Литература
1. Приказ Минтруда России № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12 апреля 2013 г. (направлен на регистрацию в Минюст России) [Электр. ресурс]: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/48
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 544 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»)» от 20 мая 2010 г. [Электр. ресурс]: http://fgosvpo.rU/uploadfiles/fgos/8/20111115140436.pdf
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 636 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «магистр»)» от 18 ноября 2009 г. [Электр. ресурс]: http://fgosvpo.ru/uploadfiles/fgos/36/20110326211205.pdf
4. Протокол заседания Комиссии по профессиональным стандартам РСПП № 5 «Об утверждении Профессионального стандарта «Управление (руководство) организацией» (разработчик - Национальный центр сертификации управляющих») от 6 апреля 2010 г. [Электр. ресурс]: http://ncsu.ru/index.php/2011-09-13-17-44-59/7-2011-09-13-10-01-48/29-2011-09-13-10-15-08.Мт!
К.Л. Матевосова Т.Н. Еремина
ТЕНДЕНЦИИ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ (ВТО)
TENDENCIES OF THE RUSSIAN HIGHER EDUCATION IN THE CONDITIONS OF THE ENTRY OF RUSSIA INTO THE WORLD TRADE ORGANIZATION (WTO)
Аннотация: вступление России в ВТО в 2012 г. имеет ряд преимуществ в отношении расширения рынков сбыта и конкурентоспособности российской продукции, повышения экологичности товаров и технологий, улучшения инвестиционного климата. Вместе с тем, требуется значительно усовершенствовать российскую законодательную базу и реформировать систему образования с учетом положений Болонского процесса по интеграции России в европейское образовательное пространство. В настоящий момент складываются тенденции совместимости программ различных учебных заведений, нострификации дипломов российских выпускников в иностранных государствах, расширения современных средств и методов обучения, усиления эколого-ориентированного образования, повышения мобильности студентов и преподавателей, использования гибкой системы кредитования и т.д. В то же время, возникает необходимость повышения качества образования (как студентов, так и преподавательского состава высших учебных заведений) с целью их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынке труда.
Ключевые слова: интеграция, гармонизация, конкурентоспособность, экологизация, безопасность, риск, образование, реформы, федеральные стандарты, компетенции, эколого-ориентированное высшее образование, тенденции.
© К. Л. Матевосова, Т.Н. Еремина, 2013
Abstract: Russia's accession to the World Trade Organization in 2012 has a number of advantages concerning expansion of sales markets and competitiveness of the Russian production, increase of environmental friendliness of goods and technologies, improvement of investment climate. At the same time, it is required to improve considerably the Russian legislative base and to reform an education system taking into account provisions of Bologna Process on integration of Russia into the European educational space. At the moment there are tendencies of compatibility of programs of various educational institutions, nostrification of diplomas of the Russian graduates in the foreign states, expansions of modern means and training methods, strengthenings of the ekologo-focused education, increase of mobility of students and teachers, uses of flexible system of crediting, etc. At the same time, there is a need of improvement of quality of education (both students, and teaching structure of higher educational institutions) for the purpose of their competitiveness in the domestic and world market of work.
Keywords: integration, harmonization, competitiveness, greening, safety, risk, education, reforms, federal standards, the competences, the ekologo-focused higher education, tendencies.
22 августа 2012 года считается официальной датой вступления Российской Федерации в ВТО на основе подписанного в 2011 г. Протокола о присоединении России к Марракешскому соглашению о создании ВТО [8].
Создание международного рынка товаров и услуг предполагает, что потребитель в любой стране беспрепятственно может приобретать товар, произведенный в другой стране. В результате этого подхода усиливается конкуренция производителей, борьба за рынки за счет стремления к повышению качества продукции и увеличению скорости поставок по приемлемым ценам. Одновременно идут процессы усиления кооперации и сотрудничества в производстве и продвижении товаров на рынки.
Основополагающими принципами ВТО являются предоставление режима наибольшего благоприятствования во взаимной торговле для всех государств на недискриминационной основе, взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения, справедливая конкуренция, либерализация торговли, прозрачность и предсказуемость торговых режимов.
Участие государств в ВТО дает множество преимуществ, в частности, для России это гармонизация национальной и международной законодательной базы; повышение качества и конкурентоспособности отечественной продукции; выход российских товаров и услуг на международный рынок; создание благоприятного инвестиционного климата внутри страны; повышение качества отечественных образовательных услуг; создание имиджа России как страны, внедряющей передовые технологии производства.
