Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЖУРНАЛОВ О КИНОИСКУССТВЕ КНР'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЖУРНАЛОВ О КИНОИСКУССТВЕ КНР Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
294
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНР / ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ О КИНО / КИНОИСКУССТВО / РАЗВИТИЕ КИНО / РЫНОК КИНЕМАТОГРАФИИ В КИТАЕ / КИТАЙСКИЙ РЫНОК КИНО / ЖУРНАЛЫ О КИНО / КИНО В КНР В XXI ВЕКЕ / ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ КНР О КИНО / ЭКРАННОЕ ИСКУССТВО / ФУНКЦИИ КИНО XXI ВЕКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чжао Юаньюань

XXI век стал веком быстрого развития науки, техники и технологий, что, несомненно, коснулось и мира кино. Искусство кинематографии в мире и, в частности, в КНР непрерывно претерпевает изменения, что должно происходить и в области журналистики о кино, которой необходимо оставаться способной реагировать на меняющиеся реалии, соответствовать потребительским запросам и интересам китайского общества. Однако этому препятствует ряд проблем, существующих в этой области. Целью данной статьи является определение путей развития и вариантов преодоления факторов стагнации в сфере периодики о кинематографе. Следовательно, в процессе работы выполнено несколько задач, а именно: изучен процесс реформации кинематографа КНР с 2000 годов, проанализированы существующие китайские издания, их текущее развитие, сформулированы существующие сложности, а также разработаны рекомендации по их преодолению. Несмотря на относительно низкую скорость распространения информации, периодические издания обладают несколькими преимуществами при сопоставлении с другими каналами информации: регулярностью и сравнительно низкой стоимости для потребителя. Это влияет на востребованность китайских журналов о кино. Таким образом, перед сферой журналистики КНР о кино стоит вопрос модернизации для дальнейшего стабильного развития данной отрасли. В рамках проведенного анализа существующих печатных изданий выявляются основные перспективные точки роста: развитие интернет-каналов печатных изданий, создание площадок для проведения дискуссий об экранных искусствах, взаимодействие с аудиторией, использование интерактивных медиа, диверсификация тематик, интернационализация китайских изданий о кино, привлечение профессионалов к деятельности издательств. В результате применение предложенных идей позволит вывести средства печати в КНР, посвящённые кинематографу, на абсолютно новый современный уровень, сделает их конкурентоспособным и актуальным источником информации. В свою очередь опыт КНР может быть использован мировым сообществом в сфере печатных изданий и их цифровых версий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF FILM MAGAZINES IN THE PRC

The 21st century has become a century of rapid development of science and technology, which undoubtedly affected the world of cinema. The art of cinematography in the world and, in particular, in the PRC is constantly undergoing changes, which should also happen in the field of film journalism, which needs to remain capable of reacting to changing realities, to meet the consumer needs and interests of the Chinese society. However, this is hindered by several problems in this area. The purpose of this article is to determine the ways of development and options for overcoming the factors of stagnation in the field of periodicals about cinematography. Consequently, in the process of work, several tasks have been completed, namely: the process of the reformation of the PRC cinema since 2000 has been studied, the existing Chinese publications and their current development have been analyzed, the existing difficulties have been formulated, and recommendations have been developed to overcome them. Despite the relatively low speed of information dissemination, periodicals have several advantages when compared with other information channels: regularity and relatively low cost to the consumer. This affects the demand for Chinese film magazines. Consequently, the sphere of film journalism in China faces the issue of modernization for the further stable development of this industry. As part of the analysis of existing print media, the main promising points of growth are identified: the development of online channels for print media, the creation of platforms for discussions about screen arts, interaction with the audience, the use of interactive media, diversification of topics, internationalization of Chinese publications about cinema, attracting professionals to activities publishing houses. As a result, the application of the proposed ideas will make it possible to bring the printing media in the PRC dedicated to cinematography to a completely new modern level, making them a competitive and relevant source of information. In turn, the experience of the PRC can be used by the world community in the field of print media and online ones.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЖУРНАЛОВ О КИНОИСКУССТВЕ КНР»

УДК: 82; 070:821.581

DOI: 10.51965/2076-7919_2021_2_2_191

Чжао Юаньюань

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЖУРНАЛОВ О КИНОИСКУССТВЕ КНР

Zhao Yuanyuan

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF FILM MAGAZINES IN THE PRC

Ключевые слова: КНР, печатные издания о кино, киноискусство, развитие кино, рынок кинематографии в Китае, китайский рынок кино, журналы о кино, кино в КНР в XXI веке, периодические издания КНР о кино, экранное искусство, функции кино XXI века.

Key words: PRC, printed press about cinema, cinematography, cinema development, cinematography market in China, Chinese cinema market, film magazines, cinema in the PRC in the 21st century, periodicals of the PRC about cinema, screen art, functions of cinema of the 21st century.

Аннотация: XXI век стал веком быстрого развития науки, техники и технологий, что, несомненно, коснулось и мира кино. Искусство кинематографии в мире и, в частности, в КНР непрерывно претерпевает изменения, что должно происходить и в области журналистики о кино, которой необходимо оставаться способной реагировать на меняющиеся реалии, соответствовать потребительским запросам и интересам китайского общества. Однако этому препятствует ряд проблем, существующих в этой области. Целью данной статьи является определение путей развития и вариантов преодоления факторов стагнации в сфере периодики о кинематографе. Следовательно, в процессе работы выполнено несколько задач, а именно: изучен процесс реформации кинематографа КНР с 2000 годов, проанализированы существующие китайские издания, их текущее развитие, сформулированы существующие сложности, а также разработаны рекомендации по их преодолению.

