Научная статья на тему 'Тенденции развития туристко-рекреационной отрасли региона'

Тенденции развития туристко-рекреационной отрасли региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / TOURISM / ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ / TOURIST SERVICES / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИЗМА / STATE REGULATION OF TOURISM / СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / PROMOTE ECONOMIC DEVELOPMENT TOURISM / ТУРИСТСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / TOURISM INFRASTRUCTURE / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / TOURISM INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хасбулатова Б.М.

Стратегии социально-экономического развития многих субъектов Российской Федерации в некоторой степени ориентированы на появление в регионах таких элементов управления, как кластеры. В последнее время все чаще при проектировании развития территорий, регионы России уделяют внимание развитию туристской сферы, как возможности диверсифицировать экономику. Похожая тенденция наблюдается и в тех дестинациях, которые носят статус монопрофильных. Именно благодаря развитию сопутствующих, смежных и альтернативных отраслей хозяйствования, в том числе и туризма, данные регионы имеют шанс получить реальные возможности для совершенствования экономической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRESS OF TURISTKO-REKREACIONNOY INDUSTRY OF REGION TRENDS

Strategies of socio-economic development of many subjects of Russian Federation are aught oriented to appearance in the regions of such custom controls, as clusters. Lately all more frequent at planning of development of territories, the regions of Russia spare attention development of tourist sphere, as possibilities to diversify an economy. An alike tendency is observed and in those destinaciyakh, which carry status mono type. Exactly due to development of concomitant, contiguous and alternative industries of management, including tourism, these regions have a chance to get the real possibilities for perfection of the economic system.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития туристко-рекреационной отрасли региона»

РЕКРЕАЦИЯ И ТУРИЗМ

УДК 338.486 БКК65.433

Хасбулатова Б. М. - к. э. н., доцент кафедры «Маркетинг и коммерция» Дагестанского государственного университета народного хозяйства Khasbulatova B. M. - сandidate of Economic Sciences associate professor of marketing and commerce Dagestan State institute of a national economy

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ РЕГИОНА

PROGRESS OF TURISTKO-REKREACIONNOY INDUSTRY OF

REGION TRENDS

Стратегии социально-экономического развития многих субъектов Российской Федерации в некоторой степени ориентированы на появление в регионах таких элементов управления, как кластеры. В последнее время все чаще при проектировании развития территорий, регионы России уделяют внимание развитию туристской сферы, как возможности диверсифицировать экономику. Похожая тенденция наблюдается и в тех дестинациях, которые носят статус монопрофильных. Именно благодаря развитию сопутствующих, смежных и альтернативных отраслей хозяйствования, в том числе и туризма, данные регионы имеют шанс получить реальные возможности для совершенствования экономической системы.

Ключевые слова: туризм; туристские услуги; государственное регулирование туризма; стимулирование экономического развития туризма; туристская инфраструктура; индустрия туризма.

Strategies of socio-economic development of many subjects of Russian Federation are aught oriented to appearance in the regions of such custom controls, as clusters. Lately all more frequent at planning of development of territories, the regions of Russia spare attention development of tourist sphere, as possibilities to diversify an economy. An alike tendency is observed and in those destinaciyakh, which carry status mono type. Exactly due to development of concomitant, contiguous and alternative industries of management, including tourism, these regions have a chance to get the real possibilities for perfection of the economic system.

Keywords: tourism; tourist services; state regulation of tourism; promote economic development tourism; tourism infrastructure; tourism industry.

К развитию туризма в регионе должен быть применим комплексный подход и комплексный анализ, который может быть осуществлен путем кластеризации отрасли. Наличие и учет взаимосвязей (не только территориальных) отдельных туристских объектов объединяет эти объекты в кластеры, которые в дальнейшем могут рассматриваться как отдельные туристско-рекреационные объединения. [1].

Кавказская туристская зона специализируется как оздоровительно — спортивная и лечебная. Лечебные зоны — это Минеральные воды, Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки, Железноводск. Славится большими

запасами лечебной грязи Тамбуканское озеро. Оздоровительно - лечебные комплексы - это Домбай, Архыз, Чегет. Также на Кавказе развит альпинизм, скалолазание, фристайл, сноуборд, парапланеризм, водный и конный туризм. Сейчас в Ставрополье начал развиваться деловой туризм.

