удк. 577.29:615.12 Черницова М. A. [Chernitsova М. А.], Кузякова J1. М. [Kuzyakova L. М.]
ИННОВАЦИОННЫЙ подход К РАЗРАБОТКЕ КОСМЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ
An innovative approach to develop cosmetic therapeutic and prophylactic purposes
Косметическая продукция лечебно-профилактического действия стабильно занимает одно из ведущих мест в сегменте фармацевтического рынка. В обстановке острой конкуренции производителям малого бизнеса следует брать во внимание множество обстоятельств при отборе продукции к производству. Исследование авторами потребительских предпочтений показывает преимущества средств природного происхождения. При производстве такой продукции ключевыми являются три направления развития технологий: информационные, нано- и биотехнологии. Увеличивающаяся заинтересованность к липосо-мамальной продукции объясняется совокупностью ее биологических и физико-химических свойств: универсальность, биосовместимость, биодеградируемость, химическая интерт-ность, практическое отсутствие токсичных, антигенных свойств и аллергических реакций, способность эффективной внутриклеточной доставки активных веществ и обеспечение пролонгированного биологического действия.
Ключевые слова: фармация, экономика, биотехнологии, липосомальные косметические средства.
Cosmetics therapeutic and preventive action is one of the leaders in the segment of the pharmaceutical market. In an atmosphere of intense competition, manufacturers of small businesses should be taken into account a number of factors when selecting products for production. The authors of the study consumer preferences shows the benefits of natural origin. In the production of these tools are three key areas of technology development: information, nano - and biotechnology. The growing interest in the production of innovative methods explains all of its biological and chemical properties: flexibility, biocompatibility, biodegradability, lack of toxic, antigenic properties, and hypoallergenic, the ability of effective intracellular delivery of active substances, and other advantages.
Keywords: pharmacy, economics, biotechnology, cosmetics liposomal.
Значимое место в сегменте фармацевтического рынка (ФР) имеет косметическая продукция лечебно-профилактического действия.
По материалам PBK.research и портала розничной и оптовой торговли Trade Master.UA, российский розничный рынок парфю-
мерно-косметической продукции (ПКП) на данный момент входит в десятку крупнейших в Европе, составляя 3-3,5 %, демонстрируя уверенный рост на фоне довольно скромных показателей динамики в данной отрасли стран Западной Европы [9].
Тем не менее, по данным аналитиков РБК.research, по уровню потребления ПКП Россия по-прежнему отстает от ЕС. Среднегодовые траты на душу нашего населения составили около 76 евро, тогда как в Германии - более 135 евро. Большой потенциал розничного рынка привлекает в Россию зарубежные компании, за последние несколько лет открылись производственные площадки таких компаний, как L'Oreal, Procter & Gamble, Henkel, Avon. В 2011 г. концерн Unilever приобрел крупнейшего российского производителя косметики - концерн «Калина» [9].
По оценкам Busines Stat, с 2009 по 2013 гг. объем спроса на косметику в России вырос на 46 % и составил в 2013 г. почти 4 млрд шт. В 2009 г., во время кризиса, потребители часто воздерживались от покупок косметических товаров в привычных объемах, потому в этот период зафиксировано минимальное пятилетнее значение спроса. В 2010 г спрос начал расти: потребители наконец смогли позволить себе тратить деньги на предметы не первой необходимости. В 2010-2011 гг. спрос на косметику в стране превысил докризисный уровень. В 2012-2013 гг. рост спроса стал замедляться вследствие постепенного насыщения рынка. Предложение косметических изделий в России в 2009-2013 гг. росло вслед за увеличивающимся спросом и в 2013 г. составило 4,8 млрд шт. К сожалению, рынок косметических изделий является преимущественно импортным. Производство в 2009-2013 гг. составляло в среднем 36,7 % от общего объема предложения [1].
В конце 2014 ив 2015 гг. потребители также стали воздерживаться от покупок косметических товаров в привычных объемах.
