Научная статья на тему 'Современные трансформации и Динамика развития основных проблемных показателей высшего образования в Российской Федерации'

Современные трансформации и Динамика развития основных проблемных показателей высшего образования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ОПТИМИЗАЦИЯ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ / ДЕМОГРАФИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / MANAGEMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTION / EDUCATION SYSTEM / OPTIMIZATION OF MANAGERIAL MODEL OF EDUCATIONAL INSTITUTION / DEMOGRAPHY / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сюзев К. С., Баронин С. А.

В статье рассматриваются предпосылки формирования текущей ситуации на федеральном рынке высшего профессионального образования, а также перспективы развития российской системы профессионального образования. Предлагается несколько вариантов повышения конкурентоспособности высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сюзев К. С., Баронин С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern transformations and development tendencies of major issues of higher education in the Russian Federation

The article considers the reasons for the current situation on the federal higher education market and the possibilities of Russian education system development. There are also several ways to improve the competitiveness of Russian higher education establishments.

Текст научной работы на тему «Современные трансформации и Динамика развития основных проблемных показателей высшего образования в Российской Федерации»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 338.12.017

СОВРЕМЕННЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© К. С. СЮЗЕВ, С. А. БАРОНИН Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра менеджмента и экономических теорий e-mail: suzeff@gmail.com

Сюзев К. С., Баронин С. А. - Современные трансформации и динамика развития основных проблемных показателей высшего образования в Российской Федерации // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С.1063-1067. - В статье рассматриваются предпосылки формирования текущей ситуации на федеральном рынке высшего профессионального образования, а также перспективы развития российской системы профессионального образования. Предлагается несколько вариантов повышения конкурентоспособности высших учебных заведений. Ключевые слова: управление образовательным учреждением, образовательная система, оптимизация модели управления образовательным учреждением, демография, конкурентоспособность.

Syuzev K. S., Baronin S. A. - Modern transformations and development tendencies of major issues of higher education in the Russian Federation // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 1063-1067. -

The article considers the reasons for the current situation on the federal higher education market and the possibilities of Rus -sian education system development. There are also several ways to improve the competitiveness of Russian higher education establishments.

Keywords: management of educational institution, education system, optimization of managerial model of educational institution, demography, competitiveness.

Начало нового века охарактеризовалось для мирового сообщества, прежде всего, укреплением взаимосвязей между различными странами, интеграцией экономического, политического и культурного пространства. Подобные условия позволили мировой науке выйти на совершенно иной уровень, научные достижения перестали быть локальными или национальными.

Тем более значимым становится вопрос о совместном развитии систем образования, как источника потенциальных научных кадров. Важнейшим шагом в этом направлении послужило подписание европейскими странами Болонской декларации, цель которой, в первую очередь, создать единое образовательное пространство в Европе и за её пределами.

На сегодняшний день Российская Федерация уже восемь лет является членом Болонского процесса. Всё больше высших учебных заведений готовятся к переходу на двухуровневую систему образования, эффективность и целесообразность которой всё ещё обсуждается российскими специалистами.

Становление рыночной экономики в России во второй половине 90-х годов 20-го века повлекло за собой резкий рост популярности высшего образова-

ния среди населения. Причины этого, по мнению авторов, кроются в сложившейся в тот период ситуации на рынке труда. Увеличение числа свободных хозяйствующих субъектов в условиях слабо развитой системы управленческих знаний привело к тому, что подавляющее большинство предпринимателей было лишено возможности организовать свой бизнес с учётом научных достижений в области менеджмента. Подобный некомпетентный подход к ведению бизнеса (в частности к найму, отбору и управлению персоналом) вызвал необоснованный спрос на квалифицированных специалистов, который так или иначе нужно было удовлетворять. Таким образом, завышенные требования работодателей сформировали в обыденном сознании необходимость получения высшего образования под угрозой лишения средств к существованию.

Однако демографическая ситуация в стране сложилась так, что возросшее после 2000-го года количество мест (как бюджетных так и коммерческих) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования значительно превышало число потенциальных абитуриентов [4]. С конца 90-х годов численность вузов неуклонно росла (рис. 1).

1400

1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Рис 1. Динамика численности высших учебных заведений

Вместе с тем за последние пять лет стала наблюдаться тенденция к сокращению выпуска общеобразовательных учреждений из-за резкого падения рождаемости в 90-е годы, так называемой «демографической ямы», явления, последствия которого мы можем наблюдать уже сейчас (рис. 2).

Министр образования и науки Андрей Фур-сенко в своих интервью делает неутешительные прогнозы о том, что ещё через несколько лет численность выпускников упадёт до 700 тысяч человек, что соста-

вит половину уровня начала века, когда доля лиц в пределах 16-18 лет была ещё не так низка [5].

Разумеется, студенческий контингент не ограничивается выпускниками школ, высшее образование получают и люди старшего возраста, которые обычно преобладают среди лиц, выбравших заочную форму обучения. Однако, несмотря на это, приём в высшие учебные заведения также сокращается (рис. 3) - сказывается недостаток потенциальных абитуриентов. И такие тенденции, по нашему мнению, будут нарастать и далее.

