Научная статья на тему 'Внешняя торговля России: современные тенденции и пути совершенствования'

Внешняя торговля России: современные тенденции и пути совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13774
1166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Внешняя торговля / товарооборот / экспорт / импорт / внешнеторговая политика / государственное регулирование / Foreign trade / trade / export / import / foreign trade policy / state regulation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дерен Василий Иосифович

В статье анализируются ретроспектива и основные современные тенденции развития внешней торговли России, особенно в период и после 1990-х гг. Обозначены некоторые проблемы и факторы, вызывающие положительные и отрицательные тенденции, их последствия для внутренней экономики в целом и ее экономической безопасности в современном мире. В качестве выводов на основе анализа мирового опыта подчеркивается необходимость более активного вмешательства российского государства в регулирование внешней торговли, предлагаются некоторые пути такого вмешательства в целях рационализации и повышения эффективности внешней торговли для социально-экономического развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia’s Foreign Trade: Current Trends and Ways of Improvement

The article analyzes the retrospective and the main current trends in the development of foreign trade in Russia, especially in the period and after the 1990s. Some problems and factors that cause positive and negative trends, their consequences for the domestic economy as a whole and its economic security in the modern world are identified. As conclusions on the basis of the analysis of world experience, the need for more active intervention of the Russian state in the regulation of foreign trade is emphasized, some ways of such intervention are proposed in order to rationalize and improve the efficiency of foreign trade for the socio-economic development of the country.

Текст научной работы на тему «Внешняя торговля России: современные тенденции и пути совершенствования»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА World Economy

В.И. Дерен

внешняя торговля РОССИИ: современные тенденции и пути совершенствования

V.I. Deren

Russia's Foreign Trade: Current Trends and Ways of Improvement

В своей истории Россия во все времена занимала ведущее место в мирохозяйственных связях. В конце XIX в. в мировой торговле Россия была на восьмом месте, а в Европе - на пятом (после Англии, Германии, Франции и Голландии). Основными продуктами российского экспорта в тот период были зерно (47% совокупной стоимости экспорта, хотя, как писал в 2010 г. журнал «Церковь», сами россияне ели полумякинный хлеб или вовсе голодали), масло коровье (хотя большинство крестьян не имели понятия о его вкусе), лен (8,5%), сахар, домашняя птица, сало и многие другие товары.

Несмотря на значительные противодействия Запада, растущими темпами развивалась внешняя торговля и СССР. Из доклада Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева на XXVII съезде КПСС (25 февраля - 6 марта 1987 г.) следует, что в 1950 г. СССР торговал с 45 странами и его внешнеторговый оборот составлял 3 млрд руб., а в середине 1980-х гг. торговыми партнерами СССР были 145 стран (их количество более чем утроилось) и внешнеторговый оборот превышал 150 млрд руб. (в 50 раз больше). При этом в экспорте СССР, в том числе и в наиболее развитые страны, активно наращивалась доля конечных и высокотехнологичных товаров - автомобили, суда, самолеты, тракторы, зерноуборочные комбайны, часы, стекло, фотоаппараты, велосипеды, одежда, многое другое.

Напомним, что еще в 1937 г. советский зерноуборочный комбайн «Ста-линец-1», который на Всемирной промышленной выставке в Париже получил диплом "Grand Prix" - высшую награду, положил начало наградам постоянно совершенствующимся советским зерноуборочным комбайнам на последующих выставках-ярмарках в Брюсселе, Брно, Будапеште;

в 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе советский автомобиль ГАЗ-21 «Волга» также был удостоен «Гран-при», а модели 407 и 423 автомобиля Москвич отмечались золотыми медалями и дипломами.

В настоящее время США не только покупают в России космические двигатели РД-180, скафандры для астронавтов, но и их астронавты в числе космонавтов других более десятка наиболее развитых государств мира на созданном в РКК «Энергия» имени С.П. Королева корабле «Союз» доставляются на международную космическую станцию (многоцелевой космический исследовательский комплекс) и возвращаются на Землю, а в Японии и сегодня действует клуб любителей советского автомобиля «Нива».

При этом следует напомнить, что Россия на протяжении практически всей ее тысячелетней истории, но особенно в советское время, подвергалась санкциям и другим внешним, а то и внутренним, угрозам. Как доказывают теория и хозяйственная практика, любые угрозы могут приносить притесняемому государству не только отрицательные, но и положительные последствия, конечно же при условии, если руководство притесняемого государства в этом заинтересовано и настоятельно к этому стремится. Например, в России это обычно стимулировало ее руководство проводить индустриализацию страны, изменять структуру внутренней экономики в пользу развития реального сектора, производственной и социальной инфраструктуры и тем самым наращивать возможности не только экономического роста и развития, но и производства для экспорта все новых, в том числе высокотехнологичных товаров; вызывало необходимость активизации импортозамещения, что повышало ценовую конкурентоспособность внутренней продукции на внешнем рынке; усиливало стимулы и необходимость налаживания и развития всех форм внешнеэкономических связей со странами, которые не придерживаются диктата сверхдержав и т. п. В конечном счете, все это, как показывает история, приносило реальные положительные последствия.

Однако в 1990-е гг. изначально в ходе революционных общественных преобразований внешнеторговая политика России претерпела коренную модификацию, ее приоритетной задачей стал ускоренный переход к полной либерализации, произошло безразборчивое предоставление полной свободы экспорта и импорта всем внутренним и внешним субъектам. Это, как утверждали инициаторы и проводники указанных преобразований, должно было принести России все и по максимуму преимущества фритредерства.