Немного найдется в России мест, где имеются такие возможности для развития туризма и отдыха, как в Дагестане. В последнее время все чаще и чаще говорят и пишут о развитии туризма в Республике Дагестан. Это связано с созданием единого северокавказского туристского кластера, освоением с этой целью прибрежной полосы Каспия, горной зоны республики. Гости, посещающие Дагестан, не перестают восторгаться красотами природы, теплым морем, песчаными пляжами, древним и богатым культурно-историческим наследием, многоликостью дагестанских народов. Но эти ресурсы не становятся сами по себе туристическим продуктом без приложения усилий дагестанцев. Создание и дальнейшее его развитие включает несколько направлений такой деятельности. Первый аспект связан с пониманием того, каковы потребности конкретного туриста, его желаний, что привело его в нашу республику.

Отдыхать нынче модно либо за рубежом, либо, как минимум, на Черном море. Однако в Дагестане с каждым днем появляется все больше возможностей для активного и весьма экзотического отдыха, о которых зачастую мало кто знает. Туроператоры советуют выбирать хорошо освоенные маршруты, где уже все давно и заранее продумано, а сервисное обслуживание - гарантировано. Почти все дагестанские туристические фирмы предлагают как однодневные, так и недельные маршруты, цель которых - позволить туристу отдохнуть и одновременно ознакомиться с историческими и природными памятниками Дагестана. И не надо думать, что эти туры рассчитаны только на гостей из других регионов. Сами дагестанцы, особенно горожане, могут заново открыть для себя в этих поездках древнюю и прекрасную, незнакомую и родную Страну гор.

Дагестан заинтересовывает туристов песчаными пляжами Каспийского моря, горнолыжными курортами и уникальными особенностями культуры разных народностей, населяющих территории этой республики Северного Кавказа. И хотя идею турпоездки в Дагестан многие воспринимают неоднозначно, сомневаясь в безопасности отдыха там, туризм в республике развивается, и каждый год тысячи туристов делают свой выбор в пользу Дагестана.

На сегодняшний день существует множество проблем в туристической сфере государства. К основным проблемам, которые мешают этому направлению стремительно расти, процветать и развиваться, относят слабую правовую базу и регулирование субъектов туризма, недостаточные инновации в туризм, отсутствие налаженной и разработанной индустрии туризма и многие другие. Важную и основополагающую роль в проблемах туризма занимает, непосредственно, человеческий фактор, который берет свое начало в высоких государственных структурах и за-

канчивается в учреждениях по организации уровня обслуживания на местах.

В последние годы, благодаря проведению активной политики развития туризма и пристального внимания к отрасли со стороны всех уровней власти, организации крупных международных спортивных и культурных мероприятий в стране, уровень туристской инфраструктуры претерпел значительные изменения в лучшую сторону. Появились новые объекты туристского показа, предприятия размещения, изменилось лицо туристских центров, улучшены дороги, построены транспортные узлы. Однако сегодня все еще остаются нерешенными многие задачи по совершенствованию туристской инфраструктуры. А это, в свою очередь, требует серьезного внимания к вопросам формирования комфортной информационной туристической среды [2].

Количество обслуженных и оздоровленных туристов в 2015 году в Дагестане, по экспертным оценкам, увеличилось на 30% по сравнению с предыдущим годом и составило около 430 тыс. человек, из них более половины приезжих.

Туристскими фирмами Дагестана направлено в 2015 году на отдых за пределы республики, в основном в страны Ближнего Востока: Турция, Иран, ОАЭ, в европейские страны и Китай, более 32,1 тыс. человек.

Объем платных туристских услуг в 2014 году составил 4 млрд. 609,7 млн. рублей (в том числе субъекты малого предпринимательства), за 6 месяцев 2015 года - 1 млрд. 214 млн. рублей (по данным Дагстата, без учета субъектов малого предпринимательства). Объем платных услуг гостиниц и аналогичных мест размещения за 6 месяцев 2015 года увеличился до 491,2 млн. рублей, тогда как за весь 2014 год он составлял 590 млн. рублей.

Отмечено, что на территории Республики Дагестан насчитывается 41 туристское предприятие, 191 коллективных средств размещения на 17 тыс. 964 мест (116 гостиниц на 3 тыс. 169 койко-мест, 23 санаторно-курортных учреждения на 2,6 тыс. койко-мест, 52 туристические базы на 12 тыс. 195 койко-мест.