Несмотря на относительно низкую скорость распространения информации, периодические издания обладают несколькими преимуществами при сопоставлении с другими каналами информации: регулярностью и сравнительно низкой стоимости для потребителя. Это влияет на востребованность китайских журналов о кино. Таким образом, перед сферой журналистики КНР о кино стоит вопрос модернизации для дальнейшего стабильного развития данной отрасли. В рамках проведенного анализа существующих печатных изданий выявляются основные перспективные точки роста: развитие интернет-каналов печатных изданий, создание площадок для проведения дискуссий об экранных искусствах, взаимодействие с аудиторией, использование интерактивных медиа, диверсификация тематик, интернационализация китайских изданий о кино, привлечение профессионалов к деятельности издательств. В результате применение предложенных идей позволит вывести средства печати в КНР, посвящённые кинематографу, на абсолютно новый современный уровень, сделает их конкурентоспособным и актуальным источником информации. В свою очередь опыт КНР может быть использован мировым сообществом в сфере печатных изданий и их цифровых версий.

Abstract: The 21st century has become a century of rapid development of science and technology, which undoubtedly affected the world of cinema. The art of cinematography in the world and, in particular, in the PRC is constantly undergoing changes, which should also happen in the field of film journalism, which needs to remain capable of reacting to changing realities, to meet the consumer needs and interests of the Chinese society. However, this is hindered by several problems in this area. The purpose of this article is to determine the ways of development and options for overcoming the factors of stagnation in the field of periodicals about cinematography. Consequently, in the process of work, several tasks have been completed, namely: the process of the reformation of the PRC cinema since 2000 has been studied, the existing Chinese publications and

their current development have been analyzed, the existing difficulties have been formulated, and recommendations have been developed to overcome them.

Despite the relatively low speed of information dissemination, periodicals have several advantages when compared with other information channels: regularity and relatively low cost to the consumer. This affects the demand for Chinese film magazines. Consequently, the sphere of film journalism in China faces the issue of modernization for the further stable development of this industry. As part of the analysis of existing print media, the main promising points of growth are identified: the development of online channels for print media, the creation of platforms for discussions about screen arts, interaction with the audience, the use of interactive media, diversification of topics, internationalization of Chinese publications about cinema, attracting professionals to activities publishing houses. As a result, the application of the proposed ideas will make it possible to bring the printing media in the PRC dedicated to cinematography to a completely new modern level, making them a competitive and relevant source of information. In turn, the experience of the PRC can be used by the world community in the field of print media and online ones.

В век активных преобразований, развития социальных сетей и интернет медиа, бумажные печатные издания теряют свои позиции. Однако именно в этой связи на первый план выходят журнальные издания, имеющие многолетнюю историю и традиции, и обладающие возможностью развивать свои интернет-версии и создавать площадки для дальнейшего роста и развития. На наш взгляд, издания, посвященные кинематографу, как традиционные, так и электронные, но обязательно в сочетании, обладают огромным потенциалом, способствуют развитию киноконтента, критики и критического мышления путем вовлечения зрителя кинофильмов в диалог.

По мнению западных исследователей, в XXI веке происходит борьба печатных версий журналов с их электронным форматом за внимание потребителя. Такой социальный феномен, как «клиповое мышление» оказал влияние на содержание мировых журналов о кино. Продукты кинематографического искусства появляются на рынке постоянно, информация выкладывается в общий доступ непрерывно в эпоху постоянного технического прогресса и информационного общества. Именно поэтому, по словам кинокритика М. Ратгауза [1], печатные издания не могут посвящать себя изучению одного фильма и подробно представлять его своей аудитории. В.М. Глушков полагает, что в будущем электронные издания заменят печатную периодику, однако в разумных масштабах, которые будут комфорты потребителю, традиционные периодические издания не потеряют своей актуальности

еще очень долгое время. В свою очередь А.О. Яншин, имеющий схожие взгляды, считает, что именно многовековая традиция лежит в основе надежности журналов в качестве канала информации. Другой академик И.В. Петрянов-Соколов полагает, что будущее в руках научно-популярных журналов, которые не только вещают о достижениях науки и техники, но и значительно расширяют кругозор читателей. Р.С. Гиля-ревский, в отличие от всех, придерживается мнения, что печатные издания будут полностью заменены в будущем электронными версиями [2].

С начала XX годов в отрасли кино КНР начался процесс реформации. В новых условиях китайская кинематография имеет плюралистический характер [3], что, в свою очередь, предоставляет более широкие возможности для развития специализированных в данной области изданий и наблюдаются новые тенденции в развитии традиционных журналов.

Именно данной проблематике посвящена статья. Актуальность исследуемых вопросов связана с невероятно стремительным развитием кинематографического искусства как в мировых, так и в китайских масштабах. Тем самым обуславливается значимость данного исследования для китайской и мировой науки. Быстрое развитие и распространение кино, его меняющиеся функции и цели, в свою очередь, требуют своевременного реагирования и одновременного с экранными искусствами развития специализированных периодических изданий, которые сталкиваются с рядом про-

блем, существующих в китайской сфере журналистики о кино. Выявлению этих проблем и поиску решений посвящена наша статья, теоретическая значимость которой состоит в систематизации вышеуказанного. Практическая значимость заключена в изложении конкретных шагов, которые могут быть предприняты для выхода из сложившейся ситуации и модернизации отрасли периодических изданий КНР в сфере кинематографии. В ходе исследования применялись сравнительный, описательный и типологический методы, при этом анализ и сопоставление различных печатных изданий КНР об экранных искусствах опирается на изучение исторического развития кинематографа в его взаимосвязи с функционированием тематической периодики.