С точки зрения географического распределения сетевых парфюмерно-косметических магазинов, включая формат «дрогери», лидером на протяжении нескольких лет остается Центральный федеральный округ (ЦФО). По данным РБК.research, в ЦФО находится около 30 % общего
количества сетевых торговых точек, торгующих ПКП. На втором месте -Приволжский федеральный округ, где работает чуть более 19 % сетевых парфюмерно-косметических магазинов, на третьем - Северо-Западный федеральный округ (15%). Доля ЦФО постепенно снижается, поскольку экспансия сетей более активна в Приволжском, Северо-Западном и Южном ФО. По темпам прироста количества сетевых магазинов в 2012 г. лидировал Северо-Кавказский федеральный округ (+157%), причем ри-тейлеры наиболее активно осваивают рынок Ставропольского края. Растет количество сетевых точек и в Южном федеральном округе (ЮФО), значительный вклад в развитие сетевого ритейла ЮФО внесла активно развивающаяся сеть «Магнит Косметик» В Приволжском ФО количество сетевых магазинов увеличилось на 35%, что связано с активным развитием сетей «Рубль Бум» и «Магнит Косметик», а также сетей по продаже натуральной и органической косметики. В остальных федеральных округах темпы прироста не превысили 20 %. Что касается перспектив развития рынка, то они во многом зависят от уровня доходов и покупательной способности россиян [9].
В обстановке острой конкуренции товаров ПКП производителям малого бизнеса следует брать во внимание множество обстоятельств при отборе продукции к производству. Для производства рекомендуется отдавать предпочтение косметической продукции, содержащей преимущественно растительные компоненты, лучше отечественных ареалов произрастания; использовать современные технологии, что может предоставлять конкурентное превосходство на рынке ПКП и наибольшую популярность для потребителей [19].
Исследование авторов потребительских предпочтений показывает преимущества средств природного происхождения. При производстве данной продукции ключевыми являются три направления развития технологий: информационные, нано- и биотехнологии. В числе первоочередных задач государства на пути инновационного развития фармотрасли выделяют стимулирование нано- и биотехнологий для решения вопросов «эффективной доставки» в организм человека известных активных веществ [7, 20].
Растения и их экстракты применяются для улучшения внешнего вида кожи, волос, целей гигиены с древнейших времен. Ароматические масла и мази помогают смягчать кожу и устранять неприятные запахи [10, 14].
Лишь в XX-XXI веках стал вопрос о научном подтверждении заявленных свойств растений, стандартизации действующих веществ, экстрагированных из растений. Вещества, применяющиеся в качестве лекарственных средств (J1C), как правило, соединяются с простыми индифферентными наполнителями, их действие подтверждено многолетними клиническими исследованиями. В косметических продуктах действующие вещества могут находиться в композиции с другими активными ингредиентами. Такие космецевтические средства имеют некоторое функциональное преимущество по сравнению с обычной косметикой, но по совокупности продуктов лекарствами не являются [15].
В отличие от J1C, которые могут иметь и побочные действия и противопоказания, космецевтические средства оказывают благотворное влияние на гистофизиологию нормальной и патологически измененной кожи без негативных проявлений. В связи с этим производство таких средств требует технологических инноваций и серьезных клинических испытаний, чтобы продукцию можно было бы использовать как монотерапию при дерматологических заболеваниях вне обострений [2].
До начала XX века и развития промышленного выпуска косметические средства действительно были натуральные, но впоследствии в связи с промышленным производством косметики стали появляться компоненты синтетические. В настоящее время в мире отмечается бум вокруг средств натуральной косметики и сырья натурального происхождения. Ежегодно на рынок выводятся новые продукты с использованием современных технологий экстракции и переработки растительного сырья [12, 14, 22].
В России строгого определения натуральной косметики нет. Во Франции для присвоения знака ECO, т. е. натуральный продукт, необходимо наличие не менее 95 % натуральных компонентов. Такие сертификаты есть и в Англии, и в Италии [14].