Страны Запада продолжают видеть в России лишь огромный, свободный и плохо ими освоенный рынок сбыта готовых товаров и неисчерпаемый источник ресурсов. При этом импортные тарифы в России сильно занижались (в 1992 г. они вовсе отсутствовали), а в западных странах российский экспорт стал облагаться высокими (порой до 100%) таможен-

ными пошлинами. Активно стали использоваться нетарифные барьеры, торговые войны по поводу ввоза в Россию куриных окорочков, вывоза в США металлов, а в страны ЕС - минеральных удобрений. Нарастал ввоз в Россию по демпинговым ценам некачественных и генетически модифицированных и препятствовался ввоз высокотехнологичных товаров.

В 1990-е гг. во внешней торговле России появились некоторые положительные тенденции: увеличилось количество бизнес-предпринимателей -торговых партнеров России; резко возросло количество внутренних субъектов, включая «челноков», втянутых в международные связи: изначально внешней деятельностью стали заниматься свыше 450 тыс. российских фирм и организаций всех форм собственности; существенно расширились внешнеэкономические связи регионов России1; расширился ассортимент ввозимых, особенно экзотических, товаров; появился эффект импортной конкуренции, выросла доля торговых связей России с развитыми странами, правда, в основном за счет их резкого снижения с постсоциалистическими и развивающимися странами.

Положительным явлением стала попытка торговать ресурсами России с использованием рублей: в июне 2006 г. фондовая биржа «Российская торговая система» провела торговлю в рублях нефтью и золотом. Объем первой (и последней) сделки (10 баррелей нефти марки Urals с июльским фьючерсным контрактом) продан по цене 1 751 руб. (65,2 долл.) за баррель.

В это время появились и отрицательные последствия, в числе которых: чрезмерная, более чем на 90%, открытость экономики России для любых нерезидентов; снижение с 3-4 до 1-2% доли общего объема внешней торговли России в мировой торговле; оттеснение России на ее традиционных рынках - в развивающихся, постсоветских и в постсоциалистических странах в целом2; оттеснение российских производителей нерезидентами не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, и не только на Дальнем Востоке и в Приморье (в настоящее время на долю менее 2% торговых организаций с участием иностранного капитала приходится около 70% всей внутренней розничной торговли в России, тогда как чисто российские предприятия получили в свое распоряжение около 30% внутренней розничной торговли3); снижение интереса стран Запада в развитии связей с Россией из-за невысокой ее доли в их внешних связях (например, доля товарооборота США в российском внешнем товарообороте в отдельные годы составляет 3-4%, а доля России во внешнем товарообороте США -менее 1%, и для ЕС основными торговыми партнерами являются США и социалистический Китай, а не Россия, которая обеспечивает страны ЕС на 30-40% нефтью и газом); нарастание дискриминации России со стороны западных стран, особенно начиная с 2014 г., когда «в Конгрессе США заявили, что Америка берет под свое кураторство внешнюю и внутреннюю политику Украины»4, торговые войны с ними, традиционные для Запада санкции относительно России и т. п.

В результате с 1990 по 2016 г. (в связи с сокращением ВВП в долларовом исчислении и превращением межреспубликанских операций в рамках СССР в международные сделки) доля товарного экспорта в ВВП России удвоилась, но ее доля в мировом экспорте снизилась с 2,8 до 1,8%5.

Из таблицы 1, составленной по данным Росстата6 по методологии платежного баланса в действующих ценах, видно постоянное нарастание положительного сальдо торгового баланса России: с -10,7 млрд долл. в 1990 г. до +115,0 млрд долл. в 2017 г. (в отдельные годы этот показатель приближался к +200 млрд долл.). Это положительное явление несет России отрицательные последствия, так как достигается за счет экспорта значительных объемов сырья и нерациональной структуры импорта в целом, импортируются в основном легко производимые в стране товары, что подавляет российских производителей. Проблема состоит еще и в том, что, например, за один 2017 г. из России вывезено товаров на общую сумму в 115 млрд долл. и ничего не ввезено взамен. При этом каждый россиянин недополучил в 2017 г. импортных товаров в обмен на российский экспорт на сумму около 800 долл., значительная часть которых осталась за рубежом. Падение покупательной способности россиян также активизирует экспорт и еще более усугубляет эти проблемы.

Таблица 1

Динамика внешней торговли России (млрд долл.)

Показатели Годы

1990 1995 2000 2007 2012 2013 2014 2016 2017

Оборот 153,0 144,7 149,9 552,2 864,9 867,6 804,7 473,5 591,0

Экспорт 71,2 82,4 105,0 352,5 529,1 523,3 496,8 281,9 353,0

Импорт 81,9 62,3 44,9 199,7 335,8 344,3 307,9 191,6 238,0

Сальдо -10,7 +20,1 +60,1 + 152,8 + 193,3 + 179,0 + 188,9 +90,3 + 115,0

Из данных, приведенных в таблице 1, видно, что в 2017 г. по сравнению с 2013 г. внешнеторговый оборот России снизился с 863,1 до 591 млрд долл. При этом экспорт составлял 353, а импорт - 238 млрд долл.

