Научная статья на тему 'Кино Таиланда: неизвестные страницы истории (первая половина XX века). Часть II'

Кино Таиланда: неизвестные страницы истории (первая половина XX века). Часть II Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
253
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Телекинет
Область наук
Ключевые слова
КИНО ТАИЛАНДА / КИНО СИАМА / КИНЕМАТОГРАФИЯ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ / НЕМОЕ КИНО / THE CINEMA OF THAILAND / THE CINEMA OF SIAM / THE CINEMATOGRAPHY OF SOUTHEAST ASIA / SILENT CINEMA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кураш Артур Петрович

Автором проводится культурологический и компаративный анализ появления и активного развития национального киноискусства Сиама в контексте культурно-исторической реальности мирового кинематографа конца XIX первой половины XX в., выявляются особенности зарождения и развития кино Сиама (Таиланда), исследуются важнейшие социокультурные и исторические события в мире и их влияние на развитие национальной культуры и киноискусства Сиама, анализируется деятельность крупнейших тайских кинематографистов, кинокомпаний и творческих объединений, изучаются важнейшие особенности кино Сиама, выявляется жанровое предпочтение, специфика киноязыка. Автором представлены фильмографические описания кинофильмов исследуемого периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THAILAND CINEMA: UNKNOWN PAGES OF HISTORY (1ST HALF OF THE 20TH CENTURY). PART II

The author conducts a cultural and comparative analysis of the emergence and active development of the national cinema of Siam in the context of the cultural and historical reality of world cinema of the late XIX first half of the 20th century; reveals features of the origin and development of the cinema of Siam (Thailand), explores the most important socio-cultural and historical events in the world and their impact on the development of the national culture and cinema of Siam, analyzes the activities of the largest Thai filmmakers, film companies and creative associations, examines the most important features of Siam cinema. Separately, the author has prepared a list of leading Thai filmmakers, major film companies and films of the studied period.

Текст научной работы на тему «Кино Таиланда: неизвестные страницы истории (первая половина XX века). Часть II»

ARS RHETORICA | ИСКУССТВО РИТОРИКИ

УДК 778.5.И

Кино Таиланда: неизвестные страницы истории (первая половина XX века). Часть II.

Кураш А. П.

Аннотация

Автором проводится культурологический и компаративный анализ появления и активного развития национального киноискусства Сиама в контексте культурно-исторической реальности мирового кинематографа конца XIX - первой половины XX в., выявляются особенности зарождения и развития кино Сиама (Таиланда), исследуются важнейшие социокультурные и исторические события в мире и их влияние на развитие национальной культуры и киноискусства Сиама, анализируется деятельность крупнейших тайских кинематографистов, кинокомпаний и творческих объединений, изучаются важнейшие особенности кино Сиама, выявляется жанровое предпочтение, специфика киноязыка. Автором представлены фильмографические описания кинофильмов исследуемого периода.

Ключевые слова

Кино Таиланда, кино Сиама, кинематография Юго-Восточной Азии, немое кино UDC 778.5.И

Thailand Cinema: unknown pages of history (1st half of the 20th century). Part II.

Kurash A. P. Abstract

The author conducts a cultural and comparative analysis of the emergence and active development of the national cinema of Siam in the context of the cultural and historical reality of world cinema of the late XIX — first half of the 20th century; reveals features of the origin and development of the cinema of Siam (Thailand), explores the most important socio-cultural and historical events in the world and their impact on the development of the national culture and cinema of Siam, analyzes the activities of the largest Thai filmmakers, film companies and creative associations, examines the most important features of Siam cinema. Separately, the author has prepared a list of leading Thai filmmakers, major film companies and films of the studied period.