Текущее состояние киножурналистики КНР

В начале двадцатого века, после того как киноискусство зародилось в Европе, оно появилось и в Китае [4], где уже к началу двадцатых годов появилось первое периодическое издание о кино. Тогда и сейчас такие журналы преимущественно направлены на передачу информации в отрасли кино и способствуют развитию кинематографии. Они выступают в качестве посредника между фильмом и его аудиторией. В них публикуются также результаты исследований киноведов. Можно сказать, такие журналы запечатлевают процесс развития множества концепций киноискусства - их зарождение, критику, совершенствование и применение.

С 2002 года в отрасли кино КНР начался процесс реформации [5]. Во-первых, произошел идеологический перелом: теперь кино является, прежде всего, коммерческой индустрией. Это послужило основной предпосылкой изменений в указанной области. Во-вторых, была реализована новая политика в сфере кинопроизводства. Так, в 2003 году Главным управлением радио, кино и телевидения были опубликованы положение «О совместных проектах создания кино на основе китайского и иностранного капитала» и временное положение «О разрешении на ведение операций кинопроизводства, кинопроката и демонстрации» [6]. Для того чтобы усилить приток общественного капитала в кинемато-

граф, был снижен цензурный порог допуска к кинопроизводству, кинопрокату и демонстрации фильмов. Также с целью стимулировать развитие отечественного кино в этих положениях были упрощены разрешительные процедуры для кинематографии, а инновации в этой отрасли теперь получают государственную поддержку. Развитие кинематографии идет рука об руку с развитием журналов об экранных искусствах, так как увеличение прибыли первой является материальной базой для издания и распространения вторых. В новых условиях китайская кинематография имеет плюралистический характер, что, в свою очередь, предоставляет более широкие возможности для развития специализированных в данной области изданий и наблюдаются новые тенденции в развитии традиционных журналов.

Скорость распространения журналов ниже по сравнению с другими каналами передачи информации, однако, их преимущество заключается в регулярности выхода и сравнительно низкой стоимости, поэтому кинопродюсеры не могут игнорировать такого рода издания. Профессиональный кинопродюсер в целях рекламы фильма обычно сочетает использование различных средств информации - так, как это было сделано в случае известного и успешного на рынке киноиндустрии фильма «Герой». В журналах об экранных искусствах, к примеру, «В кино», «Народное кино», «Экран мира», были опубликованы тематические статьи об этом фильме, что способствовало росту его популярности. Кроме того, подобные журналы издают специальные выпуски, посвященные наиболее значимым событиям в данной индустрии. Например, перед церемонией награждения премией «Оскар» в журналах «В кино» и «Народное кино» публикуются прогнозы, в которых представлены потенциальные претенденты на получение премии. После того как список получивших награду «Оскар» становится известным, эти журналы выпускают расширенные материалы о лауреатах.

Следует отметить, что современная кинематография обращает большое внимание на изменение потребительных запросов и даже может выпускать соответствующие продукты. Также и журналы об экранных

искусствах должны отводить значительное место пропаганде деривативных продуктов фильмов [7]. Приведем конкретный пример. Когда в моде были DVD-диски, «Экран мира» следил за их новинками. Это содействовало развитию данного сектора рынка, а также увеличению объема продаж журнала. Естественно, с развитием науки и техники через некоторое время начался спад спроса на DVD-продукцию, что привело к снижению объема продаж многих тесно связанных с ними журналов. Из этого следует необходимость анализа изменений потребительских запросов и принятия во внимание полученного опыта. В настоящее время требуется повысить степень разработки дери-вативных продуктов фильмов, что в данном случае имеет широкую рыночную перспективу. Журналы об экранных искусствах могут сыграть большую роль в этом процессе.

Специализированные профессиональные журналы об экранных искусствах ограничены фондовыми средствами и жесткой схемой управления, но в современных условиях реформирования им все же удалось достигнуть определенных успехов. Приведем конкретные примеры: «Киноискусство» и «Современное кино».

С 2000 года журнал «Киноискусство» ввёл ряд тематических рубрик, такие как «Размышление о кино 21 века», «Влияние высоких технологий на кино», «Рынок кино и кинотворчество», «Кинокритика и коммерческое продвижение кино» и т.д., в которых обсуждались актуальные проблемы в кинематографии. По мере выявления новых проблем в области кинематографии, в журнале «Киноискусство» своевременно публикуются научные статьи по данной тематике, включая прогнозы и анализ перспектив. Незамедлительные теоретические прогнозы стали отличительной чертой журнала. В 1999 году на телеканале «Кино» CCTV было запущено телекино1, что привлекло всеобщее внимание в кинематографии и вызвало дискуссии о перспективном направлении развития отечественного кино. В рубрике «Эксклюзивный форум» пятого номера была опубликована серия статей об

1 Телекино - процесс, а также совокупность оборудования, применяемые для преобразования кинофильма в телевизионный либо видеоформат.

отечественном телекино. Уже в следующем году в журнале была открыта тематическая рубрика «Телекино» - первая в области специализированных научных прогнозов, касающихся отечественного телекино. Эта рубрика способствовала росту популярности кинопродукту такого рода и закреплению его позиций на кинорынке.