Стратегическими задачами участия России в ВТО являются: содействие формированию многосторонней системы правил международной торговли, основанной на равенстве прав и обязательств ее участников и эффективных процедурах выработки, принятия и применения решений; укрепление позиций России в мире, в том числе, как полноправного участника международной торговли; обеспечение благоприятных условий для доступа российских товаров, услуг и капиталовложений на внешние рынки, защита прав российских поставщиков и инвесторов [10].
Одновременно вступление страны в ВТО - большая ответственность. В условиях возрастания потоков импортных товаров в Россию возникает необходимость налаживать производство конкурентоспособной продукции, отвечающей международным требованиям по критериям экологичности продукции и технологий, используемых при ее производстве, соблюдения норм обращения с отходами производства. Вопросы улучшения качества жизни, обеспечения населения благоприятной окружающей средой становятся особенно актуальными с вступлением в ВТО.
В связи с этим возникает необходимость реформирования российской образовательной сферы - с одной стороны, гармонизация российской законодательной базы с мировой и принятие общемировых процедур и требований в отношении высшего образования, с другой стороны, - качественные изменения, направленные на усиление подготовки специалистов в области анализа рисков и обеспечения безопасности, экологоориентированного управления производством, повышения экологической культуры населения России.
Вступление России в ВТО потребует от образовательных учреждений внедрения международных стандартов Всеобщего управления качеством (TQM) на базе международных стандартов серии ISO 9000. Необходимость внедрения TQM связана с главной задачей образования - улучшением качества предоставления образовательных услуг с целью подготовки специалистов, отвечающих требованиям экономики, основанной на знаниях [6].
Комитет ВТО по торговле и окружающей среде способствует установлению связей между торговлей и состоянием окружающей среды в целях содействия устойчивому развитию, которое представляет собой модель использования ресурсов, направленную на удовлетворение потребностей настоящего и будущих поколений при сохранении окружающей среды. Термин «устойчивое развитие» был провозглашен Всемирной комиссией по окружающей среде и развитию (WCED) (Комиссия Брундтланд), созданной в результате растущей озабоченности по поводу быстрого ухудшения состояния окружающей среды, человека и природных ресурсов, и последствий ухудшения экономического и социального развития [2].
Для поддержания устойчивого развития необходима экономика, ориентированная на ресурсосберегающее производство и биосферные технологии, гармония в общественной и политической жизни, современные информационные технологии и открытый доступ к информации; развитые международные отношения, включающие обеспечение финансовых и торговых связей; образовательная сфера, формирующая профессиональную компетентность и моральные качества человека.
Развитие современной цивилизации привело к созданию и развитию техносферы и накоплению техногенных факторов, совокупное действие которых соизмеримо с действием природных факторов. Антропогенная деятельность, различные происшествия (ЧС, постоянные выбросы и сбросы химических веществ) приводят к ухудшению состояния окружающей среды в результате ее загрязнения и деградации [1].
В «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» подчеркивается, что «экологическая ситуация в Российской Федерации характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности» [3].
Стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Достижение стратегической цели государственной политики в области экологического развития обеспечивается решением комплекса задач, среди которых особо выделяется формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания.
Механизмом реализации указанной задачи предусмотрено формирование у всех слоев населения, прежде всего у молодёжи, экологически ответственного мировоззрения; включение вопросов охраны окружающей среды в новые
образовательные стандарты; обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения; государственная поддержка деятельности образовательных учреждений, осуществляющих обучение в области охраны окружающей среды, развитие системы подготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении экономической и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду [3].
Таким образом, исходя из сложившейся ситуации, реформирование образовательной сферы должно учитывать назревшие проблемы: недостаток квалифицированных специалистов в области управления качеством продукции, услуг и технологий и управления экологической безопасностью, охраной окружающей среды и охраной труда.
В Российской Федерации сохраняется достаточно высокий уровень производственного травматизма и заболеваний [1]. Среди причин несчастных случаев с тяжелыми последствиями Федеральная служба по труду и занятости называет следующие: конструктивные недостатки и недостаточная надежность машин, механизмов, оборудования; несовершенство технологического процесса; эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования; неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений, территории; нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств; нарушение правил дорожного движения; неудовлетворительная организация производства работ; неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест; недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда, неприменение работником средств защиты; нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда и т.д. [12].