Key words

The cinema of Thailand, the cinema of Siam, the cinematography of Southeast Asia, silent cinema

(продолжение, начало см. в № 2019. № 2(7))

Светлой памяти прекрасной, замечательной, необыкновенной Звегинцевой Ирины Анатольевны

Сиамская кинематографическая компания

В течение всего второго десятилетия XX века конкуренция на сиамском рынке между компаниями владельцами кинотеатров, не только не ослабевала, а наоборот постоянно росла. Как ни странно, но на заре кино первой «жертвой» тяжелого соперничества гигантов сиамского кинобизнеса стал знаменитый кинотеатр № 1 «Королевский великолепный японский синематограф». В 1916 году он прекратил свое существование. Стало очевидным, что конкурировать было возможно лишь в том случае, если у владельцев имелась сеть кинотеатров. Вскоре престижное место старого кинотеатра «Японский синематограф» в центре Бангкока досталось новой кинокомпании под названием «Нагор Хашем Синема» («Nagor Khashem Cinema»). Здесь было построено новое просторное здание кинотеатра (а заодно и универмага). Суммарно эта компания владела в Бангкоке четырьмя кинотеатрами: «Nagor Khashem», «Nagor Sri Thammaraj», «Nagor Chiang Mai», «Nagor Phathom» и имела серьезные намерения потеснить на сиамском кинорынке всех противников. Активная деятельность нового грозного конкурента, причем в первый же год своего существования — 1919год, вызвала не только беспокойство, но и вынудила объединиться двух главных соперников: «Payon Phathanakorn» и «Roop Payon Krungthep». Новое (китайско-тайское) объединение получило название «Сиамская кинематографическая компания» — «Сиам Паппайон Борисат» («Siam Pappayon Borisat»), которая стала самой крупной кинокомпанией Сиама в первой половине XX века. Деятельность компании регулировалась китайско-тайским советом, а главой был назначен опытный кинопредприниматель Сьюсангон Сайбанруанг (Siewsonguan Sibunruang, 1878-1928). Следует признать, что его эффективное управление очень быстро

привело к успешному и динамичному развитию объединенной кинокомпании. К примеру, в Бангкоке она владела более 20 кинотеатрами и, что очень важно, активно занималась строительством кинотеатров даже в провинциях Сиама. Вызывает сожаление, что единственный грозный соперник «Сиамской кинокомпании» — компания «Нагор Хашем Синема» в 1920 году прекратила свое существование, то есть буквально через год после своего создания. Причиной стало судебное разбирательство по обвинению в финансовых нарушениях.

Можно сделать предположение, что крупнейшая объединенная «Сиамская кинокомпания», в руководстве которой находились этнические китайцы (граждане Сиама), могла вызвать недовольство короля Рамы VI (1881-1825). И этому есть объяснение: по глубокому убеждению короля, этнические китайцы ущемляли интересы коренных тайцев и стремились к монополизации всех основных сфер экономики Сиама. Таким образом, после первой неудачной попытки противостояния китайской «Сиамской кинокомпании» (банкротство «Нагор Хашем Синема»), в 1922 году создается национальная кинокомпания «Сиам Нирамаи Синема» («Siam Niramai Cinema»), которая получает поддержку короля Рамы VI. Для успешной конкуренции с процветающей «Сиамской кинокомпанией» были взяты в аренду сразу несколько зданий кинотеатров, ранее принадлежащих «Нагор Хашем Синема», но находящихся в собственности братьев Уасуат — успешных тайских предпринимателей, в том числе и в кинобизнесе. Следует отметить, что один из четырех братьев — Пао Уасуат (Luang Konlakarnchenchit, 1899-1948), офицер Королевского полка моторных лодок, был известен не только как опытный фотограф, но и как один из первых профессиональных кинематографистов Сиама. Вызывает сожаление, что, несмотря на поддержку самого монарха, кинокомпания «Сиам Нирамаи Синема» в точности повторила печальную судьбу своего предшественника — «Нагор Хашем Синема». Она не выдержала конкуренции и через год после своего создания также была закрыта. Таким образом, несмотря на старания королевского двора, ни одна попытка хоть как-то противостоять на сиамском кинорынке китайцам («Сиамской кинокомпании») не увенчалась успехом [5]. Государственное регулирование кино

Первый закон о кино. В 1921 году в Сиаме был принят первый закон о предотвращении опасности возникновения пожаров в местах проведения увеселительных мероприятий. В основном несчастные случаи происходили в кинотеатрах из-за высокой огнеопасности кинопленки. Были трагические случаи, когда внезапно возникавший пожар в переполненном кинозале уносил десятки жизней, а сотни людей получали травмы. Простые сиамцы начали писать в газеты возмущенные письма и требовать от властей немедленного принятия мер. В новом законе было указано, что кинотеатры должны создавать отдельные противопожарные помещения для проекционных аппаратов, т.е. кинобудки.

