компетенции, отражающие знания, которые будут
получены в результате изучения курса. При создании курса необходимо выбрать ряд компетенций. При добавлении какой-либо подсекции необходимо выбрать ряд компетенций, которые покрывают данную секцию. Одну из компетенций курса можно связать с добавленной лекцией. В дальнейшем в созданном тесте существует возможность установления связи с лекцией, секцией, курсом. Также тестирование можно сформировать вне курса для компетенций. Для каждого пользователя тест будет сформирован на основе списка вопросов по выбранным компетенциям (если тест создан для курса в целом, то вопросы к нему будут формироваться на основе перечня вопросов по его компетенциям, если на основе секции, то тест будет формироваться на основе компетенций подсекций, если на основе подсекций, то тест будет включать в себя только вопросы соответствующей компетенции). Данный механизм является реализацией одного из элементов прокторинга [6], позволяющий производить контроль за процессом сдачи теста.
Схема управления правами со стороны преподавателя представлена на рис. 3.
Из представленной схемы видно, что преподаватель имеет возможность контролировать почти весь процесс коммуницирования со студентами. Такая особенность поможет качественно выстроить процесс обучения, улучшит контроль за самостоятельностью проведения работы. Администратор имеет те же права как
относительно обучающихся, так и относительно преподавателей.
Рис. 3. Схема управления правами со стороны преподавателя
На рис. 4 представлена схема жизненного цикла курса.
Рис. 4. Жизненный цикл курса
Блоки 1 - 5 являются статусами данной сущности, характеризующие его состояние. Векторы 6 - 13 описывают процессы смены статусов. Из данной схемы видно, что состоя-
нием курса может управлять как администратор, так и преподаватель. Важно отметить, что такие переходы, как «Опубликовано», «Не опубликовано» - «Опубликовано» - «Курс уда-
лён» со стороны преподавателя осуществляется путём запроса через администратора. Таким образом, управление конечными состояниями доступно только админу, что даёт возможность контролировать жизненный цикл в случае недобросовестного контента.
Интерфейс создания курса представлен на рис. 5.
При создании курса преподаватель может добавить изображение, которое будет отображаться при его выборе и рассмотрении. При
составлении описания существует возможность редактирования стилистики, текста и изменения его ориентации. Также в текст можно добавлять таблицы, гиперссылки, пояснительные изображения. Интерфейс создания курса имеет простую структуру, что минимизирует временные затраты на изучение функционала данной страницы и создание объекта в целом.
Схема алгоритма прохождения курса представлена на рис. 6.
Рис. 5. Интерфейс создания курса
Рис. 6. Схема алгоритма прохождения курса
Блоки 1, 6, 7, 9, 10, 11, 14 являются разветвлениями процесса прохождения курса. Остальные блоки представляют собой действия, которые учащийся совершает при его
прохождении. По данной схеме студент может пройти все доступные разделы, выполнив соответствующие тесты. Из алгоритма видно, что при фиксированном количестве попыток, кото-
рые отводятся для прохождения теста, преподаватель может назначить дополнительные попытки. По завершению курса формируется отчёт, которые доступен как преподавателю, так и обучающемуся.
Заключение
В данной статье был представлен функционал разработанного приложения дистанционного обучения, выполненный с учётом поставленных требований. Платформа включает в себя редактор курсов, лекций, тестов, возможность организовать видеоконференцию, двустороннюю коммуникацию между обучающимися и преподавателем в виде чата, просмотр и выгрузки статистики. Кроме этого web- приложение обладает быстрой развёрткой для любого доступного программного обеспечения.
«Курс» - главная сущность, которая агрегирует информацию с секций и подсекций (лекции, тесты, видеоконференции). Создание курса реализует компетентностный подход. Также был продемонстрирован интерфейс по созданию курса, который имеет простую структуру, что минимизирует временные затраты на изучение функционала данной страницы и создание объекта в целом.
Обучающийся по какой-либо программе должен будет изучить все разделы, которые включает в себя курс. Чтобы завершить прохождение, необходимо пройти соответствующие тесты. Информация о прохождении программы будет доступна как студенту, так и преподавателю при его завершении.
Преподаватель имеет возможность не только организовывать, но и контролировать процесс обучения. В данном приложении создатель курса обучения обладает рядом прав, с помощью которых возможно контролировать почти весь процесс коммуницирования со студентами. Такая особенность поможет качественно выстроить процесс обучения, улучшит контроль за самостоятельностью проведения работы.
Литература
1. Полат Е.С., Моисеева М.И., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
2. Сравнительный анализ популярных платформ для систем управления обучением/ С.А. Коваленко, А.В. Барабанов, Н.И. Гребенникова, В.А. Малиновкин //Вестник Воронежского государственного технического университета. 2020. Т. 16. № 6. С. 15-18.
3. Система электронного обучения Moodle: обзор возможностей и функционала. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://lmslist.ra/free-sdo/obzor-moodle.
