Научная статья на тему 'Тенденции развития современных средств интерактивного взаимодействия в образовательном процессе'

Тенденции развития современных средств интерактивного взаимодействия в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
440
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ONLINE ОБУЧЕНИЕ / INTERACTIVE INTERACTION / TRAINING / PROCESS OF TRAINING / ON-LINE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юдалевич Наталья Владимировна

В данной статье рассматриваются современные методы интерактивного взаимодействия, применяющиеся в процессе обучения. Выявляется их многообразие, функциональность и возможность повышения с их помощью качества процесса обучения. Рассматриваются их положительные свойства и их недостатки. Делаются предположения о дальнейшем векторе развития систем интерактивного взаимодействия в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendencies of development of modern means of interactive interaction in educational process

In this article the modern methods of interactive interaction which are applied in the course of training are considered. The author tries to reveal their variety, functionality and a possibility of increase with their help of quality of process of training. Their positive properties and their shortcomings are considered. Assumptions of a further vector of development of systems of interactive interaction in educational process become.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития современных средств интерактивного взаимодействия в образовательном процессе»

УДК 378.14

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ИНТЕРАКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

© Юдалевич Н. В., 2017

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

В данной статье рассматриваются современные методы интерактивного взаимодействия, применяющиеся в процессе обучения. Выявляется их многообразие, функциональность и возможность повышения с их помощью качества процесса обучения. Рассматриваются их положительные свойства и их недостатки. Делаются предположения о дальнейшем векторе развития систем интерактивного взаимодействия в учебном процессе.

Ключевые слова: интерактивное взаимодействие, обучение, процесс обучения, online обучение

Живя в эпоху перемен, бурного развития информационных технологий и всего, что с ними связано, нельзя не ощутить на себе влияние процессов, изменяющих привычное течение жизни и устоявшиеся правила.

«В настоящее время система высшего образования нуждается в специально организованных информационно-образовательных

средах, что обусловлено необходимостью ее адаптации к мировому информационному пространству. Поэтому необходимо создание, развитие и эффективное использование информационно-образовательной среды, для которой необходимо применить научный, методический, информационный, технологический, организационный педагогический потенциал,

131 Бизнес-образование в экономике знаний

№ 2 •2017

накопленный российской системой

профессионального образования» [1].

Мир ежедневно приносит нам великое множество новых возможностей для реализации всех видов деятельности во всех сферах жизни. Новые механизмы, облегчающие рутинную работу, новые средства коммуникаций, упрощающие и ускоряющие процесс передачи информации, новые технологии, делающие более эффективной организацию процессов, ранее требовавших больших трудовых и временных затрат, появляются во всех сферах нашей жизни.

Изменения касаются всех областей человеческой деятельности, в частности, образования, изменяя не только средства, применяемые в образовании, но и меняя способ мышления, как тех, кто обучается, так и тех, кто обучает. И не всегда эти изменения носят позитивный характер и имеют долгосрочный положительный эффект.

Не вдаваясь в подробности всем известной истории развития средств и способов обучения, рассмотрим ситуацию, в которой находится процесс обучения на сегодняшний день.

Начнем с того, что, при обучении принято выделять три вида интерактивного взаимодействия по количеству его участников. Это взаимодействие «один-один», «один-много» и «много-много». Если говорить о видах взаимодействия во времени, то существует взаимодействие синхронное (здесь и сейчас) или и асинхроное (то, есть отложенное во времени).

Само слово «интерактивность» пришло к нам из латинского языка от слова «interactio» , что подразумевает «inter» — взаимный, между и «actio» — действие. Таким образом, интерактивность — одна из характеристик диалоговых форм процесса познания [2].

Для начала рассмотрим взаимодействие обучающего с обучающимися в классе, то есть лично. Казалось бы, нет ничего понятнее и обыденнее обычной лекции в ВУЗе или урока в школе, когда преподаватель непосредственно передает свои знания (умения, навыки, опыт) ученикам. И, тем, не менее, и при этом личном общении сегодня используется масса достижений современной науки и технологий.

Как подчёркивают Осиянова О. М. и Пфейфер М. А., важное место в развитии интерактивного взаимодействия учащихся занимают технологии интерактивного обучения, требующие пересмотра

деятельности педагога, выступающего

организатором самостоятельной познавательной деятельности учащихся [3].

