Научная статья на тему 'Тенденции развития современного мирового рынка'

Тенденции развития современного мирового рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4952
427
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ / ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ / МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО / РЕГУЛИРОВАНИЕ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дерен Василий Иосифович

В статье анализируются проблемы развития мировой торговли, ее особенностей и тенденций, проявляющихся в послевоенный период времени и, в частности, после 1990-х гг. Обозначены факторы, вызывающие указанные особенности и тенденции. Подчеркивается растущее влияние мировой торговли и степени ее эффективности на развитии всех форм связей и отношений в мировой экономике в целом. Среди основных тенденций современной мировой торговли выделяются и анализируются такие, как динамика и модификация ее масштабов, объектов, субъектов, региональной и товарной структуры. Особое внимание уделяется тенденциям развития новых мировых рынков, появившимся в 1970-е гг. В форме выводов обосновывается необходимость регулирования современного мирового рынка на всех его уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития современного мирового рынка»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА World Economy

В.И. Дерен

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО РЫНКА

V.I. Deren

Trends in the Development of the Modern Global Market

Мировая торговля - важнейшая, пожалуй, исторически первая форма международных отношений и фактор усиления интернационализации процессов воспроизводства, то есть производства, распределения, обмена и потребления благ. При ее анализе важно различать внешнюю торговлю, когда обмен как один из элементов воспроизводственного процесса выходит за пределы экономических и политических границ конкретного государства, образуя тем самым на территориях других стран свои интернационализированные ядра (сферы) обменных отношений, что может приносить и поставщикам, и получателям определенную выгоду; международную торговлю - совокупность частей обменных интернационализированных ядер, концентрирующихся за пределами политических границ всех государств, размывая их экономические границы и формирующие соответствующие выгоды или потери; мировую торговлю - совокупность всех частей обменных интернационализированных ядер, включая внутренний обмен стран и территорий, растекающаяся в современных условиях по всему миру и формирующая соответствующие выгоды или потери (к сожалению, в современных условиях мы живем в мире, который «все чаще заставляет усомниться в официальной версии о том, что торговля приносит общие выгоды»1).

Практика показывает, что появившиеся в мировой экономике интернационализированные ядра, связанные с обменом, все активнее втягивают в мировой общественный процесс все элементы индивидуального и общественного производства и воспроизводства, как бы пропускают через свои каналы основной объем операций других форм международных связей и отношений вызывая тем самым все новые явления как в мировой торговле, так и в мировой экономике в целом.

Мировая торговля всегда отличалась от всех других форм международных отношений хотя бы тем, что она всегда предполагает смену форм собственности конкретного объекта через смену форм его стоимостей, когда потребительная стоимость товара через его стоимость и цену принимает форму потребительной стоимости другого - зарубежного собственника2.

Но и сама мировая торговля в процессе своего развития время от времени в той или иной степени изменяется и проявляется с определенными особенностями в степени ее эффективности, ее масштабах, субъектах, объектах, географической и товарной структуре, появляются и развиваются все новые тенденции ее функционирования. Анализу этих особенностей и тенденций значительное внимание уделяют многие ученые, в том числе и особенно специалисты ООН3.

Факторами развития мировой торговли и вызывающими на разных этапах особенности ее развития, являются: углубление международного разделения труда; появление, ускорение НТП, а в современных условиях и НТР; степень развитости мировой и внутри отдельных стран экономической, рыночной и социальной инфраструктуры; усиление процессов обобществления объектов собственности, производства и появление на этой основе транснациональных, межнациональных и других форм глобализированных корпораций (ГК); появление и углубление мировых экономических кризисов перепроизводства капиталистической экономики и других подобных глобальных потрясений; мировые и локальные войны; нарастание глобализации мировой экономики; неравномерность обеспеченности стран природными и экономическими ресурсами; разность на планете Земля климатических и природных условий; различия в емкостях рынков отдельных стран и регионов; степень достигнутых отдельными странами уровней внешней торговли, других форм внешних связей и их выгодности; уровень общего экономического развития экономики отдельных стран и их факторов производства, особенно рабочей силы; состояние и степень изменчивости мировой и национальных валют и мировых цен; степень участия стран в международных экономических и политических организациях; направленность их внутренней и внешнеэкономической политики; направленность политики международных организаций и др.

