УДК 378.4
Anyushenkova O.N., senior teacher, Department of English Language and Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian
Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
INTERDISCIPLINARY APPROACH USING COOPERATIVE PROJECT LEARNING METHODOLOGY IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITY STUDENTS. The article is devoted to an issue of using cooperative project-based learning (CPBL) to provide interdisciplinary training for students at the Financial university under the Government of the Russian Federation. The author provides an example of practical use of an interdisciplinary approach in foreign language classes based on cooperative project-based technology. The article covers in detail all the stages of the implemented project: the methodology of project-based cooperative learning is presented; special attention is paid to its implementation through information computer technologies (ICT); the interdisciplinarity of the context of this project proposal is revealed; the importance of interdisciplinarity in higher education is substantiated. In conclusion, the author emphasizes that the introduction of methodologies based on cooperative problem-based learning and an interdisciplinary context into the educational process will facilitate and improve the acquisition by graduates of the necessary skills and competencies to enter the competitive labor market.
Key words: interdisciplinarity, project-based cooperative learning, foreign language, methodology, higher education, pedagogical approach
О.Н. Анюшенкоса, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет при Правительстве РФ,
г. Москва, Е-mail: [email protected]
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОЛОГИИ КООПЕРАТИВНОГО ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ВУЗОВ
Статья посвящена вопросу использования кооперативного проектного обучения для обеспечения междисциплинарной подготовки студентов финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Автор продемонстрировал пример практического использования междисциплинарного подхода на занятиях по иностранному языку на базе кооперативной проектной технологии. В статье подробно освещены все этапы осуществленного проекта: представлена методология проектного кооперативного обучения; уделено особое внимание его реализации посредством информационных компьютерных технологий (ИКТ); раскрыта междисциплинарность контекста данного проектного предложения; обоснована важность междисциплинарности в высшем образовании. В заключение автор подчеркивает, что внедрение методологий на основе кооперативного проблемного обучения и междисциплинарного контекста в образовательный процесс облегчит и улучшит приобретение выпускниками необходимых навыков и компетенций для выхода на конкурентный рынок труда.
Ключевые слова: междисциплинарность, проектное кооперативное обучение, иностранный язык, методология, высшее образование, педагогический подход
Целью данной работы является освещение необходимости междисциплинарного подхода в образовательном процессе в высшей школе и предоставление методологии и результатов его практического применения на занятиях по иностранному языку
Актуальность данной работы заключается в том, что нынешний мировой контекст характеризуется глобализацией, разнообразием и постоянным изменением. Проблемы, возникающие в нашем обществе, сложны, и их необходимо решать с разных точек зрения, чтобы провести комплексный анализ, который будет способствовать достижению творческих задач, и помогать в поиске новых решений. В этом контексте профессионалы разных дисциплин должны работать вместе, поскольку необходимо объединить знания и идеи, чтобы решать сложные проблемы и достигать исчерпывающего и полного анализа происходящих перемен.
Образовательная сфера, особенно область высшего образования, должна готовить студентов к пониманию и овладению междисциплинарным контекстом, стимулируя такую среду обучения, которая способствует приобретению разнообразных необходимых компетенций и навыков для более эффективной профессиональной деятельности, такой как сотрудничество, командная работа, лидерство, способность критически мыслить, активная позиция и непредубежденность.
Теоретическая и практическая значимость итогов работы состоит в том, что данное проектное предложение по обеспечению междисциплинарности в обучении было реализовано на практике в Финансовом университете, что позволило разработать все необходимые этапы и получить положительный результат.
В качестве методологии исследования использовался метод кооперативного проектного обучения (CPBL). Более того, эта методология была осуществлена с помощью информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), поскольку ИКТ способствуют общению, улучшают поиск информации и облегчают сотрудничество.
Новизна работы состоит в том, что ее результаты могут способствовать последующему дальнейшему изучению и практическому применению в высшем образовании междисциплинарного подхода.