Так что на сегодня ни один «урок» не обходится без использования презентаций, видео-, аудио-, фотоматериалов и прочих средств. Бесспорно, все эти иллюстративные материалы помогают оживить занятие, привлечь внимание обучающихся и наглядными примерами, более ярко проиллюстрировать то, что является предметом изучения. Но нельзя забывать и о, на первый взгляд, незаметных отрицательных моментах. Есть мнение, что любое развитие находится вне зоны комфорта, так что ученики зачастую воспринимают иллюстративный материал как развлечение, не фиксируют на нём своего внимания и, выходя из класса, начисто забывают то, что было им продемонстрировано. Происходит это от того, что в большинстве случаев такого рода материалы, являясь собственностью и ноу-хау преподавателя, и в больших количествах демонстрируемые на занятии, становятся недоступными обучающимся вне занятия, так и оставаясь в личных архивах преподавателя. Кроме того, многие преподаватели зачастую вообще перестают базироваться на каком-либо учебнике, предлагая ученикам авторскую методику, которая будучи вполне хороша, тем не менее, не дает возможности впоследствии вернуться к ней, заново осмыслить и повторить то, что было дано при личном общении. Проблему эту качественно решает хорошо продуманная система электронных учебных курсов, позволяющая, как минимум хранить большие объёмы учебных материалов для их последующего изучения. И такие системы на сегодняшний день существуют в огромном количестве. Они в какой-то мере решают задачи хранения учебной информации, не смотря на то, что количество, разнообразие и продолжительность существования подобного рода систем порой приводит к некоторым сомнениям в целесообразности их использования в данном виде.

Несомненно, что кроме учебных материалов в учебном процессе активно используются различные методы контроля знаний. И как раз в этой сфере новые технологии на сегодняшний день предоставляют великое разнообразие различных средств.

Рассматривая всё это многообразие средств, можно их структурировать в виде следующей таблицы:

Таблица 1. Виды интерактивного взаимодействия при обучении online

«один-один» «один-много» «много-много»

Асинхронное (отложенное) взаимодействие

Электронная почта Viber WhatsApp Skype ICQ Почтовая рассылка Аккаунт в соц. сети Блог (либо сайт) преподавателя Telegram Padlet Форум Группа в соц. сети Viber WhatsApp Google-диск

Google-диск Dropbox и прочие ему подобные Группа в соц. сети Google-документ СДО Wiki-ресурс Беседа в соц.сети

Синхронное (здесь и сейчас)

Messenger Личное сообщение в соц. сети Чат SMS Online-трансляция Вебинар Google-документ Skype-конференция Online-трансляция WhatsApp-конференция Skype-конференция Совместная работа в google-документе Беседа в соц. сети Облачные сервисы

Очевидно, что все эти способы взаимодействия имеют как свои достоинства, так и свои недостатки. К безусловным достоинствам можно отнести то, что всё это современные средства взаимодействия, которые являются привычной средой для большинства обучающихся, поскольку, не смотря на то, что в наше время люди обучаются на протяжении всей жизни, всё же подавляющим большинством обучающихся людей является молодёжь, либо взрослое активное население, использующее в своей жизни и в работе большинство вышеперечисленных средств взаимодействия.

Кроме того, при таком интерактивном взаимодействии на расстоянии немаловажным является тот факт, что у людей появляется ощущение единства с другими участниками учебного процесса, но при этом не теряется ощущения индивидуального подхода к каждому участнику.

Также неоспоримым преимуществом является быстрая обратная связь, как при синхронном, так и при асинхронном взаимодействии.

При асинхронном взаимодействии также важным в эпоху всеобщей занятости и дефицита времени является возможность выбора времени и места. Технические средства сегодня позволяют нам учиться где угодно, в кафе, в транспорте по дороге на работу или учёбу, равно как и в любом общественном месте.

Особо хотелось бы остановиться на прочно вошедших в нашу жизнь облачных сервисах, которые активно используются преподавателями при проведении занятий. Среди них на сегодня существуют десятки, если не сотни, из которых особо можно выделить следующие группы инструментов, котрые применяются наиболее часто:

• Online-доски (RealtimeBoard, Whiteboard, Tutorsbox, Cosketch, Padlet, WikiWall, A.nnotate и пр.) — инструменты для осуществления совместной работы над проектами, для совместного решения широкого спектра учебных и практических задач, позволяющих некоторому количеству пользователей производить

определенные действия, направленные на достижение поставленной цели.

• Облачные документы (Google-документы, DropBoxи пр.) — всем известные сервисы, позволяющие группе людей одновременно работать над некоторым документом.

• Online-блокноты (TitanPad, EtherPad, One Drive, OneNote online и пр.) — сервисы, которые можно в ходе занятия использовать в качестве общей записной книжки для оперативного обмена идеями или для их оперативной фиксации.

• Системы тестирования (Google Form, Flubaro, Socrative и пр.) — сервисы, предназначенные для быстрого формирования опросников и тестов для проверки знаний либо для выяснения мнений по интересующей теме. Некоторые из них снабжены минимальной системой анализа полученных ответов для получения мгновенных результатов опроса.

Все эти инструменты, безусловно, оживляют занятия, делают их более интересными и развлекательными, придают процессу обучения свойства игровые свойства и во многом облегчают задачу коммуникации участников процесса, а также помогают визуализировать многие учебные моменты.

Но процесс обучения состоит не только из занятий. Очень важной составляющей любого учебного процесса является анализ результатов обучения, прогнозирование и корректировка траектории обучения в соответствии с результатами анализа. Все вышеперечисленные средства хороши сами по себе, но они разрознены и по большей части изолированы, ибо созданы в разное время разными производителями и к тому же для разных целей.