Все эти и многие другие факторы в отдельности и сообща могут стимулировать или сдерживать мировую торговлю, в свою очередь, развитие мировой торговли непосредственно воздействует на все эти факторы.

Несмотря на то, что торговля как экономическое явление и особая форма бизнеса существует многие тысячелетия, начав свое развитие с периода каменного века, а мировая торговля - с появлением государств, наиболее заметные особенности и тенденции ее развития проявляются, пожалуй, начиная с ХХ в., точнее, с 1950-х гг., когда мировая экономика была более-менее восстановлена после Второй мировой войны, и с 1990-х гг. в результате разрушения значительной части мировой социалистической системы и революционных преобразований в постсоциалистических странах.

Остановимся лишь на некоторых наиболее заметных особенностях и тенденциях современной мировой торговли.

Резко повышается роль мировой торговли во всех формах международных связей. На ее основе усиливается международное движение капитала,

населения, рабочей силы, развиваются валютно-финансовые отношения, появляются все новые формы международного бизнеса. При этом, кроме непосредственных производителей благ, выстраиваются многочисленные многоуровневые пирамиды разного рода предпринимателей и бизнесменов-посредников, среди которых банки, фонды, прочие финансовые институты, юридические конторы, транспортные фирмы, сервисные компании, информационные центры, рекламные агентства и многие другие. Особо отметим, что все эти формы международных отношений развиваются более активно по сравнению с мировой торговлей.

Важнейшая из современных тенденций мировой торговли является нарастающий рост ее темпов под влиянием резкого снижения коммуникационных, транспортных издержек, других факторов. Например, за 1913-1938 гг. физический объем мирового экспорта вырос на 20%, за 1950-1998 годы - в 7 раз, а за 1990-2017 годы, по разным данным, -в 5-6 раз.

Но на основе закона неравномерности развития капиталистической экономики мировая торговля развивается крайне неравномерно: в 1990 г. мировой экспорт вырос на 4%, а мировой валовой продукт (МВП) - на 3%, в 1994 г. эти показатели составили, соответственно, - 10 и 2%, в 2000 г. - 9 и 4%, в 2009 г. произошло резкое падение и МВП, и мирового экспорта, а начиная с 2012 г. темпы роста мировой торговли (2-3% в год) практически соответствовали темпам роста МВП и мирового промышленного производства. Так, по данным ЮНКТАД, с 2012 по 2016 г. мировое промышленное производства увеличивалось от 2,2 до 2,5% в год, мировой эксперт от 2,3 до 3,3%, а импорт от 1,6 до 3,0% в год4.

Растет средняя мировая экспортная квота: в 1900 г. она составляла около 4%, в 1950 г. - 10%, а в настоящее время в отдельные годы она приближается к 35%, то есть все большая часть производимых в странах товаров предназначается для их потребления в других странах. Этому способствует прежде НТР как важнейший фактор мировой торговли и ее диверсификации, усиления зависимости внутреннего производства от зарубежных потребителей, а внутреннего спроса - от зарубежного производства.

С 1990-х гг. наблюдается либерализация мировой торговли в основном за счет полной открытости постсоциалистических стран мировой экономике. Но в связи с тем, что «сфера международной торговли всегда была вотчиной крупных компаний»5 и остается таковой в настоящее время, мировой рынок усиливает перераспределение мирового богатства в пользу наиболее развитых стран. И этот процесс, к сожалению, не ослабевает.

Нарастают некоторые тенденции, которые были свойственными далеким прошлым временам мировой торговли, в частности - ее криминализация (контрабанда, фальсификация торговых марок, торговля людьми, втягивание их в локальные войны, в преступные группировки и другие формы неблаговидной деятельности), особенно относительно развиваю-

щихся и постсоциалистических стран. По данным ООН, количество жертв в современной международной торговле людьми превышает 21 млн человек, а оборот этого бизнеса достигает 150 млрд долл. В год.

В последние десятилетия происходят заметные изменения в структуре субъектов мировой торговли, что проявляются в активизации внешней торговли экономически развитых стран (их доля в мировом экспорте достигает 75%) и между ними. Этому способствуют следующие причины: высокая емкость рынков развитых стран; рост на мировом рынке доли услуг и высокотехнологичных конечных товаров, которые производятся и реализуются в основном в экономически развитых странах; относительное снижение в мировой торговле доли сырья, которое производится в основном за пределами развитых стран, и потребительских благ, которыми эти страны обеспечиваются во многом самостоятельно; повышение роли внутриотраслевого и снижение роли межотраслевого международного разделения труда и т. д.