Несмотря на растущие санкции со стороны Запада относительно России и снижение общего объема торговли с ними, основными торговыми партнерами России многие годы остаются страны дальнего зарубежья, на долю которых в 2017 г. приходилось 87,3% (515,8 млрд долл.) внешнеторгового оборота, в том числе 303,0 млрд долл. российского экспорта и 212,8 млрд долл. - импорта. При этом в общем объеме экспорта (в фактически действующих ценах) на страны дальнего зарубежья наибольшие

объемы пришлись на долю Китая - 10,9% (38,9 млрд долл.), Нидерландов, государство - 10,0% (35,6 млрд долл.), Германии - 7,2% (25,7 млрд долл.), Турции - 5,1% (18,2 млрд долл.), Италии - 3,9% (13,8 млрд долл.), Республики Корея - 3,5% (12,3 млрд долл.), Польши - 3,2% (11,6 млрд долл.), США - 3,0% (10,7 млрд долл.), Японии - 2,9% (10,5 млрд долл.), Великобритании - 2,4% (8,7 млрд долл.), Финляндии - 2,4% (8,6 млрд долл.).

В импорте в 2017 г. преобладали поставки также из Китая - 21,1% (48,0 млрд долл.), Германии - 10,7% (24,2 млрд долл.), США - 5,5% (12,5 млрд долл.), Италии - 4,4% (10,1 млрд долл.), Франции - 4,2% (9,6 млрд долл.), Японии - 3,4% (7,8 млрд долл.), Республики Кореи -3,0% (6,9 млрд долл.), Польши - 2,2% (4,9 млрд долл.), Великобритании - 1,8% (4,0 млрд долл.), Нидерландов - 1,7% (3,9 млрд долл.), Финляндии - 1,6% (3,7 млрд долл.), Чехии - 1,5% (3,4 млрд долл.) и Турции - 1,5% (3,4 млрд долл.).

На долю 10 стран ближнего зарубежья в 2017 г. приходилось только 12,7% (или 75,2 млрд долл.) внешнеторгового оборота России, в том числе 50 млрд российского экспорта и 25,2 млрд долл. импорта (что почти в два раза меньше российского импорта из одного Китая). При этом в общем объеме экспорта России в фактически действующих ценах на долю Белоруссии приходилось 5,1% (18,4 млрд долл.), Казахстана - 3,4% (12,3 млрд долл.), Украины - 2,2% (7,9 млрд долл.). В импорте преобладали поставки из Белоруссии - 5,2% (11,8 млрд долл.) от всего объема российского импорта, Казахстана - 2,2% (4,9 млрд долл.), Украины - 2,2% (4,9 млрд долл.). Украина, как видим, несмотря ни на что занимает немалую нишу ближнего зарубежья во внешней торговле с Россией.

Экспорт товаров России связан со следующими проблемами: резкое сокращение его доли с 1990 г., и только в 1995 г. был превышен уровень 1990 г., а с 2014 г. экспорт снова начал снижаться; наблюдается слабое улучшение структуры экспорта России, поскольку остается высокой (более 60%) доля сырья и материалов7. Вывозится значительная часть их внутреннего годового производства: 80-90% алюминия, олова, меди, цинка, минеральных удобрений, до 50% нефти. Их экспорт растет за счет сокращения внутреннего потребления: если в 1985 г. внутри РСФСР в расчете на душу населения потреблялось 2,5 т нефти, то в настоящее время в новой России - менее 2 т (кстати, в США, где экспорт сырой нефти вовсе запрещен и создан ее стратегический резерв в объеме 120 млн т в подземных соляных кавернах, на душу населения потребляется более 3 т нефти), домохозяйства России потребляют лишь около 2% добываемого в стране газа.

Дефицит в стране энергоресурсов компенсируется ростом внутренних цен, что, с одной стороны, сдерживает их внутренний спрос и развитие экономики, а с другой - вызывает рост издержек, в том числе экспортной продукции и снижение конкурентоспособности на мировом рынке.

С 1980-х гг. снизился с 20 до 8% и длительное время сохраняется на этом уровне удельный вес экспорта машин, оборудования, самолетов, других транспортных средств, высокотехнологичной продукции, в производстве которой Россия еще обладает абсолютными или относительными преимуществами - аэрокосмической, лазерной, алмазно-бриллиантовой промышленности, военной техники. В настоящее время на долю России приходится 0,3% мирового рынка наукоемкой продукции, а на долю США - около 30%, ФРГ - 23%, Японии - около 20%. Высокие технологии (вооружение, космическая техника, ядерное оборудование) составляют в нынешнем российском экспорте менее 1%.

С 1989 по 2017 г. в экспорте России доля товаров с высокой добавленной стоимостью также снизилась с 38,7 до 5,0% (между тем Китай, по данным аналитиков ОЭСР-ВТО, является одной из очень немногих стран, скорее исключение, которому с 1995 по 2014 г. удалось увеличить долю добавленной стоимости, созданной отечественной обрабатывающей промышленностью, в общем объеме экспорта на 12 процентных пунктов). В 1980-е гг. Россия делила 2-е и 3-е места среди 38 стран, производящих токарные, металлорежущие и другие станки, значительная часть которых продавалась на мировом рынке, а в настоящее время Россия находится в конце этого списка, а ее доля в мировом станкостроении составляет 0,3%.