Первые государственные учреждения кино. Его Королевское Высочество принц Пурачатра Джаякара (Purachatra Jayaka-ra, 1881-1936), выпускник Кембриджского университета (факультет инженерных наук), член Королевского Департамента вооруженных сил в г. Кампаенг Пхета и руководитель (генерал-комиссар) «Королевского управления железными дорогами» также серьезно увлекался кинематографом, как и многие его братья-принцы. Известно, что в 1920 году принц посетил Голливуд с целью изучения опыта организации кинопроизводства, так как в кинематографе видел большое преимущество, в первую очередь, в области массового просвещения, пропаганды и эффективного распространения информации. В 1922году принцем Пурачатра было создано государственное учреждение кинематографии, призванное стать главной производственной и вещательной компанией национальных фильмов при «Королевских государственных железных дорогах». Данное учреждение получило название «Отдел хроникальных фильмов» («Newsreel Films Division»). По мнению тайских историков кино, данное образование стало не только основой промышленного кинопроизводства Сиама в 1920-х годах (кинохроника и документальные фильмы), но и самым первым в мире государственным учреждением по кинематографии, чем в Таиланде гордятся и в наши дни. Однако, справедливости ради, здесь следует внести поправку. Первая в мире государственная киноорганизация появилась не в Сиаме, а в Советской России. Это произошло 27 августа 1919 года, когда Совнарком принял декрет о национализации отечественного кинопроизводства и создания Всероссийского фотокиноотдела Наркомпроса РСФСР, преобразованный в 1922 году в «Госкино» — Государственный Комитет по кинематографии СССР. Более того, в 1923 году вышло постановление партии о создании национальных киностудий в каждой Советской республике («... у Госкино имеется имущества на 3^ милл. руб. золотом, почти ровно никаких долгов и крепкая правовая почва под ногами» [4]). Таким образом, сиамский «Отдел хроникальных фильмов» при «Королевских государственных железных дорогах», созданный в 1922 году, стал, скорее всего, вторым в мире государственным учреждением кино, что, впрочем, не только не умаляет заслуг, но и вызывает глубокое уважение как правительства, так и первых кинематографистов этой страны.

Следует отметить, что принц Пурачатра Джаякара был одним из самых талантливых государственных деятелей Сиама. До революции 1932 года он занимал самые ответственные государственные посты (в течение 17 лет служил главным военным инспектором (с 1908 года) и остался в истории Таиланда как реформатор тайской армии начала XX века). С воцарением Рамы VII в 1925 году (Прачадхипок, 1893-1941) принц Пурачатра возглавил Министерство торговли и транспорта и Высший Государственный Совет Сиама. Также известно, что принц Пурачатра первым в Сиаме занимался поисками месторождений нефти и угля; стал инициатором появления национального радиовещания и зарождения первого в Азии телевизионного вещания; добился появления национальной почтовой связи, телеграфа, денежных переводов; заложил основы национальной авиации и авиаперевозок. Принимая во внимание тяжелейшее экономическое положение в стране в 1920-х годах, в том числе колоссальный внешний долг, спад производства, рост безработицы, а также напряженную внутриполитическую борьбу за власть, назначение принца Пурачатра на такие ответственные должности являлось свидетельством его большого опыта государственной службы и высокого доверия монарха.

Государственная кинокомпания «Тематическая служба кино» («Topical Film Service»). Другим государственным учреждением Сиама стала кинокомпания «Тематическая служба кино» («The Topical Film Service»), главный офис которой располагался в центре Бангкока, недалеко от железнодорожного вокзала «Хуа Лампхонг». Кинокомпания могла похвастаться самым современным кинооборудованием, привезенным из Голливуда, и занималась выпуском киножурналов о королевских мероприятиях и церемониях; снимала хроникальные ленты, пропагандирующие деятельность различных

государственных ведомств; рекламные киноролики с целью привлечения в Сиам туристов, выпускала кинопродукцию по заказу частных организаций. Несмотря на то, что у «Тематической службы кино» была собственная бригада киномехаников и кинопередвижки, некоторые свои киноленты она охотно отдавала в аренду для демонстрации в частных кинотеатрах. Первым директором «Тематической служба кино» стал профессиональный тайский кинематографист Пленг Фелания или Плейн Трипин [5]24.