2005 2006 2007 2008 2009 2010

Рис 2. Динамика выпуска общеобразовательных учреждений

Если добавить к перечисленным выше другие показатели высшей школы и свести их в одну картину, мы увидим кризисную ситуацию, которая и будет характеризовать рассматриваемую нами современную проблему трансформации высшего образования на сегодняшний день. Если взять за базисный период

2005 год, то картина тенденций по цепным индексам роста будет выглядеть следующим образом (рис. 4).

Налицо явный кризис существующих систем образования, который только начал набирать обороты в последние несколько лет. Вузы продолжают готовить специалистов, насыщая рынок кадрами. Научный

потенциал также растёт за счёт активной работы по подготовке аспирантов и прочей деятельности. Однако многие из образовательных учреждений уже столкнулись с проблемой недобора, что отражают падающие кривые выпуска школ и приёма абитуриентов.

В этой связи следует ожидать в образовании значительных кризисных трансформаций и реструктуризаций, что всегда характерно для периодов спада социально-экономической активности и наличия данных разрывов между спросом и предложением.

1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 о

1996 199719981999 2000 20012002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Рис. 3. Динамика приема студентов в вузы РФ

I II III IV V

/ '

-

\

X

.

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 200S 2009 2010

—♦—Приём студентов —Выпуск студентов —*— Количество вузов

—м— Выпуск школ —зк— Выпуск аспирантов

Рис. 4. Основные тенденции высшего образования в Российской Федерации за 2000 - 2010 годы и проблемные ситуации I-/ его развития

Анализ полученных закономерностей позволяет условно можно выделить ряд организационно-управленческих ситуаций, которые российское высшее образование прошло за десять лет.

Ситуация 1: период активного роста (20002003 гг.). Он характеризуется согласованным и интенсивным ростом всех основных показателей. Высокий спрос на высшее образование вызвал соответствующее высокое предложение.

Ситуация 2: период умеренного роста и стабилизации (2003-2005 гг.). Разумеется, не следует считать этот период самым благоприятным, только потому что

на графике мы наблюдаем пересечение кривых, но, тем не менее, рост показателей отмечается как наиболее ровный и стабильно-устойчивый.

Ситуация 3: период неустойчивого роста (20052008 гг.). Численность студентов и аспирантов, окончивших обучение продолжает расти, однако этот успех обусловлен хорошими показателями набора в предыдущие годы. В то время как школы начинают выпускать всё меньше потенциальных абитуриентов. На данном этапе начинается расхождение между возможностями вузов и емкостью рынка потенциальных абитуриентов. Кроме того на 2008 год пришёл миро-

вой финансовый кризис, что также осложнило обстановку на рынке высшего образования.

Ситуация 4: период начальных кризисных трансформаций и их нарастание (2008-2010 гг.). Разрыв между приведёнными показателями становится настолько велик, что кризиса образования в ближайшее время избежать уже не удастся (когда выпускниками вузов станут те самые школьники 2007-2008 годов). Вместе с тем численность самих учебных заведений продолжает расти, что влечёт за собой также и рост их кадрового состава, материально-технической базы, а следовательно и необходимого финансирования.

Ситуация 5: прогнозный период существенных кризисных трансформации и реорганизации в федеральной и региональных системах высшего образования (2010 г. и далее). Данная ситуация связана с нарастанием недоиспользованности созданных потенциалов образовательных учреждений высшей школы. В этой связи, разрыв между емкостью рынка потенциальных абитуриентов и количественно-качественным потенциалом их функционирования будет нарастать. Болезненные структурные перестройки системы высшего образования приведут к нарастанию системных интегрально-дифференциальных процессов.

Особенность данного этапа - нарастание конкурентной борьбы между вузами, формирование из них региональных и межрегиональных кластер-групп с выделением лидеров как системообразующих факторов реструктуризации. Это будет происходить в условиях принятия нового закона об образовании, образ которого далеко не однозначен. В качестве высококонкурентных структурных единиц региональных систем высшего образования будут выступать крупные федеральные образовательные центры. на региональном уровне, в условиях резкого падения бюджетного финансирования, неизбежны объединения различных вузов. дальнейшая коммерциализация высшего образования и частно-бюджетные схемы финансирования приведут на наш взгляд к обострению конкурентной борьбы между разнотипными и однопрофильными высшими образовательными учреждениями. Любой рыночный кризис приводит к обострению конкурентной борьбы между хозяйствующими субъектами, поэтому допустимо сделать вывод, что единственной возможностью для вузов (даже государственных) сохранить свои позиции на рынке будет являться эффективное управление конкурентоспособностью. Считаем, что в этих условиях смены стандарта образования и кризисных трансформаций образовательных систем на первое место выйдут вопросы моделирования и управления конкурентоспособностью как отдельных высших учебных заведений, так и региональных, межрегиональных и федеральных образовательных систем по инновационным государственным и бизнес-приоритетам.