По тем же причинам, а также из-за занятости на мировом рынке соответствующих ниш не увеличиваются, а то и снижаются роль и доля в мировой торговле развивающихся и постсоциалистических стран, падают объемы торговли и между ними. Развивающиеся страны составляют большую часть стран мира, но их доля в мировой торговле не достигает 25%, и 80% их товарооборота связано с развитыми странами. При этом, например, в 2016 г., по данным ВТО, объем импорта развитых стран вырос на 2%, а в развивающихся странах - на 0,2%.

С 1980 по 2014 г. развивающиеся страны увеличили свою долю в мировом экспорте продукции обрабатывающей промышленности с 10 до 45%, а в общем экспорте азиатских стран в 2014 г. продукция обрабатывающей промышленности составляла около 90%6. Но при этом важно отметить и следует иметь в виду, что в группу развивающихся стран некоторые аналитики, вопреки реальности, включают и социалистический Китай, что существенно искажает экономические показатели, касающиеся непосредственно группы развивающихся стран (у Индии - развивающейся страны, все экономические показатели гораздо скромнее китайских). Напомним: за указанный период по промышленному производству Китай вышел на первое место в мире, оттеснив вместе взятых и США, и Европейский союз. В 2016 г. доля Китая в мировом промышленном производстве составляла 24,6%, тогда как этот показатель в США составлял 10,0%, а у стран ЕС - 13,5%7.

Одной из, пожалуй, самой заметной тенденцией в развитии мировой торговле, появившейся в 1990-е гг., является резкое снижение в этом процессе постсоциалистических стран. Так с 1990 по 2016 г. объемы торговли между постсоциалистическими странами снизились в два с лишим раза, а их доля в мировой торговле сократилась с 10-12% до 4-5% (кстати, доля новой России в мировом экспорте за указанные годы снизилась примерно с 15 до 1,8%8).

Крайне неблагоприятной для развивающихся стран (а сегодня и для России) является растущая тенденция превышения их экспорта над импортом (а в развитых странах проявляется обратная тенденция). Экспорт из развивающихся стран в структуре мирового экспорта растет, теоретически это должно сопровождаться соответствующим ростом их доходов. Но этого не происходит, так как в большинстве развивающихся стран сложилась и во многом сохраняется крайне неблагоприятная структура экспорта и импорта. Если экономически развитые страны экспортируют в основном технологии и наукоемкие товары, цены которых постоянно растут, то развивающиеся и постсоциалистические страны за небольшим исключением экспортируют в основном сырье или полуфабрикаты, цены которого часто снижаются (напомним: только в 2014 г. цена нефти снизилась в два раза) или растут гораздо меньшими темпами.

В современных условиях (как и с 1917 по 1990 гг.) наиболее высоких темпов роста внешней торговли, а также ВВП и промышленного производства достигают социалистические страны. Например, с 2012 по 2016 гг. социалистический Китай увеличивал свое промышленного производства от 6,7 до 7,7% в год, эксперт товаров от - 0,9 до 7,7%, а импорт от - 2,2 до 9,9% в год (между тем у постсоциалистических государств в тот же период эти показатели были на порядок ниже китайских)9. И в 2018 г. в Китае эти показатели превзошли все ожидания, тогда как в Бразилии и Южной Африке рост не только не ускорился, но даже замедлился10. Кстати, КНР, по данным аналитиков ОЭСР-ВТО, является одной из очень немногих стран (скорее исключение), которой с 1995 по 2014 гг. удалось увеличить долю добавленной стоимости, созданной отечественной обрабатывающей промышленностью, в общем объеме экспорта на 12 процентных пунктов.

В 2017 г. среди 119 стран, учтенных специалистами ООН, основными продавцами на мировом рынке были КНР, которая экспортировала товаров на общую сумму 2,26 трлн долл., что, по нашим расчетам, составляло 14,7% совокупного экспорта 119 стран, США, соответственно, - 1,54 трлн. долл. (9,97%), ФРГ - 1,45 (9,4%), Япония - 0,7 (4,5%), Южная Корея -0,6 трлн. долл. (3,9%)11. Таким образом, Китай по экспорту (2,1-2,3 трлн долл. в год) и импорту (1,8-2,0 трлн долл. в год) товаров с 2007 г. прочно держит первое место в мире.

