Научная статья на тему 'Тенденции рынка парфюмерно - косметической продукции за период с 2005 по 2016 гг'

Тенденции рынка парфюмерно - косметической продукции за период с 2005 по 2016 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1097
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ФАРМАЦИЯ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / ECONOMICS / PHARMACY / PHARMACEUTICAL MARKET / PERFUMERY AND COSMETIC PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черницова М.А.

Статья посвящена анализу и основным тенденциям развития рынка парфюмерно-косметической продукции (ПКП) последнего десятилетия. Проанализированы динамика объема ПКП стран Евросоюза в 2004-2007гг, динамика рынка ПКП в 2014-2016 гг., объем российского рынка ПКП, а также рынка косметических ингредиентов на основании аналитических отчетов ведущих консалтинговых агентств: DISCOVERY Research Group, Persistence Market Research, Busines Stat, Organic Monitor и др. Выявлены основные проблемы и намечены пути выхода из кризисной ситуации. Сделан вывод, что назрела острая необходимость исследования факторов успеха, ассортиментного портфеля, маркетинговой и коммуникационной политики, вопросов продвижения продукции, поиска путей производства инновационной продукции, пересмотра всей системы управления качеством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKET TRENDS PERFUMERY - COSMETIC PRODUCTS FOR THE PERIOD FROM 2005-2016 gg

This article analyzes the main trends and the development of the market of perfumery and cosmetic products (PEP) of the last decade. Analyzed the dynamics of the volume of the control panel of the EU countries in 2004-2007, the dynamics of the panel market in 2014-2016 years, the volume of Russian market PKP, as well as the market of cosmetic ingredients on the basis of the analytical reports of the leading consulting agencies:. DISCOVERY Research Group, Persistence Market Research, Busines Stat, Organic Monitor, and others. The basic problems and ways out of the crisis. It is concluded that the Russian producers were in difficult conditions need to transition to an innovative model of development of enterprises. There is an urgent need to study the success factors of product portfolio, marketing and communications policy issues promotion of products, finding ways to produce innovative products, the revision of the entire quality management system.

Текст научной работы на тему «Тенденции рынка парфюмерно - косметической продукции за период с 2005 по 2016 гг»

УДК 615.1:338.24

ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА ПАРФЮМЕРНО - КОСМЕТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ ЗА ПЕРИОД с 2005 по 2016 гг.

Черницова М.А.

ГБОУВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, Российская Федерация ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, Российская Федерация.

Аннотация. Статья посвящена анализу и основным тенденциям развития рынка парфюмерно-косметической продукции (ПКП) последнего десятилетия. Проанализированы динамика объема ПКП стран Евросоюза в 2004-2007гг, динамика рынка ПКП в 2014-2016 гг., объем российского рынка ПКП, а также рынка косметических ингредиентов на основании аналитических отчетов ведущих консалтинговых агентств: DISCOVERY Research Group, Persistence Market Research, Busines Stat, Organic Monitor и др. Выявлены основные проблемы и намечены пути выхода из кризисной ситуации. Сделан вывод, что назрела острая необходимость исследования факторов успеха, ассортиментного портфеля, маркетинговой и коммуникационной политики, вопросов продвижения продукции, поиска путей производства инновационной продукции, пересмотра всей системы управления качеством.

Ключевые слова: экономика, фармация, фармацевтический рынок, парфюмерно-косметическая продукция

Глобальный экономический кризис, непосредственным образом отразившийся и на российской экономике, коснулся всех отраслей промышленности и хозяйства, в том числе и на развитии мирового и отечественного фармацевтического рынка (ФР). Разработка и использование инноваций, достижений науки и техники, модернизация в данной отрасли оказывают существенный эффект на всю экономику [1].

На протяжении последнего десятилетия прослеживалась тенденция к росту мирового парфюмерно-косметического рынка. Так, в 2007 г. объем парфюмерно-косметического рынка стран Евросоюза составил 42,8 млрд. евро (1500 млрд. руб.), рост по сравнению с 2006 г. составил 4,1% (41,08 млрд. евро). В 2004г этот рост составлял 2% (41.9 млрд. евро), в 2005 - 3,5% (41,3 млрд. евро) [2].

Динамика объема продаж парфюмерно-косметической продукции (ПКП) представлена на рисунке 1.

102 100 98 96 94 92

%

2004

2005

2006

2007

Рисунок 1 - динамика объема (млрд. евро) ПКП стран Евросоюза в 2004-2007 гг

С точки зрения автора, падение объемов рынка в 2006г связано с экономическим кризисом, причиной которого стал газовый конфликт между Россией и Украиной (2005—2006 гг).