4. Обзор СДО iSpring Learn: возможности и решаемые бизнес-задачи [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://lmslist.ru/sdo/obzor-ispring-online/.
5. Google Classroom: функционал и краткая инструкция по созданию онлайн-курса [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://www.eduneo.ru/google-classroom/.
6. Бакурадзе А.Б. Управление развитием образовательного учреждения (по материалам проектов «Концепция комплексного сопровождения развития ребенка в образовательном процессе», «Система многоуровневой оценки учебной деятельности учащихся» и «Технология системно-деятельностной формы организации диагностики и качества обучения»). М.: АПКиПРО, 2004. 34 с.
7. Что такое прокторинг и чем полезен на экзаменах, тестировании и в обучении [Электронный ресурс]. URL: https://finacademy.net/materials/article/proktoring
Поступила 15.03.2021; принята к публикации 22.06.2021 Информация об авторах
Коваленко Сергей Александрович - аспирант, Воронежский государственный технический университет (394006, Россия, г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 84), e-mail: sergpc@yandex.ru
Гребенникова Наталия Ивановна - канд. техн. наук, доцент, Воронежский государственный технический университет (394006, Россия, г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 84), e-mail: g-naty@yandex.ru
Малиновкин Владислав Алексеевич - магистрант, Воронежский государственный технический университет (394006, Россия, г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 84), e-mail: malinovkin@mail.ru
Скочко Павел Сергеевич - магистрант, Воронежский государственный технический университет (394006, Россия, г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 84), e-mail: sko4ko.pavel@gmail.com
DEVELOPMENT OF AN ELECTRONIC PLATFORM FOR ORGANIZING ONLINE EDUCATION WITH A COMPETENCE-BASED APPROACH
S.A. Kovalenko, N.I. Grebennikova, V.A. Malinovkin, P.S. Skochko Voronezh State Technical University, Voronezh, Russia
Abstract: the use of the latest technical developments based on the created electronic platforms allows one to organize high-quality online education. In this article, we formulated the requirements for the developed training platform such as: the ability to create and edit courses, the ability to attach methodological materials of various extensions and media files to the course, the ability to create and edit lectures/tests within the course, the ability to conduct video conferences within the course, the ability to view full statistics of test results for the course for teachers and download it, the ability of bidirectional communication between the teacher and students via chat. The created application implements a competence-based approach. The article includes a review of the structural scheme of the course. The "Course" entity can consist of sections, which in turn can consist of subsections (lectures, tests, video conferences). The course includes all the information of the sections for training within certain competencies. The teacher's rights management scheme is also presented. We considered the life cycle of the course, the interface for its creation and the algorithm for passing the course, which gives a complete picture of the functionality and features of the software on the created electronic platform
Key words: electronic platform, lecture, test, video conference, competence, course, proctoring
References
1. Polat E.S., Moiseev M.I., Petrov A.E. "Educational technology of distance learning" ("Pedagogicheskie tekhnologii distantsionnogo obucheniya"), Moscow, Akademiya, 2006.
2. Kovalenko S.A., Barabanov A.V., Grebennikov N.I., Malinovskiy V.A. "Comparative analysis of the popular platforms for learning management systems", Bulletin of Voronezh State Technical University (Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta), 2020, vol. 16, no. 6, pp. 15-18.
3. "E-learning system Moodle: an overview of features and functionality", available at: https://lmslist.ru/free-sdo/obzor-moodle.
4. "Review of the iSpring Learn SDO: opportunities and solved business problems", available at: https://lmslist.ru/sdo/obzor-ispring-online/.
5. "Google Classroom: functionality and quick instructions for creating an online course", available at: https://www.eduneo.ru/google-classroom/.
6. Bakuradze A.B. "Management of the development of an educational institution" ("Upravlenie razvitiyem obrazovatel'nogo uchrezhdeniya") (based on the materials of the projects "The concept of integrated support for the development of a child in the educational process", "The system of multi-level evaluation of students' educational activities" and "Technology of the system-activity form of organizing diagnostics and quality of education"), Moscow, APKiPRO, 2004, 34 p.
7. "What is proctoring and what is useful in exams, testing and training", available at: https://finacademy.net/materials/article/proktoring
Submitted 15.03.2021; revised 22.06.2021
Information about the authors
Sergey A. Kovalenko, Graduate student, Voronezh State Technical University (84 20-letiya Oktyabrya str., Voronezh 394006, Russia), e-mail: sergpc@yandex.ru
Nataliya I Grebennikova, Cand. Sc. (Technical), Associate Professor, Voronezh State Technical University (84 20-letiya Oktyabrya str., Voronezh 394006, Russia), e-mail: g-naty@yandex.ru
Vladislav A. Malinovkin, MA, Voronezh State Technical University (84 20-letiya Oktyabrya str., Voronezh 394006, Russia), email: malinovkin@mail.ru
Pavel S. Skochko, MA, Voronezh State Technical University (84 20-letiya Oktyabrya str., Voronezh 394006, Russia), e-mail: sko4ko.pavel@gmail.com