В 2006 году этот журнал и Китайская Кинематографическая Ассоциация совместно организовали «Первый форум китайского молодежного кино», задачами которого стали поддержка молодых режиссеров, раскрытие молодых актеров и пропаганда оригинального китайского кино. В результате деятельности этого форума научно-теоретический журнал вышел на массовый рынок и начал занимать там устойчивые позиции. К настоящему времени это мероприятие проводится на протяжении 13 лет и уже стало грандиозным событием, благодаря которому у новых и свежих направлений кино появляется возможность дебютировать и показать себя. В 2007 году журнал вторично изменил стратегию и предстал перед аудиторией в новом облике. Была открыта новая рубрика, посвященная рецензиям на книги о кино.

Еще одной особенностью журнала является то, что в нем не приводится сводка новостей из области кинематографии, а в каждом номере концентрируется внимание на одной определенной теме. В качестве примеров приведем четвёртый номер 2007 года, посвящённый десятой годовщине возвращения Гонконга. Этот номер состоит из таких разделов, как «Репортаж о персоне», «История кино», «Рецензия на фильм» и т.д., которые фиксировали внимание на теме кино Гонконга. Наряду с этим, «Киноискусство» вводит критерии принятия рукописи, используемые в различных международных изданиях. Так, была введена практика «анонимного просматривания рукописи», что означает чтение представленного материала без указания какой-либо информации об авторе и принятие решения о публикации статьи по результатам тайного голосования. Это в значительной степени снизило влияние субъективного человеческого фактора на размещение материалов. Просматривая путь развития журнала, можно

заключить, что его главной целью прежде являлась пропаганда проводимой государством политики, однако на сегодняшний день фокус внимания переместился на поддержку и продвижение отечественной киноиндустрии.

Журнал «Современное кино» был создан в 1984 году. В этот период из-за последствий Культурной революции в китайском кинематографе было мало профессионалов. В этом журнале была открыта рубрика «Сверх кино», в которой начала размещаться критическая теория литературы, драмы и изобразительного искусства в контексте киноисследований, публиковались статьи литературного обозревателя Ван Ичуань1, профессора литературы Инь Хун2 и т.д. Таким образом, постоянные и ведущие авторы этого журнала писали междисциплинарные статьи, чем внесли большой вклад в творческую практику создания фильмов, формирование дисциплины кино, развитие научных журналов об экранных искусствах. Однако нельзя не признать, что сложившиеся группы авторов закостенели, при этом редко печатались статьи неизвестных молодых авторов. С момента создания журнала он характеризуется высокой степенью научности и актуальности, так как именно в тот период происходил процесс идеологического раскрепощения, после чего на издание были возложены обязанности проведения теоретических исследований, посвященных киноискусству.

Данные обстоятельства послужили поводом для публикации статей в области теории и критики кино, а также обзора тех фильмов, которые уже хранились в киноархивах. В период создания этого журнала режиссеры из разных поколений - «третьего поколения», «четвертого поколения», и «пятого поколения», - играют важную роль в индустрии кино, поэтому журнал уделял внимание фильмам каждого направления. Начиная с первого номера 1991 года, журнал делает акцент на «кино о духе нашего времени» и открывает тематическую рубри-

1 Ван Ичуань - эстет, президент художественного института Пекинского университета.

2 Инь Хун - заместитель председателя Китайской кинематографической ассоциации.

ку «70-летняя годовщина со дня основания КПК».

Помимо этого, «Современное кино» одним из первых начало обсуждение массового, коммерческого кино в научной среде. В шестом номере 2006 года на обложке журнала было напечатано фото китайского кинорежиссера Фэн Сяоган. В журнале появляются ключевые слова, связанные с коммерческим характером кино, такие как «эстетика о коммерции», «эксплуатация бренда», «новогодний фильм», «рынок кино». Статьи этого журнала устанавливали и отстаивали ценность существования коммерческого кино. Неоцененное в сфере профессиональной кинокритики коммерческое кино, наконец, приняли в ученых кругах. В этом заключается важный вклад данного журнала в отечественное кино.

«Современное кино» становится лидером теоретических исследований в области киноискусства и главным ресурсом распространения новых кинематографических идей в Китае, так как он отличается критическим литературным стилем, глубокими исследованиями тематики и серьезным размышлением над проблематикой в теории кино. Журнал был создан в переходный период развития китайского общества. Изначально заданная миссия нацеливает его на наблюдение за развитием отечественного кино и разработку новой теории кино в Китае, что способствует ее обогащению и усовершенствованию.

Кроме вышеназванных журналов, многие научно-теоретические журналы, такие как «Кино мира», «Вестник Пекинской киноакадемии» и др., тоже приложили большие усилия для изменения своих стратегий и улучшения качества с различных точек зрения. В них по большей части публикуются статьи, тесно связанные с изменениями, происходящими в современную эпоху, а также отличающиеся своей прогрессивностью.

В XX веке журналы об экранных искусствах прошли этап бурного развития. С начала XXI века на фоне стремительного развития культуры, науки и техники люди переключаются на новые средства массовой коммуникации, предпочитают интернет. Это обстоятельство требует изменения

стратегии традиционных журналов об экранных искусствах.