В последующие годы падение деловой активности, инфляция и сокращение покупательской способности населения препятствовали развитию рынка. В результате, рынок ПКП и товаров для ухода за телом и лицом продемонстрировал более низкий рост в 2014 году, чем

средний за весь период с 2009-го по 2014 год. По итогам 2013 г. объемы продаж продукции достигли $ 13,8 млрд., что на 12% выше результатов 2012 г ($12,14 млрд.,372,69 млрд. руб.). В 2015 году объем продаж ПКП увеличился на 38,4 % по сравнению с 2012 г. и составил $8, 9 млрд. (605, 2 млрд. руб. или 8, 26 млрд. евро) [3].

В марте 2016 года маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование

—--—

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

российского рынка парфюмерии. В 2015 году объем российского рынка ПКП составил 371 млрд. руб. (5,3 млрд. евро или $ 5,45 млрд.), что меньше, чем в 2014 году, на 6% (393,26 млрд. руб., 7,86 млрд. евро, $ 5,78 млрд.). При этом, объем рынка парфюмерии в 2015 году составил 73,9 млрд. руб. (1,05 млрд. евро, $ 1,08 млрд.), что составляет 12% от общего объема рынка ПКП. При этом динамика объема рынка парфюмерной продукции свидетельствует об уменьшении его на 1,3% по сравнению с 2014 годом (73,16 млрд. руб., 1,4 млрд. евро, $ 1,37 млрд.) [4].

По данным аналитического агентства Persistence Market Research рынок косметических ингредиентов (рис.2) к концу 2016 года достигнет $15.31 млрд (992,55 млрд. руб., 13,64 млрд. евро), что составит рост в 4.4% по сравнению с 2015 годом ($14.67 млрд, 997,56

млрд. руб., 13,66 млрд. евро), что свидетельствует о постепенном выходе россиян из кризиса. При этом, доля Западной Европы составит 28% ($4,1 млрд., 279,31 млрд. руб., 3,82 млрд. евро), а доля Северной Америки - 26.1% ($3.81 млрд., 259,36 млрд. руб., 3,55 млрд. евро). Общий рост рынка косметических ингредиентов в Западной Европе в 2016 г. составит 3.8% ($4,22 млрд., 287,68 млрд. руб., 3,66 млрд. евро), а в США - 4.6% ($ 3,96, 269,73 млрд. руб., 3,69 млрд. евро) [5].

Особенностью современного этапа развития экономики РФ является усиление роли новых технологий, в первую очередь на малых инновационных предприятиях. Напряженная конкурентная среда ФР мотивирует эти предприятия на кардинальную перестройку своей хозяйственной деятельности, при относительно минимальных финансовых рисках [6].

15 10 5 0

Объем российского рынка ПКП

объем рынка косметических ингредиентов

объем рынка парфюмерии

2014

2015

2016

Рисунок 2 - динамика рынка ПКП (млрд.евро) в 2014-2016 гг.

С каждым годом растет популярность такого направления, как органические натуральные продукты. По данным маркетингового агентства Organic Monitor, в 2008г. европейский рынок органической и натуральной косметики превысил 1,4 млрд. евро. На рынок в 2008 г было выведено 2500 продуктов органической косметики, что в 4 раза больше, чем в 2002 г. (в 2002 г. - 624 продукта). Согласно прогнозам, к 2018 году спрос на подобные продукты может увеличиться в 9,2 раза и составить более $13,0 млрд. [7].

По оценкам Busines Stat, с 2009 по 2013 год объем спроса на косметику в России вырос на 46% и составил в 2013 году почти 4 млрд единиц продукции. В 2009 году во время кризиса зафиксировано минимальное пятилетнее значение спроса отечественного населения на ПКП. В 2010 году спрос начал расти и к концу 2011 года превысил докризисный уровень: потребители наконец смогли позволить себе тратить деньги на предметы не первой необходимости [8].

Таким образом, экономический кризис существенно изменил ситуацию на российском рынке ПКП: усилилась конкурентная борьба, сместился спрос в сторону масс-маркета (прежде всего по причине сокращения уровня реальных доходов населения и увеличения стоимости товаров из-за роста курса доллара). Наблюдается тенденция перехода на лечебную косметику, приобретаемую в АО. Повысился спрос на инновационные ПКП и новые, более продвинутые стратегии ухода за лицом и телом.