Первое совместное кинопроизводство художественный фильм «Мисс Суварна» или «Барышня цвета золота» (1923, «Nangsao Suwan», 8 мин.)

В начале 1922 года голливудский кинорежиссер Генри Александр МакРей (1876-1944) приехал в Бангкок со съемочной группой и новейшим оборудованием. Несколькими годами ранее МакРей побывал в разных странах Дальнего Востока, где снял серию фильмов под общим названием «Сеть дракона». Следует отметить, что представления американцев о Сиаме основывались на устаревших записях европейских путешественников разных лет, к примеру, Николы Жервеза (1688), Франка Винсента (1873) или Эрнеста Янга (1898), что, по сути дела, не соответствовали действительности. К своему удивлению, вместо «варварской земли», затерянной в тропическом лесу, американские кинематографисты приехали в цивилизованную азиатскую страну, где было не только электричество, но и современные кинотеатры, клубы, железные и автомобильные дороги, прекрасное искусство и самобытная культура. Очарованный страной, МакРей принял решения снять не документальный, а «длинный» игровой фильм (т.е. на нескольких катушках кинопленки). Король Рама VI (Вачиравуд, 1881-1925, писатель, поэт, драматург, автор более 60 разножанровых пьес) дал не только свое разрешение на съемку, но и приказал Департаменту королевских мероприятий, Королевскому государственному управлению железных дорог и Королевскому помощнику оказать режиссеру МакРею необходимую помощь в создании фильма. Из сохранившихся газетных публикаций известно, что съемочный период проходил с марта по июнь 1922 года Монтаж был завершен МакРеем в июне 1923 года

Результатом сотрудничества американо-тайских кинематографистов стал короткометражный игровой фильм «Мисс Суварна» или «Барышня цвета золота», получивший по каким-то причинам разные названия на тайском и английском языках: «Nangsao Suwan», «Suwan Siam», «Miss Suvarna», «Suvarna of Siam», «Kingdom of Heaven» («Небесное Королевство»), «The Gold of Siam» («Золото Сиама»). Лента была снята в пригороде Бангкока по сценарию самого МакРея — трогательная история о тайской красавице Суварне, желающей, вопреки воле отца, выйти замуж по любви, а не расчету. МакРею удалось показать не только экзотические пейзажи Сиама, но и некоторые особенности местной культуры и народных традиций. Следует отметить, что в съемках восьмиминутного американского фильма снимались только сиамские актеры, что вызвало восторженную радость у местных зрителей. Несмотря на полное финансирование фильма американской стороной, а также тот факт, что режиссер-постановщик, кинооборудование и почти вся съемочная группа были из Голливуда, эта кинолента была воспринята в Сиаме как «первый тайский художественный фильм».

Незадолго до своего отъезда в США МакРей организовал премьерный показ смонтированного фильма королю Раме VI во дворце Санам Чан (г. Накхон Патом, 22 июня 1923 года). Одна копия ленты, как и авторские права на показ фильма в Сиаме, была подарена королю, а вторая копия — Королевскому государственному управлению железных дорог. Позже король передал свою ленту сиамской кинокомпании «Сиам Нирамаи Синема» («Siam Niramai Cinema Company»), которая показывала ее на широком экране под названием «Суан Сиам». Королевское управление железных дорог подарила свою копию ленты «Сиамской кинокомпании» («Siam Cinema Company»), которая показывала ее в сети своих кинотеатров под другим названием — «Nangsao Suwan». Оригинальный негатив кинопленки был вывезен МакРеем в Америку, но нет никаких свидетельств, что этот фильм вышел на экраны за пределами Сиама. К глубокому сожалению, все копии фильма утрачены [5, 6]25.