Зависимость экономики России от нерациональной структуры экспорта увеличивается, на наш взгляд, по следующим причинам: рост потребностей в российских энергетических ресурсах в ЕС, КНР, США и других странах; строительство для этих целей дополнительных нефте-, газопроводов и других составляющих инфраструктуры, что отвлекает ресурсы из других сфер деятельности, сдерживая их развитие; акционирование с участием нерезидентов сырьевых отраслей, судьба которых уже решается не только и даже не столько в России (по официальным данным, зарубежные компании добывают в России около третей части ее нефти, а по другим данным, - более 70%); старение и значительный износ предприятий по переработке сырьевых ресурсов; занятость рациональных для России ниш на мировом рынке; активная протекционистская политика развитых стран, международных организаций и ее, мягко говоря, слабость в России; нарастающая со стороны развитых стран дискриминация России в мирохозяйственных связях (в настоящее время около 130 российских товаров, в основном с очевидными конкурентными преимуществами - хлоркалий, карбид кремния, карбамид, уран, изобутанол и другие подвержены ограничительным мерам, а общие потери России от этих ограничений превышает 2 млрд долл. в год). Даже тогда, когда страны ЕС признали экономику России рыночной, они антидемпинговые меры не сняли. Более того, возбуждаются все новые антидемпинговые процедуры по мочевине, хлористому кальцию, необработанному цинку, толстолистовой стали, текстилю, рыбным консервам и другим.

Важной причиной роста зависимости России от экспорта сырья является также трудно понимаемая политика правительства России по рационализации общей структуры экспорта. Например, в соответствии с одобренным правительством документом «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года»8 предусматривается к 2020 г. увеличить экспорт сырой нефти до 310 млн т в год (в СССР этот показатель не превышал 125 млн т) и одновременно почему-то предполагается сократить в 2-2,5 раза экспорт бензина, керосина, мазута, других готовых и гораздо более дорогих на мировом рынке продуктов. Таким образом, сложившаяся товарная структура экспорта товаров из России характеризуется крайне высоким для стран с переходной экономикой показателем минерального сырья и топлива, что неизбежно ведет к его высокой углеродоемкости9.

Сохраняются проблемы эффективности российского экспорта, его рост не сопровождается аналогичным ростом выручки из-за утечки капитала, внутренней конкуренции между частными фирмами-экспортерами, нелегального экспорта, особенно леса, который активно экспортируется широко известными «черными лесорубами», слабости координации действий со стороны государства, нестабильности мировых цен и относительно низких цен на российское сырье: цены российских нефтепродуктов, леса и других товаров на внешних рынках зачастую на 20-30% ниже средних мировых10. При этом от товарного экспорта небольшая часть поступает в государственный бюджет (по некоторым данным этот показатель не превышает третьей части общей выручки).

Импорт товаров в Россию также связан с множеством проблем.

Первоначально, несмотря на практически полную открытость внутренней экономики России, полную свободу любых резидентов и нерезидентов действовать на ее территории, импорт товаров снизился с 81,9 млрд долл. в 1990 г. до 43 млрд долл. в 1992 г., чему способствовали следующие причины: ликвидация системы бюджетного дотирования импорта; резкая девальвация рубля (в 1980-е гг. доллар США официально оценивался в 63 советские копейки, а 1990-е гг. - более чем в 63 тыс. рублей новой России) и высокий уровень процентных ставок; сокращение товарных поставок из развивающихся стран в счет их долгов (для значительной части стран долги перед Россией были списаны, а другие страны и в настоящее время выжидают их списания); оплата российских долгов за счет экспорта сырьевых ресурсов; резкое падение платежеспособного спроса россиян, в том числе и на импортные товары; появление для резидентов и нерезидентов широких возможностей извращения или полного сокрытия реальных сделок и т. п.

Только в 2005 г. был достигнут уровень товарного импорта 1990 г. и стал нарастать. В 2013 г. он составлял 344,3 млрд долл. Но, начиная с 2014 г. под влиянием многих факторов, важнейшими из которых признаются санкции сверхдержав, российский импорт начал снова снижаться и в 2017 г. оказался на уровне 238 млрд долл.

Слабо улучшается структура российского импорта. В 1990-е гг. в совокупном импорте снизилась доля новой техники и технологий, длительное время нарастала доля легко производимых в стране потребительских товаров. В 1990-е гг. в совокупном объеме товарных ресурсов доля ввозимых продовольственных товаров возросла с 12-14 до 60%, но затем начала снижаться и в 2017 г., составила 12,7%. Однако все еще сохраняется высокая доля в импорте бытовой техники, электроники, вычислительной техники и наукоемкого оборудования, что сдерживает развитие внутренней экономики, сохраняет угрозу национальной безопасности и позволяет Западу сбрасывать на российский рынок массу некачественной, зачастую вредной для человека продукции.

Одной из важных проблем внешней торговли России является то, что товарный импорт для россиян становится все дороже: в 2000 г. за тонну свежего и мороженого мяса (без мяса птицы) Россия платила 1 145 долл., а в 2017 г. - 3 211 долл.11 Нетрудно подсчитать, что в 2017 г. за каждый килограмм ввезенного мяса российские потребители платили зарубежным производителям и посредникам в 2,8 раза больше, чем в 2000 г. Это касается далеко не только мясных продуктов.