Как видим, практически все несчастные случаи обусловлены негативным действием фактора, который принято называть в литературе «человеческий фактор», т.к. он обусловлен взаимодействием человека и среды (производственной, природной и т. д.) и приводит к изменениям этой среды на основе антропогенных действий.
Это свидетельствует о недостаточной подготовке специалистов в области управления охраной труда на производстве, т.к. негативные проявления человеческого фактора непосредственно зависят от профессиональной компетентности, соответствия занимаемой должности (в том числе с учетом личностных качеств), опыта, знаний и умений лиц, принимающих решения на всех уровнях (глав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, округов; директоров предприятий, начальников служб и отделов охраны труда и др.).
В целях улучшения ситуации в Российской Федерации принята Программа действий по реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, главной целью которой является защита здоровья работника и обеспечение охраны труда путем внедрения системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и вовлечения в управление этими рисками основных сторон социального партнерства - государства, работодателей и работников
[7].
Вместе с поддержкой государства внедрение на предприятии систем менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда, соответствующих требованиям международных стандартов (ОНБАБ 18001:2007), позволяет предприятию (организации) создать систему менеджмента здоровья и безопасности для осуществления контроля за опасными производственными факторами; управления рисками, возникающими в процессе производственной деятельности; предотвращения возникновения инцидентов, аварий, нештатных ситуаций; снижения потерь от несоответствующей деятельности; внесения положительных изменений в имидж
предприятия, интеграции с действующими на предприятии системами менеджмента качества и экологического менеджмента.
Все это требует переосмысления подходов к обучению специалистов, способных управлять современной экономикой высокопрофессионально, применяя инновационные технологии, основанные на фундаментальных научных исследованиях. Сегодня, в условиях глобализации мировой экономической системы, должны быть задействованы все существующие механизмы для формирования компетенций выпускников высших учебных заведений, изложенных в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения [4, 5].
Рассмотрим вкратце процесс интеграции России в мировое образовательное пространство. Реформирование структур высшего образования в европейских странах и в России направлено на сближение образовательных систем при сохранении их фундаментальных ценностей и традиций, сложившихся в образовании каждой из стран. Важнейшим фактором успешности Болонской декларации (1999 г.) является совместимость университетских программ, которые должны быть ориентированы на европейский рынок труда, предоставлять возможность трудоустройства с учетом продолжения образования и обучения в течение всей жизни [9]. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 г.
Основные цели Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счёт того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда. Присоединение России к Болонскому процессу даёт новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений - в академических обменах с университетами европейских стран.
Согласно решениям Болонского процесса структура циклов была законодательно введена в России с 2007 г. и стала обязательной с 2011 г. Вступление в силу ФГОС ВПО третьего поколения, несомненно, приближает Россию к большинству европейских стран по данному показателю. В настоящее время в России выпуск по программам бакалавриата составил 6,7% от общей численности выпускников вузов. В последние годы в России наблюдается ускоренный рост заочного обучения, где по сравнению с очной формой бакалаврская подготовка значительно меньше распространена. По программам магистратуры в 2012 г. в России доля выпуска магистров составляет порядка 1% в общем объеме выпускников [13]. Большинство студентов, окончивших бакалавриат, продолжают обучение либо по программам пятилетней подготовки, либо в магистратуре.
В апреле 2007 года приняты изменения в российском законодательстве в области обеспечения гарантии качества высшего образования [11].
Для российских вузов разработана методика расчета зачетных единиц (кредитов), которая учитывает особенности российской системы образования и рекомендует вузам порядок расчета, совместимый с Европейской системой перевода и накопления кредитов (ЕСТБ). С 2008 году более половины программ высшего образования РФ используют ЕСТБ, полностью совместимую с национальной системой зачетных единиц.
Все позиции по интеграции пространств высшего образования еще не реализованы, но Россия активно включена в совместную работу со странами, подписавшими Болонскую декларацию.