США по объемам годового экспорта (1,3-1,6 трлн долл.) и импорта (2,02,4 трлн долл.) все еще остается крупнейшей (второй) торговой державой мира, но все заметнее оттесняются другими странами: доля США в мировом экспорте в 1947 г. превышала 30%, а в 2017 г. составляла около 10%.

Все активнее монополизируют и дестабилизируют мировую торговлю транснациональные, межнациональные и другие формы глобализированных корпораций, контролирующие свыше 60% мировой торговли, через них реализуется до 90% товаров, вывозимых развивающимися странами. Под влиянием глобализированных корпораций и наиболее экономически

развитых государств на мировом рынке стали типичными и постоянно нарастают неэквивалентный обмен, «ножницы цен» и «множественность цен» («ценовая дискриминация»), постоянные санкции и т. п.

На мировом рынке появляются все новые субъекты, активно воздействующие на всю систему международных отношений. Наиболее заметными из них являются Всемирная торговая организация, Международный валютный фонд, Всемирный банк. Все активнее проявляют себя другие межгосударственные, надгосударственные, государственные и негосударственные международные институты, так или иначе, в той или иной степени регулирующие все потоки мировой торговли, воздействующие на все ее объекты и субъекты.

В последние годы наблюдаются серьезные изменения в объектах мирового рынка. Только за 1950-2016 гг. во многом в связи с ростом объемов мировой торговли в мировом экспорте доля сырья (кроме энергоресурсов) снизилась с % до менее !!, а доля готового продукта превысила %. Выросла доля продукции обрабатывающей и химической промышленности (в два раза), оборудования и транспортных средств (в три раза). Появляются все новые объекты мировой торговли, а их содержание и структура также значительно модифицируются.

За последние десятилетия под влиянием НТР на мировом рынке появились многие тысячи совершенно новых товаров и их рынков.

За короткое время появились ранее неизвестные мировые рынки12. Наиболее заметными из них являются: рынки национальных валют как самостоятельных объектов этих рынков, возникшие в начале 1970-х гг. с пуском в 1971 г. доллара США в «свободное плавание»; европейский, а затем и мировой рынок евро - валюты Европейского союза, который серьезно оттесняет мировой рынок доллара США (первые торги евро состоялись в 1999 г.); рынок евровалют - рынок уходящих, начиная с 1970-х гг., из-под «домашней» юрисдикции нефтедолларов, евродолларов и прочих национальных валют; рынок деривативов, появившийся в начале 1970-х гг., как рынок производных финансовых инструментов; рынок курсов валют, возникший на фьючерсных рынках как результат нестабильности и непредсказуемости валютного рынка и валютных курсов. Относительно новыми, но активно развивающимися можно признать мировые рынки франчайзинга, инжиниринга, лизинга, факторинга, информации и др.

Особую активность в современных условиях проявляет мировой рынок деривативов, стимулировавший мировой экономический кризис 2008 г. Но и после кризиса, когда «банки стали еще крупнее за счет государственных средств, использование непрозрачных финансовых инструментов снова стало нормой, масштабы теневой банковской деятельности возросли, по оценкам, до 160 трлн долл., что в два раза превышает размеры мировой экономики, стоимость внебиржевых деривативов превысила 500 трлн долл., и, что неудивительно, вновь хлынул поток бонусов для банкиров»13.

Другими словами, международный финансовый капитал, его олигархия и личная уния сдерживают потенциальные возможности эффективного развития мирового рынка и мировой экономики в целом.

Особый интерес представляет также международный долговой рынок14.

На мировом рынке нарастает торговля разного рода услугами, особенно результатами интеллектуальной человеческой деятельности.

Торговля услугами в рамках совокупной мировой торговли развивается с гораздо более высокой активностью: только за период с 2000 по 2016 гг. торговля этой формой товаров выросла в 3,2 раза, тогда как торговля прочими товарами увеличилась в 2,5 раза. И как результат доля услуг в мировой торговле увеличилась с 19 до 23%. Но основными поставщиками услуг на мировой рынок в настоящее время продолжают оставаться США (в 2016 г. их экспорт услуг составлял 733 млрд долл.), Великобритания (329), ФРГ (267), Франция (235), Китай (207 млрд долл.). Но в импорте услуг КНР занимает второе после США место, и с 2000 по 2016 гг. увеличила этот показатель с 36 до 449 млрд долл. (почти в 12,5 раза), что в 2016 г. составляло 9,7% мирового экспорта услуг15.