Значение междисциплинарности в методологии высшего образования
Междисциплинарность означает интеграцию знаний, идей, методологий, информации, инструментов, навыков или точек зрения из разных областей или дисциплин для более комплексного решения сложных проблем. Таким образом, нынешний мировой глобализированный и сложный контекст все больше и больше требует междисциплинарного подхода к решению социальных, экологических и экономических проблем, что вынуждает находить комплексные решения [1].
Методики преподавания являются одним из ключевых аспектов, которые следует учитывать в высшем образовании. И этот новый контекст требует развития у студентов сквозных и специфических компетенций вместо фиксированного объема узкоспециализированных знаний. «Необходимость использования в процессе обучения современных педагогических технологий сделает возможным
воспроизведение учебных ситуаций, которые смогут пополнить традиционные методы обучения... [2, с. 8]. Учащийся больше не является пассивным субъектом, теперь он главное действующее лицо в процессе обучения, и ему необходимо играть активную роль. Со своей стороны педагоги становятся фасилитатора-ми, играя направляющую роль, мотивируя учащихся к познанию.
ИКТ становятся мощными инструментами, которые могут способствовать участию студентов в образовательном процессе, так как иКт предоставляют много возможностей для развития базовых технологических навыков, навыков управления информацией, а также развитию автономного обучения. Следует также учитывать, что нынешние студенты уже с рождения являются продвинутыми пользователями ИКТ.
С другой стороны, дисциплины, связанные с экономикой и управлением, иногда могут быть трудными с точки зрения и обучения, поэтому их преподавание требует внедрения новых методик, которые поощряют критическое мышление, дискуссии и командную работу. Используемые педагогические технологии должны предлагать учащимся самостоятельно находить решения сложных проблем, в которых, помимо применения знаний, полученных в рамках курса, студентам необходимо искать нестандартные творческие решения, работая самостоятельно и/или в команде, чтобы дополнить и даже существенно расширить имеющиеся знания.
Обучение на основе проектов и кооперативное обучение
Это две методологии широко используются в преподавании предметов, связанных с бизнесов и деловым администрированием, реализация которых может быть осуществлена с помощью ИКТ.
Участие в кооперативных групповых взаимодействиях означает активное реагирование на других, внимание и понимание аргументов и противоположных мнений. Когда учащиеся активно участвуют в социальных взаимодействиях, это помогает группе лучше работать вместе. Участие в социальных взаимодействиях важно, поскольку оно помогает облегчить совместное обучение. Это позволяет учащимся делиться знаниями и опытом, организовывать свое обучение, планируя, добиваясь прогресса и демонстрируя свои результаты: «... для успешного формирования навыков устного и письменного профессионального общения необходимо учить студентов систематически использовать все доступные средства и приемы, реализуя стратегии кооперативного сотрудничества» [2, с. 228].
Такое взаимодействие может повысить уверенность учащихся и помочь им преодолеть трудности, с которыми они сталкиваются во время обучения. «Суть кооперативного обучения заключается в совместном приобретении знаний и умений на индивидуальном уровне на основе приобретения опыта сотрудничества учащихся, решении учебных задач путем информационного обмена, анкетирования, взаимного стимулирования, осознания ответственности за обучение и результаты не только самих учащихся, но и их одногруппников» [3, с. 19].
Однако не все так гладко в реальности. Существуют и проблемы, связанные с этим подходом. Например, это может привести к неравномерному распре-
делению задач среди членов группы и к доминированию некоторых, более сильных учащихся в групповом обсуждении.
Таким образом, преподавателю необходимо выбрать релевантные для каждого случая стратегии для создания благоприятной среды обучения с целью эффективного сотрудничества учащихся. Одной из таких стратегий является кооперативное проблемное обучение (CPBL), целью которого является улучшение когнитивного мышления учащихся, их способностей решать проблемы и развивать навыки командной работы. Кооперативное проблемное обучение (CPBL) стимулирует учащихся стать независимыми и работать в небольших группах для поиска совместных решений. Стратегия CPBL обеспечивает дополнительные подходы к обучению, такие как обучение на основе проектов (project-based learning), ситуационное обучение (case-study), совместное обучение (collaborative/cooperative learning). Эти стратегии способствуют созданию более практически значимых и долгосрочных навыков [2, с. 223-228].