Можно сказать, что стремительное внедрение интернета в Китае создало одновременно и возможности, и проблемы во всех отраслях распространения информации, особенно в сфере бумажных носителей. Так как интернет обладает более широким спектром инструментов, при помощи которых можно передавать информацию (например, используется не только текстовый формат сообщения, но и дополнительные аудио- и видеоматериалы), то он более удобен в качестве источника информации о кинематографии, чем печатное издание. Мы заметили, что на кинофестивалях присутствуют по преимуществу журналисты, работающие с различными киносайтами, а не те, кто готовит материалы для печатных изданий. В настоящее время журналы являются для массовой аудитории далеко не единственным и не самым предпочтительным источником информации о кино. Сейчас активно заявляют о себе электронные периодические издания Китая, которые находятся на этапе разработки и апробирования новых технологий. По сравнению с традиционными печатными журналами такие издания имеют очевидное преимущество, так как носитель информации занимает меньший объем, скорость распространения информации быстрее, себестоимость ниже, а индивидуальный подход к каждому читателю легче реализовать. При таких условиях традиционные журналы об экранных искусствах не должны закрывать глаза на возможности новых технологий. Им следует разработать интернет-каналы распространения информации [8], тем самым расширить свое влияние и, как результат, модернизировать модель получения и дальнейшего распределения прибыли.

Из опасений оказаться на периферии некоторые традиционные журналы уже вступили на указанный путь. Приведем конкретные примеры. Чтобы укрепить связь с читателями, собирать их предложения и вовремя реагировать на них, многие журналы открыли свои форумы в интернете [9], однако, к сожалению, лишь немногие читатели ими пользуются. Некоторые журналы создали собственные сайты. Так, «Литера-

тура кино» сделала это в 2005 году. На сайте публикуются аннотации статей журнала, анонсы и презентации важных материалов, информация о главных авторах и редакционной коллегии, рейтинг статьей и число скачиваний каждой из них. Кроме того, доступны поиск, чтение и скачивание всех предыдущих номеров журнала. Авторы могут с помощью интернет-сервисов подать свою рукопись, а читатели оформить подписку. Стоит отметить, что немало традиционных журналов об экранных искусствах, такие как «Киноискусство», «Современное кино» и т.д., можно платно читать на сайте «HowNet»1.

Лишь немногие из журналов создали свои приложения для телефона. Приведем в качестве одного из примеров журнал «В кино», выпустивший подобное приложение в 2015 году. «В кино» первым открыл изменение кинорынка. Его предшественником было высокохудожественное издание «Кинопроизведение», ориентированное на ограниченное количество читателей. В 1999 году оно было преобразовано в журнал «В кино». В соответствии с требованиями любителей DVD в этом журнале стали публиковать новости о новых фильмах-DVD, яркие афиши и кадры из кинофильмов. Этот журнал, стремившийся помочь читателям найти и увидеть фильм-DVD, получил популярность во всей стране. По его примеру традиционные журналы об экранных искусствах начали изменять стратегию развития. В журналах были добавлены новости о западных фильмах и изображения с высокой четкостью. Их стали печатать на меловой бумаге. Таким образом, размер тиража этих журналов увеличился.

В настоящее время люди могут в любое время смотреть фильмы в интернете, что нанесло большой удар журналам об экранных искусствах. Видео заменило изображения с высокой четкостью в журналах. Ещё до выпуска в свет нового номера журнала, зрители получают немедленную информацию в интернете. Таким образом, требования читателей повысились. Множество периодических изданий, не отмеченных яркими отличительными характеристи-

HowNet - ведущая китайская цифровая библиотека.

ками, были приостановлены. «Мировой экран», «В кино», «Кино» и «Мир кино» заняли большую долю рынка этой сферы. В этих условиях традиционным журналам пришлись начать поиск нового пути в век интернета.

В интернет-приложении журнала в режиме реального времени осуществляется постоянное обновление сообщений о кино, что позволяет изданию максимально выгодно и эффективно использовать этот ресурс. В сообщения могут быть добавлены небольшие видео, например, трейлер фильма, что позволяет сделать новость более запоминающейся и содержательной. Помимо этого, читатели могут своевременно читать самые свежие новости о кино, оставлять свои комментарии и обмениваться идеями между собой. Наряду с этим, в приложении редакция журнала может приглашать читателей к участию в офлайн-мероприятиях, например, предложить совместный просмотр кино или участие в фестивале.

Можно сказать, что традиционные журналы об экранных искусствах неизбежно трансформируются в соответствии с происходящими в обществе переменами и с общей динамикой медиасферы. Ими сделан первый шаг, направленный на осознание возникшей проблемы и разработку путей ее решения, однако это еще требует последующих шагов, которые заключаются в привлечении читателей в новые форматы изданий за счет использования большего числа предоставляемых современным миром возможностей и функций. Также необходимо увеличить степень информированности аудитории о новых медиаплатформах, так как многие читатели пока не знакомы со всеми функциями электронной версии издания. В результате этих шагов электронная версия журнала должна не только повторять содержание печатного варианта, но и развивать свою инициативу.

Научные журналы об экранных искусствах являются важной площадкой для обмена мнениями между кинопроизводителями, киноведами и зрителями. Качественные научные журналы играют стимулирующую роль в процессе развития кинотеории и кинопроизводства. «Вестник Пекинской киноакадемии» «Современное кино» и «Киноис-

кусство» получили широкое признание в китайских научных кругах. Эти журналы фокусируют внимание на современном состоянии кинопроизводства в Китае, распространяют сведения о новейших процессах в киноискусстве, направляют теоретическую мысль и отражают результаты исследований в данной области.

По сравнению с популярными журналами, в научных журналах об экранных искусствах уделяют более серьезное внимание повышению художественного вкуса читателей. Научные журналы обобщают опыт кинопроизводства и открывают новые законы и тенденции. Кроме того, в журналах своевременно публикуют статьи о спорных моментах в институциональной реформе кинематографии. Основная идея подобных журналов - это комплексное исследование творчества и управления в кинематографии. Вместе с тем, несмотря на незаменимую роль научных журналов об экранных искусствах, обращают на себя внимание и серьёзные проблемы, препятствующие их развитию.