В свою очередь в рамках услуг еще более активно развивается торговля товарами как результатами интеллектуальной деятельности, в том числе высокотехнологичными, экспорт которых с 2000 по 2015 гг. вырос в 4 раза, а его доля в общем мировом экспорте услуг увеличился с 30 до 35%16.

Растут объемы торговли с использованием средств информации, телекоммуникаций, системы Интернет. Все большее распространение получает цифровая торговля, мировой оборот которой в настоящее время, по данным ЮНКТАД, превышает 25,3 трлн долл., из них на торговлю между компаниями приходится около 90%, а на розничную торговлю - около 10%. Одновременно растет производство и экспорт информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), производство которых приближается к 7% МВП, в секторе услуг ИКТ занято около 100 млн работников, а мировой экспорт услуг ИКТ с 2010 по 2015 гг. вырос на 40%.

Нарастает активность отдельных, прежде всего наиболее экономически развитых, стран в цифровой торговле, что не только активизирует саму эту торговлю, но способствует развитию как материальной, так и нематериальной цифровой инфраструктуры - основы предпосылок успешного участия населения и разных форм предпринимателей в цифровой экономике в целом. По данным ООН, наряду с наиболее экономически развитыми странами, особую активность здесь проявляет Китай, который использует цифровые технологии для перехода на уровень пред- и постпроизводственных задач в структуре производственно-сбытовых цепочек, где доля добавленной стоимости является самой весомой. Согласно своей «новой смелой промышленной стратегии» Китай планирует поставить эту задачу в масштабах всей национальной экономики в период до 2025 г.17

Вместе с тем растущий разрыв в уровнях развития между странами, регионами и компаниями становится наиболее заметным именно в цифровой торговле, как и в цифровом мировом секторе в целом. Например, из 25 крупнейших высокотехнологичных компаний (по показателю рыночной капитализации) в США действует 14, в ЕС - 3, в КНР - 3, в других странах Азии - 4, во всех странах Африки - 1.

Три крупнейшие высокотехнологичные корпорации в США имеют средний показатель рыночной капитализации более 400 млрд долл., а средний показатель у наиболее крупных высокотехнологичных компаний в КНР - 200 млрд долл., в Азии - 123 млрд долл., в Европе - 69 млрд долл. в Африке - 66 млрд долл. Выгоды (соотношение прибыли к объему продаж) от доминирования на рынке в цифровом секторе у компании «Ама-зон» (США) увеличились с 10% в 2005 г. до 23% в 2015 г., а у компании «Алибаба» (КНР) - с 10% в 2011 г. до 32% в 2015 г.18

В последние годы активизируется мировая торговля без пересечения национальных границ, когда торговые контракты реализуются между глобализированными корпорациями разных стран внутри страны пребывания их подразделений или между резидентами и нерезидентами внутри данной страны.

Растет доля внутрифирменного товарооборота (в рамках глобализированных корпораций), а также комплектующих и других промежуточных изделий. Например, зарубежные автозаводы, действующие в России, на 90% используют комплектующие, поступающие из других стран, где располагаются их подразделения. Но при этом импорт дешевых товаров из бедных стран, сделанных по технологиям и из компонентов глобализированных корпораций, ведет в странах-импортерах к росту безработицы, увяданию, а то и разрушению соответствующих отраслей экономики.

Резко растет реэкспорт товаров, доля которого достигла четверти всего мирового экспорта. Например, Израиль, вовсе не имеющий алмазных месторождений, входит в первую пятерку стран на мировом рынке поставщиком алмазов. По некоторым данным, наиболее активно транзитной торговлей занимаются США, Голландия, Гонконг и Россия19.

Растет удельный вес встречных поставок аналогичных или сходных товаров, создаваемых, например, в странах Европы, с примерно одинаковой обеспеченностью экономическими ресурсами для их производства, что, кстати, усиливает долю мирового рынка в рамках европейских стран.

Наряду с единичным товаром на мировом рынке все более активно проявляют себя товар-группа, товар-предприятие, товар-программа.