Проектно-ориентированное обучение - это метод обучения, при котором учащиеся должны выполнить определенную работу или проект в установленное время. При этом чтобы выполнить поставленную перед ними задачу или решить проблему, им необходимо спланировать, спроектировать и реализовать на практике совокупность различных видов деятельности, основанных на применение полученных навыков и знаний, а также эффективно использовать имеющиеся в их распоряжении ресурсы. Эта методология ориентирована на достижение цели и/или выполнении задачи, и ее основная цель - получить конечный продукт или завершить проект путем решения сложной проблемы, в которой студенты должны применить все свои знания и навыки. Часто в одном общем проекте необходимо применять знания из разных дисциплин.
Таким образом, проектное обучение обычно требует применения информации из разных областей знаний и/или междисциплинарных навыков для решения реальной проблемы. Кроме того, это способствует как совместной работе, поскольку студентам приходится работать в команде, так и мотивирует их на поиск новых знаний для проведения исследований, одновременно способствуя и автономной работе каждого учащегося [4, с. 200-209]. Разработка и выполнение проекта позволяет учащимся закрепить уже полученные знания и, кроме того, внедрить новые знания благодаря сотрудничеству с командой и усилиям, приложенным всеми членами команды.
С другой стороны, преподаватель или сами учащиеся могут заранее распределить роли между членами команды так, чтобы каждый из них сосредоточился на определенном аспекте или внес в проект определенные знания. «Преподаватель стимулирует деятельность студентов по осуществлению самостоятельного поиска и совместной работы и является фасилитатором этой деятельности» [5, с. 20].
ИКТ являются мощными инструментами проектного обучения, позволяющими различным членам команды эффективно общаться, находить всю необходимую информацию и вместе выполнять проект: « ... одним из главных критериев выбора средств информационных и коммуникационных технологий для повышения результатов учебно-познавательной деятельности становится способность образовательной технологии мотивировать обучающегося» [5, с. 32] например, с помощью инструментов совместной работы, которые предлагает Google Drive.
Проект междисциплинарного контекста
Далее представлен проект по обеспечению междисциплинарного контекста в высшем образовании на занятиях по иностранному языку. В частности, этот проект был реализован в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации преподавателями Департамента английского языка и профессиональной коммуникации и охватывал две темы: «Структура, организация и управление предприятием» и «Информационные системы компании». Данные темы преподаются на факультете Высшей школы экономики в рамках курса изучения иностранного языка. Студенты изучают предмет и работают вместе в аудитории и самостоятельно. Эти темы являются первым знакомством студентов с различными формами организации бизнес-предприятий и управления ими, а также демонстрируют, какие программные продукты используют компании для организации и управления.
Изучение данных тем было разделено на три основные части:
- теоретическую, где основные концепции объяснялись с помощью совместных лекций, мастер-классов, презентаций и семинаров с представлением и разбором разнообразных бизнес-кейсов;
- проектную самостоятельную работу, где студенты индивидуально работали по поиску необходимой дополнительной информации;
- финальный проект, в котором студенты работали в группах по 4 человека над выбором и обоснованием формы бизнес-предприятия и раз-
Библиографический список
работкой проекта базы данных для управления всей информацией организации.
Обе темы относятся к дисциплине делового администрирования, но области их интересов различны; следовательно, студенты могут дополнить свои знания посредством получения дополнительных знаний другого предмета.
Это предложение было реализовано в окончательном проекте по этим двум темам. Чтобы обеспечить междисциплинарный контекст и подчеркнуть важность и необходимость работы с междисциплинарными задачами, студенты, обучающиеся по двум темам, должны были разработать общий итоговый проект, анализируя конкретную фирму или организацию. Более того, стремясь мобилизовать студентов и университетское сообщество в целом, проект должен был проанализировать компании или организации с социальными или экологическими инициативами. Выполнение этих задач было разделено между студентами команды, поэтому им необходимо было общаться и обмениваться идеями и знаниями для реализации общего проекта.