Нарастают потребности российской экономики в импорте новой техники, включая пассажирские самолеты (по словам Д.А. Медведева, ежегодная потребность России в новых самолетах составляет 110-130 машин, а отечественные самолетостроители могут поставить лишь 12-15 машин12. Между тем, ослабленные реформами 1990-х гг. российские самолетостроители в прошлом производители 150-180 машин в год, и минимум каждый третий-четвертый самолёт в мировом пространстве был советский), грузовые и пассажирские электровозы и тепловозы, высокотехнологичные станки, другие машины, которые в прошлом производились в стране и экспортировались во многие страны. В настоящее время почти вся эта техника изношена, ее производство в России практически прекращено (например, в 1985 г. станков с числовым программным управлением в России производилось 16,7 тыс. штук, а в 2016 г. всего лишь 337 штук), поэтому ее необходимо импортировать или мобилизовать ресурсы для организации внутреннего производства. Но проблема заключается в том, что импортом занимается в основном частный бизнес по своему усмотрению, а организация национального производства - это в первую очередь дополнительные заботы правительства.

Россия крайне слабо представлена на мировом рынке услуг13, хотя обладает значительными потенциальными возможностями и опытом в экспорте как обычных (туризм, транспорт), так и высокотехнологичных, особенно инжиниринговых услуг. Но эти возможности и опыт по политическим (санкции со стороны хозяев сверхдержав Ираку, Ирану, Ливии, другим странам, включая Россию) и по другим причинам используются максимум на треть.

В ВВП России в настоящее время услуги превышают 50%, но их объем и удельный вес в совокупном экспорте резко снизился и в мировом экспорте не превышает 1,2% (для сравнения: доля Индии на мировом рынке услуг составляет 3,2%; Китая - 5,8%; США - 15,2%; стран ЕС - 40,6%)14.

Справедливости ради отметим, что в последние несколько лет сложилась устойчивая тенденция роста этой российской доли. Так, по данным Росстата15, с 2000 по 2016 г. совокупный экспорт российских услуг увеличился с 10,0 до 50,5 млрд долл. При этом их экспорт в страны дальнего зарубежья вырос с 7,2 до 43,9 млрд долл., а в страны СНГ - с 2,8 до 6,7 млрд долл. За указанный период произошло увеличение также совокупного импорта в Россию зарубежных услуг с 16,7 до 74,4 млрд долл., в том числе из стран дальнего зарубежья - с 13,1 до 69,1 млрд долл., а из стран СНГ - с 3,6 до 5,2 млрд долл.

В российском экспорте и импорте услуг преобладают транспортные услуги, доля которых в совокупном экспорте услуг с 2000 по 2016 г. выросла с 30,3 до 33,9%, а доля импорта снизилась с 15,8 до 15,6%. Значительную долю занимают также деловые и прочие поездки (служебные и туристические поездки, «челноки»). Их доля за тот же период в экспорте услуг снизилась с 18,0 до 15,4%, а в импорте - с 35,5 до 32,2%. В последние годы получили тенденцию к росту в экспорте и импорте телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги. С 2000 по 2016 г. в совокупном экспорте их доля выросла с 5,3 до 7,8%, а в импорте - с 5,3 до 7,3%.

Крайне слабо на мировом рынке представлены российские услуги по переработке товаров, принадлежащих другим сторонам, по техническому обслуживанию и ремонту товаров, страховые и финансовые услуги.

Россия, богатая открытиями и изобретениями, все еще слабо использует мировой рынок результатов интеллектуального труда. По данным Счетной палаты России, иностранные производители вооружения ведут беспрецедентную работу по закреплению за собой прав на изобретения российских авторов. В нарушение Патентного закона России ежегодно до 500 открытий и изобретений россиян передаются в патентные ведомства других стран. За 1992-2000 гг. только в США зарегистрировано свыше 1 000 патентов россиян на технологии военного и двойного назначения, а также разработки в области электронной, лазерной, технологий переработки нефти и газа, органической химии, медицинской и экологической техники. Кроме того, Россия до сих пор не урегулировала лицензии, проданные СССР зарубежным потребителям. В связи с этим сложилась опасная практика, позволяющая блокировать наиболее перспективные направления развития авиатехники в России патентами, оформленными на иностранцев. В результате Россия получает претензии по экспортируемой технике военного и двойного назначения.

Россия имеет значительные потенциальные возможности и богатый опыт использования на мировом рынке инжиниринговых услуг. Но, к со-

жалению, в настоящее время продвижением российских услуг на мировом рынке не занимается ни одно министерство или ведомство.

Для активизации экспорта инжиниринговых услуг, строительства за рубежом объектов энергетики под ключ в 1955 г. в СССР была создана компания «Технопромэкспорт», построившая крупнейшие станции в Египте (Асуан), Европе, Африке, Латинской Америке, Китае. Причем советские технологии были достаточно конкурентоспособными на мировом рынке. В 1960-е гг. под коммерческие проекты была создана вторая компания - «Энергомашэкс-порт». Но в 1990-е гг. обе компании значительно ослабли и, кроме того, стали конкурировать между собой в одних и тех же странах. Этим воспользовались Франция и Китай, получивший все советские технологии, а в 1990-е гг. стал выигрывать у России тендеры и контракты. И как результат только с 2000 по 2016 г. доля строительных услуг в совокупных услугах России снизилась и в экспорте (с 7,1 до 7,0%), и в импорте (с 6,1 до 5,1%). Между тем, Китай в 2016 г. продолжил удерживать лидерство на мировом рынке строительных услуг и в их экспорте (19%), и в их импорте (11%)16.