Основные ингредиенты космецевтических средств: растительные экстракты (эфирные эссенциальные масла); морские комплексы (водоросли, экстракты из печени, хрящей, плавников рыб); ингредиенты животного происхождения (в последние годы используются редко в силу отсутствия доказательств инфекционной безопасности животного сырья). Наиболее часто встречающиеся растительные ингредиенты из экстрактов: вееролистной пальмы сабаль, рускуса, зеленого чая, гамамелиса, ромашки, сои, гинкго билоба, молодых побегов яблони, солодки, авокадо, овса, ясеня цветущего, черники, облепихи, чая ройбуш, моркови и др. В целом это натуральные, пищевые, органические ингредиенты, легкие мягкие быстро впитываемые текстуры и натуральные отдушки [17].
В космецевтических средствах экстракты лекарственных растений присутствуют в очень малых дотерапевтических количествах. Также в них встречаются гормоноподобные вещества, в частности фитоэстрогены и флавоноиды (экстракты красного клевера, сои, вечерней примулы), сте-роидоподобные (солодка, юкка) и др. [4, 5]. В состав космецевтики часто включают термальную (природную минеральную) воду [2]. Также входят хорошо изученные компоненты ЛС, например: оксид цинка, декспанте-нол, глюконат кальция и др., и косметические средства: гиалуроновая кислота, коллаген, мочевина. Качество всех компонентов всегда очень высокое, как и их очистка.
В состав космецевтиков включают также и такие активные компоненты, как ланолин, вазелин, несущая основа, ароматизаторы, стабилизаторы у всех производителей одинаковые (поставляются большей частью одними и теми же компаниями).
Ароматические композиции по официальному определению активных компонентов («любое химическое вещество или препарат синтетического или натурального происхождения, используемое при производстве парфюмерно-косметических изделий и присутствующее в готовом изделии в исходном или изначальном виде») к этой категории не относятся. Поэтому предлагают определение, в котором активный компонент -это субстанция, предназначенная для оказания на кожу физиологического
воздействия для изменения ее состояния. Для влагоудержания в состав включают гиалуроновую кислоту полисахариды морских водорослей, хитозан (из панциря краба); для регуляции тканевого метаболизма - гли-копротеины из молочной сыворотки, экстрактов из молок осетровых рыб. В число лечебных и профилактических компонентов включают увлажняющие полисахаридные и гликопротеидные комплексы (гидротанты), для поддержания водно-жирового баланса - компоненты, по своему составу близкие к кожному салу. Также включают антиоксиданты (витамины А, Е, С) и микроэлементы [16]. Космецевтика ряда известных фирм содержит запатентованные комплексы, что повышает их ценность и делает уникальными, гарантирует эффективность [2].
В настоящее время разработана технология стерилизации ПКП при ультравысокой температуре для создания косметики без консервантов (технология запатентована) [17].
В последние годы в ассортименте косметических товаров появилась интимная косметика, которая постепенно завоевывает предпочтения потребителей. Специализированные средства для интимной гигиены содержат антисептические вещества, предотвращающие возможности развития некоторых заболеваний. Кроме того, в их состав входят активные увлажняющие компоненты и другие растительные вещества из облепихи, ромашки, грейпфрута, шалфея, календулы, масла чайного дерева и др. [3].
В косметике риск нежелательных последствий сводится к минимуму, она применяется для больших разнородных популяций людей, поэтому в ней должна быть обеспечена оптимальная совместимость средства с кожей [6, 15]. Важнейшими требованиями потребителей к современным косметическим средствам являются эффективность, безопасность, натуральность, природность (без химических ингредиентов и безопасные для окружающей среды) [17].
Среди научных методов, подтверждающих безопасность и эффективность косметической продукции, широко применяются: 1) корнеометрия (увлажняющий эффект); 2) себуметрия (очищающий эффект); 3) эластомет-рия (anti-age эффект); 4) мексаметрия (отбеливающий эффект) и др. [18].