Этот проект был разработан в основном с помощью методологий проектного обучения и обучения. Применение ИКТ было необходимо учащимся для общения, поиска информации, совместной работы и т. д. В частности, следующие пункты объединяли основные идеи для реализации данного проекта:
- студенты были сгруппированы в команды по 4-6 человек. Студенты из команды, отвечающие за часть проекта, связанного с темой «Организация и управление предприятием», представляли свои предложения гипотетической компании или организации с социальными или экологическими целями/инициативами, для которой они осуществляли проект, с использованием видеопрезентации. Остальные члены команды отвечали за тему «Информационные системы компаний», выбирали и представляли на суд всей команды наилучшие программные продукты в сфере управления бизнес-предприятием;
- Члены команды, отвечающие за тему «Организация и управление предприятием», помогали студентам, занимающимся темой «Информационные системы компании», определить информационные потребности компании или организации, а те, в свою очередь, способствовали другим идентифицировать информационные системы и ИКТ, которые могли бы помочь в управлении организацией;
- письменная часть проекта по обеим темам была выполнена совместно всеми членами команды, при этом им необходимо было сообща работать над документом на Google Диске, следуя инструкциям и разделам, предложенным преподавателями;
- для членов каждой команды была определены роль, и каждая команда выбирала лидера, который, помимо связи с преподавателями, отвечал за мотивацию и нес ответственность за принятие решений, если проект застопорится;
- также был выбран посредник/организатор, который отвечал за связь между членами команды в случае возникновения вопросов или проблем; беспокоился и отслеживал такие аспекты работы группы, как формат отчетов, даты окончания работы и т. д.
Для оценки общего проекта, включающего в себя две междисциплинарные темы, учитывались следующие аспекты:
- усилия каждого члена команды по поиску необходимой информации;
- сотрудничество внутри команд;
- оценка и самооценка членов каждой команды;
- оригинальность и возможность применения предложенных идей;
- адаптация к программе каждого предмета;
- форма представления окончательного проекта и процент вклада каждого члена команды.
В заключение необходимо подчеркнуть, что, учитывая нынешнюю сложную среду, педагоги-профессионалы должны развивать определенные подходы и навыки для решения различных сложных образовательных проблем и ситуаций, которые могут возникнуть у будущих выпускников в их профессиональной жизни, что потребует от них принятия решений на междисциплинарной основе.
Университет должен предоставить соответствующие инструменты, чтобы студенты были готовы к успешному профессиональному будущему. Внедрение методологий на основе кооперативного проблемного обучения и междисциплинарного контекста в образовательный процесс облегчит и улучшит приобретение необходимых навыков и компетенций для выхода выпускников на конкурентный рынок труда.
Обучение на основе данной технологии подготовит студентов к работе в постоянно меняющемся мире, где необходимо объединять знания из разных дисциплин и работать сообща, чтобы противостоять разнообразным негативным обстоятельствам, которые могут подстерегать их на профессиональном поприще.
1. Tarrant S.P., Thiele L.P. Enhancing and promoting interdisciplinarity in higher education. Journal of Environmental Studies and Sciences. 2017; Vol. 7, № 2: 355-360.
2. Melnichuk M.V., Anyushenkova O.N., Digtyar O.Yu., Arevkina V., Zakirova Е. Communicative strategy "Project Proposal " as a method of teaching a foreign language to students of business specialities. INTED 2020. INTED2020 Proceedings. 2020: 223-228.
3. Анюшенкова О.Н. Кооперативное обучение как педагогический подход и стратегия преподавания и обучения в высшей школе. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022; Т. 12, № S1: 18-22.
4. Gillies R.M. Promoting academically productive student dialogue during collaborative learning. International Journal of Educational Research. 2019; Vol. 97: 200-209.