И тем не менее, объектами строительства и оказания технического содействия инжиниринговыми фирмами России зарубежным странам в настоящее время являются: строительство Белорусской АЭС, АЭС «Ку-данкулам» (Индия), «Тяньвань» (Китай), «Аккуя» (Турция), «Эль-Дабаа» (Египет), «Руппур» (Бангладеш), «Ханхикиви-1» (Финляндия) и другие; модернизация двух блоков АЭС «Козлодуй», строительство двух блоков АЭС «Белене» (Болгария) и двух новых блоков АЭС «Пакш» в Венгрии; возведение гидроэлектростанции «Плейкронг» и «Сесан-3», а также ТЭС «Хайфон» и ГЭС «Шонла» (Вьетнам), продолжается строительство новых газо- и нефтепроводов на Запад и в Азию.

Эти и другие отдельные положительные примеры внешней торговли, как и внешнеэкономической деятельности российского бизнеса в последнее тридцатилетие в целом говорят о многом. Но они все еще не позволяют сделать положительные выводы о результатах, начавшихся в 1990-е гг. коренных преобразований хозяйственной системы и полной либерализации внешней торговли. На наш взгляд, именно указанные преобразования, наряду с другими вызванными ими внутренними и внешними причинами на многие годы стали фактором подавления отечественных производителей, установления нерациональной структуры производства и сырьевой экспортной специализации, накопления внешних долгов, роста социальных и инвестиционных издержек, ослабления конкурентоспособности и национальной безопасности. Именно поэтому появляющийся в отдельные годы экономический рост и сегодня нельзя считать развитием.

Важнейшим фактором вывода российской экономики из сложившегося положения является совершенствование внешнеторговых связей, что требует разработки и реализации научно обоснованной экономической, внешнеторговой и внешнеэкономической политики государства.

Объективную необходимость государственного регулирования внешнеэкономических связей в современных условиях вызывают такие факторы, как рост масштабов и роли внешнего для отдельных стран межгосударственного и надгосударственного регулирования, «провалы» рынка, нарастающее обобществление собственности, производства, появление и активизация на этой основе монополизации производства и влияния крупнейших ТНК на воспроизводственные процессы на всех его уровнях. Другими словами, «мы живем в мире, где деньги и власть неотделимы друг от друга, и где капитал - материальный или нематериальный, долгосрочный или краткосрочный, промышленный или финансовый - освободил себя от надзора и вмешательства со стороны регулирующих органов. Поэтому неудивительно, что повышенная обеспокоенность среди растущего числа пострадавших от гиперглобализации все чаще заставляет усомниться в официальной версии о том, что торговля приносит общие выгоды. Это означает, что теперь необходимо перейти к более обоснованному и прагматичному подходу к регулированию торговли»17. Кстати, и в юбилейном докладе Римского клуба-2018 подчеркивается, что «государство (общество) должно устанавливать правила для рынков, а не наоборот»18.

Степень возможностей влияния государства на внешние связи определяется долей государства в этих связях, долей государственной собственности в национальной экономике, рациональностью расходов государственного бюджета, долей государственных расходов в ВВП и т. п. Именно поэтому в странах ОЭСР доля государственных расходов в ВВП за последние 40 лет возросла с 18 до 50% и выше (в России этот показатель за годы преобразований снизился в разы и в настоящее время не превышает 17-20%).

Крайне важно отметить, что государственное регулирование может приносить выгоды внутренней экономике, всем и каждому его индивиду, а может наносить и вред. Все зависит от того, что представляет собой система хозяйствования, в чьих руках находятся основные рычаги регулирования, в какой степени подготовлены основные субъекты к рациональному регулированию экономических процессов, в чьих интересах они действуют, в чем конкретно и в какой степени они в этом заинтересованы и устремлены, перед кем и в какой степени несут они за это ответственность.

Мировая практика показывает, что в условиях современного смешанного капитализма, когда мировые рынки в результате экономических кризисов перепроизводства и других рецидивов нарушаются, а то и разрушаются, положение крупнейшего бизнеса, как правило, улучшается, трудящихся масс - значительно усугубляется, а государственное регулирование этих процессов направляется порой не на улучшение, а на закрепление негативных процессов. Классическим примером здесь являются удачно раскрытые профессором В.В. Антроповым социальные реформы, проводимые странами ЕС в посткризисный 2008 г. период19. Кстати, и в России

в тот же период доходы олигархов непомерно увеличивались, а количество бедных россиян, по словам Д.А. Медведева, возросло20.

Среди экономистов России нет единства взглядов как по проблемам внешнеторговой политики, так и экономической политики в целом. Одни из них предлагают и дальше придерживаться теории и политики монетаризма и фритредерства. Другие считают Россию самодостаточной и предлагают ограничить внешние связи, сконцентрировав внимание на решении внутренних проблем. Третьи, на наш взгляд, правильно считают, что Россия должна оптимально, но с максимальной выгодой для всех и каждого использовать внешнюю торговлю, а для этого необходимо повысить роль рационального государственного регулирования всех форм внешних связей.