Так как высшие учебные заведение теперь являются полноправными рыночными субъектами, то и подход к управлению кризисами и проблемными ситуациями не должен отличаться от аналогичных методов, применимых к коммерческим организаци-

ям. кроме того, не все образовательные учреждения финансируются из государственного бюджета. на 2010 год доля коммерческих вузов составила 41 % от общей численности высших учебных заведений. Поэтому можно говорить о наличии опыта функционирования подобных рыночно-ориентированных образовательных учреждений в рыночном пространстве. [6]

В соответствии с докладом министерства образовании и науки России важнейшей целью образования на данный период является «обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, развитие непрерывного образования». [2] В связи с этим образовательные учреждения также будут испытывать давление со стороны государства, так как из-за необходимости подготовки специалистов по двухуровневой системе (бакалавриат и магистратура) вузы должны будут пройти дополнительную аккредитацию, в ходе которой множество их них будут ликвидированы как самостоятельные субъекты.

За последние годы мы могли наблюдать ряд примеров успешного развития конкурентоспособности высших учебных заведений путём их реструктуризации. Речь идёт о создании в двух федеральных округах (Южном и Сибирском) федеральных университетов. В документе «Концепция создания и государственной поддержки развития федеральных университетов» указывается, что «федеральный университет должен быть интегрированным инновационным научно-образовательным комплексом, профиль которого определяется совокупностью структурных подразделений, осуществляющих подготовку кадров и проведение исследований в рамках программ социально-экономического развития территорий, регионов в федеральных округах». [3]

Экономическая эффективность подобных объединений пока остаётся под вопросом, поскольку необходимая информационная база ещё не накопилась, однако эксперты в правительстве оценивают эффект от реструктуризации как положительный. Тесная интеграция образования и науки с производством и развитием инновационных технологий позволит наиболее полно использовать кадровый и научный потенциал вузов, ориентация которых исключительно на студентов уже перестаёт быть целесообразной.

Уже сейчас из госбюджета активно выделяются средства на развитие аналогичных структур во всех остальных федеральных округах. По заявлению Министра образования к 2020 году планируется потратить на эти цели до 150 млрд. руб. [7]

учитывая планы правительства в этой области, для многих вузов появляется шанс сохранить свой статус на рынке, так как вполне очевидно, что развитие федеральных университетов в ближайшее время станет приоритетным направлением финансирования, и следовательно, необходимо подстраиваться под требования правительства.

Такой вариант развития представляет собой альтернативу переходу высшего учебного заведения на коммерческую основу, однако и тот и другой путь

требует тщательного рассмотрения и оценки в каждом конкретном случае.

Подводя итог, можно сказать, что российское образование вплотную подошло к кризисной (пятой) ситуации своей трансформации и реструктуризации, когда созданный и финансируемый государством потенциал вузов (профессорско-преподавательский состав, материальная база, деятельность по подготовке аспирантов и докторов наук) не соответствует реальной отдаче и дальнейшим прогнозируемым возможностям и спросу.

Кроме того, правительство, понимая неэффективность финансирования бесперспективных организаций, начинает вести политику их укрупнения, что ставит субъектов на рынке образовательных услуг в крайне невыгодное положение.

Вариантов действий у образовательных учреждений немного: сокращать свой потенциал; переориентировать и структурировать свой потенциал; участвовать в интегральных процессах или сохранять свою самостоятельность любыми силами. В этих условиях, считаем на первое место выходят в процессах менеджмента высшей школы системы управления на основе регулирования конкурентоспособностью вуза и их региональных, межрегиональных, федеральных и международных образовательных систем.

Таким образом, проведенное исследование основные тенденции высшего образования в Российской Федерации за 2000 - 2010 годы и проблемные ситуации (1-У) его развития ставят в качестве первоочередных вопросов вузовского менеджмента управление конкурентноспособностью высших учебных

заведений как региональных и межрегиональных кластер-групп с обязательным выделение образовательных лидеров как основы всех реструктуризаций.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Макарычев Д. В. Качество образования как главный фактор конкурентоспособности вуза // Изв. Самар. науч. центра Рос. акад. наук. 2006. Т. 8. № 4 (18). С. 973-977.

2. Доклад Минобрнауки России о результатах и основных направлениях деятельности на 2010-2012 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mon. gov.ru/str/mon/plan/6511/

3. Концепция создания и государственной поддержки развития федеральных университетов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/pnpo/ fed/

4. Численность учащейся молодежи образовательных учреждений Российской Федерации: Среднесрочный прогноз до 2014 года и оценка тенденций до 2025 года / Под ред. Ф. Э. Шереги и А. Л. Алефьева. М.: ЦСПиМ, 2010. 320 с.

5. Министерство образования и науки пока не готово оценить эффективность создания федеральных университетов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vedu.ru/index.asp?cont=index&news=4699

6. Премьер утвердил финансирование программ развития федеральных образовательных учреждений высшего профобразования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edinros.ru/text.shtml?16/4355

7. Депутатов волнует работа над законом об образовании [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.edinros.ru/text.shtml?18/4709

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.