Актуальной проблемой в биологии, медицине, в т. ч. кос-метологической, является транспорт лекарственных веществ через кожу [21]. Для прямой доставки биологически активных молекул через кожу (трансдермальный путь) в организм человека в настоящее время разработаны и активно применяются следующие классы молекулярных конструкций наночастиц:
а) биологические и биогенные наночастицы (липосомы, ферменты, молекулы ДНК, РНК, рибосомы и др.), различные однокомпонентные и мультикомпонентные липосомы;
б) полимерные наночастицы, в т. ч. липосомы, покрытые полиэтиленгликолем, повышают устойчивость к биодеградации, что приводит к пролонгации действия; в) де-ндримеры - наиболее перспективные разветвленные структуры для переноски и транспортировки лекарственных веществ;
г) углеродные наночастицы (нанотрубки, фуллерены), эффективны для доставки вакцин и генетического материала;
д) неорганические наночастицы (в основе оксид кремния, золото, серебро, платина) [11, 16, 23].
Применение трансдермальных систем позволяет, во-первых, эффективно доставлять биологически активные вещества (БАВ) через кожный барьер, который они самостоятельно не могут преодолеть; во-вторых, избегать нежелательных побочных эффектов; в-третьих, снизить дозу препарата за счет существенного повышения его локальной концентрации; в-четвертых, у молекул БАВ с этим видом доставки меняется фар-макокинетика, что позволяет более точно планировать дозировку препарата и пролонгировать его действие [11, 13].
Широко в косметическом производстве применяются нанотехноло-гии с точки зрении доставки активных веществ не только в эпидермис, но
и к более глубоким слоям кожи. Косметику с наночастицами предлагают фирмы Dior, EsteeLauder, L'Oreal или Lancome, NanoPure. Российская компания «Низар» представляет несколько линий средств нанокосмецев-тики (Defume, Декаролайн, Косметика большого города и др.) [17].
Между тем имеется проблема оценки пользы риска ПКП, созданной с применением нанотехнологий. Установлено, что наночастицы и на-номатериалы обладают комплексом отдельных негативных физических, химических свойств и токсическим биологическим действием, что может оказывать неблагоприятные побочные эффекты. В настоящее время эти проблемы изучаются [8].
Таким образом, в сложившихся сложных экономических условиях в нашей стране возрастает актуальность внедрения инновационного подхода к производству ПКП нового поколения, основными свойствами которой должна быть эффективность, безопасность, натуральность, природ-ность используемых компонентов. Необходима разработка и внедрение современных технологий (особенно нано- и биотехнологий), что может предоставлять конкурентное превосходство на рынке ПКП и наибольшую популярность для потребителей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Анализ рынка косметических изделий в России в 2009-2013 гг., прогноз на 2014-2018 гг. [Электронный ресурс]. URL: http:// construction-technology.ru/marketing/index.php?child=getresearch &h=construction-techno!ogy.ru&id=20355&parent=rubricator (дата обращения: 29.11.2015)
2. Аравийская Е. Р., Ковалёва С. В. Космецевтика в аптеке. М.: МЦФЭР, 2006. 208 с.
3. Васильева И. Интимная косметика для женщин // Аптеч. бизнес. 2007. № 7. С. 42-45.
4. Влияние фосфатидилхолестириновых липосом на рост некоторых бактериальных культур / Л. П. Мельянцева, В. М. Кренес, В. М. Мельникова и др. // Антибиотики и химиотерапия. 1992. Т. 37. № 1. С. 14-17.
5. Евдокимова О. В. Фитокосметика - вчера, сегодня и завтра // Новая аптека. 2006. № 3. С. 42-45; Жукова И. К. Аптечная косметика: ищем критерий оценки // Рос. аптеки. 2007. № 6. С. 3638.
6. Криулькина А. Golden Apple - нутрикосметика премиум класса //Аптеч. бизнес. 2008. № 10. С. 42-43; Пучкова Т. Космецевтика как она есть/// Косметика и медицина. 2008. № 4. С. 26-33.
