Научная статья на тему 'Информационное обеспечение подготовки кадров в области кинематографа в КНР'

Информационное обеспечение подготовки кадров в области кинематографа в КНР Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
130
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНОАРХИВ КИТАЯ / ПЕКИНСКАЯ АКАДЕМИЯ КИНО / БИБЛИОТЕКА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КИНЕМАТОГРАФ / CHINA FILM ARCHIVE / BEIJING FILM ACADEMY / LIBRARY / INFORMATION PROVISION / CINEMA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — И Цзя

В статье раскрыта роль исследовательского центра китайского киноискусства «Киноархив Китая» и библиотеки Пекинской академии кино в информационном обеспечении подготовки кадров в области кинематографа в КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение подготовки кадров в области кинематографа в КНР»

И Цзя ©

Аспирант, Харьковская государственная академия культуры; Преподаватель, Педагогический университет г. Син И (КНР),

(Xingyi Normal University For Nationalities)

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ОБЛАСТИ

КИНЕМАТОГРАФА В КНР

Аннотация

В статье раскрыта роль исследовательского центра китайского киноискусства «Киноархив Китая» и библиотеки Пекинской академии кино в информационном обеспечении подготовки кадров в области кинематографа в КНР.

Ключевые слова: Киноархив Китая, Пекинская академия кино, библиотека,

информационное обеспечение, кинематограф

Keywords: China Film Archive, Beijing Film Academy, library, information provision, cinema.

Образование Китайской Народной республики (1949 г.) стало началом истории кино Нового Китая. Были созданы Центральное управление кинематографии, Пекинская, а чуть позже Шанхайская киностудии, а также киностудия народно-освободительной армии Китая. К 1960 г. действовало уже 33 киностудии во всех провинциях Китая. Новое китайское кино нуждалось в кадрах, поэтому была создано Пекинская академию киноискусства, которая и до настоящего времени занимается подготовкой национальных кадров для кинематографа КНР

Подготовка специалистов требует соответствующего информационного обеспечения. Цель статьи — раскрыть роль социальных институтов документно-коммуникационной сферы в информационном обеспечении процесса подготовки кадров в области кинематографа.

Важную роль в этом процессе играет библиотека Пекинской Академии Кино. Данное учреждение является крупнейшим профессиональным учебным заведением Азии, которое уже более 60 лет осуществляет подготовку профессионалов для китайской киноиндустрии. Свое начало это учебное заведение ведет с 1950 г., в 1956 г. оно получило свое современное название. С самых первых лет в нем формировалась библиотечная коллекция, которая поначалу занимала одну комнату. Постепенно коллекция увеличивалась и обогащалась, и в 1960 г. Библиотека Пекинской Академии Кино стала существовать как самостоятельная единица в структуре учебного заведения. Читателями библиотеки были и остаются студенты и преподаватели Академии, именно с учетом их потребностей и формировался фонд библиотеки. В своем развитии библиотека пережила трудный период культурной революции, поскольку сама Академия была закрыта, а фонд библиотеки очищен от «вредной» литературы. Свою работу Академия возобновила в 1978 г., а библиотека смогла возобновить свою работу только с 1983 г. Именно в последующие годы начинается ее успешное развитие.

В настоящее время библиотека располагается на площади 2 417 кв. м. Ее читальный зал рассчитан на 180 мест. Фонд библиотеки составляет 370 000 документов, включая кинодокументы. Он, прежде всего, ориентирован на раскрытие достижений в области мирового и национального кинематографа. Фонд библиотеки достаточно разнопланов. В распоряжении читателей годовые комплекты на более чем 400 названий китайских и иностранных газет и 80 журналов. Причем в коллекции библиотеки представлены уникальные журналы до 1949 г., рассказывающие о ранних этапах китайской

© И Цзя, 2015 г.

кинематографии, представляющие собою ценный ресурс для исследователей истории национального кино. В фонде также содержаться более 8700 экземпляров киносценариев.

С 2003 г. библиотека сосредоточила свою деятельность на развитии цифровых технологий. Библиотека создает собственные электронные ресурсы, такие как полнотекстовые базы данных журналов, диссертаций, видео- и аудиоресурсов, электронных книг, и обеспечивает доступ к Национальному указателю газет, базе данных «Китайские книги на иностранных языках» и др. Всего пользователям библиотеки доступно более 20 баз данных.

Особого внимания заслуживает работа библиотеки с кинодокументами. Несмотря на то, что кинодокумент является профильным для данной библиотеки, его коллекционирование и использование до эпохи цифровых технологий было сопряжено с большими трудностями, поскольку его хранение и поддержание в рабочем состоянии требует больших материальных и трудовых затрат. Использование же возможно было только с использованием технических средств, поддержание которых в рабочем состоянии было сопряжено с определенными трудностями. Поэтому коллекция оригинальных кинодокументов в библиотеке не большая — 368 кинофильмов, представляющих собою классику мирового и национального кинематографа. С появлением возможностей конвертации киноленты сначала в видеоформат, а со временем и в цифровой формат существенно расширились возможности в обеспечении доступа к этим бесценным экземплярам. Так, сейчас пользователям библиотеки доступно более 10 000 видеодисков, а доступ к оцифрованной коллекции кинодокументов они могут осуществить через мультимедийную базу данных.