Во-первых, такого рода издания имеют однотипное содержание. Выделяются единицы. Так, «Китайский рынок кинематографии» - единственный журнал об экономическом положении кинематографии. Его основная цель заключается в исследовании экономического состояния киноиндустрии и динамики этого рынка. В журнале «Современная кинотехника» публикуются статьи об оборудовании, применяемом в процессе кинопроизводства. За исключением данных двух журналов, все остальные периодические киноиздания являются компилированными. В них публикуются статьи на следующие темы: история развития китайского кино, успехи китайской кинематографии, обсуждения режиссеров и фильмов, переводы материалов об иностранных веяниях и фильмах и т.п., поэтому у компилированных журналов содержание достаточно похожее. У них отсутствует уникальность. В журналах «Литература кино» и «Новые фильмы» была открыта тематическая рубрика, посвященная новым сценариям в стране и за рубежом, но влияние этих журналов ограничено.

Во-вторых, уровень интернационализации научных журналов об экранных искусствах довольно низок [10]. Главные авторы подобных журналов (таких, как «Вестник Пекинской киноакадемии», «Современное кино» и «Киноискусство») - это в основном влиятельные китайские специалисты. В китайских журналах можно встретить переводы статей иностранных теоретиков, однако нередко в них искажается изначальный смысл [11]. Также зачастую читателям сложно понять, почему стоит изучать методы применения зарубежных теорий в китайской исследовательской среде. Из-за скромных возможностей перевода подобные журналы часто не могут своевременно отражать изменения в зарубежных тенденциях кино. В настоящее время журналы изучают лишь западные фильмы [12], и на данный момент очень мало опубликовано статей о кино таких развивающихся стран, как Таиланд, Бразилия, Иран и др. Однако в упомянутых журналах были изданы статьи некоторых китайских эмигрантов (Чжан Инцзинь1, Ло Сыдянь2, Сяо Чживэй3 и т.д). Эти ученые имеют возможность исследовать киноискусство на межкультурной основе с более широким полем зрения. С усилением влияния китайских фильмов за рубежом исследования китайских ученых-эмигрантов становится все активнее. В журнале «Современное кино» постоянно публикуются их работы. Это означает, что в подобных журналах начинает повышаться уровень интернационализации [13].

Далее, в редакциях научных журналов об экранных искусствах работает множество опытных редакторов, но отсутствуют кадры по управлению и рекламе. Редакция любого такого журнала привыкла рассчитывать на ассигнования высших инстанций и высокий издательский сбор, что привело к небольшим тиражам подобных изданий. Кроме того, публикуются по преимуществу статьи известных ученых, тогда как моло-

1 Чжан Инцзинь - заведующий филологического факультета Калифорнийского университета.

2 Ло Сыдянь - профессор философии и почетный профессор Бостонского университета.

3 Сяо Чживэй - профессор исторического факультета Калифорнийского университета.

дым исследователям уделяется довольно мало внимания.

В итоге это приводит к тому, что материалы в научных журналах о кино неактуальны: в них очень мало обсуждений острых, «авангардных» вопросов. Наряду с этим, у многих редакторов недостаточно знаний в сфере экранных искусств. Они занимаются только корректурой текста, не будучи способными отбирать статьи в соответствии с позиционированием журнала и тенденциями развития киноискусства. У большинства авторов журнала отсутствует опыт работы в кинематографии, поэтому они исследуют кино сугубо с точки зрения теории (эстетики, литературы, истории и т.д.) и не могут «направить» практику. В то же время некоторые ученые просто переводят западные концепции, не понимая сути и смысла текста.

Перспективные направления дальнейшего развития киножурналистики КНР

Решению вышеуказанных проблем, по нашему мнению, могли бы способствовать следующие меры.

Во-первых, научные журналы об экранных искусствах должны принимать профессионалов этой сферы на позицию редакторов. Так, как только эксперты, имея обширные знания, могут определять ценность статей и выбирать специальные темы. Необходимо стремиться публиковать глубоко содержательные материалы, чтобы сформировать академическую систему в рассматриваемой сфере.

В настоящее время развлекательная функция кино усиливается, а эстетическая ослабляется. Все меньше зрителей восхищается творческим мастерством и размышляет о логике фильма. Они предпочитают смешные ленты. В такой ситуации редакторы должны не подстраиваться под вкусы рынка, а представлять аудитории по-настоящему высококачественные фильмы. Редакторы должны соответствовать цели создания научных журналов и содействовать развитию китайского кино, отбирать статьи, придерживающиеся научных принципов и проявляющих инновационный характер.