С 1990-х гг. активизировался мировой рынок предприятий, проявившийся в очередном витке трансграничных слияний и поглощений. Вызвано это разгосударствлением и приватизацией собственности в постсоциалистических странах и дальнейшим ее перераспределением

в рамках мировой экономики, а также ужесточением конкуренции на мировом рынке и ее перемещением на национальные рынки. Если в стране появляются предприятия, товары которых на внутреннем рынке пользуются высоким спросом, они становятся потенциальными конкурентами продавцов этих товаров на мировом рынке и тут же, на их внутреннем рынке, подавляются или поглощаются глобализированными корпорациями и фирмами других стран. Поэтому сегодня на рынке многих товаров конкурируют не только и не столько отдельные фирмы, а бюджеты государств и их группировок. Такая конкуренция, связанная с защитой своего аграрного сектора и других сфер хозяйственной жизни, заметно нарастает не только между США и ЕС.

Резко обостряется на мировом рынке особой формы конкурентная борьба, которая, с одной стороны, наряду с ценовой, вызывает неценовые формы своего проявления, усиливается личная уния с приобщением своих и «чужих» правительств, а с другой - все чаще сопровождается конфликтами, перерастающими в «торговые войны» («компьютерную», «стальную», «окорочковую» и др.). Появляются «войны новых поколений» - информационные (пропагандистская, психологическая и др.), хакерские, террористические, вирусные войны, в которых используются компьютерные вирусы, вирусы (бациллы) против растений, животных и человека. В торговые войны активно включаются военно-промышленные комплексы, шпионаж, пиратство. Новым явлением стали «газовые», «винные», «молочные», другие войны между постсоветскими странами.

Все эти и другие особенности, а также сложившиеся тенденции развития современной мировой торговли вызывают к жизни еще одну важнейшую ее особенность и тенденцию - усиление регулирования мирового рынка, как и всех форм международных связей на всех уровнях - фирменном, государственном, межгосударственном и мировом.

Пожалуй, главная причина, вызывающая необходимость всестороннего регулирования мировой торговли, заключается в том, что «мы живем в мире, где деньги и власть неотделимы друг от друга и где капитал -материальный или нематериальный, долгосрочный или краткосрочный, промышленный или финансовый - освободил себя от надзора и вмешательства со стороны регулирующих органов. Поэтому неудивительно, что повышенная обеспокоенность среди растущего числа пострадавших от гиперглобализации все чаще заставляет усомниться в официальной версии о том, что торговля приносит общие выгоды. Это означает, что теперь необходимо перейти к более обоснованному и прагматичному подходу к регулированию торговли.. ,»20.

Примечания

(Endnotes)

1 ЮНКТАД: Доклад о торговле и развитии, 2018 год: Власть, платформы и иллюзия свободной торговли. Нью-Йорк; Женева, 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/tdr2018overview_ru.pdf (дата обращения 14.10.2018).

2 Дерен В.И. Мировая экономика. Смоленск, 2016. С. 84-86.

3 Statistical database from UNCTAD. [Электронный ресурс]. URL: ttps://twitter.com/ UNCTADstat (дата обращения 14.10.2018).

4 ЮНКТАД: Доклад о торговле и развитии. 2016 год. Нью-Йорк; Женева, 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/69926944-Doklad-o-torgovle-i-razvitii-2016-god.html (дата обращения 14.10.2018).

5 ЮНКТАД: Доклад о торговле и развитии, 2018 год: Власть, платформы и иллюзия свободной торговли. Нью-Йорк; Женева, 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/tdr2018overview_ru.pdf (дата обращения 14.10.2018).

6 ЮНКТАД: Доклад о торговле и развитии. 2016 год. Нью-Йорк; Женева, 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/69926944-Doklad-o-torgovle-i-razvitii-2016-god.html (дата обращения 14.10.2018).

7 Ведущие страны по производству промышленной продукции в 2016 году. [Электронный ресурс]. URL: http://statinformation.ru/prom/prom2016.html (дата обращения 14.10.2018).

8 Российский статистический ежегодник, 2017: Статистический сборник. Москва, 2017. С. 668.

9 ЮНКТАД: Доклад о торговле и развитии. 2016 год. Нью-Йорк; Женева, 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/69926944-Doklad-o-torgovle-i-razvitii-2016-god.html (дата обращения 14.10.2018).

10 ЮНКТАД: Доклад о торговле и развитии, 2018 год: Власть, платформы и иллюзия свободной торговли. Нью-Йорк и Женева, 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/tdr2018overview_ru.pdf (дата обращения 14.10.2018).