Рождение сиамского художественного кино

Его Величество король-кинорежиссер Прачадхипок.В отличие от европейских монархов, сиамский король Прачадхипок (King Prachadhipok — Рама VII, 1893-1941) был страстным поклонником кино и даже стал профессиональным кинорежиссером. Вызывает большое удивление творческая плодовитость короля, снявшего в период 1926-1940 годов более 500 кинолент на 16-миллиметровой камере. Коллекцию своих фильмов король Прачадхипок назвал «Паппайон Амбара» («Pappayon Ambara» — как вариант перевода — «Райские небесные фильмы»). Чудом сохранившаяся единственная кинолента короля «Волшебное кольцо» — «Уаэн Уисет» — («Waen Wiset» — «The Magic Ring») остается не только самым раритетным экземпляром утраченной киноколлекции, но и подлинным образцом сиамского киноискусства периода Великого Немого. Любовь короля к кинематографу оказала влияние не только на многочисленных членов королевской семьи, но и членов правительства, представителей богатой сиамской буржуазии: многие из них серьезно заняться кинопроизводством или сделать кино своим хобби. Пример короля не только оказал влияние на появление в Сиаме новой волны молодых кинематографистов, способных снимать свои собственные художественные фильмы не хуже западных, но и на рост количества любителей кино. В связи с этим в 1930 году король даже основал «Общество любительского кино Сиама» («Amateur Film Society of Siam») под патронажем Его Величества.

Новая волна кинематографистов. Первые игровые фильмы. В 1926 году, в начале царствования короля Рама VII (Прачадхипок, 1893-1941), группа государственных чиновников и аристократов с целью создания стабильного производства национальных игровых художественных фильмов учредила кинокомпанию под названием «Тай Паппайон Тай» («Tai Pappayon Thai» — «Siamese Film Company» — «Тайская производственная кинокомпания») под руководством луанга/виконта Чамраса Сорауисута (Chamras Sorawisut, его второе имя Луанг (виконт) Сунторн Атсаурат (Luang Sunthorn Atsawarut). Вскоре кинокомпания чиновников разместила в газетах информацию о своем намерении снять «первый подлинно тайский художественный фильм», что вызвало в обществе большой резонанс.

Не желая оставаться в стороне от исторического события, известные в Сиаме предприниматели братья Уасуат (Сукри,

24 Khun Patipak Pim Likit, изучал историю искусства, фотографию и фотопечать в Европе и Австралии.

25 Помощник режиссера Роберт Керр в 1928 году вернулся в Сиам и снял свой игровой полнометражный фильм «Белая роза» (детективная драма, боевик, «Siam Movie Company»); премьерный показ прошел в сентябре 1928 года года в Бангкоке. — Прим. авт.

s

Манит и Пао) — владельцы издательства «Srikrung» и нескольких кинотеатров в Бангкоке, открыли свою кинокомпанию «Krungth-ep Pappayon» (Bangkok Pictures Company). С впечатляющей скоростью братья не только написали свой сценарий, но и сняли f: m' ^KSW ■ художественный фильм «Двойная удача» («Chok Song Chan» — Я tÜArVf ajHH* ^ H «Double Luck», 35 mm, ч/б, немой, объем — 6 ч„ производство

— «Bangkok Movie Company» (Bangkok Pictures Company), режиссер Манит Уасуат (Manit Wasuwat), сценарий Луанг (виконт) Ч Бунианпанич (Luán Boonyanpanich), оператор Луанг (виконт) Прабанг (Luang Prabang), актеры: M. Sudjit Isarangkul (La Vayalak), Manop Praprasuk (Kamol Manop).; детектив, любовная история — полицейский инспектор Камол из Бангкока приезжает в северную провинцию для расследования одного преступления. Ему удается не только задержать преступника, но и найти свою любовь — мисс Пхе. В фильме впервые были сняты сцены преследования на автомобиле с перестрелкой и рукопашным боем.