Необходимость повышения рациональной роли российского государства в регулировании внешнеэкономических связей очевидна и не вызывает сомнений у большинства экономистов и политиков. Об этом свидетельствуют следующие законодательные акты, принятые в новой России в разные годы: «Таможенный кодекс Российской Федерации» (1993 г.), федеральные законы «О таможенном тарифе» (1993 г.), «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (1995 г.), «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (2003 г.), «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» (1998 г.), «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» (1999 г.), «Об экспортном контроле» (1999 г.), «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (2003 г.) и другие.

Все они в той или иной степени предусматривают государственное регулирование внешней торговли и позволяют с учетом лучшего мирового опыта и предложений специалистов РАН сформировать следующие основные направления реализации государственной внешнеторговой политики в современной России:

- разработка краткосрочной и долгосрочной, на десятилетия, внешнеторговой политики, которая не должна основываться лишь на теории монетаризма, и должна быть не фрагментом общей экономической политики, а самой внешнеторговой политикой государства;

- подчинение интересов и целей всех субъектов внешней торговли общенациональным интересам;

- обеспечение контроля над финансовым капиталом, «с тем чтобы поставить его на службу интересам более широких слоев населения»21, скажем точнее, всего населения России;

- отказ от внешнеторговых «стратегий, делающих ставку на снижение заработной платы; рабочая сила - это не просто часть издержек производства, а важный источник спроса и налоговых поступлений»22;

- организация на правительственном уровне регулярного мониторинга развития современной мировой торговли и проявление ее особенностей в каждый конкретный период времени;

- организация изучения, анализа и распространения государственными институтами передового опыта успешной реализации внешнеторговой политики, факторов усиления конкурентоспособности субъектов и объектов зарубежных стран, своевременно посылать соответствующие сигналы и стимулы своим субъектам;

- введение государственного контроля, вплоть до государственной монополии внешней торговли на продукцию ВПК, сырье, золото, алмазы, металлы, вино-водочную и другую продукцию, в производстве которой Россия имеет преимущества, и которая составляет до 80% ее экспорта;

- проведение протекционистской политики государства для более активного поддержания конкурентоспособности на внутреннем рынке ряда обрабатывающих отраслей (аэрокосмической, атомной, лесной промышленности, тяжелого станкостроения, энергетического машиностроения, нанотехнологий и других), которые обладают высоким научно-техническим потенциалом и могут стать конкурентоспособными на мировом рынке;

- усиление государственной поддержки (использование государственных закупок, разумных протекционистских и других мер) слабоконкурентных на мировом рынке отраслей, но имеющих важное для внутренней экономики значение (самолетостроение, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность, производство стройматериалов и др.);

- подчинение таможенных тарифов задачам рациональной структурной и промышленной политики страны - введение жестких протекционистских мер на импорт производимой в стране продукции (таможенные сборы на такую продукцию не должны быть ниже уровня, устанавливаемого западными странами на аналогичную российскую продукцию);

- формирование рациональной структуры экспорта, повышение в нем доли готовых товаров и услуг, в том числе производимых на основе нефти (бензин, мазут, керосин), природного газа (гелий, метан и более тяжелые углеводородные фракции), других подобных товаров;

- активное освоение ниш на мировом рынке сельскохозяйственной продукции - лен, высококачественная рожь, пшеница, овес, многие продукты животноводства, пользующиеся спросом за рубежом;

- усиление стимулирования местных фирм-экспортеров путем формирования благоприятных для них экономических, организационных, правовых и других условий, предоставления им льготных кредитов и налоговых льгот, государственного страхования экспортных продуктов;

- стимулирование создания совместных высокотехнологических фирм с разрешением инвесторам частичного вывоза капитала и товаров;

- развитие интеграционных процессов со странами СНГ, что может повысить в экспорте России долю обрабатывающей промышленности;

- усиление ориентации внешнеторговых связей России на страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Африки, которые не поддерживают санкции Западных стран и с которыми отношения до настоящего времени были либо вовсе свернутыми, либо развивались крайне слабо;

- стимулирование и расширение экспорта товаров за российские рубли, что усилит заинтересованность нерезидентов в рублях и рационализацию структуры российского импорта;

- применение более рациональных защитных мер по пресечению санкций, демпинга, других форм подобной конкуренции со стороны зарубежных субъектов;

- усиление государственного контроля над качеством импорта;

- устранение внутренних проблем, сдерживающих развитие экономики, ее конкурентоспособность и международные связи.

Все это будет способствовать, в конечном итоге, не только совершенствованию внешней торговли, но всех форм внешних связей, экономическому росту, рациональному социально-экономическому развитию страны

и усилению ее национальной безопасности.

Примечания Endnotes

1 Миркина О.Н. Тенденции развития внешнеэкономической деятельности Смоленской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт».

2016. Т. 45. С. 38-45. URL: http://e-koncept.ru/2016/76351.htm.

2 Россия в цифрах, 2018: Статистический сборник. М., 2018. С. 482.

3 Иностранцы взяли под контроль почти всю розничную торговлю в России. [Электронный ресурс]. URL: https://marafonec.livejournal.com/8212483.html

4 ИноСМИ. Ру: Россия сегодня. Коэн Стивен. Новая холодная война Америки с Россией [Электронный ресурс]. URL: https://inosmi.ru/russia/20130121/204890659. html

5 Российский статистический ежегодник, 2017: Статистический сборник. М.,

2017. С. 668.

6 Россия в цифрах, 2018: Статистический сборник. М., 2018. С. 482-507.