Приведем всем понятный пример. Сейчас очень эффективным и удобным считается обучение иностранным языкам посредством приложения Skype. Он хорош тем, что человек не только может учиться на расстоянии, но и брать уроки непосредственно у преподавателей носителей языка. Преподаватель, ведя подобный урок, может применять любые инструменты, существующие в Интернет, многие из которых бесплатны. Он может давать статьи из электронной прессы, давать

133 Бизнес-образование в экономике знаний

№ 2 •2017

прослушивать реальные аудио сводки новостей, проводить тесты по просмотренным видеосюжетам, проводить тесты по грамматике языка, обсуждать фото и прочее, то есть изучать все аспекты иностранного языка, давая возможность обучающемуся практиковаться на реальных примерах. Преподаватель по ходу может делать комментарии, как устные, так и текстовые (набирая их в окне Skype).

Таким образом, можно провести бесконечное количество занятий с бесконечным количеством учеников. Но у преподавателя при этом не будет никаких инструментов для фиксирования всех достижений учеников для того, чтобы проанализировать их прогресс и сделать выводы на перспективу. Все результаты пройденных тестов в лучшем случае останутся на сайте, где был пройден тест, все обсуждения останутся

незафиксированными. В лучшем случае, преподаватель может вести журнал в MS Excel, MS Word или другом приложении, в котором он будет по старинке фиксировать результаты занятий.

Решить эту проблему может интегрированная система обучения, содержащая в себе все возможности интерактивного взаимодействия, описанные выше. И такие системы, разумеется, существуют на сегодняшний день в достаточном количестве. Они позволяют хранить, накапливать результаты интерактивного взаимодействия между обучающим и обучающимся и, в той или иной степени, позволяют анализировать результаты и делать прогнозы. И они хорошо подходят для организаций, постоянно и в довольно больших объёмах ведущих обучение и которые могут себе позволить приобретение качественной обучающей платформы или системы дистанционного обучения.

Кроме того, что большая интегрированная система обучения может оказаться дорогостоящей, ее необходимо постоянно модернизировать, дабы она могла отвечать современным требованиям к системе обучения. А это значит, что должна быть возможность внедрения в неё вновь появляющихся средств интерактивного взаимодействия. Но, как известно, это весьма трудоёмкий недешёвый процесс. Вот почему современный преподаватель, даже имея возможность использовать качественную современную систему обучения, всё чаще прибегает к множеству сторонних сервисов, жертвуя возможностью анализировать результаты, ибо разнообразие и возможности сторонних сервисов дают возможность сделать учебный курс интереснее, работу продуктивнее и результаты качественнее.

Какой вывод можно сделать из изложенного выше? Какими сервисами должен пользоваться современный преподаватель? Как и в каком направлении будут развиваться средства и системы обучения? Что лучше — единая интегрированная, стабильная, но менее гибкая система или разрозненный набор новейших сервисов?

Очевидно, что образовательные сервисы сегодня переживают очередной виток своего развития, когда из хаоса и многообразия формируется новая интерактивная образовательная среда. ■

1. Артюхина М. С. Интерактивное взаимодействие как основа образовательной среды вуза [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования №6, 2014 - URL:https://www.science-educatюnru/ru/article/view?id=17006 (Дата обращения: 27.03.2017)

2. Комарова И. В. Интерактивное образовательное взаимодействие подростков в процессе обучения. Вестник Оренбургского государственного университета Выпуск № 2 (138) / 2012

3. Пфейфер М. А., Осиянова О. М. Развитие интерактивного взаимодействия учащихся в компетентностно-ориентированном образовании [Электронный реусрс] // суЬег1ешпка: Интернет-портал - URL:http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-mteraktivnogo-vzaimodeystviya-uchaschihsya-v-kompetentnostno-orientirovannom-obrazovanii (Дата обращения: 27.03.2017)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Артюхина М. С. Интерактивное взаимодействи е как основа образовательной среды вуза [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования №6, 2014 -URL:https://www.science-

education.ru/ru/article/view?id=17006 (Дата

обращения: 27.03.2017)

Комарова И. В. Интерактивное образовательное взаимодействие подростков в процессе обучения. Вестник Оренбургского государственного университета Выпуск № 2 (138) / 2012

Пфейфер М. А., Осиянова О. М. Развитие интерактивного взаимодействия учащихся в компетентностно-ориентированном образовании [Электронный реусрс] // cyberleninka: Интернет-портал - URL:http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-interaktivnogo-vzaimodeystviya-uchaschihsya-v-kompetentnostno-orientirovannom-obrazovanii (Дата обращения: 27.03.2017)

Tendencies of development of modern means of interactive interaction in educational process

© Iudalevich N., 2017

In this article the modern methods of interactive interaction which are applied in the course of training are considered. The author tries to reveal their variety, functionality and a possibility of increase with their help of quality of process of training. Their positive properties and their shortcomings are considered. Assumptions of a further vector of development of systems of interactive interaction in educational process become.

Keywords: interactive interaction, training, process of training, on-line training

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.