7. Кузякова Л. М., Черницова М. А. Инновационные технологии эффективной доставки в организм человека известных активных веществ // Современные проблемы науки и образования. 2015. №2.
8. Кузякова .П. М., Черницова М. А. Инновационный проект создания нового поколения липосомальных косметических средств лечебно-профилактического действия // Фундаментальные исследования. 2015. № 2 (ч. 22). С. 4940-4945.
9. Кузякова Л. М., Ефременко В. И. Медикаментозное преодоление анатомических и клеточных барьеров с помощью липосом: монография. Ставрополь, 2000. 169 с.
10. Марголис Л. Б., Бергельсон Л. Д. Липосомы и их взаимодействие с клетками // М.: Наука, 1986. 240 с.
11. Наноматериалы. Регуляторные вопросы / В. И. Мисычева [и др.] // Ремедиум. 2008. № 9. С. 12
12. Парфюмерно-косметический ритейл России показывает тенденцию к росту. [Электронный ресурс]. URL: http://trademaster. ua/zarubezh/7889 (дата обращения: 29.11.2015).
13. Плотникова Т. В. Рецепты красоты: советы косметолога. Рос-тов-н/Д.: Феникс, 2005. 256 с.
14. Полянский А. Через кожу? - нет проблем! Несколько слов о косметике будущего//Косметика и медицина. 2008. №2. С. 12-14.
15. Попп М. «Наш успех на российском рынке - это особый подход к изучению целительных сил природы» //Аптеч. бизнес. 2010. № 5. С. 20-21.
16. Прошкин Б. Г, Поварич И. П. Методы и средства оперативной мотивации персонала в практической деятельности менеджера // Менеджмент в России и за рубежом. 2012. № 2. С. 128-134.
17. Пучкова Т. Натуральность косметики: мифы и реалии //Аптеч. бизнес. 2007. № 10. С. 70.
18. Пучкова Т. Эффективны ли растительные экстракты в «косме-цевтике» // Косметика и медицина. 2008. № 4. С. 26-33.
19. Собенин И. А. Между косметикой и лекарством // Фармацевт, вестник. 2005. № 26. С. 23.
20. Соловьёва Т. Косметические тенденции нового года // Рос. аптеки. 2009. № 1-2. С. 41-43.
21. Тимофеев В. Г. Диагностика кожи. Инструмент маркетолога или косметолога? // Косметика и медицина. 2006. № 5. С. 56-61.
22. Черницова М. А. Динамика рынка парафармацевтической продукции // Современные концепции научных исследований: материалы VIII Междунар. науч.-практич. конф. (Москва, 28-29 ноября 2014 г.). М.: Евразийский Союз Ученых. 2014. № 8. Ч. 5. С. 46-48.
23. Черницова М. А. Обоснование необходимости и перспективы внедрения нанотехнологий в фармацевтике // Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия: материалы VII Междунар. науч.-практич. конф. (Россия, г. Новосибирск, 12-13 декабря 2014 г.). Новосибирск: Международный научный институт «Educatio». 2014. № 7. Ч. 4. С. 67-69.
24. Чугунов А. Доставка лекарств через кожу: обзор современных и будущих подходов // Косметика и медицина. 2008. № 2. С. 7273.
25. Initiative ещё раз проанализировало потребительское поведение россиян [Электронный ресурс]. URL: http://outdoor.ru/ market/27681/(дата обращения: 29.11.2015).
26. Mantle D., Gok M. A., Lennard T. W. Adverse and beneficial effects of plant extracts on skin and skin disorders // Eur. J. Derrmatology. 2002. № 6. R 57-60.
27. Miiller R., Hildebrand G. Pharmazeutische Technologie: Moderne Arzneiformen. Auflage 2. Stuttgart : Wissenschaftliche Verlagsgesellschaft, 1999. 471 p.
28. Zaslavsky B. Y, Borovskaya A. A., Rogozhin S. W. Effect of lipid composition of hydrofobic properties of liposomes // Molec. cell. Biochem. 1984. Vol. 60. № 2. P. 131-136.