Кроме того, в наше время, когда чрезвычайную популярность приобрели новые медиа, редакторам необходимо пропагандировать журналы с их помощью. Новые медиа отличаются интерактивностью, и редакторам необходимо общаться с читателями соответствующе. Тем самым редакторы смогут вовремя оказывать помощь читателям, отвечать на их вопросы, привлекать все больше людей участвовать в обсуждении различных вопросов (кинотеории, тенденции развития кино и т.д). Приведем в качестве примера публичные аккаунты журналов «Вестник Пекинской киноакадемии», «Современное кино» и «Киноискусство». В феврале 2019 года был продемонстрирован фантастический фильм «Блуждающая земля» в Китае, который получил большие кассовые сборы (более 4,6 млрд рублей). Фильм вызвал большой резонанс, его посмотрели более 100 млн зрителей. Однако среди данных трех самых влиятельных журналов только в публичном аккаунте журнала «Киноискусство» было опубликовано интервью режиссера фильма. Несвоевременный ответ научных журналов на появление популярного фильма показывает, что редакторы не умеют использовать рекламные возможности новых медиа, не обращают достаточного внимания на взаимодействие со зрителями, в процессе выбора темы статьи оставляют интерес читателей без внимания и придают значение только бумажному варианту журнала. Более того, в меню публичного аккаунта этих журналов вообще отсутствует параметр взаимодействия с читателями. В этих аккаунтах публикуется информация только о подписке на журнал, иногда важные новости сферы кинематографии и статьи. Далее, редакторы должны уметь собирать и анализировать данные. В предыдущие периоды журналы делали субъективные выводы о требованиях читателей на основе ограниченного количества их откликов. В новых медиа у редакторов есть возможность проанализировать большее количество показателей: число кликов, комментариев, их содержание и т.д. Таким образом, редакторы, умеющие собирать и анализировать данные, могут получить больше информации и повысить качественный уровень журнала.

Наряду с этим необходимо обратить пристальное внимание на последние новости кинематографии в стране и за рубежом [14], побудить китайских ученых участвовать в международных научных академических дискуссиях. Таким путем журналы могут выйти на международный уровень и популяризировать китайские фильмы и научные теории за границей [15]. В то же время подобные журналы должны побуждать авторов выражать четкое отношение к острым научным проблемам.

Во-вторых, каждому журналу, рассказывающему об экранных искусствах, необходимо иметь свои особенности, какие-то уникальные характеристики. «Киноискусство» фокусируется на общих теориях и практике кинематографии. «Современное кино» исследует общие тенденции развития кинематографии. «Литература кино» и «Новые фильмы» изучают реформы киностудии Чанчуни и Шанхайской киностудии. «Критика и представление фильмов» трансформировался из популярного в научный журнал, поэтому пока неизвестно направление его развития.

Одним из наиболее ярких периодических изданий КНР, посвященных экранным искусствам, является журнал «Вестник Пекинской киноакадемии», который был основан в сентябре 1984 года. На этапе своего становления издание обращалось к различным специальным темам, в нем печатались статьи по таким темам, как киносъемка, звуковое оформление кино, творчество известных кинодеятелей (среди них - английский кинорежиссер Сэр Дейвид Лин, испанский кинорежиссер Луис Бунюэль Портолес и др.), здесь же публиковались заметки, киносценарии и пр. В настоящее время журнал стал специализироваться в большей мере на теоретических исследованиях и критике, но всё же не ограничивается только этим. Кроме научных статей, в этом журнале публикуются статьи о технике производства фильмов. В рубрике «Интервью» представлены молодые режиссеры и режиссеры популярных фильмов, раскрывающие свои творческие идеи и подходы. Всё это требует от редакторов не только способности выбирать тему и вычитывать рукопись, но и уме-

ния находить квалификационных профессионалов в сфере оценивания фильмов.

Так как кинематографисты редко пишут научные статьи, им трудно общаться с учеными. Исходя из этого, с 2006 года данный журнал организовал «Форум китайских молодых кинематографистов». Каждый год первый номер журнала специально посвящен этому мероприятию, в его материалах подробно описываются дискуссии о кинотворчестве, разворачивающиеся в ходе форума. В 2011 году в Китае началась реформа неполитических газет и периодических изданий [16]. Они превратились с непроизводственного учреждения в предприятие. В настоящее время этот журнал относится к Издательству китайского кино.

Сегодня журнал уделяет особое внимание не только собственно кинотворчеству, но и высшему образованию в данной сфере. Здесь были открыты рубрики «Научный форум», «История кино в стране и за рубежом», «Замечания о спорных вопросах», «Заметки о творчестве в фильмах», «Кинотехника» и «Изучение высшего образования в сфере кино». В рубрике «Замечания о спорных вопросах» первого номера за 2018 год были опубликованы три статьи, в которых обсуждались свежие фильмы. В рубрике «История кино в стране и за рубежом» были помещены статьи, посвященные истории кино в Сингапуре, Северной Корее и Израиле. Можно сказать, что данный журнал отличается яркой научной направленностью, а не просто подстраивается под вкусы рынка. Кроме того, многие статьи исследуют фильмы с точки зрения психологии, этики, антропологии, феминизма и т.д. Эти материалы являются типичными междисциплинарными работами, но в силу объема и затрагиваемых тем читателям трудно их воспринимать. Поэтому такие работы не вызывают большого резонанса. Некоторые журналы пытаются публиковать рецензии читателей, побуждая их выражать свое мнение. Стоит отметить, что участие читателей в создании статьи не означает повышение уровня их знаний о данной сфере. С одной стороны, журнал должен представить как можно больше глубокой информации в данной области, с другой - необходимо избавляться от «отрывания от масс» из-за излиш-

ней специализации. В то же время, сейчас в интернет-форумах многие люди публикуют предвзятые обзоры кино. Научные журналы должны бороться с таким явлением и размещать справедливые обзоры.