Российские производители оказались в сложных условиях необходимости перехода на инновационную модель развития предприятий. Назрела острая необходимость исследования факторов успеха, ассортиментного портфеля, маркетинговой и коммуникационной политики, вопросов продвижения продукции, поиска путей производства инновационной продукции, пересмотра всей системы управления качеством.

ЛИТЕРАТУРА

1. Черницова М.А., Кузякова Л.М. Основные тенденции развития современного фармацевтического рынка // Вестник АПК Ставрополья. - 2014.- №4(16).-С. 111-114

2. Тимофеев, В. Г. Диагностика кожи. Инструмент маркетолога или косметолога? / В. Г. Тимофеев // Косметика и медицина. - 2006. - № 5. - С. 56-61.

3. Доходы косметического рынка. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://rosinvest.com/acolumn/blog/kosmetika_i_parfymeriya/53 7.html, свободный

4. Произведен анализ рынка парфюмерии в России -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://b2blogger.com/pressroom/203697.html - свободный

5. Рынок косметических ингредиентов вырастет на 4.4% в 2016 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

~ 190 ~

http://cosmetotogy-mfo.ru/6479/news-Rynok-kosmeticheskikh-mgredientov-vyrastet-m-4-4proc-v-2016-g, свободный

6. Кузякова Л.М., Черницова М.А. Модель разработки и производства инновационной продукции: опыт практического внедрения. //Медицинский вестник Северного Кавказа. - 2015. - № 3, том 10. - С. 278-283.

7. Обзор рынка косметики в России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://adindex.ru/specprojects/markets3/cosmetics-1.phtml, свободный

8. Российский рынок косметических средств. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://adindex.ru/specprojects/markets3/cosmetics-1.phtml

MARKET TRENDS PERFUMERY - COSMETIC PRODUCTS FOR THE PERIOD FROM 2005-2016 gg.

Chernitsova M. A.

«StavropolPedagogical Institute","North - Caucasus Federal University», Stavropol, Russian Federation

Annotation. This article analyzes the main trends and the development of the market of perfumery and cosmetic products (PEP) of the last decade. Analyzed the dynamics of the volume of the control panel of the EU countries in 2004-2007, the dynamics of the panel market in 2014-2016 years, the volume of Russian market PKP, as well as the market of cosmetic ingredients on the basis of the analytical reports of the leading consulting agencies:. DISCOVERY Research Group, Persistence Market Research, Busines Stat, Organic Monitor, and others. The basic problems and ways out of the crisis. It is concluded that the Russian producers were in difficult conditions need to transition to an innovative model of development of enterprises. There is an urgent need to study the success factors of product portfolio, marketing and communications policy issues promotion of products, finding ways to produce innovative products, the revision of the entire quality management system.

Key words: economics, pharmacy, pharmaceutical market, perfumery and cosmetic products

1. Chernitcova M.A., Kuzyakova L.M. Osnovnye tendencii razvitiya sovremennogo farmacevticheskogo rynka // Vestnik APK Stavropol'ya. - 20i4.- №4(i6).-S. Ш-П4

2. Timofeev, V. G. Diagnostika kozhi. Instrument mar-ketologa ili kosmetologa? / V. G. Timofeev // Kosmetika i medicina. - 2006. - № 5. - S. 56-6i.

3. Dohody kosmeticheskogo rynka. - [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:http://rosinvest.com/acolumn /blog/kosmetika_i_parfymeriya/537.html, svobodnyj

4. Proizveden analiz rynka parfyumerii v Rossii - [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://b2blogger.com/press-room/203697.html - svobodnyj

5. Rynok kosmeticheskih ingredientov vyrastet na 4.4% v 2016 g. - [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://cos-metotogy-info.ru/6479/news-Rynok-kosmeticheskikh-ingredi-entov-vyrastet-na-4-4proc-v-2016-g, svobodnyj

6. Kuzyakova L.M., Chernitcova M.A. Model' razrabotki i proizvodstva innovacionnoj produkcii: opyt prakticheskogo vnedreniya. //Medicinskij vestnik Severnogo Kavkaza. - 2015.-№ 3, tom 10.- S. 278-283.

8. Obzor rynka kosmetiki v Rossii. - [Ehlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://adindex.ru/specprojects/markets3 /cos-metics-l.phtml, svobodnyj

9. Rossijskij rynok kosmeticheskih sredstv. - [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://adindex.ru/specprojects/ mar-kets3/cosmetics-1.phtml

—--—

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.