Оставив позади конкурирующую кинокомпанию госчиновников I аристократов, братья Уасуат провели премьерный показ своего «первого тайского фильма» 30 июля 1927 года в бангкокском кинотеатре «Патанагон» («Phathanakorn»). Вслед за этим показом «Тайская производственная кинокомпания» буквально бросилась снимать свой вариант «первого тайского фильма» под названием «Неожиданность» («Mai Kid Loei» — «Do not think» I «The Unexpected», 35 мм, ч!б, немой, объем — б ч., производство — «Tai Pappayon Thai» — «Siamese Film Company», продюсер, режиссер Чамрас Сорауисут (Chamras Sorawisut) — его второе имя Луанг (виконт) Сунторн Атсаурат (Luang Sunthorn Atsawarut), создан при участии Пхрая I Приян (маркиз) I Йян Рен Ятта и др., в фильме задействован Королевский тайский флот, любовная история о красивой дочери богатой вдовы мисс Прапа и ее поклонниках...). Буквально за полтора месяца чиновникам I аристократам удалось не только снять, но и смонтировать фильм, премьерный показ которого состоялся в том же кинотеатре «Патанагон» («Phathanakorn») 17 сентября 1927 года.

Примечательно, что 27 августа 1927 года впервые вышел на экран другой фильм («Не верьте колдунам» («Do not believe the magician», пр-во «Общество Красного Креста», оператор — Луанг Прабанг, 35 mm, ч/б, немой, объем — 4 ч.)26. Однако наибольший восторг сиамских зрителей вызвали фильмы «Двойная удача» и «Неожиданность», следовательно, именно эти работы считаются первыми национальными тайскими художественными (игровыми) фильмами. Вскоре ряды противоборствующих кинокомпаний пополнились молодыми кинематографистами, исходя из чего можно сделать вывод о появлении в Сиаме в 1927 году новой волны тайских кинематографистов.

Доказательством серьезных намерений тайских кинокомпаний наладить бесперебойное отечественное кинопроизводство стали очередные премьерные показы: 12 ноября 1927 года — любовная история, боевик «Кто есть кто?» или «Никто, кроме храбрых» («None but the Brave», 35 mm, ч/б, немой, объем — 8 ч.) — производство «Bangkok Pictures Company» (кинокомпания братьев Уасуат); 2 декабря 1927 года — социальная драма о жизни в борделе «Очень печальная история» («The story is very miserable», реж. Luang Sunthorn Asawasrat) — производство «Tai Pappayon Thai» совместно с «Chinese film company» [5, 6]. Кинематография Сиама 1920-х годах. В 1920-х годах безостановочное тайское

кинопроизводство появляется лишь во

второй половине десятилетия, причем со значительной активизацией в 1927-1929 годов. Любопытной особенностью работ кинематографистов-профессионалов и любителей стала богатая разножанровость кинофильмов. Тайским зрителям было интересно все, что производила молодая отечественная кинематография: комедии, драмы, приключения, боевики, детективы, документальные фильмы. Примечательно, что это были полнометражные фильмы, которые снимались на 35 мм пленку.

Вызывает сожаление, что все киноленты 1920-х годов утрачены. Однако, благодаря кропотливому исследованию сотрудников государственно таиландского архива кино, начало которому было положено в 1980-х годах, удалось обнаружить немало информации и разного рода свидетельств о многих киноработах тех лет [1].

Точное количество фильмов, выпученных в 1920-е годы, назвать сложно. Вполне возможно, что речь идет о нескольких десятках кинофильмов (не считая документальные ленты). Помимо вышеупомянутых работ («Двойная удача», «Неожиданность», «Не верьте колдунам», «Кто есть кто?», «Очень печальная история») тайским киноархивом отмечены следующие игровые ленты, вышедшие на большой экран в конце 1920-х годов:

•ifumwîNuw

шпшпт

White

mu« 5 Y11ЛК1Ы Ш 1С Г и vu 'J n fräbW^nmi t ■ »'.^inä&tartp

'JlirW Ч. HïsttVI

ÉTOintUJÛT- U-wt-ííÜHl««!

26 Возможно, речь идет об экранизации по книге г-на Тиггагана (Tiggagun). — Прим. авт.