За 2014-2015 годы в республике построены и введены в строй 13 объектов туристической инфраструктуры на 819 мест за счет частных инвестиций: отель «Метрополь» (53 номера на 100 мест) в Махачкале; туристическая база «Бригантина» (43 номера на 110 мест) в Махачкале; 4-звездный отель «Сарыкум» (54 номера на 101 место) в Кумторкалин-ском районе; отель «Кассиопея» (26 номеров на 70 мест) в Избербаше; гостиница «Заря» (16 номеров на 40 мест) в Дербенте; гостиница «Крепость» (17 номеров на 47 мест) в Махачкале; культурно-развлекательный центр «Алые паруса» (14 номеров на 42 места) в Дербенте; гостиница «Альгамбра» (8 номеров на 14 мест) в Махачкале; гостиница «Капитал» (43 номера на 80 мест) в Махачкале; гостиница «Фламинго» (45 номеров на 90 мест) в Хасавюрте; гостиница «Прага» (6 номеров на 15 мест) в Дербенте; гостиница «1000 и 1 ночь» (20 номеров на 46 мест) в Махачкале; туристическая база «Райский берег» (16 номеров на 64 места) в Избербаше.

В течении 2015 года Комитетом по туризму Республики Дагестан во взаимодействии с муниципальными образованиями осуществлен комплекс мероприятий, направленных на создание сети гостевых домов и сельских усадеб с элементами традиционного жизненного уклада дагестанцев, и в целом на развитие туристской инфраструктуры в сельской местности. Создание таких специализированных туристских средств размещения, стилизованных под традиционные жилища населяющих регион народов с атрибутами национального жизненного уклада горцев Дагестана, позволяет небольшим туристским группам ближе познакомиться с самобытной культурой, историей, этнографией и обычаями народов Дагестана.

Тенденции развития туристической отрасли должны привести к изменению целевых установок при построении стратегии управления туризмом. Но вместе с тем многие учреждения культуры, являющиеся объектами туристского показа, становятся все больше островками за-стылости, неподвижности, теряют области культурного, символьного и деятельностного совпадения с реальностью. В результате многие из них становятся неинтересны детям и молодежи, требующим высокой интерактивности процессов познания и обучения. Как и традиционные туристские программы.

Не менее актуальными на сегодняшний день остаются вопросы содействия развитию транспортной инфраструктуры, обустройству дорог и дорожной инфраструктуры, решение вопросов организации движения туристических автобусов в условиях высокой загрузки автодорог, обустройства стоянок в зонах повышенного туристского интереса. Наибольший потенциал роста на внутреннем рынке имеет самодеятельный автотуризм, чему немало способствует повышение количества автомобилей на душу населения, обустройство автотуристских кластеров на ключевых трассах федерального значения, развитие сети придорожных гостиниц. Однако остаются нерешенными вопросы обеспечения безопасности туристов на маршруте, недостаточная информированность населения о существующих туристских маршрутах и местах туристского показа, возможностях организации питания и ночлега по пути. Несмотря на указанные сложности, автомобильный туризм можно считать наиболее перспективным для организации путешествий внутри домашнего или в соседние регионы [2].

Особенно важным и острым вопросом сегодня является высокие цены на услуги железнодорожного и авиационного транспорта на линиях внутреннего сообщения. Решение данного вопроса требует как активных действий со стороны регулирующих органов государственной власти, так и создания условий для усиления конкуренции среди перевозчиков, проявления частной инициативы, организации коммерческих нерегулярных рейсов, привлечения транспортных компаний, способных предложить сниженные цены на услуги приемлемого качества [3].

Кроме социальных проблем, в туризме существуют и развиваются проблемы, связанные с политическими и экономическими перепадами и нестабильностью, устаревшими системами связи и коммуникаций, а также экологические проблемы. Дагестан, самая проблемная северокав-

казская республика, расположена в «правовом зазеркалье». Москва регулярно меняет руководство региона, но ситуация от этого не улучшается. Насилие для Дагестана, где ежедневно убивают людей, - вещь привычная. Как, впрочем, и коррупция, безработица, нарушения прав человека.

Все проблемы не только существенно тормозят развитие данной сферы деятельности, а и способствуют массовому оттоку доходов, которые приносят государству туристические учреждения и организации.

Список литературы:

1. Шахшаева Л.М. «Перспективы развития туристического маркетинга в Республике Дагестан» // Сборник материалов Международной конференции «Маркетинг: реальность и взгляд в будущее», г.Варна, Болгария

2. Хасбулатова Б.М. «Инструменты территориального маркетинга как фактор повышения конкурентной устойчивости региона» //Сборник материалов международной конференции «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности», г.Махачкала

3. Хасбулатова Б.М. Маркетинг территорий как основной фактор повышения социально-экономического уровня региона // Российское предпринимательство. - 2010. - №12(48). - С.97-101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.