5. Агальцова Д.В., Агошкова А.В., Анюшенкова О.Н., Белогаш М.А. и др. Иностранные языки в высшей школе: новая реальность: монография. Москва, Общество с ограниченной ответственностью "Издательство Прометей" 2022.
References
1. Tarrant S.P., Thiele L.P. Enhancing and promoting interdisciplinarity in higher education. Journal of Environmental Studies and Sciences. 2017; Vol. 7, № 2: 355-360.
2. Melnichuk M.V., Anyushenkova O.N., Digtyar O.Yu., Arevkina V., Zakirova E. Communicative strategy "Project Proposal " as a method of teaching a foreign language to students of business specialities. INTED 2020. INTED2020 Proceedings. 2020: 223-228.
3. Anyushenkova O.N. Kooperativnoe obuchenie kak pedagogicheskij podhod i strategiya prepodavaniya i obucheniya v vysshej shkole. Gumanitarnye nauki. VestnikFinansovogo universiteta. 2022; T. 12, № S1: 18-22.
4. Gillies R.M. Promoting academically productive student dialogue during collaborative learning. International Journal of Educational Research. 2019; Vol. 97: 200-209.
5. Agal'cova D.V., Agoshkova A.V., Anyushenkova O.N., Belogash M.A. i dr. Inostrannye yazyki v vysshej shkole: novaya real'nost': monografiya. Moskva, Obschestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu "Izdatel'stvo Prometej" 2022.
Статья поступила в редакцию 14.01.24
УДК 378.4
Anyushenkova O.N., senior teacher, Department of English Language and Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian
Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
PREVENTION CHEATING IN ONLINE PROCTORED EXAMS IN HIGHER SCHOOLS. Cheating and attempts to fraud in exams are as old as exams themselves. However, in recent years, due to the development of innovative Internet technologies, mobile devices and the widespread use of the Internet, the conditions for conducting exams have changed significantly and completely new forms have appeared. An online proctored exam is an exam that can be taken anywhere, not just in the exam room of an educational institution. Supervision can be carried out either by a human "remote proctor" or completely without human intervention using special software, a webcam and a keyboard. The article gives an idea of online exams with proctoring, discusses in detail their advantages and disadvantages, identifies possible scenarios and technically solutions for their implementation. The author provides examples of the main types and motives for cheating and fraud in online exams, followed by conclusions about traditional and technical possibilities for cheating in online exams using a proctored system.
Key words: online proctored exams, cheating, fraud prevention, higher education, motives, scenarios, practical examples
О.Н. Анюшенкоса, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет при Правительстве РФ,
г. Москва, E-mail: [email protected]
ПРОФИЛАКТИКА ОБМАНА НА ОНЛАЙН-ЭКЗАМЕНАХ С ПРОКТОРИНГОМ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Мошенничество и попытки обмана на экзаменах так же стары, как и сами экзамены. Однако за последние годы вследствие развития инновационных интернет-технологий, мобильных устройств и широкому использованию Интернета условия проведения экзаменов существенно изменились, и появились совершенно новые формы. Онлайн-экзамен с прокторингом - это экзамен, который можно сдавать где угодно, не только в экзаменационной аудитории учебного заведения. Надзор может осуществляться как человеком - «удаленным проктором», так и полностью проходить без его участия, с помощью специального программного обеспечения, веб-камеры и клавиатуры. В данной статье дается представление об онлайн-экзаменах с прокторингом, подробно рассматриваются их преимущества и недостатки, выявляются возможные сценарии и технические решения их проведения. Автор приводит примеры основных типов и мотивов мошенничества на онлайн-экзаменах с последующими выводами о традиционных и технических возможностях обмана на он-лайн-экзаменах с применением системы прокторинга.
Ключевые слова: онлайн-экзамены c прокторингом, списывание, предотвращение мошенничества, высшее образование, мотивы, сценарии, практические примеры
Целью данной работы является освещение такой достаточно новой для российских университетов процедуры, как проведения онлайн-экзаменов с прок-торингом.