50

- приключение: «Новое поколение» (премьерный показ — 31 марта 1927 года, «Siam Film Company»), «Великий свет» (премьерный показ

- 6 октября 1929 года);

- комедии: «Кто он, этот Мад?» (премьерный показ — 30 июня 1928 года, «Bangkok Movie Company», реж. Стрим, оператор Луанг Прабанг), «Очаровательные хищницы в полной темноте» (премьерный показ — | 2 декабря 1928 года); §

- детективы / боевики: «Кровавая месть» (премьерный показ — 29 ;g июля 1928 года), «Белая роза» (премьерный показ — 9 сентября 1928 § года, «Siam Movie Company», реж. Роберт Керр, оператор — Джон J Смит и др.); «

- любовная история: «Судьба» (премьерный показ — 2 января 1928 Ц года, Сингапур, «Asia Tick Productions»); Д

- религиозная драма: «Богиня» (премьерный показ — 2 марта 1928 g года, производство — «Общество Красного Креста», миссионеры Ц Королевской железной дороги, реж. Pliraya Paisarn и др., оператор: и

Луанг Прабанг, актерский состав: мисс Li Pin Pin (в роли богини), Mr. Leprechaun, мисс Chan Lim Paiboon и др.;

- научно-документальный фильм: «Что мы едим?» (премьерный показ — 13 июля 1929 года, Гонконг, производство — Отдел общественного здравоохранения Сиама (Department of Public Health);

- детский фильм (предположительно), мелодрама: «Молодой человек» (премьерный показ — 30 августа 1929 года) [6]. Основная информация об этих фильмах была получена тайскими исследователями из рекламных плакатов, брошюр, критических колонок и анонсов, размещенных на страницах сиамских газет и журналов 1920-х годах, включая многочисленные фотодокументы: кинокадры из фильмов и со съемочных площадок. Следует отметить, что многие из этих публикаций, как правило, рекламных, представляют собой большой интерес и в наши дни. Нельзя не отметить непосредственность, оригинальный стиль изложения рекламных брошюр и анонсов, где некоторые тексты даже невольно вызывают улыбку [1].

Приведем несколько примеров, представленных в фильмографическом каталоге [6]:

- комедия «Очаровательные хищницы в полной темноте» (2 декабря 1928 год) «... Приглашаем вас посмеяться!!!

... первая тайская комедия, достойная восхищения.»27.

- детектив / боевик: «Кровавая месть» (29 июля 1928 год)

«.. .Тонгбай пытается отомстить за свою сестру. Вы увидите бой.

Здесь много кулаков и огнестрельного оружия. Бой на парусе, посреди моря, и в доме борьба. Вы будете довольны. Наконец, вы должны сказать — это [настоящий] фильм...»28.

- любовная история «Судьба» (2 января 1928 год)

- научно-документальный фильм: «Что мы едим?» (13 июля 1929 год)

«Прежде всего — это манифест, подготовленный Отделом общественного здравоохранения. Планируется показать его в разных кинотеатрах, и это следует учитывать. Этот фильм является визуальным манифестом. Все должны его посмотреть, чтобы пополнить свои знания в области медицины. Каждый человек должен кушать каждый день. Фильм «Что мы едим?» подробно расскажет вам, что нужно есть, а что нельзя»29.

«Это фильм Департамента общественного здравоохранения. Фильм очень хороший. Если есть рекомендация, тогда нужно смотреть его всем вместе.»30.

«... огород, грязная вода. Люди покупают овощи, продают их в лодках. грязный рынок, куда приходят кухарки за покупками . Грязная кухня, домохозяйка не моет овощи. Дает их мужу и ребенку. Утром у них болят животы, они постоянно бегают в туалет. Туалет не гигиеничный. Такое [халатное] отношение [к гигиене] — причина возникновения холеры. При инфекционных заболеваниях звоните в Департамент здравоохранения.»31

- детский фильм, мелодрама: «Молодой человек» (30 августа 1929 год).

«Сегодня, завтра и послезавтра. В Сиаме выходит на экран новый фильм. Это тайский фильм. Ин Панич — владелец кинотеатра: «Я вложил [в этот фильм] 34 000 батов. Главный герой и героиня — все дети. У меня все интимное. Искусство

- Запада. Любовь поразит зрителя. Это нужно обязательно посмотреть...»32.

- приключение, комедия: «Великий свет» (6 октября 1929 год)

«Тайское кино-шоу. современный фильм . Это вы не должны упустить. Вас ждет развлечение. Это многогранный тайский фильм. Комедийные характеры некоторых персонажей. Вам придется проснуться, когда увидите сверхъестественный фильм «Великий свет». большая лодка посреди океана.»33.