11 Мировой экспорт товаров в 2017 году. [Электронный ресурс]. URL: http:// data.trendeconomy .ru/dataviewer/trade/statistics/commodity_h2 (дата обращения 14.10.2018).

12 Дерен В.И., Дерен А.В. Экономика и международный бизнес. Смоленск, 2017. С. 54-61.

13 ЮНКТАД: Доклад о торговле и развитии, 2018 год: Власть, платформы и иллюзия свободной торговли. Нью-Йорк; Женева, 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/tdr2018overview_ru.pdf (дата обращения 14.10.2018).

14 Балюк И.А. Перспективы развития международного долгового рынка // Экономический журнал. 2016. № 3 (43). С. 142-156.

15 Шуйский В.П. Торговля услугами - перспективный сегмент международной торговли // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. № 10. С. 44-55.

16 Шуйский В.П. Торговля услугами - перспективный сегмент международной торговли // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. № 10. С. 44-55.

17 ЮНКТАД: Доклад о торговле и развитии, 2018 год: Власть, платформы и иллюзия свободной торговли. Нью-Йорк, Женева, 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/tdr2018overview_ru.pdf (дата обращения 14.10.2018).

18 ЮНКТАД: Доклад о торговле и развитии, 2018 год: Власть, платформы и иллюзия свободной торговли. Нью-Йорк, Женева, 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/tdr2018overview_ru.pdf (дата обращения 14.10.2018).

19 Реэкспорт товара. [Электронный ресурс]. URL: http://bankspravka.ru/bankovskiy-slovar/reeksport-tovara.html (дата обращения 14.10.2018).

20 ЮНКТАД: Доклад о торговле и развитии, 2018 год: Власть, платформы и иллюзия свободной торговли. Нью-Йорк, Женева, 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/tdr2018overview_ru.pdf (дата обращения 14.10.2018).

Автор, аннотация, ключевые слова

Дерен Василий Иосифович - канд. экон. наук, доцент Смоленского государственного университета (Смоленск) deren.v@yandex.ru

В статье анализируются проблемы развития мировой торговли, ее особенностей и тенденций, проявляющихся в послевоенный период времени и, в частности, после 1990-х гг. Обозначены факторы, вызывающие указанные особенности и тенденции. Подчеркивается растущее влияние мировой торговли и степени ее эффективности на развитии всех форм связей и отношений в мировой экономике в целом. Среди основных тенденций современной мировой торговли выделяются и анализируются такие, как динамика и модификация ее масштабов, объектов, субъектов, региональной и товарной структуры. Особое внимание уделяется тенденциям развития новых мировых рынков, появившимся в 1970-е гг. В форме выводов обосновывается необходимость регулирования современного мирового рынка на всех его уровнях.

Мировая торговля, тенденции мировой торговли, мировое хозяйство, регулирование мировой торговли.

References

(Articles from Scientific Journals)

1. Balyuk I.A. Perspektivy razvitiya mezhdunarodnogo dolgovogo rynka. Ekonomiches-kiy zhurna, 2016, no. 3 (43), pp. 142-156.

2. Shuyskiy V.P. Torgovlya uslugami - perspektivnyy segment mezhdunarodnoy tor-govli. Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik, 2017, no. 10, pp. 44-55.

(Monographs)

3. Deren V.I. Mirovaya ekonomika. Smolensk, 2016, pp. 84-86.

4. Deren V.I., Deren A.V. Ekonomika i mezhdunarodnyy biznes. Smolensk, 2017, pp. 54-61.

Author, Abstract, Key words

Deren Vasily Iosifovich - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Smolensk State University (Smolensk, Russia) deren.v@yandex.ru

The article analyzes the problems of world trade development, its features and trends that manifest themselves in the post-war period and, in particular, after the 1990s. The factors causing the specified features and tendencies are designated. The growing influence of world trade and its efficiency on the development of all forms of relations in the world economy as a whole is emphasized. Among the main trends of modern world trade are identified and analyzed such as the dynamics and modification of its scale, objects, subjects, regional and commodity structure. Particular attention is paid to the trends in the development of new world markets, which appeared in the 1970s. In the form of conclusions the necessity of regulation of the modern world market at all its levels is proved.

World trade, world trade trends, world economy, regulation of world trade.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.