На наш взгляд, редакторам необходимо выбирать тему журнала на основе актуальных тенденций сферы. Прежде всего, журнал может приглашать ученых, знающих иностранные языки, чтобы предметно исследовать кинопроцессы, происходящие в Таиланде, Бразилии, Иране, так как их кинематограф становится всё влиятельнее в мире. Далее, нельзя не обратить внимания на новые технологии в кинематографии, например, такие как 4К, 120 FPS, изображения, сгенерированные компьютером и т.д. В то же время в журнале необходимо публиковать больше статей молодых ученых, а также материалов о влиянии китайского кино за рубежом. Кроме того, в подобных журналах размещается много статей о процессе проведения научных конференций. Мы считаем, что в них необходимо подчеркивать важные аспекты этих конференций, анализировать их содержание, чтобы статьи становились более значимыми. Наряду с этим, в таких журналах много чересчур больших по объему материалов. Сейчас читатели предпочитают фрагментарное чтение, поэтому необходимо публиковать больше маленьких материалов (заметка, обзор и т.п.).

В-третьих, в настоящее время только некоторые ученые имеют возможность посмотреть ценные старые киноматериалы. Сотрудничая с китайской кинематографической ассоциацией, центром по исследованию кинематографического искусства Китая и высшими учебными заведениями, научные журналы об экранных искусствах могут создать цифровую базу данных, в которую необходимо поместить материалы китайского кинематографа двадцатого века. Можно добавить функцию платного электронного доступа к этим материалам. Так ученые смогут использовать ценный ресурс и писать статьи, которые потом будут опубликованы в научных журналах.

Наконец, содержание и форма публикаций научных журналов об экранных ис-

кусствах должны становиться более разнообразными и квалифицированными.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно констатировать, что дальнейшее успешное развитие печатных изданий о киноискусстве в КНР и их соответствие интересам и нуждам потребителей напрямую зависит от преодоления таких проблем, как: отсутствие экспертного мнения, недостаточный профессионализм вовлеченных в издательскую деятельность людей, отсутствие журналов в интернет-пространстве, малый охват тематических направлений об экранном искусстве, неактуальность затрагиваемых в материалах киножурналов вопросов, отсутствие интерактивности и взаимодействия с потребителем, низкий уровень присутствия изданий КНР в мире, неэффективное управление, пассивная рекламная деятельность. Именно поэтапная работа над имеющимися факторами стагнации позволит выйти печатным изда-

ниям Китая о кинематографе на новый уровень.

Целью предпринятого автором данной статьи исследования стала выработка эффективного поэтапного механизма преодоления вышеуказанных проблем. Поэтому основными шагами к дальнейшему развитию журналистики о кино станут: привлечение опытных кадров управления, создание масштабных рекламных кампаний, взаимодействие с блогерами, создание интернет-площадок и приложений, которые смогут предоставить пользователям доступ к дискуссиям, освещение разнообразных тематик, в том числе охват наиболее спорных, злободневных, острых вопросов и тем, а также выход китайских изданий на международную арену.

Именно благодаря такому комплексному подходу будет реализована модернизация изданий о кино в КНР и их включение в мировое кинематографическое сообщество.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ратгауз М. Кому еще нужна кинокритика? [Электронный ресурс]: Сеанс. 2012. № 12. - Режим доступа: http: // seance. Ru

2. Петрянов-Соколов И.В. Хранилища знаний. // Правда. 1985.27 мая Гиляревский Р.С. О перспективах развития информации//НТИ - Сер. 2. - 1983.

3. Линь, Я. Сто лет китайскому кино / Янь Линь, Инь Хун. - М.: Восток-Бук, 2015. -

318 с.

4. Искусство китайского кино / О.В. Шубаро // III межд. науч. конф. «Китайская цивилизация в диалоге культур»: Пути Поднебесной. Сборник научных трудов. В 2 ч. Ч. 1. -Минск: РИВШ, 2013.

5. Poshek Fu, Between Shanghai and Hong Kong: The Politics of Chinese Cinemas (Stanford, 2003).

6. Zhou, T. (2012). Haolaiwu Yu Zhongguo Dianying De Quanqiu Zhanlue [The global strategy of HollywoodChina film coproduction]. Film Art

7. Япин, Д. Эпоха кинообразов: краткая история китайского кинематографа / Дин Япин. - М.: Восточная литература, 2014. - 247 с.

8. Кихтан, В.В. Информационные технологии в журналистике / В. В. Кихтан. - М.,

2004.

9. Носик, А. Интернет для журналиста / А. Носик; под ред. А. Носика, С. Кузнецова. -М.: Галерия, 2001.

10. Noam E.M. (2016) Who Owns the World's Media? Media Concentration and Ownership around the World. New York: Oxford University Press.

11. Хохлова Е.В. Проникновение американской кинопродукции на китайский кинорынок // Magister Dixit. № 1 (17). 2015. Режим доступа: http://rucont.ru/efd/285347

12. Richeri, G. (2016). Global film market, regional problems. Global Media and China.

13. Ткачева Н.В. Китайский путь в пространстве глобальных медиа // Медиасистемы стран БРИКС. Исторический генезис, особенности функционирования / под ред. Е. Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2018.

14. Fu, W.W., Govindaraju, A. (2010). Explaining global box-office tastes in Hollywood films: Homogenization of national audiences' movie selections. Communication Research, 37, Р.215-238.

15. Yin, H., & Tang, J. (2008). Zoude chuqu caineng zhande qilai - Quanqiuhua beijing xia de zhongguo dianying ruanshili [The soft power of Chinese film in the globalization context]. Dangdai dianying [Contemporary Cinema]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Qin, Bei, David Stromberg, and Yanhui Wu. 2018. "Media Bias in China." American Economic Review, 108 (9): 2442-76.DOI: 10.1257/aer.20170947

Дата поступления: 31.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.