В конце 1920-х годов в привилегированном слое общества королевства Сиам, среди богатой и родовитой знати и в интеллектуальных кругах наблюдается повышенный интерес к киноискусству, а также всплеск активности тайских кинокомпаний, перед которыми ставиться основная задача: создание стабильного национального кинопроизводства, способного конкурировать с зарубежными фильмами и с более организованным китайским кинопроизводством в Сиаме.

27 The daily newspaper Sri Lanka. 1928. 2 december.

28 The Movie News Newspaper. 1928. 29 july.

29 The Daily Newspapers Sri Lanka. 1929. 31 october.

30 The Daily Newspapers Sri Lanka. 13 july. 1929

31 The Daily Newspapers Sri Lanka. 20 july. 1929.

32 The daily newspaper Sri Lanka, 30 aug. 1929.

33 The daily newspaper Sri Lanka. 6 october. 1929.

Дать однозначное объяснение этому феномену сложно. Возможно, разгадка находится в азартном, увлекающемся, взрывном природном характере тайцев и в их древней философии «санук» — получение удовольствия в повседневной жизни и работе [3].

Тем не менее, очевидно, что любовь членов королевской семьи к киноискусству, как и профессиональное увлечение кинопроизводством (король-кинорежиссер Прачадхипок, принц Санбхассатра — «отец сиамского кино», принц Пурачатра Джаякара), не могли не стать побудительной причиной для подданных королевства. Следует помнить, что на рубеже XIX-XX вв. призыв великого короля-реформатора Чулалонгкона (1853-1910) перенимать лучшие достижения Запада в области культуры и техники получил живой отклик у молодой тайской элиты. А кинематограф, как известно, стал одним из самых великих достижений XX века. (продолжение следует)

Автор выражает благодарность Архиву кино Таиланда.

Появление этой статьи было бы невозможно без всесторонней помощи итальянца Маркоса Бассо — гражданина мира, страстного поклонника культуры и кино Таиланда.

The author is grateful to the Thai Film Archive. The appearance of this article would not have been possible without the full assistance of the Italian Marcos Basso, a citizen of the world, a passionate admirer of the culture and of Thai cinema.

Литература

1. Sukwong D., Suwannapak S. A Century of Thai Cinema (River Books). Bangkok: River Books Press, 2006. 154 р.

2. Киноиндустрия Таиланда // Топ-статьи. Медиа Ресурсы Менеджмент. № 19. 18 мая 2017. URL:https://mrm.ua/ru/ article/343

3. Райнер К. Эти поразительные тайландцы. М.: Астрель, 2004. 237 с.

4. Луначарский А. В. О кино вообще и Госкино в частности // «Известия». 1923. 22 июля.

5. 2440-2540. A Century of Thai Cinema Exhibition's Handbook. Thai Film Archive (Public Organization), 2013. 200 p.

6. Cinema of Thailand // National Images 1. 1927-1956. — Doodsuk Wong, Chalida Eunbongjit, Sanchai Chotisan Seranee.

— 1st edition. — Thipawan Prayoon Suk. — 2014. URL: http://www.fapot.org/files/notice/387_001-640%20Film%201c_s.pdf

References

1. Sukwong D., Suwannapak S. A Century of Thai Cinema (River Books). Bangkok: River Books Press, 2006. 154 р.

2. Kinoindustriya Tailanda [Thailand's Film Industry] // Top-stat'i. Media Resursy Menedzhment. № 19, 18 maya 2017 g. (1 maya — 7 maya 2017). URL: https://mrm.ua/ru/article/343

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Rajner K. "Eti porazitel'nye tajlandcy" ["These amazing Thai people"] / Per. s nem. Ekateriny SHukshinoj. M., Astrel', 2004. 237 s.

4 Lunacharskij A.V. O kino voobshche i Goskino v chastnosti. — «Izvestiya», 1923, 22 iyulya,

5. 2440-2540. A Century of Thai Cinema Exhibition's Handbook. Thai Film Archive (Public Organization), 2013. 200 p.

6. Cinema of Thailand // National Images 1. 1927-1956. — Doodsuk Wong, Chalida Eunbongjit, Sanchai Chotisan Seranee.

— 1st edition. — Thipawan Prayoon Suk. — 2014. URL: http://www.fapot.org/files/notice/387_001-640%20Film%201c_s.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.