7 Мунши А.Ю., Александрова Л.Ю., Мунши Ш.М. Развитие внешней торговли регионов России в начале XXI в. // Вестник Российского университета кооперации. 2017. № 4 (30). С. 47-52.

8 Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.energystrategy.ru/projects/ES-28_08_2003.pdf

9 Пискулова Н.А., Костюнина Г.М., Абрамова А.В. Климатическая политика основных торговых партнеров России и ее влияние на экспорт ряда российских регионов. М., 2013. С. 19.

10 Оболенский В.П. Мировые цены: влияние на внешнюю торговлю России // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2018. № 5. С. 121-132.

11 Россия в цифрах, 2018: Статистический сборник. М., 2018. С. 511.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Российская газета. Стенограмма выступления Дмитрия Медведева в Госдуме. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2014/04/22/medvedev-poln.html

13 Дерен В.И. Мировая экономика. Смоленск, 2016. С. 130-155.

14 Страны мира. Рейтинги и индикаторы. Экспорт услуг в странах мира. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.countries.world/world/Экспорт_услуг-119_0_2015_a.html

15 Российский статистический ежегодник, 2017: Статистический сборник. М., 2017. С. 592-596.

16 Шуйский В.П. Торговля услугами - перспективный сегмент международной торговли // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. № 10. С. 44-55.

17 Конференция организации объединенных наций по торговле и развитию ЮНКТАД. Доклад о торговле и развитии, 2018 год. Власть, платформы и иллюзия свободной торговли. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/en/ PublicationsLibrary/tdr2018overview_ru.pdf

18 "Come on!" Юбилейный доклад Римского клуба-2018. [Электронный ресурс]. URL: http://malakhov.link/come-on-report

19 Антропов В.В. Социальная политика стран ЕС: новые вызовы и ориентиры // Экономический журнал. 2016. № 3 (43). С. 131-141.

20 Российская газета. Стенограмма: интервью Д.А. Медведева российским телеканалам 06.12.2018 г. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2018/12/06/steno-gramma-interviu-dmitriia-medvedeva-rossijskim-telekanalam.html

21 Конференция организации объединенных наций по торговле и развитию ЮНКТАД. Доклад о торговле и развитии. 2017 год. Обзор. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/tdr2017overview_ru.pdf

22 Конференция организации объединенных наций по торговле и развитию ЮНКТАД. Доклад о торговле и развитии. 2016 год. [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/69926944-Doklad-o-torgovle-i-razvitii-2016-god.html_

Автор, аннотация, ключевые слова

Дерен василий Иосифович - канд. экон. наук, доцент кафедры экономики Смоленского государственного университета (Смоленск) deren.v@yandex.ru

В статье анализируются ретроспектива и основные современные тенденции развития внешней торговли России, особенно в период и после 1990-х гг. Обозначены некоторые проблемы и факторы, вызывающие положительные и отрицательные тенденции, их последствия для внутренней экономики в целом и ее экономической безопасности в современном мире. В качестве выводов на основе анализа мирового опыта подчеркивается необходимость более активного вмешательства российского государства в регулирование внешней торговли, предлагаются некоторые пути такого вмешательства в целях рационализации и повышения эффективности внешней торговли для социально-экономического развития страны.

Внешняя торговля, товарооборот, экспорт, импорт, внешнеторговая политика, государственное регулирование

References Articles from Scientific Journals

1. Antropov V. V. Sotsialnaya politika stran ES: novyye vyzovy i oriyentiry. Ekonomich-eskiy zhurnal, 2016, no. 3 (43), pp. 131-141.

2. Shuyskiy V.P. Torgovlya uslugami - perspektivnyy segment mezhdunarodnoy torgov-li. Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik, 2017, no. 10, pp. 44-55.

3. Obolenskiy V.P. Mirovyye tseny: vliyaniye na vneshnyuyu torgovlyu Rossii. Vestnik Instituta ekonomiki Rossiyskoy akademii nauk, 2018, no. 5, pp. 121-132.

4. Munshi A.Yu., Aleksandrova L.Yu., Munshi Sh.M. Razvitiye vneshney torgovli re-gionov Rossii v nachale XXI v. Vestnik Rossiyskogo universiteta kooperatsii, 2017, no. 4 (30), pp. 47-52.

Monographs

5. Deren V.I. Mirovaya ekonomika. Smolensk, 2016, 428 р.

6. Piskulova N.A., Kostyunina G.M., Abramova A.V. Klimaticheskaya politika os-novnykh torgovykh partnerov Rossii i eye vliyaniye na eksport ryada rossiyskikh regionov. Moscow, 2013. 223 p.

Author, Abstract, Key words

Vasiliy I. Deren - Candidate of Economics, Associate Professor, Department of Economics, Smolensk State University (Smolensk, Russia). deren.v@yandex.ru

The article analyzes the retrospective and the main current trends in the development of foreign trade in Russia, especially in the period and after the 1990s. Some problems and factors that cause positive and negative trends, their consequences for the domestic economy as a whole and its economic security in the modern world are identified. As conclusions on the basis of the analysis of world experience, the need for more active intervention of the Russian state in the regulation of foreign trade is emphasized, some ways of such intervention are proposed in order to rationalize and improve the efficiency of foreign trade for the socio-economic development of the country.

Foreign trade, trade, export, import, foreign trade policy, state regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.