Актуальность данной работы заключается в том, что, поскольку обширные исследования мошенничества на онлайн-экзаменах по-прежнему в значительной степени отсутствуют, многие экзаменаторы очень не уверенны в практике прок-торинга, и понятно, что онлайн-экзамены с применением подобной технологии подвергаются очень критичному анализу.
Теоретическая и практическая значимость итогов работы состоит в том, что в данной статье автором очерчен весь спектр проблем, связанных в проведением онлайн-экзаменов с применением системы прокторинга, а также предложена апробированная пошаговая методика проведения подобных экзаменов в высшей школе.
В качестве методологии исследования автором представлена разработанная поэтапная методика проведения онлайн-экзаменов с прокторингом на основе опыта Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Новизна работы состоит в том, что ее результаты могут способствовать дальнейшему изучению и практическому применению онлайн-экзаменов с прок-торингом в высшем образовании.
Онлайн-экзамены с прокторингом
В последние годы наметилась четкая глобальная тенденция от экзаменов лицом к лицу в лекционной аудитории к онлайн-экзаменам, особенно онлайн-эк-заменам с применением прокторинга. Для этого существует множество причин: с одной стороны, многие образовательные учреждения перевели часть своего обучения в формат Интернет, и теперь им также необходимо перевести систему оценивания в онлайн [1, с. 227]. В то же время у студентов и преподавателей теперь есть необходимые технические возможности и устройства для сдачи электронных экзаменов дома. Пандемия COVID-19 и связанные с ней ограничения на проведение очных экзаменов в аудиториях учебных заведений также оказали решающее влияние на использование онлайн-курсов и онлайн-экзаменов [2, с. 181].
Разница между типичными онлайн-экзаменами, проводимыми на университетской платформе обучения, и онлайн-экзаменами с прокторингом заключается в дополнительном контроле во время экзамена. Это может быть либо человеческий, либо автоматизированный прокторинг с помощью программного обеспе-
чения. Экзамены с прокторингом, в определении Ситсеса (2016), понимаются как «... форма цифровой оценки, которая позволяет сдавать экзамен из любого места. Программное обеспечение для онлайн-прокторинга обещает позволить студентам и участникам курсов сдавать экзамены где угодно (например, дома) безопасным и надежным способом. Программное обеспечение для мониторинга, видеоизображения и возможность контролировать экран учащихся должны предотвратить их мошенничество» [3, с. 8].
Преимущества и недостатки онлайн-экзаменов с прокторингом
Дополнительный онлайн-прокторинг имеет ряд преимуществ перед обычным онлайн-экзаменом. Например, он может проводиться за пределами экзаменационного зала учебного заведения и при этом контролироваться. Многие участники считают, что экзамен дома более удобен для пользователя, и образовательные учреждения получают дополнительные финансовые преимущества, поскольку инфраструктура не требуется.
С точки зрения безопасности онлайн-экзамены с прокторингом обеспечивают большую защиту от мошенничества, чем онлайн-экзамены без какого-либо контроля либо под наблюдением одного экзаменатора на несколько экзаменующих. Исследования показывают, что безопасность онлайн-экзаменов с прокторингом такая же, как и экзаменов в лекционных аудиториях. Однако онлайн-экза-мен с прокторингом - это технически сложное мероприятие, которое не всегда можно легко реализовать на каждом компьютере или мобильном устройстве. Противники онлайн-экзаменов с прокторингом также критикуют обязательную регистрацию персональных данных и инвазивное вторжение в частную жизнь экзаменуемых.
Обман и академическая нечестность
Обманное поведение не является чем-то новым или изолированным для любой страны. Обман существовал почти в каждом человеческом обществе. В литературе термин «обман» в академическом контексте ассоциируется с академической нечестностью. Академическая нечестность может включать в себя различные виды поведения, такие как мошенничество на экзаменах, покупка работ, написанных другими, чрезмерное использование ссылок, плагиат, ложь о содержании статей, фальшивые рекомендации, манипулирование персоналом, задействованным в процессе проверки, и это лишь некоторые из них.