Таким образом, можно отметить определенные тенденции, складывающиеся в сфере высшего образования в связи с вступлением России в ВТО и интеграции в единое
образовательное европейское пространство (см. таблицу). Среди этих тенденций можно отчетливо констатировать складывающиеся направления по совместимости программ различных учебных заведений, нострификацию дипломов российских выпускников в иностранных государствах, расширение современных средств и методов обучения (дистанционного, информационного и др.), усиление эколого-ориентированного образования, повышение мобильности студентов и преподавателей, использование гибкой системы кредитования и т. д. В то же время, возникает необходимость повышения качества образования (как студентов, так и преподавательского состава высших учебных заведений) с целью их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынке труда.
Таблица
Сравнительные характеристики тенденций образовательной системы России
№ п/п Критерии сравнения До вступления в ВТО После вступления в ВТО
1. Уровни системы Одноуровневая • специалитет Двухуровневая • бакалавриат • магистратура
2. Нострификация дипломов Нет Есть
3. Дистанционное образование Отсутствие дистанционного образования, отвечающего современным 1Т- технологиям Увеличение возможности получения дистанционного образования, отвечающего современным 1Т-технологиям
4. Специфика основной Образовательной программы В области фундаментальных дисциплин Усиление экологической доминаты
5. Роль государственного регулирования Значительная Существенная; формирование эколого-ориентированного образования
6. Интеллектуальные обучающие ресурсы УМК с незначительным количеством электронных ресурсов УМК с увеличением электронных ресурсов и программного обеспечения; моделей, кейсов, методик обучения
7. Возможности студентов Обучение за рубежом Незначительное использование ЕСТ8 Увеличение числа студентов, обучающихся за рубежом Активное использование ЕСТ8
В условиях вступления страны в ВТО остро встает необходимость выведения образовательных приоритетов на новые стандарты управления с позиций синергетического миропонимания. Это, прежде всего, обучение с ориентацией на компетенции, заложенные в федеральных стандартах и сопряженные с принципами ВТО и устойчивого развития.
Важнейшим фактором формирования культуры безопасности и управления рисками, правильного экологического и экономического миропонимания, «культурной среды» всего Российского общества в отношении к рискам и безопасности является профессиональная, психофизическая и нравственная подготовка молодых специалистов [1].
Литература
1. Вишняков Я. Д. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для бакалавров / ЯД. Вишняков, В.Е. Анофриков, В.И. Вагин, С.Г. Васин, С.П. Киселева, К.Л. Матевосова, С.А. Попова, В.В. Рево. - М.: Юрайт, 2013. - 543 с.
2. Евтеев С.А. Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР): Пер. с англ. /С. А. Евтеева, Р. А. Перелет. -М.: URSS, 1989. - 372 с.
3. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утв. Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ № 544 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) "бакалавр")" от 20 мая 2010 г.
5. Приказ Министерства образования и науки РФ № 795 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование» (квалификация (степень) "бакалавр")" от 22 декабря 2009 г.
6. Тодосийчук А.В. Российское образование в условиях ВТО: проблемы и перспективы // Профессиональное образование. Столица. 2007. № 12, с.8.
7. Указ Президента РФ № 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" от 9 октября 2007 г.
8. Шумилов В.М. Всемирная торговая организация: право и система: учеб. пособие для вузов (спец. «Юриспруденция») / В.М. Шумилов. - М.: Проспект, 2006. - 208 с.
9. Болонская Декларация [Электр. ресурс] http://en.wikisource.org/wiki/ Bologna_Declaration_of_19_June_1999
10. Переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию
11. [Электр. ресурс] http://ru.wikipedia.org/wiki
12. Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве. - Йошкар-Ола: Аккредитация в образовании, 2008. - 58 с. [Электр. ресурс] http://www.enqa.eu/files/ESG_Russian%20version.pdf
13. Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации [Электр. ресурс] http://www.rostrud.ru
14. Шерега Ф.Э. Численность учащейся молодежи образовательных учреждений Российской Федерации (Среднесрочный прогноз до 2014 г. и оценка тенденций до 2025 г. Под ред. Ф.Э.Шереги, А.Л.Арефьева.-М.: ЦСПиМ, 2010.-320с. [Электр. ресурс] http://www.socioprognoz.ru/publ.html?id=38
З.В. Брагина И. В. Никерина
ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ: ЗА И ПРОТИВ APPLIED BACHELOR DEGREE: THE PROS AND CONS
Аннотация: в статье на основе показателей статистики Костромской области и собственных исследований авторов рассматриваются проблемы освоения вузами и признания бизнесом образовательных программ прикладного бакалавриата.
© З.В. Брагина, И.В. Никерина, 2013