Важную роль в информационном обеспечении подготовки кадров в области кинематографии играют и фильмотеки, занимающиеся сохранением и популяризацией кинематографического наследия. Первым таким учреждением стал Киноархив Китая (China Film АгсЫуе), основанный в 1958 году и являющийся на сегодняшний день крупнейшей фильмотекой Азии. В 1984 г. в результате объединения Киноархива Китая с Институтом искусства кино и литературы был создан исследовательский центр китайского киноискусства «Киноархив Китая».

Сейчас Киноархив Китая — это многопрофильное учреждение, отвечающее за сбор, обобщение, депозитарное хранение китайских и выборочно зарубежных фильмов, а также материалов, имеющих отношение к кинематографу (сценарии, макеты, рисунки декораций, костюмов, афиши, постеры и т.и), научно-исследовательскую и учебную деятельность, международное сотрудничество в области кинематографии. В фильмотеке были созданы и поддерживаются в электронном виде «Общий каталог китайских фильмов» и каталог «Китайское киноискусство». На сайте киноархива Китая представлена поисковая система копий Национального кино, а также Архив коллекции, который делится на два раздела: «Коллекция классического фильма КНР», включающий фильмы после 1949, и «История кино» — фильмы до образованию КНР.

В «Киноархиве Китая» работает магистерская программа, обучение по которой составляет 3 года. В магистратуру зачисляются примерно 20 слушателей ежегодно. Они подробно занимаются изучением истории китайского кино. Во время обучения слушатели имеют возможность просмотреть 800-1000 фильмов, представляющих собой лучшие образцы как китайского, так и зарубежного кинематографа.

В составе учреждения работает специализированный научно-исследовательский отдел. На сайте Киноархива представлено обоснование научно-исследовательской деятельности учреждения, тематика исследований, новая информация относительно этого направления, новости в области научно-исследовательской работы, научные достижения заведения, рецензии, репортажи, публикации, а также направления научных исследований после получения ученой степени. Сотрудниками Киноархива подготовлены такие монографии как «Отец китайского кино Чжэн Чжэн», «Цуй Вей и кино», «Комедия в

современном кинематографе Китая: теоретический аспект», «Китайские женщины-

режиссеры», «Десять китайских режиссеров», «Музыка на телевидении и в кино» и др.

Кроме того, Киноархив издает четыре собственных периодических издания, архив номеров которых доступен в электронном виде на сайте учреждения. «Журнал Киноархива Китая» — периодическое издание, посвященное непосредственно деятельности заведения. В нем находят отражение все публичные события заведения, особое внимание уделяется международному сотрудничеству. Журнал хорошо иллюстрированный и выполняет функцию рекламного материала учреждения. Два других журнала «Современное кино» и «Кинематограф» посвящены непосредственно кинематографу и имеют практически-теоретическое направление. Г азета «Новости китайского кино» оперативно информирует о новых событиях в области киноискусства Китая. Указанные издания является ценным исследовательской базой в области кинематографии Китая

Благодаря государственному финансированию Киноархив Китая имеет возможность стимулировать поступление новых фильмов в коллекцию до их премьерного показа. Каждый год учреждение имеет возможность приобретения от 500 до 600 новых фильмов, снятых в цифровом формате. Дальнейшей перспективой развития Киноархива Китая является полная дигитализация фильмофонда, что, с одной стороны, обеспечит его сохранение, с другой, будет способствовать лучшему его использованию, поскольку на сегодняшний день ограничением доступа к определенным лентам является отсутствие их цифровой копии. Окончательным задачей учреждения является сбор полной коллекции кинематографа Китая как важной части архивного фонда страны.

В структуре Киноархива Китая функционирует и библиотека, которая предоставляет услуги зарегистрированным удаленным пользователям как через электронный каталог, представленный на сайте учреждения, так и в мультимедийном читальном зале с хорошим проекционным оборудованием. Он расположен в главном корпусе и занимает 150 кв. м. К услугам пользователей более чем 3 тыс. экземпляров профессиональных книжных изданий и 670 названий журналов на разных языках, справочные издания. Сотрудники библиотеки подготовили целый ряд библиографических указателей: «Фильмы Китая», «Китайские немые фильмы», «Сценарии китайского немого кино», «Фильмы китайского левого движения», «Фильмы Гонконга», «Коллекция фильмов Азии», «Китайские звезды кино», «Искусство кино за рубежом на протяжении столетия». В фонде представлены работы сотрудников Киноархива Китая, которые можно не только прочитать, но и приобрести.

Таким образом, специализированные архивы и библиотеки КНР вносят существенный вклад в подготовку будущих специалистов в области кинематографа, используя при этом весь свой информационный потенциал, безупречный сервис, новейшие технологии и передовые инструменты управления.

Литература

1. Цай Хуншэн Зарождение и развитие китайского кинематографа // Культуры: диалог народов мира / Unesco. — 1984. — № 4. — С. 128-131

2. China Film Archive [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.cfa.gov.cn

3. Chеn Jingliang The past and future of China Film Archive [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.ctm debrie. com

4. Sun Xianghui: China Film Archive [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

www.easternkicks.com

5. Beijing film academy [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bfa.edu.cn/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.